Тематическая встреча с учащимися образовательных учреждений «Её Величество Скрипка»
классный час

Королева Нина Павловна

Ребята, мы сегодня с вами поговорим о тайне скрипки, ведь признайтесь, что, пробегая мимо нашего класса, иногда очень хочется приложить ухо к двери и послушать. И в эту минуту вам совсем неважно в чьих руках звучит инструмент и какие звуки доносятся из- за двери, просто очень хочется узнать: а как же у них это получается, хочется прикоснуться к тайне скрипки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eyo_velichestvo_skripka.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств г. Зеи

Тематическая встреча с

учащимися образовательных учреждений

«Её Величество Скрипка»

Выполнила преподаватель

класса скрипки

Королева Нина Павловна

Тематическая встреча с

учащимися образовательных учреждений

«Её Величество Скрипка».

Ведущие: Учащиеся старших классов.

Чтецы: Учащиеся младших классов.

Оборудование: компьютер, проектор, электрофортепиано, скрипки

 

Ведущий:

Про всё, что людям дорого от века,

Кто нам споёт душевней и нежней?

Прижата плотно к подбородку дека,

Как буквы S - два выреза на ней.

Упругих струн смычок коснулся гибкий -

И замер ты, дыханье затая,

Взволнованный и тёплый голос скрипки

Неповторим, как голос соловья.

Звучит скрипичная музыка.

Ведущий. Ребята, мы сегодня с вами поговорим о тайне скрипки, ведь признайтесь, что, пробегая мимо нашего класса, иногда очень хочется приложить ухо к двери и послушать. И в эту минуту вам совсем неважно в чьих руках звучит инструмент и какие звуки доносятся из- за двери, просто очень хочется узнать: а как же у них это получается, хочется прикоснуться к тайне скрипки.

Так откуда же появилась скрипка?

 Появление скрипки сопровождается множеством легенд и загадок. Тайной осталась и история её возникновения. Доподлинно известно, что такого инструмента не знали ни древние греки, ни римляне. Возможно, родиной скрипки была Болгария или Китай, а может быть Индия, а также Иран. Все эти инструменты, которые представлены на нашем слайде, относятся к семейству скрипок.

Какой инструмент предшествовал появлению её на свет?

 Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу.  Виола стала предшественницей не только скрипки, но и всех смычковых. В Европу её завезли арабы примерно в 14-15-м веках.  Во время игры виолу или держали на плече, или ставили на пол. У виолы был нежный, мягкий голос, но, увы, очень слабый.  Однако очень долго виола не знала себе равных и была любима многими музыкантами. Сейчас этот старинный инструмент музыканты не используют, он уступил свои позиции другому - скрипке.

 В славянских странах Европы скрипка известна уже с 9-го века. И в это время скрипка была   инструментом на котором играли крестьяне, шуты - она и чирикала, и свистела как флейта, и пела, и кричала, и коровой мычала, и жуками жужжала, и квохтала как курица, несущая яйцо. Тембр её голоса походил на звуки, издаваемые ослом, петухом, и потому она и была инструментом простолюдинов.  Действительно, звучала эта простушка со своим диким, грубым, некрасивым голосом на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. И обратите внимание, что перевод с французского языка «играть на скрипке» это бить баклуши, на английском языке ее звали жига, что означает окорок, на голландском языке- это вообще ничего не делать, на русском языке- скрипеть! Скрипка, конечно, может скрипеть, (показать). В Европе признаком дурного тона считалось богатым людям останавливаться в карете на площади, желая послушать "пение" скрипки. Так продолжалось вплоть до 16-го века. Именно тогда произошло её "второе рождение".

 По-настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера  XVI-XVII века. Благодаря им, скрипке удалось наконец-то победить виолу и доказать, что скрипка достойна звучать не только на площадях и ярмарках, но и в богатых салонах, на сцене. История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных инструментов. Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе Гварнери и…

Ведущий. В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— как рассказывает одна старинная легенда, - в одном итальянском городе Кремоне волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

 Волшебник. «Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание»,- сказал волшебник.

Мастер. Я хочу жить вечно,— ответил юноша.

 Волшебник. Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких-же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь. Ты согласен на мои условия?

Мастер. Я согласен!

Ведущий. Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

Мастер. «Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому, что я им отдал свою душу, я отдал им всю свою жизнь.

Ведущий. Имя этого мастера теперь известно всему миру — Антонио Страдивари. Именем Антонио Страдивари – самого знаменитого скрипичного мастера - подписаны более тысячи инструментов. Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и множество загадок об их создании.

