Внеклассная работа
материал

Попкова Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Звучат фанфары            

Ведущий 1.   Внимание! Внимание! Говорит и показывает телерадиовещание

Рузаевского детского дома-школы №1.

У нас на первом канале, на первом плане – День Учителя!

Ведущий 2.  Сегодня необычный день!

Ведущий 1.   Сегодня удивительный день!

Ведущий 2.   Сегодня… Праздник!!!

Ведущий 1.   Радостный! Долгожданный!

Ведущий 2. Строгим и ласковым...

Ведущий 1. Мудрым и чутким..

Ведущий 2. Тем, у кого седина на висках...

Ведущий 1. Тем, кто недавно из стен институтских...

Ведущий 2. Тем, кто, поведав нам тайны открытий,

Учит в труде добиваться побед...

Ведущий 1. Всем, кому гордое имя - учитель...

Вместе. Наш благодарный, горячий привет!

Ведущий 1.      

       В день осенний, когда у порога

         Задышали уже холода.

         Школа празднует день педагога.

         Праздник мудрости, знаний, труда.

Ведущий 2.

         День учителя! Вслушайтесь сердцем

         В эти звуки, что дороги нам.

         Все, что связано с юностью, с детством

         Мы обязаны учителям!

(песня)___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Ведущий 1. Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников, воспитателей!

Ведущий 2.  Потому что все мы стали тем, что есть, во многом благодаря именно им!

Ведущий 1.  

Сапожник может починить ботинки,

А плотник – табуретку и крыльцо.

Но только у учителя в починке

Светлеют разум, сердце и лицо.

Ведущий 2.      

Какая тонкая работа-

Умнее сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти…

(песня)___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(интервью с директором)

Телеведущая   (_______________________________)

Итак, Дамы и Господа!

Продолжаем наше телерадиовещание.

Сегодня у нас интереснейшая встреча. Я хочу пригласить к нам в студию директора школы.

 

Телеведущая  Представьтесь, пожалуйста.

Директор:

Телеведущая  У каждого при достижении своей цели существует девиз. Назовите свой.

Директор:

Телеведущая  Считаете ли вы себя смельчаком, который решился взвалить на себя этот непростой груз – должность директора?

Директор:

Телеведущая  Скажите, пожалуйста, с удовольствием ли вы ходите на работу?

Директор:

Телеведущая  А как вы поощряете старательных учащихся?

Директор:

Телеведущая  Как вы поступаете с провинившимися учащимися?

Директор:

Телеведущая  Как вам удаётся оставаться в такой прекрасной физической форме?

Директор:

Телеведущая  Если бы сейчас появился волшебник, какое заветное желание, связанное со школой, вы попросили бы его исполнить?

Директор:

Телеведущая  Вот такой директор у нашей школы. .. Специально для канала «Профессионал». С нами была директор школы – Кузьмина Марина Петровна.

Спасибо. До встречи. Аплодисменты!!!

Ведущий 1  Дорогие учителя!

А сейчас репортаж из студии «Утренняя звезда».

Вас поздравляют наши маленькие, талантливые звёздочки.

(звучит школьная мелодия)

Выходит группа учащихся с бантиками, с игрушками, с книжками, с портфелями

Ведущий 1 

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Кто на улице гулял,

Кто в продленке отдыхал.

1-й чтец.

А у меня в кармане гвоздь! Вот! А у вас?

2-й чтец.

А у нас сегодня гость! А у вас?

3-й чтец.

А у нас на кухне газ. А у вас?

4-й чтец.

А у нас водопровод. Вот.

И из нашего окна

Школа-интернат видна.

5-й чтец.

А из нашего окошка —

Кабинет труда немножко.

6-й чтец.

А у нас веселый класс!

Это раз.

1-й чтец.

Мы нашли противогаз — это два.

2-й чтец.

А в-четвертых, наш учитель

Приходил ко мне домой,

Потому что в коридоре

Я носился как шальной.

3-й чтец.

Как шальной? Ну что ж такого?

А вот в 9-класс, например,

Приходил милиционер.

4-й чтец.

А у нас подбили глаз.

А у вас?

5-й чтец.

А у нас дежурный класс.

А у вас?

6-й чтец.

В классе-то сосед соседа

Книжкой бил после обеда.

1-й чтец.

Книжкой? Это ерунда.

Вот портфелем — это да!

2-й чтец.

А у нас учитель клевый,

Очень добрый и веселый,

Образцово-показательный,

Словом, просто

Все.

Замечательный!

Ведущий 1  

Дело было вечером.

Спорить было нечего.

(песня)___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Ведущий 1  Удивительный этот дом – школа! Здесь всё перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания.

Ведущий 2  Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом, ибо кто-то очень точно назвал школу «сладкой жизнью».

Ведущий 1  А сейчас приоткроем дверь студии «Учитель будущего».

(звенит звонок)

Мини-пьеса «Учитель будущего»

Действующие лица: _____________________________________

        _____________________________________

Кристина: Ты куда поступать будешь?

Максим: На физвоз. А ты?

Кристина: А я, наверное, в педагогический.

Максим: Тебе что,школа за 11 лет не надоела?

