Ток-шоу "День водно-болотных угодий. Доводы "За" и "Против"
методическая разработка (9 класс) на тему

Попова Елена Валерьевна

 

Предлагаемое ток-шоу  - это ролевая игра, посвященная одной из международных экологических акций - Дню водно-болотных угодий, отмечаемому  2 февраля.

     Цели ток-шоу:

  • привлечение внимания к проблеме сохранения водно-болотных угодий, углубление экологических знаний учащихся,
  • воспитание у школьников гуманного отношения к природе, чувства ответственности,
  • развитие эмоциональной, волевой сферы, убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Хабаровского края

Отдел образования администрации города

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования детей

 «Городской Дворец творчества детей и молодежи»

РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 ТОК-ШОУ «ВОДНО-БОЛОТНЫЕ УГОДЬЯ

ДОВОДЫ «ЗА» И «ПРОТИВ »

                                                                 

                                                                             

                                                                                  Автор:  Попова Елена Валерьевна,

                                      педагог дополнительного образования  

            МОУ ДОД  «ГДТДиМ»

                                                                                   

                                                                                   

Комсомольск-на-Амуре

2012

Пояснительная записка

При существующей в настоящее время потребности интенсификации процесса экологического образования и воспитания подрастающего поколения проблема разработки его инновационных технологий является достаточно актуальной. В МОУ ДОД «ГДТДиМ» г. Комсомольска-на-Амуре разрабатываются  мероприятия, объединяемые понятием «интерактивные формы образования». Среди них особый интерес представляют две формы эколого-воспитательной работы - «ток-шоу» и «экологический спектакль».

    Предлагаемое ток-шоу  - это ролевая игра, посвященная одной из международных экологических акций - Дню водно-болотных угодий, отмечаемому  2 февраля.

     Цели ток-шоу: 

  • привлечение внимания к проблеме сохранения водно-болотных угодий, углубление экологических знаний учащихся,
  • воспитание у школьников гуманного отношения к природе, чувства ответственности,
  • развитие эмоциональной, волевой сферы, убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды

       Рекомендуемое оборудование:  мультимедийная презентация, включающая  фрагменты видеофильма «Болота-2000», диаграммы площадей болот мира, России, края; результаты социологического опроса по теме, отраженные в виде  диаграмм; плакаты, листовки в защиту водно-болотных угодий; рисунки по ассоциациям детей на тему болот, оборудование для проведения игры «Паутина жизни» (10 табличек с названиями животных и растений – обитателей водно-болотных угодий, отрезок толстой нити длиной 2 м); сигнальные карточки красного и зеленого цвета для голосования; таблички-указатели игровой принадлежности «экспертов»

       Подготовка и проведение:

         Участники ток-шоу  – это эксперты и зрители из зала.

         Эксперты – учащиеся, проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точки зрения.

     Участие зрителей из зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы и зал тоже готовился к дискуссии. Для этого за несколько дней до проведения ток-шоу участникам предлагаются вопросы, которые будут обсуждаться. Зрители из зала не только задают вопросы экспертам, но и сами берут слово, дополняют их ответы.

         В ток-шоу участвует ведущий-координатор (эколог), который открывает его, озвучивает проблему, знакомит с правилами проведения игры, помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты игры.

       Ток-шоу «Водно-болотные угодья: доводы «за» и «против» проводится по типу телевизионного процесса. Ведущих три: учитель (координатор) и 2 ученика, представляющих противоположные точки зрения на проблему. Они приглашают экспертов для защиты своей позиции. В данном случае по поводу необходимости сохранения  водно-болотных угодий или их осушения, промышленного освоения. Зал выслушивает мнение экспертов, задает вопросы, берет слово, голосует при помощи цветных сигнальных карточек:  «за» (карточки зеленого цвета) или «против» (карточки красного цвета) представленной точки зрения. Результаты голосования отражаются на табло соответствующим цветом.

Последовательность выступлений экспертов и  голосования зала:

  1. Журналист – социолог                    2-е голосование

 1-е  голосование                                   5. Представитель министерства здравоохранения

  1. Гидролог                                          6. Биолог               3-е голосование
  2. Гидромелиоратор                            7. Представитель промышленности
  3. Агроэколог                                       8. Промышленный эколог  4-е голосование

         После выступления экспертов и дискуссии с залом, предлагается просмотр видеофильма «Болота 2000», затем проводится итоговое голосование и  подводятся итоги ток-шоу (заключительное слово педагога-координатора).

Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего-координатора  (он озвучивает название, цель внеклассного мероприятия, знакомит зрителей правилами игры, проводит установочную беседу на тему ток-шоу).

Вступительное слово первого ведущего («против»)  (он представляет точку зрения о необходимости осушения болот, их освоении, приводит аргументы в ее защиту и знакомит зрителей с «экспертами», пришедшими ее поддержать - журналистом-социологом, гидромелиоратором, представителем министерства здравоохранения и представителем промышленности)

Вступительное слово второго ведущего («за»)  (он, приводя аргументы, пытается убедить зал необходимости охраны водно-болотных угодий; знакомит с состоянием проблемы в мире, стране, крае и также как и первый ведущий представляет «экспертов» - гидролога, агроэколога, биолога и промышленного эколога ).

 «Журналист-социолог»: Моя газета провела социологический опрос среди школьников 6-9 классов города Комсомольска-на-Амуре. Нами было задано два вопроса: 1. Нужны ли на планете болота?   2. Как вы относитесь к водно-болотным угодьям? В результате было выявлено, что большинство считает болота необходимыми. Относится к их существованию положительно только приблизительно половина опрошенных. Остальные  либо против, либо безразличны. А безразличие подчас страшнее, чем самая отрицательная оценка. А как вы относитесь к проблеме сохранения на планете водно-болотных угодий? (голосование зрительного зала)

 «Гидролог»:  Водно-болотные угодья – это естественный аккумулятор влаги в окружающем его ландшафте. Болота поддерживают влажность воздуха и ровную его температуру. Несмотря на высокий уровень развития науки и техники, люди до сих пор не способны полностью защитить себя от наводнений. Ежегодно многие государства тратят огромные средства на восстановление разрушенного неумолимой стихией. В тоже время болота, как огромная губка впитывают излишки такой воды. В результате она стекает в реки постепенно или же переходит в подземный водоносный слой.

 Болота влияют на химический состав речных вод, поглощая много вредных веществ; превращают «мертвую воду» в «живую». В старину, собираясь в дальнее плавание, русские мореходы запасались водой, взятой из верховых болот, – она сохраняется гораздо дольше речной, колодезной и кипяченой.

«Гидромелиоратор»:   В России болота занимают десятую часть площади, в крае – двадцатую, причем они занимают почти половину земель, пригодных для сельского хозяйства края.       Накоплен немалый положительный опыт мелиорации заболоченных земель. В первую очередь это касается болот низинного и переходного типа, когда осушение проводилось правильно, грамотно. Закономерный итог – высокий экономический эффект: расширяются возможности лесоразведения, увеличиваются площади сельскохозяйственных угодий. Появляются новые участки для промышленного и гражданского строительства.

«Агроэколог»:  Доводы, приведенные гидромелиоратором, справедливы. Однако часто осушение проводится нерационально и снижает грунтовые воды после мелиорации. Наибольшие изменения отмечаются в речном стоке. Это ведет к обмелению мелких рек. При этом  плодородие осушенных болот падает. Снижается продуктивность не только на неправильно осушенном болоте, но и на соседних территориях. Несомненно, сказанное ни в коей мере не отрицает необходимость проведения осушительных мероприятий. Необходимо лишь предварительное изучение болотного массива.

Ведущий-координатор руководит дискуссией зала и выступивших экспертов, проводит  голосование среди зрителей.

«Представитель министерства здравоохранения»: Болота – место обитания так называемого «гнуса» – совокупности различных кровососущих насекомых. Убытки от гнуса огромны, не говоря о том угнетающем действии, которое он производит на работающих, например, в тайге, людей – лесозаготовителей, геологов, строителей. Еще опаснее те кровососы, которые переносят возбудителей различных заболеваний. Тут уж причиняемый ими вред исчисляется не в денежном выражении, а человеческими жизнями. Я считаю, что болота необходимо сокращать, как источник опасных болезней.

Ответ на выступление медицинского работника (зрители)

 «Биолог»:  Болота играют важную роль как место обитания многих видов растений и животных, в том числе редких. И даже те из них, которые у людей часто вызывают чувство неприязни, оказывается очень важны как элемент экосистемы. Сейчас я докажу вам это. (Проводит игру «Паутина жизни» с добровольцами из зрительного зала)

Игра «Паутина жизни»

         Игра основана на знании типов экологических взаимодействий. Задача участников игры – построить цепь питания болотной экосистемы при помощи табличек с названиями различных животных и растений и отрезка толстой нити. Ведущий  разрывая нить, удаляет какое-либо звено в цепи и просит зрителей объяснить ситуацию, формулирует вывод: «Все многообразие представителей водно-болотной   флоры и фауны тесно связаны между собой; угроза даже одному элементу  цепи питания ведет к ее разрушению и как следствие – гибель всей экосистемы».

Ведущий-координатор руководит дискуссией зала и выступивших экспертов, проводит  голосование среди зрителей.

«Представитель промышленности»: Существование болотных топей остается серьезным препятствием при сооружении транспортных артерий, гражданском строительстве, поисках и добыче полезных ископаемых. Поэтому осушение водно-болотных угодий значительно повысит производительность труда.   Лесной фонд нашей страны заболочен на 25%, это мешает заготовкам леса и его возобновлению. Торф, который раньше использовался как одно из основных видов топлива, утратил свое значение. Использовать его в таком качестве просто экономически не выгодно. Поэтому я считаю, что неуклонное развитие научно-технического прогресса неминуемо приведет к полному уничтожению болот.

Ответ на выступление представителя промышленности (зрители) «Промышленный эколог»:         Если леса часто сравнивают с легкими, а ручьи и реки с кровеносной системой планеты, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме. Болота  служат естественным фильтром, преграждающим путь ядовитым веществам.    Во многих странах болота   давно уже с успехом используют для очистки сельских  и городских сточных вод.

Ведущий-координатор руководит дискуссией зала и выступивших экспертов, проводит  голосование среди зрителей.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Болота 2000»

Заключительное слово   педагога-координатора. (После просмотра видеофильма и итогового голосования)        

    Итак, обсуждение интересующей нас проблемы еще раз подтвердило ее неоднозначность. Собственно иначе и быть не могло. Но я рада, что присутствующие здесь все же руководствовались сегодня не человеческой потребительской логикой, а логикой природной, экологической. Ведь болота – это непременный элемент биосферы. Сегодня это начинают понимать во всем мире. Судя по результатам вашего голосования, –  понимаете и вы.

         Я благодарю ведущих, экспертов и всех пришедших сегодня на это ток- шоу за неравнодушие к проблемам окружающей среды.

Литература

     Авакян А.Б., Широков В.М. Рациональное использование водных ресурсов. - Екатеринбург, изд-во «Виктор», 1994

     В болоте не только кикиморы. \\ Российская газета 1996 № 230 (1563)

     Зачем России нужны болота? \\ Биология 1999 №21

     Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей.- М.: Устойчивый мир, 2000

     Карловский В. Ф. Влияние мелиорации земель на окружающую среду. - Минск, 1989

ПРИЛОЖЕНИЕ

Развернутый вариант текста выступлений участников «Ток-шоу»

Вступительное слово ведущего-координатора

 

         Каждый из вас наверняка приобрел календарь на новый  год, кто-то знаком с лунным календарем, календарем огородника. Но люди, занимающиеся экологией, наверняка знакомы с календарем международных экологических акций.

         И 2 февраля в этом календаре – «День водно-болотных угодий».

         А что же такое водно-болотные угодья или болота, как их чаще называют?

         Болота – это особый тип наземных экосистем, для которого характерно избыточное увлажнение, наличие влаголюбивой растительности и процесс формирования торфа (не менее 30 см).

         Почему же этому дню  - «Дню водно-болотных угодий» был присвоен международный статус?

         Да потому, что ситуация с водно-болотными экосистемами неблагополучна, как в мире, так и в России, и в нашем крае.

         И сегодня мы с вами собрались чтобы обсудить эту проблему – поучаствовать в ток- шоу «Водно-болотные угодья: доводы «за» и «против».

         Позвольте познакомить вас с его ведущими – первым, отстаивающим точку зрения «против» и вторым – «за».

