А.А. Огородников и Н.С. Иванова "А песни ходят на войну"
методическая разработка
А.А. Огородников и Н.С. Иванова
А песни ходят на войну
Сценарий театрализованного представления для школьников,
посвящённого Дню Победы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.А. Огородников и Н.С. Иванова
А песни ходят на войну
Сценарий театрализованного представления для школьников,
посвящённого Дню Победы.
слайд 2 Видеофильм с видами современного города, с переходом на, летящих в небе, журавлей. Затем демонстрируются виды памятников с журавлями, посвящённых Победе. На сцене работают актёры в пластической композиции с бумажными журавликами в руках.
Диктор: Есть в мире праздник Белых Журавлей.
Не потому, что к югу косяками.
А в честь бойцов, которые с полей
Не возвратились целыми полками.
Все полегли, уйдя в расцвете сил.
А многие - безусыми юнцами.
Но для себя о том бы попросил –
Хочу сравняться с ними, как с отцами.
Я думаю, солдат, что пал в бою,
Как Белый Ангел машет нам крылами.
И стих о Журавлях ему дарю.
Ведь это птица-символ. Память с нами.
Алена: Журавль в небе – символ прекрасной и не всегда осуществимой мечты. Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Не случайно в разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника белым журавлям. Это нас объединяет память, общая история, общее родство.
Праздник Белых Журавлей – один из самых романтичных праздников. Такое бывает крайне редко, когда праздник рождается из песни, а песня родилась у памятника погибшим воинам.
Мы станем старше, проще и грубей,
Всё будем знать и многое уметь,
Но жизнь, прошу: «Дай крылья улететь
С прозрачной стаей белых журавлей!
Который год по небу клин летает,
И, знаю я, в том нет его вины,
Что каждый день с собою забирает,
Героев, возвратившихся с войны».
Песня «Журавли» – М. Бернес, затем фрагмент песни «А песни ходят на войну» + фон «Дороги»
Стас: Я б о песне продолжал рассказ...
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.
Вероника: Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете...
Андрей: Трижды славен их нелегкий путь
Алена: И народ, создавший песни эти!
Слайд 3
Саша: В нее стреляет миномет,
Леша: Её сечет граната,
Алена: А песня – влёт. И все поет,
И все ведет солдата.
Саша: В нее стреляют сто полков,
Леша: Висит разрывов проседь…
Алена: Но в мире нет таких стрелков,
ВСЕ: Чтоб мир обезголосить. (Сергей Островой)
Включается голос Левитана, взрывы, фрагмент письма к дочери из кинофильма по А. Гайдару «Клятва Тимура».
Алена: Все вынесем: ночей бессонных стужу.
И непроглядный мрак, и едкий дым,
Но мы из рук не выпустим оружья,
Переживем, пробьемся, победим! (Н. Браун)
ВЕД.1: Москва летом 1941г. – настороженная, собранная, готовая к обороне. Колонны бойцов уходят на фронт. Сводки Совинформбюро тревожно передают: «После тяжелых кровопролитных боев наши войска оставили…»
ВЕД.2: Напряженно живет в первые дни войны краснознаменный ансамбль песни и пляски. Часть артистов уже выступает на передовой, остальные работают в Москве.
Слайд 4 Лебедев-Кумач
Политработник (Смирнов): (с газетой в руках) Александр Васильевич, - к руководителю подходит политработник, - Тут есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишете песню?»
Композитор (Сергей): Прочитав текст, композитор забыл обо всем на свете. 25 июня1941 года с Белорусского вокзала уходят на фронт эшелоны. В зале ожидания построился Краснознаменный ансамбль. Дирижер взмахнул палочкой, и суровая энергичная песня потрясла вокзальные своды. Слушатели не скрывали слез, а «Священная война» звучала пять раз подряд, зовя бойцов без пощады драться «с фашистской силой темною, с проклятою ордой».
ВЕД.1: Из воспоминаний генерал-майора запаса А. Кроника, командира стрелковой дивизии:
Кроник (Егор): «Когда зазвучала написанная Александровым, ставшая подлинно народной песней, «Священная война», трепет душевного волнения охватил всех солдат и офицеров, безусых добровольцев и усатых, израненных в боях бывших солдат. Каждый крепче сжимал свое оружие. Лица посуровели, я смотрел на солдат и офицеров – моих боевых друзей-воинов и чувствовал сердцем их готовность к суровым боям». («Концерт перед боем» - Ленинградское знамя, 1963г. 12 апреля).
