Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»
методическая разработка

Монахова Наталья Александровна

Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа с.Вареж

Павловского района Нижегородской области

Районный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками

Номинация: Методические рекомендации по организации воспитательного процесса.

ТЕМА:

Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»

Работу выполнила:

Монахова Наталья Александровна

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

основной школы с.Вареж

606133, Нижегородская область,

Павловский район, с.Вареж,

ул.Школьная,22

2020 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

3-6

  1. Методика работы по проведению «Урока мужества»

6-8

  1. Конспект урока

8-25

  1. Список литературы

26

  1. Приложение

27-33

Пояснительная записка

Мы Отечество не выбираем,

                                                                            потому что Отечество в нас.

     Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности МБОУ ОШ с.Вареж. За время существования школы, накоплен собственный богатый опыт работы в осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения.  Учителя  школы понимают, что патриотизм категория нравственная. К нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждения, они же являются мощными мотивами активности. Знание того, что каждый человек должен иметь чувство гордости за Родину, за ту часть земли, где он родился, понимать роль государства, принимать его историю, культуру как своего, так и других народов, его населяющих, учит быть ответственным за судьбу Родины и своего народа. Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость. Патриотизм есть чувство любви к Родине, проявляющиеся в стремлении служить ей. Речь идет о любви к Родине большой, то есть к той стране, представителем которой является этот человек. И о любви к родине малой, то есть к тому краю, городу поселку, селу или деревне, в которой родился и вырос этот человек.

  В своей работе по патриотическому воспитанию учителя нашей школы используют различные формы: тематические классные часы, устные журналы, сбор материалов о земляках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, тимуровская работа, встречи с ветеранами войны, часы общений, уроки мужества, литературно – музыкальные композиции, торжественные линейки и митинги. В кабинете стории школы представлен богатый материал, который посвящен годам Великой Отечетсвенной войны и подвиг наших земляков, прошедших эти страшные годы.

Материалы, представленные на конкурс в номинации «Сценарий подготовки и проведения внеклассного мероприятия с обучающимися, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»,  являются обобщением работы в данном направлении и могут быть использованы классными руководителями для работы с учащихся  класса.

Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»  посвящен нашим землякам, участникам войны, труженикам тыла, показывает взаимосвязь маленьких сел с важнейшими вехами Великой Отечественной войны.

Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, участии в ней наших земляков.

- Формировать положительное отношение к таким качествам, как

патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;

- Воспитывать активную жизненную позицию;

- Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и

ответственности за будущее своей страны;

Подготовительная работа классом:

- Сбор и обработка данных о земляках – участниках Великой Отечественной войны,

- Сбор информации о участии собственной семьи в войне.

- Тимуровская  работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам);

- Уборка памятников погибшим воинам, расположенным на территории Варежского сельского совета.

- оформление альбомов, папок, стендов, экспозиций.

Ожидаемые результаты «Уроков Мужества»:

Проведение урока Мужества содействует решению проблемы формирования: - духовно-патриотических ценностей у учащихся;

- поможет воспитать чувства верности Родине,

- позволит создать условия для преемственности поколений.

    В ходе проведения мероприятия формируется социальная активность, гражданственность и патриотизм, чувство гордости и верности своему Отечеству, родному краю.

    Мы стремимся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. Изучение истории собственной семьи, своей малой Родины позволяет приблизить к каждому из воспитанников историю величественного подвига нашей страны в Великой Отечественной войне, протянуть неразрывную нить от семьи к победе народа.

Методика работы по проведению «Урока  Мужества»

   Мы живем в сложное, противоречивое время. Не секрет, что на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века понятие патриотизма из положительного стало превращаться в негативное, слово «патриот» было чуть ли  не ругательным, а патриотическое воспитание некоторыми трактовалось как насилие над личностью. Наиболее явно давление велось, да и сейчас ведется на молодежь – самую чувствительную часть населения. Приученные к прагматическому образу жизни, мы начали забывать простые человеческие понятия: честь, достоинство, верность, связь поколений, вечная память и благодарность отцам и дедам за их спасительный подвиг, особенно в годы Великой Отечественной войны. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее.

    В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. 

    Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы.

  Приоритетная роль в разрешении этих противоречий отводится школе, всему комплексу учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Поэтому в нынешних условиях одним из ведущих направлений школы стало патриотическое воспитание.

Тема Урока Мужества «Мы помним! Мы гордимся!» была выбрана не случайно. За многие годы учащимися накоплен большой и богатый материал об участии земляков, членов их семей в Великой Отечественной войне. Эти данные рассказывают о близких людях, земляках. Их судьбы переплетаются с судьбами молодого поколения.

  Сегодня просто необходимо в воспитательной деятельности школы использовать современные информационно-коммуникационные технологии с их преимуществами перед традиционными формами работы.

Этапы  подготовки и проведения «Уроков Мужества»

1-й этап: Подготовка к проведению урока Мужества

-Сбор и обработка данных о земляках – участниках Великой Отечественной войны, сбор информации об участии собственной семьи в войне.

