Внеклассное мероприятие "О, Логика"
методическая разработка (10 класс) по теме

Мурзакова Елена Сергеевна

Внеклассное мероприятие по теме "Логика" для учащихся 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выход Мефистофеля. Музыка1.

 

Бодрая музыка

-Здравствуйте, дорогие друзья! Испугались Мефистофеля? А внимательно ли вы его слушали?

-А ведь он хотел "Вам в долг вменить на курсы логики ходить"! И мы сегодня здесь собрались, чтобы разобраться, что же такое логика, откуда она появилась и для чего же она нам нужна.

-А еще мы проверим насколько хорошо развито логическое мышление наших выпускников!

-Так что же такое "логика"?

-Логика есть искусство верно направлять разум в познании вещей, к коему прибегают как для того, чтобы обучиться самим, так и для того, чтобы обучить других.

-Давайте же ознакомимся с историей  возникновения этой великой науки.

Музыка

Выступление с историей логики.

Музыка

-Мда...Долгий же путь развития прошла логика...А что же в ней такого особенного? На что же она опирается?

Музыка

Выступление

Музыка

-А ведь в повседневной жизни мы очень часто употребляем выражения типа: "с точки зрения логики", "у него логическое мышление"...

-"логично", "железная логика"...

-А да ,еще мужская и женская логика!

-А по каким же критериям логика делится на мужскую и женскую?

Музыка

-Давайте-ка об этом узнаем.

Выступление

-Сегодня перед нами стоит нелегкая задача: выяснить какая логика - мужская или женская - самая мудрая.

-Приветствуем наших участников: сборную девочек 11х классов и сборную юношей. И для ни напутственное слово (Ваня, музыка)

Конкурс

4. Разминка.

1. Эти люди появились сравнительно недавно. В одной из книг, изданной в 1996 году,
им дается такое определение: это те, кто «пытаются исправить существующую ситуацию
на желаемую путем минимального изменения, по возможности - незаметного». Кто они?
(Хакеры - компьютерные взломщики)

2. Впервые ОН был использован в качестве разделителя ещё в 1972 году. Как его с тех
пор только не называли! И «улитка», и «хвостик», и даже «лягушка». Я уверен, что почти
каждый из вас ежедневно, по крайней мере, видит ЕГО. Напишите ЕГО. (@)

3 Витя окончил семь классов. На воспитание Вити в год  отец  тратит по 5 ремней. Сколько ремней потратит папа за эти семь лет, если Витя3 раза оставался  на второй год.

4. На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3)

 

5. Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (2)

 

6. а) Чем кончается день и ночь? 6) Чем кончается лето и начинается осень? (ь,о)

 

7. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? (4)

8. Представь себе, что ты машинист, ведущий пассажирский поезд из Москвы в Санкт-Петербург. Всего в составе поезда 13 вагонов. Поезд обслуживается бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? (возраст отвечающего)

9. Найти «спрятанное» слово (соединяя слоги):

а) обруч, кара;               (ручка)

б) пастух, плотина, лагерь;   (пастила)

в) сапоги, парашют, фантазия;   (сарафан)

г) косари, заморозки, лётчик;    (самолет)

д) мука, рагу, диван;    (караван)

е) карта, путина, налёт;    (картина)

ж) молоко, олово, раскол.    (колокол)

10. Россыпи. По анаграммам найти исходные слова:

а) лбко;   (блок)

б) упкс;    (пуск)

в) вцтеко;   (цветок)

г) умызак;   (музыка)

д) окамднри;    (командир)

е) лкбуинак.    (клубника)

  1. Историческая страничка
    Он был задумчив и спокоен,
    Загадкой круга увлечён
    Над ним невежественный воин
    Взмахнул разбойничьим мечом.
    Прошла столетий вереница,
    Научный подвиг не забыт,
    Никто не знает, кто убийца,
    И знают все, кто был убит.           (Архимед)

....-Сложная же наука логика! Я вижу, как непросто дается нашим участникам выполнение заданий. Давайте же подумаем, чем нам она помогает.

Выступление

1.Задачи сказочные.

1. В некотором царстве-государстве повадился Змей Горыныч разбойничать. Послал царь четырех богатырей погубить Змея, а награду за то обещал великую. Вернулись богатыри с победой, и спрашивает их царь: «Так кто же из вас главный победитель, кому достанется царева дочь и полцарства?» Засмущались добры молодцы и ответы дали туманные. Илья Муромец сказал:  «Это все Алеша Попович, царь-батюшка»2) Алеша Попович возразил: «То был Микула СеляниНОВИЧ».3) Микула Селянинович; «Не прав Алеша, не я это».4) Добрыня Никитич: «И не я, батюшка».

Подвернулась тут Баба-Яга и говорит царю: «А прав-то лишь один из богатырей,  видела я всю битву своими глазами ». Кто же из богатырей победил Змея Горыныча?

                                                (Добрыня Никитич)

2.  Когда-то одной из стран правил пожилой король. Наследников у него не было. И,
чувствуя, что жить ему остается немного, он начал искать достойного преемника.
Наконец четверо самых талантливых юношей королевства предстали перед ним.
Король должен был сделать окончательный выбор. Всем четверым завязали глаза и
усадили вокруг стола. Король сказал: «Я притронусь ко лбу каждого из вас и оставлю
на нем либо черную, либо белую метку, причем черных больше, чем белых. Затем я
прикажу снять повязки с ваших глаз и каждый сможет увидеть метки, сделанные у
других. Тот, кто определит, какая метка у него на лбу, будет моим преемником на
троне». Когда повязки были сняты, юноши долго смотрели друг на друга. Наконец один
из них воскликнул: «Государь, у меня на лбу черная метка!» — и рассказал, как он
решил эту нелегкую по тем временам задачу. Как победитель соревнования доказал,

что у него черная метка?

