Плат узорный
материал (5 класс) на тему

Теплякова Людмила Николаевна

История создания платков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сценка (Шумейко Эля)

Платок - не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнется, Красавица!

Ведущая:

Поклон вам, гости званые да желанные!

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

Вижу улыбки на ваших лицах,

Вижу праздничное настроение!

Сегодня наш праздник мы посвящаем русскому платку.

С незапамятных времен женщины России носят платки. Это квадратный кусочек ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял русский народный костюм. Взрослые женщины надевали платок поверх одежды, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею.

(входят два коробейника под звуки песни «Эх, полным полна моя коробочка!»)

Коробейник (1): У нас в коробушке товар разный: бусы, ленты и платки.

Коробейник (2): Платки шерстяные, шелковые, парчовые. Покупайте, выбирайте!

Вместе: Чего пожелаете!

Ведущий: Хорошо расхваливаете. И товар у вас отличный, но больше всего мне по нраву вот этот платочек.

Коробейник (1): А зачем нужен платочек?

Коробейник (2): Ясное дело, чтобы им махать!

Коробейник (1)  А зачем махать?

Коробейник (2): Девок зазывать.

Коробейник (1): А зачем девок зазывать?

Коробейник (2): Чтобы частушки петь!

(выходят девушки и исполняют частушки)

Веселей играй гармошка,

Расступися молодёжь.

Веселей частушки русской

                                         Нигде в мире не найдёшь.                (Родионова К)

Носовой платок не дорог –

Ну, шитьё копеек сорок,

Подарю милёнку я

                                             Наилучшего шитья.                      Шумейко Эля

Маменька ругается –

Куда платки деваются!

 Сама не догадается,

                                               Что милый утирается.                 Носкова Ксюша

Купи, батюшка, платок,

На затылочке цветок:

Теперь мода на платки,

                                                На затылочки цветки                 Харланова Саша

Сидит кошка на окошке

Белолапенький коток…

Подарила я милёнку.

                                        Беловышитый платок.               Маршева Саша

Вышивала я платок,

Золотые каймы,

Вышивала, говорила:

                                     «Цени, милый, помни».            Серёгина Катя  

Мой батистовый плато

На пружине дуется.

Моя русая коса

                                       Последний год красуется.             Сирпионова Яна

Нынче красненький платочек

На кудрях своих ношу,

На кого взгляну разочек –

                                        Вмиг того приворожу.                  Родионова Саша

Милый мой, у нас с тобой

Любовь платочком связана…

Из-за тебя, мой дорогой,

                                     Семерым отказано                     Родионова К

Мы с подругой расставались –

Самовар поставили.

Любовь в платочек завязали

                                          На столе оставили                    Шумейко Эля

Я сидела на диване,

Вышивала платок Ване.

Вышивала на краю,

                                       Сказала: «Ванюшку люблю.          Носкова Ксюша

Сошью платье из батиста,

Буду барыней ходить.

За полушалок заграничный –

                                               Буду милого любить.               Харланова Саша

Заграничный полушалок,

Чёрная серёдка,

Отдают дружка в солдаты –

                                                Остаюсь сиротка.               Маршева Саша

Подарил милый платочек,

Он цветёт, как летний сад.

Оказалось, это чудо

                                     Сделал Павловский Посад.        Серёгина Катя

 У меня платочек белый,

У подруги голубой.

У меня милёнок мельник,

                                            У подруги половой.              Сирпионова Яна

Вот и кончились частушки

Поищу ещё пока

Ну а вы, девчонки, в церковь

                                        Не ходите без платка!                  Родионова Саша

 

Коробейник 1:  До появления промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках.

Коробейник 2: Украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. В большом ходу был платок продолговатой формы, состоявший из двух неразрезанных платков- фаты. Её делали из шелка, кисеи или канавата. Особенно ценилась фата канаватная. В ХVIII  веке такой платок  стоил от 7 до 45 руб., поэтому и родилась  в народе пословица: «Голь перекатная, а фата канаватна.»

Вставка много или мало 7 рублей

Ведущий:

      Как во нашей во деревне

Да на каменном мосту,

На высоком, на счастливом,

Девки водят хоровод.

Хоровод

Ведущая: А, вы, гости дорогие, знаете ли какие-нибудь пословицы, поговорки о платах?

( На чужой роток не накинешь платок;

Бабы бранятся, так платки с головы  валятся;

Шесть досок да холстинки платок;

Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой).

Появляется девушка (Екатерина Ивановна)в косынке,

снимает косынку, разглядывает её:

Отгорела косынка,

                               Отцвела, отлиняла.

