Сценарии к творческим выступлениям, подготовленных на кружке "Литературная гостиная"
классный час

Головина Анастасия Васильевна

                   За время ведения кружка для учеников разных классов "Литературная гостиная" я разрабатывала различные тематические сценарии в виде композиций. Мы с учениками готовили вечера, где                                     выступали наши ребята на общешкольных мероприятиях. В основном это вечера, посвященные поэтам и писателям и конечно теме ВОВ.

                  1.  Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-л-ю Победы в ВОВ

                  2.   Литературный вечер «Отговорила роща золотая», посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина.

                  3.    Литературная композиция  «МЫ ПОМНИМ!!! МЫ НЕ ЗАБУДЕМ!!!»

               4.   Сценарий литературного вечера, посвящённому празднованию двухсотлетия со дня основания Царскосельского лицея, в котором учился гений русской литературы – Александр Сергеевич Пушкин.

                       5.   Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 70 л-ю Победы в ВОВ.

                       6.    Сценарий литературного вечера, посвященного авторской песне «Возьмёмся за руки, друзья!»


 

 

 


 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 70-л-ю Победы в ВОВ

Вед.1 В этот памятный день, когда знамя Победы

Над горящим рейхстагом взошло, как заря,

Под раскаты «ура!» наши плакали деды,

Понимая теперь, что все было не зря.

Вед.2. Нет, не зря они шли в пасть грохочущей смерти

В закопченных снегах той зимой под Москвой.

Кто-то, верно, сказал, что в России, поверьте,

Нет семьи, где б не памятен был свой герой.

(фон. песня «От героев былых времён…»)

                                   

Вед. 3. Живу я  на улице  Волкова.

Утром  в школу иду  знакомой тропой.

Кто он Волков? Скажите, пожалуйста, люди!

Почему  его  помнят  в Газ-Заводе родном?

Вед. 4.  Я пришел к своему деду.

Дед ответь же на вопрос:

Кто Сергей Петрович Волков?

Что он Родине принёс?

Вед. 5. Помолчавши  дед немного,

Постепенно отвечал:

Нужно, внук, в музей сходить,

Важно память освежить,

Там найти медали, письма

Наших прадедов-бойцов,

Ведь они расскажут много,

Вскроют тайны налицо.

Вед. 6. Сергей Петрович Волков родился 22 августа 1915 года в селе Белая Копь, ныне Шаховского района Московской области в семье учителя. В 1934 году комсомолец Сергей Волков окончил педагогический техникум в городе Осташкове.

Вед.1.  Два года работал учителем в одной из сельских школ в Тульской области. Оттуда и приехал в 1936-м в Забайкалье. Его сверстники ехали на большие стройки Сибири и Дальнего Востока, он — учить сельских ребятишек грамоте.

Вед.2. В Чите молодому учителю предложили отдаленный таежный район. Он поехал туда без уговоров. Долго добирался от Сретенска до Газ - Завода. Автобусного сообщения здесь и в помине не было. Забайкальские просторы очаровали приезжего учителя красотой и привольем, какого он доселе не видел. Его восхищениям не было предела.

Вед.3. Лугия — небольшой поселок приискателей в тайге. Здесь для Сергея Волкова началась новая жизнь. Таежники встретили его радушно. А с началом учебного года приискательская детвора школьного возраста удивительно быстро сошлась с новым учителем. Полюбила его за интересные уроки, за то, что он всегда умел чем-нибудь увлечь ребят. Также быстро снискал он уважение и среди бородачей-приискателей. Те при встрече приветливо здоровались с ним, интересовались учебой детей.

Вед.4. В те годы Евгения Спиридоновна Заикина – коллега Сергея Петровича Волкова вот как о нем вспоминала: “Сергей Петрович никогда не унывал. Хорошо пел, играл на гармошке, плясал. Был настоящим товарищем для всех в нашем небольшом поселке и первым запевалой среди самодеятельных артистов. Самые трудные роли в пьесах доверяли всегда ему. Часто Сергей Петрович по заданию райкома комсомола выступал перед приискателями с лекциями. Любил побродить по тайге с ружьем. Зимой увлекался лыжами и учеников приобщал к этому. Помню, любимой песней у него была “Служили два друга в нашем полку”. Пел он ее на пару с другом, тоже учителем, Николаем Ивановичем Рождественским. Как он любил жизнь и как этим всех заражал…”.

Вед.5. В 1937-м Волкова перевели в среднюю школу райцентра. В Газ - Заводе он преподавал русский язык и литературу в седьмых классах. Один из его учеников — Григорий Артамонович Бурцев — рассказывал о Сергее Петровиче: “Его уроки были любимыми у семиклассников. Особенно по литературе мы узнавали от него много интересного. Как сейчас вижу: веселый, очень подвижный, с классным журналом и книгами под мышкой, он стремительно входит в класс. Какой-нибудь шуткой рассмешит всех и тут же начнет урок. Замечательный был учитель”.

Вед.6. В 1939 году Волкова призвали в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке. С началом Великой Отечественной войны по ускоренной программе окончил артиллерийское училище. И закружила вьюга фронтовая вчерашнего учителя. Он стал артиллерийским разведчиком. Обнаруживал замаскированные вражеские доты и дзоты, орудийные расчеты. У гитлеровцев горела земля под ногами, когда огонь батарей 86-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады корректировал начальник разведки дивизиона капитан Волков. В 5-й артиллерийской дивизии (3-я Ударная армия) его считали одним из наиболее опытных разведчиков.

Вед.1. В действующей армии Сергей Петрович был с мая 1943 года. Воевал командиром взвода управления артиллерийской батареей, начальником разведки дивизиона на Центральном, Белорусском, 1-ом Белорусском фронтах.

Вед.2. Участвовал в боях на Курской дуге, в освобождении городов Речица, Калинковичи, в освобождении Польши с выходом на реку Висла, в боях на Пулавском плацдарме, в Висло-Одерской операции, в том числе в освобождении города Пиритц, в Белорусской операции, в освобождении городов Хелм, Люблин, в штурме рейхстага – в 1945 году.

Вед.3. Вершины воинской славы капитан Волков достиг в боях на подступах к Берлину, где ему пришлось принять командование гаубичной батареей.  23 июня 1960 года в “Учительской газете” был опубликован очерк “Подвиг” об учителе Герое Советского Союза Сергее Петровиче Волкове. Вот как о тех боях рассказывал школьникам сам Герой.

