Проект по культурно-досуговой деятельности для детей среднего школьного возраста и родителей «На что клад, когда в семье лад»
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бакурова Галина Анатольевна

Цель проекта  - создание условий для укрепления и развития интереса к истории и традициям своей семьи, формирование опыта семейных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_kulturno-dosugovoy_deyatelnosti.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по культурно-досуговой деятельности для  детей среднего школьного возраста и родителей

«На что клад, когда в семье лад»

Г. А. Бакурова,

методист ДДТ,

Л. Е. Степанова,

методист ДДТ

С. Г. Захарова,

педагог-организатор ДДТ

В современном обществе дополнительное образование становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

Цель проекта:

      создание условий для укрепления и развитие интереса к истории и традициям своей семьи, формирование опыта семейных отношений.

Задачи проекта:

 образовательные:

  • расширить знания детей и родителей о родословной своей семьи, традициях своего рода;
  • сформировать интерес к исследовательской деятельности по изучению своей родословной и составлению семейного древа;
  • научить анализировать собранный материал;

развивающие:

  • развивать интерес к семейной преемственности и передаче традиций в творчестве посредством совместной деятельности педагога, родителя, ребенка;
  • прививать навыки исследовательской деятельности;
  • формировать умения оформления семейного архива;


• воспитательные:

  • воспитывать уважение к родным и способствовать возникно-вению желания заботиться о близких людях;
  • создавать благоприятные условия для общения родителей с детьми;
  • совершенствовать семейное творчество и сотрудничество;

Участниками проекта являются родители и дети среднего школь-ного возраста.

Условия реализации проекта:

Данный проект реализуется в течение учебного года с сентября по май и включает в себя три игровые программы: «Семья вместе, душа на месте»», «Семейное древо», «Мал золотник, да дорог».

Механизм реализации проекта:

Проект предусматривает следующие этапы проведения:

• подготовительный этап

• этап реализации.

В ходе проведения подготовительного этапа дети вместе с роди-телями выполняют домашние задания:

• исследовательская деятельность по заданной теме (изучение семейных архивов, знакомство с семейными реликвиями, знакомство с историей знаменитых династий);

• подбор материала по теме: «Моя родословная»;

• беседы на тему: «Род, семья — источник нравственных отношений»;

• написание сочинений на тему: «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Вместе дружная семья»;

• рисуют на тему: «Семья вместе, душа на месте»;

• оформляют «Главный лист» для создания «Семейного архива».

Этап реализации:

В ходе этапа проводятся игровые программы для детей и родителей «Семья вместе, душа на месте», «Семейное древо», «Мал золотник, да дорог». Дети, родители применяют свои знания, полученные в результате выполнения домашнего задания по заданным темам; заполняют генеалогическое древо своей семьи, в соответствии с установленными правилами заполнения; рассказывают о своей исследовательской работе (представление листов из «Семейного архива»);


представляют материалы на выставку семейных архивов; зачитывают сочинения на тему: «Мал золотник, да дорог».

Ожидаемые результаты:

•• сформируется активная позиция родителей в педагогическом процессе;

•• активизируется совместная деятельность детей и родителей по созданию «Семейного архива»;

•• расширятся знания детей о семейных традициях;

•• сформируется познавательный интерес к исследовательской дея-тельности по изучению своей родословной;

•• появятся устойчивые навыки семейного общения и взаимодействия.

Сценарий проведения игровой программы

«Семья вместе, душа на месте»

Педагогические задачи: создать условия для осознания непрерывной связи поколений; пробудить интерес к истокам, традициям семьи; укрепить желание заботиться о своих близких людях.

Условия реализации программы: программа может проводиться

в школе, оздоровительном лагере, в семейном клубе. Дети рассаживаются на стульях полукругом (центральная площадка свободна). На сцене расставлены декорации деревенской избы: русская печь, лавки, утварь, кадка.

Реквизит: Сундук, в котором находятся элементы одежды: кар-тузы, косынки, бантики, платки, кушаки; конструктор; тарелочки для оберегов; элементы оберега (фасоль, желуди, петушки, бессмертник, самовары, солнце, орехи); кубы; фотоальбом; карточки с пословицами; две ложки с лентами.

Действующие лица:

  • а б а - Я г а
  • о м о в о й

Под музыку дети входят в зал, рассаживаются. Звучит мелодия, в зал на метле влетает Баба-Яга.

Б а б а - Я г а (жалуясь): Вот дожила: пока летала в тридевятое царство, забыла, где моя избушка находится. Приходится по указателям дорогу искать. В гостях хорошо, а дома лучше, мой дом — моя


крепость — это точно, иду на посадку. О! Опушка леса. (Удивленно). Народ. У него испрошу. Здорово, касатики! Чай, узнали меня, Ягиничну? Беда у меня. Пока узнавала секрет, как в избу домового вернуть, дорогу домой позабыла. Голубы, подсобите Ягиничне, в какой стороне дом-то мой?

Ребята показывают.

Ба б а - Я г а: Ну, спасибо, я хоть и Баба-Яга, а добро помню, в гости приглашу, колдовать научу. (Поднимается на сцену). Я сейчас буду произносить заклинание, а вы дружно выполняйте за мной. Но, как только я остановлюсь,  вы замираете. (Показывает движения, 

затем начинает колдовать).

Игра «Заклинание»

Дайте мне кусок щекотки (дети щекочут друг друга), Дайте смеха три щепотки (смеются), Две столовых ложки ветра (завывают: у-у-у), И шагов три километра (топают), Визгов, писков 200 граммов (визжат), И, конечно, шумов-гамов (хлопают),

Появляется Домовой в овечьем тулупе. Видна одна голова.

Ба б а - Я г а: Ой, уж больно ты маленький какой-то и с хозяй-

ством моим не справишься. (Продолжает колдовать, домовой «рас-тет»). Перестаралась. (Машет рукой, расстроенная, садится на лавку). 

Д ом о во й: Что, Бабуся-Ягуся, призадумалась-закручинилась?

Ба б а - Я г а: Ягиха Тринадцатая, бабка моя, впервые меня одну на хозяйстве оставила, по своим делам улетела, а у меня все из рук валится, за что ни берусь, ничего не выходит. Давеча даже дорогу домой позабыла, на душе кошки скребут. Что делать?

Д о м о в о й: Бедная ты, Ягинична, не знаешь, что когда вся семья вместе, так и душа на месте. Когда ты своей кровной родне весточку посылала, с праздником поздравляла? В гости заходила?

Ба б а - Я г а: Да, и правда, не помню, совсем склероз. Кто мне кровная родня, а кто просто друзья-знакомые?

Д ом о в о й: А тебе сейчас ребята помогут понять, что значит кровная родня и какими крепкими узами все родственники связаны между собой.


Б а б а - Я г а: Посмотрим, какие они помощники. Пускай сюда ко мне выйдут ребята, у кого в семье имена папы или мамы начинаются с буквы А или Б. Встаньте справа от меня, у кого имена начинаются с буквы А, слева — у кого имена начинаются с буквы Б.

Домовой достает из сумки ложки с лентами, показывая детям.

Д ом о в о й: Есть у меня нить родства, да иголка непроста (пока-зывает). Каждый из вас по очереди должен продевать острый конец иглы в один рукав, вынимать из другого рукава и передавать следующему игроку.

Проводится игра «Нить родства»

Б а б а - Я г а: Интересно, они все теперь связаны?

  • ом о во й: Нить родства связывает твоих предков даже через века. Ребята знают такие фамильные династии: Рюриковичей, Романовых, Ивановых и т. д.

Б а б а - Я г а: Ну а если нить порвать?

Дом о в о й: Коль родство не почитать — всю родню подрасте-

рять. Смотри! (Достает из сумки ножницы и разрезает нить-ленту 

между последними игроками, отводит последнего игрока в сторону.)

Б а б а - Я г а ( ребенку): Ой, миленький!.. (Домовому). Так что же, он, как и я, сиротинушкой стал?

Д ом о в о й: Родство беречь надобно! (Связывает разрезанные части нити).

Б а б а - Я г а (бубнит): Беречь, читать, почитать. (С печи достает альбом. В это время Домовой просит ребят бережно вынуть нить).

Вспомнила, вспомнила вот, тысячу лет не доставала. Спасибо, соколики, что вразумили старую, про родню напомнили, обязательно весточку пошлю. (Кружится, прижимая альбом к себе, из него выпадают карточки). Ну и порядок у меня! Советы-то и те перепутались, ничего теперь не прочтешь. Я сейчас помощников наколдую. (Достает из кармана карточки с текстом пословицам и раздает детям).

Д о м о в о й: Ребята, найдите половинку вашей пословицы, а кто сложит пословицу целиком, подходите к Бабе-Яге и прочитайте ее.

Игра «Собери пословицу»

Дети собирают пословицы, подходят к Бабе-Яге, читают их: «Семья — самые лучшие друзья»,


«Каково семя — таково и племя», «Малые детки спать не дают, большие детки — сам не уснешь», «Лучше матери друга не сыщешь».

Баба-Яга бережно складывает пословицы по порядку и уносит

  • избу.

Дом о во й: Вот, Ягинична, у тебя большая семья? Ведь в дружной семье любое дело спорится.

Б а б а - Я г а: А что такое спорится?

Дом о во й: Это когда любое дело делается легко, и дружно.

Ба б а - Я г а: И что любое дело им по плечу? А то изба-то моя совсем прохудилась? Может избу мою помогут поправить?

Д ом о в о й: Конечно, не только избу поправят, но и дом тебе любой построят!

Ба б а - Я г а: А кто строить-то будет?

Д ом о в о й: Сейчас я из своего сундука достану … (Домовой подходит к сундуку, достает элементы одежды: картузы, косынки,

бантики, платки, кушаки). Эти предметы раздам вам. Вы их передавайте под музыку из рук в руки. Когда музыка остановиться, у кого в руках останутся эти предметы, тот и выходит к нам для строительства дома.

Игра «Построй дом»

Участники в соответствии с атрибутами, разделяются на две команды — две «семьи» по пять человек. Их задача — построить дом из конструктора. Побеждает та «семья», у которой дом будет прочней и выше.

Ба б а - Я г а: Ой, какие славные дома получились! Спасибо, со-колики. В таком доме и плясать, и веселиться можно, и гостей принимать!

Д ом о в о й: На Руси всегда народ славился весельем и госте-приимством.

Звучит плясовая музыка. Домовой приплясывает на месте.

Б а б а - Я г а: Ой, что это со мной?.. Ноги сами в пляс пусти-лись…Выходите на середину — танцевать будем!


Игра «Перепляс»

Звучит веселая народная музыка. Домовой и Баба-Яга выводят детей на середину зала, показывают им движения,

и дети повторяют движения. Баба-Яга во время танца падает. Домовой помогает ей встать.

  • а б а - Я г а ( огорченно): Ну, вот хоть и ты, Домовой, рядом,

  • злой рок меня все равно преследует.

Д ом о во й: А чтоб не преследовал тебя злой рок, хочу тебя и ребят научить делать оберег, который сбережет от бед.

Творческая мастерская «Оберег».

Домовой приглашает детей разместиться за кубами, где он вместе с участниками делает оберег. На кубах находятся

элементы оберегов и их значение. Дети закрепляют обереги на тарелочках. Домовой дарит оберег Бабе-Яге.

Д о м о в о й: Слово «оберег» произошло от слова «беречь, обе-регать». Он оберегает своего хозяина от всяких бед и напастей, от-

влекает злые силы на себя. (Показывая элементы оберега, рассказы-

вает их значение). Желудь  долголетие; петушок  мир в семье; шиповник — любовь; фасоль — друзья; бессмертник — молодость; самовар — гостеприимство; солнце — свет, тепло, радость; орех — дружная семья. Возьмитесь за руки! Вот и получился у нас оберег нашей дружной классной семьи.

  • а б а - Я г а: Проверим, касатики, ваш оберег.

  • начну свой сказ читать,

Вам же дружно повторять.

Д о м о в о й ( показывает табличку в форме гармошки: «Дружная семья»):

Вот заветные два слова — Хлопайте в ладоши снова.

Дети идут по кругу и вместе с Домовым и Бабой-Ягой, произносят слова, повторяют движения. Баба-Яга в кругу.

Б а б а - Я г а: Папа, мама, вся родня — Это …

В с е: Дружная семья!

Б а б а - Я г а: Почитают нить родства, Когда …


В с е: Дружная семья!

Б а б а - Я г а: Все невзгоды — не беда, Если …

В с е: Дружная семья!

Б а б а - Я г а: Надо жить, чтобы всегда Была …

В с е: Дружная семья!

Б а б а - Я г а: Ну, все! Напеку пирогов, соберу всю свою семью. Тетку Кикимору позову, дядьку Лешего, брата своего ненаглядного Кощеюшку… К этому времени и моя Бабулечка-Ягулечка Тринадцатая домой вернется.

Д о м о в о й: Вот и хорошо, вразумили мы тебя с ребятами. А на память о нашей встрече я хочу подарить всем твоим гостям обе-рег семейный. А теперь запустим колесо родства, и я на прощанье произнесу напутственные слова.

Храни огонь родного очага!

Таким законом наши предки жили,

И нам с тобой они провозгласили

Хранить огонь родного очага!

Под музыку Домовой и Баба-Яга выводят детей из зала.

Сценарий проведения игровой программы «Семейное древо»

Педагогические задачи: формировать навыки исследовательской деятельности по изучению своей родословной и составлению семейного древа; нарабатывать умения оформления семейного архива.

Условия реализации программы: Для проведения программы требуется выполнение совместно с родителями домашнего задания. Задание заключается в следующем: необходимо изучить свою родо-словную и заполнить «Главный лист» в «Семейном архиве».

«Семейный архив»— это книга, которая заполняется участниками в ходе реализации проекта. Эта работа проводится совместно с родителями. «Семейный архив» состоит из различных разделов: «Главный лист», «Семейное древо», «Семейная реликвия». Также в разделах есть сочинения детей о своих семьях, их достижениях, традициях. Перед началом программы участникам выдаются эмблемы, на которых изображено генеалогическое древо.

Перед входом в зал организована выставка рисунков на тему «Моя родословная». Зал оформлен портретами знаменитых династий


Санкт-Петербурга. В центре зала установлено дерево, которое сим-волизирует «семейное древо». На дерево будут закреплены листочки

  • яблочками, на которых будут указаны термин родства и его значение.

С двух сторон от сцены установлены специальные стенды, на ко-торых выставлены первые страницы семейного архива (домашнее задание). Участники рассаживаются на стулья. Перед началом программы звучит фонограмма «Родительский дом».

Реквизит: карточки (красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого цвета); папки «Семейный архив»; яблоки и листочки, на которых написаны термины родства и их значения; карточки с заданным действием «Накрывать на стол», «Семейный турпоход»; дерево; столы.

Техническое оснащение: мультимедийная установка (экран, ком-пьютер, проектор), микрофоны 2 шт.

Действующие лица:

  • е д у щ и й 1
  • е д у щ и й 2

Звучит фонограмма «Родительский дом».

Дети при входе в зал размещают листки с домашним заданием (Главный лист), знакомятся с выставкой, им выдаются эмблемы с древом. Дети рассаживаются на свои места.

На экран проецируются кадры слайд-шоу «Счастливая семья».

Гол о с  з а  к а д р ом:

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже На этой сказочной земле!

Выход ведущих.

Ве д у щ и й 1: Здравствуйте, уважаемые друзья! Мы рады при-ветствовать вас на программе «Семейное древо».

Ве д у щ и й 2: Сегодня мы с вами познакомимся с таким разделом исторической науки, как генеалогия, изучающая происхождение

  • связи отдельных родов. Название генеалогия происходит от древнего


слова, которое переводится как родословная. Во все времена людей интересовала история их семьи.

В е д у щ и й 1: Вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Моя родословная».

Не торговал мой дед блинами,

Не ваксил царских Сапогов,

Не пел с придворными дьячками,

В князья не прыгал из хохлов,

 И не был беглым он солдатом Австрийских пудреных дружин;

Так мне ли быть аристократом?

Я, слава богу, мещанин.

Ве д у щ и й 2: С какой гордостью Пушкин говорит о своих предках, и я думаю, всем вам тоже захотелось узнать об истории своей семьи. По определению толкового словаря русского языка Кузнецова: «Родословная - это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства».

Ве д у щ и й 1: Существует ряд понятий, которые необходимы для изучения темы исследования «Семейное древо».

Род  коллектив кровных родственников, ведущих свое происхо-ждение по одной линии (материнская или отцовская) от общего пред-ка, носящих общее родовое имя.

Предок представитель предшествующего поколения родствен-ников.

Поколения  родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.

Семья  группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.

Генеалогия  история рода.

В е д у щ и й 1: Начало изучения родословных в России относится к ХV в., а в ХVI в. появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов.

Ве д у щ и й 2: Изучением генеалогии своей семьи в прошлые века занимались только знатные люди, и не из праздного любопытства, а из жизненной необходимости: им нужны были доказательства своей принадлежности к знатному, благородному семейству.


Ве д у щ и й 1: Сегодня эта традиция возрождается. В наше время большинство людей начинает составлять свою родословную книгу, чтобы оставить для потомков сведения о себе и своих предках, ощутить себя посредником между прошлым и будущим.

В е д у щ и й 2: На нашей программе мы создадим свой «Семейный архив», который будет состоять из многих разделов: ««Главный лист», «Семейное древо», «Семейная реликвия». Первые странички в семейный архив вы создадите сегодня своими руками. Для этого придется немало потрудиться, потому, что в семейном архиве будет находиться весь собранный материал об истории вашей семьи и род-ственниках по отцовской и материнской линии — ваша родословная.

В е д у щ и й 1: Почему же сейчас люди все чаще обращаются к своим истокам, хотят знать свой род, свои корни? Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Участникам раздаются карточки пяти цветов.

В е д у щ и й 2: У вас есть карточки разных цветов. На экране представлены варианты ответов на заданный вопрос. Каждый ответ окрашен в определенный цвет. В зависимости от ответа вы поднимаете карточку соответствующего цвета.

Люди изучают свою родословную, потому что…

  1. Нужно уважать и хранить память о предках (красный цвет)
  2. Можно познать себя, зная свои корни (синий цвет)
  3. Это очень модная тенденция (зеленый цвет)
  4. Осуществляется преемственность поколений (оранжевый цвет)

  1. Свой вариант (желтый цвет)

Идет подсчет голосов.

Ве д у щ и й 1: Человек — лишь звено в цепочке поколений, а передать своим детям и внукам можно не только материальные ценности, но и бесценный опыт. Почитать и уважать предков, хранить память о них — раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Важно ощущать себя не отдельной личностью, чей век недолог, а частью целого рода, звеном в цепи поколений, частью истории.

Подведение итогов опроса.

В е д у щ и й 2: В результате подсчета голосов оказалось, что изучение родословной— это важно и необходимо для каждого человека

(ведущий рассказывает о результатах опроса).


Как бы ни менялся мир, а вечные ценности все равно остаются у человека в душе. Род, предки, потомки — это не пустые слова. Во все времена за этими словами чувствовалась сила. Человек, который не знал своего родства, считался ущербным. Многие гордились своими родами (пусть и не знаменитыми и аристократичными), и часто большого уважения заслуживал именно тот, кто знал свои корни наиболее хорошо.

В е д у щ и й 1: Генеалогическое (родословное) древо — схема-тическое представление родственных связей. Мы хотим вас познакомить с генеалогическим древом рода Романовых.

На экран проецируются кадры «Древо Романовых». Краткая информация о генеалогическом древе Романовых.

Ве д у щ и й 2: Русский боярский род Романовых, носивший фамилию с конца XVI века, с1613 года стал русской династией, а1721 года — династией императоров.

Ве д у щ и й 1: Первым известным предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла. До начала XVI века Романовы именовались Кошкиными, затем Захарьиными-Кошкиными и Захарьиными-Юрь-евыми.

Ве д у щ и й 2: Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева была первой женой царя Ивана IV Грозного. Родоначальником рода является боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев. Из дома Романовых царствовали Алексей Михайлович, Федор Алексеевич; в годы малолетства царей Ивана V и Петра I правительницей была их сестра Софья Алексеевна. В 1721 году императором был провозглашен Петр I, а его супруга Екатерина I стала первой российской императрицей.

Ве д у щ и й 1: Со смертью Петра II династия Романовых пресеклась в прямом мужском поколении. Со смертью Елизаветы Петровны династия Романовых пресеклась в прямой женской линии. Однако фамилию Романов носили Петр III и его жена Екатерина II, их сын Павел I и его потомки.

Ве д у щ и й 2: В 1918 году Николай Александрович Романов и члены его семьи расстреляны в Екатеринбурге, другие Романовы убиты были в 1918 – 1919 годах, некоторые эмигрировали.

Ве д у щ и й 1: Мы познакомились с древом Романовых, и предлагаем вам попробовать заполнить генеалогическое древо своей семьи, а потом поделиться впечатлениями о проделанной исследовательской работе. Для этого вы можете воспользоваться «Главными листами», которые вы подготовили дома.


Дети пересаживаются за столы, заполняют генеалогическое древо. Звучит фонограмма.

После выполнения задания, ребята рассаживаются на свои места, желающие выходят и рассказывают о своем «Семейном древе».

Ребятам раздаются папки «Семейный архив».

В е д у щ и й 2: Оформленные «Главный лист» и «Семейное древо» вы вложите в свой «Семейный архив». Именно он и является началом ведения родословной книги. Вы должны помнить, что оформление родословной книги ведется по определенным правилам.

На экране демонстрируются кадры оформления семейной летописи, родословной книги.

Ве д у щ и й 1: Посмотрите на экран. Здесь представлены правила и варианты оформления родословной книги. Родословная может быть оформлена в виде древа, где стволом обозначены тот, кто составляет родословную. Разветвлением ствола будут родители, более мелкими ветвями — дедушки и бабушки и т. д. Такое дерево будет восходящим.

Ве д у щ и й 2: Нисходящее дерево внешне похоже, но в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.

Ве д у щ и й 1: Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на кружках, и изображаются в виде листков и плодов, подвешенных

  • дереву.

Ве д у щ и й 2: Любая родословная состоит из множества семей.

Ве д у щ и й 1: И воспитанию семейных ценностей должно уделяться огромное значение: это и уважение, и любовь, и терпение, доброта, взаимопонимание. Сейчас мы на практике убедимся, насколько важно взаимопонимание в семье.

Ве д у щ и й 2: Ко мне подойдут участники, у которых на эмблеме изображены буквы красного цвета.

Ве д у щ и й 1: У кого изображены буквы синего цвета, подойдут ко мне.

Ве д у щ и й 2: Участникам с эмблемой «Дедушка» предлагается выполнить те действия, которые написаны на карточках. Команда на-блюдает и пытается отгадать, что делает «Дедушка». Потом «Дедушке» помогает «Бабушка», к ним подключаются все члены команды. В результате получается единое действие.

Ве д у щ и й 1: «Дедушки» подойдите и прочтите свое задание.


Игра «Делай вместе»

Для проведения игры выбираются две команды в соответствии

  • полученными эмблемами. На эмблемах указаны следующие буквы: Д— дедушка, Б— бабушка, П— папа, М— мама, Р— ребенок. Для одной команды буквы красного цвета, для другой — желтого цвета.

Участникам с эмблемой «Дедушка» показываются карточки

  • действиями: «Накрой на стол», «Сборы к семейному турпоходу». «Дедушки» выполняют заданное действие, члены команд отгадывают и продолжают совместно выполнять это действие.

Ве д у щ и й 2: Семья может быть как маленькой, так и очень большой, включая в себя многочисленные родственные связи. Термины родства в целом поражают разнообразием, большинство из них зародилось еще в Древней Руси. С давних времен известно три типа родства: кровное — по общему предку; свойство — по брачным союзам; духовное родство — кумовство, побратимство.

Ве д у щ и й 1: Мы попытаемся разобраться в родственных связях. Каждый из вас получает карточку, на которой написан термин родства, например, теща, или значение термина родства, соответственно, мать жены. Вам нужно найти свою пару.

Игра «Найди пару»

Участникам предоставляется возможность выбрать соответ-ствующий атрибут: яблоки или листочки. На яблоках написаны термины родства, на листочках — значение термина родства. Необходимо соединить яблоко со своим листочком и закрепить на дереве.

З о л о в к а — сестра мужа.

Ш у р и н — родной брат жены.

Д е в е р ь — брат мужа.

Н е в е с т ка — жена сына.

Б р а т е л ь н и к — двоюродный брат.

П р а щ у р — родитель прапрадеда, прапрабабки.

Сн о х а — жена сына, невестка.

Т ё щ а — мать жены.

Св е к р о в ь — мать мужа.

Супруг — муж.

Су п р у г а — жена.

Т е с т ь — отец жены.

Св е к о р — отец мужа.


В е д у щ и й 1: Дорогие друзья, наша программа подошла к концу. Сегодня мы с вами не только узнали о такой науке, как генеалогия, познакомились с правилами заполнения родословной книги, но и за-полнили первые страницы «Семейного архива».

В е д у щ и й 2: Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Совсем немного дней пройдёт, и будут родовую книгу создавать, своей рукой писать, страницы заполняя, миллионы отцов и матерей. Их будет множество великое — книг родовых. И в каждой — истина, идущая от сердца для детей своих. Лукавства в книгах тех не будет. Пред ними историческая ложь падёт». Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности».

Сценарий проведения игровой программы

«Мал  золотник, да дорог»

Педагогические задачи: способствовать развитию интереса к семейным реликвиям посредством семейного творчества и сотрудничества.

Условия реализации программы: Перед началом программы в фойе организована фотовыставка, на которой представлены фотографии династий и их семейных реликвий.

Для проведения программы требуется выполнение совместно с родителями домашнего задания. Задание заключается в следующем: необходимо изучить свою родословную и заполнить лист семейного архива под названием «Семейная Реликвия».

С двух сторон от сцены установлены специальные стенды, на ко-торых выставлены страницы семейного архива (домашнее задание). Участники рассаживаются на стулья.

Зал оформлен фотопортретами знаменитых династий Санкт-Пе-тербурга.

Реквизит: Черный ящик, фляга, карточки с пословицами-перевер-тышами, заготовки из кожи для творческой мастерской.

  • е й с т в у ю щ и е  л и ц а :

  • е д у щ и й 1
  • е д у щ и й 2


Перед входом в зал организована фотовыставка, на которой пред-ставлены фотографии семейных реликвий петербургских династий. В зале с двух сторон от сцены стоят стенды, на них размещены листы из семейного архива под названием «Семейная реликвия». Зал оформлен фотопортретами знаменитых династий Санкт-Петербурга.

Звучит музыка о Санкт-Петербурге. Участники входят в зал, расса-живаются на свои места.

Гол о с  з а  к а д р ом: 2014 год объявлен в России Годом культуры. А Санкт-Петербург является культурной столицей России.

На экран под музыку проецируются слайды с видами города Санкт-Петербурга.

Выходят  ведущие.

Ве д у щ и й 1: Санкт-Петербург часто называют «Северной Ве-нецией», «Городом белых ночей», «Городом тайн».

В е д у щ и й 2: Неудивительно, что у Санкт—Петербурга столько названий: за три столетия город стал крупным центром мировой

  • российской культуры.

В е д у щ и й 1: Санкт Петербург — город с потрясающей атмосферой. Когда попадаешь сюда, невольно перестаешь верить, что уже XXI век, и видишь себя одним из выдающихся людей, ходишь и касаешься вещей, на которые смотрели: Пушкин, Достоевский, Ах-матова… и медленно переносишься в ХVIII столетие…

В е д у щ и й 2: В Санкт-Петербурге жила вся знать нашей истории, культуры и этот город увековечил то, что не смогли сохранить никакие летописи и истории книг — ауру этих выдающихся людей, и, конечно же, великих династий.

В е д у щ и й 1: И каждая из этих династий, как и многие другие, имели свои семейные реликвии. Вы, наверное, уже познакомились с семейными реликвиями известных династий, которые представлены в холле на нашей фотовыставке.

В е д у щ и й 2: Реликвия — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

В е д у щ и й 1: К семейным реликвиям относятся: документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

В е д у щ и й 2: Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории


семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

В е д у щ и й 1: И в наше время в Санкт-Петербурге много вы-дающихся династий, которые трепетно относятся к своим семейным реликвиям.

В е д у щ и й 2: Это дневники, военные письма, иконы, старинные часы, семейные альбомы, документы.

На экран проецируются фотографии семей Боярских, Пьех, Ургантов, Фрейндлих. Ведущий рассказывает об их семейных реликвиях.

Ведущий выносит черный ящик, в котором лежит реликвия.

В е д у щ и й 1: ( обращаясь к ведущему 2): Что это?

В е д у щ и й 2: В этом черном ящике находиться семейная реликвия, дошедшая до нас со времен Великой Отечественной войны. Этот предмет был очень необходим каждому солдату. Попробуйте отгадать, что там находиться, задавая вопросы.

Игра «История одной реликвии» (Черный ящик)

После того, как участники отгадали предмет, ведущий достает семейную реликвию, и рассказывает о ней.

В е д у щ и й: У меня к этой семейной реликвии есть письмо, ко-торое написал мальчик.

Ведущий разворачивает письмо и зачитывает его.

«Эта фляга принадлежала моему прадедушке Резнику Копелю Давыдовичу. Сейчас она хранится у нас дома. Фляга — это походная плоская бутыль для ношения на поясе. Фляга «прошла» всю войну. Скорее всего, она была изготовлена в Германии перед войной. Досталась прадедушке как трофей после сложного боя. Она «воевала» вместе со своим хозяином на Белорусском фронте и всю войну с ним не расставалась. Закончила «боевой путь» в Восточной Пруссии. О фляге мне рассказал папа. Фляга похожа на термос, который я ношу с собой, когда жарко, он очень удобный и вода в нем в жару остается прохладной. Он выглядит как маленький цилиндр и занимает меньше места, хотя и во-енную флягу я носил бы с удовольствием».


В едущий 1: Мы рассказали вам ободной семейной реликвии,

но знаем, что вы (показывает на стенды, на которых выставлены семейного архива «Семейная реликвия») тоже хотите рассказать нам о своих семейных реликвиях.

Представление семейных реликвий

Участники рассказывают о своих семейных реликвиях.

В е д у щ и й 2: С интересом выслушав ваши рассказы, мы убедились в том, что семейная реликвия — это конкретный предмет, который обладает свойством воздействовать на обстоятельства его жизни личной, либо всей его семьи, рода.

В е д у щ и й 1: И если это воздействие подтверждается на опыте, то сомнений не остается — этот предмет магический и может передаваться из поколения в поколение.

В е д у щ и й 2: А предмет может быть любым: это может быть

  • монеты, и кухонная утварь, игрушки, одежда и так далее.

В е д у щ и й 1: Вам предстоит разгадать следующие пословицы-перевертыши. Перевертыши — пословицы (поговорки), где все слова заменены антонимами, т.е. словами, противоположными по смыслу.

Игра «Мал золотник да дорог»

  1. Рубль копейку транжирит. (Копейка рубль бережет).

  1. Два стакана воды украшают каплю сахара. (Одна ложка дегтя пор-тит бочку меда).
  2. Большая кошечка — с рождения котенок. (Маленькая собачка до старости щенок).
  3. Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)

  1. На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит).

  • е д у щ и й 1: Сегодня мы с вами сделаем браслеты из кожи своими руками, и кто знает, может, и они тоже станут для других поколений семейными реликвиями.
  • е д у щ и й 2: И возможно он будет передаваться как семейная реликвия из поколения в поколение, много различных судеб переплетая между собой.

79


Творческая мастерская «Браслет»

Участникам предоставляется возможность выбрать полоски из кожи разного цвета, и сделать браслет.

Ве д у щ и й 1: Во все времена трогательно относились к семейным реликвиям.

Ве д у щ и й 2: О реликвиях говорилось и в летописях, и в книгах, в русских народных пословицах и поговорках, в песнях.

Ве д у щ и й 1: Мы для вас приготовили музыкальный подарок. Попросим вас помочь нам, в припеве петь следующие слова «Реликвия, реликвия, семейная реликвия».

Музыкальная игра «Реликвия»

Ведущие поют песню «Семейная реликвия». Участники поют вместе с ведущими припев.

Скатерть белая расшита Терпеливою рукой.

Крестик красный, крестик черный — Вот орнамент завитой.

Мне, девчонке длинноногой, Загорелой и худой Мама вышила в подарок

Скатерть с дивною судьбой.

          Припев:

     Реликвия, реликвия, семейная реликвия.

Малой вещи откровенье Бездну таинства хранит

Рук родных повествованье Долгое, длинною в жизнь. Черной магии издревле Уготован грустный путь,

Черный крестик — осторожней Ты по жизни этой будь.

        Припев:

Реликвия, реликвия, семейная реликвия.


Ровно поровну в узоре Красных крестиков наказ. Это счастье, радость в доме, И тепло любимых глаз. Как реликвия хранится, Как семейный талисман, Будто бы очаг теплится. Крепко в круг семью собрав.

       Припев:

 Реликвия, реликвия, семейная реликвия.

Ве д у щ и й 1: Сегодня мы вас убедили, что семейная реликвия имеет важное значение для каждой семьи.

Ве д у щ и й 2:

Перелистывайте альбомы, Пожелтевшие страницы.

Вам о близких они напомнят, чаще сердце станет биться:

В е д у щ и й 1:

Ведь у каждой вещи, предмета Человеческих судеб частица.

А порой ведь бывает такое —

Не придумать! Во сне не приснится!  

В е д у щ и й 2:

Сохраните всё то, что так свято, Что порою бывает так лично. Семейная реликвия —

Истории нашей частичка.

Ве д у щ и й 1: Мы рады, что ваш семейный архив пополняется, и уверены, что тот материал, который вы собрали в своем архиве, тоже будет передаваться по наследству.

Ве д у щ и й 2: До новых встреч!

  • и т е р а т у р а

  1. Генеалогический словарь/http://www.genotree.ru/
  2.  Богословская В. С. Школа и семья: конструктивный диалог. — Минск, 1998.


  1.  Бурлак Г.Н. Моя родословная: Игра, посвященная истории семьи, родословной и генеалогическому древу // Читаем, учимся, играем. — 2010. — № 6.
  2. Русская генеалогия. Под ред. Б. А. Николаева. — М.: Богородский печатник, 1999. — 232 с.
  3. Родственные связи: кто есть кто? //Семейная Летопись/http://www.the-family-chronicle.com/information.html
  4.  Сауткина Е. В. Семья — моя надежда и опора: тематический вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 10.
  5. Семейная реликвия//http://pobeda2.ru/
  6. Семейные реликвии//http://www.nachalka.com/

 Онучин А. Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. — Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.

  1.  Целуйко В. М. Психология современной семьи. — М., 2004.
  2. http://www.vrodu.ru/
  3. http://ru.wikihow.com/
  4. http://ppt4web.ru/
  5. http://statehistory.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческое дело "Не нужен клад когда в семье лад"

Это совместное мероприятие для  родителей и  детей. Рекомендуется для учащихся 5-7 классов. Способствует сближению классного родительского коллектива, сближению детей и родителей, улучшению ...

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Не нужен клад, когда в семье лад

Сценарий к празднику "День семьи"...

Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"

Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Методическая разработка «На что клад, когда в семье лад»

Методическая разработка  «На что клад, когда в семье лад»  предусматривает помощь в проведении мероприятий по семейным ценностям, является хорошим подспорьем при работе...

КВН "Не нужен и клад, когда в семье лад"

развитие ценностного отношения к семье; формирование представлений о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях, семейном наследии; воспитание чувства сопричастности и гордости за с...

План-конспект группового занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: « Не нужен клад, когда в семье лад!» ( для детей 4-6 классов)

Данный материал можно использовать как материал классного часа или других мероприятий воспитательного характера. Рассчитан на  детей среднего школьного возраста. Помогает закрепить основные понят...