спектакль "Земля у нас только одна"
методическая разработка на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

Цели:

  1. Воспитывать любовь к родному краю
  2. Развивать интерес учащихся к экологии, как к науке.
  3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам  Алтайского края и планете Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spektakl_zemlya_u_nas_tolko_odna.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Земля у нас только одна

(экологический спектакль)

Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок.

Г.Х. Андерсен

Действующие лица:

Ведущие 1 и 2

Диктор 1 и 2

Мальчик

Девочка

Рыбаки

Баба-яга

Ежик

Золотая рыбка

Заяц

Три богатыря

Земля

Цели:

  1. Воспитывать любовь к родному краю
  2. Развивать интерес учащихся к экологии, как к науке.
  3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам  Алтайского края и планете Земля.

Декорации, сопутствующие предметы и наглядные  материалы к спектаклю:

  1. Костюмы
  2. Музыка
  3. Презентация
  4. Транспаранты  (Видео «Живёт повсюду красота» Ю. Антонов)

1-й ведущий: (слайд 1) Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! 22 апреля все Земляне празднуют праздник своей планеты. Мы с вами тоже поговорим об этом празднике.

2-й ведущий: (слайд 2) Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Г.Х. Андерсена «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок.»

1-й ведущий: (слайд 3)  Пусть для космоса наша Земля, хоть и весит около 6 секстиллионов тонн, это  всего лишь крохотная песчинка. Зато для нас она –  наш огромный сказочный  дом, без которого нам нет жизни во Вселенной.

2-й ведущий: (слайд 4) Праздник этот родился 22 апреля 1970 году в США, а с 2009 Генеральная ассамблея ООН официально провозгласила его Международным днем Матери-Земли.                                                                          

В это день по традиции в штаб-квартире ООН звучит Колокол Мира. Смысл этой церемонии, что бы в течение этой минуты, пока звучит Колокол, люди подумали о том, как сохранить и улучшить жизнь на нашей планете.

1-й ведущий: (слайд 5) Первый и главный Колокол Мира был установлен в июне 1954 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в японском дворике под сводом символической пагоды из кипарисового дерева, напоминающей о страшной трагедии Хиросимы и Нагасаки. Он был отлит в Японии из монет, собранных детьми из 60 стран и передан в дар Японской ассоциацией содействия ООН. Надпись на Колоколе гласит: "Да здравствует всеобщий мир во всем мире".

2-й ведущий: (слайд 6)  В России церемония "Колокол Мира в день Земли" начала проводиться с 1998 г. в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха в Москве по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А.Н. Березового.

1-й ведущий: (слайд 7) Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно заботиться о нашем сказочном доме планета-Земля, что нужно сделать, чтобы красота его не угасла.

2-й ведущий: Здесь знает каждый, ты и я!

 Природу обижать нельзя!

 Так скажем дружно раз, два, три,

 Откроем праздник - День Земли!

1-й ведущий: (слайд 8) У каждого человека  детство неразрывно связано с тем или иным неповторимым уголком природы:   речкой, лесом, родником, полем, озером, горами. С них начинается родина. Там человек родился, вырос, учился. Реки, речки, родники несут в себе частичку каждого из нас и прошлое наших предков. Неторопливую песню журчащей воды, ее живительную прохладу, звонкую трель соловья в чистой синеве неба мы должны пронести через свою жизнь и передать своим детям.

2-й ведущий:  (слайд 9) Этим родным уголком природы для каждого из нас является Алтайский  край.                                                                                                    

1-й ведущий: Ребята, на адрес школы пришли  письма от жителей природы нашего края. Угадайте, кто их писал.

Описание первое (слайд10)  Я лесной зверь.  У меня острые зубы, красивый прочный мех. Предпочитаю строить хатки на маленьких лесных речках, устраивая запруды из поваленных мною деревьев. Человек охотится за мной из-за красивого, ценного меха.  (бобр). (слайд)

2-й ведущий:  Описание второе (слайд 11) Я маленький лесной зверёк. Живу в кроне деревьев. У меня красивая рыжая шубка и пушистый хвост. Питаюсь ягодами, орешками, грибами которые запасаю на зиму. Человек охотится за мной из-за красивого, ценного меха    (белка). (слайд)

1-й ведущий: Описание третье (слайд12) Я крупный лесной зверь, быстро бегаю. Питаюсь  древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом  с удовольствием  поедаю листья, доставая их благодаря своему росту.    Люблю мухоморы. Человек охотится за мной из-за вкусного мяса (лось). (слайд)

2-й ведущий:  Описание четвёртое (слайд 13) Я после долгой зимы зацветаю первым, как только весеннее солнышко начинает посылать теплые лучи сквозь ветви деревьев на землю. Люди беспощадно рвут меня из за красивых цветов. (подснежник) (слайд)

1-й ведущий: Описание пятое (слайд 14) Я лесная красавица. Люди вырубают меня из-за ценной древесины, которая идет на строительство домов. Но особенно в больших количествах меня вырубают перед новым годом. (ель) (слайд)

1-й ведущий: Ребята как вы думаете, почему они нам написали?

2-й ведущий: (слайд 15) Правильно. Они просят нас о помощи. Природа даёт человеку воду и пищу, зелёные растения. Растения выделяют кислород, так необходимый для дыхания человека и животных. Но природа часто страдает оттого, как люди относятся к ней. Загрязняются реки, воздух, вырубаются леса, гибнут животные, высыхают реки. Наша планета Земля, пришла к нам на праздник и обращается к вам, ребята, с такими словами:

Входит ученица – планета Земля  читает стихотворение (слайд 15)

Я Земля! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.

Конфету съел - и что, малыш,
Бросаешь фантик, не глядишь?
Пуcта бутылка, все испил?
А унести не стало сил?

Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу

 Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.

Действие I. Звучит музыка из телепередачи «В мире животных»

Дом. Деревня. На скамеечке сидят мальчик и девочка.

1 Диктор: (За кулисами)

(слайд 16) Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезают 100 видов растений и животных. Площадь лесов сокращается на 15 млн. га. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - производственные, возникающие под влиянием экологического загрязнения.

2 Диктор:

Настало время задуматься над вопросом: выживут ли следующие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов?

1 Диктор:

Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает воздуха! Нечем дышать!»

Полчища автомобилей заполонили улицы, проспекты и обрушили на горожан выхлопные газы. А еще дымят бесконечные заводы и фабрики. Беда, выручайте горожан!

Мальчик:

Вот поэтому родители отправили нас в деревню к бабушке.

Девочка:

Алтай! Поле отчее.

Под-над лугом белый дым,

Трав густых сиянье сочное.         

По откосам меловым

Поля за синими лесами

И за полями луг и степь:

Земля – прогнутая стогами,

Земля - промятая скирдами,

Земля – борьба моя и хлеб!

Мальчик:

Богата земля наша. В недрах земли  Алтайской хранятся большие запасы минерального сырья, залежи которых сформировались в течение длительной геологической истории. Знакомьтесь – богатства недр Алтая.

(Вносят транспаранты).

  1. Богатства наших солёных озёр: лечебная грязь и рапа.
  2. Полиметаллические руды, серебро, поделочные камни.
  3.  Природная минеральная вода. Применяется с лечебной целью. Содержит ионы SO4-2; CO3-2; Са+2; Mg+2.

Девочка:

Да, все это впечатляет, но давайте посмотрим на обратную сторону медали. В каком состоянии находится наша природа: реки, леса, почва, воздух? Что пишут об этом источники СМИ?

Мальчик:

Вот, например, сегодняшний выпуск газеты «Ни рогов, ни копыт».

Девочка:

Что пишут об этом в газете? Читай.

Мальчик:

(Достает газету «Ни рогов, ни копыт»). Бывалый охотник Петр Иванович подстрелил лисицу белого цвета. Каково же было удивление 80-летнего охотника, когда выяснилось, что мех лисицы … синтетический. За минувший сезон, это уже второй случай отстрела лисиц с искусственным мехом. Значит, с экологией у нас не все в порядке!

Действие

II.

Девочка:

Посмотри! Это, кажется, рыбаки идут, значит, есть еще рыбка в наших озёрах.

 

Мальчик:

Пойдем, посмотрим, кого они наловили.

(Рыбаки Иванов – подчиненный, Иван Иванович Сидоров – начальник, Золотая рыбка).

Сидоров:

Эх, люблю я нашу природу!

Иванов:

И не говорите, Иван Иванович! Богатая она у нас! Сколько ни лови, ни стреляй, а живность все не кончается! Так и прет, забодай ее комар!

Сидоров:

Не скажи, Иванов. Рыбы в реке заметно поубавилось, не тот нынче улов. Бывало, помню, жахнешь динамитиком, она, родимая, так вся и всплывет! А теперь… Ну чего там у тебя? Тяни, тяни!!!

Иванов:

Глядите, Иван Иванович!! Рыбка – то поймалась какая – то не того…

Сидоров:

Ну-ка! Ух ты! Вот это да! Это же золотая рыбка!

(Слышится голос золотой рыбки)

Рыбка:

Отпусти меня, Иван в реку! Дорогой дам тебе выкуп!

Сидоров:

Скорее, просите у нее чего-нибудь пока не сдохла!

Иванов:

А чего просить-то? Вроде все есть.

Сидоров:

Придумал! Просите катер. На рыбалке катер - первое дело!

Иванов:

Точно! Как же я забыл. Хочу личный катер с каютой первого класса. Рыбка, ты слышишь меня?

Рыбка:

Извини, но катер никак не могу. От него огромный вред реке: вода загрязняется, рыба пугается.

Сидоров:

Ну, так я и знал. Это не рыбка, а рыбнадзор какой-то! Ты чего халтуришь, килька позолоченная! Не видишь, кто просит?

Иванов:

Ладно, не можешь катер, тогда сваргань мне терем на берегу.

Рыбка:

Терем?! Постесняйся, Иванов! Ты же себе уже 2 терема построил.

Сидоров (рыбке):

Слушай, чума болотная, ты соображаешь, кому перечишь?!

Рыбка:

А кто реликтовые рощи загубил, когда эти терема строил?

Иванов:

Комфорт люблю, верно. А кто же знал, что рощи реликтовые были?

Рыбка:

Нет, Иванов, не могу, проси что-нибудь другое

Иванов:

Давай так, чтобы без ущерба государству и природе, сделай меня министром и дело с концом!

Рыбка:

Не обижайся, Иванов. Но, если, вдруг ты министром станешь, тогда уж точно всему живому конец придет. Хоть и небольшого ты ума человек, а вреда от тебя много. Я вот что предложить тебе хочу. Могу по знакомству хорошую пенсию тебе обеспечить.

Иванов:

Эх, рыбка, испортила ты мне все настроение. Что-то рыбка молчит. Сидоров, позови ее.

Сидоров:

Рыбка! Рыбка! Рыбка-то не выдержала, сдохла!

Иванов:

Еще раз попробуем закинуть удочку. (Вытащили ботинок)

Сидоров:

Попробуем в третий раз закинуть, вдруг что-нибудь попадет. (Закидывает удочку, вытаскивает Бабу-ягу).

Девочка:

Бабушка, вы кто?

Баба-яга:

Безобразие! Ты что, девочка сказок не читала? Я, Баба-яга. А теперь из-за людей, испортивших речку, я разноцветная Баба-яга. Постирала в этой воде платье, видите, на кого стала похожа. А еще есть речки, которые заперты стенами-пластинами. Одна плотина ГЭС на реке – еще куда ни шло. А вот когда их несколько, это уже беда. В неволе речка потихоньку гибнет. Ее живая вода постепенно становится «мертвой» - ни попить, ни искупаться. Мой знакомый, Водяной, уже убежал из такой воды. Э, вы, люди – кочерыжки!!! Пойдем ко мне в гости в избушку на курьих ножках. Пошли, пошли, не обижу. Надеюсь, дома у меня все в порядке, сейчас узнаю. (Берет яблочко и блюдечко). Ой, вижу дым! Батюшки святы, мой дом, мой лес, что с ними?! Скорее туда (Все убегают).

Действие III. Бежит ежик.    

Ежик:

Спасите меня! SOS! Спасите от смерти! Кто же виноват в лесных пожарах?

Мальчик:

Людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: «Чего, чего, а уж лесов на белом свете видимо – невидимо. Никто их не сеял, не сажал, сами выросли. Но будет ли и впредь так?»

Девочка:

И лес жалко, и ежика, и бабу-ягу. А где она?

Баба-яга:

Спасибо, ребятки, что обо мне вспомнили. Я с вами прощаюсь. Надо мне скорее новую избушку строить. Эх, люди! (уходит).

Мальчик:

Смотри, навстречу нам Заяц бежит. Зайка, куда спешишь?  

Заяц:

(Заикаясь). Долой вредную капусту!

Девочка:

А что это за вредная капуста? Расскажи нам.

Заяц:

Ну, слушайте! В огороде земля оскудела, урожай все хуже. Чем помочь? Стали пичкать химическими удобрениями. Вырос урожай! Но, полакомилась урожаем гусеница бабочки – капустницы – кувырк на землю и лежит. Пришли куры, поклевали гусениц, не стало кур. Прискакал я в огород, нашел самый аппетитный кочан, но отведать не решился. Нет, думаю, лучше буду весь век корой осины питаться, чем жизнью рисковать. «Долой! – закричал я, вредную капусту!» И дал стрекоча. Перестарались люди с химией – то. Ведь отравиться можно этими овощами. Все хорошо в меру, даже удобрений.  

Девочка:

Что-то мне грустно стало.

Мальчик:

Ну что ты! Мы пойдем к Земле и узнаем, как ей живется!

Девочка:

А где она?

Мальчик:

Где же, если не в поле?

Девочка:

Пойдем.

Появляется Земля.

Мальчик:

Здравствуй, Земля! Как поживаешь?

Земля:

Здравствуйте! Очень давно я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Любили весь мир: солнце, небо и главное – то, что создала. Я восхищалась жизнью, которую породила, гордилась ее совершенством. А сама, какая я была прекрасная! Было тепло и уютно. Все было чудесно, и я создала человека. Во что превратилась некогда прекрасная и девственно чистая Земля? Что сделало это чудище, за что так мстит оно мне? Он разрывает мои недра, заполняет мою кровь ядами, выбрасываемыми с заводов, перекрывает мне вены плотинами и ГЭС, ранит атомными взрывами.

Девочка:

(Плачет).

Почему же так получилось? Что с нами  будет дальше? Может, мы, сможем помочь тебе быть чистой и красивой, когда вырастем. До свидания, Земля.

Мальчик:

Девочка, ты сегодня очень устала, отдохни немного.                               (Девочка засыпает и видит сон). (Появляются три богатыря)

Илья Муромец:

Эх, полюшко-поле! Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища.

Алеша Попович:

Здесь что-то написано. Налево пойдешь – на химзавод попадешь. Направо пойдешь - на свалку попадешь. Прямо пойдешь – на бездорожье костей не соберешь. Ну и заехали мы.

Добрыня Никитич:

Глядите, туча черная над полем стелется – не к добру все это! Неужто силы темные, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим братцы, землю – матушку от врагов!

Илья Муромец:

Погоди, не горячись, Добрыня. То, не туча врагов застилает небо, а дым из труб химзавода валит.

Алеша Попович:

А скажи, Илья Муромец, отчего мертво это поле? Отчего трава пожухла, птицы улетели?

Илья Муромец:

От того, что много лет шла на этом поле битва за урожай. Всю – то ее замучали Землю-матушку, пестицидами да нитратами.

Добрыня Никитич:

Это что, зря значит, мы, богатыри русские, поля эти у врагов отбивали, кровушкой поливали?!

Илья Муромец:

Нет, не зря, Никитич! Пойдем к главе администрации вече соберем! Видать снова наше время пришло, богатырское!  

Девочка: (просыпается)

Я видела такой страшный сон. И поняла я сегодня, что Земля нуждается в помощи.

Мальчик:

Да, в скорой «экологической помощи».

Девочка:

Да, Человек является частью Природы и не может долго пренебрегать биологическими законами. Рано или поздно, человечеству придется решить проблему охраны природы.

Мальчик:

Конечно. Ведь отношение к природе, это не только экологическая проблема, но и нравственная.

Девочка:

Да что же это за человек, если он так плохо относится к своей планете? Хочется сказать: «Человек, будь Человеком!»

Все действующие лица выходят на сцену.

Ежик:

Чистый воздух – это счастье!

Баба-яга:

(слайд 17) Я дарю вам яблочко и блюдечко! Катайте яблочко по блюдечку и смотрите, какая у нас красивая Природа.

Мальчик:

Воздух чистый и вода прозрачная, лес шумит чистым голосом, поле доброе расстилается, мать – сыра земля просыпается. Ясно солнышко улыбается!

Земля:

Красота – то какая! Сказка! И все чисто вокруг: и воздух, и вода, и лес, и луга!!! Может быть и у нас на Земле так когда-нибудь будет.

Девочка:

(слайд 18) Мы верим – настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Тогда человек с полным правом может считать себя хозяином на Земле.

 (Николай  Константинович Старшинов "Давайте сохраним")

1-й ведущий: (слайд 19)                                                                                                 Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.                                                                                              Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

2-й ведущий: (слайд 20)                                                                                                 Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,                                                                                    Тогда мы на Земле                                                                                                                И сами сохранимся…

(Видео о Тигирекском заповеднике.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по англ. яз " Только одна мама "

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для 3-6 класса...

Классики (и не только) экспериментируют. Небольшая подборка стихов, написанных посредством использования одной части речи.

Отдыхаем с пользой! Вашему вниманию предлагается ряд стихотворений, где поэты постарались передать свои мысли, используя минимальные языковые средства....

Экологический спектакль "Земля у нас только одна"

В современных условиях общеобразовательная школа призвана формировать личность с новым образом мышления и воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Пути реалзации целей школьного экологическо...

Презентация А.С.Пушкин «Одна единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно»

Презентация А.С.Пушкин «Одна единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно»...

Классный час «Земля только одна»

Экологическая проблема - глобальная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человечества и особенно обострившаяся во второй половине 20 века. Кроме индустриализации, угл...

Эссе «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу…» (Р. Олдингтон)

Может быть, мои слова покажутся слишком помпезными, но я верю, что учитель выполняет на Земле особую миссию: передает молодому подрастающему поколению опыт человечества на пути познания Вселенной, на ...