Правовой турнир "Я знаю!" (для учащихся 7-8 классов)
план-конспект занятия (8 класс)

Номоконова Анна Александровна

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 - 8 классов, в рамках правовой недели в школе.

Цель: формирование правовой культуры подростков, изучение прав ребенка.

Задачи : 1. В игровой форме проверить знания учащихся по правоведению и умение применять их на практике.

  1. Воспитание уважения к правам и свободам человека, правовым нормам, институтам государства и гражданского общества.

  2. Воспитание патриотизма, гражданственности, законопослушности у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoi_turnir.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»

ПРАВОВОЙ ТУРНИР

«Я знаю!»

(внеклассное мероприятие

 для учащихся 7 — 8 классов)

Составила: Номоконова А.А.,

куратор учащихся 8 класса

Ведущие: Басова И.А.,

Номоконова А.А.

г. Биробиджан, 2014 г.

Цель: формирование правовой культуры подростков, изучение прав ребенка.

  Задачи :

   1. В игровой форме проверить знания учащихся по правоведению и умение применять их на практике.

  1. Воспитание уважения к правам и свободам человека, правовым нормам, институтам государства и гражданского общества.
  2. Воспитание патриотизма, гражданственности, законопослушности у учащихся.

Оборудование:

  1. Презентация «Правовой турнир».
  2. Карточки (сигналы) и жетоны для каждого участника.
  3. Распечатанные определения и термины для конкурса «Правовое лото».
  4. Распечатанный тест «Я знаю» для конкурса «Ловушка для подростков».
  5. Выставка лучших работ интеллектуальной викторины «Права человека».

Ход мероприятия

Ведущий 1: Дорогие участники правового турнира, мы приветствуем вас! Желаем удачи и новых знаний о правовой культуре. 

Ведущий 2: Сегодня на турнире мы часто будем слышать слово - «ПРАВО», а  знаете ли вы что такое право и  в чем его отличие от морали?

(заслушивает ответы учащихся)

Ведущий 1:  Право — это совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Тесная связь с государством - основное отличие права от морали.

Ведущий 2: Мораль – это система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.

Ведущий 1: Предлагаем первый конкурс нашего турнира -  «Блиц-опрос».

Ведущий 2: Вам будут заданы вопросы, на которые необходимо будет ответить как можно быстрее использовав карточку, подняв ее вверх — это сигнал о том, что у вас есть ответ и вы готовы его озвучить. Будьте внимательны!

Ведущий 1: (зачитывает вопросы, а второй ведущий следит кто первым из участников поднимит карточку, чтобы ответить на поставленный вопрос — 15 мин.)

- Решение суда о виновности или невиновности подсудимого (Ответ: приговор).

- Мошенничество, обман, сомнительная сделка (Ответ: афера).

- Посредник в спорах не судебного характера (Ответ: арбитр).

- Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз и насилия (Ответ: рэкет).

- В Западной Европе сыщик, ведущий расследование уголовного дела (Ответ: детектив).

- Место, где происходят конспиративные встречи (Ответ: явка).

- Морской разбойник, флибустьер (Ответ: пират).

- Лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права (Ответ: истец).

- Кем по профессии и образованию был главный противник Шерлока Холмса? (Ответ: профессор математики Мариарти).

- Назовите адрес Шерлока Холмса (Ответ: Бейкер-стрит, 221б, Лондон).

- Кем был доктор Ватсон до встречи с Шерлоком Холмсом? (Ответ: отставным врачом).

- Любимая фраза Шерлока Холмса? (Ответ: это же элементарно, Ватсон!).

- На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (Ответ: на скрипке).

Ведущий 2: Молодцы! А теперь мы бы хотели узнать как вы помните сказки и не просто помните, а можете при помощи знаний, полученных на уроках истории и обществознания выяснить какие права героев нарушены в том или ином произведении. Итак, вперед по тропинкам любимых сказок!

Ведущий 1: Предлагаем второй конкурс «Литературно-правовой», в котором вам необходимо ответить на 8 вопросов. (Участники турнира работают с презентацией слайд №   - №    в течении 10 мин)

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Ответ: «Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Ответ: три поросенка, зайка из русской сказки «Ледяная избушка»).

3. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Ответ: «Лягушка-путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (Ответ: «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

5. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Ответ: Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»).

6.Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Ответ: Бременские музыканты, Семь гномов).

7. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (Ответ: «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»).

8. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Ответ: Золушка).

Ведущий 1: В современном мире очень много терминов, связанных с правовой культурой. Многие понятны только после того как заглянешь в словарь или воспользуешься Интернет-ресурсами.

Ведущий 2: Некоторым терминам дают определения учителя и  учебники по истории и обществознанию.

Ведущий 1: Вот сейчас мы узнаем как вы знаете правовые термины. Предлагаем следующий конкурс «Правовое лото», в котором надо будет соединить термин с его объяснением. (Участники турнира работают с распечатками — 10 мин.)