ВЕД.2: Из обращения А.В. Александрова к членам ансамбля:
Композитор (Сергей): «Мы – бойцы Красной Армии. Нам с вами дано прекрасное боевое оружие – песни. Слайд 5 А.В. Александров И пусть каждое наше выступление будет грозным ударом по врагу».
Кадры: Историческая хроника «Священная война». Александров
Вероника: На вид она не очень-то крепка,
Когда дитя качает в колыбели,
Но как, друзья, сильна она на деле,
Заботливая женская рука.
Под градом пуль, под орудийный гром,
Под гул артиллерийского прибоя
Она бесстрашно вынесет из боя
И раны перевяжет под огнем. В. Инбер.
ВЕД.1: Солдату нужна эта рука, поддержка, ожидание и вера, как патроны, медикаменты, фронтовой паек и кисет с махоркой. И как песня.
Слайд 6 композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский
ВЕД.2: Такая, как «Катюша», которая сложилась у композитора Матвея Блантера и поэта Михаила Исаковского еще до войны, в 1938 году.
ВЕД.1: Вспоминает Михаил Васильевич Исаковский: Слайд 7
Исаковский (Егор): «Время тогда было тревожное. Мы уже предчувствовали войну. Еще пылало ее пламя в Испании, Красная армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан, не очень спокойно было и на западных наших границах». («Вечерний Ленинград» 1968г. 2 марта)
ВЕД.2: Премьера песни состоялось в Колонном зале Дома Союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой ее исполнительнице, Слайд 8 Валентине Батищевой пришлось бисировать песню дважды!
Видео с песней «Катюша» переходящей в фон.
ВЕД.1: Когда началась Великая Отечественная Война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым, песенным именем советские солдаты называли грозное оружие, от которого фашистов оторопь брала.
ВЕД.2: Песня Матвея Блантера завоевала симпатии всего мира.
ВЕД.1: В Италии она стала боевым гимном партизан,
ВЕД.2: В Болгарии - партизанским паролем,
ВЕД.1: во Франции – песней бойцов сопротивления.
ВЕД.2: А для нас символом женской верности. Слайд 9
Блантер «Катюша». Исполняется Караоке с залом
Слайд 10
Стас: Ей ведома лопата и кирка,
Она копает рвы, кладет настилы,
Она работает с неженской силы,
Заботливая женская рука.
Амин: Открытая – все жилки в ней видны,
Бесхитростная – вся, как на ладони…
Артем: Но горе тем, кто честь ее затронет,
Кто посягнет на мир ее страны,
Никита: Она ответит щелканьем курка,
Движением затвора… чем придется,
Миша Др.: Враг не уйдет. Она не промахнется,
ВСЕ: Заботливая женская рука.
ВЕД.1: Хрупкие и выносливые женские плечи укрывал синий платочек – подарок мужа, сына, брата, любимого.
В руках – синий платочек. Передают друг другу. Слайд 11
ВЕД.2: Неприметен «Синий платочек» Ежи Петербургского с очень незамысловатыми словами Якова Галицкого, но песней, которая появилась в 1940 году «заболела» вся Москва.
ВЕД.1: Грянула война. Зазвучали боевые маршевые песни. Однако, не забылся и незатейливый «Синий платочек» с измененными солдатскими словами:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война.
ВЕД.2: Вспоминает Клавдия Ивановна Шульженко:
Слайд 12
Шульженко (Сапожникова): «Синий платочек» в довоенном варианте мне понравился – легкий мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся. Но текст его меня не заинтересовал, показался банальным».
ВЕД.1: В первые дни войны Шульженко выехала на фронт. Зимой 1942г. она выступала в гостях на легендарной Дороге жизни – Ладоге.
Шульженко (Сапожникова): Я пела для тех, кто днем и ночью дежурил на Дороге Жизни, ремонтировал ее, прокладывал новые пути, кто нес круглосуточную охрану трассы, регулировал движение, кто вел машины по льду. Слайд 13
ВЕД.2: После одного из концертов к певице подошел лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка». Стихи очень понравились Шульженко.
ВЕД.1: Лейтенант Максимов написал, по существу, новый текст, сумев сделать главное – выразить в нем то, что волновало слушателей 1942 года и продолжает волновать до сих пор.
Шульженко (Сапожникова): В этот же день после одной единственной репетиции я отдала песню на суд слушателей. «Приговор» был единодушным – повторить! И, пожалуй, не было ни одного концерта, где бы ни звучало это произведение. Слайд 14
Видео с Клавдией Шульженко – песня «Катюша», с фоном на чтецов.
