Презентация "Русский народный танец"
план-конспект по теме

Латоша Наталья Викторовна

Презентация "Русский народный танец" является методическим пособием для детей при проведении занятия по хореографии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Радуга» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Наталья Викторовна Латоша , п едагог дополнительного образования ст. Брюховецкая 2015 - 2016 учебный г од

Слайд 2

Целью работы является знакомство с историей русского народного танца. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи : 1. Изучить литературные источники, позволяющие определить особенности русского народного танца. 2. Узнать об основных жанрах народного танца. 3. Проследить взаимосвязь компонентов народного танца: движений, композиции, музыки, костюма.

Слайд 3

Народный танец – один из древнейших видов искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа, неразрывно связан с музыкой. Народный танец – результат коллективного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Народ танцами украшал свою жизнь. Во время праздников водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Слайд 4

ХОРОВОДЫ Хоровод- массовый танец. Его рисунок – простой круг- олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Участники хоровода поют, движутся по кругу, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. В народе говорят: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Хоровод собирает большое число участников. В нем проявляется чувства дружбы, единения. Участники держатся за руки, за платок, пояс, венок. Иногда движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Русский хоровод «Веретёнце»

Слайд 5

Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Перепляс носит характер соревнования. Исполняются по парам и тройкам в различных сочетаниях, одними девушками или одними парнями. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором. РУССКАЯ ПЛЯСКА Б ольшой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.

Слайд 6

танец « Топотуха » ИГРОВЫЕ ТАНЦЫ В игровых танцах с помощью различных движений передаются характер, поведение, повадки животных и птиц: «Медведь», « Гусачок », «Журавель». Другие пляски связаны с трудовыми процессами - « Толкуша », «Веретено», «Косари». В них раскрываются и имитируются, благодаря рисунку и движениям, трудовые процессы. танец «Журавель»

Слайд 7

Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. В старину девушки долгие годы готовили себе праздничную одежду, украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты. Богатый костюм, в который было вложено много труда, переходил по наследству от матери к дочери. Парни одевались тоже нарядно (вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса). Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки - косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Слайд 8

На западе принято считать, что диковинные прыжки традиционного русского танца являются следствием холодного климата северной страны. Дескать, "Присядка", "Арабский", "Коза", "Разножка", "Чёрт", "Пистолет", "Кольцо", "Бочонок", "Щучка", "Бедуинский", и другие трюки были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться. Действительно, большинство традиционных русских праздников справлялись осенью и зимою, когда заканчивались работы в поле. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ ТРЮКИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Слайд 9

Журавель Калинка-малинка Хоровод Казачий танец «Варенька» Я занимаюсь хореографией с 5 лет. Каждый год в апреле мы выступаем на сцене городского дома культуры с отчетным концертом. Для всех нас это яркий праздник: красивые костюмы, аплодисменты. Но за каждым таким выступлением (которое длится 3-5 минут) стоят месяцы репетиций, разучивания каждого движения.

Слайд 10

Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что танец - это не только набор движений, соединённых между собой. Танец - это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя. Заключение

Слайд 11

Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996. http://www.scarb.ru/TANEC.htm http://www.perunica.ru/istoria/735-russkie-narodnye-tancy.htm Источники информации

Слайд 12

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА»

СТАНИЦЫ БРЮХОВЕЦКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Сценарий мероприятия

Дню Победы посвящается

Автор-составитель: Латоша Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования

Дата проведения: 8 мая 2017 года

Место проведения: центральная площадь посёлка Лебяжий Остров, въезд на остов- у памятника «Возрождение»

Участники: представители Чепигинской сельской администрации, представители ЗАО «Лебяжье-Чепигинское», обучающиеся детских объединений «Кубаночка»  и «Веретёнце»; воспитанники ДОУ «Островок», учащиеся ООШ №16 и жители посёлка Лебяжий Остров.

Цель: 

развитие  гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей подрастающего поколения.

Задачи:

формировать профессионально значимые качества, умение и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Ход мероприятия

1  Танец «Россияночка» - группа «Кубаночка» №2, 3

Ученик 1:

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну-

В тылу, иль на полях сражений-

Принёс победную весну -

Поклон и память поколений.

