Разработки уроков
план-конспект по технологии по теме

Конспекты уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-путешествие

 с элементами творчества

для учащихся 10-х классов на тему:

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»,

или Моды пушкинского времени»

разработан учителем технологии 1 квалификационной категории

и учителем русского языка и литературы 1 квалификационной категории

МОУ Избердеевская средняя  школа

 имени Героя Советского Союза  В.В. Кораблина

ОРЛОВОЙ ТАТЬЯНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ,

РОМАНЦОВОЙ ОЛЬГОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ

с. Петровское, 2003 год

Тема урока:

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни», или Моды пушкинского времени»

Цель урока: знакомство с эпохой Пушкина; создание творческих идей по воссозданию образов персонажей любимых пушкинских произведений, костюмов его времени.

Межпредметные связи: изобразительное искусство (графика, портретная живопись).

Оборудование урока: эскизы костюмов XIX века, репродукция картин П.Ф.Соколова «Портрет А.С.Пушкина», О.А. Кипренского, Г.Г. Чернецова, В.А. Тропинина, А.П.Брюллова, Ф. Берже,  К.И. Рудакова «Сцена в саду» из «Евгения Онегина», словарь моды, фломастеры, цветные карандаши.

Тип урока: интегрированный урок-путешествие с элементами творчества

Ход урока:

1. Рассказ учителя литературы.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». (Определение Белинского подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа. Знание этого необходимо для понимания текста даже тогда, когда они непосредственно не упоминаются или лишь мелькают в виде кратких отсылок, намеков на то, что было с полуслова понятно и автору, и современному ему читателю). А теперь мы познакомимся с модой пушкинского времени.

2. Рассказ учителя технологии об одежде начала XIX века.

В начале XIX века в русском высшем обществе все явственнее проявляется влияние европейской, особенно английской или французской моды. Описывая внешность Евгения Онегина, Александр Сергеевич замечает о нем: «как dandy лондонский одет». (Учитель литературы просит зачитать описание костюма Евгения Онегина).

- Цитируется отрывок:

В последнем вкусе туалетом

Заняв ваш любопытный взгляд,

Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Г' Конечно б это было смело,

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет...

Мужчины носили белоснежные рубашки со стоячими жестко накрахмаленным воротником, шею повязывали галстуком — платком или шарфом, завязанным бантом или пышным узлом, концы которого заправляли в жилет. Поверх надевали фрак — черный в деловой жизни, а для праздников, балов — цветной. К этому времени короткие штаны — кюлоты сменили на панталоны, которые на щиколотках закрепляли штрипками. Панталоны были всегда светлее фрака и поддерживались подтяжками. Вместо пальто носили сюртук (прообраз современного пиджака), который начинает постепенно вытеснять из повседневности фрак. На портрете А.С. Пушкина, выполненном художником П.Ф.Соколовым, он изображен в застегнутом на все пуговицы сюртуке.

Кроме панталон мужчины носили лосины, тесно обтягивающие ноги.

Из верхней одежды отметим редингот — полупальто, гаррики (каррики) — по имени лондонского актера Гарика — пальто, имевшее до 10 воротников, которые рядами спускались до пояса. Входит в моду макинтош — осеннее пальто из прорезиновой ткани (от имени ее изобретателя Макинтоша).

На картине художника Г.Г. Чернецова  можно видеть разнообразие верхней одежды, в которую облачены А.С. Пушкин (во фраке), В.А. Жуковский (в сюртуке), И.А. Крылов (в бекеше), Н.И. Гнедич (в шинели с пелериной).

В 30-х годах под влиянием произведений Байрона, Вальтера Скотта в дворянской среде более свободным становится стиль ношения одежды: ворот рубашки расстегнут, галстук завязан свободно. Получают распространение клетчатые панталоны, пледы. Таким мы видим А.С Пушкина на портрете О.А. Кипренского,  ворот белой рубашки повязан темно — зеленым платком, одна рука прикрыта  клетчатым красно — зеленым пледом, переброшенным через плечо.