ВЕД.2: Идут годы. Нет войны. А песня есть.
ВЕД.1: И синий платочек есть. Кусочек синей материи вместе с живыми цветами люди приносят на могилу певицы, чей голос так часто звучал из черных тарелок репродукторов.
ВЕД.2: Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих! Слайд 15
(«Синий платочек» Е. Петербургской). Караоке.
Слайд 16
Алена: А все же, когда непогода
Забыть не дает о войне,
Зима сорок первого года,
Как совесть, заходит ко мне. (К. Симонов)
Юра: И вот опять истории страница
Покрыта кровью подмосковных битв.
Тремя путями враг к Москве стремился,
Путем единым будет он отбит.
Вероника: И этот путь – такая жажда мести,
Когда тебе и жизнь не дорога,
Когда ты сам хотел бы с пулей вместе
Войти летучей смертью в грудь врага.
Алена: Врагов живую силу уничтожить,
Движение их танков – задержать!
Москва! Она не русской быть не может,
Как человек не может не дышать. (В. Инбер. «Моя Москва»)
Слайд 17
Листов «В землянке»
Слайд 18
Юра: Старая лента, землянка и лес,
«Темную ночь» напевает Бернес.
Ах, как волнует нехитрый мотив,
Как покоряет сердце припев. (Ю. Друнина)
ВЕД.2: Ташкент 1942 года был средоточием крупнейших творческих сил.
ВЕД.1: На Киевскую киностудию пришел сценарий нового фильма «Два бойца» по повести Леонида Славина «Мои земляки».
ВЕД.2: В центре ленты два главных героя, пулеметный расчет: медлительный, несколько тяжеловесный, удивительно чистый духовно уралец Александр Свинцов «Саша с Уральмаша» -
ВЕД.1: И колоритный южанин, одессит Аркадий Дзюбин,
ВЕД.2: Два бойца, защищающие Ленинград.
ВЕД.1: Несмотря на кажущуюся камерность, в фильме открыт широкий мир человеческих отношений, мир суровой солдатской дружбы.
ВЕД.2: Роль Свинцова была поручена Борису Андрееву, на роль Дзюбы «прошел по конкурсу» тогда еще малоизвестный молодой Марк Бернес.
ВЕД.1: Музыку писал Никита Богословский. Ставил фильм Леонид Луков.
Однажды вечером, - вспоминал композитор, - Леонид Давидович сказал мне: Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни. И так взволнованно и талантливо рассказал мне ситуацию персонажей картины, ярко передал их чувства, внутреннее состояние, что я сел за рояль и сыграл почти готовую песню. Слайд 19
Богословский (Сергей): Мелодия сложилась мгновенно – так свежи были и фронтовые впечатления и понимание, что фронтовику необходимы человечность и нежность в период короткого затишья между боями, чтобы ненадолго забыть о том, что до смерти четыре шага». Слайд 20
Луков (Смирнов): Режиссер принял музыку безоговорочно. Вызвали поэта Владимира Агатова, поговорили о содержании, и он, присев к столу, писал стихи почти без помарок.
ВЕД.2: Фильм вышел на экраны, и началась большая жизнь песни. Ее записали на пластинку. При прослушивании обнаружили странную помеху – это была залита слезами женщины-оператора восковая матрица.
ВЕД.1: «Темную ночь» запела вся страна. Она звучала в землянках и с эстрады, в исполнении Утесова и Козловского. Но, наверное, лучшим ее исполнителем был и остался полюбившийся всем Аркаша Дзюбин – Марк Бернес. Слайд 21
Н. Богословский «Темная ночь» + инструментальная композиция Алексей Король - гитара
Слайд 22
Алена: Весенний дождь хлестал кусты
И над землянкой ветер злился...
Мне этой ночью снилась ты
И городок далекий снился.
В какой бы ни был стороне,
Какой бы ни свистел мне ветер,
Не надо больше счастья мне,
Чем то, что ты живешь на свете. (С. Щипачев)
ВЕД.2: Есть счастливые судьбы у песен, особенно у тех, которые сложены на войне. Такова судьба и у «Случайного (или офицерского) вальса». Слайд 23
ВЕД.1: Вспоминает композитор Марк Фрадкин.
Фрадкин (Сергей): В те годы я руководил песенным ансамблем. Закрепленный за нами самолет «У-2» пилотировал младший сержант Вася Васильев. Однажды его часть, направляясь к фронту, остановилась в маленьком городке. Из дома культуры музыка. Вася заглянул в зал. У окна стояла светлая милая девушка, и он пригласил ее на вальс.