                               Я все лето косынку

                               С головы не снимала:

                               В ней косила и жала,

                               В ней гребла и копнила,

                               От июльского жара,

                               От дождя не хранила !

                               А была она алой

                               С голубым и зелёным.

                               Издалёка, бывало,

                               Слал мне  милый поклоны,

                               Из-за речки приветы

                               Посылал мой хороший…

                               Вот и кончилось лето,

                               Вот и убраны пожни.

                               У дороги осинка,

                               Как  цветок, заалела

                               А моя-то косынку

                               Отцвела, отгорела.

 (Из-за кулис бросают полушалок, девушка ловит)

                               Уж пора её, видно,

                               Заменить полушалком;

                               В отлинялой-то стыдно!

                               А и бросить-то жалко.

(Бросает полушалок обратно, разглаживает косынку)

                               В ней косила и жала,

                               В ней любовь провожала…

                               Не заменит косынку

                              Ни какой полушалок!

(Расстилает косынку у ног, завязывает её в узелок)

                              Расстелю я косынку

                              На зелёной поляне,

                              Наберу я малинки-

                              Перезрелой, не ранней

                              Наберу княженики,

                              Голубой голубики,

                              Золотой костяники

                              Д а румяной брусники,

                              И оставлю в косынке

                              И на день, и на ночку-

                              Пусть висят на осинке

                              В не тугом узелочке.

(Развязывает косынку, надевает на голову)

                              Соком ягод любимых

                              Я косынку окрашу,

                             Буду в осень и зиму

                             Я косынку донашивать.

                             Если милый приедет-

                            Он приедет, наверное,-

                            По косынке заметит

                             Как люблю его верно.

Ведущая: В конце ХYIII  века в России была создана текстильная промышленность. Трёхгорная мануфактура- в Москве выпускала до 40 видов платков. Их выделку освоили фабрики Подмосковья и Иваново-Вознесенска. Особенно славились платки, которые делались в селе Охна на Клязьме и в прилегающих к нему деревнях, слившихся в одно поселение, названное Павловским Посадом. Представляем на ваше внимание сценку «Платочек из Посада».

***

 Коробейник 1: Во времена былинные, стародавние

              Собирался купец в страны дальние,

           За товарами, за чудесными,

           С дочерью прощался

           И с такими к ней речами обращался.

 Купец: Ой, ты доченька родная,

              Уезжаю я в страны заморские,

              Страны дивные,

              Долго ль буду там, недолго-

             Того не ведаю.

             А думаю тебя порадовать-

             Подарки привезти шелковые да серебряные.

Коробейник 1: Говорит один купец, молодец да удалец.

  Купец: Что-то душенке угодно,

               Может, ларец весь резной,

               Перстенёчек золотой ?

Коробейник 1: Отвечает ему дочь

   Дочь: Буду я и так молиться!

             Чтоб ни буря, ни булат

             Или чей-то чёрный взгляд

             Не могли тебя сразить,

             Чтоб тебе живому быть!

              Ну, а коли про подарок…

             То купи, пусть и неярок,

             Мне платок всех красивей –

             Как у царских дочерей!

Коробейник 1: Месяцок прошел, другой,

             Следует отец домой.

 Купец: За семью морями был,

              Земли все исколесил…

              Лишь платочек из Посада

              Всей душою полюбил!

Ведущая: Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином - Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес.  Вот только не каждый крестьянский бизнес разрастался так, как предприятие, основанное Иваном Лабзиным, а уж тем более - далеко не каждый приобретал такую славу.

Коробейник 1:  В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в «Торговый дом Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павлово-посадского платка.

Коробейник 2:Обычный рисунок павлово-посадского платка - от крупного по краям к мелкому в центре. По углам - крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами (тем не менее, даже самые мелкие части орнамента тщательно прорисованы).  Число тонов в рисунке от 10 до 18, может доходить до 30. Не удивительно, что павлово-посадские платки отличаются удивительнейшей красочностью. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность.

Фильм как в ручную набивают платок

Ведущая:  После революции 1917 года искусство изготовления набивных шерстяных платков с великолепным узором угасло. Видимо, новая власть считала, что Россия вполне может обойтись и без роскошных павлово-посадских платков, зато остро нуждается в хлопчатобумажных тканях с набивным и печатным узором. Но после второй мировой войны в Павловском Посаде вновь начали изготавливать знаменитые многоцветные платки, применяя ручную набойку.