         Каждый из ведущих и приглашенные ими эксперты постараются убедить вас в своей правоте.

         Ваша задача, - задача зала, - активно участвовать в обсуждении, задавать ведущим и экспертам вопросы, высказывать свою точку зрения и голосовать при помощи сигнальных карточек. А теперь – слово ведущим.

Вступительное слово первого ведущего («против»)

         Я представляю сегодня точку зрения о том, что болота необходимо осушить, освоить. Нельзя, чтобы наши естественные богатства не нашли в народном хозяйстве применения. Ведь в настоящее время болота – почти бросовые земли, хотя после осушения  могли бы использоваться для сельского и лесного хозяйства. Они затрудняют дорожное строительство и отрицательно влияют на окружающие условия. При развитии болот повышается уровень грунтовых вод в прилегающей местности, что снижает качество соседних угодий, в связи с чем снижается урожай полей и сенокосов, ухудшается рост леса и т.д. Болота влияют также и на климат. Общеизвестно, что болотные местности  считаются нездоровыми. Предполагается, что болота отрицательно влияют и на режим рек, перехватывая и задерживая влагу.

         И, наконец, с древности существовало негативное отношение к болотам.  Именно в этих глухих местах молва селила неведомые и нечистые силы. Наверное, не зря.

         Мою точку зрения пришли поддержать эксперты.

         Позвольте вам их представить. Это журналист – социолог, гидромелиоратор, представитель министерства здравоохранения и представитель промышленности.

Вступительное слово второго ведущего («за»)

         Мне хотелось бы сегодня постараться убедить вас в необходимости охраны водно-болотных угодий, изменить традиционно негативное отношение к ним. Частично оно досталось нам в наследство от далеких предков. Болото, место труднодоступное и не пригодное для человеческого жилья, не представляло особого хозяйственного интереса, а значит, сравнительно редко посещалось людьми. С болотами связаны многие суеверия. «Гиблое место» – так в народе говорили о болотах. А суеверия, как известно, живут долго.

         Советская индустриальная пропаганда так же нанесла большой урон «моральному облику» болот. Как часто слышались призывы осушить «гнилые  комариные топи».

         Но в наши дни отношение к болотам меняется. Причина тому – возросший интерес к проблемам окружающей среды, состояние которой год от года становится все хуже.

Поддержать  точку зрения по необходимости сохранения и охраны водно-болотных угодий сегодня пришли следующие эксперты: гидролог, агроэколог, биолог и промышленный эколог.

«Журналист-социолог»

         Моя газета провела социологический опрос среди школьников 6-9 классов города Комсомольска-на-Амуре. Нами было заданы вопросы: 1. Нужны ли на планете болота?   2. Как вы относитесь к водно-болотным угодьям?

         В результате было выявлено, что по вопросу необходимости болот из 120 опрошенных 100 человек ответили «да», равнодушных – 16 человек, а по вопросу отношения к водно-болотным угодьям 52 человека ответили  «положительно», 36 – «отрицательно» и 34 – «безразлично». Напрашивается вывод, что, несмотря на то, что большинство считает болота нужными, относятся к ним положительно только приблизительно половина опрошенных. Остальные  либо против, либо безразличны. А безразличие подчас страшнее, чем самая отрицательная оценка. Поэтому я присоединяюсь к экспертам группу «против».

         Но мне бы хотелось выяснить сейчас мнение собравшихся в этом зале.

         Если вы голосуете «за» сохранение болот, поднимите карточку зеленого цвета, «против» – красного.

«Гидролог»

         Водно-болотные угодья – это естественный аккумулятор влаги в окружающем его ландшафте. Запасов воды в экосистемах болот мира конечно меньше, чем в пресноводных экосистемах. Впрочем, запасов воды в топях вдоль Амазонки или в болотах Западной Сибири не меньше, чем в Байкале.

         Болота поддерживают влажность воздуха и ровную его температуру, служат огромным аккумулятором и регулятором влаги, питая водой ручьи, малые и большие реки.

         Несмотря на высокий уровень развития науки и техники, люди до сих пор не способны полностью защитить себя от наводнений. Ежегодно многие государства тратят огромные средства на восстановление разрушенного неумолимой стихией. В тоже время болота, как огромная губка впитывают излишки такой воды. В результате она стекает в реки постепенно, на протяжении дней, недель, месяцев или же переходит в подземный водоносный слой.