Ведущий:

Приближается праздник — День Победы. Это «радость со слезами на глазах» — так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Мы всегда будем хранить память о Великих событиях, передавая её от поколения к поколению. И в наших сердцах никогда не погаснет свет Победы!

Митинг- концерт, посвященный 72-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне,  объявляется открытым.

2.  (Звучит гимн)

Ученик 2:

По всей стране от края и до края

Нет города такого нет села

Куда бы не пришла Победа в мае

Великого 9 числа.

Живым – поверка. Павшим – слава!

Салютов гром и тишина.

Победу празднует держава,

Надев цветы и ордена.

От маршала и до солдата

Перед Победой все равны,

Как были ей равны когда – то,

В день окончания войны.

Война закончилась.

И пушки замолчали.

И годы сгладили великую беду.

И мы живём. И мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году!

3. Танец «Розовый вальс» -  группа «Веретёнце» № 3

Ведущий:

С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

4. Танец «Проходочка» - группа «Кубаночка» № 1

Ведущий:

        Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 маю 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось все невозможное.

День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года.

Но какие это были годы…

5. Песня “Священная война”_

Ученик 3:

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила повторно

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Вставайте, люди русские,

На смертный бой!

Ученик 4:

Порою было не понять,

где фронт, где тыл, где окруженье,

и дрожь в коленях не унять,

когда бомбят на пораженье.

 За каждый пункт цеплялись мы,

не успевая окопаться…

До самой матушки-зимы

не довелось нам отоспаться.

Ученик 5:

 Мы много вынесли невзгод,

лишь смерть врага была отрада…

Тому, кто выжил в первый год,

уж не страшны все муки ада.

 Врагу не сдали Ленинград

и под Москвой врага разбили,

и отстояли Сталинград,

и ход войны переломили.

6. Танец «Заморочки»  - группа «Веретёнце» № 2._

Ведущий:

1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе! Погиб каждый восьмой. Их, погибших более 27 миллионов.  Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери. 27 миллионов ушли в бессмертие, чтобы жили мы.

Ученик 4:

Не дымятся дали, пыль черна от слез.

Ни одной медали дед мой не принес.

Только в этом самом нет его вины,

Потому что сам он не пришел с войны.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

На Млечные пути пылят вокруг него с боков.

7. Танец «Варенька» - группа «Кубаночка» №  2

Ведущий:

        Уходят в легенды, воспоминания, песни. Остается все меньше и меньше, дорогих наших фронтовиков. Надо сделать так, чтобы не угасала память о прошлом, чтобы гордо высились обелиски  во славу российского воинства, чтобы всегда цвели живые цветы на могилах героев.

Ведущий:

        В память о тех, кто сложил головы на фронтах Великой Отечественной войны и всех тех, кто ушел от нас, не дожив до этой даты.

Объявляется минута молчания.

(Минута молчания)

8. «Не отнимайте солнце у детей» ( песня) Сущёва Полина

Ученик 6:

Солнце Родины любимой озаряет всё вокруг

И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук—

Ты лети по свету, голубь наш, из края в край

Слово мира и привета всем народам передай

Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись.

Пролетая в синей дали к обелиску опустись

Чтобы взрывы не закрыли небо чёрной пеленой

Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.

9. Танец «Блюз» - группа «Кубаночка» №  1_

Ведущий:

Низкий поклон вам, мужественные солдаты и доблестные труженики тыла Великой Отечественной! Живите долго и счастливо! Пусть будет мирным это небо и теплым отчий дом. Пусть будет счастлив наш народ, пусть здравствует и процветает наша Родина! Пусть всё будет как в словах этой песни.

10. Танец «Манерная » группа «Кубаночка» № 2, 3

Ведущий:

        Проходят зимы и весны, сменяются поколения, звенят над Россией новые грозы и новые песни, а они, не пришедшие с кровавых полей той великой и страшной войны, остаются все теми же, какими ушли в огонь. Они вечно живы – пока жива Россия, пока не иссякла наша светлая память о них.

11. Танец «Нет другой такой казачки» группа «Кубаночка» №  3

Митинг, посвящённый Победе  в Великой Отечественной войне, объявляется закрытым.

12. Песня «День Победы

Ведущий:

Дорогие труженики тыла, односельчане и гости! Предлагаем возложить цветы и венки, как дань уважения и почтения всем погибшим в Великую Отечественную войну.

Участники митинга возлагают цветы к памятнику



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Радуга»

ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

Конспект занятия

«Разучивание танцевальных элементов

русского народного танца»

составитель: Латоша Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

 детского объединения «Веретенце»

ст. Брюховецкая, 2017 год

Конспект занятия по хореографии с детьми среднего дошкольного возраста (4-5лет).

Тема: Разучивание танцевальных элементов русского народного танца.

Цель: Способствовать формированию познавательного интереса к хореографическому искусству через сюжетно-игровую форму занятий, расширять представления детей о разнообразии танцевальных движений. Развивать эластичность мышц, пластичность движений и выразительность образов в соответствии с характером музыки.  

Задачи: Познакомить и научить детей умению повторять за педагогом простые танцевальные движения, привить умение ориентироваться в пространстве.

Музыкальный материал: фонограммы на тему русских народных песен.

- «Прялица»  

- «Канарейка, ты канарейка»

- «Дуняша»

- «Гусачок»

- «Открывайте ворота»

- «Жили у бабуси два весёлых гуся»

- «Валенки»

- «Зелёная дубравушка»

Ход занятия

Вступительная часть

Дети входят в зал.

Педагог:  - Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами будем изучать не просто танцевальные элементы, а движения, которые помогут нам с вами попасть в волшебную страну танца. Для этого с собой в дорогу мы возьмём внимание, терпение и отличное настроение, которые помогут нам справиться в пути со всеми задачами. Мы будем идти по болотам, по лесам и полям, и поэтому, нам придется бегать, прыгать, топать, хлопать и исполнять много заданий, чтобы пройти все испытания, выучить движения и попасть к королеве танца, которую зовут Терпсихора. А она уже посмотрит - стоит ли нас пропускать в волшебный мир танца. И так…приступим.

Дети исполняют марш на месте, по кругу, с хлопками, с перестроением. Затем шаги с носка, на полупальцах, на пяточках.

 Педагог: - Дети, посмотрите внимательно! Вы видите, что мы с вами попали на большие кочки и, чтобы их преодолеть нам придётся попрыгать.

Дети исполняют прыжки на одной и двух ногах, из стороны в сторону, перепрыгивания через препятствия.

Педагог: - Кажется собирается дождик. Давайте от него постараемся убежать, а когда закончится мелодия быстро найти своё место, чтобы каждому было удобно повторять за мной движения.  

Дети исполняют лёгкий бег по кругу, в рассыпную, бег «лошадки», бег «жете».

Основная часть

- Ну вот, ребята, мы свами оказались на полянке. И я хочу сказать вам по секрету, что полянка эта не простая, она помогает всем быть внимательными и правильно запоминать и исполнять танцевальные движения.  Ну что же, приступим.  

Дети изучают танцевальные движения.

«Качель  маленькая» - дети стоят взявшись за руки, и слегка качают ими из стороны в сторону.

«Качель  большая» - то же, только дети сильно раскачивают руками из стороны в сторону.

«Пружинка» - стоя на месте, легко и непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в сторону. Спина-прямая.  ( Это движение можно исполнять и по 6 позиции, в этом случае колени ног не разводятся).

«Притоп» - стоя на левой ноге, ритмично притопывать правой, чуть пружиня обеими или наоборот.

«Три притопа» - (исходное положение 6 позиция) - на месте притоп правой ногой, затем левой и снова правой. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.

«Приседание» - на «раз-и» приседание, на «два-и» возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая и крепкая.

«Полуприседание» - Выполняется в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперёд. Полуприседание с поворотом корпуса - сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90 градусов. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.

«Ковырялочка»

1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперёд на пятку и на месте - три притопа.

2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить её на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.

«Распашонка»  -на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтя руками впереди-вверху. На «два» выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая-в сторону вниз, левая – в сторону вверх. На 2-й такт-то же с другой ноги.

«Самоварчик» - на «раз»-полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два»-выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой-хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90 градусов.

«Ёлочка» - (исходное положение 6 позиция, руки «полочка» или «поясок». На «раз» - повернуть ступни ног вправо под углом 45 градусов. На «два2-то же делают пятки. Движение можно выполнять как на прямых  ногах так и на «пружинке». Спина прямая.

«Большая гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток. Затем всё повторяется.

«Топотушки» - (исходное положение 6 позиция, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе.) Часто поочерёдно топать ногами.

«Рычажок» - (исходное положение-6 позиция). На «раз» правая рука сгибается в локте и рукой достаёт до правого плеча рывком. Одновременно с рукой вверх, сгибаясь в коленке, поднимается правая нога. На «и»-в исходное положение. Всё на «пружинке». Поворот вокруг себя на носочках, начиная вправо.

«Расчёска» - дети стоят в шахматном порядке,на расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.

1-вариант: вначале вторая шеренга проходит вперёд сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая, оказавшись позади проходит вперёд сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д.

2-вариант: первая шеренга идёт назад, одновременно вторая движется вперёд. Проходя друг через друга-шеренги меняются местами.  

«Козлик» - движение для мальчиков.(исходное положение правя нога стоит перед левой, руки скрещены перед грудью. Это движение выполняется на прыжке. Прыгая на левой ноге, сильно притопывать правой. На «раз»-руки по дуге раскрываются в стороны –вверх (кулачки слегка сжаты и подняты вверх), на счёт «два»-возвращаются в исходное положение.

«Весёлые ножки» - положение-упор-присев сзади. Ноги часто, резко выбрасываются поочерёдно вперёд. Возвращаясь в исходное положение, нога опирается носком в пол.

«Гусиный шаг» - (исходное положение-в полуприсядке, ноги по 6 позиции) Широко шагать в полуприсядке на «пружинке». Руками, согнутыми в локтях махать перед собой вперёд-назад. Следить за осанкой.

Педагог: Ну вот, ребята, мы разучили с вами все танцевальные элементы, которые мы сейчас повторим и закрепим, чтобы без ошибок показать Терпсихоре. Готовы?

Дети исполняют весь новый материал под музыкальное сопровождение.

Заключительная часть

Педагог: Дети, вам понравилось изучать новые движения?

Какие движения вы сегодня запомнили?

Как вы думаете, мы понравились Терпсихоре?

Умницы, всё правильно вы запомнили и исполнили, и поэтому Терпсихора пропускает нас в свой волшебный мир танца. А теперь давайте все друг друга поблагодарим и похлопаем друг другу.

В конце занятия дети делают поклон, хлопают и выходят из зала.

                       

                                   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Радуга»

ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

Конспект занятия

«Русские народные танцы»

составитель: Латоша Наталья Викторовна, 

педагог дополнительного образования

детского объединения «Веретенце»

ст. Брюховецкая

2017 год

Тема урока: «Русские народные танцы»

Цель урока: «Ввести детей в мир русского народного танца, показать самобытность и место в жизни русского человека, познакомить детей с элементами русского народного танца»

Задачи:

Обучающие

1. Учить различать русские народные танцы, запоминать их названия.

2. Формировать общие навыки культуры.

3. Научить детей раскрывать художественный образ танца, эмоционально исполнять элементы танца.

Развивающие

1. Развивать у детей чувства ритма, музыкальности.

2. Развивать выносливость, целеустремлённость, самостоятельность, эмоциональность, творческие способности.

3. Развивать память, внимание, понятие «амплитуды движения»,

умение работать в группе и индивидуально.

Воспитательные

1.Через народное творчество формировать интерес к русской танцевальной культуре.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок – объяснение нового материала.

Используемые методы: частично - поисковый метод, метод соучастия, метод показа (презентация)

Педагогическая технология: ИКТ

Народный танец является подлинным выражением чувств, темперамента, характера, жизненного уклада народа, его национальных особенностей. Поэтому, разучивая народный танец, добиваясь его правильного, правдивого исполнения желательно ознакомить исполнителей народного танца с бытом и культурой данного народа, используя при этом, прежде всего, народную музыку.

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Хороводы

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую,социальную и бытовую темы.

Участники хоровода держатся, как правило за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.

Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены. Об этих фигурах будет сказано подробнее в последующей главе.

Пляска

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно выражать различные состояния человека. Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит. Каждые движения в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей, - характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске. Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Плясовые и хороводные песни где -то сближались, не всегда имея резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.

Кадриль

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия.

В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 - 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. В русской же кадрили фигуры получили разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное - названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется от отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами - остановками как в музыке так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и богатых, праздничных и в будничных народных костюмах.

В ходе урока детям было предложено разучить танцевальные элементы:

Положения рук в групповых танцах.

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки - построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

1. Круг

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий по

луоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

2. «Звездочка».

Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

3. «Карусель».

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

Шаги

1. Простой

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть - правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть - тот же шаг с левой ноги.

2. Переменный.

Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая - шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.

Вторая четверть

первая восьмая - шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая - пауза.

Б) С продвижением назад.

3. Переменный с притопом.

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая - шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.

Вторая четверть

первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,

вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

Основные движения русского народного танца.

«Гармошка».

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«И» - каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«1» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.

«И» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«2» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.

«Ковырялочка»

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо.

«1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.

«И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .

«2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.

«Ковырялочка» - очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

«Моталочка»

И.П. - I прямое. Движение занимает один такт.

«1» - левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад.

«И» - правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о.

«2» - небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется.

Движение повторяется с другой ноги.

Итог урока:

Закрепление знаний:

– Перечислить названия русских танцев;

– Повторить самостоятельно русские танцевальные элементы.

Отметить лучших и активных детей.



Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Радуга»

ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

Конспект занятия

Тема: «Изучение танца «Полька»»

составитель: педагог дополнительного

образования детского объединения

«Веретенце»

Латоша Наталья Викторовна

ст. Брюховецкая

2016 год



Конспект открытого занятия по хореографии для детей 8 - 9 лет.


Тема: танец «Полька» И.Штраус

Цель: Научить исполнять (танцевать) польку.

Задачи: 
- разучить движения польки;
- познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;
- подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию от случайных травм;
- развивать координацию движений, музыкальный слух;
- вырабатывать легкость движений, осанку;
- воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше);
- развивать физические данные ребенка, память, внимание.

                                                         План занятия

Вводная часть занятия 
приглашение детей в зал;
знакомство с педагогом,  друг с другом ( посмотри кто рядом);
знакомство с танцевальным залом;
танец и его виды: классический, народный, бальный, современный
(видеоряд);
танец «Полька» его родина;
прослушивание музыкального материала (фонограмма целиком), обращается внимание на музыкальный размер произведения 2/4, 4/4 три музыкальные фразы (части).
расстановка по линиям в шахматном порядке.

Основная часть занятия 

Разминка: на середине зала марш на месте.

 - упражнения для  гибкости шеи;
- упражнения для  эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
- упражнения для  подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;
- упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;
- упражнения для  подвижности гибкости суставов позвоночника;
- упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
- упражнения для  подвижности коленных суставов;
- упражнения для  подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Игра «Найди своё место»: 
педагог раздает резинки двух цветов, одеть на правые руки (белый – внешний круг, красный – внутренний круг);

Изучение основных движений танца «Полька»:
прыжок «соте»;
приставные шаги;
ритмические хлопки.
подскоки;
Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись).
Постановка детей в пары.
Разметка мест остановки пар цветным мелом.

Разучивание танца «Полька» по частям:
1 часть - подскоки;
2 часть - прыжок «соте»;
3 часть - приставные шаги, хлопки;

Заключительная часть занятия 
исполнение танцевальной композиции «Полька»;
подведение итогов;
поклон (благодарим друг друга - аплодисменты )

Организация открытого занятия:
-мелок белый;
-резинки двух цветов;
-фонограмма частями (с паузами);
-фонограмма целая.
-музыкальный инструмент;
-хореографический зал.

                                                       Ход занятия
Приглашаются обучающиеся в зал.
Педагог:  Танцы в 21 век,

Любит каждый человек.
Танцевальная наука!
Это что еще за штука?
Где её преподают?
Тут !!!

Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Викторовна.

Я – педагог дополнительного образования центра «Радуга». Учу детей танцевать.  
Педагог: Хочу познакомиться с вами, каждый громко назовите свое имя.
Дети: ответы.
Педагог: Вот и познакомились.
Педагог: Как вы думаете, для чего предназначен зал, в котором мы с вами находимся?
Дети: ответы.
Педагог: Здесь танцуют, зал для танцев.
Педагог: Посмотрите внимательно и скажите какие предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?
Дети: ответы.
Педагог: Зеркала - помогают нам следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.
Станок – помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют различные движения. (показ: например батман тандю жете, и т.д.)
Музыкальный инструмент баян помогает нам ритмично исполнять движения. (показ : например полька)
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое танец?
Дети: ответы.
Педагог: Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.
Педагог: А какие виды танца вы знаете?
Дети: ответы.
Педагог: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.
Видеоряд:

«Классический» танец - самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф.

«Народный» танец - выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец который сочиняет сам народ.

«Бальный» танец - танец который танцевали на балах.

«Современный» танец- танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.

Педагог: Сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька».  Родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать парами!

Прослушайте музыкальный размере танца «Полька» 4/4 (иногда 2/4). (прохлопывает педагог)
- Давайте прохлопаем вместе. Приготовьте ваши ручки.
(прохлопывают дети с педагогом музыкальный размер)
- А теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька», композитор И.Штраус.

Прослушивание музыкального материала.

Педагог: Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наши мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в зеркале.

Педагог:
- И так друзья начнем,
Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!!
(Е.Гуляев)

Разминка
марш на месте;
повороты, наклоны головы;
поднимание плечей;
локти, кисть ;
наклоны в сторону;
деми плие приседания прямо, с поворотом;
релеве на полупальцы одновременно на 2 ноги, попеременно.

Педагог: Молодцы!

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Найди своё место».

Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите кто стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жуки, а ваши места цветы. Бабочки, жуки летают по полю и тут появляется туча. Каждая(ый) летит на свой цветок. Молодцы!!!!!

Педагог раздает детям резинки двух цветов, одеть на правые руки. Внимание - резинки (белый – внешний круг (девочки), красный – внутренний круг (мальчики)).

Педагог:
-Теперь наберемся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог: - Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1).

- Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте». Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом кдруг другу. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №2).
Далее: приставные шаги; и добавляем хлопки.исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки.
- Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки Отработка движения под музыку (музыкальная фраза№3)
Педагог: Запомнили?
Дети: ответы.

Педагог: - Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад. Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки .

Педагог: Молодцы!
Педагог ставит детей в пары. Отмечает место остановки пары цветным мелом.
Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».

Педагог:
- Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!

- А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.
Педагог: Молодцы!

Педагог: - Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца «Полька»? Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами и скажем друг другу «Ты сегодня молодец!».

- Спасибо! До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально – ритмическое занятие в первом классе « Русский народный танец»

Развивать речевое дыхание, голос.   Уметь воспринимать музыку через зрительный, тактильновибрационный и слуховой   анализаторы. Уметь выражать свои эмоции раз...

Образовательная програам "Народный танец"

Программа расчитаана на 3 года обучения для обучающихся1-6 классов....

Народный танец. Сохранение традиций.

Сохранение и совершенствование народной культуры не в последнюю очередь-залог социально-экономической и политической стабильности. В современных условиях глобализации на первое место выступает н...

Раздел образовательной программы Народный танец

 Народный танец - один из основных предметов образовательной программы  «Дорога к прекрасному», являющийся составной частью художественно-эстетического образования и воспитания....

Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....

Конспект урока. Русский народный танец.

КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...

Народный танец

    Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца.....