"Ты помнишь, солдат", урок мужества
методическая разработка (6 класс)

Заседко Светлана Анатольевна

Разработка классного часа к Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ty_pomnish_soldat.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             

Призывно звучат фанфары

Песня «Священная война»

Учитель:

Ты помнишь, солдат, много вёсен назад

Полыхало закатами небо?

Ты шёл через боль и твердил как  пароль,

Как священную клятву: «Победа».

Ты помнишь, солдат, обгоревший Рейхстаг,

Алый стяг, озаривший полнеба?

Ты помнишь друзей? К ним на несколько дней

Опоздала в Берлине победа.

Мир помнит, солдат, много вёсен назад

Твоё твёрдое слово: «Победа!»

Звучит песня «За того парня»

1 ученик.

Война… от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

2 ученик:

Это, если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа, а перебежками по – пластунски – четыре долгих года.

3 ученик:

Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!».

4 ученик:

Это добытая огнём и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

5 ученик:

Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

6 ученик:

Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.

7 ученик:

Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

8 ученик:

Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжёлых могил не откроет!

Но от имени сердца,

Но от имени жизни повторяю: Вечная слава!

Вечная слава героям!

Учитель:

     Герои Великой Отечественной войны! Их именами названы улицы и города, по всей стране в память о них установлены тысячи памятников, подвиги героев увековечены в картинах художников, в песнях, в кинофильмах и, конечно же, в книгах…

     «Падая, самолёт задел верхушки сосен… Машина развалилась на части, но мгновением раньше Алексея Мересьева вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб… Он…. Ощутил острую, жгучую боль в ступнях и … потерял сознание…» Это отрывок из повести Бориса Николаевича Полевого. Повести о лётчике, который преодолел немыслимые страдания и, лишившись обеих ног, сумел вернуться в истребительную авиацию, чтобы воевать с фашистскими ассами.

     История создания «Повести о настоящем человеке» такова: во время Великой Отечественной Войны Борис Полевой на одном из участков Брянского фронта познакомился с лётчиком Алексеем Маресьевым, о котором ему сказали, что это лучший лётчик полка. Маресьев пригласил писателя переночевать в его землянке. В этот день Алексей Маресьев 7 боевых вылетов и сбил 2 вражеских самолёта.

      Писателю не было известно, что этот лётчик не имеет ног, а ходит на протезах. И когда в землянке Алексей разделся и снял свои протезы, то писатель был страшно поражен. В последствии автор пишет: «Что-то тяжелое грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил на полу свои ноги. Безногий лётчик. Лётчик-истребитель! Лётчик, только сегодня совершивший 7 вылетов и сбивший 2 самолёта! Это казалось совершенно невероятно». В ответ на изумление писателя Маресьев сказал: «…хотите, я расскажу вам всю историю с моими ногами?» Борис Полевой подробно записывал этот рассказ в свою тетрадь, и после окончания войны обработал записанное со слов Маресьева. Он слегка изменил фамилию лётчика, (автор изменил только лишь одну букву в его фамилии), дал новые имена его товарищам и назвал книгу «Повесть о настоящем человеке», потому что Алексей Маресьев и есть настоящий человек.

      Алексей Петрович Маресьев. О нём, ещё при жизни, была написана книга, был снят фильм, и даже поставлена опера на сцене Большого театра в Москве. Алексею было 3 года, когда умер отец. Они остались в вчетвером: трое братишек и мать, работавшая уборщицей на заводе в городе Камышине Волгоградской области. Рос Алексей слабеньким и болезненным. А он мечтал стать лётчиком. Но медицинская комиссия в Камышине «приговорила»: «К лётной службе не пригоден!»  Алексей поехал в Сталинград, но и там врачи его не допустили к лётному делу. Тогда он поехал на Амур строить город Комсомольск – на – Амуре. Работал лесорубом, строителем. Очень окреп. Ни одного приступа малярии или ревматизма. Создали аэроклуб. Летал на самолёте «У-2». В 1937 году был призван в армию. Служил механиком в 12-м погранотряде. Алексей возмущался: в аэроклубе летал, а здесь не дают. Стал проситься, чтобы его направили в лётное училище в Чите. Прошёл медкомиссию и, наконец, стал летать. Длинный путь через тернии!

     Зная, как он добивался, чтобы стать лётчиком, как проходил этот путь, можно понять, почему он сумел преодолеть в будущем нечеловеческие трудности, выпавшие на его долю.

     В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира  эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя.

     24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

     Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. В июле 1946 года Маресьев с почётом уволен из состава ВВС. Полковник в отставке А.П.Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной звезды, Знак Почёта, «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл. Его именем названа малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. В 1948 году по книге «Повесть о настоящем человеке» на «Мосфильме» был снят одноимённый фильм.

Фрагменты фильма «Повесть о настоящем человеке».

     18 мая 2001 года в Театре Российской Армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. В больнице он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.

Объявляется минута молчания.

Звучит песня «Журавли».

Учитель:

  - Как вы думаете, ребята, почему Борис Полевой назвал свою книгу «Повесть о настоящем человеке»? Каков в вашем понимании настоящий человек?

(ответы детей)

     Итак, настоящий человек – умный, волевой, целеустремлённый, честный, трудолюбивый, готовый помочь и выручить товарища из беды.

     Преодолевая страдания, Алексей Маресьев научился не только ходить на протезах, но и бегать, танцевать, а потом – кататься на коньках и лыжах. Он вернулся в истребительную авиацию. Получил звание Героя Советского Союза.

     Его как-то спросили, какое человеческое качество он считает главным. Маресьев ответил: «Честность, а главная  ценность в жизни – честь и Родина».

     Ребята! С детства воспитывайте в себе лучшие человеческие качества, идите по жизни настоящими людьми и…

Помните!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, -

                                          помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем будьте достойны!

9 ученик:

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

Учитель:

Знамя Победы алое – символ дружбы и счастья людей!

Знамя Победы алое – это мир для планеты людей!

С прекрасным весенним праздником!

С Днём Победы!

Звучит песня Д.Тухманова «День Победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Солдат войны не выбирает"

Разработка классного часа о воинах Афганской и Чеченской войн....

Урок мужества "Вам, неизвестные солдаты, посвящается..."

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; развивать исследовательские навыки и творческие способности, создающие ...

Урок мужества "Слава солдатам России"

Цель: Воспитание гражданско-патриотического чувства.Задачи: 1) формирование представления учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека...

Урок мужества. Неизвестный солдат.

Презентация к классному часу....

Урок мужества «Поклон тебе, солдат России»

Развитие интереса к историческим событиям, воспитание чувства любви и уважения к Родине....

Урок Мужества, посвященный дню воинской славы России "День неизвестного солдата" 3 декабря 2017 года 7 кл

Цель:Ø воспитание чувства любви к Родине,Ø уважения к героическому прошлому и настоящему нашей страны,Ø популяризация поискового движения.Ø  вспомнить о великой Победе, о героических подвигах сов...

Помнят люди. Урок мужества.

Год 75-летия Победы начался, но о подвиге советского народа мы должны говорить с учениками сегодня, завтра и пронести эту память через года.В начале февраля я провела классный час – урок мужеств...