Сценарий литературного праздника-спектакля "Чтобы жить честно...", посвящённого 190-летию Л.Н.Толстого
учебно-методический материал (9, 10, 11 класс)

Примерова Любовь Федоровна
Цели: знакомство учащихся с жизнью и творчеством великого русского писателя, формирование духовности, эстетического вкуса учащихся, интереса к литературе, бережного отношения к книгам, к историческим ценностям; создание условий для творческой самореализации школьников; расширение культурного кругозора подрастающего поколения; развитие представлений о возможных формах досуга. В сценарии представлен материал о жизни и творчестве великого писателя, дано инсценирование сцен из жизни Толстого и эпизодов из произведений "Детство", "Война и мир". Даже на фоне крупнейших писателей "золотого века" русской литературы Толстой производил впечатление гиганта, чей могучий дух, подобно животворному солнечному свету, озарял культурную жизнь России второй половины 19 - начала 20 века. В личности Толстого сочетались гениальный писатель, оригинальный мыслитель, страстный проповедник моральных истин и великий знаток человеческой души. Творчество этого художника не только отметило собой веху в истории России, но и оставило глубокий след в духовном развитии всего человечества. Об этом говорили со школьной сцены актёры-старшеклассники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_vecher.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Спектакль, посвящённый 190-летию со дня рождения Л.Н.Толстого

«Чтобы жить честно…»

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством великого русского писателя, формирование духовности, эстетического вкуса учащихся, интереса к литературе, бережного отношения к книгам, к историческим ценностям; создание условий для творческой самореализации школьников; расширение культурного кругозора подрастающего поколения; развитие представлений о возможных формах досуга. Оборудование: столик со свечами, книгами, портретом писателя, презентация.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Учащиеся 11-х классов танцуют менуэт

Ведущий: Однажды, писатель В. В. Набоков, объясняя американским студентам значение творчества Льва Николаевича Толстого, прибегнул к следующему эффективному приему. Он погасил все лампы в зале и опустил шторы. «Зал, рассказывал очевидец, погрузился в темноту… Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. «На небосводе русской литературы объявил он – это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу… «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посреди зала. «Это Чехов!» Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх… Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это Толстой!» - прогремел Набоков.

Ведущий: Действительно даже на фоне крупнейших писателей «золотого века» русской литературы Толстой производил впечатление гиганта, чей могучий дух, подобно животворному солнечному свету озарял культурную жизнь России второй половины 19 – начала 20 века. В личности Толстого сочетались гениальный писатель, оригинальный мыслитель, страстный проповедник моральных истин и великий знаток человеческой души. Творчество этого художника не только отметило собой веху в истории России, но и оставило глубокий след в духовном развитии всего человечества.

Ведущий: Сегодняшняя встреча посвящается 190-летию со дня смерти Льва Николаевича Толстого.

Ведущий: Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне. В Ясной Поляне писатель провел большую часть своей жизни. По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям Толстых (со стороны отца) и Волконских (со стороны матери), давших целый ряд государственных и военных деятелей, известных в истории России.

Ведущий: У Марии Николаевны и Николая Ильича было 4 сына: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, и дочь Мария. Дети рано осиротели. Мать умерла, когда Толстому не было еще 2-х лет, отец - когда мальчику было 8 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Именно она сохранила детские сочинения Л.Н. Толстого.

Ведущий: С 1841 года Толстые жили в Казани у тетушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. Любимым занятием Льва Николаевича в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова. В своих «Воспоминаниях» Лев Николаевич рассказывает, с каким восторгом читал он отцу наизусть стихи Пушкина «К морю», «Наполеон» и другие.

Чтение стихотворения (несколько учеников)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

…………

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.     (А.Пушкин. Море)

Ведущий: Старший брат – Николенька, которого Лев Николаевич горячо любил, умел рассказывать удивительные истории. Одна из них, о зеленой палочке, о «муравейных братьях», особенно запомнилась будущему писателю.

Ведущий: Николенька рассказал, что в лесу - на краю оврага между деревьями зарыта зеленая палочка и на ней написано «…тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий… и были бы постоянно счастливы…», чтобы всем было хорошо и чтобы люди не знали никакого горя. Уже будучи взрослым, Лев Николаевич так вспоминал об этих рассказах брата: «… он-то объявил нам, что у него есть тайна, посредствам которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются «муравейными братьями». И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в «муравейные братья», которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу».

Ведущий: Лев Толстой пишет: «Раннее детство – тот период, «в котором все освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят».

Инсценировка эпизода из романа-эпопеи «Война и мир»: Наташа и Борис в цветочной.

Ведущий: Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека. Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.

(Борис входит, останавливается посреди комнаты, оглядывается, смахивает рукой соринки с рукава мундира, подходит к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывает из своей засады, ожидая, что он будет делать.)

Наташа (с значительным и хитрым видом): Борис, подите сюда. Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда (проводит его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, идёт за нею.)

Борис: Какая же это одна вещь?

Наташа (берёт брошенную на кадке свою куклу): Поцелуйте куклу.

(Борис внимательным, ласковым взглядом молча смотрит в её оживлённое лицо)

Наташа: Не хотите? Ну, так подите сюда. Ближе, ближе! А меня хотите поцеловать?

Борис: Какая вы смешная!  (нагибаясь к ней, но ничего не предпринимая и выжидая.) Наташа, вы знаете, что я люблю вас, но...

Наташа: Вы влюблены в меня?

Борис: Да, влюблен, но, пожалуйста ... ещё четыре года... Тогда я буду просить вашей руки.

Наташа: Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать... (считая по пальчикам) Хорошо! Так кончено? (улыбается)

Борис: Кончено!

Наташа: Навсегда? До самой смерти? (Взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо идёт с ним рядом в диванную.)

Ведущий: В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет, на отделение восточных языков, а затем перешел на юридический факультет. По воспоминаниям однокурсников, студент Толстой всегда садился на верхнюю скамью в аудитории и под монотонное жужжание лектора читал книги или газеты. В университет он приезжал на роскошном рысаке и почти ни с кем не общался. В первые же годы студенчества Толстой вошел в казанское светское общество, жизнь которого отличалась множеством всяких развлечений. Будучи далеко не красавцем, неловким, застенчивым, затянутый в мундирчик самого модного покроя, он пользовался успехом в обществе «золотой молодёжи».

Ведущий: «Весело проходит зима в Казани. Бал за балом, маскарад за маскарадом», – сообщала газета «Казанские губернские ведомости» в №5 за 1844 г. Родовитый молодой человек был везде желанным гостем. «Казанские старожилы помнят его на всех балах, вечерах и великосветских собраниях, всюду приглашаемым, всюду танцующим»

Учащиеся 10-х классов танцуют вальс

Ведущий: На 1 курсе юридического факультета Толстой стал серьезно заниматься, посещал лекции Мейера, Станиславского, Осокина, собеседования, которые проводил по уголовному праву профессор Фогель.

Преподаватель: Что вы думаете, профессор, о Толстом?

Профессор: У него нет охоты серьёзно заниматься, а это жаль: у него такие умные глаза, что я убеждён, что при доброй воле и самостоятельности он мог бы сделаться замечательным человеком.

Ведущий: Но казённое преподавание не удовлетворяло пытливый ум Льва Николаевича. Вместе с тем в нём шла напряженная внутренняя работа, связанная с формированием строгого нравственного идеала. Разнообразные, как их определяет сам Толстой, «умствования о главнейших вопросах нашего бытия» — счастье, смерти, боге, любви, вечности — болезненно мучили его в ту пору жизни, когда его сверстники всецело отдавались веселому, легкому и беззаботному времяпрепровождению богатых и знатных людей. Всё это привело к тому, что у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу». Именно в казанский период зародилась та мучительная душевная борьба с противоречиями жизни, борьба, которую Толстой вёл всю свою жизнь.

Ведущий: В Казань Толстого привезли 13-летним мальчиком. Уехал он 19-летним. Здесь во многом сформировалась его личность, здесь он начал писать, встретился с великим Лобачевским, блеснул на сцене и определил для себя цель жизни. Да и впоследствии Лев Николаевич неоднократно посещал город своей юности, признаваясь, что он вызывает у него необыкновенное волнение.

Ведущий: Весной 1847 года, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой поселился в Ясной Поляне с твёрдым намерением изучить весь курс юридических наук, практическую медицину, сельское хозяйство, языки, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

Ведущий: Толстой желает по-новому наладить отношения с крестьянами. Он начинает заниматься педагогикой и благотворительностью — открывает школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидыч, крепостной, но и сам Лев Николаевич часто проводил занятия.

Ведущий: В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. На Кавказе Толстой написал повесть «Детство». Под заглавием «История моего детства» повесть была напечатана в журнале «Современник» и по желанию автора подписана только его инициалами: «Л.Н».

Инсценировка эпизода из повести Л.Н. Толстого «Детство»

Рассказчик читает: Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, но я пошевелился — и очарование разрушилось; я суживаю глаза, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

Маман (на заднем плане): Ты опять заснешь, Николенька, ты бы лучше шёл на верх.

Рассказчик: Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь… maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос:

Маман: Вставай, моя душечка: пора идти спать. Вставай же, мой ангел.

Рассказчик: мамаша сидит подле самого меня; я слышу её запах и голос. Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой…

Маман: Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька?

Рассказчик: Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга. После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

Ведущий: В 1854-1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Толстой понимал, что в Крыму будет решаться судьба России, и стремился стать в ряды защитников Севастополя, вместе с ним разделить все опасности, трудности и лишения войны. Защитников Севастополя Толстой сравнивал с героями Древней Греции, а об историческом значении севастопольской эпопеи писал, «что потомство поставит её выше других».

Ведущий: На 4-м бастионе Толстой провел полтора месяца, показал себя храбрым и смелым офицером. Это время было для него школой военного и гражданского мужества. «За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте 4-го бастиона, хладнокровие и распорядительность для действий противу неприятеля» Толстой был представлен к производству в следующий чин и награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

Ведущий: 4 августа 1855 года Толстой принимал участие в сражении у Чёрной речки. Участие в сражении и его неудачный исход тяжело подействовали на Толстого. 24 августа, когда союзники начали шестую бомбардировку города, Толстой находился на Бельбеке. Писатель не мог оставаться в стороне и 27 августа появился в пылающем городе. Он плакал, видя «город, объятый пламенем и французские знамена на наших бастионах». Через год Лев Николаевич ушел в отставку, имея две медали: серебряную «За защиту Севастополя 1854-1855 г.г.» и бронзовую «В память Восточной войны 1853 – 1856 г.г.». А «Севастопольские рассказы», написанные по воспоминаниям, окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения.

Ведущий: Опыт, полученный в сражениях, помог впоследствии Толстому-художнику достичь поразительного реализма в батальных сценах романа «Война и мир».

Андрей Болконский: «Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются… Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

Романс «Генералам двенадцатого года» (в исполнении Четвертных К., 9в кл.)

Ведущий: В конце 1850-х годов Толстой вышел в отставку и вернулся в Ясную, хотя и не жил там постоянно, много времени проводя в Петербурге и Москве. Он поселился в одном из флигелей, ставшем со временем домом для него и его семьи – в нем он прожил более 50 лет. Вместе с ним в новый дом переехали старая мебель, книги, прадедовские зеркала XVIII века, фамильные портреты. В это время Россия вступила в новую эпоху - неспешная усадебная жизнь уходила в прошлое. И Толстой предпринял два заграничных путешествия.

Интервью (несколько журналистов):

- Лев Николаевич, каковы ваши впечатления от путешествия?

Толстой: Путешествие по железным дорогам - наслаждение, и дёшево чрезвычайно, и удобно. Но я предпочитаю передвигаться на лошадях. Побывал в Риме. Рим давит своими развалинами. Боже мой! Все камни и камни! Классическое искусство слишком уж высоко ценят…

- А чем удивил вас Дрезден?

- Мадонна сразу сильно тронула меня. Увидел, и на следующий день снова пришёл к картине. Даже записал в дневнике: «Остался холоден ко всему, исключая Мадонны». Думаю, всё же, что такое искусство непонятно простому народу.

- Что скажете вы о повседневной жизни парижан?

- О, в Париже я любил шляться по улицам … чувство социальной свободы составляет главную прелесть жизни парижан, о которой, не испытав ее, судить невозможно… Я жил в Париже два месяца и не предвидел того времени, когда этот город потерял бы для меня интерес…

- Лев Николаевич, вам интересна педагогика. Пришлось ли вам побывать за границей в учебных заведениях?

- День за днем я объезжал учебные заведения Лондона, изучал новые методики, общался с преподавателями, чтобы, «никто не смел мне в России указывать по педагогии на чужие края…». Проштудировал 49 книг, среди них - «Минеральные, животные и растительные вещества». Это «отличная книга, отвечающая на всякие вопросы детей».

Ведущий: Лев Николаевич вернётся в свою Ясную Поляну и никогда больше «по Европам» не поедет. Устройство жизни в чужих странах он посмотрел, руины былых цивилизаций его не вдохновили, система обучения разочаровала, либеральных взглядов он не придерживался и в демократию не верил. Но уже тогда, в свои 30 с небольшим лет, верил в русский народ, считал его гораздо менее испорченным и более способным создать новый справедливый строй.

Ведущий: Впечатления от поездок повлияли и на ход яснополянской жизни, претворяясь в новые идеи и проекты хозяина усадьбы, творчески подходившего к любому делу. Вернувшись в Россию, он с жаром взялся за преобразования в Ясной. Одним из чудеснейших его начинаний стала школа для крестьянских детей. Это была абсолютно новая школа, построенная на принципах свободы и творчества.

Ведущий: После первого педагогического опыта Толстой понял, что крестьянам не нужно полное школьное образование, достаточно лишь письма и счёта. Необходимо предоставить ребёнку свободу для саморазвития. Лев Николаевич утверждал, что следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка, обращать внимание на его интересы и творческие способности.

Ведущий: Толстой организовал несколько выпусков «Азбуки», которые содержали и сведения по арифметике. А в 1874 году вышла «Арифметика». Он был против размещения в учебниках усложнённых задач и громоздких правил. Толстой с удовольствием придумывал условия к задачам и нередко предлагал наиболее интересные не только ученикам, но и своим гостям.

Инсценировка. Входят гости и рассаживаются.

Толстой: Господа, решите-ка задачку. Продавец продаёт шапку. Стоит она 10 рублей. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота в 25 рублей. Продавец отсылает мальчика с этими 25 рублями к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 рублей. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 рублей фальшивые, и требует отдать ей деньги. Что делать? Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На какую же сумму обманули продавца?

Гости обсуждают вопрос:

- Князь, в задаче страдает работающий человек: трудился-трудился, шил шапки… а в итоге потерял заработанное.

-На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.

- Продавца обманули только на фальшивые 25 рублей. Шапка продана, 10 рублей в кассе, из своего кармана пришлось отдать соседке только 25 рублей, на них и обманули продавца!

- Пытаюсь понять вашу логику, граф. За шапку продавец не получил ничего, так как с ним расплатились фальшивкой. Отдал полновесные 15 рублей сдачи и соседке 25. Потерял 50 рублей, с шапкой.

- А то, что эти 10+10+5 – деньги покупателя, вы не забыли, господа? И забрав 10 рублей себе, продавец отдал 15 рублей не из кассы, а из двадцатипятирублёвки покупателя?

- Граф! Лев Николаич! Покупателю 15 рублей тоже из своего кармана отдал, общий урон для продавца 40 рублей и шапка!

Толстой: Господа, решение лежит на поверхности. Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А торговку не стоит учитывать, так как он взял у неё 25 рублей и вернул обратно. Верный ответ – 25 рублей.

Ведущий: Вот такая мудрая задачка от Льва Толстого. Однако многих она и сегодня вводит в заблуждение и вызывает много споров.

Ведущий: 23 сентября 1862 года Лев Николаевич женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Интересным и необычным было объяснение Льва Николаевича в любви к Софье Андреевне. Вспоминает сестра Софьи Кузминская: «Лев Николаевич что-то чертил мелком по столу…

Инсценирование.

Толстой: Софья Андреевна, Вы можете прочесть, что я напишу Вам?

Софья: Могу.

Ведущий: …решительно ответила Соня, глядя ему прямо в глаза. И хотя Лев Николаевич написал только начальные буквы слов, Софья Андреевна вдохновенно прочла:

Софья: Ваша молодость и потребность счастья слишком живо напоминают мне мою старость и невозможность счастья.

Ведущий: Лев Николаевич открыто дал понять Софье Андреевне, насколько искренне и глубоко его чувство к ней. Она, будучи очень тонко чувствующим человеком, поняла это.

Ведущий: Жизнь молодых большей частью проходила в Ясной Поляне, где молодой графине поначалу было нелегко освоиться. Постепенно она сумела стать настоящей хозяйкой усадьбы, и вскоре женская рука стала чувствоваться здесь во всем: дом стал уютнее и удобнее, вокруг него появились нарядные цветники.

Ведущий: Все больше внимания хозяйству уделял и Лев Николаевич. Он расширил дедовский яблоневый сад. Постепенно площадь яснополянских садов выросла в 4 раза и превысила 40 гектаров. Всего в Ясной Поляне было посажено пять садов: Красный, Молодой и Старый, а также сады у Дома Волконского и у Большого пруда. Каждую весну Толстые любовались необыкновенной красотой цветущих садов. В своём дневнике Софья Андреевна оставила запись:

Софья Андреевна (пишет): «Яблони цветут необыкновенно, - писала в дневнике Софья Андреевна. – Что-то волшебное, безумное в их цветении. Я никогда ничего подобного не видала. Взглянешь в окно в сад и всякий раз поразишься этим воздушным, белым облаком цветов в воздухе, с розовым оттенком местами и с свежим зелёным фоном вдали».

Ведущий: В лице своей жены Толстой нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни — упоения личным счастьем.

                                                Музыкальный номер, звучит домра.

Ведущий: Необычайной притягательной силой обладала для Толстого музыка. «В то время, когда я слушаю музыку, — писал он, — …какое-то странное сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования…» Его старший сын, Сергей Львович, утверждал, что не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как отец. Лев Николаевич прекрасно играл на фортепиано, хорошо читал ноты «с листа». За роялем он буквально забывал о времени. «Проснулся рано, пошел во флигель и целый день опять не видел, как провел за фортепиано», — писал граф.

Ведущий: Очень любил Толстой музыку Шуберта, Моцарта, Бетховена. Но особую любовь писатель испытывал к народным песням. Его старший сын Сергей Львович писал: «Лев Николаевич жил в годы наибольшего распространения русской народной песни. Он с детства слышал, как в Ясной Поляне и других деревнях бабы играли свои песни, слышал народные песни на Волге, в Казанской и Самарской губерниях.

                 Русская народная песня (в исполнении ансамбля «Многие лета» ДК)

Ведущий: С 1860-х годов начал изменяться и яснополянский дом Толстых: отныне он рос вместе с семьей. За годы брака у Толстых родилось 13 детей. Пятеро из них умерли в раннем детстве, до зрелого возраста дожили восемь – сыновья Сергей, Илья, Лев, Андрей, Михаил и дочери Татьяна, Мария и Александра. К центральной части дома – нескольким комнатам, расположенным анфиладой - в разные годы добавлялись пристройки. Город тяготил писателя, ему была необходима, как он говорил, «ванна деревенской жизни». В последние годы Толстой уже не переезжал на зиму в Москву, предпочитая покой и уединение Ясной.

Ведущий: Яснополянский дом хорошо известен людям во всем мире по бесчисленным воспроизведениям, фотографиям, именовался в семье Толстых «большим» домом, или «главным» домом. С ним связана вся жизнь Толстого. В этом доме были задуманы и написаны многие произведения, прославившие имя Толстого на весь мир. Здесь в уютной обстановке велись разговоры на разные темы, танцевали, читали стихи, пели романсы.

Музыкальный номер, звучит «Дорогой длинною…» в исполнении Четвертных К.

Ведущий: Толстой любил крестьянский труд и, живя в Ясной Поляне, сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на поле, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках. До конца дней своих писатель остро и молодо чувствовал красоту, силу родной природы, называл её лучшим другом, которого не потеряешь до смерти. Яснополянские крестьяне как-то спросили писателя: «Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось, там лучше?» «Нет», - ответил он, - лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее - Ясная Поляна».

Ведущий: Смолоду и до последнего года своей жизни Толстой занимался гимнастикой. Придет, бывало, к нему староста за приказаниями, а он занят гимнастикой — висит на одной ноге вниз головой и раскачивается. Он неутомимо играл в теннис, был сильным шахматистом, очень любил играть в городки. В 67 лет научился кататься на велосипеде, в 70 катался на коньках, много ходил пешком, отлично плавал, превосходно ездил верхом. Ему было почти 80, а он легко садился в седло.

Ведущий: В 1863 году Толстой начал работу над романом «Война и мир». Рукопись «Войны и мир»5000 листов! 14 раз Толстой переделывал название романа. Только 15-ый вариант удовлетворил взыскательного художника.

Инсценировка (дамы и господа)

Наташа Ростова (голос в микрофон, взволнованно): Осталось совсем немного…Я чувствую, как наш экипаж замедляет ход, и камердинер распахивает дверь. О боже, какая впереди длинная лестница! Неужели у меня хватит сил подняться по ней и войти внутрь этого солидного дома? Боже, я так волнуюсь… Ведь это мой первый выход в свет…А потом меня ждут захватывающие танцы. Я так этого жду! (входит в зал). Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною.

Пьер Безухов идёт через зал, подходит к Андрею Болконскому, стоящему в группе молодых людей

Безухов: Князь! Болконский! (Болконский поворачивается к нему)

Болконский: Граф Безухов! Мое почтение!

Безухов: Князь, Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже – Ростова молодая. Пригласите ее!

Болконский: Где? (смотрит, к барону) Виноват. Этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцевать.

Болконский раскланивается с Безуховым и подходит к группе дам

Болконский: Мое почтение, графиня Ростова (целует ей руку)

Графиня: Князь, позвольте Вас познакомить с моей дочерью - Наташей

Болконский: Я имею удовольствие быть знакомым, если графиня помнит меня (кланяется). Прошу Вас на тур вальса.

Ведущий: «Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея.

(Звучит музыка, пара начинает вальс, к ним присоединяются все).

Ведущий: Ежедневно Толстому приносили десятки, сотни писем из всех концов земли: из Англии, Германии, Франции, Италии, Америки, Японии, Китая – обращались к нему люди. Он терпеливо и подробно отвечал каждому. А потом, поздно вечером, оставшись один в своём рабочем кабинете, доставал из ящика стола толстую клеёнчатую тетрадь. На обложке её твёрдой рукой было выведено: «Дневник для одного себя». Раскрыв дневник, он ставил дату и, прислушавшись, не скрипит ли где половица, не подглядывает ли за ним кто-нибудь из домашних, торопливо записывал: «Господи, научи меня, как жить?!»

Ведущий: В последние годы жизни Толстого атмосфера яснополянского дома изменилась; семейный разлад омрачил жизнь его обитателей. Толстой страдал и мучился потому, что призывал людей жить честно, «по правде», не пользоваться чужим трудом. Но сам продолжал жить в помещичьей усадьбе и «разбирать Бетховена», в то время как рядом, бок о бок с ним, прозябали в чудовищной грязи и нищете такие же люди, как он.

Ведущий: 28 октября 1910 года Лев Николаевич покинул Ясную Поляну навсегда. В дороге Лев Николаевич простудился и вынужден был сойти с поезда на маленькой станции Астапово Тульской железной дороги. Начальник станции Иван Иванович Озолин поместил его в своем доме. Вся Россия и весь мир тревожились о здоровье великого писателя, надеяясь на лучшее. Но 7 ноября 1910 года Лев Николаевич умер. Осиротела Россия. Нескончаемым потоком шли люди в дом Озолина проститься с Толстым. Были среди них и крестьяне. Подойдут, поцелуют его сложенные на груди руки, перекрестятся, поплачут. Одна деревенская женщина пришла с маленькой дочкой и сказала ей: «Помни его. Он жил для нас».

Ведущий: На расстоянии примерно полукилометра от дома Толстого в лесу, на краю оврага, возвышается простой могильный холм. По детским рассказам брата Толстого Николеньки, здесь якобы была зарыта волшебная зелёная палочка, указывающая путь к избавлению человечества от горя, бед и страданий. Широкая дорога, ведущая к могиле Толстого, при его жизни была узкой лесной тропой, продолжавшейся до реки Воронки, и называлась Купальной. Отправляясь на прогулку или купаться, Толстой часто проходил или проезжал верхом мимо того места, которое избрал для своей могилы. Дорога к могиле Толстого стала поистине народной тропой.

Звучит саксофон. Демонстрируются кадры документального фильма «Ясная Поляна»

Ведущий: В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. Он нашел зелёную палочку, которая выросла в огромное дерево, на каждой веточке которого созрели плоды его труда – книги, которые приносят счастье многим читателям.

Несколько учащихся выходят читать стихотворение, кладут цветы к портрету Толстого, в руках – зажжённые свечи

Весна, вступив в свои права,

Уставшая в борьбе со снегом,

опять тиха, опять права,

Она – покой, и лень, и нега.

А птичий щебет стоголосый

Повис над рощей чёрно-белой,

Где строй берёз простоволосых

Прочерчен чётко, точно мелом.

Земли меняется покров.

В её покорности дочерней.

И громоздится облаков

Гряда на небе предвечернем.

И вдруг - откуда что взялось?

Как нежность, мужество и милость,

Поляна, ясная насквозь,

Червонным золотом омылась.

В такой вот вечер золотой

Здесь мальчик пылкий и влюблённый,

Мечту о радости простой

Доверил палочке зелёной.

— К Толстому, в Ясную Поляну! —

Велеть бы кучеру: вези!

Я только гляну, только гляну,

Как гений выглядит вблизи.

Вот он сидит, нахмурив брови,

За знаменитым тем столом,

Где в слове ожили герои,

Россию спасшие в былом.

Как с мужиками косит ловко

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

О том, что граф он, забывая,

Идет со всеми к роднику.

И что там слава мировая,

Когда он близок мужику.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей,

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

…Велеть бы кучеру,

Да поздно:

Давным-давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот-вот вернется в кабинет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли.         (А. Бодренко)

Ведущий: Среди классиков мировой литературы имя Толстого занимает одно из первых мест. «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком», - писал Максим Горький.

Ведущий: С произведениями Толстого, с его именем прочно и навсегда входит в сознание каждого такое понятие как Совесть. Яснополянский мудрец оставил нам не только свои великие книги, но и свой секрет: как существовать в водовороте дней? Он одарил нас своим главным творением – достойно прожитой жизнью, протекавшей в постоянной борьбе со всем тем, что мешало ей стать совершенством.

Ведущий: П. И. Чайковский писал: «Я убеждён, что величайший из всех когда-либо и где-либо бывших писателей-художников есть Лев Толстой. Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают всё великое, что дала человечеству Европа».

Ведущий: К. С. Станиславский утверждал: «Какое счастье, что мы жили при Толстом, и как страшно оставаться на земле без него. Так же страшно, как потерять совесть и идеал». И сегодня нам нельзя оставаться без Толстого. В наше время, когда происходит подмена идеалов и переоценка ценностей, стремление навязать обществу ложные представления об авторитетах и героях, Толстой остаётся той духовно-нравственной силой, которая помогает нам противостоять всему пошлому, алчному и примитивному, что окружает нас в реальной жизни.

Все актёры поднимаются на сцену

Ведущий: Толстой закончил свой жизненный путь так же, как начал: разрывом со всем тем, что привязывало его к той жизни, которую он считал несправедливой. Мало кто в окружающем его мире так долго, так упорно, так мощно сотрясал устои лжи, несправедливости, произвола. Мало кто так горячо и самозабвенно проповедовал добро, учил жить по совести, «по правде».

Заключительное слово учителя:

Сегодня мы попытались хоть чуточку приблизиться к творчеству Л.Н. Толстого. Мы не задавались целью осветить полностью жизненный и творческий путь великого писателя, так как нельзя объять необъятное, но если мы смогли хотя бы немного приблизить к вам Толстого и заинтересовать вас, наших зрителей, личностью и творчеством писателя, то, думаем, вы пришли к нам сегодня в гости не зря. Спасибо за внимание.

                                                        Примерова Л.Ф. в соавторстве с Зыряновой Е.А.

                                                        МАОУ СОШ № 6, 2018 г.

Использованы материалы Интернет-ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок России. Сценарий общешкольного классного часа для старшеклассников, посвящённый 20-летию Российской Конституции конференция-встреча с депутатом Государственной Думы РФ

- Могучая и державная- Бескрайняя, хлебосольная- Необъятная и великая- Это наша Россия- Наша Россия богата традициями- Культурой- Многонациональным народом- И сильна Россия только тогда, когда она еди...

Музыкально-литературная композиция «Музы не молчали», посвящённая 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы).

В материале представлен сценарий музыкально-литературной композиции "Музы не молчали", посвящённой 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы) в школе...

Сценарий мероприятия «Мы этой памяти верны», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Сценарий митинга "Мы этой памяти верны", посвящённый 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне...

Внеклассное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения А.К. Толстого "Широкой он души человек..."

Литературно-музыкальная композиция "Широкой он души человек..." (С. Есенин) посвящена жизни и творчеству замечательного русского поэта, писателя, драматурга А.К. Толстого....

Сценарий классного часа “Помним всех поимённо”, посвящённого 76-летию битвы под Москвой

Сценарий классного часа , посвящённый 76-летию битвы под Москвой...

Технологическая карта урока "Как жить, чтобы жить честно?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

В ТК урока по роману Л.Н. Толстого рассматривается принципиальное различие в мироощущении любимых героев писателя - А. Болконского и П. Безухова через призму личности самого великого мыслителя. В ТК п...

Фотографии школьного спектакля "Чтобы жить честно...", посвящённого юбилею Льва Николаевича Толстого.

Спектакль был посвящён 190 - летию со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Участниками праздника стали учащиеся 9 - 11 классов....