ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 5 КЛАССЕ Классный час «Азбука Этикета»
материал (5 класс)

материал для классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitalnaya_masterskaya.docx578.49 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 5 КЛАССЕ

Классный час «Азбука Этикета»

  1. Пояснительная записка

Наше время – это время изменений в обществе, во взглядах и действиях людей. Поменялись система отношений друг с другом, система взаимодействия между людьми, отношение к воспитанию детей.

Многие человеческие ценности потеряли свою значимость. Поэтому необходимо поддерживать, подпитывать и развивать нравственность качества обучающихся, их коммуникативные способности, умение конструктивно жить в условиях современного общества.

Воспитательное мероприятие «Азбука Этикета» раскроет такие понятия, как «речевой этикет», «сетевой этикет», «гостевой этикет», «этикет невербального общения», и поможет формированию у школьников культуры общения как общечеловеческой ценности.

Направление: духовно-нравственное воспитание.

Форма проведения: дискуссия, групповая работа.

Возраст детей: 11-12 лет.

Цель мероприятия: формирование у обучающихся навыков этикета и конструктивного общения.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о правилах этикета, о правилах поведения в обществе;
  • дать возможность;
  • формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование и материалы: листы бумаги и ручки, раздаточный материал, журналы, газеты.

Подготовительная работа:

  1. Выбор формы проведения воспитательного мероприятия.\
  2. Подбор и коррекция материала для воспитательного мероприятия (конспект, оформление, предметы и принадлежности).
  3. Проведение воспитательного мероприятия

Этапы работы

  1. Вводная часть (организационная)
  2.  Основная часть (деятельностная)
  3. Заключительная часть (рефлексивная).

  1. Ход мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность ученика

(способы деятельности)

Результат

  1. Вводная часть (организационная)

Шаг первый

Вводное слово

Приветствие обучающихся:

  • Добрый день! Встаньте, пожалуйста, рядом со мной! Возьмитесь за руки.

«Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень!»

  • Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

Прежде чем занять свое место, выберите одну из карточек, разложенных на парте.

Проходите, пожалуйста, на свои места.

  • Проверка готовности к уроку.
  • Знакомство со структурой работы на классном часе.
  • Комментирование формата работы на классном часе.
  • Взялись за руки;
  • Выбирают карточку, рассаживаются на места;
  •  Задают организационные вопросы (при необходимости).

Познакомились со структурой работы на классном часе.

Шаг второй

Определение темы классного часа

Предлагаю Вам познакомиться с очень интересной и важной для нашей жизни темой, а какой попробуем догадаться. Для этого вам необходимо разгадать кроссворд! (приложение 1)

  • Кто знает значение этого понятия?
  • Что мы можем отнести к этикету?
  • Итак, сегодня вместе постараемся частично пополнить, частично уточнить и расширить знания по вопросам этикета
  • Предлагает ученикам сформулировать проблему изучения.
  • Обучающиеся вместе отгадывают кроссворд;
  • Обсуждают, комментируют, делают предположения;
  • Формулируют круг вопросов и проблем, которые нужно будет решить.

  • Формулировка темы классного часа.
  • Мотивация к работе, активизация учащихся.

  1. Основная часть (деятельностная).

Шаг третий

Формирование групп

  • Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них, работая в группах.
  • Обратите внимание на рисунок на вашей карточке?
  • Какие ассоциации они у вас вызвали?
  • Обратите внимание на парты, на каждой из них стоят таблички, давайте попробуем соотнести их с вашими рисунками.

(На столах разложены 4 таблички:

  •  Сетевой этикет;
  • Гостевой этикет;
  • Этикет невербального общения;
  • Речевой этикет.)

Предлагает алгоритм изучения темы (каждая группа должна раскрыть свой вид этикета на основе раздаточного материала с помощью: таблицу, рисунок, график, коллаж из журнальных и газетных вырезок)

(приложение 2, 3, 4, 5)

  • Формулируют ответы;
  • Работают с изображением на карточке, предлагают свои варианты;
  • Соотносят рисунок на карточке с табличками, предлагают варианты;
  • Делятся на группы, распределяют роли.

  • Поставлен «вызов» и выявлены уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, активизация учащихся;
  • Сформулирована ключевая проблема и тема для проработки и изучения

Шаг четвёртый

Работа над созданием образовательных продуктов. 

Курирует, сопровождает работу учащихся.

  • Работают в группах, в парах, индивидуально;
  • В группах и парах планируют работу, распределяют задания и роли;
  • Ищут информацию в раздаточном материале, рисуют графики,  схемы, используя журналы и газеты готовят коллаж;
  • Непосредственно работают с новой информацией (анализируют, синтезируют, структурируют, систематизируют, обобщают);
  • Рассуждают, ищут логику, выдвигают новые идеи и возможности при решении проблем;
  • Раскрывают сущность каждого вида этикета на ватмане.
  • Осознание своих социальных ролей;
  • Умение планировать работу, умение сотрудничать;
  • Понимание важности гармонизации соотношения познавательных, эмоциональных и волевых процессов;
  •  Визуализация.

Шаг пятый

Презентация результатов групповой работы

 Выступает в роли ведущего, следит за определённым регламентом выступлений.

  • Учащиеся презентуют результаты своей работы;
  • Задают друг другу вопросы, отвечают на них, дискутируют, комментируют выступления.

Проведена презентация итоговых результатов

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Шаг шестой

Обсуждение итогов урока.

  • Что такое этикет?
  • О каких видах этикета вы сегодня узнали?
  • Какие правила этикета запомнили?
  • Как вы считаете нужны ли сейчас знания этих правил?
  • Подводя итоги нашей работы, давайте ответим на вопросы (приложение 6).

- А теперь давайте, поблагодарим друг друга за работу.

Я лично делаю это ещё раз: Спасибо за работу! Хорошего всем настроения!

- А чтобы Вы не забывали нашей встречи и чаще вспоминали о правилах этикета, я дарю Вам сердечко, на котором написаны адреса сайтов, где Вы можете найти полезную для себя информацию об этикете.

Гуляйте по интернету с пользой!

  • Высказывают своё личное мнение о проделанной работе;
  • Анализируют свои личные заслуги, победы и неудачи, комментируют их.

Осмысление каждым учеником результатов собственной деятельности и собственного приращения знаний и умений по вопросам этикета и культуры общения.


Приложение 1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Как называется дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность?

2. Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, совершающий подвиги во имя интересов своей Родины?

3. Группа людей, связанных одной  совместной деятельностью, объединенных одной общей целью?

4. Антоним к словам «ужас», «безобразие»?

5. Способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков?

6.Чувство признательности за помощь, сделанное добро?

Приложение 2

«История этикета»

Согласно сведениям, слово «этикет» впервые появилось во Франции, в период правления Людовика XIV, когда на приемах всем гостям вручались «этикетки», где рассказывалось, как следует себя вести. Однако определенные правила поведения как часть общей культуры существовали задолго до этого. Так, например, уже на пирах раннего средневековья (несмотря на то, что столовых приборов и салфеток в привычном понимании еще не было) было важно, кто сидит ближе остальных к хозяину, кого обслуживали первым и так далее.

        Индивидуальные столовые приборы появляются в Европе в XV веке, а в XVI становится обязательным использование для еды вилки и ножа, что является началом формирования европейского этикета. Заметное влияние на оформление правил поведения оказывает сложный придворный ритуал.

С наступлением эпохи Просвещения правила этикета не только повсеместно распространились, но и стали более демократичными, в отличие от придворных церемоний. Многие из них сохранились до настоящего времени. Так, рыцари снимали шлем, находясь в компании друзей - и тем самым демонстрировали доверие и расположение. Впоследствии дворяне стали снимать или приподнимать шляпу в знак приветствия - это правило актуально и сегодня.

Требование этикета, согласно которому младший по положению или возрасту не должен протягивать руку первым, также берет начало в Европе нового времени, когда пожимать руку было принято лишь равному, в то время как вышестоящему - только целовать. Многие правила этикета, сформировавшиеся в Европе, позже легли в основу дипломатического протокола, соблюдение которого обязательно и в настоящее время.

Зарождение этикета в Российском государстве

Распространение этикета в России начинается в эпоху Петра I.

Петр I, стремившийся сделать Россию европейской державой, вводил совсем иные правила. 1717 год - время выхода в свет книги «Юности честное зерцало», в которой излагались основы поведения молодых людей дворянского сословия. Так, например, воспитанный дворянин должен был знать иностранные языки, красиво говорить, относиться к старшим с почтением и так далее.

Особое внимание Петр уделял светской жизни - в частности, организации балов. Император лично составил регламент их проведения. Так, самая большая комната отводилась для танцев, а соседние помещения оборудовались для игры в шашки, курения трубок. Задача хозяина дома была довольно проста - предоставление помещения и обеспечение напитками.

