Моя семья
классный час (6 класс) по теме

Маляревич Галина Егоровна

Разработка классного часа на 1 сентября по теме "Семья и семейные ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semi_i_semeynye_cennosti.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Верх - Красноярская средняя общеобразовательная школа

 Северного района  Новосибирской области

               

            УРОК ЗНАНИЙ

                       по теме   

«Семья и семейные ценности»

                                                                            Классный руководитель 6 класса

                                                                            Маляревич Г.Е.                                                  

Верх – Красноярка 2012 год

Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о семейных ценностях в современных семьях

Задачи:

  1. Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
  2. «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей;
  3. Показать важную роль ценностей в каждой семье;
  4. Создать ситуацию успеха каждой семье;
  5. Сплочение родительского и детского коллектива;

Участники: классный руководитель, родители и учащиеся класса

Оборудование:

  1. Проектор, мультимедийная презентация
  2. Подбор песен и клипов на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский дом», «Семейный альбом», «Погода в доме», «Мама, милая мама»).

Ожидаемый результат:

создание условий для:

  1. более тесных взаимоотношений родителей классного коллектива и учащихся класса;
  2. оказания позитивного влияния на воспитание не только своих детей, но и других в данном классном коллективе;
  3. формирование адекватного восприятия детьми и их родителями мнения «чужого» взрослого;
  4. Самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы семьи, необходимости хранить и беречь семейные традиции,

Ход праздника.

Добрый день!  Мы рады приветствовать вас на нашем семейном празднике «Семья и семейные ценности». Мы поговорим о том, что дорого всем нам - о семье. У каждого человека есть свой дом, и где мы ни были, мы всегда помним, что можем туда вернуться. Дом – это не только крыша над головой, это также семья – самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки.

 Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую, но очень значимую тему.  Я называю слово, а ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом. Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» ( группы учащихся и родителей приводят свои слова-ассоциации с этим словом)

  «Семейная азбука» - так называется наш первый конкурс

  1. Что означает слово «фамилия»   (семья)
  2. Как называют детей, родившихся у матери в один день?  (близнецы, двойняшки, тройняшки)
  3. Назовите одним понятием слова: папа, мама, дедушка, бабушка, дети (семья)
  4. Назовите по-другому: маму мамы, сестру мамы, сына тёти (бабушка, тетя, двоюродный брат)
  5. Про кого говорят «седьмая вода на киселе»? (дальние родственники)
  6. Назовите маму и папу одним словом (родители)

Ученик: Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Да, действительно, семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?

 Конечно же, родные нам люди: мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Учитель. Подчёркивая важность семьи, люди даже утвердили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае.(15 мая)

Указом президента Российской федерации от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей

Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: семья – это семеро таких же, как я. И правда, в семье все чем- то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом, характером.

Ученик: В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

(О своей семье расскажет Бойченко Света- родословная семьи, дерево семьи.)

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?– работа с определением понятия – ценности. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?            (Идет работа в группах, родители и учащиеся записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву, на доске).

Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл; значимость, польза, полезность.

 Но, как мы с Вами понимаем, ценности бывают разные и их принято классифицировать 

  1. Социальные
  2. Политические
  3. Экономические
  4. Духовные
  5. Семейные ценности…

Из всех перечисленных ценностей нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности. Что это за ценности? Объясните, как вы это понимаете?

  1. Ценность родительства
  2. Ценность родства
  3. Ценность супружества
  4. Ценность здоровья
  5. Обычаи и традиции
  6. Взгляды…

Сегодня, мне бы хотелось, более подробно остановиться на семейных традициях…

 Что мы можем назвать семейными традициями? (работа в группах, обсуждение, выслушивание результатов каждой группы)         Семейные традиции - это  обычные принятые в семье нормы, манеры  поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.                                                                                                                     Каждая  семья  расскажет о своих семейных традициях.

 С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти воспоминания находятся глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Если в вашей семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет – обычно яркие и красочные, но они не имеют отношения к семье.

«Семейный портрет».

Каждая  семья  расскажет о своих семейных увлечениях. Итак, послушаем рассказы семей под названием «Дело было вечером, делать было нечего…».

Физминутка.

 Строительство дома из основных понятий на доске ( на стене вывешены основные семейные ценности). Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях.  (Выходят дети по очереди , объясняя почему  выбрали  именно то или иное понятие ).

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье. ( Родители и учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются.).

 Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

 Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности. Для каждой крепкой и дружной семьи  характерно следующее: 

  1. Уважение друг к другу
  2. Честность
  3. Желание быть вместе
  4. Сходство интересов и жизненных ценностей
  5. Наличие общих целей и планов
  6. Поддержка друг друга
  7. Доверие
  8. Наличие семейных ритуалов и правил.
  9. Общение и забота друг о друге

Учитель. В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых.

 Если есть необходимость, один приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в семье тому, у кого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Учитель. О таких семьях народ сложил пословицы.

