русский народный праздник "Красная горка"
учебно-методический материал на тему

Мотовилова Нина Леонидовна

Русский народный праздник, который проводится в начале лета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Красная горка64 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий русского народного праздника «Красная горка»

        После пасхальной недели начинается весенний праздник «Красная горка». Название это произошло от обычая встречать весну и восходящее красное солнышко на горке. Это был веселый праздник молодежи. На улицах и лугах водили хороводы, самую красивую из девушек убирали зеленью и цветами, на голову ей надевали венок из живых цветов. Девушка эта изображала собой весну, она садилась в середину хоровода и осыпала венками подруг своих.

        Оформление зала: на стене деревья с листочками, птицы, солнце. Перед стеной небольшая горка, на ней берёзка, украшенная цветными ленточками.

        Звучит музыка. Заходят дети  со взрослыми, небольшими группами. У мальчиков в руках балалайки, гармошка. У девочек – корзинки со снедью, скатерть, ленточки для березки. У оного из мальчиков в руках соломенное чучело на палке. Все устраиваются: девочки украшают деревце, взрослые расстилают скатерть, выкладывают угощение, плошки, кружки, яйца. Мальчики устанавливают «чучело» на горке. Царит оживление.

        Дети повернулись к ведущей, сделали поклон.

  1. Благослови, мати,                                                                                          Весну закликати
  2. Рано, рано,

Весну закликати.

  1. Весну закликати,

Зиму провожати.

  1. Рано, рано,

Зиму провожати.

  1. Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великую к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

Со овсом кучерявым.

С ячменем усатым,

Со просом, со гречею,

С калиною, малиною.

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!

Дети поворачиваются к «солнышку» на стене.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, красное,

Из-за гор – горы!

Выгляни, солнышко,

До вешней поры!

Видело ль ты, ведрышко,

Красную весну?

Встретило ли, красное,

Ты свою сестру?

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

        Выходит девочка в красивом весеннем венке.

Эта Весна.

Весна:

        Идет матушка-весна,

        Отворяйте ворота.

«Весна» идет и делает «воротики».

Берет кого-нибудь за руки и они поднимают руки. Дети идут цепочкой, взявшись за руки и поют:

        Идет матушка-весна,

        Отворяйте ворота.

        Первый март пришел;

        А за ним и апрель-

        Отвори окно и дверь;

        А уже как пришел май-

        Сколько хочешь гуляй!

Один ребенок остается без пары, он входит в «ворота» и поет:

        Ходит матушка-весна-

        По полям, лесам одна.

        Первый раз прощается,

        Другой запрещается,

        А на третий раз,

        Разведу я вас!

Ребром ладони он разъединяет руки ребятам.

Образующиеся два ряда медленно уходят, заканчивая игру. Встают в круг девочки.

  1. Как на улице дождик накрапывает,

Хоровод красных девок прибывает.

  1. А давайте, девчонки, хоровод водить,

Белую березку славить, величать.

  1. «Березка,  березка,

Завивайся, кудрявая,

К тебе девицы пришли,

Пироги принесли со яичницею».

  1. На поляне, на лугу

Гнулася березонька.

Завивали девушки,

Лентой украшали,

Березку прославляли:

«Белая березонька, ходи с нами гулять,

Пойдем песни играть!»

Хоровод: «Березка»

  1. По саду по садику,

Два мальца ходят,

Они ходят – гуляют

И девок выбирают.

  1. «Распожалуйте, девчата,

С нами погулять!

Песни поиграть!»

Инсценирование песни:

«Ой, вставала я раненько»

(Мальчики надевают овчинные полушубки на выворот, надевают шапочки медведя и коровы, подвязывают хвост.)

        «Ходила младешенька по борочку»

Ребята или воспитатели:

        Ну и повеселили нас, посмешили, потешили!

        Музыканты, заводите плясовую,

        Плясать пойдем!

Пляска: «Калязинская кадриль»

После пляски выходит мальчик, подходит к девочке, обращается к ней:

        Загадать ли те девица шесть загадок?

        Отгадай, красна девица, шесть загадок:

    Еще что, красна девица, выше леса?

    Еще что, красна девица, краше свету?

    Еще что, красна девица, без замочка?

    Еще что, красна девица, без цветочка?

    Еще что, красна девица, без любови?

Девица:    Не прогневайся, молодчик, все я это знаю,

                 Все хитры-мудры загадки все я отгадаю.

               «Выше леса – светел месяц.

                 Краше свету – красно солнце.

                 Без замочка – Дунай-речка.

                 Без цветочка – полынь-трава.

                 Без любви – мы с тобою».

Дети исполняют acapella песню:

                   

                  «В деревне было Ольховке»

(один запевает, повтор несколько человек, припев поют все.)

Один из детей или ведущий – воспитатель:

        Да уж хватит страдать-то, вставайте в наш круг.

Дети проводят игру: 

                      «Царёв сын и царевна»

Играющие становятся в круг, берутся за руки и поют:

        Как у наших у ворот

        Собирается народ,

        Все со скрипочками

        Да балалаечками.

Одна из девочек – «царевна» выходит в круг, а мальчик – «царёв сын» ищет «царевну» за кругом. Дети, образующие круг, переговариваются с ним:

- Царёв сын хоробёр, ты что ходишь – гуляешь, что примечаешь?

- Я хожу – гуляю, хожу, примечаю: да свою я царевну, свою королевну. Моя-то царевна в городе гуляет, золотым венцом сияет.

- Ты войди, царёв сын, в Новгород, ты бери свою царевну что за правую за руку, за злачёный за перстень. Уж вы сойдитесь близёшенько, здоровайтесь милёшенько, кланяйтесь низёшенько!

- В город я пойду, копьём стену вышибу, золотой венец вынесу, злата бочку выкачу, добра коня выведу – царевну подарю. Далеко-далеко ее увезу… Отворяйтесь, ворота, отворяйтесь, широки!

При словах «отворяйтесь, ворота» стоящие в кругу поднимают руки, образуя «ворота». «Царёв сын» входит в круг к «царевне», а все поют:

        

        Как во городе царевна,

        Как во городе королевна

        Среди кругу стояла,

        Дорогим кольцом бренчала,

        Дорогим кольцом бренчала,

        Золотым венцом сияла.

Как во городе царёв сын гуляет,

Он царевну-королевну замечает.

«Царёв сын» подходит к «царевне» и, низко кланяясь, говорит:

        

        Да не моя ли то царевна,

        Да не моя ли королевна?

        Да она на золотой поляне,

        Да она в красном сарафане.

        Да на головушке платочек.

        Да ровно аленький цветочек,

        Да отворяйтесь, ворота,

        Да вы еще того пошире.

        Да выступай, душа царевна,

        Да наперёд-то правой ножкой,

Как на улице свет-заря,

Увезу царевну за леса,

За синие моря.

         После слов «Как на улице свет-заря» играющие снова делают «ворота», и «царёв сын» с «царевной» выбегают из круга. Затем играет другая пара.

После игры исполняется песня:

                           «Перевоз Дуня держала»

Ведущий:  Повстречались под вечер два приятеля. Один другого и спрашивает:

(Разыгрывают сценки дети)

  1. - Что сегодня делал?

- Рукавицы искал

- Нашёл?

- Нашёл.

- Где ж они были?

- Да за поясом. А ты куда шагаешь?

- За семь верст.

- Киселя хлебать?

- Нет, комар искать.

- Это которого же комара?

- Да того, который за нос укусить меня хочет.

- Да он же при тебе!

- Где это при мне?

- Да на носу у тебя!

  1. - Здорова, кума!

- На рынке была.

- Никак, ты, кума глуха?

- Купила курицу да петуха.

- Прощай, кума!

- Пять алтын дала.

  1. - Эй, Фома, что из леса не йдёшь?!

- Да медведя поймал!

- Веди сюда!

- Да не йдёт!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

Ведущий:   А вот и родничок разлился!

                    А ну-ка, удальцы-молодцы, попробуйте перепрыгнуть?!

                Игра «Родничок» 

Дети (мальчики) становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга руками за пояс и поют:

                Разлился родничок,

                Золотой рожок.

                У-ух!

                Разлился ключевой,

                Белый, снеговой

                У-ух!

                По мхам, по болотам,

                По гнилым колодам,

                У-ух!

Спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды – из игры выбывает.

                        Игра «Мужичок»

Один из играющих – «мужичок», садится посреди площадки, а другие бегают около него и дразнят:

                Мужичок, мужичок!

                Стащи нас в ручеёк!

                Кого стащишь в ручеёк,

                Тот и станет мужичок!

Тот, кого «мужичок» коснется рукой, не вставая с места, делается новым «мужичком», и игра повторяется.

Ведущий:  

Ну, красны девицы, да добры молодцы, напелись, наплясались         пора с берёзкой прощаться да домой собираться! Вечер наступает…

Девочки собирают в корзинки принесенные с собой ложки, плошки, скатерть. Мальчики берут балалайки, берут другие атрибуты.

Один из детей:

Мы гуляли во лужках,

Забавлялись во кружках

На лужайке зеленой,

На травушке шелковой.

Мы травушку топтали,

Рукавом цветы ломали.

        Затем подходят к березе парами девочки, по очереди вешают на неё свои венки, одна из девочек говорит:

  1. Уж ты зелен мой веночек,

В поле розовый цветочек,

Мне куда тебя, веночек, положить?

Положу тебя , веночек,

В поле розовый цветочек,

На берёзоньку…

  1. Уж мы к берёзоньке идем , идем,

Поклонимся да прочь пойдем.

(Поклон)

Все дети встают полукругом, делают поклон гостям и уходят парами из зала под музыку.

Что приготовить к празднику:

1. Оформить центральную стену:

Деревья, птицы, солнце, возле стены сделать небольшую горку, на нее поставить березку.

2. Девочкам сделать зеленые веточки.

3. Девочке-весне сделать яркий венок.

4. Для инсценировки приготовить овчинные жилетки, шапочки медведя, коровы, хвост.

5. Веточки для «ворот»

6. Веревки для «ручейка»

7. Шапка и платочек для матушки и батюшки, корзинку.

8. Пластинки с музыкой.

Музыкальный   репертуар:

  1. Музыка для входа.
  2. Матушка-весна  -  хоровод-игра.
  3. Хоровод «Берёзка».
  4. Инсценировка: «Ой, вставала я ранешенько».

                                «Ходила младешенька по борочку».

  1. Русская пляска.
  2. Песня «В деревне было Ольховне».
  3. Игра «Царёв сын и царевна» - все дети.
  4. Песня «Перевоз Дуня держала» с солистами.
  5. Сценка (6 человек).
  6.  Игра «Родничок» мальчики.
  7.  Игра «Мужичок» мальчики.
  8.  Музыка для ухода из зала.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника Красной горки

Сценарий праздника "Красная горка" . Красная горка- последний день пасхальной недели, первое воскресенье после Пасхи. Назвали его так потому, что обряд встречи солнца или Красной Весны в этот день про...

Сценарий проведения праздника «Красная горка»

Сценарий проведения праздника «Красная горка» «Красная горка» - так называется у нас Фомина неделя, следующая  после Пасхи, у древних же россиян это имя носил праздник в честь Весны, совпада...

Сценарий проведенного праздника Красная горка

Сценарий  театрализованного праздника Красная горка может быть использован для проведения общешкольного или внеклассного мероприятия в рамках внеурочной деятельности...

Этнографический праздник "Красная горка"

Красная Горка, один из на­родных весенних праздников. Школьники знакомятся с народными играми....

презентация "Праздник Красная горка"

Красная горка - древнерусский народный праздник....

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...