ПРОЕКТ "ПАСХАЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН"
методическая разработка на тему

Прищепа Вера Михайловна

Цель проекта: Познакомить с историей возникновением традиций празднования Светлого праздника Пасхи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashalnyy_perezvon.rar42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Романовский      специальный(коррекционный) детский дом  для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                                   

                                                                                                          

Игровая конкурсная программа

«Встречаем Пасху»

Возраст  учащихся  8-16 лет

Разработала:

                                                                                                           Прищепа В.М.,

                                                                                                                                      воспитатель

        

        с. Романово, 2014 год

ИГРОВАЯ КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»

Цель: Познакомить с историей возникновения традиций празднования Светлого праздника Пасхи, традиций крашения пасхальных яиц.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с традициями празднования Пасхи на Руси, обрядами, играми, сопровождающими этот праздник.
  2. Познакомить с историей возникновения традиции крашения яиц к Пасхе.
  3. Создать условия для восприятия духовного и культурного наследия христианского праздника Пасхи.
  4. Воспитывать уважение к русским православным традициям.
  5. Совершенствовать творческие способности.

Ход мероприятия:

Фонограмма «Звон колоколов»

  1. Дети читают стихи (смотреть приложение №1).

1.Пасхальный благовест

Автор: С. А. Есенин

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

2.Из страны далекой

Ласточки летят,

Весело щебечут,

Людям говорят:

«Люди, пробудитесь!

К нам весна идет!

А с весной и Пасха

Радость нам несет!»

3.Христос воскрес!

Автор: Аполлон Майков

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Воззреть, как в зареве небес

Вновь по весне Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

Медведь восстал от зимних снов,

И зеленеет ближний лес…

Вот и Христос уже воскрес!

Вновь просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

4."Колокола"

Автор: В. Шамонин

 Хорошо на колокольне

 Позвонить в колокола,

 Чтобы праздник был раздольней,

 Чтоб душа запеть могла.

 Будто ангельское пенье,

 Этот дивный перезвон

 Светлым гимном Воскресенья

 Зазвучал со всех сторон.

  1. История праздника Пасхи.

Рассказчик 1.Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница — напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота — день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха — воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя [1].

Рассказчик 2.Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они помешали Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, а их у него было 12, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя. Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел, его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их». Радость охватила людей [1].

Рассказчик 3. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это были крапанки. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. По традиции, готовые крашенки и писанкискладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение. В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашенки. В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей. Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать. Всю Светлую неделю длится праздник [1].

  1. Конкурс «Пасхальное кушанье» (смотреть приложение №2).

Из выданного набора продуктов дети готовят украшения для пасхального стола(вареные яйца; свежие яблоки, огурцы, томаты, морковь; зелень петрушки, укропа;  консервированные зеленый горошек, кукуруза).

Рассказчик.Обычай красить яйца на Пасху и дарить их друг другу древний, его связывают с Марией Магдалиной. Придя в Рим проповедовать Евангелие, она подарила императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос воскрес!» В древних рукописях сохранилось символическое истолкование этого обычая, сделанное святым Иоанном Дамаскиным. Согласно этому толкованию яйцо символизирует  образ  вселенной,  желток – земля, белок – воздух, пленка вокруг белка – облака.  По правилам, пасхальное яйцо должно быть красным, так как кровью Христа был спасен мир, и вареным, так Воскресение Христа «сгустило», укрепило Вселенную.  

  1. Пасхальная сценка «Золотое яичко» (смотреть приложение №3).

Автор: О.Высотская

Ведущий:

Жили-были дед да баба,

Была у них курочка-ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое ─ золотое.

Баба:Эй, старик, проснись скорей!

Дед:Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба:Да смотри, что я нашла:

Наша курочка-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: А тебе что за беда?

Ведь яйцо-то хоть куда!

Баба:Да яйцо-то непростое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое!  В самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба:Ох, горит, слепит глаза!

Дед:Чудеса!

Баба:Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его (слышен стук в дверь)!

Баба: Нет дома никого!

Дед: Ты, пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба (возвратившись):

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую,

До краев набью сундук.

Дед:Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

Дед: Я хозяин или нет?! (Яйцо падает и разбивается).

Баба (плача): Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

Дед:Успокойся, хватит, баба!

Нанесет яиц нам Ряба.

Мы раскрасим яйца эти

И вручим на Пасху детям.

Дед и баба выносят лукошко с пасхальными яйцами и одаривают детей[2].

  1. Пасхальные игры (за участие в играх дети получают сладкие призы)

Во время Пасхальной недели принято ходить в гости, дарить подарки, отправлять поздравительные открытки. В эти дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой (колокольный звон). Я приглашаю вас всех на игры.

«Где яйцо варится?»

В игре участвуют два человека. В старину яйцо накрывали шапками, можно взять пластиковые стаканчики. Один из игроков на время выходит из комнаты или просто закрывает глаза. Пустые перевернутые стаканчики ставят на стол, под ними прячут яйцо, зовут игрока и спрашивают: «Где яйцо варится?», водящий выбирает стаканчик и поднимает его, если там есть яйцо, то забирает его себе как приз.

«Раскрути яйцо»

Играют двое, у каждого свое яйцо. Одновременно игроки раскручивают пасхальные яйца на столе, у кого яйцо будет дольше крутиться – тот и выиграл, победитель забирает яйцо проигравшего игрока. Играть можно не только вдвоем, но и втроем, вчетвером, тогда победитель забирает уже не одно яйцо, а все.

