Сценарий посиделок "В русской избе"
классный час (6 класс) по теме

 Сценарий посиделок иожно использовать для работы с учащимися 5-6 классов для ознакомления с русским народным творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  ШКОЛЬНОГО  ПРАЗДНИКА  «ПОСИДЕЛКИ  В  РУССКОЙ  
                        ИЗБЕ»

                                       Куприенко Светлана Порфирьевна,воспитатель.

Цели:

        Знакомство со старинными русскими песнями,пословицами,поговорками,обычаями и традициями русского народа.

      Формировать интерес и уважение к традициям на Руси.

      Активизация интереса учащихся к истокам и истории своего народа.

      Воспитание нравственных качеств личности.

      Развитие художественно-прикладных навыков в традиционной деятельности ремесел.

Целевая аудитория:учащиеся 4-6 классов.

      Сцена оформлена в стиле русской избы:лавки,самовар,деревянная посуда,русская печь,сундук,вышитые полотенца,салфетки,скатерти.

      Ведущая и участники праздника одеты в русские костюмы.

 

    Звучит песня «В горнице моей…»

Хозяйка-Поудобнее садитесь,

                Не спешите,соберитесь.

                В теплу избу приглашаем,

                Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку,наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

               Народ посмотреть и себя показать

               Хороводы водить,нескладушки петь,

               Веселые потешки-прибаутки сказывать,

               Загадки хитроумные загадывать.

(Слышится смех,звон бубенцовю.Хозяйка открывает дверь)

Реб.-Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?

Хоз.-А чем платить будете?

Реб.-А чего надобно?

Хоз.-Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,

        Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

        Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

-Вот так немножко!

-Да пошутила я.Зачем пожаловали?

-Чайку попить,хозяйку повеселить.

-Рассказать,послушать,пирогов покушать.

-Посмеяться,поплясать,себя показать.

-Ниток напрясть,носков навязать.

-Вышить к празднику рубаху.

-Спеть про Дуню-тонкопряху.

-Выбрать девушку-красу

-И подергать за косу.

-На дружка поглядеть,частушки попеть.

-Загадать загадку,станцевать вприсядку.

-А хозяюшке поклон и за хлеб,и за соль.

Хоз.-Мир вам,гости дорогие,вы явились в добрый час

          Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Хоз.-У меня для каждого найдется и местечко,и словечко.

          Всем ли места хватило?

Гости:

-В тесноте,да не в обиде.

-Добрый Иван-и людям,и нам.

-Хозяюшка веселая-и гости радостны

-Русский человек хлеб-соль водит.

-Небылицы в лицах

Сидят в теремах-темницах,

Щелкают орешки да тваорят насмешки.

   

        ШУТЛИВЫЕ ДИАЛОГИ

1.-Ты пирог ел?

-Нет,не ел.

-А вкусный был пирог?

-Вкусный,да сладкий.

2.-А блины ел?

-Ел.

-Хватило?

-Хватило!Еще и осталось.

-А куда остаток дел?

-Съел да еще и не хватило!

3.Где ты,брат Иван?

-В горнице.

-А что ты делаешь?

-Петру помогаю.

-А Петро что делает?

-Да на печи лежит.

4.Фома,что из леса не идешь?

-Да медведя поймал.

-Так веди его сюда.

-Да он не идет.

-Так сам иди.

-Да он меня не пускает.

Хоз.-Развеселили вы меня.А хотите песню послушать  наших пра-пра-прабабушек?

      (Звучит песня «У голубя»)

Хоз.-Красивая песня.А вы так умеете?Спойте,а я послушаю.

      (Поют песню «Соловушка»)

Хоз.-Чтоб разговаривать быстро,ловко,нам нужна…

              СКОРОГОВОРКИ.

-У быка губа тупа.

-Жили-были 3 китайца…

-Сшит колпак,да не по-колпаковски.

-Ехал грека через реку.(Приз-бублик)

Девочка-Разрешите поплясать,разрешите топнуть,

                Неужели в этом доме половыци лопнут?

             (Русская народная пляска)

Мальчик-Эй,сударушки-вострушки,затевай давай частушки!

                      ЧАСТУШКИ.

1.-Вы послушайте,девчата,

     Нескладушку буду петь:

     На дубу свинья пасется,

     В бане парится медведь.

2.-Сидит ежик на березе,

     Белая рубашка,

     На головке сапоги,

     На ноге фуражка.

3.-По деревне нынче шла

     И Ванюшку видела:

     Под кустом сидел и плакал-

     Курица обидела.

4.-Ходит милый по селу,

     Ходит,улыбается.

     Оказалось-зубы вставил,

     Рот не закрывается.

5-Дети вилами поели

    Из баранины уху,

    Не пора ли закругляться

    Петь такую чепуху?

 

Хоз.-Вот частушки так частушки,веселятся мои ушки.

         Я вам прибаутку,а вы мне пословицы.

                          ПОСЛОВИЦЫ.

-За двумя зайцами погонишься,ни одного не поймаешь.