Европейские традиции в формировании правил поведения усилились в XVIII и XIX веках. Каждому сословию предписывался определенный стиль в одежде, французский язык становится обязательным, как и поклоны, реверансы. Одним из важных этапов в жизни женщины было представление к императорскому двору. Этой чести удостаивались жены советников и генералов. Причем расписывалась не только процедура представления, но и женский туалет. Так, платью надлежало быть шелковым, а если церемония проходила вечером - то с короткими рукавами и вырезом.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.

Приложение 3

Сетевой этикет:

Такое понятие, как сетевой этикет пришло к нам из английского. Сетевой этикет - это свод правил для общения в сети, ведения переписок, рассылок, обмена мнениями, знаниями, опытом и прочее..

Особенности

«Сетикет» – это все те же нормы поведения, которых люди придерживаются в обычной жизни, но перенесенные в информационную сеть. Этические нормы – это не строгие правила, но, если вы хотите, чтобы к вам относились серьезно и с уважением, то их придерживаться все же стоит.

Основные понятия

  1. Места для общения

В интернете есть огромное количество различных сайтов и чатов, предназначенных для того, чтобы люди обменивались интересным опытом, или просто разговаривали друг с другом:

  • Форум. Основное место для общения – это форум. Как правило, это сайт с узкой специализацией. Например, существуют форумы для мам, путешественников, студентов, и так далее. На таких сайтах есть и текстовая, и графическая информация, а каждый пользователь получает возможность задать вопрос, создать новую тему, или просто пообщаться в комментариях с другими.
  • Чат. Главное предназначение чатов – общение в реальном времени. Они могут использоваться для личных переписок, или быть групповыми.
  • Общение на форумах и чатах, как правило, менее формальное. Но все равно определенных правил придерживаться стоит. Прежде всего, нужно уважать собеседников. Пункт «избегать оскорблений» присутствует практически в каждом своде правил. К оскорблениям, как правило, относят «переход на личности»: оскорбление родственников собеседника, дискриминация по половым, религиозным или расовым признакам, а также высмеивание каких-то предпочтений и увлечений человека

Нарушения и ошибки

Обмен сообщениями в сети может испортить настроение и вам, и собеседнику, если нарушать простые правила. Есть ряд вещей, которых стоит избегать, ведя диалог, или общаясь в форуме:

  • Флеймы. Это слово означает замечания, которые не несут особого смысла и используются для того, чтобы вызвать ответную реакцию. По-сути, этим словом называют обыкновенный спор ради спора. Флеймом в сети называют переход на личности, оскорбления, дискриминацию и так далее. Такие сообщение нужно не только не писать самим, но и игнорировать, видя на форуме, чтобы не провоцировать флеймеров на дальнейшие бессмысленные споры.
  • Флуд. Не несет смысла и так называемый флуд. Это сообщения «не в тему», которые можно спокойно удалять. Как правило, флуддеры просто присылают смайлики или однообразные сообщения всем подряд. Обилие флуда замедляет процесс загрузки страниц, да и просто раздражает пользователей.
  • Капс. Этим словом называют сообщения, написанные с зажатой клавишей Caps Lock. Послания, написанные заглавными буквами, раздражают точно так же, как и обилие смайликов или восклицательных знаков в конце сообщения. Как правило, это означает, что человек не ознакомился с правилами пользования сайтом или форумом.

Правила

Первым делом нужно оформить свой профиль. Персональное имя и подпись видны всем, кому вы посылаете письма, поэтому нужно обязательно оформить эту строку. Желательно использовать свое настоящее имя. Так вас сразу узнают среди огромного количества отправителей.

При отсылке письма также нужно указывать и тему. Это тоже своеобразное проявление уважения к своему собеседнику. Он сразу поймет, чего вы хотите, и, если возникнет необходимость перечитать послание, не будет выискивать его среди десятков безымянных месседжей. Что касается самого письма, оно должно быть не слишком длинным. Если вы просто отвечаете на послание, то можно обойтись несколькими фразами по существу. Отправляя письмо самостоятельно, тоже старайтесь придерживаться темы, и не уходить в пространные объяснения.

Как правило, одному письму соответствует одна тема. Если есть что добавить, то лучше написать новое послание.

Культура общения в сети также предусматривает и грамотность. Проверяйте текст хотя бы в бесплатных редакторов, чтобы не допускать ошибок, портящих впечатление о собеседнике. То, что почта считается способом быстрой связи, не дает права посылать безграмотные сообщения.

Общаясь по электронной почте, стоит также помнить и о том, что нельзя указывать в послании какие-то личные данные. Хотя на первый взгляд и кажется, что переписка останется доступной только для двух собеседников, не исключено, что персональная информация появится в свободном доступе. Случается, что мошенники перехватывают письма для того, чтобы получить персональные данные, например, номер банковского счета.

Завершает любое послание подпись. Как и имя, она должна быть внятной и продуманной. Большинство сайтов автоматически добавляют подпись к посланию, но почти всегда есть возможность отредактировать заданную фразу. Главное, чтобы она не была слишком длинной, оптимальный размер – четыре-семь строк. В самом конце письма можно продублировать имя, или указать другие контакты.

Человечность

Первый принцип – это уважение к другим людям. Помните, что хотя вы и не видите перед собой реального человека, по ту сторону экрана он все равно существует. Это значит, что стоит контролировать свои высказывания и думать о том, что ваши слова могут кого-то задеть.

Самоконтроль

Флейминга и публичных оскорблений стоит избегать не только по той причине, что ваши слова могут быть восприняты как обида, но и потому, что в интернете все фиксируется. Если высказанные в реальной жизни слова могут со временем забыться, то написанное и отправленное послание остается навсегда. У многих пользователей создается иллюзия контроля – кажется, что достаточно нажать кнопку «удалить», и сообщение сотрется навсегда.

Но это далеко не так, ведь все отправленные послания остаются в интернете, и опытным хакерам не составит труда собрать всю информацию, когда-либо отправленную человеком по сети.

Уважение

Общение в виртуальной реальности часто усложняется тем фактом, что у любого человека есть реальная жизнь. А значит, нельзя ждать того, что собеседник будет посвящать все свободное время общению на форуме, или ожиданию ответного письма по электронной почте.

Безопасность

Одно из главных преимуществ общения в сети – это полная анонимность, которая изначально предоставляется пользователю. Человек сам выбирает, как себя подать и какой образ создать. Анонимность также является гарантом безопасности. Не передавайте личные данные незнакомцам и не оставляйте их там, где они могут быть найдены мошенниками. Такая небрежность часто приводит к печальным последствиям.

Приложение 4

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.

Главная функция речевого этикета – установление контакта. Когда собеседник соблюдает общие правила, это делает его более понятным и предсказуемым, мы подсознательно больше доверяем тому, что нам знакомо. Это идет еще с первобытных времен, когда мир вокруг был непонятен для человека и отовсюду грозили опасности, соблюдение ритуалов тогда было чрезвычайно важно. И когда партнер по коммуникации выполнял знакомый набор действий, говорил правильные слова, это снимало часть недоверия и облегчало контакт.

Правила речевого этикета являются инструментом профилактики конфликтов. Часть напряженности снимается простыми этикетными формулами. Речевой этикет помогает устанавливать контакты, влияет на поведение людей в типичных ситуациях.

Виды речевого этикета

Как и любая речь, этикетное речевое поведение сильно отличается в своей письменной и устной форме. Письменная разновидность имеет более жесткие правила, и в этой форме этикетные формулы более обязательны к применению. Устная форма более демократична, здесь допускаются некоторые пропуски или замена слов действием. Например, порой вместо слова «Здравствуйте», можно обойтись кивком головы или легким поклоном.

Этикет диктует правила поведения в определенных сферах и ситуациях. Принято выделять несколько разных видов речевого этикета. Официальный, деловой или профессиональный речевой этикет определяет правила речевого поведения при выполнении должностных обязанностей, на переговорах, при оформлении документов. Существуют такие разновидности речевого этикета, как дипломатический, воинский и религиозный.

Речевой этикет строится еще на двух важнейших принципах: доброжелательности и сотрудничества. Вежливый человек относится к другим людям с изначальной установкой на добро, он должен быть искренним и приветливым.

Этикетные ситуации

Этикет регламентирует поведение в различных ситуациях. Традиционно речь значительно различается в официальной обстановке и в повседневной жизни, а также в разных формах своего существования: в письменной или устной. Однако существуют общие правила речевого этикета в различных речевых ситуациях. Перечень таких случаев одинаков для любых сфер, культур и форм. К стандартным этикетным ситуациям относятся: приветствие, привлечение внимания и обращение, представление и знакомства, приглашение, предложение, просьба, совет, благодарность, отказ и согласие, поздравления, соболезнования,  сочувствие и утешение, комплимент.

Национальные особенности этикета

Основа речевого этикета одинакова во всех культурах. К таким универсальным принципам, характерным всем странам, относятся сдержанность в проявлении эмоций, вежливость, грамотность и позитивное отношение к собеседнику. Но частная реализация общечеловеческих норм может значительно различаться в разных национальных культурах. Общая культура общения влияет на национальный речевой этикет. Правила этикета, например, в русском языке предполагают поддержание беседы даже с незнакомыми людьми, если довелось оказаться с ними в замкнутом пространстве (в купе поезда), в то время как японцы и англичане постараются молчать в таких же обстоятельствах или говорить на максимально нейтральные темы. Чтобы не попасть впросак в общении с иностранцами, следует, готовясь к встрече, ознакомиться с их этикетными правилами.

Ситуация установления контакта

Основные правила речевого этикета в начале беседы связаны с речевым оформлением приветствия и обращения. Для русского языка основной формулой приветствия является слово «здравствуйте». Его синонимами могут быть словосочетания «приветствую Вас» с архаическим оттенком и «добрый день, утро, вечер» более душевные, по сравнению с основной формулировкой. Этап приветствия является одним из важнейших в установлении контакта, слова должны произноситься с искренней интонацией, с вложением ноток позитивной эмоциональности.

Средствами привлечения внимания служат слова: «позвольте/разрешите обратиться», «простите», «извините» и добавление к ним объяснительной фразы: представления, просьбы, предложения.

Ситуация обращения

Обращение – одна из трудных этикетных ситуаций, так как бывает непросто подобрать подходящее наименование человека, к которому необходимо обратиться. В русском языке сегодня универсальным считается обращение «господин/госпожа», но в речи они пока не всегда хорошо приживаются в связи с негативными коннотациями в советское время. Самое лучшее обращение – по имени-отчеству или по имени, но оно не всегда возможно. Худший вариант: обращение со словами «девушка», «женщина», «мужчина».

Правила представления и знакомства

Ситуация знакомства требует решения вопроса об обращении. Деловое общение, контакты с малознакомыми людьми предполагают обращение на «Вы». По правилам речевого этикета, на «ты» можно обращаться друг к другу только в рамках дружеского и бытового общения. Представление оформляется такими словосочетаниями, как «позвольте вам представить», «знакомьтесь, пожалуйста», «разрешите вам представить». Представляющий также дает краткую характеристику представляемому: «должность, ФИО, место работы или какая-то особенно примечательная деталь». Знакомящиеся должны обязательно, кроме озвучивания своего имени, произнести положительные слова: «рад познакомиться», «очень приятно».

Правила поздравлений и благодарности

Современные правила речевого этикета в русском языке предлагают довольно большой ассортимент формул для выражения благодарности. От простого «спасибо» и «благодарю» до «бесконечно признателен» и «премного благодарен». Принято за большую услугу или подарок добавлять к словам благодарности дополнительное положительное словосочетание, например, «очень приятно», «я тронут», «вы так добры». Сочиняя поздравление по какому-либо поводу, стоит продумать индивидуальные слова, кроме привычного «поздравляю», которые бы подчеркнули особенность повода. Текст поздравления обязательно включает какие-либо пожелания, произносить поздравление следует с особым чувством, которое придаст словам большую ценность.

Правила приглашения, предложения, просьбы, согласия и отказа

Устойчивыми выражениями приглашения является словосочетание «имеем честь пригласить», в котором отмечается особая важность приглашенного. Для приглашения, предложения и просьбы используются слова «прошу», «будьте любезны», «пожалуйста». В приглашении и предложении можно дополнительно сказать о своих чувствах к приглашенному: «будем рады/счастливы видеть вас», «с удовольствием предлагаем вам». При просьбе используются такие слова: «прошу вас», «не могли бы вы». Согласие и отказ требуют разного речевого поведения. Отказ обязательно нужно объяснить, например, «к сожалению, вынуждены ответить отказом на ваше предложение, так как в данный момент…».

Приложение 5

Гостевой этикет.

Гостевой этикет - правила и нормы поведения, определяющие какие действия, поступки, поведение считаются приемлемыми в гостях, а какие нет. Они определяют репутацию человека, как воспитанного, порядочного или наоборот.

Как принимать гостей

  1. Открывая дверь и приглашая гостей войти, следует поприветствовать их с улыбкой. Это возможность показать гостям как им рады.
  2. Если встречает визитеров мальчик, то по правилам ему следует пожать руки взрослым мужчинам, а также другим мальчикам. 

Список важных правил

  • Неуместно быть гостем, если тебя не приглашали или ты предварительно не убедился, что твое присутствие как гостя - удобно для хозяев.
  • Ходить в гости можно только, имея разрешение своих родителей и родителей друзей, у которых планируется гостить, особенно при желании остаться на ночь у друга.
  • Важно быть пунктуальным. В гости нужно приходить вовремя, не опаздывая. Некрасиво приходить слишком рано или намного позже оговоренного времени. Можно допустить 15 минут до или после указанного времени. Если вы опаздываете, стоит позвонить хозяевам празднества, предупредив их заранее, а также извинившись за причиненные неудобства.
  • Придя в гости, нужно обязательно поздороваться с друзьями, а также поприветствовать их родителей.
  • При входе в дом необходимо снимать свою обувь.
  • Не стоит думать, будто в гостях можно остаться столько времени, сколько вздумается. Правила поведения побуждают предупредить родителей друга, до которого часа они планируют остаться, как будут затем добираться домой.
  • Стоит помнить о важности всегда держать свою постель застеленной. Вещи должны быть аккуратно сложены, также после себя нужно губкой насухо вытирать раковину.
  • Фразы: «Да, пожалуйста»; «нет, спасибо» должны быть вежливым ответом на вопросы: «Хочешь что-нибудь выпить?», «хочешь кусочек торта, пирога?», вместо простого кивка или покачивания головы.
  • Подарок другу может быть открыт только виновником торжества и тогда, когда ему самому этого захочется. Упрашивать его открыть подарки, желая посмотреть, что принесли другие дети - некрасиво. Подумайте, как почувствует себя хозяин вечеринки, когда после ухода гостей будет собирать свои раскрытые и разбросанные по всем комнатам подарки.
  • Соблюдать гостевой этикет в доме другого человека - это значит избегать грубости, привычки кричать, громко говорить, особенно когда вечеринка не на открытом воздухе. Голос должен быть спокойным, приятным.
  • Во время угощений, когда какое-то из них вызывает неприятные чувства нужно говорить «нет, спасибо», избегая слова «фу». Это не только признак грубости и невоспитанности, но этим можно обидеть хозяев дома.
  • Когда хозяин приглашает к столу не стоит заставлять себя ждать. Если попросят играть, просмотреть фотографии, то по этикету стоит любезно согласиться, независимо оттого, нравится это вам или нет (исключение - когда стало плохо).
  • Важно проявлять сдержанность, например, играя при этом, проиграв товарищу, а также тактичность, чтобы не прерывать разговор других людей, перебивая их.
  • Поведение в гостях должно быть примерным, для этого нужно избегать вести себя в доме своих друзей так, чтобы стать помехой для них. Нужно быть приветливым, охотно знакомясь с теми, кого дети видят впервые.
  • Нужно быть сдержанным, избегая слыть «заводилой». Стоит избегать ссориться, закатывать истерики, обижаться из-за этого расхождения.
  • Некрасиво прыгать на диване, кровати или дурачиться подушками только потому, что так делают другие сорванцы.
  • Садиться в кресло с ногами считается дурным тоном. Из-за пыли на подошвах домашних тапочек или носок может пачкаться кресло, а также одежда сидящего на нем человека.
  • Важно всегда убирать за собой. Например, спрашивать, куда можно убрать свою посуду после еды. Также нужно помочь подобрать любые игрушки, предметы после своих игр.
  • Правила поведения в гостях для школьников подразумевают под собой хорошие манеры за столом, коммуникабельность, соблюдение правил этикета.
  • Уходя из гостей нужно сказать, «спасибо», сделав ответный жест на будущее - пригласив друга к себе погостить. Либо пообещать поинтересоваться у родителей, когда можно пригласить к себе друзей.
  • Перед уходом также важно поблагодарить друга за приглашение и угощения. Уходить нужно не позже оговоренного времени, не задерживаясь в гостях. Нужно помнить, хозяина дома устали, им нужно отдохнуть. Возможно, у них запланирован еще семейные мероприятия на этот вечер.
  • Спасибо за вечеринку нужно говорить как минимум дважды. Первый раз искренне поблагодарить перед уходом домой. Второй раз поблагодарить по телефону на следующий день после гостей. Ещё лучше — написать небольшую открытку с благодарностью за приятный вечер, день, вечеринку. Письменное упоминание всегда приветствуется и свидетельствует о признательности.

Приложение 5

Этикет невербального общения.

Речь и общение бывают вербальные (говорение, слушание, письмо, чтение) и невербальные (мимика, жесты, поза). Ученые выяснили, что сообщение, посланное на языке движений, гораздо убедительнее.

К примеру, если человек улыбается только губами, сохраняя каменное лицо и лед во взгляде, вряд ли поверят его заверениям в искренности чувств. Как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Психологи подсчитали, что для составления определенного мнения о незнакомце нам достаточно от двух до четырех минут. Поэтому следует знать несколько важных правил, чтобы вы всегда оставляли положительное впечатление о себе, даже не сказав ни слова:

Мимика, жесты играют важную роль в оценке собеседника. Многие люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки надо держать спокойно. От привычек теребить что-нибудь, стучать пальцами, тереть мочку уха т.д. надо отучаться. Неприлично указывать пальцем, отставлять мизинец во время еды или курения.

Во время общения нельзя прикрывать рот рукой, похлопывать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака, стряхивать пылинки с его или своей одежды. Жестикуляция сведена до минимума. Лишь некоторые фразы можно сопровождать соответствующими жестами( «садитесь, пожалуйста», «познакомьтесь, пожалуйста» и т.д.)

Жесты должны быть неразмашесты, определенны: легкий кивок в знак согласия, нерезкий взмах кисти в дополнение к сказанному.

Особое внимание надо уделять жестам при посещение других стран.

К примеру:

-жест «о’кэй» известный в англоязычных странах как «все хорошо» имеет разные значения в других странах: Франция – «ноль» или «ничего»; Япония – «деньги»; страны Средиземноморского бассейна – гомосексуальность мужчин.

- поднятый большой палец в Америке, Австралии, Англии значит «останови машину» или «все в порядке»; в Греции – «заткнись»; в Италии обозначает цифру «1».

-говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец - на нас.

-поднятые брови в Германии означают восхищение, в Англии – выражение скептицизма.

- в некоторых африканских странах смех означает замешательство

Язык жестов и поз

Жесты открытости.

Они свидетельствуют об искренности собеседника, добродушном настрое, желание говорить откровенно.

-раскрытые руки : говорящий сделал жест рукой(руками) в сторону слушателя, при этом ладони на мгновение были обращены вверх. Особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениям, то открыто показывают свои руки. Этот жест демонстрирует готовность идти на встречу, к установке контакта. Этим жестом человек показывает, что ему нечего скрывать.

-расстегивание пиджака: жест говорит о том, что собеседник открыт и дружески расположен. Наблюдения показывают, что соглашение чаще достигается между людьми в расстегнутых пиджаках, чем в застегнутых.

Жесты подозрительности и скрытости.

Свидетельствуют о недоверии, сомнение в правоте, о желание что-то скрыть. Собеседник потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Часто собеседник старается не смотреть на апонента, отводит взгляд. Другой показатель – несогласованность жестов.

Жесты позы и защиты.

Они показывают, что собеседник чувствует опасность, угрозу. Наиболее распространенный жест этой группы – руки, скрещенные на груди. Есть три положения рук:

-простое скрещивание рук: универсальный жест, несет оборонительный или негативный смысл. Следует пересмотреть ваши действия и слова. Этот жест оказывает влияние на других: если в группе их четырех и более человек один скрестил руки, следует ждать, что его примеру последуют и остальные. В некоторых случаях этот жест символизирует спокойствие и уверенность.

-кисти скрещенных рук обхватывают плечи: этот жест говорит о сдерживание негативной реакции собеседника. Он готов ринуться в бой, но с трудом сдерживает себя. Нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом, усмешкой.

-скрещенные на груди руки, с вертикально выставленными большими пальцами: передает два сигнала: первый - о негативном отношение (скрещенные руки), второй – чувство превосходства (поднятые вверх пальцы).

Жесты размышления и оценки.

Показывают состояние задумчивости, стремление найти решение проблемы.

-поза «Мыслителя» : рука у щеки, задумчивое выражение лица, показывает заинтересованность.

-пощипывание переносицы(часто с закрытыми глазами): глубокая сосредоточенность, напряженные размышления.

-почесывание подбородка: процесс принятия решения, после его принятия почесывание прекращается. Сопровождается легким прищуриванием глаз.

-опора подбородка на ладонь, указательный палец вдоль щеки: красноречивое свидетельство о критической оценки ваших доводов.

Жесты сомнения и неуверенности

Признаком сомнения является легкое потрагивание или потирание носа, почесывание мочки уха или боковой части шеи. Стоит различать когда человек чешет нос или показывает сомнение. Обычно чешут энергично, интенсивно, а когда испытывают неуверенность, то слегка касаются

  • Походка должна быть упругой и уверенной, спина – прямой.
  • От улыбки станет всем светлей – и вам, и вашим собеседникам. К сожалению, на просторах нашей Родины улыбка, обращенная к незнакомцу, подсознательно воспринимается как издевка. А для европейцев и особенно американцев – это обязательный атрибут.
  • Чтобы расположить к себе собеседника, стоит слегка наклонить голову набок, скопировать его позу.
  • Сидя на стуле, нельзя на нем разваливаться, дергать подлокотники, обвиваться вокруг ножек. Не принято закидывать ногу на ногу, для женщин самая уместная поза – ноги, скрещенные в щиколотках.

Мимика

Чаще всего объектом исследования выступает лицо человека. Главное впечатление о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.

Протест (уголки рта чуть приподняты, рот слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Удивление – рот открыт максимально. Если в дополнение открытый рот сопровождается широко открытыми глазами, складками на лбу – это высшая степень удивления – ошеломление.

Озабоченность (губы вытянуты в трубочку) сопровождается взглядом в пустоту.

Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) говорит о твердости характера, об отсутствие продолжать разговор.

Сжатый рот означает отказ, отрицание, упрямство. Обиду.

«Вытянутое» лицо говорит о грусти, тоске, разочарованности.

Культура одежды

Культура одежды имеет такое же важное значение, как и культура поведения. Самое главное правило, касающееся одежды – она должна быть чистой и опрятной. При выборе одежды человек руководствуется личными предпочтениями, материальными возможностями и модными тенденциями.

Мода оказывает значительное влияние на выбор одежды, однако не следует слепо следовать ей. Красиво выглядеть означает быть одетым стильно и со вкусом, но не обязательно модно. Гораздо эстетичнее выглядит девушка, одетая в костюм с пиджаком и юбкой, чем та, которая надела остромодные меховую шубу со спортивным костюмом.

В мужской одежде наибольшее количество требований выдвигается по отношению к пиджачной паре. Любой костюм должен хорошо сидеть по фигуре. В официальной обстановке костюм всегда застегнут на все пуговицы, расстегнуть его позволено, к примеру, за столом.

При выборе цвета обращайте внимание на однотонные неяркие цвета. Рубашка должна выглядывать на 1,5 см из-под пиджака. Галстук должен быть всегда темнее рубашки, но светлее цвета костюма. Носки подбираются под цвет обуви, но ни в коем случае не белые.

Дурным тоном считается набивать карманы брюк, чтобы они топорщились. Туда кладут носовой платок, ключи, кредитную карту. Место для остальных важных вещей вполне найдется в карманах верхней одежды и специальной мужской сумки.

В повседневной жизни требования этикета не столь жесткие, допускается использование полуспортивного стиля для мужчин-преподавателей, руководителей. И помните наряд всегда должен соответствовать ситуации!

Приложение 6

1.Один из предметов мужского туалета, который обычно надевают на официальном приёме? (галстук)

2.Кто вводил правила этикета в России? (Пётр 1)

3.Слово повседневного этикета, которое чаще других используется для приветствия (здравствуйте)

4.От какого слова произошло слово «Этикет»? (этикетка)

Карточки

C:\Users\dbuko\Desktop\сет эт 4.png                  C:\Users\dbuko\Desktop\гос эт 1.pngC:\Users\dbuko\Desktop\111.jpg                                                       C:\Users\dbuko\Desktop\реч 3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательных мероприятий 7 класс

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

Разработки воспитательных мероприятий в классе

В разделе представлены разработки воспитательных мероприятий в классе различных направлений...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...

воспитательные мероприятия 5 класс

В данной работе представлен план воспитательной работы для учащихся 5 класса....

План воспитательных мероприятий в помощь классному руководителю

Образец воспитательных мероприятий на весь учебный год...

Воспитательные мероприятия 6 класс

Воспитательные мероприятия 6 класс...