«Крашенка на земле»

Яйцо кладут на землю. В десяти шагах от него стоит один из игроков. Ему завязывают глаза платком. С завязанными глазами он отмеряет десять шагов, развязывает глаза и пытается достать яйцо, не сходя с места. Если достанет, то  выиграл, не достанет — проиграл[3].

«У кого дальше укатится?»

Дети встают парами, у каждого яйцо. Необходимо прокатить яйцо по горке так, чтобы оно не упало, не разбилось и укатилось как можно дальше яйца соперника.

«Раскрась яйцо»

Детям завязывают глаза салфеткой, и они раскрашивают яйца – заготовки (смотреть приложение № 4)

«Не урони яйцо»

Дети делятся на две команды, у каждой команды яйцо и ложка. Первый участник должен нести яйцо на ложке одной рукой, обойти преграду, вернуться и отдать ложку следующему игроку. Чья команда первая справится с заданием и не разобьет яйцо, является победительницей.

  1. Пасхальная викторина

– А сейчас проверим ваши знания в пасхальной «сладкой» викторине, почему сладкой, догадались? (за правильный ответ – конфета)

  • Как на Руси называли Пасху?  (Светлое Воскресение, Велик день, Христов день, Царь день)                                                                                                                        
  • Имя Матери Спасителя?  (Мария)
  • Сколько учеников – апостолов было у Христа? (12)
  • Один из них стал предателем. Как звали его?  (Иуда)
  • В какой день недели Христос был предан, в какой распят, в какой – воскрес? (среда, пятница, воскресенье)
  • Мария Магдалина пришла к императору Тиберию и сказала: «Христос  воскрес!» Что при этом  она  преподнесла ему?  (яйцо)    
  • Так появилась традиция красить яйца.  А  знаете  ли  вы,  как  называются  яйца,  окрашенные  в один  цвет?  (Крашенки)А если на общем фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета?  (Крапанки)        А ещё были яйца, расписанные от руки сюжетными  или орнаментальными узорами, они называются? (Писанки)
  • Как называется  последняя неделя перед Пасхой?  (Страстная  или  Великая седьмица,  посвящённая  страданиям  Иисуса  Христа)
  1. Подведение итогов конкурса декоративно – прикладного творчества «Светлая Пасха».

Выставка работ воспитанников (смотреть приложение № 5).

  1. Дети читают стихи, тихо звучит звон колоколов.

1.Кулич и верба – символ Пасхи,

Весны, семейного тепла.

Так пусть же в день такой прекрасный

Вовсю звонят колокола.

Пусть будет дом полнейшей чашей,

Пусть радость не оставит нас

И путь звезда свободы нашей

Нам озаряет в трудный час.

2.Счастливой Пасхи от души желаем,

Христос воскрес – вот главные слова!

Пусть вас Господь от бед оберегает,

И наградит за добрые дела!

3.«Христос воскрес!» - поют колокола.

И весть та радостна, светла.

Над миром носится волной,

И мир внимает песни той.

«Христос воскрес!» - поет земля,

Моря и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину воскрес!»

Дети под фонограмму «Звон колоколов» уходят из зала.

Литература:

  1. "Библия для малышей", АО "Молодая гвардия", М., 1993 г.
  2. Журнал "Воспитание школьника" №3, 2009 г., статья Агеевой Е.С "Праздник Пасха".
  3. Пашкина В.М. «Жили – были, хоровод водили» Фольклорные праздники в 5-9 классах./ В.М. Пашкина. Худож. А.А. Селиванов.- Ярославль: Академия, 2005-160с.
  4. Журналы «Начальная школа» №4, 2000г., № 1, 2006г.

Сайты:

  1. http://darnika.ru/2012/04/lastochki/
  2. http://happy-school.ru/publ/17
  3. http://festival.1september.ru/articles/579445/
  4. http://stranamasterov.ru/
  5. http://karving.ru/

Примечания:

  1. http://kladraz.ru/prazdniki/drugie-prazdniki/pasha-istorija-pashi-dlja-detei.html
  2. http://luntiki.ru/blog/prazdnik/704.html
  3. http://kladraz.ru/prazdniki/drugie-prazdniki/razvlechenija-i-igry-na-pashu-dlja-detei.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

программа дополнительного образования детей "Праздничные перезвоны""

Эта программа была разработанна мной ещё в 2006 году. С тех пор она перетерпела значительные изменения, но основа осталась такой же. Каждый год я провожу мероприятия по данной программе с участием наш...

"Пасхальный перезвон"

Внеклассное мероприятие для обучающихся среднего звена коррекционной школы VIII вида...

Сценарий праздника "Семейный перезвон"

Игровая  конкурсная программа для родителей и  детей  на День семьи в школе...

Пасхальный перезвон

Фотографии пасхальных яиц...

Пасхальный перезвон

Цели и задачи занятия: 1. Повысить интерес учащихся к православной вере, к обычаям, традициям православных христиан. 2. Познакомить школьников с историей возникновения праздника Пасхи. 3. Обобщить ...

Классный час "Пасхальный перезвон"

этот класный час поможет раскрыть традиции русского народа, приобщить детей к культуре праваславного народа. Учащиеся узнают об истории возникновении пасхи...