- тимуровская работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам);

- уборка памятников погибшим воинам;

- встречи с ветеранами войны, вдовами, тружениками тыла;

2-й этап: Проведение Урока Мужества.

3-й этап – Подведение итогов

- составление летописи «Книга памяти класса»

Итоги « Урока Мужества»

    Патриотизм – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил и принципов поведения. Он находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, самому себе, труду и его результатам.

Школьная практика убеждает, что положительный патриотический опыт учащихся формируется, прежде всего, в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках и внеклассных мероприятиях. Важно отметить, что история – коллективная память человечества, и без нее общество не может идти вперед. Следовательно, история не только наука о прошлом, но и мост к пониманию настоящего и будущего, так как перспектива строится на опыте прошлого. Местный опыт истории - краеведение, это зримое око в жизнь своей малой Родины, это то, что каждый человек несет в своем сердце как память души.

КОНСПЕКТ

Урока Мужества «Мы помним! Мы гордимся!»

Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, участии в ней наших земляков.

- Формировать положительное отношение к таким качествам, как

патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;

- Воспитывать активную жизненную позицию;

- Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и

ответственности за будущее своей страны;

Оборудование:

Для использования на Уроке Мужества были подготовлены:

- списки участников войны, вдов, тружеников тыла

- выставка рисунков о войне;

- стенд с фотографиями героев, представленных на данном уроке;

- музыкальное сопровождение (диски с песнями военных лет)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и цели Урока Мужества. (на фоне музыки военных лет)

Эпиграф:

«Помни, какой ценой досталось Им, что ты ходишь по свободной земле!»

К. Симонов

    У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Прошло почти 75 лет, закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

 Война- это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.

Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Война… От Бреста до Москвы – 1000 км

 Брест… Сейчас это и государство другое, вот правда чужим его назвать никак нельзя. Как нельзя назвать чужими города и села Украины, Прибалтики, Белоруссии. Между ними и нами маленьким протянута тонкая, но прочная нить памяти.

 Война  давно уже закончилась, но подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне навсегда останется в истории и нашей памяти.

  На фронт ушло более 21600 жителей г.Павлова и района. В боях погибли почти 10 тысяч наших земляков. С первых дней войны на фронт ушли сыновья, мужья и отцы. Уходили на фронт солдаты и из нашего села Вареж, с центра села – места самого дорогого для наших земляков, места, где сейчас находится памятник Погибшим односельчанам. Невозможно, посетив наше село, не преклонить колена перед Памятником погибших односельчан.

Выступления учащихся. Сочинения о памятниках погибшим воинам в с.Вареж и д.Пурка.

Памятник в с.Вареж

   В память о своих погибших односельчанах жители села Вареж решили построить памятник. Эскиз памятника был сделан местным художником Ю.Г.Касаткиным, а строительство его велось на средства, собранные жителями села. Открытие памятника состоялось 23 октября 1966 года к двадцатилетию Победы Светского народа в Великой Отечественной войне. На открытие памятника собрались все жители села, чтобы выразить свою скорбь, любовь, благодарность солдатам, защитившим Родину. Памятник прост и скромен. Он представляет собой обелиск, устремившийся ввысь, наверху которого укреплена пятиконечная звезда. Памятник установлен на постаменте, который выложен в виде двух ступенек. С четырех сторон к обелиску прикреплены мемориальные доски: на центральной  - написаны слова: «Вечная слава воинам, павшим в Великой отечественной войне», а трех других – фамилии погибших односельчан. Памятник  окружен красивой оградой.

Этот памятник дорог нам и  ценен. Он напоминает нам о прошедшей ужасной войне, войне, о которой забыть нельзя. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь

Памятник в д.Пурка.

   В окно нашего дома виден памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Когда я смотрю на него, у меня на глаза появляются слезы. Вспоминаю фильмы о войне, перед глазами мелькают картины боев, атак, редких затиший и солдаты, усталые, грязные, раненые, убитые… Это путь прошли все те, кто записан в списках погибших на памятнике славы.

  Среди моих односельчан зрелые мужчины, которые ушли на фронт от своих семей и маленьких детей навсегда, есть совсем юные мальчишки, у которых никогда уже не будет ни невест, ни собственных детей.

  Все это кажется странно и несправедливо. Памятник в деревне Пурка сооружен на средства, собранные от населения деревни. Изготовлен он по проекту художника-земляка Ю.Г.Касаткина. Памятник устремлен ввысь, словно души погибших парят над нами в вышине, как птицы, защищая нас – ныне живущих. Его открытие происходило на Праздник Победы 9 мая 1967 года. При большом стечении народа, играл духовой оркестр, были торжественные речи, чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Все плакали. Так как было еще много в живых матерей, жен и детей погибших воинов. К сожалению, в настоящее время в дерене Пурка не осталась ни одного ветерана, но память, благодарность, уважение и преклонение перед подвигом этих людей должна быть сохранена и предаваться от  поколения к поколению.