Соберите их. (Раздаются конверты группам детей на парты)

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, там и горя нет.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

В родной семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

А сейчас мы с вами вспомним какие пословицы о семье знаете вы? 

«Народная мудрость гласит» (Вам надо поправить то, что будет неверно).

-Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

- У семи нянек дитя в догляде (без глаза)

- Милые бранятся только по пятницам (тешатся)

Тихо начинает звучать песня «Погода в доме».

- В семье разлад, так и дом у дороги (не рад)

- Согласную семью и горе возьмет (не берет)

- Не нужен клад, когда в семье много детей

 А теперь продолжите пословицы.

Гость на пороге – счастье в ….(доме)

Дом без хозяйки …(сирота)

Дом вести…(не бородой трясти)

Яблоко от яблони…(не далеко падает)

Чем богаты…(тем и рады)

В гостях хорошо.(а дома лучше)

Дети не в тягость,… а в радость

Не нужен клад, когда в семье… .лад

Когда семья вместе, так и… душа на месте.

А вот пословицы про дом.

  1. Без хозяина дом сирота.
  2. Дом не велик, да лежать не велит.
  3. Дом построить - не шапку на голову надеть.
  4. Домой придешь – хлеб - соль найдешь.
  5. Домом жить – обо всем тужить.
  1. Не красна изба углами, а красна пирогами

Главные ценности жизни под угрозой исчезновения. Семья это собирательный элемент многих факторов. Предлагаю вам обратить внимание на экран…(Появляются определения терминов – задача родителей, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)

Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте (Сопереживание) Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга. (Равенство).                                          Всей семьёй Вы способны на многое   (Поддержка).                                                                    Умение принимать человека таким, какой он есть   (Толерантность).                                             Умение уступать друг другу  (Компромисс).                                                                          Нежная забота друг о друге   (Любовь).                                                                                              Преданность друг  другу  (Верность).                                                                                          Чуткое отношение друг к другу  (Нежность).                                                                       Прислушиваться друг к другу  (Умение слушать).                                                                                          Уважение и благодарность  (Признание).                                                                                         Уважение и благодарность  (Приспособляемость).                                                                                 Уважение и благодарность  (Доверие).

После того, как солнышко построено делается вывод:

 Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе                                                                                              Мы с вами построили дом, посадили дерево, осталось посеять траву возле дерева. Что такое семья? (Высказывания о семье помещаем на  доске).

                                                                                                                                               Теперь немного поиграем. Сегодня 1 сентября - начало занятий. Как мы готовимся дома к урокам?                                                                                                                                                Урок русского языка: вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.

1.

  р

2.о

3.д

4.

с

5.

т

6.

в

7.

е

8.

н

9.

н

10.

и

11.

к

1.Сын моей матери.

2. Мой родитель.

3. Брат отца или матери.

4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.

5. Та, что дала нам жизнь.

6. «Святая кровь»- мать мужа.

7. Сестра мамы или папы.

8. Сын моего ребенка.

9. Мой наследник.

10. Сын моей сестры или брата.

11. Отец мужа.

Урок математики: вопросы на внимание и смекалку.

  1. Что случилось 31 февраля?  (Его нет)
  2. Что останется в коробке, если спички вынуть? (Дно)
  3. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, петух не умеет говорить)
  4. Чем до неба докинуть? (Взглядом)
  5. Почему собака бегает? (По земле)
  6. За чем язык во рту? (За зубами)
  7. Какой год продолжается всего 1 день? (Новый год)
  8. Как написать «сухая трава» 4 буквами? (Сено)
  9. В каком числе столько же цифр сколько букв? (Сто)

В каком слове, состоящем из 5 букв 5 «о»? (Опять)

 Урок музыки: кто больше споет песен о семье.

Подведение итогов.

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья-это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга. 

Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее. Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце и трава. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло,                как на этой композиции.

Литература:

1.nasha_druzhnaya_semeyka

2.Лыкова Ирина Владимировна,  учитель биологии. Родительское собрание в 7-м классе "Семейные ценности в современном обществе". ( С сайта  - фестиваль «Открытый урок»)

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья-это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

 

Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

Ценности - значимость, польза, полезность.

 

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, там и горя нет.

Не нужен и клад, коли в семье лад

.

В родной семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей. 

1.

  р

2.о

3.д

4.

с

5.

т

6.

в

7.

е

8.

н

9.

н

10.

и

11.

к

1.Сын моей матери.

2. Мой родитель.

3. Брат отца или матери.

4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.

5. Та, что дала нам жизнь.

6. «Святая кровь»- мать мужа.

7. Сестра мамы или папы.

8. Сын моего ребенка.

9. Мой наследник.

10. Сын моей сестры или брата.

11. Отец мужа.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....


 

Комментарии

Маляревич Галина Егоровна

Урок проводится в игровой форме.Дана подборка стихов о семье,подобраны пословицы о семье. Дана классификация ценностей, идет разговор о семейных традициях.