Вед.4.  “Было это 22 апреля 1945 года. В Германии в тот год весна наступила рано. По обочинам дорог вовсю цвела черешня. Батарея, которой я командовал, получила приказ перекрыть автостраду Берлин-Штеттин. У нас было четыре гаубицы. Снарядов подвезли много. Бойцы и офицеры поклялись: ни одного фашиста из Берлина не выпускать. Батарея расположилась недалеко от дороги, в лесочке. Автострада хорошо просматривалась. Не успели мы окопаться, как слышим: на шоссе вдали нарастает шум моторов.

Вед.5. Но что это? Почему машины двигаются не из Берлина, как мы ожидали, а в Берлин? Неужели наши уже в наступление перешли? Да нет, думаю, приказа пока не было. Начало светать. Смотрю, разведчики подают сигнал: “Противник!” На дороге показались первые два самоходных орудия с белыми крестами на грязно-зеленых бортах. За нами, погромыхивая гусеницами, ползли “тигры”…”.

Вед.6. Трудным был тот бой для батареи капитана Волкова. Под прикрытием утреннего тумана одна группа немцев попытались выйти на берлинскую автостраду, а другая устремилась рядом, через рощу. Но капитан Волков вовремя разгадал маневр противника. Быстро подтянув орудия для стрельбы с короткой дистанции, артиллеристы прямой наводкой ударили по двум направлениям, а пулеметчики закрыли гитлеровцам выход из рощи. Фашисты остервенело ринулись прямо на наши орудийные расчеты, но тут же получили отпор.

Вед.1.  “Тигр” и бронетранспортер были подбиты сразу. Экипаж самоходного орудия бежал, бросив исправную машину. Потом запылало еще несколько танков. Атака немцев захлебнулась. Артиллеристы капитана Волкова в этом бою уничтожили много гитлеровцев, а 85 захватили в плен.

Вед.2. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Сергею Петровичу Волкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вед.3. Кроме того, Родина отметила ратные подвиги бывшего учителя следующими  боевыми  орденами  и медалями:  орденами Ленина, Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Вед.4. Герой войны - довольно скромный,

А имя у него - солдат.

Он защищал родную землю

От полчищ вражеских ватаг.

Себя в бою он не жалел,

Всю кровь до капли отдавал.

Чтобы цвела страна родная

И мирно спать сейчас могла.

Вед.5. Так совершил свой ратный подвиг

Доблестный солдат советский!

В Берлине наше знамя водрузил.

Конец войне, разгром фашизма!

Простой солдат принёс нам мир!

(включить «Я люблю тебя, жизнь!»

Вед.6. Отгремели бои. Капитана Волкова как офицера с богатым боевым опытом оставили в кадрах Вооруженных Сил. После войны в 1947 году он окончил Ленинградское высшее артиллерийское училище. Служил командиром дивизиона в 19-м стрелковом корпусе Закавказского военного округа.  

Вед.1. С 1957 года майор Сергей Петрович Волков   был уволен в запас. Жил в городе Солнечногорск Московской области. Работал учителем средней школы № 5. Преподаватели и ученики этой школы тепло приняли фронтовика в свою большую семью.

Вед.2. Несмотря на восемнадцатилетний перерыв в педагогический работе, Сергей Петрович сумел в короткий срок снова заслужить авторитет в учительском коллективе и стать любимым педагогом среди учеников.

Вед.3. У Сергея Петровича было двое детей: сын и дочь.  Супруга жива до сих пор, ей 90 лет она до сих пор помнит все-все-все, что было ТОГДА... И как они познакомились, и как поженились, и как жили. Когда-то она была молодой и красивой и тоже воевала с фашистами, она всю войну прошла на санитарном поезде, выносила раненых бойцов на своей спине при весе в 42 кг, кормила раненых с ложечки и уговаривала жить. (фото-слайд)

                     

                          Вед.4. (он) Когда же я увижу снова

Твои дрожащие ресницы…

Когда же я увижу снова

Твои печальные глаза…

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,

Война велит нам разлучиться.

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.

В огонь уходят поезда.

                       

                       Вед.5. (она) Зачем назвал меня любимой

Той долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить!

Любовь должна быть неделимой.

Она, как звёздный свет, бессмертна…

Любовь должна быть неделимой,

Войне любовь не разделить!

                          Вед.4. Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться,

Над нашим счастьем поднят меч.

Вед.5. Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был…,

Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч!

                  Вед.6.  В военном госпитале или в медсанбате,

А то и просто в санинструктором полку

Ты, медсестра, всегда была с солдатом,

И он перед тобой всегда в долгу.

Тащила ли истерзанного из воронки,

Или вела его, контуженного, в тыл,

Ты потихоньку плакала в сторонке,

А он тебя всегда любил.

Вед.1. О, девушка, как много видела ты горя,

Как долго ты месила фронтовую грязь!

Но улыбалась ты всегда тому, который

Ругал войну, от боли матерясь.

Вед.2. Ты много неудобств на фронте испытала,

Но сохранила нежность и любовь!

И слышал я, солдат, как ты шептала:

«Когда же перестанет литься кровь?..»

Вед.3. Сергей Петрович Волков прожил трудную, но счастливую жизнь. Значительно много сделал для Родины, доблестно защищая её от врагов. Работая учителем, всю душу отдавал детям. В последний путь его провожали в 1977 году всей школой…

(грустная музыка «Ты же выжил, Солдат» /             /слайды)

Вед.4.  Есть в Газимурском Заводе музей боевой славы земляков, созданный в 60-е годы по инициативе учителя-фронтовика Феодосия Никифоровича Резанова. Здесь собраны редкие документы, ордена и медали, отданные фронтовиками на хранение, пожелтевшие письма с фронта и на фронт, фотографии, вырезки из фронтовых газет, личные вещи земляков, солдат и командиров Великой Отечественной.

(«А степная трава пахнет горечью…»)

Вед.5.  Бывшему учителю, Герою Советского Союза - Сергею Петровичу Волкову в музее отведено почетное место. Его имя носит одна из улиц райцентра.

                                      Вед.6. Так дед помог мне объяснить,

Что значит улица села,

Что значит память человека,

Что значат добрые дела…

Вед.1. Я ордена, медали видел в музее,

Что в райцентре нашем,

Звезду  Победы, что вручили

Отцу – герою, нет дел краше!

                                        Вед.2.  Я расскажу  об этом детям,

О подвигах односельчан,

О славной  жертвенной победе,

О тех, кто мир для нас создал!..



Предварительный просмотр:

Литературный вечер «Отговорила роща золотая», посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина.

