Методическая разработка классного часа "Будем добрыми и милосердными".
план-конспект урока (6 класс) по теме

Данная разработка классного часа предназначена для учащихся 6 класса по духовно-нравственному воспитанию. Цель классного часа: воспитание таких нравственных качеств у учащихся, как доброта, отзывчивость, уважение к людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_po_duhovno.docx167.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района СК

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию.

Автор: учитель английского языка Чалченко Елена Михайловна

 Класс – 6

     

                                                                                                    с. Безопасное 2012 г.

Тема: «Будем добрыми и милосердными».

Цели и задачи:

сформировать в сознании детей понятия «доброта»;

расширить знания школьников о доброте и о роли доброты и милосердия в жизни каждого человека;

воспитывать у детей доброжелательность и желание оказать помощь всем, кто в ней нуждается;

формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность детей;

воспитывать такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уважение к людям.

Оборудование: плакаты с высказываниями о доброте “Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки” (Л.Н. Толстой); “Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь”

(М. Горький); "Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям" (Жан Жак Руссо); "Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе"(Вильям  Шекспир);

 карточки с заданиями для работы в группах, мультимедиапроектор, макет сердца.

План мероприятия

Вступительное слово учителя:  Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.

Давайте поклоняться доброте!

 Давайте с думой жить о доброте:

 Вся в голубой и звездной красоте,

 Земля добра. Она дарит нас хлебом,

 Живой водой и деревом в цвету.

 Под этим вечно неспокойным небом

 Давайте воевать за доброту!

Ведущий: Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

Ведущий: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое доброта?

Ученик:  Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Учитель: Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.

Чтец 1:  

                     Твори добро-

                 Нет большей радости.

                 И жизнью жертвуй,

                 И спеши

                 Не ради славы или сладостей,  

                 А   по велению души.  

                 Когда кипишь, судьбой униженный,

                 Ты от бессилья и стыда,

                 Не позволяй душе обиженной

                 Сиюминутного суда.

                             Постой.

                             Остынь.

                  Поверь - действительно

                  Всё встанет на свои места.

                              Ты сильный.

                  Сильные не мстительны.

                  Оружье сильных - доброта.

Учитель: От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение.

Я предлагаю вам распределиться на группы (с помощью разноцветных фигур дети делятся на группы).

(2-3 минуты идет, работа в группах. Затем представитель от каждой группы объясняет, почему именно эти качества выбраны. На общем плакате отмечаются те качества, которые написали дети, и выбирается 5 наиболее популярных качеств)

Посмотрите ребята, такой у нас получился портрет человека, состоящий из качеств. Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.

                                       Набор качеств

Забота
честность
капризность
аккуратность
доброта
лживость
ответственность
ум
решительность
активность

жадность
уравновешенность
взаимовыручка
организованность
правдивость
доброжелательность
злость
отзывчивость
трусость

равнодушие
справедливость
зависть
упрямство
терпение
дружелюбие
обидчивость
любознательность
злопамятность
вежливость

Чтец 2 :

  Ах, как нам добрые слова нужны!

  Не раз мы в этом убедились сами.

  А может не слова - дела важны?

 Дела - делами, а слова - словами.

 Они живут у каждого из нас,

 На дне души до времени хранимы

 Чтоб их произнести в тот самый час,

 Когда они другим необходимы

Учитель: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.

 И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Дети читают хором с доски):

                   

* Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.

 * Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

 * Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.

 * Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

- О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели.

 Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.

 "В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других".

 Л.Толстой

 "Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".

 Жан Жак Руссо

 "Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе".

 Вильям Шекспир

 "Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других"

 Л.Толстой

Ведущий: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

 * Без добрых дел нет доброго имени.

 * Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

 * Доброе слово и железные ворота открывает.

 * Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

 * Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

 * Жизнь дана на добрые дела.

 * Добрые дела красят человека.

 * Доброе слово лучше богатства.

Чтец 3:

    Когда по склонам вечной суеты

    Бежать от неудач устанешь люто.

    Направь шаги

    Тропою ДОБРОТЫ

    И радость помоги найти кому-то.  