А теперь зададимся вопросом: как делают скрипку?  и побываем в мастерской по ее изготовлению.

Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали “поющие”, т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской трубкой, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Изготовление скрипки - очень тонкое искусство и большой тяжелый труд и. В маленькой скрипке - более 40 деталей.

Понадобятся месяцы, чтобы подобрать и обработать материалы, отшлифовать детали, собрать изделие.  Для верхней деки нужен мягкий материал (сосна или ель), для нижней - твёрдый (клён). Обе деки склеиваются. Затем вдоль края верхней деки вырезают узкое углубление, в которое вкладывается ус. Он служит не только украшением, но и предотвращает расщепление древесины. Шейку и головку вырезают из кленового бруска. На шейке просверливают отверстия для колков. На них закрепляют струны. Очень важно для сохранности и звучания скрипки, каким лаком она будет покрыта. Лаки готовятся самые разные. В течение 3-4 месяцев постепенно, слой за слоем, на корпус скрипки наносят различные лаки. Число слоев может быть больше десяти.

Важнейшая часть скрипки - её смычок. Для его изготовления используют   конский волос.  Для натирания смычка используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев - канифоль.

Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и передавали от отца к сыну, от мастера – к ученику. В оркестре скрипка главный инструмент – царица самых известных концертных залов.

Ученик.

Казалось, нехитрое дело:

Смычок, струны, корпус неброский —

Умелец из дерева сделал

Его грубовато и просто.

Ученик 2.

Простой инструмент деревянный,

А как зазвучал он чудесно!

Не зря полюбили славяне

Его задушевную песню.

Ученик 3.

Рождённый в любви и надежде,

Смеялся, и пел он, и плакал:

В избе — грубоватый, как прежде,

И в замке — сверкающий лаком.

Ученик 4:

А мастер трудился, и стружка

Ложилась на пол завитком,

И струны звенели послушно

Под тонким изящным смычком.

Ученик 5:

Простые, умелые руки

Вложили в скрипичное соло

Живые, поющие звуки —

Почти человеческий голос.

Ученик 6:

В нём — все интонации речи,

И слёзы, и грусть, и улыбка...

И мир в восхищении шепчет:

“Ваше Величество Скрипка!”

И какой еще инструмент создан по подобию тела человека: с такой чудной прической, длинной шеей, с линией тонкой талии и еще ЭФЫ, как бы для звука, а на самом деле это просто ямочки от улыбки. Скрипка вечно улыбающаяся красавица из эпохи Барокко. Посмотрите какое на ней шикарное платье, и я вам открою самый секретный секрет- скрипка разговаривает, не поет, а именно разговаривает.

Представьте детишек, сидящих в песочнице. Одну девочку зовут домой,  а она говорит.  (Исполнение на скрипке, имитация интонации текста):

«Я не хочу идти домой» и заплакала.

 Мама растерялась и говорит:   «Надо идти домой кушать и спать».

 Тут вмешался папа «Кушать и спать»

Да, надеюсь, вы согласитесь со мной, что Скрипка - это гениальный инструмент, передающий любое наше настроение, любую интонацию нашего голоса, нашу мысль.

 Не торопливо, не спеша

Скрипичный мастер скрипку ладит.

Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,

Поправит деку, завиток,

Покроет лаком осторожно.

Теперь он сделал всё, что мог

Теперь играть на скрипке можно!

Пой, королева, смейся, плач,

Твой голос и стан твой строен.

Какой счастливчик твой скрипач

Пусть будет он тебя достоин!

Н. Манушкина “Скрипка”

Я, думаю, что, не услышав скрипку во всей ее красе, и не поговорив о великих исполнителях мы не сможем сегодня с вами расстаться.

Свой краткий обзор хочется начать с признанной родоначальницы популяризации скрипки – Ванессы Мэй. Первый поп-альбом The Violin Player , Ванесса записала в 1994 году, в возрасте 16 лет. Всего у английской скрипачки 10 альбомов. Ее композиции – это обработки классических мелодий в техно-стиле. Пожалуй, самая популярная тема – «Шторм» Вивальди, который так полюбился народу.

Помимо творчества Ванесса Мэй также известна своей щедростью. Она часто покупает новые скрипки, и после недолгого пользования продает их на благотворительных аукционах. Кроме этого, она занимается горнолыжным спортом и даже представляла сборную Тайланда в гигантском слаломе на Сочинской Олимпиаде-2014 под фамилией отца – Ванакорн.