 Коробейник 1: В конце 50-х годов прошлого столетия появились современные печатные машины, техника фотопечати, и с тех пор в Павловском Посаде изготавливается совсем немного платков ручной набойки. Но даже тиражированные платки, изготовленные с помощью современных методов печати, сохраняют традиционный павлово-посадский колорит: роскошь расцветки и точность рисунка.

Коробейник 2:  Современные павлово-посадские платки изготавливаются не только из шерсти (тонкой и высококачественной), но также из шелка и хлопка. Кроме платков выпускается большой ассортимент шалей и шарфов (всего более 200 наименований в ассортиментном перечне Павловского Посада). Всю эту продукцию можно узнать безошибочно - даже самые современные рисунки выполнены в традиционном стиле Павловского Посада: многоцветные, яркие, с филигранной проработкой деталей.

Ведущий:  Может быть, популярности павлово-посадских платков способствует то, что один из ее основателей был самым настоящим святым. Василий Грязнов (тот самый, который участвовал в основании «Торгового дома Яков Лабзин и Василий Грязнов», живший в 1816-1869 гг.) был канонизирован в августе 1999 года Русской Православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский. Не удивительно, что искусство изготовления павлово-посадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.

(Звучит песня «Подари мне платок»)

Подари мне платок, голубой лоскуток,
И чтоб был по краям - золотой завиток,
Не в сундук положу, на груди повяжу,
И что ты подарил никому не скажу.

Пусть и лед на реке, пусть и ты вдалеке,
И платок на груди - не кольцо на руке,
Я одна не одна, мне тоска - не тоска,
Мне и день не велик, мне и ночь не горька.

Если в темную ночь иль средь белого дня
Ни за что ни про что ты разлюбишь меня,
Ни о чем не спрошу, ничего не скажу,
На дареном платке узелок завяжу.

Ведущая:  Хороши платочки, да! Но купцу уж в путь пора. (купец и дочь уходят). В 1790 году в парижских журналах мод появились предложения носить шали античного стиля. В Россию  шали поступали из Индии и Персии, и платили за них золотом.  Мода, высокий  спрос, а значит, большие барыши, стремление избавиться от заморских конкурентов, заставили русских предпринимателей уже в конце ХVIII века создать в России такую отрасль текстильной промышленности, которая бы в полной мере удовлетворяла внутренний спрос. Самые первые появились мерлинские шали (по образцу кашемировских, в честь помещицы Надежда Аполлоновна Мерлиной, урождённой Колокольцовой, которая первой начала выработку этих шалей.) Эти шали не имели изнаночной стороны. Следующая мануфактурная  мастерская была открыта в Воронежской области в имении помещицы В.А. Елисеевой. Пять лет ушло на  изготовление специального  станка- распускали кашемировые шали и смотрели, как располагаются нити, пытаясь по плетению определить устройство машины. В зависимости от сложности рисунка каждую шаль мастерица ткала от 6 месяцев до 2,5 лет, соответственно  и стоила сделанная, ею вещь от 500 до 12 тыс. рублей. Великолепны были знаменитые «колокольцевские»  шали, назывались они так, потому что делались в имении генерала Дмитрия Аполлоновича Колокольцева. Шали эти были изумительной белизны, обрамлены каймой из цветов- каждый цветок сложен из нитей нескольких оттенков, а в цветах и зелёных листьях более 60 разных теней, полотно такое тонкое, что если под нее подложить, к примеру розовую материю, то она станет розовой. Русские шали, не уступая европейским и азиатским по красоте, превосходили их в прочности, сохраняя долго живость красок.

Романс - Темно-вишневая шаль

Я о прошлом теперь не мечтаю,
И мне прошлого больше не жаль,
Только много и много напомнит
Эта тёмно-вишневая шаль.
Только много и много напомнит
Эта тёмно-вишневая шаль.

В этой шали я с ним повстречалась,
И любимой меня он назвал,
Я стыдливо лицо закрывала,
А он нежно меня целовал.

Говорил мне: "Прощай, дорогая,
Расставаться с тобою мне жаль,
Как к лицу тебе, слышишь, родная,
Эта тёмно-вишневая шаль.
Как к лицу тебе, слышишь, родная,
Эта тёмно-вишневая шаль".

Я о прошлом теперь не мечтаю,
Только сердце сдавила печаль,
И я молча к груди прижимаю
Эту тёмно-вишневую шаль.

И я молча к груди прижимаю
Эту тёмно-вишневую шаль.
И я молча к груди прижимаю
Эту тёмно-вишневую шаль.  