 Чтение стихотворения Ю.Левитанского «Ну. Что с того, что я там был»

Ну, что с того, что я там был. Я был давно. Я все забыл.

Не помню дней, не помню дат, ни тех форсированных рек.

Я - неопознанный солдат. Я - рядовой. Я – имя рек.

Я - меткой пули недолет. Я - лед кровавый в январе.

Я прочно впаян в этот лед. Я в нем, как мушка в январе.

Ну, что с того, что я там был. Я все забыл. Я все забыл.

Не помню дат. Не помню дней, названий вспомнить не могу.

Я - топот загнанных коней. Я - хриплый отклик на бегу.

Я - миг непрожитого дня. Я - бой на дальнем рубеже.

Я - пламя Вечного огня и пламя гильзы в блиндаже.

Ну, что с того, что я там был. В том грозном, быть или не быть.

Я это все почти забыл. Я это все хочу забыть.

Я не участвую в войне – война участвует во мне.

И пламя вечного огня дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.

Уже меня не излечить от той зимы, от тех снегов.

И с той землей, и с той зимой уже меня не разлучить

До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.

  Сколько их наших земляков не вернулось с фронтов Великой Отечественной войны? Статистика суха. 63 жителя села Вареж. А вот погубленные судьбы, боль, горе подсчитать невозможно.

Сегодня мы поговорим о наших родных, близких, односельчанах, земляках, которые сражались за нашу Родину, за наше светлое будущее, на полях брани и в тылу.

Выступление учащихся.

Заключение.

     Ребята, вот и закончились наша сегодняшняя  встреча, хотя ее можно было еще продолжать. Годы войны – они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести отваги не одной тысячи солдат и офицеров. Долог, труден был путь. Чем, как его измерить?

     Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас. Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Но самое главное, оно навсегда должно остаться в наших сердцах. 9 мая 2020 года салют Победы прогремит  в 75-й раз. Мы помним и чтим заслуги и подвиги людей, защищавших нашу Родину. Мы – россияне, граждане одной большой стране. Нам, поколению XXI века, дорого будущее нашей Родины. Наша задача – беречь ее будущее, беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди Земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и добра. И закончить мне хочется словами Степана Кадашникова:

Не забудет Россия безусые лица

Защищавших восход васильковой весны.

Нам уже никогда ничего не приснится,

Так смотрите за нс наши юные сны.

Мы ни разу свои ордена не наденем

И в парадном строю вдоль трибун не пройдем.

Мы погибли, но и мы и погибшие верим:

Не забудет история наших имен.

Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,

Нам последнюю песню в церквях пропоют.

Ведь российский солдат не умеет сдаваться,

Если он защищает Отчизну свою.


Список литературы.

  1. Великая Отечественная война.Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева.// М., «Просвещение», 1995. с.5-6.
  2. Дорожкина Н. Это надо живым. Урок мужества// История.-2011.-№8.-С.40-46.(Приложение к газете « Первое сентября»).
  3. Жуков Г.К. Книга «Воспоминания и размышления».
  4. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.// М., 1960.Т.1. с.352 -353.
  5. Книга Памяти нижегородцев, павших в  Великой Отечественной войне1941-1945годов.Т.10.(Лысковский, Павловский, Починковский районы.-Нижний Новгород,1995.-752с
  6. Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история.//Военное изд-во Министерства обороны СССР, - М., 1965 - с.69.
  7. Хорошев М., Ивакин С. Павловчане сражались за Родину.-Павлово, 2010 -176с.
  8. Архивные документы уголка боевой славы МБОУ ОШ с.Вареж.

Сетевые ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org

2. http://project.1september.ru/subject.php?sb=21

3. http://nsportal.ru

4. http://www.uchportal.ru/dir/6



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК МУЖЕСТВА. Отчизна! Помни тех сынов, не возвратившихся с Афгана.

23  годовщине  вывода советских войск из Афганистана посвящается урок мужества " Отчизна! Помни тех сынов не возвратившихся с Афгана."  Мероприятие проводилось с целью знакомства  ...

Урок мужества "Помним, гордимся, равняемся"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы для учащихся 5-11 классов....

урок мужества "И помнит мир спасённый"

Мероприятие для детей старших классов с 8 по 12 , посвящённое Дню Победы. Большая часть материала - региональный компонент. Использованы стихи поэтов г. Троицка и Челябинской области.  Особенност...

Урок мужества "Мы помним Вас..."

Разработка урока мужества посвящена Дню Победы...

Урок Мужества "Я помню, я горжусь", посвященный Дню Победы

Сценарий литературно-музыкальной композиции с использованием материала о саратовсцах-участниках Великой Отечественной войны и казаках на примере Маргелова В.Ф. и Л. Доватора...

Урок мужества «Чтобы помнили….»

урок мужества «Чтобы помнили….»...

Урок мужества "Родина помнит героя"

Методическая разработка методических материалов "Растим патриотов России"....