         В США было приостановлено осушение водно-болотных угодий Чарльз Ривер в штате Массачусетс после того, как проведенные исследования показали, что в результате осушения 40% этих угодий ущерб, наносимый паводком, увеличивается, как минимум, на 3 млн. долларов в год.

         Болота влияют на химический состав речных вод, поглощая много вредных веществ; превращают «мертвую воду» в «живую».

         В старину, собираясь в дальнее плавание, русские мореходы запасались водой, взятой из верховых болот, – она сохраняется гораздо дольше речной, колодезной и кипяченой.

«Гидромелиоратор»

         В России болота занимают десятую часть площади, в крае – двадцатую, причем они занимают почти половину земель, пригодных для сельского хозяйства края.

         Поэтому с осушением болотных массивов связано расширение сельскохозяйственных угодий. Мелиоративные работы в течение ряда лет широко проводились в Белоруссии, нечерноземной зоне России.

         Несмотря на трудности, накоплен немалый положительный опыт мелиорации заболоченных земель. Правда, в первую очередь это касается болот низинного и переходного типа, когда осушение проводилось правильно, грамотно. Закономерный итог – высокий экологический эффект. Они теперь дают большие урожаи: сена и многолетних трав, капусты и кормовой моркови; зерновых.  Под влиянием лесоосушительной мелиорации возрос прирост древесины, увеличились ее запасы в 3-5 раз по сравнению с древостоями заболоченных почв.

         То есть, разумно проведенная осушительная мелиорация заболоченных пространств, несомненно, целесообразна. С ее помощью расширяются возможности лесоразведения, увеличиваются площади сельскохозяйственных угодий. Появляются новые участки для промышленного и гражданского строительства.

«Агроэколог»

         Доводы, приведенные гидромелиоратором, справедливы. Однако часто осушение проводится нерационально и снижает грунтовые воды после мелиорации. При этом  плодородие осушенных болот падает: торф быстро  окисляется, нарушается структура почвы, дренажная сеть выносит плодородные  частицы. Снижается продуктивность не только на неправильно осушенном болоте, но и на соседних территориях.

         При широких масштабах осушительной мелиорации трудно избежать всех  возможных ее последствий. Наибольшие изменения отмечаются в речном стоке. Это ведет к обмелению мелких рек.

         Несомненно, сказанное ни в коей мере не отрицает необходимость проведения осушительных мероприятий. Необходимо лишь обязательно предварительное изучение болотного массива.

«Представитель министерства здравоохранения»

         Болота – место обитания так называемого «гнуса» – совокупности различных кровососущих насекомых, наносящих болезненные зудящие уколы. Это слепни, мошка, мокрец – двукрылые разных размеров, связанные в большей степени с неосвоенной заболоченной территорией.

         Убытки от гнуса огромны, не говоря о том угнетающем действии, которое он производит на работающих, например, в тайге, людей – лесозаготовителей, геологов, строителей.

         Еще опаснее те кровососы, которые переносят возбудителей различных заболеваний. Тут уж причиняемый ими вред исчисляется не в денежном выражении, а человеческими жизнями. В Индии от малярии, возбудитель которой передается малярийным комаром, ежегодно умирало около 200 тыс. человек.

         Большое снижение работоспособности  вследствие заболевания малярией наблюдается и в странах Азии. В тропической Америке не поддается учету количество человеческих жизней, уносимых передаваемой комарами желтой лихорадкой.

         Я считаю, что болота необходимо осушать, так как они - источник опасных болезней.

Ответ на выступление медицинского работника

(участник ток-шоу из зрительного зала)

         Конечно, комары по-прежнему в изобилии водятся на огромных болотных пространствах и приносят людям и животным массу неприятностей. Но как переносчики инфекции они уже не опасны. Люди научились бороться с подобными заболеваниями, ранее уносившими тысячи жизней. Кроме того, полчища комаров и других насекомых – необходимое звено в природной пищевой цепи. Их самих поедают птицы, а личинки, живущие в воде, служат кормом для мальков многих рыб.

         Известна оздоровительная роль болот, как снимающих стрессовое состояние человека и в  ФРГ, например, за вход на болота взимается особая плата.