Учитель: Доброта, благотворительность и милосердие очень важные слова для каждого человека. С Крещением Руси св. равноапостольным князем Владимиром, а потому и с коренным изменением народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни "сирым и убогим". Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню. Готовность к благотворительности становилась неотъемлемой частью русского национального самосознания. Что же такое благотворительность?  

                         

БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ — помощь, оказываемая имущими неимущим.

Благотворительность приходит с раскрытыми ладонями, ее назначение — отдавать.

П. Бэк

Чтец 4:

   В жизни по - разному можно жить:

   В горе можно и в радости,

   Вовремя есть, вовремя пить,

   Вовремя делать гадости…

   А можно и так: на рассвете встать

   И, помышляя о чуде,

   Рукой обнаженной солнце достать

   И подарить его людям!!!

   

Ведущий: В течение нескольких веков благотворительность воспринималась как выражение христианской любви к ближнему и, в основном, была частной, личной инициативой каждого благотворителя, определяемой его христианским мировоззрением.

Примерно с начала-середины XVI века благотворительность перестала быть частным делом князей, а превратилась в заботу государства. Тем более, что непрекращающиеся войны и бедствия привели к большому числу нуждающихся.

Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения - богадельни, финансируемые за счёт государственной казны, так и за счёт пожертвований частных лиц. Милосердие, доброта и благотворительность стали основными духовными ценностями Российской Империи.

Ведущий: В настоящее время  в нашей стране  и во всем мире множество различных благотворительных организаций, которые оказывают безвозмездную помощь людям.

В августе 1995 года в РФ благотворительность обрела  законную форму: «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». На экране – фрагмент закона:

«Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)  передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

- Какие примеры современной благотворительности вам известны?

Учащиеся называют Благотворительный фонд Алины Кабаевой «Алина» - помощь детям-сиротам, Программа I телеканала «Пока все дома» - забота об усыновлении детей-сирот, Благотворительный фонд В. В. Путина- помощь больницам, строительство памятников видным государственным деятелям прошлых лет, акцию «Детям Беслана», О. Газманова и многих других: артистов, государственных деятелей, бизнесменов и просто граждан России.

Цитата  известной сибирской целительнице Н. И. Степановой: «Тот, чья рука дала взаймы, славен среди людей. Тот, чья рука подала милостыню, славен перед Богом. Тот, чья рука отдала на храм - тот подал и мёртвым, и живым».

Учитель:

  Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.

(Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории села и школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность, уборку и покраску забора в храме и  т. д.)

Учитель: Сегодня мне хотелось бы поговорить еще об одном благотворительном фонде: Благотворительный  фонд Святителя Василия Великого.

Ведущий:  Святитель Василий Великий - один из самых замечательных богословов Церкви. Его влияние на судьбы Церкви распространилось далеко за пределы его родины и ощутимо до наших дней.  Самой высокой оценки заслуживает социальное служение святителя Василия - он уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих, а также нищих. Церковь почитает его как борца за чистоту веры, великого святителя и богослова, именуя его "вселенским учителем". Только двум другим святым дана столь великая честь - Иоанну Златоусту и Григорию Богослову.

Учитель:  В  декабре прошлого года в северной столице состоялся благотворительный концерт в рамках программы «В поддержку деятельности России по борьбе с детскими онкологическими и офтальмологическими заболеваниями». Среди организаций, при поддержке которых проходил концерт, почетное место занял Благотворительный фонд Святителя Василия Великого.

Ведущий: Мероприятие состоялось в Ледовом дворце Санкт-Петербурга при участии большого количества выдающихся гостей. Поддержать детей, которым необходима забота и помощь, приехали звезды мирового кино и музыки. Среди них – Шэрон Стоун, Жерар Депардье, Пол Анка, Кевин Костнер…  Именитые гости посетили медицинские центры, чтобы пообщаться с детьми и вручить им подарки.

Ведущий:  В ходе концерта, который проходил в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге, одна  из ведущих подошла к премьеру и попросила его исполнить  что-нибудь для детей, в поддержку которых проводилось это мероприятие. Тогда В.В. Путин сел за рояль, сыграл мелодию «С чего начинается Родина» и спел с джазовыми музыкантами песню на английском языке. Зрители стоя аплодировали главе российского Правительства.