(все 4 черные)

3. В Волшебной стране свои волшебные законы природы, один из которых гласит:
«Ковер-самолет будет летать только тогда, когда он имеет прямоугольную форму».
У Ивана-царевича был ковёр-самолёт размером
9x12. Как-то раз Змей Горыныч
подкрался и отрезал от этого ковра маленький коврик размером 1x8. Иван-царевич очень
расстроился и хотел было отрезать еще кусочек 1x4, чтобы получился прямоугольник

8 х 12. Но Василиса Премудрая предложила поступить по-другому.

Она разрезала ковёр на три части, из которых волшебными нитками сшила ковёр-
самолёт размером
10x10.

Сможете ли вы догадаться, как Василиса Премудрая переделала испорченный ковёр?

                            9

                                                                                                                                     1

                                                                                                                                     

                                                                                                        4                 8

2.Финансовые задачи.

1.Я хочу рассказать вам одну старинную историю. В шляпную лавку вошел господин средних лет и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100 рублевой банкнотой. У хозяина не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана  понравившаяся ему шляпа и сдача 70 рублей, и он удалился. Примерно через час  прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил, что 100 рублевая банкнота оказалась  фальшивой, и потребовал взять назад. Ничего не оставалось, как   выплатить соседу 100 рублевую настоящую  банкноту. Вечером опечаленный хозяин посчитал убытки. Помогите ему, уважаемые знатоки, и скажите:  «Сколько рублей он потерял?» (100 руб)

2. Следующий вопрос: «Некий торговец купил товар за 7 долларов, продал
его за 8, потом опять купил, но уже за 9, и, наконец, продал за 10 долларов. Какова его
прибыль?» Да это же ерундовая задачка! Слушайте, купив за 7 и продав за 8, торговец по-
лучает 1 доллар прибыли. Далее, вновь купив эту вещь за 9 долларов, после того как он
уже продал её за 8, он теряет 1 доллар. Стало быть, он ничего не потерял и не приобрёл.
Но тогда, продав за 10 долларов вещь, которую он купил за 9, он вновь заработал доллар.
Следовательно, общая его прибыль составляет 1 доллар. Вы чувствуете, как здорово я
умею рассуждать? Вероятно, это же почувствовал и директор банка. Потому что больше
он вопросов не задавал и лично проводил меня до дверей кабинета. На прощанье он
произнёс странную фразу: «Вы потеряли 1 доллар». Что он имел в виду? Какой, однако,
странный человек.   (2)

.

3.Конкурс капитанов.

1.Разрешите предложить вам небольшую логическую задачу. Математик, оказавшись случайно в небольшом городке, и желая как то убить время, решил постричься. В городе имелось два мастера, у каждого из них своя мастерская. Заглянув к одному из них, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, и небрежно пострижен.  В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был укоризненно одет и аккуратно пострижен. Подумав, математик пошел стричься к первому парикмахеру. Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить столь странное решение математика. (негогда наводить порядок из-за большого количества клиентов, а значит лучший )

2.Король сказал королеве:
«Сейчас мне вдвое больше лет,
чем было Вам тогда,

Когда мне было столько лет,
Сколько Вам теперь.
Когда же Вам будет столько лет,
Сколько мне теперь,
Нам вместе будет 63 года».
Сколько лет каждому из них теперь? (28и21)

Ведущий: И в заключение нашего весёлого соревнования я докажу, что в течение целого года
вам почти некогда учиться в школе.

 В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха,

поэтому отпадает 62 дня.
365 - 62 = 303

Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней.
303- 100 = 203

Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года,
следовательно, ещё 183 дня отпадает.
203 - 183 = 20

Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия
в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает.
Остаётся всего-навсего 5 дней.

Многому ли тут можно выучиться?  В этой задаче «прячется» ошибка. Где?...

....-Сложная же наука логика! Я вижу, как непросто дается нашим участникам выполнение заданий. Давайте же подумаем, чем нам она помогает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир древен, а логика – вечна.

Слайд 2

< отрывок из Фауста > И.Гёте


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История логики

Слайд 2

Аристотель (384 - 322) Платон (428—347)

Слайд 3

Аль-Фараби ( ок . 870—950) Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626)

Слайд 4

Огастес де Морган (1806 - 1871) Джордж Буль (1815 - 1864)

Слайд 5

Чарльз Сандерс Пирс (1839 - 1914) Фридрих Людвиг Готлоб Фреге (1848 - 1925)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме: Мужская и женская логика, что это..."

Викторина с участием команды мальчиков и девочек 11 класса....

Основы логики в 8 классе. Задания по логике

Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....

Внеклассное мероприятие по математике "Что такое логика?"

Разработка "Что такое логика?" содержит  познавательный и занимательный  материал для учащихся 5-7 классов  ( логические задачи, парадоксы логики, исторический материал) и способствует ...

Внеклассное занятие по математике "Логика"

Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.Задачи:- пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс математики и уме...

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков. На мероприятие можно пригласить бабушек и дедушек  и попросить поговорки о языке, которыми пользуются в селе....

ИНФОРМАТИКА. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА. Презентация к интеллектуальной игре «КЛИК – компьютер, логика, информация, конкурс»

Интеллектуальная игра «КЛИК – компьютер, логика, информация, конкурс» по информатике ориентирована на учащихся 7 - 8 классов....

Внеклассное воспитательное мероприятие-игра «Где логика?»

Цель игры:поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности;развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся; формировать личностные качест...