Кристина:  Понимаешь, я давно думаю: вот если бы в школе кое-что поменять…

Максим :  Ага! Например, вместо уроков кино показывать.

Кристина(мечтательно): Я вот думаю, как бы сделать так, что бы в школе было интересно, радостно и хорошо всем: и учителям, и ученикам.

Максим : Тоже мне радость: учиться! Да и учить тоже, по большому счёту. Мы довести можем, мало не покажется.

Кристина:  А мне хочется стать таким педагогом, что бы абсолютно все мои ученики обожали мой предмет и знали его не потому, что я требую, а потому, что я смогла их так заинтересовать, что они просто дня не могут прожить, не узнав чего-нибудь новенького!

Максим :  Кристина, по-моему ты-идеалистка. Таких учителей не бывает, чтобы прямо все дети их обожали. Это какой же надо быть?

Кристина:  А тут как раз ничего сложного. Увлечённой, как Татьяна Алексеевна. Знающей свой предмет на зубок, как Антонина Михайловна. Строгой, но справедливой, как Ирина Викторовна.

Максим  (включается в игру):  Доброй, как Нина Имильевна. И красивой, как Наталья Сергеевна.

Кристина:  Ответственной, как Татьяна Николаевна. Уж если что пообещает – всё, железно.

Максим :  И чувство юмора не забудь!

Кристина:  Да уж, Борис Борисович – это… Одно удовольствие общаться!

Максим :  А мне Ольга Феликсовна очень нравится! Она такая лёгкая! Никаких проблем! Я

бы её в министры определил – она бы играючи все проблемы страны решила!

Кристина:  А Галина Михайловна! Она такая справедливая.

Максим :  А мне Венера Шавкетовна очень нравится – во всяком случае, всё,что скажет, - это её собственные мысли.

Кристина:  А как Сергей Александрович умеет держаться! Такой уверенный, такой подтянутый, корректный, поневоле и сама стараешься соответствовать.

Максим :  А мне Михаил Иванович нравится! Он решительный. Сразу чувствуется, что мужчина.

Кристина:  Можно подумать, Ольга Евгеньевна не решительная. А как она с компьютером управляется!

Максим (вздыхая): Это да…

Кристина:  Ох, и как всё это в себе воспитать?

Максим :  Знаешь, Кристина, если в школу придут такие учителя, я не прочь в ней ещё поучиться.

(звенит звонок)

Кристина:  Максим, побежали. Наш любимый урок начинается.

Ведущий1.  

День учителя – это  праздник не только наших учителей, но и всех

работников школы.  Сегодня мы говорим большое спасибо воспитателям, библиотекарю, поварам, техническим работникам за хорошее отношение к нам. От всей души поздравляем их и желаем счастья, здоровья и благополучия.

Ведущий 2    

За честный труд, что подвигу сродни,

За жизнь твою, которой чужд покой,

За ученичества счастливейшие дни,

Учитель наш, прими поклон земной!

Ведущий1.  

 Дорогие наши учителя, как хочется сказать вам необыкновенные слова и подарить что-то необычное! Если бы мы могли, то подарили бы каждому из вас… (поют) миллион, миллион, миллион алых роз… Но и такая благодарность несоизмерима с великим богатством, которым одарили вы нас. Подарили нам знания, веру в свои силы, в чистоту и доброту человеческих отношений, в идеалы добра и справедливости, а еще уважение к профессионализму и труду. Мы уверены, что каждый, кто у вас учится, будет таким же, как вы, щедрым, умеющим ценить человеческое тепло и любовь.

Ведущий 2  А сейчас переносимся в студию «Умники и Умницы».

(музыкальная заставка)

Ведущий 1            

Кто нас учит?

Кто нас мучит?

Кто нам знания дает?

Это школьный наш учитель –

Удивительный народ…

Ведущий 2             

В нашей школе, лучшей в мире,

Что учитель - то звезда,

И по всей стране вы точно

Лучше, не найдёте никогда!

1.

Признаем, что мы немножко

Вам доставили хлопот,

Но ученья быть не может

Совершенно без забот.

Обещать готовы дружно,

Хоть всей школой к вам придем,

Дорогой Вы наш директор, 

Больше Вас не подведем!

2.

Вы были нам поводырем,

Когда мы вместе с букварем,

«Азы» и «буки» постигали.

Теперь, хоть взрослыми мы стали,

К вам чувства детские питаем

И вас особо поздравляем.

3.

Звенит звонок уверенно,

Настойчиво, размеренно,

Учительница химии

Идет на первый час,

Чтобы не злонамеренно,

Что тыщу раз проверено,

С таблицей Менделеева

Вновь познакомить нас!

4.

Склонениям, спряжениям

И всем местоимениям,

И знакам препинания

Ты низко поклонись!

Замучились с приставками,

Зачем они в грамматике

На наше зло-несчастие

Так густо собрались?!

5.

А сколько эти функции

Приносят нам страдания?

А сколько эти игреки

И иксы стоят мук?

Ну почему ученые

Вот эту математику

Назвали без сомнения

Царицей всех наук?

6.

Языки иностранные

Довольно-таки странные -

Зубришь, зубришь транскрипцию,

И... ничего в мозгах!