Учитель: Благотворительность и милосердие – эти слова неразделимы. А кого из известных нам людей мы можем назвать, как пример милосердия и сострадания? Правильно, это Мать Тереза и принцесса Диана.

Чтец 5:

    О Матери Терезе знают все.

   Перечислять её заслуг не буду. -

   Её дела подобны в мире чуду,

   Подобны солнцу в утренней росе.

   Её богоугодные дела

   В веках других оставят свет не малый.

   И кто бы ни был: нищий и усталый,

   С любовью вспомнят: - Доброю была.

    Сегодня  скульптор изваял её

    В пластичной бронзе, трепетной и зыбкой

    И было б непростительной ошибкой

    О доброте мне не сказать его.

Ведущий:  Мать Тере́за - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира. Она причислена Католической Церковью к лику блаженных - великий пример милосердия.

Ученик: С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

Ученик: Мать Тереза поднималась в 3.30 утра. После короткой службы и легкого завтрака начиналось служение. В течение дня она выполняла ту же работу, что и другие сестры, даже чистила уборные, когда подходила ее очередь. Часто она работала весь день, не останавливаясь, чтобы передохнуть или утолить жажду. Тех, к кому торопилась Мать Тереза, она называла «мои люди». Воодушевляя всех своим энтузиазмом, она постоянно находила новые и новые способы помочь страдающим.

Ученик: Мать Тереза безгранично любила людей. Своей жизнью она показала, что любовь делает чудеса. Она показала, что человеческая душа прекрасна, душа каждого из нас. Она восхищалась людьми, училась у них, использовала любую возможность, чтобы послужить им. «Для меня каждый человек в мире уникален. Каждый необычайно важен» — эти слова показывают глубину любви Матери Терезы к людям, «ибо от избытка сердца говорят уста».

Ученик: «…Не бойтесь любить. Открывайте сердце и постарайтесь пробудить в нем любовь. Для этого нужно перестать видеть в других и себе только недостатки и ошибки. Ищите и находите в людях  прекрасное и доброе. Это вдохновляет и нас самих, и других людей на проявление их лучших качеств. Люди, действительно умеющие любить, не ставят никаких условий. Они свободны выражать любовь ко всем людям и даже любить своих врагов…», говорила она.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о Матери Терезе.

(видеоролик о Матери Терезе)

Ведущий: Принцесса  Диана тоже активно занималась благотворительной и миротворческой деятельностью. Ею были основаны в стране и по всему Миру сотни фондов для детей и больных, бездомных и прокаженных... Она избрала для себя духовного наставника - Мать Терезу и шла рядом с нею, следуя ее философии помощи.

Чтец 6:

   Леди Ди, тебя нам стало не хватать

   Леди Ди, ты стала нам всем ближе

   Своею смертью ты заставила понять

   Как суетно все в нашей бренной жизни

   Принцесса, что мы знали о тебе

   Какие ты испытывала чувства

   Когда рука твоя касалась рук других

   Кому это как воздух было нужно

   Кто так нуждался в твоем слове и добре

   Кому ты отдавала свое сердце

   Мы все осиротели на земле

   Без всенародно признанной принцессы

   Так что ж в итоге, разум иль любовь

   Спасут наш мир от самоучтоженья

   Ты выбрала любовь и пронесла

   Свою любовь до смертного мгновенья

   О, Леди Ди, как ты сильна

   Своею несгибаемой любовью

   Но, как все мы, ты оказалась так хрупка

   Когда любовь идет бок о бок с болью

  И в эту тяжкую минуту расставанья

  Когда весь мир прощается с тобой

  Мы говорим тебе, - Ты с нами, наша Леди

  Пойми нас и прости, наш ангел внеземной

Ученик: Она поддерживала и основывала проекты открытия онкологических центров для неизлечимо больных во всех странах мира, в том числе и у нас в России... Мало кто помнит ее визит в Москву в 95 году. Она взяла под свое покровительство одну из Московских детских больниц... После гибели принцессы главврач этой больницы, не мог без слез вспомнить о Леди Ди...