Звучит А. Вивальди «Шторм» в исполнении В. Мэй

    Вторым номером хочется отменить уже ставшего культовой фигурой в современной музыке «современного Паганини» – Дэвида Гарретта. Немецкий скрипач был признан еще в детстве – свой первый музыкальный конкурс он выиграл в возрасте 5 лет. Учился в разные годы в Берлине, Лондоне и Нью-Йорке 11-летний Дэвид получил в дар от правительства скрипку Страдивари. На ней же через 2 года записал первый студийный альбом. Талантливый юноша много гастролировал, играл с самыми именитыми оркестрами мира, часто попадал в эфиры теле- и радиовещания.  Он считается рок звездой классики. Он чувствует себя одинаково комфортно, услаждая слух прохожих на улице и, играя на знаменитых сценических площадках всего мира.  В 2007 году Дэвид Гарретт озадачился популяризацией классики и началась его карьера в мире эстрадной музыки.   Он записал 10 альбомов, которые включали хиты классической и современной эстрадной музыки в рок-обработке.  В 2013 году талантливый скрипач дебютировал в кино, сыграв роль Николо в фильме «Паганини: Скрипач Дьявола». Помимо исполнения главной роли, Гарретт отметился в фильме еще и как композитор и аранжировщик.  

Звучит композиция в исполнении Дэвида Гарретта.

Показ ролика «Елена Сотскова»

Иногда очень хочется еще раз полюбоваться красотой и поделиться ею с вами, ребята.  Вы в презентации уже видели несколько изумительных работ художника Лены Сотсковой.  Родилась в 1963 году в Москве, выросла в семье российских интеллигентов, окончила Строгановское художественное училище (ныне Университет). Лене повезло - с детства она была погружена в атмосферу искусства, живописи, театра, музыки. Ей довелось много путешествовать по стране и за её пределами. Глубоко эмоциональный по натуре человек, Лена постоянно впитывала в себя лучше из классического репертуара театров, музеев. Лена понимала, что для того чтобы стать настоящим художником, недостаточно лишь обладать яркими эмоциями и богатым внутренним миром, и поэтому она серьёзно училась. В университете, она не ограничивалась программой, широко используя возможности ведущего художественного Вуза страны. Лена изучала историю развития стилей, глубоко вникая в технику классиков мировой живописи; изучала химию процессов образования и восприятия цветовой гаммы; изучала анатомию строения человеческого тела (даже присутствовала при вскрытии тел в морге). Много часов провела Лена Сотскова в запасниках Художественного фонда (закрытых для публики), изучая и реставрируя старинные картины. Столь близкий контакт с сокровищами мировой живописи и упорный труд не прошли даром – Лена Сотскова выработала свой уникальный художественный стиль, - результат экспериментов с текстурами и работы с эскизами. На холсте появляется лёгкий рисунок, сделанный как-бы на одном дыхании, с сильными элементами реализма, постепенно растворяющимися в текстуре. Всемирная известность пришла к Лене после переезда в США в 1989 году. В Америке, с её динамикой жизни, радостью и всепроникающим цветом, пронизывающим все аспекты жизни, классическая живопись Лены Сотсковой получила новый импульс. Новые эмоции, новые источники вдохновения. Художник с мировым именем, лауреат многочисленных званий и наград, Лена сохранила скромность и дружелюбие. Она знает, что спокойствие для художника означает творческую гибель, и поэтому постоянно находится в работе, совершенствует свой уникальный стиль. Лена Сотскова предпочитает не повторяться в своих картинах, поднимаясь на следующий уровень в каждой новой работе.

 Талант! Женщины на ее картинах изящны, красивы, таинственны, и мне кажется, ее творчество переплетается с музыкой Ванессы Мэй.  

Вот и подошла к завершению наша встреча и, надеюсь, она помогла нам раскрыть тайны «Её Величества – скрипки».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Л А Н работы по воинскому учету с учащимися образовательного учреждения

П Л А Н работы по воинскому учету с учащимися образовательного учреждения...

Л. Р. Аркатова ОРГАНИЗАЦИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В письме Министерства образования РФ от 28.02.2003г. №27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений» написано о том, что для обеспечения достижения больны...

"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"

Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....

«О внедрении и использовании современных технологий в работе по профилактике наркомании, проводимой с учащимися образовательных учреждений»

Проблема наркотиков давно переросла в глобальную проблему, грозящую гибелью для всего человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных программ. Перед о...

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ,   САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ...