Методическая разработка ко Дню инвалидов, путешествие "Дорогой добрых дел".
методическая разработка на тему

Вахтомина Ирина Викторовна

Данная разработка проводилась к декаде инвалидов, подойдёт не только для коррекционных школ, но и для общеобразовательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_dekade_invalidov.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие – « Дорогой добрых дел» для 4 класса.

Цель: Привитие  понятий «доброта, милосердие, благотворительность».

Задачи:

- Сформировать в сознании детей такие понятия, как «доброта, милосердие,             благотворительность»; 

 - выявить правильные понятия о «добре» и «зле»;

- Расширить знания о доброте и  её роли в жизни каждого   человека;

пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте.

-Воспитать уважение к сверстникам, к старшим.

Оформление, оборудование и реквизит:

- предметы семена, иглы, метла, свечка;

-музыкальное сопровождение;

  -рисунок дерева без листьев и листочки с добрыми словами.

- конфеты (добрые и злые), карточки со словами добрых и злых слов.

Ход мероприятия

 Воспитатель. Ребята, сегодня наш школьный автобус «Дружба»  отправляется в путешествие. Наш маршрут пройдёт дорогой добрых дел.  Проверьте все ли на месте?

Дети: Все!

  • Воспит. В таком случае пора отправляться!

(звучит песня «Дорогою добра»).

Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о

том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу, к своей Земле, к своей Родине. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.    

- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта?

(Дети сидят в полукруге, берут в руки игрушку и отвечают).

  • В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».                                                                                                    Добро - все положительное, хорошее, полезное.
  • Воспит. Ребята, как вы думаете, где живет доброта? 

(Отвечают по одному, беря игрушку в руки.)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Воспитатель: Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям мир, радость, тепло, или от него веет холодом, злобой.

 

  • Звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь».)
  • А вот и первая остановка, она называется  «Волшебный цветок добра».

  Воспитатель:  Прошу всех выйти из автобуса.

(гости тоже могут поучаствовать в нашем тренинге).  На фоне музыки.

 Воспитатель: Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать.

  В моих руках ларец. В нем находится волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя.

   Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии — оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

   Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать.

   Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.

   Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение 

                               Ребята, а теперь откройте глаза.

И с добрым отличным настроением отправимся дальше.

(унылое дерево)

  • Воспит.  Ребята, обратите внимание вот на это дерево, какое оно одинокое, унылое. Помогите дереву стать красивым. Что может оживить его? Конечно же, листочки, но не простые.

 А какая часть дерева питает его? (корень).

    Воспитатель: Какой корень у слова «доброта»? (добр)

Воспитатель: Назовите однокоренные слова с этим  корнем и прикрепите « добрый» листочек к ветке дерева.

(добрые, добрячок, подобрел, имя Добрыня, добродушный, добропорядочный, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добронравный, словосочетания добрый день, вечер, ночь, доброго здоровья…)

Воспитатель: Посмотрите, какое великолепное дерево у нас получилось.

(Дерево без листьев нарисовано на  листе бумаги. Дети берут листочки со словами ,называют их и приклеивают на ветки дерева.)

  •  (звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь».)

Воспитатель: А вот и вторая остановка нашего маршрута «Улыбка доброты» Выходите из автобуса.

Воспитатель: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. Последний должен снова передать улыбку мне.

(Гости тоже могут присоединиться к нам).

На фоне песни В.Шаинского «Улыбка» проводится игра.

Ребята, Каждый из вас сделал доброе дело, подарил улыбку своему соседу, от которой на душе у каждого стало светло и легко.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

  То день не напрасно был прожит,

  Значит, живёшь ты не зря.    

Внимание! Занять всем свои места, наш автобус «Дружба» отправляется.

(звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь»)

Воспитатель:А у нас 3-я остановка и она называется

 «Добрые народные сказки»

   Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы   представители зла, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный,  Змей Горыныч, Соловей-разбойник, и представители добрых сил. Назовите их.

(Ответы детей: Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница и другие.) 

А, что если повелителем волшебных предметов окажется злой человек? Представьте себе, что вы стали обладателем таких предметов.

 Ведущий показывает детям предметы: семена, иглы, свечку, метлу;

придумайте добрые дела, которые можно совершить с  помощью этих предметов.

Затем, один или два человека рассказывают о том, для чего применят эти вещи.

  •  (звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь»)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается, 4 остановка  «Kопилка добрых поступков»

А сейчас вы должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили,  затем вслух похвалить себя за это: «Я - молодец»

Воспитатель: У нас в группе есть «тетрадь добрых дел» и вы записываете туда добрые дела. А теперь вы можете дописывать такие слова : «Я сделал это здорово. Молодец!» Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.

  • Помни! «Кто добр поистине, тот добро в молчании творит".

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете значение таких слов, как «доброжелатель»,   «благотворительность»?

(доброжелатель -  человек, желающий добра)

 ( Благотворительность - оказание материальной помощи бедным).

 Ребята, а кому можно и нужно оказывать благотворительную помощь? (дети снова выходят на середину и говорят).

(Детскому саду, дому престарелых, одиноким старым людям, больным, ветеранам).

А кто может быть благотворителем?

(Один человек, класс и т.д.)

 А кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо?

 (Ответы детей.)

    Ребята, обратите внимание, как мы сами, не замечая этого, сделали немало добрых дел, но помните, что благотворительность — это безвозмездная постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению.

