Конспект занятия по теме самообразования "Развитие речи дошкольников через игровую деятельность" в старшей группе
план-конспект занятия на тему

Шурупова Елена Анатольевна

Занятие на развитие грамматического строя речи детей. Тема занятия "Театр".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 1560

Конспект открытого занятия по теме самообразования:

 «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность»

Подготовила и провела

Шурупова Е.А.

Москва 2015

Программное содержание. Продолжать развивать грамматический строй речи детей: продолжать учить подбирать противоположные по смыслу слова; закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; продолжать учить составлять простые и сложные предложения, опираясь на картинки; подбирать глаголы к существительному; отгадывать загадки-описания. Вспомнить ранее услышанные сказки. Учить пересказывать заученный диалог по ролям. Обогащать словарный запас. Продолжать развивать память, внимание, логическое мышление, сообразительность.

Предварительная работа.Чтение сказки Волкова «Волшебник Изумрудного Города»; заучивание фрагмента  (диалога) главы «Великий и Ужасный»

Материалы. Перчаточные куклы,  дидактическая игра «четвертый лишний» (по сказкам), резиновые игрушки - сказочные герои, иллюстрации сказки «Волшебник Изумрудного Города»; декорации Изумрудного города, мяч

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

Восп.:Ребята, сегодня к нам пришли гости. Но это еще не все гости (показываю Буратино)… Да, к нам пришел Буратино.

(Измененным голосом)

Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы меня узнали, а вы помните, чем закончилась про меня сказка?

(Вспоминаем, что за потайной дверью, открытой золотым ключиком оказался театр кукол).

                (Измененным голосом)

Вот в этом театре я хочу разыграть сказку, но пока я мало знаю и ничего не могу сам, ведь я только пошел в школу.

Восп.: Буратино, правильно надо говорить «поставить спектакль». Но ты не отчаивайся, мы с ребятами тебе поможем во всем разобраться.Так, ребята?

Дети: Да!

                (Сажаю Буратино)

Восп.: Для начала нам надо определить, без чего не может быть спектакль?

Дети: Без главных героев, персонажей.

Восп.: Правильно, а чтобы узнать какие бывают герои - поиграем в игру.

Игра малой подвижности (с мячом) «наоборот»

(Воспитатель кидает мяч ребенку, называя прилагательное, ребенок должен кинуть мяч обратно, назвав противоположное слово: веселые-грустные, умные- глупые, толстые-худые,бедные-богатые, высокие- низкие, страшные- красивые, ленивые-трудолюбивые, злые- добрые, сильные-слабые, большие-маленькие, быстрые-медленные, чистые-грязные, смелые-трусливые, честные-лживые, громкие-тихие, молодые-старые, жадные -щедрые и т. д.)

Восп.: Да, сказочные герои бывают самые разные. Ребята, а кто играет героев в спектакле?

Дети: Актеры.

Восп.: А вы знаете, что в театре кукол актеры называются кукловоды, потому что управляют они куклами. Они своих кукол очень любят,берегут, обращаются с ними ласково. Давайте расскажем Буратино, как можно называть ласково своих персонажей.

Дидактическая игра «Назови ласково» (с резиновыми сказочными героями)

(Воспитатель показывает игрушку, дети образовывают от ее названия слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например :Емеля – Емелюшка, принцесса – принцессочка, щенок – щеночек, лягушка – лягушечка, заяц – зайчик, Буратино –Буратинушка и т.д.).

Восп.: Молодцы! А ведь еще важно знать хорошо содержание произведения и ничего не перепутать. Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки и их героев. Подойдите к столам и отгадайте, что у вас за сказка и кто в ней лишний герой.(Проверяю с Буратино)

Настольно-печатная игра «Четвертый лишний»

Восп.:Все справились, молодцы!

(Измененным голосом).

-Хорошо вы все знаете, только вот сказку я уже выбрал «Волшебник Изумрудного города».

-Буратино, а ведь мы тоже с ребятами знаем эту сказку.

-Не может быть!

-Да-да, вот сейчас увидишь, я дам описание героям и дети их отгадают.

Загадки-описания.

Забавные,с веселыми бубенчиками, в голубой одежде;

 Маленький, храбрый, но боящийся грозы;

Злая, костлявая, любящая змей, мышей, пиявок;

Добрая, старая, умеющая взглядом переворачивать станицы книг;

Огромный, сильный, но трусливый;

Летающие, подчиняющиеся владельцу Золотой Шапки;

Злющая,одноглазая, боящаяся воды;

Страшный, жестокий, голодный, огромный.

Восп.: Всех героев отгадали, молодцы!

(Измененным голосом)

-Как у вас здорово получается. А хотите послушать  песенку, которую я хочу использовать в спектакле?

Что ж, ребята давайте послушаем, ведь музыкальное сопровождение просто необходимо в спектакле. Вставайте врассыпную, как раз разомнемся.

Физкультминутка

(Выполнение движений под песню « Мы в город изумрудный идем дорогой трудной…»)

Восп.: Вот мы сделали перерыв-отдохнули. Кстати, ребята, а кто помнит, как называется перерыв между частями спектакля в театре?

Дети: Антракт

Восп.: Правильно.

(Измененным голосом)

Музыка-то есть, а вот сказка.., к сожалению, я попал под дождь и несколько страничек размыло водой, остались только картинки и я не могу  прочитать, что под ними было написано.

Восп.:Ребята, давайте попробуем догадаться, что там было написано.

Речевая игра «Составляем предложения по картинкам».

(Картинки выкладываются на фланелеграф, дети выходят по одному, составляют по одному предложению по  картинке)

Восп.: Правильно, молодцы!

Ребята, а что, кроме произведения, героев, актеров, музыки, доброжелательных отношений, еще нужно для спектакля..? А нужно еще оформление, декорации. Давайте попробуем соорудить небольшую конструкцию Изумрудного города.

Конструктивная игра «Строим стену города»

(Дети выкладывают стену из конструктора «лего», называя на каждый «кирпичик» слово-действие (глагол), которое можно употребить со словом «стена». Например: построить стену, украсить, отремонтировать, побелить, сломать, разрисовать и т. д.)

Но это, Буратино еще не все, мы с ребятами даже выучили небольшую сцену из сказки: «Разоблачение Гудвина». Хочешь, мы тебе расскажем?

(Измененным голосом)

-Ой, а может мы поставим спектакль?  

Дети: Акукол-то у нас нет.

(Измененным голосом)

-Не беда, в моем красивом чемоданчике куклы найдутся

(Буратино достает куклы, дети рассматривают)

-Все это хорошо, только вот зная слова и имея куклы, спектакль не покажешь. Чтобы получился хороший спектакль, нужно очень-очень много репетировать.

Ну что, ребята попробуем порепетировать...? И декорации с собой возьмем.

(Проходим в спальню «театр», там декорация Изумрудного города).

(А зрителям необходимо взять с собой в театр хорошее, веселое настроение).

Репетиция фрагмента сказки

Разоблачение Великого и Ужасного

А.        Путешественники собрались перед дверью тронного зала.Дверь открылась и они вступили в тронный зал. Каждый ожидал встретить Гудвина в том виде, в каком он показывался им в первый раз. Но они удивились, увидев, что в зале не было никого. Там царила торжественная и жуткая тишина, и путников охватил страх: что готовит им Гудвин?

Г.— Я Гудвин, великий и ужасный! Зачем вы беспокоите меня?

Э.— Где вы?

Г.— Я — везде! Подойдите к трону, я буду говорить с вами!

Э.— Великий Гудвин, мы пришли просить вас исполнить ваши обещания!

Г.— Какие обещания?

Э.— Вы обещали отправить меня в Канзас, к папе и маме, когда мигуны будут освобождены от власти Бастинды.

С.— А мне вы обещали дать мозги!

Д.— А мне сердце!

Л.— А мне смелость!

Г.— Но разве мигуны действительно стали свободными?

Э.— Да! Я облила злую Бастиндуводой и она растаяла.

Г.— Доказательства, доказательства!

С.— Пикапу, трикапу! — воскликнул Страшила. Может нам для доказательства вызвать летучих обезьян, бамбара, чуфара?!

Г.— О, нет, нет, я вам верю! Но как это неожиданно!.. Хорошо, приходите послезавтра, я подумаю о ваших просьбах!

С.— Было время подумать, скорики, морики!

Д.— Не хотим больше ждать ни одного дня!

( Лев громко рычит, Тотошка усиленно нюхает воздух и из-за трона с лаем выгоняет маленького человечка)

Г.— Уберите собаку! Она укусит меня! Кто разрешил приводить в мой дворец собак?

Д.— Кто вы такой?

Г.— Я Гудвин, великий и ужасный, —( дрожащим голосом) — Но, пожалуйста, пожалуйста, не трогайте меня!

Э.— Но я думала, что Гудвин — это живая голова,

С.— А я думал, что Гудвин — морская дева,

Л.— А я думал, что Гудвин — страшный зверь,

Д.— А я думал, что Гудвин — огненный шар,

Г.— Это только маски! На самом деле… увы, на самом деле я обыкновенный человек,а не великий волшебник.

А.Герои были глубоко разочарованы…

Дети-актеры выходят из-за ширмы, кланяются.

Ну вот, Буратино,теперь ты многому научился. Приходи к нам еще. И тогда мы вместе поставим отличный спектакль на радость всем нашим друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»

Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Конспект занятия по теме: «Волшебные слова просьбы и благодарности, извинения и прощения» для дошкольников старшего возраста.

Цель занятия по теме: "Волшебные слова просьбы и благодарности, извинения и прощения"- формирование осознанного нравственного поведения детей в обращении к сверстникам и взрослым людям...

«ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК». ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (публикация в научно-методическом журнале "Логопед в детском саду" №2(87) 2019

Задачи: учить детей воспроизводить заданный речевой ритм; запоминать и воспроизводить ряды гласных звуков; упражнять в делении слов на слоги; закрепить представления у детей о слогообразующей роли гла...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией.

Вашему вниманию представлен конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией....