Урок Мужества "Мои ровесники на войне" для учащихся 10-11 классов посвящён 75-летию Битвы под Москвой
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Урок Мужества "Мои ровесники на войне" посвящён 18-летним юношам и девушкам участвовавшим в Битве под Москвой 75-лет назад, в афганской войне, в боевых операциях в Донбасе. В работе использованы материалы краеведческого музея о земляках -панфиловцах, об односельчанах - защитниках Москвы, о воинах афганцах нашего посёлка, о ребятах погибших на украинской земле. Урок насыщен театральными композициями, песнями, видеосюжетами. В сценарии использованы выдержки и сцены из книг о войне. Реклама книг позволит приобщить учащихся к чтению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание проведения мероприятия.

Сценарий составила учитель, библиотекарь, руководитель историко-краеведческого музея п.Масальский  Локтевского района Алтайского края МБОУ «Масальская СОШ»  Кунина Лариса Николаевна.

   Урок мужества  «Мои ровесники на войне» проведен  9 декабря 2016 года для учащихся 5-11 классов и посвящён 75-летию битвы под Москвой.

 Форма проведения:  литературно-музыкальная  композиция.

Подготовительный этап.

1.Учащимися предварительно изучены материалы музея, проведены лекции и экскурсии по темам: «Односельчане - защитники Москвы» 5,6,9кл, «Герои- панфиловцы  Локтевского района» 10-11кл, «Связь поколений» (где представлены семьи защитников Отечества - дед участник Великой Отечественной войны, сын воин-афганец, внук - кадровый военный) 7,8 кл.

2. Приглашение гостей: изготовить, подписать и разнести пригласительные - воинам-афганцам, труженикам тыла, участникам чеченской войны, детям защитников Москвы.  5, 6 класс.

3. Создать презентацию по сценарию 10 класс.

4. Скачать с Интернета кадры кинохроники военных лет, видеоклипы и минусовки песен, танцев. 11 класс.

5. Прочитаны книги о войне учащимися 9 класса и обсуждены на уроке литературы.

6. Из районного музея взят материал о панфиловской дивизии в составе которой были наши земляки-локтевцы: политрук В.Клочков, П.Немцов,  Г.Митин- Герои Советского Союза.

6.Отработка дикции ведущих, чтецов, участников сценок. (Кунина Л.Н.)

7.Отработка исполнения песен (Ефремова Е.А. –учитель музыки)

8. Подготовлена выставка книг о войне (библиотекарь Кунина Л.Н.)

Воины-афганцы рассказали о том, как в 19 лет воевали с душманами, а наши выпускники-военные сегодня находятся в Сирии и Донбассе. Планируемые результаты: данное мероприятие позволит учащимся понять, какая доля выпала их ровесникам в различные исторические периоды нашей страны, начиная с Великой Отечественной войны и заканчивая современностью. И какие испытания выпадут на их долю –неизвестно, но быть готовым защитить Родину надо быть всегда. Поэтому необходимо изучать опыт других, воспитывать в себе  моральные и нравственные качества, соответствующие облику достойного гражданина России. Развивать творческие способности учащихся в разнообразных видах деятельности (пение, инсценирование, декламация, танцы, изготовление и оформление пригласительных, создание мультимедийной презентации).

   Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории страны, готовность служить Отечеству формируются на таких мероприятиях. Изучение истории России по именам героев и их подвигам, по биографиям наших односельчан- защитников Отечества, по книгам о войне, позволяет формировать чувство гордости молодого поколения за страну, за Россию, развивает интерес к чтению. После окончания мероприятия учащиеся продолжили общение с гостями в музее.

       Время, рекомендуемое для проведения мероприятия 1 час 30 минут.

Сценарий Урока Мужества  «Мои ровесники на войне».

Цель: 

 - познакомить учащихся с некоторыми страницами истории страны,   Великой  Отечественной войны, афганской войны;

     - воспитывать  чувства патриотизма, любви к своей Родине;

    - формировать активную гражданскую позицию молодого поколения

     - изучать историю своего села по материалам музея;

    - прививать интерес к чтению книг о Великой  Отечественной войне;

    - развивать творческие способности учащихся в разнообразных видах деятельности (пение, инсценирование, декламация, танцы, изготовление и оформление пригласительных, создание мультимедийной презентации).

  Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг о войне, книги Памяти. 

           

Ход мероприятия.