Шло время, а забыть незнакомку Вася не мог и попросил меня написать песню. Я рассказал об этом Евгению Долматовскому, и мы очень быстро написали песню. А спустя девять месяцев приходит от Зины – так звали девушку, письмо. Мы бросились искать Васю Васильева – его уже перевели в истребители. В полку нам сообщили, что Вася погиб в тяжелом бою… Так и не суждено было встретиться этой любви. А песня о ней остались жить».
ВЕД.2: Песня живет до сих пор. Волнует нас.
ВЕД.1: И солдаты-ветераны танцуют вальс боевой молодости.
Слайд 24
Марк Фрадкин «Случайный вальс» на тон ниже – Трио «Марочки»
Попов: Те камни, где ступал Нахимов,
Нам стали дороги вдвойне,
Когда мы, нашей кровью вымыв,
Вернули их родной стране.
ВЕД.2: В музее обороны Севастополя есть листовки со словами песни «Вечер на рейде», пробитые пулями, залитые кровью – лирическая песня вместе с моряками побывала в боях, помогала одерживать победы.
ВЕД.1: Родилась она в Ленинграде. Было это в августе 1941 года. Город готовился к обороне.
ВЕД.2: Вместе со всеми работал в порту композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, Слайд 25 которому предстояло покинуть Ленинград с театром оперы и балета имени Кирова.
ВЕД.1: «Прощай, любимый город», - говорил себе композитор, с горечью думая о предстоящей разлуке с родным Ленинградом, где прошли его детство и юность, где пришли к нему первая любовь и первый успех.
ВЕД.2: «Прощай, любимый город»… И постепенно рождалась мелодия будущей песни, лирически-нежная, чистая, полная грусти расставания и светлой надежды на встречу.
Слайд 26 Соловьев-Седой «Вечер на рейде»
Вероника: По дороге прифронтовой,
Запоясан, как в строю,
Шел боец в шинели новой,
Догонял свой полк стрелковый,
Роту первую свою. Александр Твардовский
ВЕД.2: Сколько их было – этих дорог тыловых и фронтовых. Горьких при отступлении, горячих, стремительных, когда беспощадно гнали врага назад.
ВЕД.1: Им, казалось, конца-краю нет – этим дорогам с их весенней распутицей, летним зноем и пылью, осенней промозглой сыростью и лютыми морозами.
ВЕД.2: Шли по ним бойцы кадровых частей и ополченцы-партизаны, шла боевая техника. Или беженцы, согнанные с родных мест проклятой войной.
ВЕД.1: А в 1945 году шли победители, русские чудо-богатыри, про которых еще великий Суворов говорил: «Где конь не пройдет, там русский солдат пройдет».
ВЕД.2: Вот он и пришел в гитлеровское логово – Берлин. А какая же дорога без песни!
ВЕД.1: Песня Анатолия Новикова «Дороги» была создана в сентябре 1945 года. Однако думы людей были все еще связаны с войной, в памяти жили те, кто не вернулся с поля брани, и не утихло горе матерей, жен, детей. Слайд 27
Ошанин (Егор): Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему – вспоминает Лев Ошанин. – Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу… Слайд 28
Новиков (Сергей): Нас с Ошаниным часто приглашали после войны в школы. Мы рассказывали о песнях, пели их, а ребята подтягивали – делился своими воспоминаниями композитор. – И вот я заметил, что поют они «Дороги», а глазенки блестят от слез, ведь эти детишки тоже пережили ужасы войны – бомбежки, эвакуацию, похоронки, пережили свои дороги. Война – глубокая человеческая трагедия, она ранила очень многих. И когда люди поют «Дороги», они поют о своем, а не только о том, о чем написали мы…
ВЕД.2: Летит над землей, беспокоя сердца, прекрасная песня – живой звучащий памятник великому подвигу советского народа, спасшего мир для мира!
Нам дороги эти позабыть нельзя… Слайд 29
Анатолий Новиков «Дороги» + краоке
Слайд 30
Юра: Не победить страну, в которой мирных нет,
Где каждый бьёт врага - трудом или снарядом,
Где музыкант, артист, художник и поэт
С поэмой и штыком идут с бойцами рядом. Слайд 31
ВЕД.1: С первых дней войны композитор Вано Мурадели едет с концертной бригадой на Северо-Западный фронт.