А нам не нужен максимум,

Нам нужен только минимум,

Чтоб прочитать нашлепки все

На импортных штанах...

7.

Эпохи перепутались...

Там - красные, там - белые...

Газет такое множество,

Что все не прочитать!

Какая же история

Произошла с историей?

Похоже, нам историю

С начала начинать!

8.

От этих встреч в душе следы

Останутся надолго.

Надежно сердце, как мотор,

Бежим быстрее волка,

С таким здоровьем, как у нас,

Мы передвинем горы.

От всей души благодарим

Уроки физкультуры.

9.

Информатика — серьёзная наука.

Без неё сегодня — никуда.

"Windows" — непростая штука

Чтоб знать — немало надобно труда.

Предмет свой Вы доступно объясняете

Потому что всё отлично знаете.

К каждому из нас находите подход.

А отсюда наши знанья. Вот!!!

10.

Будем мы учеными,

Будем инженерами,

Будем мы овладевать

Светскими манерами.

Но обезьяну в человека

Только труд смог превратить,

Шить, строгать и колотить

Будем! Чтобы лучше жить.

(коллективное фото)

Ведущий 2.  

    Как найти слова достойные,

    Как сказать без лишних фраз,

     Что мы очень благодарны Вам,

     Что мы очень любим Вас.

1 -й ведущий.

Дорогие наши учителя, примите наши самые искренние поздравления с праздником от нас…

2-й ведущий.

И от всех бывших, настоящих и будущих учеников.

1-й ведущий.

Примите сердечные поздравления от рыжих и блондинов,

2-й ведущий.

Брюнетов и сложноцветных,

1-й ведущий.

Вихрастых и причесанных,

2-й ведущий.

Послушных и, мягко говоря, не очень…

1-й ведущий.

Отличников и, мягко говоря, не очень…

Вместе.

Но зато очень-очень вас любящих!

1-й ведущий.

Здоровья, счастья, вам дорогие наши учителя!

2-й ведущий.

Талантливых вам учеников!

(песня)



Предварительный просмотр:

Сценарий конкурса чтецов для 5–7-х классов в рамках недели химии, биологии, физики и географии

Ведущий: 

Сегодня в рамках недели естественных наук проводится конкурс чтецов.

Химия и стихи,
Биология и поэзия,
Физика и лирика,

География и музы.

– Что может быть общего? Какая связь между такими полярными направлениями? Не общее ли первоначало у закона и стиха: вдохновение и интуиция? Не едино ли предназначение: поиск истины, ответов на бесконечное "почему"? Древние химики, физики были, по существу, философами-мыслителями, а современные поэты знакомы с великими законами и химиков, и физиков. Законы мира и бытия интересны людям любого времени, независимо от их природной склонности. Пример тому человек-энциклопедия Михаил Васильевич Ломоносов.
Что интересует поэтов в естественных науках? Об этом вы узнаете, слушая сегодня стихи в исполнении учеников школы.

Представление жюри.

Ведущий: 

"Да здравствуют музы!
Да здравствует разум!"

– Итак, начнем.

Слайд1,2 

Ведущий: 

Дмитрий Иванович Менделеев - выдающийся русский химик, наиболее известное его открытие — периодический закон химических элементов, в соответствии с которым составил периодическую систему элементов. Автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению.

Послушайте стихотворение Степана Щипачева «ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА»
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах;
Все: от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Ты знаешь, газ легчайший водород
В соединеньи с кислородом – это
Июльский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
Тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
Глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила.
Будь то железо, медь или гранит, –
Всю страшную космическую силу,
Закованную в атомы хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг, –
С собой возьмем мы знанья на подмогу
И это станет делом наших рук.

Ведущий: Слайд 3

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Послушайте стихотворение Николая Шабалина «ВОДА»

 Известна важностью своей на всей Земле вода.
Живет в воде для нас, людей, и радость, и беда.
Накопит силы – забурлит, размечет все подряд;
И без усилий растворит в себе и мед, и яд…
Лихую жажду утолит живительным глотком,
И все живое умертвит нещадным кипятком…
Любой сосуд – то ей не труд – без щелочки займет,
А в лед замерзнет – свой сосуд на части разорвет…
Что охлажденье, что нагрев – закон не писан ей.
Любая жидкость, затвердев, становится плотней.
Любая, только не вода. В ней самый твердый лед,
Когда наступят холода, по верху поплывет...
И замерзает не со дна глубокий водоем,
И корка льда хранит всегда в мороз живое в нем.
И химия в чести везде живет уже века.
А вот аналога воде не знаем мы пока.

Ведущий: Слайд 4

«Жидкости на тело давят,
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Ее считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Что-то тело вытесняет
Все закон нам объясняет
Открыл его великий грек,
Ему имя – Архимед.

Послушайте стихотворение Марка Львовски «Закон Архимеда»

Архимед открыл закон,

Мылся в ванне как-то он,

Полилась на пол вода,

Догадался он тогда.

Сила действует на тело,

Так природа захотела,

Шар летит как самолёт,

Что не тонет, то плывёт!

И в воде груз легче станет,

И тонуть он перестанет,

Океаны вдоль Земли, Покоряют корабли! 