1.Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (Эмансипация).

2. Выбор на лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления (Присяжный заседатель).

3. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

5. Правила, которые оценивают человеческое поведение с точки зрения добра и зла (Мораль).

6.Всеобщее голосование по какому-либо вопросу, решения которого имеют обязательную силу (Референдум).

7. Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности (Гражданство).

8.Терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции ( Толерантность).

Ведущий 2: Профессий в мире очень много. И все они разные, и все они очень важные и все они интересные.

Ведущий 1: С миром  профессий мы уже с вами знакомились на кураторском часе «Радуга профессий», на котором дали характеристику многим профессиям, но вот об одной профессии без которой не возможно раскрыть преступление мы не говорили.

Ведущий 2: Об этой профессии вы  много знаете  из фильмов, рассказов, мультфильмов. И это профессия — сыщик!

Ведущий 1: Сыщиков много и каждый из них отличается характером, манерой одеваться. Каждый из них имеет  хобби, свою манеру ведения расследований.

Ведущий 2: Предлагаем вам узнать сыщиков по словесному портрету в конкурсе «Словесный портрет знаменитых сыщиков» (ведущий зачитывает описание сыщиков, участники  слушают и отвечают — 6 мин).

А: «Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов» (Ответ: Эркюль Пуаро).

Б:«Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Хобби – музыцирование» (Ответ: Шерлок Холмс).

Ведущий 1: А  еще мы для вас подготовили ловушки. Предлагаем конкурс «Ловушки для подростков», в котором вы должны ответить на  вопросы теста «Я знаю»  (Участник выполняют тест — 6 мин):

Тест «Я знаю»

1. Что такое наркотики?

- лекарства;

- вещества, поражающие нервную систему человека; (+)

- яд.

2. С какого возраста наступает ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотиков?

- с 14 лет;

-  с 16 лет; (+)

- с 18 лет.

3. На какое время может быть задержан несовершеннолетний при подозрении, что он совершил уголовное преступление?

- на 24 часа; (+)

- на 72 часа;

- на четверо суток.

4. Каким документом несовершеннолетний может подтвердить свою личность?

- паспортом; (+)

- справкой из школы;

- свидетельством о рождении;

- страховым полисом;

- распиской друга.

5. На какое время могут задержать несовершеннолетнего сотрудники органов правопорядка для установления его личности?

- на 1 час;

- не более 3 часов; (+)

- на сутки;

- на трое суток.

6. Адвокат – это…

- юрист, который может оказать профессиональную правовую помощь гражданам и организациям; (+)

- юрист, который выносит приговор;

- юрист, который следит за исполнением приговора.

Ведущий 2:

Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!

Ведущий 1:

Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.

Ведущий 2:

Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.

Ведущий 1: Наступает торжественный момент, когда мы объявим победителя правового турнира. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и мы  надеемся,  что эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.

Ведущий 2: В заключении нашего турнира хочется сказать “Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

(Подведение итогов. Награждение победителей  интеллектуальной викторины «Права человека»)

Ведущий 1: Вот и закончилась наша игра. Спасибо всем участникам турнира и до новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Интеллектуальная викторина «Права человека»

для учащихся 7 - 8 класса и их родителей

(проводится за неделю до мероприятия)

Уважаемые  родители! Дорогие мои ученики! Прошу вас принять участие в интеллектуальной викторине «Права человека», которая состоит из трех частей (А,В,С). К каждой части приложен лист ответов, в которые вы внесете ответы на вопросы.

Ответы на вопросы викторины принимаются  до 13 марта.

По результатам викторины будут выявлены победители и награждены дипломами 1,2 степени. Желаю удачи!

С уважением Анна Александровна.

Часть А:  «Проверим знания» по теме Конституционное право.

ЛИСТ  ОТВЕТОВ ДЛЯ ЧАСТИ А:

Вопрос

Ответ

1.Когда была принята действующая Конституция Российской Федерации?

2. Сколько раз подряд одно и тоже лицо может избираться Президентом Российской Федерации?

3.Какая форма правления закреплена в Российской Федерации?

4. Кем утверждается военная доктрина Российской Федерации? 

5. Как называется российский парламент? 

6. С какого возраста гражданин России может быть президентом? 

7. Сколько субъектов федерации в Российской Федерации?

8. Что означает понятие суверенитет?

9. Кто формирует и возглавляет Совет безопасности России?

10.Какое количество представителей в Совете Федерации и депутатов в Государственной Думе?

Часть В: «Покажем знания» по теме Гражданское право. 

ЛИСТ  ОТВЕТОВ ДЛЯ ЧАСТИ В:

Тексты заданий

Ответ

1. 9-летний Сережа сочинил стихотворение и хотел послать его в детский журнал. Но старший брат Дима сказал: «Напрасно посылаешь. Ты несовершеннолетний, не можешь быть автором, и поэтому твое стихотворение не напечатают». Прав ли Дима?

