Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная году культуры
классный час на тему

Рылова Кристина Юрьевна

Работа представляет собой интеллектуальную игру для обучающихся НПО, СПО. Задания направлены на проверку общей эрудиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная году культуры в России

Цель мероприятия: Создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей, познавательной активности  обучающихся.

Задачи:

1) Образовательные: 

- формировать представление о культуре страны, личной культуре;

- раскрыть своеобразие культурного вклада  города и области в рамках проведения дней русской духовности и культуры «Сияние России» в Иркутске.

2) Воспитательные:

- способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности;

- формировать чувство бережного отношения к национальной культуре;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группе;

3) Развивающие:

- развивать логическое мышление обучающихся;

- развивать познавательные интересы и познавательную активность;

- способствовать развитию устной речи, совершенствовать культуру речи обучающихся.

Оборудование: экран, компьютер, электронная презентация, листы-характеристики, пакет с заданиями для каждой группы, mp3-записи музыкальных композиций, рабочие места для команд.

Ход мероприятия

Преподаватель: Дорогие ребята, я приветствую вас на нашей интеллектуальной викторине «Умники и умницы», посвященной году культуры. 2014 год был объявлен в России годом культуры. По всей стране в течение года проходили концерты, телемосты, спектакли, круглые столы, литературные гостиные, театральные фестивали.

Иркутск тоже не остался в стороне от культурной жизни страны. Традиционно в конце года (осенью) в нашем родном городе проходят дни русской духовности и культуры «Сияние России». Этот год был особенным, потому что «Сияние России» проходило в юбилейный 20-ый раз. К нам в Иркутск съехались общественные деятели, артисты, писатели, православные и духовные наставники со всей страны. На несколько дней наш город стал центром русского национального самосознания, гражданственности, патриотизма. На разных площадках города проходили дискуссии, круглые столы, литературные чтения, в церквях – православные молебны.

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу этого праздника и посмотреть небольшой видеофрагмент (обучающиеся смотрят видео).

Преподаватель: Мы часто произносим словосочетание «культурный человек».       А какой смысл мы вкладываем в эти слова? Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать культурный человек. Я предлагаю вам подумать и, используя листы, на которых написаны различные качества человека, выбрать только те, которыми должен обладать человек культурный (обучающиеся выбирают листы и приклеивают их на доску).

Преподаватель: Вот мы и  получили с вами портрет культурного человека. Он должен быть образованным, вежливым, тактичным, начитанным, эрудированным, интеллигентным, уравновешенным, обладать чувством юмора. Я предлагаю теперь проверить насколько вы сами соответствуете качествам, которыми должен, с вашей точки зрения, обладать культурный человек. Итак, мы начинаем нашу интеллектуальную игру «Умники и умницы».

Преподаватель: Уважаемые участники, вы разделены на 4 команды (обучающиеся предварительно уже разделены на команды). Каждая команда будет иметь свое название. Я предлагаю назвать команды именами планет солнечной системы: Юпитер, Марс, Сатурн и Венера (команды получают таблички с названиями).

1-ый конкурс - «Слагалица».

Вам предлагается 12 букв, из которых необходимо составить слово. Побеждает та команда, чье слово окажется самым длинным. На выполнение задания дается 3 минуты. Готовы? Начинаем! (обучающиеся составляют слово, после чего подводятся итоги конкурса).

2-е  задание  «Пифагор».  

Безусловно, наука – это часть культуры. А знаете ли вы, какую науку принято считать «царицей»? (ответы обучающихся). Действительно, именно математику называют «царицей наук». И как вы уже, наверное, догадались, наш следующий конкурс -  математический.

Вам предлагается число 758, которое вы должны получить с помощью чисел 6, 10, 100, 4, 25, 7, 4, 3, 15 путем проведения математических действий. Время работы над заданием – 3 минуты.

(по истечении времени команды называют свои варианты, после чего начисляются баллы).

3-ий конкурс «Эрудит».

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Наш третий конкурс на проверку общей эрудиции. Вам будет предложено 16 вопросов, за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Команда, первая поднявшая руку, получает право ответа. В случае ошибки отвечает другая команда.

Вопросы:

1.Назовите столицу республики Татарстан. (Казань)

2. В какой стране будет проходить чемпионат мира по футболу в 2018 году? (Россия)

3. Какая река вытекает из озера Байкал? (Ангара)

4. Что отыскивал Кулигин в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? (Вечный двигатель)

5. Кто является автором поэмы «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

6. Какой город называют северной столицей России? (С-Петербург)

7. Чье имя носит иркутский драматический театр? (имени Охлопкова)

8. Какое заболевание называют «чумой 20 века»? (СПИД)

9. Кто возглавляет российское правительство? (Д. А. Медведев)

10.Как расшифровать аббревиатуру МЧС? (Министерство чрезвычайных ситуаций)

11. В каком году произошло крещение Руси? (988г.)

12.Как называется рыба, которая является эндемиком Байкала? (омуль)

13. Какой полуостров был присоединен к РФ зимой 2014 года? (Крым)

14. Что сделал Н. В. Гоголь со вторым томом «Мертвых душ»? (сжег)

15. Продолжите поговорку: «Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда)

16. Назовите три мировых религии (Христианство, ислам, буддизм)

4-е задание «Литература и кино».

Художественная литература – это часть национальной культуры народа. Пожалуй,  ни одна страна не подарила миру столько громких имен, как наша. Поэты и писатели, их литературные произведения бессмертны, они живут в нашем сознании и проходят через века. Кинематограф – это тоже наша культура. Литература и кино нередко становятся единым целым, в чем нам сейчас предстоит убедиться.

Каждой команде будет продемонстрирован кадр из фильма. Постарайтесь определить, в роли какого поэта или писателя предстает актер. Итак, внимание на экран.

(на слайдах кадры из фильмов: «Пушкин: последняя дуэль», «Есенин», «Лермонтов», «Высоцкий. Спасибо, что живой») 

5-е задание «Проба пера».

Помните у Пушкина: «и руки просятся к перу, перо – к бумаге…»? Поэзия привлекала людей во все времена… Остается она актуальной и в наше время. Сейчас нам предстоит поупражняться в подборе фирм. Каждой команде будет предложено по 5 слов, к которым вам необходимо подобрать рифму. Итак, юные поэты, в вашем запасе 5 минут.

1 команда: темнота, искусство, память, поэма, музыка.

2 команда: культура, вечность, повесть, история, фраза.

3 команда: музей, понимание, сказка, наука, портрет.

4 команда: стихотворение, правда, ветер, поэт, библиотека.  

(обучающиеся работают над заданием, по истечении времени каждая из команд зачитывает получившиеся рифмы).

6-е задание «Угадай мелодию». 

Музыка всегда волновала и тревожила чувства людей. Какая-то магическая сила заключена в ней… Давно замечено, что ее влияние еще более усиливается, если перед нами – симбиоз музыки и поэзии. Наш последний      конкурс – музыкальный.

Для каждой из команд сейчас прозвучит композиция. Вам нужно определить, на стихи какого известного поэта положена музыка.

1 команда – «Я вас любил…» (А. Пушкин)

2 команда – «Клен ты мой опавший…» (С. Есенин)

3 команда – «Мне нравится, что вы больны не мной…» (М. Цветаева)

4 команда – «Письмо к женщине» (С. Есенин).

(команды по очереди прослушивают композиции, в случае ошибки или отсутствия ответа – отвечает команда соперников)

Итак, пришло время подвести итоги  нашей сегодняшней интеллектуальной игры. (награждение победителей). Поздравляю с победой! Ну, а те, кому сегодня немного не повезло, не расстраивайтесь. Ведь главное участие! Все вы показали неплохие результаты. Я благодарю вас за участие. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения недели русского языка «Великое русское слово», посвященной Году культуры в России

Приобщение  учащихся, педагогов к истории развития русского языка и осознанию его  как культурного феномена и языка русской нации....

Классный час в 5 классе, посвященный Году культуры в России

Это мой первый классный час, первый разговор с моими новыми подопечными - 5 А классом....

Интеллектуальная игра по информатике «Умники и умницы», посвященное Году Кино

Интеллектуальная игра по информатике для учащихся 8-9 класса...

Разработка внеклассного мероприятия "Юрий Гагарин. Звездный избранник" в рамках фестиваля "Культура - свет души, слава разума и красота жизни", посвященного Году культуры.

Цель:  активизация познавательной деятельности учащихся. Задачи:- включить учащихся в активное познание истории, духовных ценностей и традиций родной страны;- изучить жизнь и деятельность вы...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-х классов Тема: «Умники и Умницы» посвященные году Экологии

Главная воспитательная цель мероприятия: воспитывать интерес к деятельности по улучшению окружающей среды, воспитывать экологическую культуру, отрицательное отношение к вредным привычкам...