--Тихо звучит красивая музыка. – Слайд 1 – портрет Сергея Есенина.

В 1. В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёз и синий рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»

Всей России встают черты…

В2.  Дорогие ребята и учителя,  уважаемые гости, сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, посвященной двухсотсемилетию со дня рождения Сергея Александровича Есенина - великого русского поэта 20 века, чтобы почитать его стихи, послушать песни…

В1. Предлагаем вам слушать внимательно всё, что будут говорить на сцене, внимательно смотреть всё, что предлагается для просмотра! Дело в том, что в течении вечера будут проходить небольшие викторины по теме сегодняшнего мероприятия (да и дома каждый класс должен был подготовиться), вам будут заданы вопросы, за ответы на которые каждый класс будет зарабатывать себе баллы. Итак, мы начинаем!!!

В2. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин.

Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.

Далее идёт презентация №1 с параллельным прочтением стихов Димой и Вадимом (под тихую мелодию).

В1. Отец Сергея Есенина – Александр Никитич, мать – Татьяна Фёдоровна – крестьяне. (Презентация №2) Сл. 3. Детство поэт провёл у деда и бабки по матери в другой части села Сл. 4, 5. В автобиографии Сергей Есенин писал: «… Я был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Сл. 6. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку». Сл. 7.

В2. «Потом, - вспоминает далее Сергей Есенин, - меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх!!! Ну куда ты годишься???» После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками…» Сл.11.

В1. Вот так, неотделимо от родной природы, проходило детство Есенина. И, естественно, что мальчика с раннего детства окружали животные. Ни одна крестьянская семья не обходилась без них. Корова была кормилицей семья, лошадь – работница в хозяйстве, собака – сторож в доме, помощник и просто друг человека, кошка ловила мышей, то есть оберегала зерно и весь урожай от порчи, да и просто создавала уют в доме Сл 13. Поэтому судьба каждого живого существа, каждой пташки малой волнует поэта Сл. 14.  Послушайте, с какой любовью Есенин писал о животных:… (чтение стихов о животных 2-3 «Поет зима – аукает (Никита Б) и др.)

В2. Сергей Есенин начал писать стихи с 9 лет. Очень любил Сережа бывать в доме селького священника Иоанна Смирнова. Во время учебы в Константиновском земском училище пономарил в храме, помогал отцу Иоанну в алтаре. Очень любил богослужение, в 1905 году Великим постом бывал в храме ежедневно. Сельскую школу Есенин окончил с похвальным листом и поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу-интернат. В воскресные и праздничные дни неукоснительно бывал на богослужении в Спасо-Преображенском храме села Спас-Клепики. Также, как и в родном селе, пономарил, любил бывать на службе. В стихах он пишет:

     Пойду в скуфье смиренным иноком

     Иль белобрысым босяком -

     Туда, где льется по равнинам

     Березовое молоко.

и

Я поверил от рожденья

     В Богородицын покров [50].

- (включить концертный номер)

В1. Сл.15. На селе был первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках. Бабка его бранила, а дед заступался, именно он научил его, как кулак держать, чтобы угодить противнику в висок. Сл.16, 17.

Говорят: то, что приобрёл в детстве, приобрёл на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил сыновью привязанность к родной земле.

- слушаем стихи поэта о Родине («Низкий дом с голубыми ставнями…» и др.) и наш кл. и др., кто готовился. Сл.18,19.

- включить концертный номер…

В2. В 1912 году Сергей покинул родной дом и уехал в Москву. Ему 17 лет. Он очень красив и очень талантлив. Копна золотых волос и голубые васильковые глаза. И он очень хотел добиться признания на поэтическом поприще. Однако, отец устроил его на работу в мясную лавку купца Крылова, намереваясь к осени определить сына в Московский учительский институт. Но этим планам не суждено было сбыться. Сергей все же пошел на конфликт с отцом, ушел с работы в лавке и устроился сначала продавцом в книжный магазин, а затем в типографию И.Д.Сытина. Но вскоре Есенина заметили как выдающегося златовласого поэта деревни и он занялся чисто литературой, как мечтал.

В 1916 Сергей Есенин был призван на военную службу, работал в военном госпитале.

Вы, наверное, почувствовали, что во всех стихах Сергея Есенина оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни – все открывает поэту свои тайны. Сл. 20.

- танец 7 б под песню «Отговорила роща золотая» или чей-то номер… Сл. 21.

- Рустам читает «Сыплет черёмуха снегом…» «Белая берёза»

В1.Есенинская берёза, есенинская черёмуха, есенинский клён. Эти образы давно вошли в народное сознание.

- исполняется песня «Клён ты мой опавший».

В2. Есенин любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие европейские страны, жил в Америке. Но где бы он ни был, его всегда тянуло на Родину, к родным берёзкам, к доброй и светлой улыбке матери Сл. 22. Что бы не происходило с поэтом, он всегда был уверен в том, что его очень любит и всегда ждёт родная мать, что именно она в любую минуту жизни - простит его и поймёт.

В1. «Письмо матери» - одно из самых популярных произведений Есенина. Оно положено на музыку разными композиторами. Только дома, в дорогом Константинове, он по-настоящему отдыхал. Не случайно самые нежные строки Есенина посвящены матери: «Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать!»

- Стих-е «Письмо матери» читает Сергей (Сл.22).

В2. Огромную часть творчества Сергея Есенина занимает тема любви. Поэт часто влюблялся, очень любил и его любили женщины и часто страдали от неразделённой любви.

-звучит либо стихотворение о любви, либо концертный номер с песней о любви (Сл.23-27).

В1. Не всё удавалось в жизни легко Сергею Есенину. Он часто испытывал чувство одиночества и страдал. Не принял революцию, переживал, что страдает Россия. Писал, не боясь выражать напрямую свою точку зрения…

В2. Возможно и погиб из-за этого… Смерть его полна загадок, и существует много версий гибели. Дело в том, что в ночь с 27-28 декабря 1925 года, как отмечают многие источники, поэт покончил с собой в гостинице «Англетер», не мог справиться с душевными терзаниями.

В1. Существует также версия, что его убили, т.к. за ним следили, преследовали, запрещали свободно писать, мыслить, критиковать власть, чего он не боялся, но чувствовал, что скоро его уберут. Самоубийство подстроили, и сейчас это доказано.

В2. Сергей Есенин – глубоко православный человек, чистый сердцем! Мы убедились сегодня, что много добра и любви в его стихах! Поэт очень любил жизнь, он не мог просто так уйти, оставил в гостинице кровью написанные строчки:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей. Сл.28-31.

- концертный номер - грустная композиция, если есть «Не жалею…»

В1. Дорогие гости, наша литературная гостиная подходит к закрытию. Хотелось бы надеяться, чтобы вы поняли, что Сергей Есенин – уникальный поэт 20 века, приходил в наш мир с тем, чтобы поведать нам о земном и высоком, о духовном, о чистоте и правде, о любви и добре ко всему, что нас окружает – Отечеству, Родителям, людям, животным, природе, лесам, полям, лугам, цветам, садам, деревьям… Он прожил всего 30 лет, казалось бы совсем немного, но оставил после себя огромное достояние русской культуры и об этом не нужно забывать!!!

В1В2: Спасибо за внимание!!! Спасибо всем выступающим! А сейчас готовим зал для дискотеки! Жюри подведёт итоги сегодняшнего мероприятия.

     * * *

Я странник убогий

С вечерней звездой

Пою я о Боге

Касаткой степной.

На шелковом блюде

Опада осин,

Послухайте, люди,

Ухлюпы трясин.

Ширком в луговины,

Целуя сосну,

Поют быстровины

Про рай и весну.

Я странник убогий

Молюсь в синеву.

На палой дороге

Ложуся в траву.

Покоюся сладко

Меж росновых бус;

На сердце лампадка,

А в сердце Исус.

* * *

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

1914

* * *

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Это написал человек, которому 25-26 лет…

* * *

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.

Вот при такой же луне без слов,

Шапку из кошки на лоб нахлобучив,

Тайно покинул я отчий кров.

Снова вернулся я в край родимый.

Кто меня помнит? Кто позабыл?

Грустно стою я, как странник гонимый, -

Старый хозяин своей избы.

Молча я комкаю новую шапку,

Не по душе мне соболий мех.

Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,

Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,

Как в этой жизни радей не радей, -

Вот почему так тянусь я к людям,

Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал

И, улыбаясь, душой погас, -

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

<1925 год>

27 декабря 1912 года в Ленинграде Есенин был убит сотрудниками ОГПУ.



Предварительный просмотр:

        Литературная композиция        

Разработала  мероприятие:

 Шишмарёва А.В.

«МЫ ПОМНИМ!!! МЫ НЕ ЗАБУДЕМ!!!»

(в процессе композиции звучит фоновая музыка)

  1. Звучит песня А. Розенбаума «Красная стена»

Чтец 1: Говорят, что в  третьем тысячелетье

Изменилось все на огромной планете:

Изменились законы, изменились понятья,

Увлеченья, пристрастия, виды занятий…

Что другая растёт молодёжь и что ей

Никакого нет дела до дедовских дней,

Будто ей наплевать на историю в целом,

Что ей память чужда, в ней душа оскудела.

Что стоят равнодушно у Красной стены

Внуки, правнуки светлых героев войны…

Только это неправда, а жуткая ложь:

Помнит нынешняя молодёжь…

Помнит и никогда не забудет,

Потому что без памяти жизни не будет.

  1. Ф. Шопен «Ноктюрн»

Голос за сценой: История Великой Отечественной войны, самой народной и воистину самой священной из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Память: Ещё живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

Совесть: Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о том времени.

История: Конечно, историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

Память: Но они не могут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой разорвало сестру и брата.

Совесть: В какой ужас приходила десятилетняя прачка, когда из груды солдатской одежды, привезённой ей для чистки и стирки, выпадали рваные кусочки мяса, человеческой плоти.

История: Об этом могут рассказать они сами.

Память: Те, кто видел ту войну.

Совесть: Те, кто ещё живы.

  1. Фоновая музыка

Чтец 2-дев.: Шло детство. Поспела клубника.

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

Чтец 3-дев.: В 1941 году я закончила 1 класс с отличием. На октябрятской линейке меня наградили большой шоколадкой. Когда на каникулах ехала к бабушке, в поезде узнала, что началась война. Особого значения я этому слову не придала и лишь когда в августе вернулась домой от бабушки и увидела мамины глаза (папу призвали на фронт), поняла, что война – страшное слово…

4 Громко музыка

Чтец 4-й: Когда началась война, мне было восемь лет. Я очень хорошо помню этот день. Погода была солнечная. Я с трёхлетним братиком Юрой играла во дворе, прыгала, забавляла его. Вдруг слышу гудки заводские. Гудят тревожно, с перерывом. Стало как-то не по себе, я схватила Юру на руки и побежала в дом. Слышу по радио, что началась война. Радио было у клуба, на стадионе, на рынке. Люди останавливались на улице и целыми толпами слушали радио. Читал Левитан, его голос до сих пор стоит в ушах.

5 Музыка Е. Доги «Фантазия»

Чтец 5-й: О, детство! Нет, я в детстве не был,

Я сразу в мужество шагнул,

Я молча ненавидел небо

За чёрный крест, за смертный гул.

И тем военным днём кровавым

Мне жёлтый ивовый листок

Казался лишь осколком ржавым,

Вонзившимся у самых ног.

И в месте том, огнём обвитом,

В два пальца сатана свистел…

Мне было страшно быть убитым…

Я жить и вырасти хотел!

6 Фоновая музыка

Чтец 6-й: Люди спасались как могли, рыли окопы. Много добровольцев уходило на фронт. Фашисты были всё ближе. Людей стали эвакуировать. Грузили по пять семей на машину, с собой брали только необходимое.

Чтец 4-й: Нас забрали к себе бабушка с дедушкой, но страшные налёты продолжались, и мы, чтобы выжить, перешли жить в норы и щели, которые вырыли в овраге. Однажды я с девочками заигралась и забыла о времени. Тут начался воздушный бой, какой ужас! Я что есть мочи побежала к нашей щели, но на беду на мне было белое платьице, немец заметил меня и начал за мной охотиться как за живой мишенью, стрелять. Я кубарем скатилась под откос, но то ли пуля задела меня, то ли я за что-то зацепилась, из ягодицы вырвало кусок. Лекарств не было, мама лечила меня солью – в открытую рану вставляла едкий солёный тампон. Ходить я не могла…

Музыка громко

Чтец 2-й: Что запомнилось больше всего – это постоянный страх и голод. Мы откапывали из-под снега убитых лошадей, отрезали куски и варили. Вся одежда превратилась в жалкие лохмотья. Мама сшила мне из солдатской шинели пальто, а из палатки – сапожки и тапочки.