Ведущий: Слайд 5

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься:

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Слайд 6

Послушайте стихотворение Людмилы  Фадеевой  «Окружающая среда»

Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
 

Послушайте стихотворение Якова  Аким «Наша планета »

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

 

Слайд 7

Послушайте стихотворение Георгия Ладонщикова « Люблю птиц»

 Я, ребята, птиц люблю. 
Никогда их не ловлю 
Ни ловушками, 
Ни в сети. 
Не держу их дома в клетке. 
Никогда гнезда не трону. 
Ни сороки, 
Ни вороны, 
Ни скворца, 
Ни воробья    Не обидел в жизни я!

Ведущий: 

Разряды молнии на физике мы получаем, 
А восхищение и красоту в походах ощущаем.

На уроке- скучные химические элементы. 
В горах ,на природе- счастливые моменты!

И сможем мы открыть едва ли 
Без географии поэзии прекраснейшие дали!

Слайд 8

Послушайте стихотворение Олега Григорьева «Глобус» 
— Дети, кто знает, что обозначает 
Вот этот шар, посаженный на кол? 
— Это чучело Земли. 
— Тебе кол. 
— Нет, это не чучело, 
А такая земляная голова. 
— Тебе два. 
— Нет, это настоящая Земля, 
Но картонная только. 
— Тебе тройка. 
— Я знаю, синее - это вода, 
А коричневое - это земная корка. 
— Четвёрка. 
— Это модель Земли, 
Только уменьшенная в сто раз. 
Если посмотреть в микроскоп, 
Можно увидеть себя    И весь наш класс. 

Это круглая карта,     Внутри пустая,     Её можно пальцем вращать. 
— Пять! 


Слайд 9

Послушайте стихотворение Инессы Агеевой «Карта»

Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Нет на глобусе деревни,
Абсолютно не видна,
А на карте, на подробной,
Посмотрите, вот она!
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один,
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, посёлков, городов.
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.
Если сели вы за парты,
Изучайте мира карты!

Слайд 10

Послушайте стихотворение Андрея. Усачёва «Схема устройства Земли»

Раз – кружочек,
Два – кружочек,
Три – кружочек,
Снова круг...
Сколько разных оболочек!
Не Земля, а просто лук!
Земля устроена хитро
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ЯДРО,
Но не ядро от пушки!
Потом, представьте, МАНТИЯ
Лежит внутри Земли.
Но не такая мантия,
Что носят короли!
Потом – ЛИТОСФЕРА(Земная кора).
Выбрались мы на поверхность,Ура!

А посреди этой ЛИТО -
ГИДРОСФЕРА разлита.
ГИДРО не ГИДРА.
Еще иногда
Люди ее называют –
ВОДА!
Ну, а за этою сферой
Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ.
(Это и воздух, и облака...)
А что там за ней? – Неизвестно пока!

В заключении послушайте стихотворение Андрея. Усачёва «Океаны»

На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!

Ведущий: Ну, вот и подошел к концу наш конкурс любителей поэзии и естественных наук: химии, физики, биологии и географии. 

И кто сказал, что физики или химики или биологи или географы не могут быть лириками? Ребята доказали, что в мире географических открытий, физических и биологических законов, химических уравнений есть место для равновесия душ, полёта фантазии и философских размышлений, в которых порой так сложно прийти к «верному решению».



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия «Экологический калейдоскоп»

по теме: «Растительный и животный мир лесов Мордовии»

 ЭПИГРАФ УРОКА: “Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собой общежитие более широкого порядка: в нём не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным.”

                                                                                                                       Г. Ф. Морозов.

Цели и актуальность работы: Расширение знаний учащихся о растительном  и животном мире лесов Мордовии, значении растений и животных в жизни человека.

Развитие коммуникативных способностей учащихся, активизация их познавательной активности. Приобщение учащихся к культуре русского народа, традициям. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Все более мощное воздействие человеческого общества на окружающую среду, ухудшение экологического состояния планеты приводит к необходимости общества готовить экологически грамотных людей, ясно представляющих взаимосвязи в системе «человек и природа».

  Решать поставленную задачу призваны решать школьные курсы наук о природе, в том числе и биология.

 Интеллектуальный компонент обеспечивают действующие программы и учебники по курсу экологии, географии, биологии. Практический компонент – участие школьников в труде по защите и улучшению природного окружения, система умений эколого-аналитического контроля за качеством окружающей среды и умений, нацеленных на ее сохранение.

  Эмоциональный компонент направлен на формирование отношения человека к природе как высшей духовной и материальной ценности. Определенную помощь в достижении этой цели может оказать использование на уроках экологии народных пословиц, поговорок, которые специалистами считаются наиболее удобной формой устной передачи знаний из поколения в поколение. Народная культура, как и язык народа, - специфическая окружающая среда, в которую «погружен» каждый из нас. Знание истоков, уважение к исторической  памяти поколений влияют на духовный мир человека, помогают осознавать взаимосвязь явлений в природе, единство человека и природы.

  Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В систему внеурочной работы, направленной на развитие экологических знаний ,входят школьные экологические олимпиады ,предметные недели ,кружки ,экологические брейн-ринги и др.Данное мероприятие является одной из форм внеклассного экологического мероприятия с краеведческим содержанием. Содержание  позволяет расширить знания учащихся о растительном и животном мире Мордовии.