Ведущий  1. Здравствуйте дорогие друзья. Мы начинаем урок Мужества «Мои ровесники на войне».

Ведущий 2. Великая победа под Москвой — первая крупная победа советских войск и всего народа над сильным и коварным агрессором. Она явилась важным военно-политическим событием, предопределившим коренные изменения в ходе Великой Отечественной и Второй Мировой войны в целом.

   Ведущий 1. мы посвящаем урок 75-й годовщине битвы под Москвой.

  (под звук метронома)

Ведущий 2. - Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил!

Ведущий1.- Тем, кто согревал близких своим дыханием в стужу военных ночей!

Ведущий2.- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей!

Ведущий  1- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну!

Ведущий  2 - Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену!

Ведущий  1- Тем, кто ради правого дела сердце и жизнь отдать был готов!

Ведущий  2- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов!

Ведущий  1- Всем тем, кто ушел в бессмертие, и всем, кто победил, посвящается….

Ведущий 2: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Какими были они, солдаты Великой Отечественной? Какими были они, девушки и юноши  в годы войны?

Сценка: (девушки на выпускном сидят в классе за партами, звучит фонограмма танго  «Утомленные солнцем»)

Аня: 10 класс – время раздумий, поисков и решений. Я приняла решение, я пойду в Московский Государственный университет, это самый лучший университет в стране, может и в мире. Совершу какое-нибудь открытие в области химии. Мне дадут Нобелевскую премию, а я её отдам детям Испании.

Маша: Всё, сегодня детство кончилось, завтра взрослая жизнь. Я хочу поступить в консерваторию, я уже закончила музыкальную школу, мне кажется,  что я даже во сне играю на рояле своими музыкальными пальчиками. А вы будете ходить на мои концерты, слушать и аплодировать.

Ольга: а я хочу чтобы исполнилась моя мечта: я пойду в медицинский институт и стану врачом, вылечу всех детей и всех людей и человек будет жить вечно. Как хорошо мы будем жить! по вечерам ходить в библиотеку, в кино, а по выходным бегать  на танцы.

Зина: девочки, а я ничего не умею  да и учиться не могу, у меня младшие братья и сестры, их нужно кормить, маме одной с ними тяжело. Я наверно завтра же пойду работать, фабрика рядом. Хотя нет, завтра –воскресенье, пойду в понедельник.

Звуки бомбежки и самолетов.

Звучит запись Левитана об объявлении войны.

Тихо звучит фонограмма «Священная война».

(девушки по одной надевают пилотки и уходят со сцены, когда о них читают)

Ведущий 1: Жизнь им казалась такой безоблачной и бесконечно длинной… Но детство их закончилось внезапно.  Аня- в первые дни войны добровольцем ушла на фронт, но наши войска отступали под натиском врага и на подступах к Москве, осенью 41 года, они попали в окружение, обвязавшись гранатами она бросилась под танк, уже никогда не став учёным.  

Ведущий 2: Маша- вместо консерватории- закончила курсы радисток, своими музыкальными пальчиками отбивала азбуку Морзе. Была заброшена в тыл врага, в партизанский отряд, поддерживала связь со штабом, из-за предателя в отряде, схвачена фашистами. Её долго пытали, раздробили все пальчики, а потом расстреляли.

Ведущий 1: Ольга –её мечта сбылась частично, она успела лишь закончить курсы медсестёр, ушла на фронт за любимым, оказывала первую помощь солдатам под огнём, на поле боя, такая хрупкая девушка,  погибла при бомбёжке санитарного поезда, вынося из горящих вагонов раненых солдат.

Ведущий 2: Зина- пошла работать ткачихой на фабрику, солдатам на фронте нужна одежда. Смены длились по 14 часов, а ночью,  тушили на крышах домов  немецкие фугасы. Бомба попала в её дом, в бомбёжке погибла вся её семья- мама, братья и сёстры, жить стало негде, и она ушла в ополчение, рыть окопы. Фашисты прорвали оборону, немецкая пехота расстреляла всех ополченцев: и старых и молодых.

Ведущий 1: Подружек не осталось ни одной, им было по 18 лет.

Ведущий 2: И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии огня… Людей, рождённых в начале 1920-х годов, называют теперь ветеранами. А когда они участвовали в боях в 1941-1945 годах, многие из них были мальчишками и девчонками 16-17 лет - вашими ровесниками.

Чтец: Как это было! Как совпало-
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Д. Самойлов)  

Кино-хроника военных  лет  «Москва  военная» с парадом 7 ноября 1941 года.

Ведущий 1: Испокон веков на войну уходили мужчины. Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Но в Великую Отечественную, кровавую и беспощадную, тысячи девушек надели солдатские гимнастёрки и сапоги. Девушка – символ любви, нежности, милосердия, узнала ужас войны…

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

                                                      Л.Патраков

Ведущий 2: 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою. Юлия Друнина… В 1941 году ей исполнилось 17 лет. Добровольцем ушла на фронт.  Санитарка, одна на весь пехотный батальон.

Чтец:Качается рожь несжатая; шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы, девчата, похожие на парней.

Нет, это горят не хаты, то юность моя в огне,

Идут по земле девчата, похожие на парней  (Юлия Друнина)

Ведущий 1: Это не просто слова. Цена им – жизнь. После тяжелого ранения – госпиталь, осколок прошёл рядом с сонной артерией на шее, подлечилась, и снова ушла на фронт, добровольцем. Под обстрел, в холод, в грязь. Ни на секунду не возникло у нее сомнение: «А нужно ли снова возвращаться в то пекло, под пули?» Она знала – её место там, на передовой, чтобы совесть была чиста перед родными, друзьями, перед Родиной.

Чтец:  Нет, это не заслуга, а удача –
Стать девушке солдатом на войне,
Когда б сложилась моя жизнь иначе,
Как в день Победы стыдно б было мне!
 (Юлия Друнина)

Ведущий 2: Из книги Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

Выходят на сцену:

Солдат: «У нас, у мужчин, было чувство вины, что девчонки воюют рядом с нами. Им бы любить, цветы растить, детей рожать… Мы отступаем, близко Москва, осень, дожди идут  сутками. Возле дороги лежит убитая девушка. У неё длинная русая коса. Это была красивая девушка – санинструктор… вся в грязи…Я много видал смертей, а помню это всю жизнь…»

 Девушка: «В рукопашной была … хотя до этого муху жалко было убить…Взяла винтовку и пошла. Не убью я, убьют меня.  Это ужас. Человек таким делается… Бьют, колют,  душат  друг друга. Вой, крик, стоны… Никому не поверю, если скажут, что на войне не страшно, к этому нельзя привыкнуть».  

Санинструктор: В дыму тащу двух раненых. Сначала одного, потом другого подтащу. Когда стало меньше дыма, увидела, что тащу одного нашего танкиста, а другой немецкий солдат. Они же без сознания, не разговаривают. Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца тащу. И во мне победил врач, победила женщина. Я выбрала жизнь, а не войну и дотащила обоих.

Песня «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» исполняют учащиеся 9 класса сначала вальс, затем песня по ролям: юноши и девушки.

Ведущий 2: Это звучало, как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад…».

Мальчишки на городской площади ловили каждое слово из хрипящего репродуктора, и требовали в военкомате немедленной отправки на фронт. Считали, что война кончится, и они не успеют внести вклад в общее дело. Молодость верила в свои силы и будущую победу. Уходили на фронт вчерашние мальчишки, унося с собой память о школьных годах, ярких и беззаботных, уходили на бой с врагом, в историю, в бесславие.

Ведущий 1: Но не всем было дано вернуться. Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине. В боях погибали будущие  учёные, артисты, спортсмены, талантливая молодёжь.……Ведь что ни фамилия, - то молодая, оборванная  войной жизнь.

Сценка:

Ведущий 1: По книге  Вадима Кожевникова  «Март – апрель». В тот вечер когда она сказала отцу о своём решении идти на фронт, она не знала о том что эта работа требует нечеловеческого напряжения сил, что нужно уметь спать в грязи, голодать, мёрзнуть, уметь тосковать в одиночестве. И, если бы ей кто-нибудь обстоятельно и подробно рассказал о том, как это трудно, она спросила бы просто:

Михайлова: Но ведь другие могут?

Отец: А если вас убьют?

Михайлова: Не всех же убивают?

Отец: А если вас будут мучить, пытать?

Михайлова: Я не знаю, как я себя буду держать, но ведь я всё равно ничего не скажу. И вы это хорошо знаете.

Отец: Нам ведь с матерью будет очень тяжело, очень.

Михайлова: Папа, папа, ты пойми, я же не могу оставаться, когда все идут.

Отец: Я понимаю, ну что ж, было бы хуже, если бы у меня была не такая дочь.

Михайлова: папа, ты такой хороший, ты так меня понимаешь, что я сейчас заплачу. Только маме пока не говори.

Отец: Будь осторожнее деточка, а маме скажем утром, перед отправкой.(они с отцом расходятся в разные стороны сцены, она машет ему отдаляясь)

Ведущий 1: Михайлова  закончила курсы военных телефонисток, училась, как и в школе, на отлично. Получила первое задание. Оставшись одна в лесу, в эти холодные чёрные дни, она первое время плакала, но передачи вела регулярно.

Михайлова:(выходит  на сцену) К немецкому аэродрому мне пришлось ползти

по мокрому снегу, в замёрзшей одежде, с отмороженной ногой, каждое движение давалось с болью. А когда раньше у меня был грипп, отец сидел у постели и читал вслух, чтобы я не утруждала глаза, а мама в ладонях  согревала термометр, так как я не любила холодное. А папа в телефон вставлял бумажку, чтобы он не будил дочку. А вот если фрицы успеют быстро засечь рацию, то меня убьют, и буду я лежать в противном мокром снегу, в грязном комбинезоне. Нога распухла, сильно болит. Убьют, ну и что? Ведь убили же Димку, и других наших ребят. А что я хуже их?

Ведущий 1: по наводке радистки Михайловой немецкий аэродром разбомбили

за час. Она была контужена, ноги не слушались совсем, немцы прожекторами светили в лес, разыскивали радиста, но вовремя подоспел раненный капитан, он из лыж сделал сани и вывез её. До линии фронта они ползли несколько дней, по очереди теряя сознание, и по очереди тянули друг друга. Заплакала она только в госпитале, уговаривая врачей спасти её ногу.

Песня «Туман, туман, седая пелена» слова С.Пожлакова, К.Рыжова Музыка А.Колкера.  Прослушать с видео.

Ведущий 2: Из студенческой аудитории шагнул на фронт поэт Николай Отрада. «Историю пересдам, когда вернусь, я  - сам пойду делать историю…»,- сказал и на следующий день ушёл добровольцем на войну. Уже через месяц, окружённый врагами, которые кричали ему: «Москва, сдавайся!», Николай воскликнул: «Москва не сдаётся!..». Взвод прорвался, а молодой поэт остался лежать на снегу. Юноша, который мечтал «мир облететь без посадки!..». Но не мечтал о подвигах, а делал их. Это было порывом души, стремлением отдать всё, во имя независимости Родины.

Ведущий 1: Яркую страницу в историю Великой Отечественной войны и обороны Москвы вписали семнадцатилетние курсанты военных училищ.  6 октября 1941 года - из курсантов, командиров и преподавателей Московского пехотного училища был сформирован отдельный курсантский полк.  Пройдя на параде по Красной площади, чеканя шаг, все как на подбор ростом 183 сантиметра.

Ведущий 2:  из книги Константина  Воробьева  «Убиты под Москвой».

 «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт… Натужно воя, невысоко над колонной то и дело  появлялись «юнкерсы». Тогда рота приникала  к земле,  все падали лицом вниз, но кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо,  и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески  звонко и почти радостно». Совершив  за 36 часов  70 километровый марш-бросок под проливным дождём, голодные, промёрзшие курсанты заняли оборону у города  Волоколамск. Ежедневно они отражали атаки немецкой пехоты и танков.

Ведущий 1: Курсантам удалось задержать на этой дороге врага на два месяца. Из 1330 курсантов вступивших в схватку с врагом,  в живых осталось только  200 человек. Все  получили  звание "лейтенант" некоторые  были направлены в части действующей армии, многие вернулись в училище и продолжили обучение. Они стали хорошими генералами,  закалёнными в боях.

Ведущий 2: Курсанты Подольского артиллерийского училища, защищали столицу на Можайском направлении. Судьба этих двух курсантских полков похожа только в одном: в неравных боях с врагом оба училища прославятся, но судьба подавляющего большинства не вернувшихся с поля брани курсантов останется неизвестной. Многие из них остались в могиле неизвестного солдата под Москвой. Но все они погибли защищая столицу, Родину, Россию.

Чтец: Свою память я зря неволю –
Лишь бы вспомнить – я помню и так:
И траншея по снежному полю, 
И наплывы фашистских атак
И отрывистый лай пулемета
И стекающий посвист “катюш”, 
И в морозных окопах пехота -
Сотня, две ли
мальчишеских душ.
Не былинные витязи в латах –
Каждый смел и отважен и лих -
Необстрелянные ребята
В маскировочных белых халатах, 
А иные и вовсе без них.
А над ними весомо и вечно -
Снежный мрак, как Бессмертный Кощей.
А в окопе - не дома, конечно, 
Нет ни печки, ни маминых щей.
Мы - мальчишки азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то наверно не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.

Песня  «Журавли» слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля. Исполняет вокальная группа мальчиков 7 класса.

Сценка:  

( Солдат сидит у костра. За окном  -  крик журавлей).

Ученица:   смотрите, смотрите, клин журавлиный,   журавли летят …

Солдат  Нет, это не журавли, это души погибших  солдат. Сегодня вам трудно представить  взрывы, бомбежки, страшные битвы, в которых ковалась наша Победа. В этом клину погибшие ребята, мои однополчане,  навечно девятнадцатилетние…

Ученица  Как понять и осмыслить это

Десять крепких, бодрых, молодых

Полных веры, радости и света

И живых, отчаянно живых

У любого где-то дом иль хата

Где-то сад, река, знакомый смех

Мать, жена. А если не женатый

То девчонка – лучшая из всех…

Солдат :  Раз в три ночи  к нам приходит пополнение – голодные, озябшие, дующие в ладони юнцы, иногда только половина доходит до окопа. Они пугаются мин, бросаются врассыпную от пуль, плачут, зовут маму. Но никто над ними не смеётся, каждый прошёл через такое, привыкнуть к войне невозможно.  А  уже послезавтра – это отчаянные воины, рвущиеся в разведку, вступающие в рукопашный бой, бьющие врага  за каждый клочок  русской земли.

Ученица  А как же жизнь? В ней столько радости! Именно в молодости так хочется жить! Весна, любовь, цветы! Почему они ее отдали?! Ведь они  были так молоды.

Солдат   Война это и есть  школа жизни. Выбор один: либо жить свободно, либо не жить совсем. Ненависть к врагу, вера в победу и, конечно, любовь… к  людям, Отчизне, своей родной земле.

Ученик   Что он любил? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую…? Бог весть

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

наверно, встал,   И умер сразу…

И вот воскрес  во мне сейчас.

Солдат:  без нас не было бы  и вас. Мы хотим, чтобы вы так же, как и мы, любили Родину. Ведь ваше будущее мы пронесли сквозь муки, страдания, кровь. Мы верим в вас, и эта вера даёт нам право думать: вы будете лучше нас!  А мы оттуда, с неба, будем наблюдать за вашей жизнью!

 Песня и видео: «Нас не нужно жалеть…» прослушать (на Ютубе «Наша общая победа»). Затем Чтец читает со 2 куплета стихотворения  Семена Гудзенко «Моё поколение»  на фоне мелодии песни «Нас не нужно жалеть…».

МОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

Чтец:...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Ведущий1: Наступление фашистов на Москву проходило через железнодорожный разъезд Дубосеково. Прорыв позиций дал бы возможность немецким войскам двигаться по Волоколамскому шоссе на Москву. На пути противника встала 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Панфилова. 28 бойцов приняли на себя удар 50 вражеских танков. Наши земляки-локтевцы были среди них.

Ведущий2 : Из письма политрука 316 дивизии Василия Клочкова жене и дочери: «Гитлера постигнет та же участь, какая постигла Наполеона в 1812 году. Настроение прекрасное, тем более, я детям обещал, побольше побить фашистов».  В этом бою,  он погиб. Но бессмертными стали его слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

Ведущий 1: Панфиловцы - наши земляки: Василий Георгиевич  Клочков до войны проживал в селе Локоть, а в селе  Николаевка Локтевского района его именем  названы улица и школа. Пётр Кузьмич Емцов родился в селе Георгиевка, Митин Гавриил Степанович родился  в селе Устьянка. Все они получили звание Героя Советского Союза посмертно. В родных селах воздвигнуты памятники, а в Горняке на аллее славы установлены бюсты героев.

Чтец: Кружилась в поле злая осень,

Шумела поздняя листва.

Их было только двадцать восемь,

А за спиной была Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая, там и тут.

«Так защитим Москву, родные!» -

Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты,

Последний бой всегда суров.

«Так за Москву, за нас, ребята!» -

Последний раз кричит Клочков.

Песня “У деревни Крюково (слова С. Острового, музыка М. Фрадкина) исполнили учащиеся 9 класса.

Ведущий  2: Из братской могилы под Крюковом в 1966 году, когда страна отмечала 25-летие разгрома фашистских полчищ под Москвой, был перенесён в Москву прах Неизвестного Солдата, который покоится у стен Кремля в Александровском саду, где сооружён мемориальный комплекс "Могила Неизвестного Солдата".

Ведущий 1 Двадцать семь миллионов потеряла наша Родина в этой битве… Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос   будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Храним ли память их подвигов?

ЧТЕЦ: Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата…
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли…

Мы этот образ до сих пор храним –
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нем военной книжки – 
Она в бою погибла вместе с ним…

Пусть мы его фамилии не знаем, – 
Он был – мы знаем – верным до конца!
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.

И дружба воинов неколебимо свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!

Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата:
Пусть нет фамилии у нашего бойца, – 
Есть звание советского солдата!

Ведущий 2: Односельчане – защитники Москвы

Амельченко Иван Андреевич

Петрин Алексей Петрович

Войтов Иван Никифорович

Говоров Николай Никитович

Геращенко Афанасий Иванович -  

Геращенко Тимофей  Ивановича

Высоцкий Василий Григорьевич

Костырченко Михаил  Илларионович

Смирнов Николай Иванович

Краснокутский Семён Васильевич

Федоренко Иван Григорьевич и другие

Ведущий 1: Из воспоминаний Костырченко Михаила Илларионовича: призван в ноябре 1941 года, сразу отправили под Москву,  в роту связистов. Выдали оружие и катушку с проводами. Поставили задачу: в любое время дня и ночи, в любую погоду, под обстрелом - должен наладить связь со штабом. Был такой случай: в бомбёжке разбило ружьё, меня взрывом отбросило в воронку, очнулся, а напротив,  сидит немец с автоматом. Пока бомбили, мы смотрели друг на друга, когда всё стихло, каждый уполз в свою сторону. До сих пор помню его глаза, и вопрос – почему он  не стрелял? В другом тяжелом бою по ноге проехала немецкая танкетка, для меня он стал последним. А было мне  всего 18 лет.

Ведущий 2: Из воспоминаний Геращенко Тимофея Ивановича -  руководил взводом разведчиков,  пошли в разведку, нужно выяснить сколько фрицев в селе, как вооружены, какие у них планы. При подходе к селу навстречу выскочил пацан лет 12 , машет руками, чтобы мы остановились. Мы затаились, когда он прибежал, сказал что у края села засада, немцы прячутся с пулемётом. Спасибо он показал дорогу в обход и дал нам такие точные сведения, что уже через три часа боя село было нашим. Тяжело было под Москвой, фашисты зверствовали, не щадили детей, стариков. А ведь парень понимал, что фашисты его за это могут расстрелять». Афанасий Иванович в одном из боёв был тяжело ранен, а за выполнение задания получил Орден Красной Звезды.

Ведущий 1: Цена Победы под Москвой была очень высокой: только в ходе контрнаступления 370 тысяч наших воинов были убиты, ранены, пропали без вести. На фронт уходили семьями. Односельчане погибшие под Москвой:

Сибякин Дмитрий  Романович  - Погиб под Москвой

 Сибякин Егор  Романович          Погиб под Москвой

Сибякин Алексей   Романович    Пропал без вести

Сибякин Василий   Романович    Погиб под Москвой

Сибякин Сергей   Васильевич      Погиб под Москвой

Сибякин Степан   Васильевич      Пропал без вести

 И другие

Ведущий 2: В память павших своих земляков

Зажигаем потухшие свечи.

Пусть расправит неяркий их свет

Всех участников усталые плечи.

Ведущий 1: Поколенье, не знавших войны,

Как свою – вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

Ведущий 2: Предлагаем почтить память погибших защитников Родины Минутой молчания

Минута Молчания (звук метронома)

Танец    «И пусть пройдут года…» исполнили девушки 8 класса.

Ведущий 1: Фашисты  рассчитывали  в  первые  недели  своего  наступления  захватить  Москву, уничтожить  значительное  число  её  жителей, город  разрушить  и  затопить.  Москвичи, не  подлежавшие    призыву  по  мобилизации,  вступали  в  дивизии  народного  ополчения. Народное  ополчение – добровольческие  военизированные  формирования. Более 50% выпускников школ Москвы 1941 года пришли на сборные пункты.  В  1941  году  в  Москве  было  сформировано  16  дивизий  народного  ополчения. Они  насчитывали  160  тысяч  человек. Это  они,  без  форменной  одежды, в  валенках, с  одной  винтовкой  на  троих  «врастая  в  землю», «плечом  к  плечу»  встали  на  пути  грозного  врага. Многие  из  ополченческих  дивизий  дошли до  Берлина.

Ведущий 2:  450 тысяч  москвичей, невзирая  на  холод, дождь, строили  оборонительные  рубежи на  Можайской  линии  обороны. На  отдельных  участках  стояли  по  колено  в  холодной  грязи  и  бросали  тяжёлую  глину. Городские  магистрали  перегораживались  баррикадами,  противотанковыми  ежами. Днем и ночью работали московские заводы. Они готовили оружие для борьбы с врагом. Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины, старики, подростки. Мальчишки и девчонки двенадцати-семнадцати лет встали к станкам.

Ведущий 1: С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. На оккупированной территории Московской области действовал сорок один партизанский отряд. Партизаны своими действиями нанесли непоправимый урон войскам противника: выводили из строя эшелоны, автомашины, взрывали мосты, обрывали линии связи, сжигали документы. Разведчиками и связными были девчонки и мальчишки, вчерашние школьники: Зоя Космодемьянская,  Вера Волошина, Иван Андрианов, Лида Матвеева и многие другие. Один  немецкий  солдат  написал  в  своём  дневнике: «Мы  никогда  не  победим  русских, потому  что  даже  дети  у  них  сражаются  и  погибают  как  герои».

Чтец:  В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети. Школьники работали на фермах и в поле, на фабриках и заводах, зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков и детей детских домов, занимали малышей, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, читали книги, писали письма.

Сорок первый трудный год. Госпиталь.

Коридоры сухие и маркие.
(
Шепчет старая нянечка.) Господи!...
 До чего же артисты маленькие.

И шагают коридорами длинными,
 И почти растворяются в них
 С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг.

Ведущий2:Фельдмаршал  Монтгомери, который  командовал  английскими  войсками во  Вторую  мировую  войну, написал  следующее: «В  книге  войны  первым  же  правилом  на  первой  странице  является: «Не  ходи  на  Москву!»  Различные  лица – Наполеон, Гитлер – пытались  это  сделать, и  ни  к  чему  хорошему  это  не  привело».  

Ведущий1:Из донесений генерала Георгия Жукова. Предлагаю перейти к контрнаступлению. Противник истощён. Но немцы смогут подкрепить свои войска крупными резервами: и тогда положение может серьёзно осложниться.

По приказу Верховного Главнокомандования войска Западного фронта 5-6 декабря перешли в контрнаступление под Москвой.

Ведущий2 Массовый героизм советских воинов сделал невозможное. Отборные части противника были разгромлены и обращены в бегство.  Именно с этого рубежа начался разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Враг получил первый мощный удар. Был развеян миф о непобедимости гитлеровского вермахта.   До окончательной победы оставалось долгих три с половиной года.

Ведущий1: Афганистан… 9 лет на горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, выполняли свой воинский долг наши ровесники, советские солдаты.  Это они попадали в засады и заживо горели в БТРах;  глотали пыль дорог под перекрестным огнём пулемётов;  рискуя собственной жизнью, вытаскивали с поля боя раненых;  оставаясь один на один с врагами, прикрывали отход своих боевых товарищей. Почти 14 тысяч погибших, 10 тысяч инвалидов. Из нашего посёлка 9 ребят участвовали в боевых действиях. Сегодня у нас в гостях    

Выступление  гостей воинов – афганцев Белькова Ю.Я., Костюкова А.В.

Ведущий2:  21 век- ничего не изменилось, на передовой мальчишки с автоматами. Алексей Юрин погиб в Донбассе в 20 лет. Перед отъездом, в соцсетях оставил запись: совсем не хочется умирать, но ещё тяжелее, если однажды сын спросит: «А ты отец что делал,  когда нацисты в Украине убивали людей, таких же славян как и ты? С нацизмом мой дед боролся, я его памяти не замараю. Мы уходим не воевать, а умирать за тех, кого оберегаем: жён, детей, матерей». 26 мая 2014 года в Донецке погибли 39 молодых парней из России.

Ведущий 1:  И сегодня наши выпускники защищают Родину: полковник авиации Татур В.Б. (получил медаль Жукова) и старший сержант  Василенко А.А. уже были в командировке в Сирии, майор Дроздов И.В. находится в Донбассе. Многие являются отличниками боевой подготовки в рядах российской армии. Скоро и вам предстоит встать на защиту Отечества. Будьте достойны памяти наших предков.

Песня  «Рисуют мальчики войну» Автор слов и музыки Богословский А. исполняют учащиеся 11 класса.

Чтец: Спят мальчишки в сиянии звёзд.
Им семнадцать! Навечно семнадцать.
Им не встать из-под белых берёз,
Из-под алых рябин не подняться.
Своей юности не пожалев,
Ради наших счастливых рассветов, 
Под берёзы легли, не успев
Получить комсомольских билетов.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят.
Будьте этих мальчишек достойны!         С.Павлов.

Ведущий2:  Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Час Мужества Мои ровесники на войне

Слайд 6

Юлия Друнина

Слайд 7

Подольские курсанты все ростом 183 см

Слайд 8

Памятник курсантам Подольского училища

Слайд 10

Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!

Слайд 11

Клочков Василий Георгиевич . Родился в 1911 году в селе Синодском Саратовской губернии. Вместе с семьёй переехал на Алтай в 1921 году, проживал в селе Локоть. В селе Николаевка Локтевского района Алтайского края именем Клочкова названы улица и школа.

Слайд 12

Емцов Петр Кузьмич. Пётр Емцов родился 14 мая 1909 года в селе Георгиевка Локтевского района. В июле 1941 года был призван в Красную Армию

Слайд 13

Митин Гавриил Степанович. Родился в 1908г в селе Устьянка Локтевского района в семье кузнеца. жил в Алма-ате. служил в Красной Армии. В июне 1941 года был вновь призван в Красную Армию. 16 ноября 1941года у разъезда Дубосеково пал смертью храбрых .

Слайд 14

Могила Неизвестного Солдата

Слайд 15

Костырченко Михаил Илларионович участник битвы под Москвой

Слайд 16

Сибякин Дмитрий Романович Погиб под Москвой Сибякин Егор Романович Погиб под Москвой Сибякин Алексей Романович Пропал без вести Сибякин Василий Романович Погиб под Москвой Сибякин Сергей Васильевич Погиб под Москвой Сибякин Степан Васильевич Пропал без вести

Слайд 19

Обороной Москвы руководил генерал Георгий Константинович Жуков.

Слайд 20

Москва-город Герой

Слайд 21

Воины –афганцы твои земляки

Слайд 22

Защитники Отечества- твои ровесники Свиридов Игорь выпускник 2012г, участник Парада Победы 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

Классный час на тему: «Велика Россия, а отступать некуда…», посвящённый 75-летию битвы под Москвой.

Цели данного классного часа:- Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений - битвой за Москву. - Развивать познавательный интерес к и...

Конкурс чтецов стихотворений для учащихся 5-11 классов, посвящённый 200-летию победы в войне 1812 года

Цели и задачи конкурса:1. Повысить внимание школьников к художественной литературе как к неиссякаемому духовно-нравственному источнику. 2. Содействовать читательскому становлению школьников, разв...

Сценарий классного часа “Помним всех поимённо”, посвящённого 76-летию битвы под Москвой

Сценарий классного часа , посвящённый 76-летию битвы под Москвой...

Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой.

Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой....


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Лариса Николаевна, большое спасибо за такой отличный сценарий! Читать без волнения просто невозможно. В презентацию можно добавить фронтовые приказы с военных сайтов Мемориал, Подвиг народа и Память народа. Военные документы дополнят те страшные события войны.( Надо знать только ФИО и год рождения участника войны). Спасибо за участие в проекте Вахта памяти!

Шекунова Ирина Дмитриевна

Друнина Юлия Владимировна
Год рождения: __.__.1924
старшина медслужбы
в РККА с __.__.1941 года
место рождения: Московская обл., г. Москва
№ записи: 1267634932
Перечень наград
1
6/н
15.10.1944
Орден Красной Звезды
Показать документ о награждении
2
7/н
23.01.1944
Медаль «За отвагу»
Показать документ о награждении
Лариса Николаевна, там можно скопировать приказы к награждению с описанием подвига, есть и другие документы.