2. Григорий А., 16 лет, работал на заводе и получал минимальную зарплату , которая составляла 4500 рублей. Он купил у товарища компьютер за 18000 рублей в рассрочку на 4 месяца. Родители Григория обратились в суд с требованием признать сделку недействительной, так как она лишает Григория средств к существованию на 4 месяца. Какое решение должен вынести суд?

3.Двоюродный брат Марины подарил ей в день свадьбы свой цветной телевизор стоимостью 4500рублей, не оформив договора дарения в письменной форме. Но через год, ссылаясь на материальные затруднения , попросил вернуть подарок. Какое решение вынес бы суд, если ему пришлось рассматривать иск о возврате подарка?

4. Трое ребят нашли на пустынной дороге коробку, выпавшую из кузова грузовика. В коробке оказались детские игрушки. «Отнесем их в детский сад и подарим детям», - решили друзья. Оцените их поступок с точки зрения морали и права.

5.Собираясь переехать в другой город , бабушка подарила десятилетней внучке дом. Кто-то уговорил девочку обменять дом на красивую куклу. Девочка согласилась на обмен, потому что ей очень понравилась кукла, а дом был не нужен. Признает ли гражданское право такой обмен действительным?

6.После смерти К. открылось наследство, включающее квартиру и машину. Завещание К. не оставила. У К. был муж, совершеннолетние сын и дочь, а также несовершеннолетняя племянница, находившаяся на иждивении. Кто будет являться наследниками К.? 

7.Как называется способность лица иметь права и нести обязанности?

8.Какие отношения регулирует гражданское право? 

9.Как называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности?

Часть С: «Мы знаем все» по различным отраслям права

  1. Обязательное правило поведения, выраженное в государственных актах, охраняемое государством, называется
  2. Обязательным условием трудовых правоотношений является заключение...
  3. Кто является участником гражданского процесса?
  4. Какие правоотношения характеризует процесс усыновления ребенка?
  1. Правила поведения, которые возникают на основе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, называются…
  1. Совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений называется
  2. Кто является гарантом Конституции Российской Федерации?
  3. Как называется созданный государственными органами официальный документ, содержащий норму права?
  4. Назовите основных участников уголовного процесса? 
  5. Нормы какого права нарушил ученик, сообщив заведомо ложную информацию о готовящемся теракте? 
  6. С какого возраста гражданин Российской федерации может быть избран депутатом Государственной Думы? 
  7. Как называется вошедшее в привычку народа правило, которому государство придает общеобязательное значение. 
  8. Кем становится обвиняемый после передачи уголовного дела в суд? 
  9. Как называются преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые государственной властью?
  10. Как называется форма правления российской Федерации? 
  11. Как называется отрасль права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан? 
  12. Кем является лицо, которому преступлением был причинен вред? 
  13. Чем является Россия по признаку территориально-государственного устройства? 
  14. Для какой избирательной системы характерно выдвижение кандидатов только политическими партиями? 
  15. Нормами чего являются правила поведения, установленные государством? 
  16. Как называется институт права, направленный на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов? 
  17. Назовите отрасль права, которая определяет преступность и наказуемость деяний 
  18. С какого возраста к гражданам Российской Федерации применяется административная ответственность? 
  19. Нормы какой отрасли права регулируют отношения между работником и работодателем?
  20. Как называется поведение человека, не соответствующее любой из социальных норм? 
  21. Какой срок давности имеют военные преступления и преступления против человечества в соответствии с нормами международного права?
  22. Назовите юридическую ответственность, установленную в трудовом праве? 
  23. Понятие «грабеж» иллюстрирует нарушение какого кодекса?
  24. Какая отрасль права регулирует отношения , связанные с браком и кровно - родственные отношения? 
  25. В каком государственном документе закреплены права и свободы человека и гражданина в России?

ЛИСТ ОТВЕТОВ ДЛЯ ЧАСТИ С:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 Литература:

  1. Н.Ф.Ромашина Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-9классы. М, Глобус, 2008г.
  2. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое пректирование, изучение гуманитарного права Метод. пособие\сост. Г.В. Дмитронко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова.- М. Глобус, 2006г.
  3. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя- Мир…» 5-8 классы. В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз,

В.Ю. Выборнова и др.- М. 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов

Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...

Турнир смекалистых (для учащихся 5-6 классов)

Проведение недели математики давно стало хорошей традицией в общеобразовательной школе.  Цель недели математики – повысить интерес учащихся к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции...

Правовой турнир "Страна правовых знаний"

Ориентирован на детей среднего школьного возраста....

7-9 класс Мероприятие "Правовой турнир"/ Турнир знатоков права

Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников....

Игра-викторина «Правовой турнир» (Неделя правовых знаний)

Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.Задачи:способствовать формированию с...