 

Основная часть.

Учитель. Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят:

Ваню- земляникой,

Таню –костяникой,

Машеньку -орешком ,

Толю –сыроежкой,

Катеньку- Малинкой,

Васю –хворостинкой .

Что это ?( лес)

Республика Мордовия расположена в лесной зоне. Зональная растительность северных районов представлена еловыми и широколиственно-еловыми лесами.  В широколиственно-еловых лесах основными лесообразующими породами являются дуб черешчатый и ель европейская. В составе древостоя присутствуют клен остролистный, липа, так же береза и осина. Хорошо выражен подлесок, обычно он сформирован лещиной обыкновенной(орешником), рябиной. В травяном покрове господствуют черника, кислица, особенно обильны мхи.

Огромно и разнообразно значение леса. Роль леса хорошо отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия ,1954г.): «Лес – это вода, вода –это  урожай ,урожай –жизнь» .

Милый край! Мордовия родная! Здесь раздолье рек, лесов, полей. Для меня нет лучше края, Он мне всех дороже и милей! Дорогие ребята, приглашаю вас на экологический калейдоскоп о природе нашего края.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашей Мордовии. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами урок-путешествие по теме: «Растительный и животный мир лесов Мордовии».

Ведущий 1.

Да  лесу человек обязан многим. Чем же дорог нам лес?..

Лес — наше богатство!

Лес — воздух, влага и тень.

Лес — дом для зверей и птиц.

Лес помогает выращивать хороший урожай.

Лес — кладовая ягод, грибов и орехов.

Лес — зеленый наряд планеты.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.

Ведущий 2.

О, человек!

Природа-мать ни рек и ни морей

От глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых озер...

Цени ее доверие, природы!

Не обмани его! И в темный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.  

Учитель. Да, ребята, природа создала для нас великолепную страну - лес. Лес встречает нас морем звуков и запахов, сотнями загадок и тайн. Нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны. Много видит и слышит в лесу тот, кто идёт не спеша, бесшумно.

Все растения лесного сообщества, а их много, благополучно уживаются, не мешая друг другу. Это происходит, во-первых, потому, что над землёй и в почве они занимают разные ярусы. В разных растительных сообществах число ярусов различно.

Деревья, кустарники, травы составляют как бы “этажи” леса - его ярусы. Верхний, первый ярус, образуют высокие деревья - дуб черешчатый, липа сердцевидная, берёза бородавчатая, вяз гладкий. Особую ценность представляет дуб - могучее, крепкое, величавое дерево. Оно живёт от 400 до 1000 лет, достигает высоты 40м. Корни у этого дерева мощные, глубоко проникают в грунт, поэтому дуб крепко стоит на земле.

Берёза достигает высоты 20-ЗО м, очень декоративна благодаря ветвистой ажурной кроне и белой коре ствола. Это единственное дерево, которое имеет белый ствол (в клетках бересты содержится особое вещество — бетулин). Если вы прислонитесь к берёзе, на одежде появятся белые пятна, как от мела.

Во втором ярусе расположены деревья второй величины - рябина обыкновенная, черёмуха обыкновенная, ива козья, дикая яблоня.

Третий ярус леса состоит из кустарников, образующих подлесок-лещина обыкновенная, жимолость лесная, крушина ломкая, бересклет европейский.

Четвёртый ярус леса состоит из высоких трав - чистец лесной, бор развесистый, борцы.

Пятый ярус леса представлен более низкими травами - сныть обыкновенная, осока волосистая, пролестник многолетний и др.

Шестой ярус - мхи, грибы, лишайники.

Ярусное расположение растений связано с неодинаковой освещённостью. Количество света уменьшается от яруса к ярусу. Много света получают деревья первого яруса и очень мало - мхи и лишайники. В еловом лесу кустарники не растут - ветви елей задерживают очень много света, в таком лесу всегда сумрачно.

Второе приспособление лесных растений к совместному обитанию - развитие в разные сроки. Весной в лесу можно наблюдать цветение одних видов растений и только самое начало развития других. В конце лета, наоборот, первые виды уже незамечены: их листья и стебли засохли, семена осыпались. А вторые вступают в пору пышного цветения. Позже всех из деревьев наших лесов цветёт липа.

Светолюбивое растение - подснежники. Они развиваются весной благодаря запасу питательных веществ и цветут, когда безлистные ветки деревьев и кустарников свободно пропускают к ним лучи солнца.

Деревья, кроны которых расположены над всеми другими растениями леса, опыляются ветрами. А большинство кустарников приспособилось к опыление насекомыми, так как под пологом леса ветра почти не бывает. Но есть исключения - орешник. Он цветёт, когда высокие деревья ещё не покрыты листвой и ветер свободно переносит пыльцу.

Приспособлением к жизни под деревьями при недостатке света является окраска лепестков травянистых растений. В тёмном хвойном лесу преобладает белая окраска венчиков, хорошо заметная насекомым-опылителям. А растение, цветущие до распускания листьев деревьев и кустарников или растущие на лесных полянах и опушках имеют цветки с ярко окрашенными лепестками.

Межвидовые отношения в любом сообществе зависят от наличия пищи и её потребителей. Пищевые связи - основа биогенного круговорота в лесной экосистеме. Они объединяют отдельные виды животных и растений сообществе, и чем разнообразнее видовой состав экосистемы, тем сложнее цепи питания.

Животные не могут жить без растений и существуют, в конечном итоге, за счёт автотрофов. Но и растения леса тесно связанны с животными, как сказал известный лесовод Г. Ф. Морозов: “Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собой общежитие более широкого порядка: в нём не только растения приспособленные друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным”.

Леса республики представлены следующими основными типами:

Сосновые боры занимают 29,7% площади всех лесов и представлены, в основном, сосной обыкновенной. Это сосняки лишайниковые, чернично-брусничные, сосняки зеленомошники, сфагновые, названия которым даны по доминированию в подлеске и травяном покрове соответствующих видов растений. Почвы сосновых лесов бедны органическими веществами, из-за отсутствия массового листопада. Да и постепенно опадающие хвоинки не создают почвенного гумуса и даже тормозят прорастание семян лесных растений. Поэтому такие леса скудно представлены кустарниками, а из травянистых растений встречаются мхи и лишайники. Есть у нас и сосняки сложные (или смешанные), где в древесном ярусе, наряду с сосной, произрастает дуб, липа, берёза, в подлеске растёт рябина, крушина, бересклет, лещина и другие. Из-за регулярного листопада лиственных пород почвы здесь богаты гумусом, поэтому такие леса богаты травянистой растительностью (ландыш, медуница, земляника).

Еловых лесов в республике немного, около 0,5%, и они приурочены к северо-западной части (Темниковский, Теньгушевский районы). Именно там проходит южная граница ареала ели обыкновенной. Еловые леса, как и сосновые, классифицируются на группы по преобладанию в подлеске. Наибольшее хозяйственное значение имеют ельники-залёномошники, чернично-брусничные. Имеются у нас ельники сложные (дубняковые и липово-дубняковые), ельники приручейные и низинные.

Широколиственные леса (дубняки) раньше занимали обширные территории в нашей республике, а сейчас сохранились в виде небольших массивов на плодородных почвах в центральной и восточной частях республики (около 17,5% территории лесов).

Основной лесообразующей породой является дуб черешчатый, сопровождают его обычно клён остролистный, липа мелколистная, ясень обыкновенный и другие лесные породы. Травостой обилен в таких лесах из-за очень богатой питательными веществами почвы и представлен ландышем майским, медуницей. По доминированию видов в подлеске различают дубняки кленово-осоково-злаковые, кленово-липово-снытовые, кленово-липово-разнотравные и дубняки пойменные, произрастающие вблизи рек на пойменных суглинках с избыточным увлажнением. Пойменные дубравы образуют смешанные сообщества с ольхой, вязом, в травяном покрове встречается крапива двудомная, таволга вязолистная и другие. Дубняки - наиболее ценные, богатые видами леса нашей республики, и жаль, что площадь их продолжает сокращаться, да и дуб семенного происхождения сменяется порослевым с менее качественной древесиной.

Берёзовые и осиновые леса (мелколистные) являются производными или вторичными типами и занимают в Мордовии 51% территории лесов. Березняки возникают, как правило, на месте сосновых боров, хотя иногда в поймах рек встречаются первичные березняки. В наших лесах обитает в основном три вида берёзы: бородавчатая, пушистая и повислая, но в народе укрепилось название берёза белая из-за окраски коры.

Осинники образуют производные типы, пришедшие на смену ельникам и дубравам. Осина (тополь дрожащий), как более требовательная к почве и влаге порода, занимает более плодородную почву. Одна из характерных особенностей осины - очень подвижные листья, которые приходят в движение даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного, тонкого черешка, являющегося плоским, сильно сплющенным с боков. Благодаря такой форме черешок особенно легко изгибается в право и влево, вот почему так подвижны листовые пластинки осины, и создаётся впечатление их дрожания. Осина живёт мало, ствол её уже в раннем возрасте имеет часто внутри гниль, взрослые деревья почти все в середине гнилые. По этой причине они легко ломаются от сильного ветра. Осина на дрова мало пригодна, так как даёт мало тепла, она идёт главным образом на спички, различные поделки. Древесина её малоценна, поэтому осину называют сорняком лесов.

Животный мир лесов Мордовии:

Животный мир лесов Мордовии многообразен. Здесь встречается большинство видов насекомых, зафиксированных в нашей республике, можно обнаружить много перепончатокрылых, бабочек, жуков. Некоторые из ник занесены в Красные книги - это бабочки-мнемозина, махаон, многие виды шмелей.

Богата видами беспозвоночных животных и лесная подстилка, здесь развивается огромное количество микроорганизмов.

Среди земноводных в лесах обитают:  лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная и серая, занесённая в списки редких и исчезающих видов.

В лесах водятся все шесть видов пресмыкающихся. По окраинам встречается ящерица прыткая, по опушкам — ящерица живородящая, во влажных лесах уж обыкновенный, попадаются медянка, веретеница ломкая.

Птицы лесов Мордовии также представлены большим многообразием. В лесу можно встретить дятла малого и пёстрого, поползня, вертишейку, чижа, щегла, рябчика, тетерева и многих других птиц. Некоторые виды занесены в Красные книги.

Млекопитающие лесных биогеоценозов подразделяются на несколько экологических групп:

Древеснолазающие. Они проводят большую часть жизни на деревьях, добывая там пищу, устраивая для размножения и отдыха гнёзда, спасаются от белок и куниц.

Млекопитающие, ведущие полудревесный, полуназемный образ жизни - соня лесная, орешниковая.

Виды, ведущие наземный образ жизни. Это лось, пятнистый олень, косуля, хорь лесной, многие вид мышевидных грызунов.

В лесу встречаются и подземные млекопитающие - различные виды бурозубок, крот. Многие виды лесных зверей имеют промысловое значение.

Вывод: из всего выше сказанного можно сделать вывод, что животный мир Мордовии разнообразен, но многие из них стали редкими и поэтому занесены в красную книгу.

Ведущий 1. 

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри рироды,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ведущий 2. Приглашаем вас на экологический калейдоскоп «Растения лесов Мордовии».

Приглашаем вас на экологический калейдоскоп «Животные лесов Мордовии».

Бобр

Бобры поселяются по берегам медленно текущих лесных рек, стариц и озер, избегая широких и быстро текущих, а также промерзающих до дна водоемов. Важно наличие у водоема пойменной древесно-кустарниковой растительности из мягких лиственных пород (ивы, тополя, осины), а также обилие водной и прибрежной травянистой растительности, составляющей рацион бобра. На облюбованном водоеме бобры устраивают норы или хатки. Норы роют при наличии крутых берегов. Вход в нору всегда располагается под поверхностью воды. Хатки строятся в местах, где рытье норы невозможно,— на низких заболоченных берегах или на отмелях. Они имеют вид большой кучи хвороста, скрепленного илом, высотой до 1—3 м и диаметром до 10 м. Внутри хатки устраивается обширная полость, выходы из которой ведут в воду.      Зимой в хатках сохраняется положительная температура, вода не замерзает и бобры имеют возможность выходить в подледную толщу водоема. В водоемах с непостоянным уровнем воды, что при спаде могло бы привести к осушению выходов из нор или хаток, бобры сооружают плотины — ставший знаменитым пример сложной строительной деятельности животных. Плотины они устраивают ниже поселения из срезанных стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом .

Благородный олень встречается как в хвойных, так и в лиственных лесах. Летом благородные олени разбредаются по всему лесу. Чаще всего их можно встретить на влажных, изобилующих лиственными деревьями, травянистых лесных участках, вблизи лугов, вырубок или полей, где они пасутся по ночам. Осенью благородный олень предпочитает более сухие, богатые ягелем и брусничником леса. Зимой благородные олени обитают в лесах, где имеется мелкий кустарник или пригодный в корм подрост или подлесок, состоящий из можжевельника, сосны, осины, рябины, крушины, ивы, ясеня.

Зубр.  

Очень крупные и могучие быки, для которых характерны короткие, толстые, но острые рога, высокая, горбом, холка, покатая спина, густая грива и борода из длинных волос. В телосложении бросается в глаза резкая диспропорция между мощной передней частью и сравнительно слабым крупом. Масса быков иногда доходит до 850—1000 кг, высота в холке до 2 м. Самки значительно мельче. Будущее их целиком в руках человека.

Бурый медведь — лесное животное. Обычные места его обитания в России — сплошные лесные массивы с буреломом и гари с густой порослью лиственных пород, кустарников и трав.

Держится медведь обычно одиночно, самка — с медвежатами разного возраста. Границы участка помечаются запаховыми метками и «задирами» — царапинами на приметных деревьях.  

Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.  

Глухарь один из самых крупных представителей куриных, ростом почти с индюка. Вес самцов колеблется от 3,5 до 6,5 кг, самок - от 1,7 до 2,3 кг. Это большая неуклюжая и пугливая птица. Походка его быстрая, при поисках пищи он нередко бегает по земле. С земли глухарь поднимается тяжело, громко хлопая крыльями и производя большой шум. Полет тяжелый, шумный, почти прямой и без крайней необходимости непродолжительный. Летит глухарь обычно над самым лесом или на высоте половины дерева; лишь осенью, совершая более значительные перемещения, держится над лесом.

Тетерев.

Петух имеет блестящее черное оперение с синевато-металлическим отливом, над глазами у него мясистые красные брови, клюв черный, ноги темные, на пальцах имеется роговая бахрома, подкрылья и перья подхвостья белые, крайние рулевые перья хвоста резко изогнуты в стороны, отчего хвост петуха напоминает лиру. Тетерка окрашена в пестрые тона, в которых преобладают рыжие, бурые и черные цвета; над глазами брови значительно менее ясно выражены, чем у петуха, хвост короткий и не имеет лирообразной изогнутости.