ВЕД.2: Среди его патриотических песен военных лет особенно выделились: "Мы фашистов разобьем"; "На врага, за Родину, вперед".
ВЕД.1: Он написал также 2 марша для духового оркестра: "Марш ополченцев" и "Черноморский марш".
ВЕД.2: В 1945 г. была завершена Вторая симфония, посвященная советским воинам-освободителям.
ВЕД.1: В творчестве композитора послевоенных лет особое место занимает песня.
ВЕД.2: Широкую популярность обрели "Россия - Родина моя», «Марш молодежи мира" и "Песня борцов за мир", "Гимн Международного союза студентов"
ВЕД.1: И особенно - глубоко волнующий "Бухенвальдский набат". В нем зазвучала до предела натянутая струна "Берегите мир"!
Вероника: Стой прохожий, остановись,
Шапку скинь и взгляни на это.
Здесь твою расстреляли жизнь,
Здесь народ твой лишили света.
Егор: Стой, товарищ, остановись,
Своим сердцем запомни это.
Юра: Мы в строю! Продолжается жизнь!
Мы убийц
ВСЕ: привлечем к ответу!
Слайд 32 видео Вано Мурадели «Бухенвальдский набат» в исполнении М. Магомаева
Алена: Мы не хотим войны, но снова
Коль враг нарушит наш покой,
За мир и счастье мы готовы
На грозный бой, на правый бой.
Вероника: Да, путь в неведомое труден,
И пусть проносятся года
Россия
ВСЕ: есть!
Вероника: Россия
ВСЕ: будет
Великою, как и всегда! Слайд 33
«Ровесник» - «Россия»
Слайд 34
ВЕД.2: Отшумят юбилеи, отгремят и парады,
Светлый праздник отметим достойно вполне;
Но и после торжеств забывать нам не надо
Тех людей, что добыли победу в войне.
ВЕД.1: Ветеранов уносят болезни и годы -
Их осталось в живых очень мало сейчас;
Помнить вечно их подвиги нужно народу,
Ведь от рабства и смерти спасли они нас!
ВЕД.2: Пусть на солнце блестят ордена и медали
На груди ветеранов великой войны -
Эти люди все силы Отчизне отдали,
Отстояли в сраженьях свободу страны!
ВЕД.1: Отшумят юбилеи, отгремят и парады,
Но мы все не должны забывать ни на миг:
Ветеранам войны будет лучшей наградой
Каждодневная наша забота о них!
ВЕД.2: На нашем празднике в зале присутствуют уважаемые люди, ветераны, принесшие нашей стране на своих плечах великую Победу.
ВЕД.1: Мы благодарны Вам, уважаемые ветераны, Низкий Вам поклон от всех нас. И достойная награда за ваш ратный труд на благо победы.
ВЕД.2: Слово для награждения предоставляется
__________________________________________________________________
Слайд 35
Егор: Тишина отсчитывает даты
И сквозит тревогою уют,
Алена:В одиночку бывшие солдаты
Песни устаревшие поют.
Сергей: Может быть, и мы, и песни стары,
Высохла кровавая роса
Леша: Новое под перебор гитары
Новые выводят голоса
Вероника: Легкие и свежие. Обиде
Не копиться, не кипеть во мне,
Егор: Наши песни спеты
ВСЕ: в лучшем виде,
Егор: Наши песни
ВСЕ: спеты на войне. Слайд 36
День Победы - на 2 тона ниже, поют все участники представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"И песни ходят на войну!".
Песня- неотъемлемая часть нашей жизни. А в военное время песня, как "оружие духовное". В даной работе прослеживается история создания песен в период Великой Отечественной войны....
Методическая разработка " Песни Великой Отечественной Войны- музыкальная летопись героического подвига народа"
В данной методической разработке рассказывается о роли песни,, музыки во время Великой Отечественной войны. Приведены примеры истории возникновения песен. Использованы стихи Советских поэтов. Разработ...
Урок литературы "Стихи и песни Великой Отечественной войны"
Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического...
Научно-исследовательская работа на тему « Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»
В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Почти двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской ...
Конспект урока "Партизанская песня Великой Отечественной войны"
Урок разработан на основе книги писателя и литературоведа, жителя г. Балашова П.Ф. Лебедева "Партизанская песня" ( Саратов, Приволжское издательство, 1991)....
Песни Победы (Стихи и песни Великой Отечественной войны)
Урок посвящён стихам и песням Великой Отечественной войны, которые помогали выжить и победить врага. Песни звучат в исполнении как актёров времён войны, так и послевоенного времени: Марка Бернес...