         Низинные болота обладают высокими бальнеологическими свойствами, на их основе в ряде стран созданы целые курорты.

«Биолог»

         Болота играют также важную роль как место обитания многих видов растений и животных, в том числе редких. И даже те из них, которые у людей часто вызывают чувство неприязни, оказывается очень важны как элемент экосистемы.

         Чтобы доказать это я не буду много говорить, а докажу практически, в ходе игры.

Игра «Паутина жизни»

         Игра основана на знании типов экологических взаимодействий. Ваша задача – построить цепь питания болотной экосистемы.

Правила игры:

         Для этой игры были заранее заготовлены: отрезок толстой нитки длиной 2 метра. Также вам были приготовлены таблички с названиями различных животных и растений.

         Каждый участник получает табличку с названием животного или растения. Участники  должны так взяться за веревку, в зависимости от того, кто есть кто, или кто чем питается. Необходимо  встать так, чтобы получилась одна единая цепь.

Варианты названий животных:

         Водоросли, осока, муха, карась, ротан, квакша, тритон, аист, журавль, енотовоидная собака, лиса.

         Биолог  озвучивает выстроенную цепь питания, обращается к залу с просьбой проверить правильность выполнения задания.

Итак, подведем итоги. Что мы увидели?

Предполагаемый  ответ:

         Все многообразие представителей водно-болотной   флоры и фауны тесно связаны между собой; угроза даже одному элементу  цепи питания ведет к ее разрушению и как следствие – гибель всей экосистемы.

«Представитель промышленности»

         Существование болотных топей остается серьезным препятствием при сооружении транспортных артерий, гражданском строительстве, поисках и добыче полезных ископаемых. Труднодоступна нефть, добываемая среди топей Западной Сибири,  поставляющей Центру на экспорт сотни миллионов тонн нефти и миллиард тонн газа. В непроходимых болотах трудятся землепроходчики и нефтяники, ведущие поиск и добычу этих богатств. Поэтому осушение водно-болотных угодий   Западной Сибири значительно повысит производительность труда.

         Лесной фонд нашей страны заболочен на 25%, это мешает заготовкам леса и его возобновлению.

         Торф, который раньше использовался как одно из основных видов топлива, утратил свое значение. Использовать его в таком качестве просто экономически не выгодно.

         Поэтому я считаю, что неуклонное развитие научно-технического прогресса неминуемо приведет к полному уничтожению болот.

Ответ на выступление представителя промышленности

(участник ток-шоу из зрительного зала)

         Последние исследования, проводимые НИИ показывают, что сохранение болот в естественном состоянии гораздо выгоднее, чем последующая эксплуатация осушенных болот.

         Мы выслушали мнение гидромелиоратора, что осушенные болота – прекрасные плодородные сельскохозяйственные угодья, но, как показывает практика, на месте осушенных болот хороший урожай собирают лишь несколько первых лет, а затем земли подвергаются разрушению. Поэтому пристального внимания заслуживает уникальная болотная растительность, дающая обильные  урожаи ягод, 9/10 которых не собирается ни кем.

         Торф,  который, как это справедливо отметил уважаемый представитель промышленности, действительно перестал рассматриваться только как источник топлива, но зато открылись новые аспекты его использования.

         С помощью торфа повышают плодородие почв. Торф используется в питательных грунтах теплиц и для ликвидации нефтяных  разливов в северных морях, служит сырьем для получения полукокса, горючего газа и газового бензина. Впервые в нашей стране из него получают торфяной воск, используемый в производстве пластмасс, он служит хорошим тепло и звукоизолятором, исходным продуктом для получения спиртов, ростовых веществ и белкового корма.  Уже сегодня   сфера применения торфов достаточно широка, но далеко не ограничена.

«Промышленный эколог»

         Если леса часто сравнивают с легкими, а ручьи и реки с кровеносной системой планеты, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме. Судите сами.

         Естественные запасы чистой воды, пригодной для питья, быстро уменьшаются. Токсичные вещества – удобрения и  ядохимикаты с полей, промышленные стоки и фильтраты с многокилометровых свалок  попадают с паводковыми водами в водохранилища и колодцы, а оттуда – на наш стол.

         Болота же служат естественным фильтром, преграждающим путь ядовитым веществам. Многие токсины, попадая в мутные болотные воды, прикрепляются к поверхности мельчайших частиц осадочных взвесей или вступают в химическое взаимодействие с частицами глины.

         Замедленный водоток в большинстве болотных водоемов способствует оседанию тяжелых частиц на дно. Кроме того, некоторые болотные растения, так, например, широко распространенный рогоз,  способны концентрировать в своих тканях тяжелые металлы и некоторые продукты сгорания  автомобильного топлива. В настоящее время существует даже проект заболачивания и посадки рогоза вокруг крупных автомобильных магистралей, например,  Московской кольцевой дороги.

         Во многих странах болота   давно уже с успехом используют для очистки сельских  и городских сточных вод. Установлено, что в штате Флорида кипарисовые болота удаляют 98% всего азота и 90% всего фосфора из проходящих по ним сточных вод. В индийском городе Калькутта вообще не существует заводов по очистке сточных вод. Зато все бытовые стоки направляются в комплекс модифицированных водно-болотных угодий, которые используются для разведения рыбы, продукция которой составляет 2,4 т с гектара ежегодно, а также для ирригации рисовых полей.

РЕЦЕНЗИЯ

на воспитательное мероприятие

 «Ток-шоу «Водно-болотные угодья: доводы «За» и «Против»

педагога дополнительного образования МОУ ДОД «ГДТДиМ» Поповой Е.В.

        Учитывая значимость отношения к окружающей среде, состояние которой становится угрожающим для существования человечества, необходимо в качестве одной из приоритетных задач в духовной области выделить экологическое воспитание учащихся. Его целью является формирование нравственного отношения к природе, основанное на глубоком понимании места человека в окружающем мире, восприятии среды обитания как важнейшей для его жизнедеятельности.

Одной из форм нравственного воспитания школьников в МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодежи» г. Комсомольска-на-Амуре стали международные экологические акции.  В календаре  международных экологических акций отражены все современные экологические проблемы и предусмотрено проведение тематических дней , когда во всех странах мира озвучивается какая-либо экологическая проблема, рассматриваются пути ее решения, проводятся природоохранные мероприятия для улучшения ситуации в данной области.

В МОУ ДОД «ГДТДиМ» г. Комсомольска-на-Амуре разрабатываются  мероприятия, объединяемые понятием «интерактивные формы образования». Среди них особый интерес представляют две формы эколого-воспитательной работы - «ток-шоу» и «экологический спектакль». Разработанное педагогом дополнительного образования  Поповой Е.В.  ток-шоу  - это ролевая игра, посвященная одной из международных экологических акций - Дню водно-болотных угодий, отмечаемому  2 февраля.

Педагог творчески подошел к разработке воспитательного мероприятия. «Ток-шоу»  несет экологическую информацию проблемного характера, отражая неоднозначность подходов к состоянию и решению важной экологической проблемы -  проблемы водно-болотных угодий. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Педагог обратила особое внимание на развитие самостоятельной познавательной активности школьников. «Ток-шоу» создает  условия для активной коллективной творческой деятельности обучающихся, способствует развитию умения их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. Одним из достоинств данного воспитательного мероприятия является  использование регионального компонента.

В целом, данное воспитательное мероприятие достойно высокой оценки и может быть рекомендовано широкому кругу преподавателей, студентов, школьников – всех, кто занимается экологией, работает с детьми в школе. Оно будет полезно активистам негосударственных экологических организаций, а также работникам системы дополнительного образования.

Директор МОУ ДОД «ГДТДиМ»а

г. Комсомольска-на-Амуре,

Юн И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всемирный день водно-болотных угодий

Мероприятие для привлечения внимания учащихся к проблемам охраны водно-болотных угодий....

Классный час на тему «Как не угодить в сети социальных сетей»

Данный материал призван объективно взглянуть на виртуальное общение подростков в социальных сетях. И задаться вопросом, так ли уж безопасна публичная откровенность?...

Игра для новгоднего мероприятия "Угодай персонажа"

Презентация для проведения игры "Угодай персонажа"...

Конспект мероприятия экологической направленности "Водно - болотные угодья ХМАО"

Конспект мероприятия экологической направленности "Водно - болотные угодья ХМАО"...