Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Галинская Ангелина Александровна

Общее время мероприятия составляет около 20-ти минут. Динамика мероприятия позволяет держать зрительный зал в постоянном напряжении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ko_dnyu_snyatiya_blokady.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий посвящен 73-й годовщине снятия блокады города Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

 В зале выключен свет, горит локальное освещение вдоль стен зала, включен проектор. Стол, укрытый скатертью, стул. На столе – лампа.

Вступление.

Видео: метроном (00.3).

Видео: Евгений Миронов «Блокадная книга» (1.32).

На сцене: зажигается свет за белым полотном: стихотворение В. Инбер «Сыну, которого нет» (ведущие становятся друг к другу спиной, берутся за руки), (1.45)

СТИХОТВОРЕНИЕ

Фонограмма: ветер.

Ведущий 1. Мальчик

Ночь идет на мягких лапах,
Дышит, как медведь.
Мальчик создан, чтобы плакать,
Мама — чтобы петь.

Ведущий 2. Девочка

Отгоню я сны плохие,
Чтобы спать могли
Мальчики мои родные,
Пальчики мои.

Ведущий 1. 

За окошком ветер млечный,
Лунная руда,
За окном пятиконечная
Синяя звезда.

Ведущий 2.

Сын окрепнет, осмелеет,
Скажет: «Ухожу».
Красный галстучек на шею
Сыну повяжу.

Ведущий 1. 

Шибче барабанной дроби
Побегут года;
Приминая пыль дороги,
Лягут холода.

Ведущий 2.

А пока, еще ни разу
Не ступив ногой,
Спи, мой мальчик сероглазый,
Зайчик дорогой...

Налепив цветные марки
Письмам на бока,
Сын мне снимки и подарки
Шлет издалека.

Ведущий 1.

Заглянул в родную гавань
И уплыл опять.
Мальчик создан, чтобы плавать,
Мама — чтобы ждать.

Вновь пройдет годов немало...
Голова в снегу;
Сердце скажет: «Я устало,
Больше не могу».

Ведущий 2.

Успокоится навеки,
И уже тогда
Весть помчится через реки,
Через города.

Ведущий 1. 

И, бледнея, как бумага,
Смутный, как печать,
Мальчик будет горько плакать,
Мама — будет спать.

Ведущий 2.
А пока на самом деле
Все наоборот:
Мальчик спит в своей постели.
Мама же — поет.

И фланелевые брючки,
Первые свои,
Держат мальчикины ручки,
Пальчики мои.

Ведущие уходят. Колыбельная (00.35).

ПОСТАНОВКА

Внимание на проектор. Над столом зажигается лампа (секунда 17). Участники дожидаются окончания колыбельной. За столом сидит девочка 12 лет, за ее спиной – родственники.

Слайд 1. Дневник Тани Савичевой.

Таня Савичева: «Я родилась, когда было холодно – 23 февраля 1930 года. Мне 14 лет. У меня была большая семья. Мама умела мастерски шить, а папа был пекарем. А я вышивать любила. Всё цветы крестиком… Я люблю цветы. Но случилась война, и вышивать стало некогда. Иногда я рыла траншеи – помогала взрослым, вместе с другими ребятами тушила «зажигалки» - так мы называли зажигательные бомбы. Было страшно».

Женя (32 года). Слайд 2: «Я подорвала здоровье из-за частой донорской сдачи крови, а могла бы жить дольше. Мне приходилось идти от дома до завода пешком почти семь километров через занесенные снегом улицы. Иногда я оставалась ночевать на заводе, чтобы сохранить силы для работы еще на две смены. Меня похоронили первой – на Смоленском лютеранском кладбище.»

Таня Савичева: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.»

Мама: «Вот мы тебя хороним, Женечка. А кто и как нас хоронить будет?».

Женя уходит.

Бабушка (Евдокия Арсеньева). Слайд 3: «В начале января мне был поставлен диагноз: третья степень дистрофии. При таком состоянии требовалась госпитализация, но я отказалась – ленинградские больницы и без того переполнены. Место захоронения неизвестно.»

Таня Савичева: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

Бабушка уходит.

Лёка (24 года). Слайд 4: «Я гордился, что год моего рождения – 1917-й. Я работал на Адмиралтейском заводе днем и ночью, ночевал на работе, как и Женя, чтобы работать в две смены, умер тоже – на работе.  Диагноз – дистрофия. Похоронен на Пискаревском кладбище.»

Мать:

«Леонид Савичев работал очень старательно, ни разу не опоздал на смену, хотя был истощён. Но однажды он на завод не пришёл. А через два дня в цех сообщили, что Савичев умер...»

Таня Савичева: «Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется…» «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Лёка уходит.

Дядя Вася (56 лет) Слайд 5:

«За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка. Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.» 

Таня Савичева: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года…»

Дядя Вася уходит.

Дядя Леша (71 год): «Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее. Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.»

Таня Савичева: «Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Дядя Леша уходит

Мама: «Когда-то я создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Татьяна пела, остальные поддерживали хором… Таня не написала, что я умерла, почему-то пропустила слово.»

Таня Савичева: «Мама 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Мама уходит. Таня остается одна.

Таня Савичева. Слайд 6 (фото Тани и ее дневника):

 «Блокаду пережили только мои старшие брат Михаил и сестра Нина. Меня вывезли по Дороге Жизни вместе с другими детьми.. Я потом тоже умерла... В детском доме. 1 июля 1944 года. Было тепло…но я осталась совсем одна… А жили мы на 2-й линии Васильевского острова, в доме № 13/6.» (4.00)

Продолжается колыбельная (с 44 секунды). Таня тушит свет через 10 секунд. Остается сидеть за столом, укрывается одеялом (44 – 1.18).

ФОРТЕПИАНО

Видео «Дети Ленинграда» (2.49).

Звучит фортепиано.

МОНОЛОГ

Зажигается свет за полотном. Сидит мальчик. Звук: капающая вода.

Юра Рябинкин: «Юра Рябинкин. Садовая, дом 34, квартира 2.»

«Я  родился  в 1925 году 2 сентября  в г. Ленинграде. Живу  я  с  матерью,  с сестренкой  и  теткой».

 «…поступил в школу и сейчас закончил 8 классов…».

«22 июня 1941 год. Вчера в 4 часа ночи германские бомбардировщики совершили налет на Киев, Житомир, Севастополь».

« Теперь у нас война с Германией!»

«8 сентября. Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. Дым, дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него».

«Думаю, я буду изучать курс 9 класса сам. Напрягусь и изучу. Сдам экзамены после войны и перейду в 10-й класс».

«1 и 2 октября. Одна мечта у меня была с самого раннего детства: стать моряком. И вот эта мечта превращается в труху.»

«15 и 16 октября. Сегодня вечером во время ночной тревоги потушил одну бомбу на дворе, спас от пожара дрова, а равно и дом.»

«25 октября. Мама мне говорит, что дневник сейчас не время вести. А я вести его буду. Не придется мне перечитывать его, перечитает кто-нибудь другой, узнает, что за человек такой был на свете — Рябинкин Юра, посмеется над этим человеком, да…»

«3, 4, 5 ноября. «Уже поздно. Артиллерийская стрельба на время стихла. Свеча догорает. Голод, холод, темнота, грязь, вши и перспектива: багровое будущее, окутанное темной пеленой.»

«9 и 10 ноября. Люди встают в 4 часа утра, стоят до 9 вечера по магазинам и ничего не достают. <…> Нужда, голод заставляют идти в магазины, на мороз, в длинную очередь, в людскую давку...»

«Я сижу и плачу... Мне ведь только шестнадцать лет! Сволочи, кто накликал всю эту войну...»

«28 ноября. Сейчас выключилось электричество, где-то, я слышу, жужжит самолет, бьют зенитки, а вот дом содрогнулся от взрывной волны разорвавшейся неподалеку бомбы...» «Дома не только ни куска хлеба (хлеба дают теперь на человека 125 г. в день), но ни одной хлебной крошки, ничего, что можно съесть. И холод, стынут руки, замерзают ноги...»

«3 декабря. Заболела мама. Сегодня она не вышла и на работу. Температура, ломит кости, тяжесть в ногах...»

«Сижу в кухне, трещат дрова в печке, а на сундуке рядом лежит больная мать... Боже мой!»

«7 декабря. Сейчас я похудел примерно килограммов на 10—15, не больше. Быть может, еще меньше, но тогда уже за счет чрезмерного потребления воды. Когда-то раньше мне хватало полтора стакана чая утром, но сейчас не хватает шести.»

«10 декабря. На улице мороз —20 —25 градусов. В комнате, хотя и топилась печка, холод такой, что у меня замерзли ноги и по спине бегает дрожь.»

«15 декабря. Каждый прожитый мною здесь день приближает меня к самоубийству. Действительно, выхода нет. Тупик, я не могу дальше продолжать так жить. Голод. Страшный голод.»

«Не могу... Рядом мама с Ирой.»

«6 января... Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. <…>Мама еле тоже ходит… <…>. Теперь она часто меня бьет, ругает, кричит, с ней происходят бурные нервные припадки, <…>.» «…силы (...) из меня уходят, уходят, плывут... А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит?»

Музыка. Запись: «Что такое человек и человеческая жизнь? Что же, в конце концов? «Жизнь — копейка» — говорит старинная поговорка. Сколько человек жило до нас и сколько их должно было умереть... Но хорошо умереть, чувствуя и зная, что ты добился всего, о чем мечтал в юности, в детстве, хорошо умереть, зная, что остались последователи в твоих научных или литературных трудах, но ведь как тяжело...»

Запись: «12 декабря. Пройдет полгода, год. война кончится, настанет прежняя счастливая жизнь в нашем городе. Истлеют наши трупы, в пыль рассыплются кости, а Ленинград будет вечно стоять на берегах Невы гордый и недоступный врагу.»

ТАНЕЦ

Музыка. Танец (сольный). Ребенок, который занимается контемпом.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Читают стихотворение О. Берггольц «29 января 1942».

Чтец 1.

Отчаяния мало. Скорби мало.
О, поскорей отбыть проклятый срок!
А ты своей любовью небывалой
меня на жизнь и мужество обрек.

Зачем, зачем?
Мне даже не баюкать,
не пеленать ребенка твоего.
Мне на земле всего желанней мука
и немота понятнее всего.

Чтец 2.

Ничьих забот, ничьей любви не надо.
Теперь одно всего нужнее мне:
над братскою могилой Ленинграда
в молчании стоять, оцепенев.

И разве для меня победы будут?
В чем утешение себе найду?!
Пускай меня оставят и забудут.
Я буду жить одна (
один) - везде и всюду
в твоем последнем пасмурном бреду...

Чтец 1.

Но ты хотел, чтоб я живых любила.
Но ты хотел, чтоб я жила. Жила
всей человеческой и женской силой.
Чтоб всю ее истратила дотла.
На песни. На пустячные желанья.

На страсть и ревность - пусть придет другой.
На радость. На тягчайшие страданья
с единственною русскою землей.

Ну что ж, пусть будет так...

Музыка

Уч. 1. Мы ежедневно бываем в местах, где матери проливали слезы по умершим детям, где падали от обстрелов мирные жители, жаждущие жить, как и мы с вами. Они хотели любить, как и каждый из нас. У них было кого любить, но эти люди умирали у них на глазах.

Уч. 2. 871 день в аду. Пути эвакуации – отрезаны. В городе жило около 3 миллионов человек. За время блокады от голода и холода погибло 630 тысяч человек. На фашистские обстрелы пришлось только 3 процента смертей. Всего погибло 2 миллиона человек.

Уч. 3. Блокадный Ленинград – это работающие госпитали, школы, заводы, театры, музеи.   Во время блокады была написана известнейшая симфония Дмитрия Шостаковича, названная «Ленинградской». Композитор начал писать ее в осажденном Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда композиция была готова, её доставили в осаждённый город. Все блокадные дни работало радио, которое служило для всех ленинградцев не символом продолжающейся жизни.

Музыка. Все участники выходят, выносят белое полотно с краской, пишут на полотне дату начала и окончания блокады.

Завершение. Под музыку демонстрируются фото блокадного Ленинграда. Конечное фото – красный фон. Музыка резко обрывается. Резко зажигается свет. Общий поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

Сценарий тематической линейки "Снятие блокады Ленинграда"

Целью материала является воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения, привлечение внимания к истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма, сознательности, сопричастности...

Сценарий концерта, посвящённый снятию блокады Ленинграда

Праздничный концерт для блокадников и учащихся школы....

СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ ПАМЯТИ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Здесь представлен мой сценарий музыкально - тематической композиции, посвящённой дню памяти снятие блокады Ленинграда, для детей подготовительной группы....

Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда

Методическая разработка сценария мероприятия посвященного  Дню снятия блокады Ленинграда....

Сценарий ко Дню снятия Блокады Ленинграда 27 января

Сценарий памятного школьного мероприятия ко Дню снятия Блокады Ленинграда 27 января, рассчитан на 5-9 класс. В сценарии используется много мультимедийных вставок....

Сценарий мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда 27 января 1944 года

Данный сценарий мероприятия, проводимого для обучающихся гимназии, 27 января  - в день полного снятия блокады Ленинграда. Он позволяет кратко, но информативно показать то тяжелое вренмя, которое ...