Коробейник 1: Не менее популярны стали и Оренбургские платки. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха.  Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм (микрометров 0,001 мм), ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Коробейник 2: Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго. Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более.                                                                                                 Терпеливо и бескорыстно многие годы приучала местное население к пуховязанию Алена Денисьевна Рычкова, жена академика Рычкова. В большом и гостеприимном доме Рычковых, живших в селе Спасском Бугульминского уезда, собиралось много казачек. Под треск лучин и тихие напевы зимними вечерами вязали они платки.

Особо удачные платки - белые ажурные 'паутинки', было решено показать в самой столице. 20 января 1770г, заседание Всероссийского Вольного экономического общества, подивившись прекрасным изделиям, выразило мастерицам благодарность, а Елену Денисьевну Рычкову наградило золотой медалью. Так за пределами Оренбурга стали широко известны пуховые платки.

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова Мария получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Коробейник 1: Набивные платки с красочными узорами носили по всей России. Наибольшей популярностью пользовались кумачовые ситцевые. Эти красивые изделия не выгорали и не линяли. Они были отмечены наградами  не только на российских, но и международных выставках. Нарядные платки и в наши дни являются модной деталью одежды, какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный нам всем платок. Он придает вашему облику привлекательность и неповторимость. Из них шьют наряды.

(Демонстрация платков под весёлую музыку)

 Ведущая:  Сейчас мы вам продемонстрируем, как можно красиво украсить свой наряд обыкновенным платком или шарфиком. «Нарядный бант», «Ожерелье» и др.

Коробейник 2: А теперь гости дорогие, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скучно-скучно».

 Дети стоят напротив друг друга, когда я говорю стишок:

 

Скучно, скучно так сидеть,

 Друг на друга все глядеть,

 Не пора ли пробежаться,

 И платками поменяться.

 Когда стихотворение закончилось, дети с одной стороны с платками, бегут к детям на другую сторону класса и одевают им на плечи платок. Самая  нерасторопная пара детей выбывает из игры. Победители награждаются бубликами .

Ведущий :

 Говорят, у девочек

 Руки не простые.

 Говорят, у девочек

 Руки золотые.

 Поглядим внимательно,

 Поглядим поближе

 Как же все старательно

 Могут потрудиться,

 Объявляется конкурс «Марья-искусница».

 Делаем кукол из платка ( 10 минут).

Теплякова Л.Н: Подобных кукол делали мамы разбаловавшимся детям, быстро заворачивали клубок в снятый с головы платок, завязали два конца узлами- вот перед нами человечек с головой и руками .Пока ребенок, озадаченный превращением, разглядывает куклу, можно спокойно заняться хозяйством. Надоела кукла ребенку -клубок и платок возвращаются на свои прежние места.

Коробейник 2: Мне кажется, хороший у нас праздник получился.

Коробейник 1: Очень хороший, замечательный!

Коробейник 2: И наши гости на славу постарались.

                           Какие частушки пели, как дружно участвовали в конкурсах.

Коробейник 1: Одним словом, молодцы!

Коробейник 2: Делу время-потехе час!

                           Надеемся, что не скучали вы у нас!

Коробейник 1: Принимать вас не забота,

                             Не тяжелая работа

                            Принимать мы вас готовы,

                           Будьте счастливы, здоровы.

                          А по сердцу вам придется

                         Огонечек вновь зажжется!

                        В наш уютный уголок.

                       Заходите на часок!

Ведущая: Не зря в народе говорят, что конец-делу венец! Поэтому пусть и наш праздник получит достойное завершение. Просим всех вас к столу, к нашему угощению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование, моделирование платья

Описание построения чертежа платья. ...

Приказ Минобрнауки "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России)  П Р И К А З  "24" декабря 2010 г.N 2075 Зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., регистрационный N ...

Урок по теме: Раскрой платья

Урок презентация швейного дела по теме Раскрой платья...

Урок технологии в 7 классе "Плат узорный" (Павловский)

Урок ИЗО-технологии в 7 классе  по теме "Плат узорный" (Павловский). Данная разработка пригодится для интегрированного урока, на котором можно познакомить учащихся с историей и технологией в обла...

Классный час "Плат узорный на все времена"

Плат узорный на все временаЦели:1.  Приобщать учащихся к великим ценностям русской культуры знакомить  с русскими традициями и ремеслами.2. Развивать познавательный интерес и творческие...

Урок по швейному делу в коррекционной школе 8 вида. Раздел: "Изготовление цельнокроенного прямого платья по производственной технологии". Тема : "Аксессуары к готовому платью"

Урок практического повторения  раздел "Изготовление прямого цельнокроенного платья по производственной технологии" по теме "Аксессуары к готовому платью" для учащихся ( класса коррекционной школы...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...