Сценарий классного часа, посвященного 33-й годовщине вывода войск из Афганистана «Афганистан – живая память»
методическая разработка (9 класс)

Бралина Светлана Олеговна

Сценарий мероприятия , посвященный  33 годовщине вывода войск из Афганистана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_afganistanu_2.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

  Сценарий классного часа,

посвященного    33-й годовщине вывода войск из Афганистана

«Афганистан – живая память»

Класс: 9

Цели: воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса к истории прошлого столетия; привитие уважения к старшему поколению; расширение кругозора учащихся; духовное обогащение учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация в MS Power Point, аудио- и видеозаписи; на доске – стенгазета «Афганистан – живая память» с фотографиями погибших воинов-интернационалистов – наших земляков.

Ход классного часа.

На фоне мелодии Я. Никитина «Вальс дождя»

(девочки читают стихотворение)

Чтец 1:

Вчера мальчишки выпускной гуляли,

Ломился стол от всяческих сластей.

И в ночь подруги им судьбу гадали,

И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога

в чужую неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога,

Чем эта - через страшную войну!

Чтец 2:        

И им пришлось испить ее до края

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»,

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы.

А мы за что? Никто не даст ответ.

Чтец 3:        

И вот вернулись к нам мальчишки. Поседели.

У сердца - боевые ордена.

И шрамы - как отметины - на теле.

И в душах - не кончается война.

Чтец 4:        

И в снах - опять восстанет из могилы

Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы,

Чтоб разорвать порочный этот круг!

Учитель:

Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что ещё живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

Слайд 1

Афганские события начались 25 декабря 1979 года, когда в Кабуле высадился первый эшелон 103-й воздушно-десантной дивизии, а завершились 15 февраля 1989 года. На афганской земле советские военнослужащие продемонстрировали свое боевое мастерство, организованность и высокие морально-боевые качества, ставшие прочной основой их успешных боевых действий.

До 1 января 1980 года в Демократическую Республику Афганистан были введены 50 тысяч военнослужащих, в том числе одна воздушно-десантная и две мотострелковые дивизии. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен.

Боевой состав Ограниченного контингента советских войск составил 108,7 тысяч человек, в том числе в боевых частях Сухопутных войск и ВВС - 73,6 тысячи.  

14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским Соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев. Крупномасштабный вывод войск был проведен в три этапа: первый - октябрь 1986 г., второй - 15 мая 1988 г., третий - 15 февраля 1989 г.

Более девяти лет продолжалась война, которая  длилась 3341 день, страшная, жестокая...      

Видеоролик «Афганская статистика»

Учитель:        

Афганская война... Она ушла в историю и за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Эта война своим черным крылом коснулась многих семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжело больных молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Для остальных она далекая, чужая, непонятная, хотя и ближе по времени.

Слайд 2

Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…

Песня «Афганистан –проклятый горный край…….

Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну - домой из Афганистана. Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. И, даже вернувшись оттуда, скрывали правду.

Слайд 3

Учитель:

Как они похожи друг на друга - эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными, по сути, людьми... А вдали от них в сотнях километров в унисон солдатским сердцам бились сердца их матерей, которые чувствовали, молились, надеялись и ждали, ждали, ждали…

На фоне мелодии «

Чтец 6:

И опять плачут свечи, ( Рустина)
Из воска льётся слеза...
Опускаются плечи,
И устала душа.
Я молюсь днём и ночью
Неумелой рукой,
Чтобы Бог дал вам силы

Всем вернуться домой.
Может, эта молитва,
Что родилась в душе,
Белой птицей взметнётся

К облакам в синеве.
И услышит Господь наш

Те простые слова,
И вернутся родные

С той войны навсегда.
В сердце тонкие нити -
Между мной и тобой.
Возвращайся, мой милый,
Возвращайся живой!

Учитель:

Руководители Афганистана уверяли тогдашнего главу СССР Л.И. Брежнева, что советские солдаты не будут воевать, они будут охранять перевозимые грузы, будут распределять гуманитарную помощь, будут помогать строить…Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к водоводам, к колодцам, если в любую минуту могут быть обстреляны наши «базы», палатки с солдатами, склады с продовольствием, с боеприпасами?

Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, бури, безводье, жара днем, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни, вши. Поначалу наши военные оказались без настоящего жилья, без кроватей, без спальных мешков. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35-45-летними мужчинами, профессия которых – воевать.

Так наша страна была втянута в войну на 9 лет, 1 месяц и 19 дней.

 «Вернись, сынок!» – 
всплакнула мать в тоске.

И сын простился с Родиной надолго.
И первый бой... И кровь, что на песке,
И осознанье воинского долга.
В ущелье Пандшер завязался бой.
Их БТР пылал большой свечою.
«Держись, братан!» – 
шепнул товарищ твой,
Закрыв тебя от пуль шальных собою.
И ты достойно выполнил приказ.
Душа стонала: – «Нет братишки-друга!»
Мужские слёзы капали из глаз,
Давила болью чуждая округа.
Ты испытал все ужасы войны,
Увидел смерть и беды на чужбине.

Не все вернулись Родины сыны,
Товарищ в горькой памяти доныне.
…И дальше в мыслях и во снах Афган,
Который стал навечно жгучей раной.

И бередят слова «Держись, братан!» –
Как эхо клятого… Афганистана

Слайд 4

Учитель:

Летели на родину в Союз «Черные тюльпаны» с цинковыми гробами, солдаты возвращались, но уже мертвыми, выполнив свой воинский долг до конца. Война не щадила ни сильных, ни слабых. И если говорят, что кто-то погиб случайно, то это не так - на войне не бывает случайностей.

Прослушивают песню «Здравствуй, мама»

Слайд 5

Книга Памяти «Афганская голгофа», вышедшая в Луганске в 1995 г. Это горькая книга. В ней собраны биографии людей, погибших на Афганской войне. Почти два года создавалась эта книга. Да, именно, создавалась, потому что по крупицам собирались материалы и документы о воинах - афганцах. Потом журналисты и писатели вкладывали частичку души в короткий рассказ, описывая личность неповторимую, создавая образ солдата, шагнувшего в бессмертие.

Слайд6

     Пять с половиной тысяч оренбуржцев прошли через горнило Афганской войны, 182 из них не вернулись домой. Четверо пропали без вести.  Они принимали присягу на верность Отчизне и с честью выполнили свой воинский и гражданский долг.  

    Среди погибших – наши земляки, войны - беляевцы Шукшин Ю. Н.  и  Дейнега  А. Н. Около 100  человек, выходцев из Беляевской земли, принимали участие в боевых действиях, охране военных и гражданских  объектов в ДРА в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА).

                               Слайд 7,8

       Навечно девятнадцатилетние.

Мне суждено быть вечно молодым,

Смотреть на вас с бумаги черно-белой,

Прости меня, я не пришел к тебе живым...

Афганским солнцем жарким загорелый

Слайд

Шукшин Юрий Николаевич  родился в селе Кульмановка Макшанского района Пензенской области в 1965 году. Позднее родители переехали в поселок Бурлыкский  Беляевского района Оренбургской области. Здесь учился в местной школе, окончил 10 классов. В1983 году его призвали в ряды Советской Армии.  В составе ОКСВА с октября 1983 г. по август  1984 г.  служил в Кабуле , в/ч  71184  (1074 Львовский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого   артиллерийский полк), в расчете  самоходной артиллерийской установки, рядовой.

   Погиб при выполнении  боевого задания 10 августа 1984 года. Посмертно  награждён  орденом «Красной Звезды».  Похоронен  Шукшин Юрий Николаевич на родине в поселке  Бурлыкский. В школе, где учился, установлена мемориальная доска в память о нем.  

Слайд 9

Фото «В учебке

Слайд 10

Воины - афганцы с родителями  Ю. Шукшина. Поселок  Бурлыкский Беляевского района.

Я не знаю, зачем,

И кому это нужно.

Кто послал их на смерть

Не дрожавшей рукой.

Только так беспощадно,

Так зло и ненужно

Отпустили их в Вечный Покой!