  •  (лейтмотив  остановки «Если с другом вышел в путь»)
  • Полоса препятствий

Воспитатель: Ребята, мы отправляемся дальше. И въезжаем на полосу препятствий, к сожалению даже на дороге добрых дел такие встречаются.

Посмотрим, сможем ли мы её преодолеть?

(появляется контролёр в тёмных очках)

Контролёр -  Добрый день уважаемые пассажиры, приготовьте свои…

Кто-то из детей… Билеты?

Контролёр - Прошу меня не путать, и так приготовьте свою смекалку

Вот вам вредные советы из книги Григория Остера.   Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

     

    Советы:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

 Защитить своих друзей.

      (ответы детей)          

                 Если друг твой самый лучший

                 Поскользнулся и упал,

                 Покажи на друга пальцем

                  И хватайся за живот.

                   Пусть он видит, лежа в луже,

                  -Ты ничуть не огорчен.

                 Настоящий друг не любит

                 Огорчать своих друзей.

      (ответы детей)

Если что-нибудь случилось,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

        (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Можете продолжать путешествие.

  •  (звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь»)
  • 5 Остановка -  «Добрые слова»

Воспитатель:Ребята, а какие слова могут обидеть?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. А чего на земле больше: добра или зла? На одну сторону стола будем класть «злые слова»  (на столах карточки со словами. Дети читают их и кладут по - очереди конфеты в тёмных обёртках).

( грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость).

Воспитатель: Чтобы победить «зло», надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомним добрые слова и по капельке положим их на чашу весов с «добром». (Читают слова и кладут шоколадные конфеты в ярких обёртках на другую чашку весов.)

(вежливый, добрый, щедрый, весёлый, радость, мир, честность, сердечность, уважение, сочувствие, спасибо, пожалуйста, здравствуйте)

Воспитатель: Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра.

Воспитатель: Давайте говорить добрые слова  и  сделаем так, что плохих слов  вообще не было.

Ах, как нам добрые слова нужны!

                Не раз мы в этом убедились сами,

                А может не слова – дела важны?

                   Дела  - делами, а слова — словами.

                  Они живут у каждого из нас,

                 На дне души до времени хранимы,

                 Чтоб их произнести в тот самый час,

                 Когда они другим необходимы.

     

Воспитатель: Ребята, проезжая дорогой доброты, посмотрите  в окно, на окружающую нас реальность, иногда она бывает очень печальной.

Стихотворение «Цветы прощения»

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек.

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

И в глазах — лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестоко брошенный рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип  зловонный грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

А мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

И пошёл пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

  •  Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы, подобно девочке-снежинке,

  • Бросьте в них прощения цветы. 

(ответная реакция детей, подумать)

Воспитатель:  Ребята, теперь вы знаете, что кроме разнообразных цветов, которые вы знаете, есть и цветы прощения, дарите их людям!

  Наше путешествие дорогой добрых дел – завершается.

Во время пути:

- Мы одарили друг друга улыбкой доброты, и от этого на душе всем стало светло и ясно.

-    Теперь мы знаем, что если какая-то злая сила захочет управлять нами, то мы её сможем повернуть на добрые дела    

-  У нас есть тетрадь добрых дел, ведь нет лучшей награды для человека как осознание сделанного добра.

- Мы научились избегать ловушки, расставленные недобрыми людьми.

- Мы теперь будем говорить только добрые, хорошие слова, ведь они согревают душу человека.

- Мы теперь знаем, что такое цветы прощения и кому их надо дарить.

И закончить наше путешествие мы хотим заповедью, которую     постараемся соблюдать:

Дети читают:

  1. Скажут: «Меньше тебя нет никого!» —

Ты не гневись!

  1. Скажут: «Больше тебя нет никого!» —

Ты не гордись!

  1. Будь стоек, как камни,

Молчащие и в бурю, и в снегопад,

  1. Будь добр, как деревья,

Тень приносящие,

Всем, кто прохладе рад.

  1. Учись, как потоки упорные

Себе прокладывают путь,

  1. Чтоб ни стряслось, как снега горные,

Чистым и светлым будь.

Воспитатель: За окном холодная зима, но тепло в нашем школьном автобусе под названием «Дружба». Потому что его салон согревает тепло наших сердец.

  • И мне, ребята,  как вашему штурману, вашему проводнику по дороге добрых дел в заключении хочется сказать:  

                 

«Не скупитесь друзья

На улыбку, на шутку, на доброе слово,

Щедры и открыты, будьте всегда.

Дарите прощенья цветы.

Ведь в них тоже нуждаются люди.

Не стесняйтесь душевной своей красоты.

Щедрее и милосерднее давайте же будем.

 

От того, что глаза чьи-то

Станут теплее, доверчивее, чище,

От вас  не убудет.

Может, в мире как раз

Не хватает вашей, друзья, доброты».

Звучит песня «Дорогою добра». Дети дарят гостям конфеты доброты и смайлики с улыбкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путь к доброму здоровью"

Мероприятие предназначено для младших школьников с ОВЗ по формированию здорового образа жизни...

Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)

Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...

Методическая разработка занятия в гпд "Копилка добрых дел"

Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста....

Методическая разработка занятия в гпд "Копилка добрых дел"

Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста....

Методическая разработка занятия на тему "Лучики добра"

Занятие рассчитано на обучающихся 1-4-классов....

Методическая разработка занятия "А.Барто. Вовка - Добрая душа."

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка праздника "День инвалида"

№ декабря мы вспоминаем тех, кому нужна поддержка и опора, внимание и забота или просто хорошее настроение....