Чтец 3-й: Особенно военные зимы были самыми трудными. Мы ели корни камыша, пекли на плите жёлуди. Многие умирали с голода. Моя подруга и её брат умерли страшной смертью. Опухли, невозможно было смотреть на них…

Чтец 5-й: За долгие четыре года войны, каждый час, чувствуя близ своего плеча дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечке, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на 20 лет, казалось, прожили их так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизни двум поколениям.

Чтец 6-й: Мы узнали, что мир прочен и зыбок, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка: тогда горизонт утонет в чёрно-багровой завесе дыма. Мы узнавали мир вместе с человеческим подвигом и страданиями. Кто из нас мог сказать раньше, что зелёная трава может стать фиолетовой, потом аспидно-чёрной и закручиваться спиралью, вянуть от разрывов танковых снарядов? Кто мог представить, что когда-нибудь увидит на белых женственных ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

Чтец 5-й: Из памяти не сотрутся разговоры в окопе перед атакой, страдание и слёзы в глазах 16-летней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме блиндажа, вокруг которого гудят прорывавшиеся немецкие танки, и то странное чувство, которое возникает, когда над головой трещит пулемётная очередь, убивающая жизнь.

Чтец 3-й: Мы одолели ту проклятую войну, потому что очень хотели жить!

Чтец 1-й: Уже семьдесят один год со дня Победы

Над яростной фашистскою ордой.

Её завоевали наши деды

Ценою жизни, страшною ценой.

За землю русскую, за Родину сражались,

За честь, за славу полковых знамён,

За жизнь детей, которые остались в тылу врага,

За матерей и жён…

Чтец 7: 9 мая – красивая дата:

Закончилась самая злая война.

9 мая – кровавая дата

Из самых кровавых на все времена.

За этою датой – не только победа,

А жуткий итог, что она подвела:

Весь мир ужаснулся. Он даже не ведал,

Насколько утрата бывает страшна.

27 миллионов уничтожены голодом или снарядом,

Стёрты с нашей земли

И в неё погребённые…

Как жестоко звучит: 27 миллионов.

Но когда среди них прадед твой или дед

(От него ордена у тебя и портрет),

То страшнее ещё цифра смертная эта,

И ты с этою болью живёшь на планете.

Если ж взять и прибавить из послевоенных,

Всех, кто умер от ран, то уже несомненно

27 миллионов превратятся не в 30, не в 40,

А больше…

И пишет страницы история всё непреклонней.

Хотя были вначале 27 миллионов.

История: Почему ты, Россия, не живёшь без войны?

Почему у тебя миллионы погибших?

Неужели и в будущем все мы должны

Хоронить, умирать, быть в убитых, в убивших?

Совесть: Не хочу погибать, не хочу убивать…

Нам достаточно крови в 20 столетии.

И Девятое мая мы хотим отмечать

Как один и единственный день наш победный.

Память: Хватит нашей земле обелисков уже.

Вечных светлых огней ей достаточно тоже…

Очень хочется мира и не только в душе…

Наша Светлая Родина, мы тебе поможем!

Песня Иван Р.

Чтец 2-й: Я где-то читала, что войну будут помнить до тех пор, пока не останется в живых ни одного её участника. А я уверена, что её будут помнить всегда. Одно поколение будет передавать свою память о ней другому и так до скончания века, пока на земле просто не останется ни одного человека. Но этого не будет никогда. И значит память о войне тоже не умрёт никогда.



Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера,

посвящённому празднованию двухсотлетия

со дня основания Царскосельского лицея,

в котором учился гений русской литературы -

– Александр Сергеевич Пушкин.

2 ведущий

  1. Здравствуйте, друзья! (вместе с Костей)

Костя

По техническим и др. причинам мы не смогли, к сожалению, встретиться раньше. Но сегодня, думаем, вы получите массу впечатлений от увиденного и услышанного! Просим внимать говорящим, не шуметь, внимательно смотреть и запоминать.

  1. Другом детства маленькому и подросшему уже потом Саше была няня Арина Родионовна – именно она сумела привить мальчику любовь к народной поэзии, сказкам, фольклору.

Костя

  1. Лицей стоял особняком среди учебных заведений того времени. Название его – лицей – пришло из Древней Греции, из Афин, где философы обучали своих воспитанников, ведя беседы с ними. Позже, в 18 веке, лицеи распространились в Западной Европе как средние учебные заведения.

Костя

  1. Шесть лет провёл А.С. Пушкин наряду с другими воспитанниками - И.И. Пущиным, В.К. Кюхельбекером, А.А. Дельвигом и другими в стенах лицея. Даже на каникулы их не  отпускали домой. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин!

Костя

(Уходите в сторону, за штору, ученик читает стих-е)

  1. Н.В. Гоголь писал: «…Пушкин был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический кубок, от которого как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг него их образовалось целое созвездие…»

      Костя

  1. Какую бы строчку мы не услышали, - с гордостью говорим: « ЭТО ПУШКИН!!!»

(выходят 8 чтецов) К Артём, Рустам, Дима, Костя, Света, Никита, Вова П и Вадим.

Костя

  1. Сказки Пушкина мы знаем:                   Мы расскажем вам сейчас

Любим очень и читаем,                           Про Балду и про попа,

Изучаем наизусть.                                    Как Балда попа исправил,

В них живёт наш русский дух!               Уважать свой труд заставил.

И одну из этих сказок

Костя

(далее, после слов Оксаны, чтение стихов)

- учащиеся 6 «б»

Чипизубов А. «Няне»

Соловьёв В. «Зимнее утро»

Данилов С. «Красавица»

Шемякин М. отрывок

Бянкин К. отрывок

Яковлев А. «Птичка»

Ёлгин А. «Зимняя дорога»

- желающие других классов

Объявление итогов конкурса, которые подводились в течении вечера

Костя

Таким образом, из всего прослушанного и увиденного здесь мы можем сделать вывод, что Царскосельский лицей когда-то выпустил из своих стен великого поэта, гениального писателя, глубокого философа и психолога А.С. Пушкина, которому мы многим обязаны.

Костя

До новых встреч!!! А сейчас дискотека! Пожалуйста все стулья отодвиньте к стене.



Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 70 л-ю Победы в ВОВ.

«Войне любовь не разделить…»

«Давным-давно была война…»

Давным-давно была война, но память нам на то дана,

Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.

И те, кому по двадцать лет, пусть знают,

Что глядят им вслед солдаты, солдаты, солдаты.

Годы, сколько б не шли,

Вечно помнить родной стране

Всё, что сделали вы

В этой войне,

В трудной войне,

В страшной войне…

1. Великая Отечественная война… Нет, наверное, ни одной семьи, в которую не ворвалось это страшное слово. Сотни тысяч семей провожали на войну своих сыновей, братьев и отцов. Из   Газимуро - Заводского  района  ушли на фронт 1749 человек. 1202 из них погибли. Многие неизвестно где преданы земле.  Всего с фронта ВОВ вернулось  547 газ - заводцев. И среди них есть герои.

2. Скоро майские зори в полях зацветут,

И вдоль старых окопов плывёт тишина,

Там когда-то гремела большая война.

Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая,

Разорённое утро и ночи без сна…

Чьё-то детство огнём опалила большая,

Не по детскому росту война.

3. Опалила война и судьбу Нины Наумовны, которая родилась в селе Корабль Газимуро-Заводского района.

4. Нет, это не заслуга, а удача -
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в день победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом:
А медали и прочие регалии - потом.
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшим счастьем школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

5. Нине Наумовне было всего 18, когда её призвали по мобилизации 21 августа 1941 года на курсы радистов Забайкальского Военного фронта № 9 в Чите. Оттуда в ноябре 1941 года Нину Наумовну направили с другими радистами-курсантами в 183 отделение связи около Улан-Удэ. Затем их перебросили в Монголию, где они обеспечивали связь. Сопровождали движение самолётов, следовавших на передовую, на линию фронта,  снарядами и бомбами.

6.  Семён Захарович Чупаков родился в Западной Сибири в 1918 году. До войны учился в Строительном техникуме. В 1939 году был взят в армию по специальному набору на сборный пункт, который находился в Борзе. Там прошёл курс молодого бойца и был направлен в 95 район Авиационного базирования. Потом перемещён в полковую школу.

7. На события Халхин-Гола Семён Захарович не попал, а был направлен в 1940 году старшим механиком узла связи Забайкальского Военного округа в Чите. В марте 1941 года старший механик 18 отделения радиостанции, в задачу которой входило сопровождение самолётов ТБ-3 от Комсомольска-на-Амуре до Красноярска. С 1943-1945 гг. находился с Отдельной ротой связи, командуя взводом, около Улан-Удэ. С июня 1944 года находился в Монголии.

«Ночь коротка»

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая Ваша рука.

После тревог

Спит городок.

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Хоть я с Вами совсем не знаком,

И далёко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного…

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоём,

Так скажите хоть слово,

Сам не знаю, о чём.

8. Нетрудно догадаться, что наших героев судьба свела именно в Монголии. Они находились в одном подразделении связи. Семён Захарович был командиром взвода, а Нина Наумовна – радистом.

9.                                    

  Зачем назвал меня любимой

Той долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить!

Любовь должна быть неделимой.

Она, как звёздный свет, бессмертна…

Любовь должна быть неделимой,

Войне любовь не разделить!

«Эхо любви»

Покроется небо пылинками звёзд,

И выгнутся ветки упруго,

Тебя я услышу за тысячу вёрст,

Мы эхо, мы эхо,

Мы долгое эхо друг дуга… 2 р.

И мне до тебя, где бы я не была,

Дотронуться сердцем не трудно.

Опять нас любовь за собой позвала,

Мы нежность, мы нежность,

Мы вечная нежность друг друга… 2 р.

10. Несмотря ни на что, всем смертям назло  Семён Захарович и Нина Наумовна решили стать мужем и женой.

И даже в краю наползающей тьмы,

За гранью смертельного круга,

Я знаю, с тобой не расстанемся мы,

Мы память, мы память,

Мы звёздная память друг друга… 2 р.                                                    Мы эхо, мы эхо,

                                                                                                              Мы долгое эхо друг дуга… 2 р.

  1. Во время войны с Японией Семён Захарович и Нина Наумовна обеспечивали полёты самолётов на Солуньском направлении вблизи Хингана. Именно Победа Забайкальского фронта в Маньчжурской стратегической операции обеспечила Победу над японским милитаризмом. 

  1. Великая Отечественная война для супругов Чупаковых закончилась в августе 1945 года. Они были награждены медалями За Победу над Японией; в одно время демобилизовались и прибыли в Газимурский Завод, никогда больше не разлучались, жили в любви и согласии долгие годы, вырастили двух прекрасных детей.  

«Если завтра война»

Перед вечным огнём в карауле почётном парнишка.

В зыбком мареве блещет на новой пилотке звезда.

Про войну он читал только в старых потрёпанных книжках,

Но внезапно подумал: «А что если завтра война?»

Если завтра война. Если в небе раскаты не грома.

И пожарища дым вместо яркого света зарниц.

Если завтра война. И девчонка с соседнего дома

Красный крест повязала над веером пышных ресниц.

Если завтра война, и на месте песочниц окопы.

Детский крик во дворе, и ни капельки радости в нём.

Вместо снега сквозь тучи заходят в пике самолёты.

Если завтра война, так зачем мы сегодня живём?

Так зачем этот мир создавали народы веками?

Так зачем в синем небе воздушный полощется змей?

Так зачем засевали мы Землю полями, садами?

И зачем в старых парках так много тенистых аллей?

Перед вечным огнём в карауле почётном парнишка.

В зыбком мареве блещет на новой пилотке звезда.

Про войну он читал только в старых потрёпанных книжках.

Пусть же он не увидит её наяву никогда...

  1. Очень страшно становится, если

Слышишь жуткое слово – война.

Над планетой, над целым миром

Тянет чёрные руки она.

Разве это нужно кому-то,

Чтоб горели огнём города,

Чтобы дети прятались в страхе

И забыли про свет навсегда?

  1. В последний час, во тьме, в огне,

Пусть сердце не забудет:

Нет оправдания войне!

И никогда не будет.

Так будем жить,

Встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память – верьте, люди, -

Всей земле нужна!

"Если мы войну забудем,

Вновь придет война! "



Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера,

 посвященного авторской песне «Возьмёмся за руки, друзья!»

На сцену выходят несколько Ведущих:

– Самодеятельная песня. Что же это за явление? Сегодня  уже можно говорить о самодеятельной песне как о явлении историческом, культурном, искусствоведческом.

– Удивительно, что для обозначения  этих песен используется несколько  определений: авторские, студенческие, туристские, и каждое их  них  отражает  какую-нибудь  грань  или  сторону этого явления

– Мы слышим  их  в исполнении  авторов и просто  любящих  петь  знакомых  и незнакомых людей, мы слышим их  в поездах, командировках, на слетах и фестивалях, в походах у костра, на концертах в огромных  залах или вечерах.

– Традиция создавать песни с ярко  выраженной авторской  позицией  существовала давно. Вспомним «Смело товарищи в ногу» или «Там, вдали  за рекой». Песни, сочиняемые непрофессиональными музыкантами, появились  в предвоенные и в военные годы.

– Но когда говорят о современном жанре самодеятельной (авторской) песни как о массовом движении, мы вспоминаем 50-60 годы.

– Это было время, когда люди особенно стремились честности, правдивости, вниманию к душевному миру человека. Вспомним 50годы. Все смотрели 2Балладу о солдате», «Весну на Заречной улице» и «летят журавли», зачитывались В.Дудинцевым и Ю.Бондаревым, ходили в Современник». А молодые поэты А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко декламировали свои стихи прямо на площадях и стадионах.

Демонстрируются отрывки их художественных фильмов, запись выступлений Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной.

– В потоке блистательных имен отнюдь не затерялись, казалось бы негромкие голоса Юрия Визбора, Ады Якушевой, Булата Окуджавы.

– В Москве и Ленинграде, Челябинске и Казани, Одессе и Свердловске стаи возникать КСП (клубы самодеятельной песни). Песенное творчество превратилось в массовое общественное движение, объединившее в свои ряды тысячи любителей самодеятельных песен.

– Однако чем песня жива, почему она привлекает людей? Должна быть  хорошей музыка? Да. Хорошим текст? Да. Хорошим исполнение? Да. Но  почему все-таки нередко остаются на десятилетия и века песни, казалось бы, бесхитростные по тексту и напеву?

– Конечно, в песнях, создаваемых инженерами, геологами, рабочими, конечно, возможны литературные и музыкальные огрехи, да их  и не всегда полезно  исправлять. Ценность их в том, что авторы стремятся отобразить мир таким, каков он есть на самом деле…без шаблона, без фальши.

– Самодеятельная песня жива людьми, которые хотят ее петь или слушать, и теми, у которых есть  особый дар создавать песни. Пройдет время – и по голосам бардов будущие поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших проблемах и отношении к ним.

– Вот уже три поколения тянутся ко всему живому, что есть в самодеятельных  песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим. Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет  совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически  Евгений Клячкин. Юрий Визбор – это  распахнутые ветра, простор  равнин, вечность гор, Ада Якушева – сама женственность, Александр  Городницкий – сама  мужественность, Виктор Берковский – темперамент и экспрессия, Сергей Никитин – мелодичность, задушевность и затаенностью

– И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши. Сегодня эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.

– Что  же касается того, что самодеятельные песни называют туристскими, то действительно – многие из них рождены именно в дороге или по впечатлениям от походов, путешествий, экскурсий, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах.

– Туристские песни – это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, кострах. Говоря об этих песнях, надо, прежде всего, говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь  миром во  всем его  многообразии не только через экран телевизора. Ведь туризм для многих людей – не хобби, не развлечение, а образ жизни.

– Сами же туристы, альпинисты, геологи, путешественники никогда не делят  обширный мир  песен на песни туристские и не туристские.

– И звучат эти разнообразные по тематике песни  от Кавказа до Печоры, от Сахалина до Ужгорода, на всех  широтах и меридианах. Звучат, переполненные истинного патриотизма, мужества, романтики непременно юмора.

Демонстрируется отрывок из концерта авторской песни на Грушинском фестивале.

– Семь основных нот в музыке, семь цветов радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии этих песен.

– Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой на фронтах Великой Отечественной войны. Сильна нота памяти  минувшей войны. Немало песен о войне, созданных уже в мирное время, написанных участниками, известными поэтами М.Анчаровым и Б.Окуджавой и др.

Звучат  песни В.Высоцкого «Он  не вернулся из  боя», В.Егорова «Облака», С.Никитина и С.Крылова «Маленький трубач» в исполнении учащихся.

– Оранжевый и желтые цвета сливаются в один – золотой: цвет  фантазии, мест, романтики. Романтическая традиция в самодеятельной песне отражает  святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда, где он не был, где можно узнать что-то новое, неизвестное.

Звучат песни Ю.Кукина «За туманом), В.Канера «А все кончается», С.Никитина «Брич-Мулла», Ю.Визбора «Домбайский вальс».

– И зеленый необычайно интенсивен  в палитре красок самодеятельных Только из песен о природе можно составить большой тематический сборник, ведь раздумья о природе – повод для размышления о любви и разлуке, о трудностях и превратностях, свойственных жизни песен.

Звучат песни Е.Бачурина «Дерева», А.Якушевой « В речке каменной», А.Городницкого «Снег».

– Два последующих цвета невольно напоминают о прогулках влюбленных под луной, о мягком свете звезд. В этих песнях все оттенки любовного  чувства, которые доступны человеку. В них  поют о любви цветущей, о любви ушедшей, о предчувствии любви. Существует  много  песен  о любви неразделенной, о любви бесшабашной. Поют и в шутку и всерьез.

Песни Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Миляева «Весеннее танго», А.Якушевой «Ты – мое дыхание», С.Никитина «Под музыку Вивальди», «Если у вас нету тети», А.Городницкого «Перекаты».

– Но не всегда жизнь воспринимается человеком лишь  в мажоре. Как нет радуги без  фиолетового цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно сопровождаются разлуками и ожиданиями. А значит всегда жива тоска по дому, грусть от разлуки с любимыми  и друзьями.

В заключение  звучит песня Ю.Визбора «Солнышко лесное» исполнении учащихся, гостей, зрителей.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА

«Возьмёмся за руки, друзья!»

В1

Добрый вечер, дорогие гости нашей литературной гостиной! Наша сегодняшняя встреча посвящена авторской (бардовской) песне.

В2

Мы подробно познакомимся с этим жанром! Поговорим об известных бардах-исполнителях, и все вместе попоём некоторые песни!

В3

Что же такое авторская песня?

В4

Авторские песни – это песни, создаваемые в основном непрофессиональными авторами. Чаще всего автором стихов и музыки, аккомпаниатором и исполнителем является один человек. Такие песни отличаются широтой охвата личных и общественных явлений, социальной активностью и правдивостью, высотой нравственных критериев.

В1

Первоначально такие песни писались для исполнения в дружеских компаниях, студентами в общежитии, в туристических походах и геологических  экспедициях. Часто они предназначались для узкого круга «своих» -коллег, друзей, единомышленников…

В2

Обычно вдали от городов разбивали палатки, разводили костер и –пели…Эти слеты самодеятельной песни стали традицией, и каждый слет открывался этой песней…( «Изгиб гитары желтой» Олега Митяева.)

-Звучит мелодия (караоке), поёт весь зал, кто громче и красивее???

В3

Принято считать, что движение авторской песни – это наше отечественное явление, возникшее в 50-е годы как глоток свободы и правды на фоне тоталитарного режима. Однако в целом это явление общемировое и существует уже тысячи лет. Проследим истоки авторской песни.

В4

Уже в IX веке в Исландии существовала поэзия скальдов. В X-XV веках миннезингеры, мейстерзингеры и трубадуры оставили записи своих стихов и нотных знаков. В крупных городах средневековой Германии появляются своеобразные клубы, где ремесленники исполняют свои собственные сочинения.

В1

В 1157 году в Киеве появилась пергаментная книга-песенник, где над строками кириллицы были воспроизведены музыкальные знаки. 1187 год – дата создания знаменитого «Слова о полку Игореве», написанного в ритмически – напевной форме. В XVI веке появился стихирарь «Творения Царя Иоанна, деспота Московского», в котором тексты и музыка написаны собственноручно Иваном Грозным.

В2

Авторская или, как называли ее сами создатели, самодеятельная песня зародилась в конце 50-х в Московском государственном педагогическом институте, где одновременно учились и писали свои песни-стихи известные барды, одним из которых является Юрий Визбор - центральная фигура ранней авторской песни.

-выступает класс, который готовил информацию о Юрии Визборе?

В3

Расцвет авторской песни пришелся на 60-70-е годы. Наравне с именами уже известных авторов зазвучали песни Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Дольского, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Суханова, В. Долиной, Ю. Лореса и других.

- выст. класса о Б. Окуджаве.

- выступ. класса о В. Высоцком, или прослушивание их песен.

В4

В последние годы появились имена многих талантливых авторов, чьи песни, возможно, тоже станут классикой:  О. Митяева, Александра Вертинского, Александра Галича, Виктора Цоя, Игоря Талькова, Александра Розенбаума, М. Коноплева, А. Софронова и других.

-включить сообщ. + презентация любого текста об одном из перечисл. бардах.

В1

Авторы и исполнители бардовских песен объединялись по всей стране в группы или клубы Самодеятельной Песни - КСП. Их основная задача – собрать вместе авторов и слушателей, найти новых талантливых исполнителей, помочь молодым. Традиция создания самодеятельных песен жива до сих пор. Так на телеканале РОССИЯ проходит по пятницам музыкальная программа ХИТ, центральным звеном которой является авторская песня.

В2

Как вы уже поняли из прослушанных сегодня песен, лирический герой авторской песни – это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов. Его мир - это горы, тайга, нехоженые пространства. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.

В3

Авторская песня хороша в «живом» исполнении. Чтобы послушать любимых бардов, а также пожить «палаточной» жизнью, поклонники «песни у костра» посещают различные фестивали авторской песни. Вот лишь некоторые из них:

В4:

Международный фестиваль авторской песни «Петербургский аккорд»;

Всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле»;

Смоленский фестиваль авторской песни;

Новокузнецкий фестиваль авторской песни;

Ильменский фестиваль авторской песни;

Орский фестиваль авторской песни.

В1:

Каждый год в начале июля тысячи людей из разных концов страны заполняют небольшое пространство на Мастрюковских озерах, между Самарой и Тольятти, разбивают лагеря, жгут костры и поют песни. Так проходит настоящий праздник авторской песни – Грушинский фестиваль, носящий имя Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, автора-исполнителя, погибшего на реке Уде, спасая детей с перевернувшейся лодки.

В 2 :

Вот уже 31-й год на берегу Ильменского озера проходит известный на всю Россию фестиваль авторской песни. За это время его посетило более полумиллиона человек. Только на официальных площадках было спето около 400000 песен.

Имя Олега Митяева уже давно неразрывно связано с Ильменским фестивалем. Постоянно заканчивается фестиваль песней: «Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретимся с тобою?»

- слушаем эту песню и подпеваем!

В3:Уважаемые гости, знать авторские песни важно, так как они  стали звеном, связавшим почти три поколения. Произведения, написанные в 60-х годах, поются внуками тех, кто был авторами. По-прежнему популярны «Перевал», «Серега Санин», «Милая моя» Ю. Визбора, «Люди идут по свету» Р. Ченборисовой, «Мы с тобой давно уже не те» Г. Аделунга и другие. Постепенно стираются границы между авторской и профессиональной песней. Все чаще в список бардовских попадают песни Андрея Макаревича, Юрия Шевчука, Александра Иванова, Бориса Гребенщикова, хотя их принято считать представителями русского рока. Появилось даже понятие бард-рока, жанра, возникшего на границе слияния самодеятельной песни и рок-музыки.

В4

В авторских, самодеятельных песнях есть всё самое живое, естественное, душевное. Давайте сейчас друг другу подарим эту теплоту и возьмёмся за руки, друзья!

-Поём песню!!!

В1 До новых встреч!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Отряд ЮИД в действии» Сценарий творческого выступления «Новые приключения кота Базилио и лисы Алисы»

Сценарий творческого выступления на городском конкурсе «Люблю тебя, Россия»в номинации «Агитбригада «Отряд ЮИД в действии» «Новые приключения кота Базилио и лисы...

Сценарий творческого выступления на конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Сценарий представляет собой авторскую разработку. Большинство стихотворений и переделка песни мои собственные. Отражает направление воспитательной работы "Классный руководитель - воспитатель патриота ...

Сценарий творческого выступления отряда ЮИД "Радуга" на тему "Отряд ЮИД в действии"

Сценарий творческого выступления направлен на то, чтобы привлечь учащихся в отряды ЮИД и предостеречь пешеходов и водителей от возможной опасности на дороге. Отряды юных инспекторов движения – доброво...

СЦЕНАРИЙ ТВОРЧЕСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ АГИТБРИГАДЫ ЮИДа команды «ПОДОРОЖНИКИ» 5-6 класс

Агитбригада юных инспекторов дорожного движениякоманда «ПОДОРОЖНИКИ» Под музыку команда выходит на сцену. Встаёт в ряд.1 участник: Юные инспекторы дорожного движенияНа празднике приветствуют всех...

Сценарий творческого выступления по ПДД

Сценарий творческого выступления агитбригады «Островок безопасности» учащихся 5 «Б» класса в районном конкурсе творческих выступлений «Друзья дороги»...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...