Анна Ахматова

Слайд 11

     Дейнега Андрей Николаевич  родился 26 апреля в 1965 году в селе Ключевка Беляевского района  Оренбургской области. Призван  в ряды Вооруженных сил  22 октября 1983 года.  Начал службу в городе Ашхабаде в «учебной части». Затем в составе ОКСВА  служил в Кандагаре с октября  1983 г. по июнь  1984г., в/ч. 71176 (70 отдельной гвардейской дважды Краснознаменной орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого мотострелковой бригады)  командиром отделения  4-ой мотострелковой роты в звании младшего сержанта. Принимал участие в шести боях и семь  раз сопровождал колонны через «зеленую зону» провинции Кандагар. 21. 06.1984 г. во время марша колонна боевой техники подверглась сильному обстрелу противником. Впереди идущая машина  была подбита гранатометом и загорелась. Рискуя жизнью,  Дейнега А.Н. под сильным огнем вывел эту машину из зоны обстрела. В этом бою он подавил 2 огневые точки противника, но сам получил смертельное ранение в голову.  Посмертно  награжден  орденом« Красной Звезды».  Похоронен Дейнега Андрей Николаевич  в селе Ключевка. В школе, где он учился, установлена мемориальная доска.

Чтец 8:        

Встала пшеница спелая, (Кайрат)

Тихо плывет рассвет.

Все, что могли, вы сделали,

Ребята, которых нет!

Плакать устали матери,

Но через толщу лет

Смотрят на нас внимательно

Ребята, которых нет!

Будто склоняясь над судьбами,

Будто шагая во след,

Для нас они стали героями,

Ребята, которых нет!

Видеоролик «Обелиски павшим»

Учитель:

Почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с этой непонятной для нас войны.

Учитель:

Проходит время, и мы переводим его в годы, а ушедшие годы - в вечность. И чем дальше от нас уходят годы, то все больше понимаешь подвиг тех, кто был когда-то рядом с тобой, подвиг молодых ребят 80-х, которые сложили свои головы на далекой земле Юга.

Потери наши огромны: около15 000 матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...», 417 пропавших без вести (из них 271 человек не найдены до сих пор), почти 50 тысяч раненых и тысячи искалеченных душ.

Видеоролик «Я прошу тишины»

Слайд 12

Учитель:

15 февраля 1989 года. Эта дата вошла в историю как День вывода Советских войск из Афганистана. По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана, укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. Мы не должны забывать Афганской трагедии и просто обязаны помнить о тех, кто честно исполнял свой долг, рисковал жизнью ради мира на земле.

Пусть десять или много лет пройдет,

И время врачевать умеет раны,

Давайте помнить тех, кто не придет…

Давайте помнить воинов Афгана!

На этом наш классный час окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвящённый 24 годовщине вывода войск из Афганистана

развитие патриотизма, память о 15 февраля – Дне памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»....

Сценарий открытого мероприятия, посвященного 25 годовщине вывода войск из Афганистана «Лица мужества…»

Открытое мероприятие предлагается для проведения в школах для страшеклассников. Созданно на основе краеведческого материала, включающего жизнеописание выпускника школы № 11 г. Кинеля, погибшего в респ...

Сценарий вечера-памяти, посвящённого 31-летию вывода Советских войск из Афганистана «Афганистан - живая память»

Литературно - музыкальная гостинная знакомит подростков с историей памятной даты; происходит осмысление событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; воспитывает патриотизм и интернационали...

Классный час, посвященный 32-ой годовщине вывода войск из Афганистана: "Афганистан - живая память"

Цели: воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги  на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса к истории прошлого столетия...

Классный час, посвященный вывода войск из Афганистана «Афганистан – живая память»

Цели: воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса к истории прошлого стол...

Внеклассное мероприятие, посвященное 32-й годовщине вывода войск из Афганистана: «Афганистан живет в моей душе».

Цель мероприятия: Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих предков;Задачи мероприятия:-воспитание патри...

Сценарий музейного часа, посвященного 35 годовщине вывода советских войск из Афганистана “Афганистан. Живая память”.

Цель: Рассказать о войне и причинах ввода советских войск в Афганистан.Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащ...