Сценарий "Зимние посиделки" для 5-6 классов
план-конспект занятия (5 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Сценарный план мероприятия "Зимние посиделки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_posidelok.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа»

Мантуровского района Курской области




Сценарий

«Зимние посиделки»

для учащихся 5-6 классов








Подготовила и провела: Жибоедова Е.Г.,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 класса

при участии обучающихся 5-6 классов

Пузачи – 2020 год

Цели:

- приобщение детей к глубинному традиционному культурному и историческому наследию русского народа;

- способствование формированию осознанного чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое и настоящее своего народа через практическое участие в праздничном действии;

- воспитание чувства коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества детей.

-формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях; проследить преемственность народных традиций в современной жизни, расширять кругозор; развивать умение работать в группах; воспитывать уважение к народным традициям, к своим товарищам.


Оборудование:

- Имитация входа в избу, стол с самоваром, угощение, деревянные ложки;

- русские народные костюмы, расшитые рушники, салфетки, скатерть, драпировка стен «хохлома»;

- музыкальный центр, ноутбук;

- на занавесе название праздника «Добро пожаловать»

Подготовка праздника:

- изучение материалов традиционных праздников;

- составление сценария, подбор музыкального сопровождения;

- сбор творческой группы, распределение ролей, обязанностей;

- репетиции;

- оформление зала.

Действующие лица:

- ведущий;

- мальчик и девочка;

- Машенька.




Ход праздника.

        Зал убран в русском народном стиле. В центре стоит русская печь, стол, накрытый скатертью, лавки, прялка. На столе - самовар. Стены украшены рушниками, вышитыми салфетками. Звучит народная музыка Метелица

Звучит колокольный звон. Выходит ведущая в народном костюме:

Ведущая: Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было! И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки. 

Колокольный звон стихает, звучит мелодия русской народной песни «Калинка». Приплясывая выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах.

Дев: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Мал: Веселья вам да радости!

Дев: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Мал: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли

места хватило?

Ведущая выносит каравай:

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь отведать просим.

Каравай ставит на стол. Уходит, приплясывая.

Звучит мелодия русской народной песни «Калинка». На сцену выходит Машенька.

Машенька: Зимний вечер тёмен, долог,

Насчитаю сорок ёлок,

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову - ка я ребят к себе на посиделки.

Будут песни, будут пляски

И игра в горелки.

Эй, подруженьки – подружки.

Веселушки, хохотушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать,

И на ложках поиграть.

Ведущая: Эй, кто весел и удал! 
Принесите ложки в зал! 
Пригласите ложкарей! 
Что? Они уж у дверей? 
Заходите, приглашаем, 
Музыку для вас включаем, 
Звонче наших ложек нет! 
И на танец и в обед!

(Играют ложкари)

Входят девочки и мальчики в народных костюмах с подарками, угощениями. Всё ставят на стол рядом с самоваром.

Мальчики: В избу жаркую твою мы пришли с подарками.

Звучит мелодия «Частушки»

Мальчики: Пропоем мы вам частушки,

Просим не смеяться,

Мы артисты молодые,

Можем застесняться.

Девочки: Я сегодня нарядилась

В сарафан с иголочки.

Полюбуйтесь-ка, ребята,

На мои оборочки!


Девочки: Оля мучила расческу,

К школе делала прическу,

Мучила-то, мучила,

А получилось чучело.


Мальчики: А наш дедушка Иван

Посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Девочки: Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.


Мальчики: На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Девочки: Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала,

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?


Мальчики: Я под краном руки мыл,

А лицо помыть забыл.

Увидал меня Трезор,

Закричал: Какой позор!


Девочки: Я цветочки поливала

На балконе леечкой.

Почему-то вдруг стал мокрым

Дядя на скамеечке


Мальчики: У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

Два гостя заняты делом: щелкают семечки. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу.

1-й гость: Лодыри да бездельники — им праздник и в понедельник. 

2-й гость: Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки. 
Ведущая: 
"А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"

Девочка: Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду попляшу!

На людей погляжу!

исполняют народный танец «Кадриль».

Мальчики: Собрались мы позабавиться,

Да потешиться!

Машенька: Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у нас на весь двор

Ёщё лучше разговор.

разыгрывают Небылицы в лицах.

- Филя, есть хочешь?

-Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога, горшок сметаны, да решето калачей.

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А еще хочешь?

- Хочу!

*****

-Вставай, Дунюшка, уже день занимается!

-Пусть занимается, у него до вечера дел много.

- Вставай, Дунюшка, петушок поет!

- Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга.

- Вставай, Дунюшка, уже солнышко восходит!

- Пусть восходит, ему далеко бежать нужно.

- Вставай Дунюшка, каша готова!

- А я уж матушка, за столом сижу!

****

- Андрейка, детка, о чем плачешь?

- Об ворота ударился головой.

- Ну-ка, скажи. Когда это случилось?

- Вчера вечером.

- Почему же ты плачешь сегодня?

- Так вчера дома никого не было.


Машенька: 

Дили – дили, дили – дили!

Вы Дуняшу видели?

Мальчик: Пошла Дуня в огород,

Сорвала лопушок,

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и не ткан.

исполняют русскую народную песню «Во кузнице».

Мальчик: Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай,

Эх, гостей всех угощай!

Мальчик: Раз прислал мне барин чаю,

И велел его сварить.

А я отроду не знаю ,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

Да приправил перцу, луку,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал.

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить!


Девочка: Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

исполняют русскую народную песню «Блины».

Ведущая: А умелые руки не знают скуки,

Кто трудился от души,

Веселись теперь, пляши!


Песня «Как на тоненький ледок»

Ведущая: Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Машенька: С нами любят все играть, 
Наряжать, кормить, купать! 
Нас на праздник пригласили, 
Платья новые нам сшили. 

8.  `Кукольную` нам включайте!

     Танец кукол объявляйте! 

Танец «Куклы»


Дети дарят гостям праздника тряпичных кукол, сделанных своими руками.


Ведущая:

Что-то мы немножко притомились.

Сядем рядышком на лавке.

Вместе с вами посидим.

Загадаем всем загадки.

Кто смышленей – поглядим!

Загадки

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Двойная бородушка. (Петух).

Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поет. (Кошка)

Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. (Собака)

И у бабушки есть, и у дедушки есть, и у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть, у коровы есть, у собаки есть, чтоб его узнать, надо вслух назвать. (Имя)

Слаще меда, мягче пуха, "отдохни" - все шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить. (Лень)

Девочка: Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное. Приготовьте речью лебединою словца не мудреные, как в старые годы прежние жили люди русские. А и то-то, родимые, были века мудрые 


Мальчик: Живали-то старики не по - заморскому, а по-своему, православному. А житье-то, житье-то было все правильное да раздольное! 

Девочка: Вставали рано - ранехонько, с утренней зарей. Умывались ключевой водой со белой росой… Молились всем старым угодникам, кланялись всем родным от востока до запада. Старики придумывали крепкие думушки, молодые бывали во послушниках, добры молодцы правили домком, красные девицы завивали вьюнки на Селин день. Старые старушки судили – рядили, сказки сказывали. 
Ведущая: 
Жили-были дед да баба, 
Была у них курочка-ряба. 
Снесла курочка яичко. 
Не простое — золотое. 

Начинается инсценировка сказки «Золотое яичко» О. Высотской.

Баба: Эй, старик, проснись скорей! 
Дед: Волки что ли у дверей? 
Ты чего шумишь, старуха? 
Баба: Да смотри, что я нашла: 
Наша курочка-пеструха 
Под кустом яйцо снесла. 
Дед: Ну, снесла, какое дело! 
Что ты, баба, обалдела? 
Баба: Да яйцо-то не простое, 
А, гляди-ка, золотое. 
Дед: Золотое, в самом деле? 
Мы с тобой разбогатели. 
Баба: Погляди, горит как жар. 
Дед: Не случился бы пожар! 
Баба: Ох, горит, слепит глаза! 
Дед: Чудеса! 
Баба: Чудеса! 
Дед: Ты в сундук запри его. 
(Раздаётся стук в дверь.) 
Баба: Нету дома никого! 
Ишь, соседей, как назло, 
Ненароком принесло. 
Дед: Ты пойди запри засов, 
Да спустить бы надо псов. 
Баба: (возвратившись). 
В среду в город я поеду, 
Там базар бывает в среду. 
Богатеев много там! 
Им яичко и продам. 
Как дадут мне денег груду, 
Накидают мне рублей, 
На салоп себе добуду. 
Я сибирских соболей 
Вот обновок накуплю я, 
Разных юбок сорок штук. 
Шаль в цветочках голубую, 
До краёв набью сундук. 

Дед: Что ты мелешь небылицы! 
Ишь, сыскалась молодица 
Наряжаться в разный хлам 
Нет уж, если мы богаты, 
Я вам построю вместо хаты 
Трёхэтажные палаты. 
И беседки по углам 
Баба: Наказанье с глупым мужем 
Что ты старый, не блажи 
Мы тут живём других не хуже 
И ни к чему нам этажи! 
А за эти вот беседки 
Обсмеют тебя соседки. 
Дед: И пусть смеются, мне не жалко! 
Баба: Да уймись ты, не кричи, 
Вон упала на пол скалка, 
Чугуны гремят в печи. 
Ох не мил мне белый свет 
Дед: Я тут хозяин или нет!? 
Баба: Ох, яичко покатилось, 
Покатилось и разбилось. 
И скорлупки не осталось 
Всё ж куда то подевалось! 
Дед: Ну чего мы затужили? 
И от чудес одна беда 
Будем жить, как жили прежде 
И работать, как всегда. 
Баба: И шубёнку справить можно, 
И подправить можно дом. 
Дед: Только то, видать, надёжно, 
Что даётся нам трудом. 
Отворяй старуха дверь 
Что же нам прятаться теперь! 
Эээй, соседка! 
Баба: Эй, сосед! 
Забывать друзей — не след 
Заходите на часок 
У меня хорош квасок 
И варенья и соленья. 
Дед и баба (вместе): 
Заходите без стесненья! 

Ведущая:

-А сейчас к игре приглашаем, Русские забавы предлагаем.

Ведущая проводит игру со зрителями «Ручеек»: Музыка «Снег-снежок»

Звучат народные песни.

1-й вед.: На завалинке сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.

2-й вед.: Мы делились новостями

Мы старались вас развлечь

И прощаясь, мы с гостями,

Говорим: до новых встреч!


Машенька: Счастья вам, гости дорогие!

Мальчик: Большого здоровья вам!

Машенька приглашает всех на чаепитие:

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Заходите, проходите!

Угощение берите,

Чаем запивайте,

Нас добрым словом поминайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....