-Не лезь перед батька в пекло.

-Один в поле не воин.

-7раз отмерь…

-Не спеши языком,торопись делом.

-Ласково слово и кошке приятно.

-Этот ананас не для вас.

Хоз.-А теперь хочу я знать-не пора ли поиграть

      (Игра «Бой петухов»)Слышится чихание.Заходит Домовой.

Дом.-Кто шумит,кто поет,мне спать не дает?

Хоз.-Никак Домовой пожаловал.Заходи к нам на посиделки.

Дом.-Сяду рядышком на лавку,

          Вместе с вами посижу,

          Загадаю ва загадки,

          Кто смышленей,погляжу.

                     ЗАГАДКИ.

1.Сидит Филат,на нем 100 заплат.

2.Голубой платок,красный колобок,по платку катается,людям улыбается.

3.Сначала блеск,потом треск,а за треском плеск.

4.Вита бечева,на конце голова.

5.В голубенькой рубашке бежит по дну овражка.

6.Зубастые,а не кусаются.(грабли)

Дом.-О,а это что за сундук?Видно много в нем добра.

Хоз .-Верно,ему уже 100 лет.Показать,что в нем?Это трава-горька.От чего она?

Реб.-Это полынь,она от тараканов,моли,клещей.

Хоз.-А в этом мешочке…Понюхайте.МятаА она зачем в сундуке,как вы думаете?

   А это крапиважгучая,пользою могучая:весной-борщ,лен красить,не выгорит,не полиняет.От простуды,от кашля.Голову мыть-волос лечить.А как от нее цыплята,утята растут!А еще крапивой лечат,воспитывают тех,кто в чужой огород лазает.Ну вы сами знаеть.

    А это куклы Кузьма и Демьян-божьи кузнецы.Они куют семейное счастье,эти куклы-покровители всех мастаров и мастериц.На Кузьминки осенью их дарили мужчинам,чтобы они были успешными в ремесле,труде.

   А вот вам,молодцы,ложки.Почините их немножко.

    Что еще здесь?Фата бабушкина подвенечная.Кто хочет померять?

А давайте в бояр играть.

        ИГРА «БОЯРЕ»

-Бояре,а мы к вам пришли,молодые,а мы к вам пришли.

-А зачем пришли,молодый,а зачем пришли?

-Бояре,а невеста неплоха,выбирай жениха.

(2 ширенги становятся друг против другаюПриговаривая,сходятся и расходятся)

Девочка-невеста кладет фату,вытаскивает узелок;А это что за узелок?

Хоз.-Положи на место.Это смертный узелок.Испокон веков на Руси был такой обычай:запастись одежкой на смерть.Ну,не будем о грустном.

  Еще в сундук клали приданное-ткали,вышивали,шили,вязали Полюбуйтесь,какая красота.Заведем хоровод,удивим народ.

         (хоровод с вышитыми изделиями.)                

Хоз.-Ложки починили?Поиграйте-ка немножко

                                         На красивых,ярких ложках.

                             («Ложкари»)

Хоз.-А теперь по моим движениям угадайте,что я делаю.(шить,вязать,нитку в иголку,гладить)Берет корзинку,оттуда выпадает клубок.

Хоз.-Ой, до чего же я неловкая.Кто поможет смотать?

                  (Игра с клубочками)

                           

Хоз.-На посиделках посидели с пользой дела.Наши руки не знают скуки

                (Ребята дарят гостям обрядовыеи куклы под музыку «В горнице»)

Хоз.-В небе будто от побелки

         Засветился млечный путь.

         Отшумели посиделки,

         Где пришлось нам птдохнуть.

Посиделки,вечеринки,                                  

 Звезды месяца в ночи-                

Это русские картинки                                    

Нашей жизни на Руси.    

                    Пусть живет страна родная                    

         Вм.-  Очень русская,земная,

                   В мире лучшая страна!

Литература.

Русский фольклор-«Детский музыкальный праздник»

И.Каплунова-«Как у нашиху ворот»

С.И.Мерзлякова «Музыкально-игровой материал»

«Розовый слон»Москва.Издательство «Современная музыка»

Мастер-класс по изготовлению обрядовых кукол.

   

          .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"

Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....

Учебный проект "Русская изба".

Данный проект охватывает тему  «Древние корни народного искусства» из курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» по ИЗО....

Урок "Мир русской избы"

Урок "Мир русской избы" можно провести в 6-7 классах на уроках истории,изучая историю родного края,а также,слегка изменив,можно использовать для проведения внеклассного мероприятия...

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Презентация школьного кружка "Русская изба"

В данной презентации представлены основные направления деятельности, цель и задачи работы кружка "Русская изба"....

Русский быт. Русская изба.

Данная презентация "Русский быт. Русская изба" может быть использована для проведения уроков литературы в 5-8 классах при изучении произведений писателей 19 века....

Сценарий внеклассного мероприятия "В гости в русскую избу".

Мероприятие в рамках недели краеведения. Проводится в школьном краеведческом музее....