Любимыми местами обитания тетеревов являются небольшие смешанные леса, перемежающиеся полями, изобилующие кустами и подлеском, зарослями папоротника и обширными ягодниками, преимущественно малиной, брусникой, черникой и клюквой. Основным кормом взрослых тетеревов летом и осенью служат ягоды, в меньшей степени — семена диких трав и насекомые.

Черный аист несколько меньше белого: длина крыла у него в среднем 54 см, вес около 3 кг. Оперение этой птицы преимущественно черное с зеленоватым и медно-красным металлическим отливом, брюшная сторона тела белая. Клюв, ноги, горло, неоперенное пятно на уздечке и у глаз ярко-красные. Черный аист - лесная птица. Обязательным условием для его гнездования является сочетание старых лесных массивов или хотя бы групп старых деревьев с труднодоступными болотами разнообразного характера, открытыми берегами рек и озер. На большей части ареала черный аист гнездится в труднодоступных человеку малонаселенных района.

Змееяд

Общая длина змееяда обыкновенного 67-72 см, размах крыльев 160-190 см, длина крыла 52- 60 см. Самки змееяда обыкновенного крупнее самцов. Оба пола окрашены одинаково. Общая окраска спинной стороны взрослых птиц серовато-бурая с черно-бурыми первостепенными передними маховыми, на задних первостепенных маховых беловатый рисунок у основания; рулевые бурые с 2-4 черно-бурыми поперечными полосами; брюшная сторона бледно-бурая и охристая с бурым продольным и поперечным рисунком.

 

Ведущий 1. 

Чтобы сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.

Там сон-трава и медуница,

Прекрасная кувшинка, горицвет,

Венерин башмачок и ландыш,

Весны чудесной вестник-первоцвет.

Красная книга - книга тревоги.

Знай, все растения в ней - недотроги.

Рвать не нужно их, друзья! Охраняйте их всегда!

Ведущий 2. Приглашаем вас на экологический калейдоскоп «Растения лесов Мордовии».

Редкие растения лесов Мордовии:

Лилия Саранка. Произрастает небольшими группами в разреженных нагорных дубравах, широколиственных лесах и берёзовых рощах, предпочитая богатые гумусом почвы. Цветёт в конце июня - в июле. Встречается во многих районах республики, в том числе и в Рузаевском.

Ирис безлистный. Растёт в светлых лесах, предпочитая чернозёмы или тёмно-серые почвы. Цветет в мае - июне. Встречается во многих районах республики, в том числе и в Рузаевском.

Любка зеленоцветковая. Произрастает в среднеувлажнённых, широколиственных, мелколиственных, смешанных лесах, нагорных дубравах. Семена прорастают только в присутствие грибов в течение 2-4 лет; проростки ведут подземный образ жизни. На 3-5 год появляются первые листья, а зацветает растение на 9-11 год обычно в июне - июле. Растение живёт в среднем 20-27 лет, размножаясь преимущественно семенами. Встречается во многих районах республики, в том числе и в Рузаевском.

Ветреница лесная. Произрастает на богатых чернозёмных и тёмно- серых почвах, по опушкам остепнённых нагорных дубрав. Цветёт в мае - июне. Растения, выросшие из семян, зацветают через 5-8 лет. Встречается во многих районах республики, в том числе и в Рузаевском.

Прострел раскрытый Многолетник. Растёт по сухим разреженным сосновым лесам на бедных песчаных почвах и остепнённых чернозёмных склонах. Цветёт в апреле - мае. Встречается во многих районах республики, в том числе и в Рузаевском.

Адонис весенний. Светолюбивое растение, произрастающее по степным склонам, зарослям кустарников и опушкам остепнённых дубрав. Цветёт в конце апреля - начале мая. Цветение и плодоношение наступает при достижении 15-20 летнего возраста. Встречается во многих районах республики, в том числе и в Рузаевском.

Венерин башмачок настоящий. Произрастает по хвойным и смешанным лесам, по окраинам болот, а также в нагорных дубравах и березняках. Зацветает на 15-21 году жизни, в конце мая - начале июня. Наиболее многочисленны популяции в Симкинском природном парке Болынеберезниковского района. Занесён в международную Красную книгу.

Венерин башмачок крапчатый. Произрастает по хвойным и смешанным лесам, склонам залесённых оврагов и речных долин на влажных почвах. Цветёт в конце мая - начале июня. Впервые обнаружен в 80-х годах XX столетия в окрестностях биостанции Мордовского университета в Большеберезниковском районе.

Рябчик русский. Луковичный эфемероид. Произрастает в разреженных широколиственных лесах, на лесных полянах, опушках, в хорошо прогреваемых местах с относительно обильным увлажнением и богатой почвой. Цветёт на 4 год жизни во второй половине мая. Встречается в Лямбирском районе и в окрестностях города Саранска.

Пролеска сибирская. Произрастает в широколиственных лесах. Эфемероид. Цветёт в конце апреля. Значительная популяция находится в окрестностях села Самаевка Ковылкинского района.

Учитель. Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с биогеоценозом леса, его растительным и животным миром. Узнали, что многие растения и животные стали редкими по вине человека и поэтому занесены в красные книги.

Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого и бездумного отношения к животному и растительному миру могу быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давай те же мы все навек объединимся.

Давай те наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся!

                                                   Н. Старшинов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...