Ученик:  Диана была в Анголе и Югославии, дотрагивалась до ужасных ран и язв, проверяла сама размеры протезов для детей.... Она была Той в которой так нуждался Мир.
Заставила изменить политику целых государств по отношению к самому ужасному оружию, так легко обогатившему сотни грязных душ - противопехотным минам. В конце 97 года международное движение по запрещению противопехотных мин получило Нобелевскую премию Мира. В этом немалая заслуга Леди Дианы.

Ученик: С какой болью она говорила в последнем почти своем интервью: "Я всегда была,  есть и буду, фигурой только гуманитарной, я хочу только помочь людям, чем могу, вот и всё... Мир болен отсутствием человеколюбия и сострадания всё сильнее и сильнее... Кто-то должен выйти отсюда, любить людей и сказать им это".

Учитель:  Улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь. Возьмите в руки ваше зеркальце. Улыбнитесь зеркалу, затем нахмурьтесь. От какой картинки улучшается настроение? Улыбнитесь  зеркалу ещё раз и покажите ваше счастливое выражение соседу справа, слева. Теперь положим правую руку на область сердца, закроем глаза и мысленно отправим свою любовь всем, кому сейчас очень одиноко и холодно.

(Игра проходит под музыку Шаинского «Улыбка»)

Рефлексия

Учитель:  Какой вывод мы можем сделать в заключение нашего урока?

(Дети говорят о необходимости помогать нуждающимся людям бескорыстно, что нужно жить, соблюдая «золотое правило» Иисуса Христа.)

И в заключение нашего классного часа давайте споем песню Н. Кадышевой, которая вместе с мужем А. Костюком являются известными благотворителями современности. Мне кажется, эту песню можно использовать как Гимн благотворительности:

«Если можешь помочь – помоги!»

Навсегда уходят каждый день и век,

Небо одиноко, словно человек,

Каждый ищет счастья под своей звездой,

Каждый остаётся со своей бедой.

Кружится планета в ледяной ночи.

Но другой не будет, сколько ни ищи.

Ни судьбу, ни ветер горько не кляни.

И тому, кто рядом, руку протяни.

Пр-в: Если хочешь помочь – помоги,

          Если хочешь согреть – отогрей,

          Если хочешь сберечь – сбереги,

          Среди тысячи дней и ночей

Полыхает осень заревом рябин,

И никто не должен в мире быть один.

Если даже в сердце снег и холода,

Ты же понимаешь: снег не навсегда.

Словно зажигая от свечи свечу,

Кто-то вдруг прижмётся к твоему плечу.

И, быть может, счастье ты своё найдёшь,

И случится сразу всё, чего ты ждёшь.

Пр-в: Если хочешь помочь – помоги,

          Если хочешь согреть – отогрей,

          Если хочешь сберечь – сбереги,

          Среди тысячи дней и ночей

Учитель: Ребята, спасибо за сотрудничество!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Добро и зло" для 10 класса

Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это основные понятия морали. Данный классный час познакомит учащихся с закономерностями проявления...

Методическая разработка проектной деятельности "Добро пожаловать в Ржев"

Работа со студентами первого курса над пректом " Welkom to Rzhev". Создание презентаций по темею...

Методическая разработка "Лев - символ Доброй силы"

В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: по архитектуре Санкт-Петербурга, скульптуре старинных памятников  и привитие детям интереса к культуре нашего города....

Методическая разработка по ОРКСЭ "Добро и зло"

Знакомство учащихся с определением добра и зла. Все начинается с человека, нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру , к окружающим нас людям....

Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела", 6 класс

Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела" посвящена движению волонтеров в России....

методическая разработка классного часа "В добрую дорогу"

Методическая разработка для обучающихся в 9* классе , ее применение целесообразно в рамках классного часа 1 сентября...

Методическая разработка классного часа "Союз добра и красоты"

Как вести себя, чтобы стать настоящим человеком? Что значит счастливая семья? На эти вопросы звучат ответы в содержании классного часа. Можно сказать, семья - это почва, на которой растут молодые дере...