Дома состоятельные люди обычно носили красивые халаты. Современник А.С. Пушкина художник В.А. Тропинин изобразил его в нарядном халате коричневого цвета с синей отделкой, белой сорочке с мягким отложным воротником, небрежно повязанным платком.

Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр, его изобрели в Англии в конце XVIIII веке. Носили также шапокляк — складной цилиндр, изобретенный во Франции. В первой половине XIX века в моду вошла широкополая шляпа — боливар.

- У Пушкина:

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар...

Сам поэт тоже носил боливар. Военные и чиновники в отставке предпочитали картузы — фуражки с козырьком.

Непременной принадлежностью к костюму стали перчатки, трость и часы на цепочке.

В начале XIX века становятся модными пенсне и монокли, перстни с камнями. На портрете В.А. Тропинина у А.С. Пушкина на большом пальце правой руки надет заветный перстень — талисман с восьмиугольным сердоликом, подаренный ему Е.К. Воронцовой.

Многие мужчины, подобно женщинам, ухаживают за своими ногтями.

- Читаем у Пушкина:

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств, изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.

По воспоминаниям современников, у Александра Сергеевича были длинные, ухоженные ногти.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай — деспот средь людей.

Во время А. С. Пушкина законодателем мод был также и Париж. В «модных лавках», специальных магазинах, у портных, в том числе иностранцев, всегда были представлены новые фасоны, ткани, отделки. Иностранные фирмы одевали все светское общество Петербурга, заказывали у них одежду и Пушкины. Наталье Николаевне шила мадам Цихлер, которая именовала свое предприятие на Б. Морской улице «торговля новинками». В бумагах Пушкина сохранилось несколько счетов от портных: ОТ МАДАМ  Цихлер на 3364 руб. за дамские наряды и от портного Конрада Рутша за сюртук, фрак и панталоны на сумму 405 рублей.

В эпоху Пушкина большие изменения претерпел и женский костюм. На рубеже XIX века идеалом в женской одежде провозглашается античность. Наступило господство белого цвета, и не только в одежде: белой пудрой покрывали и лицо, и шею, и грудь, и спину, и руки... Женщины надевали легкую, полупрозрачную тунику, перехваченную поясом под самой грудью. «Античное» платье мы видим на акварели К.И. Рудакова «Сцена в саду» из «Евгения Онегина».

Чуть ли не единственной верхней одеждой были цветастые шали, в том числе кашемировые из тонкой пуховой шерсти тибетских коз. Размером 3 х 1,5 м., они были невесомы и нежны на ощупь. Особо ценилось умение драпироваться шалью, которая должна спадать с плеч красивыми складками.

Обувь дамы носили без каблуков из материи в форме лодочки с лентами, которые обвязывали вокруг щиколотки.

Начало века ознаменовано длиной и фасоном платья, открывающего башмачки и щиколотки ног.

Чтение отрывка из «Евгения Онегина»:

Толпа мазуркой занята,

Кругом и шум и теснота,

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам.

Дополняли дамский туалет длинные перчатки (их снимали только за столом) и митенки (перчатки без пальцев), веер, ридикюль (маленькая сумочка из ткани) и небольшой зонт от дождя и солнца. Украшением служили: жемчужные нити, браслеты, колье, диадемы, фероньерки, серьги. Перстнями и кольцами украшали почти каждый палец руки. Браслеты носили даже на ногах.

К середине XIX века меняется силуэт женского платья. Идеалом в моде становятся покатые плечи, тонкая талия, широкие бедра. Возвращается корсет. К нему на пуговицах пристегивается несколько нижних юбок (до восьми), благодаря чему верхняя приобретала форму колокола. Талия опустилась на свое законное место. Дамские вечерние туалеты для театром, концертов отличались от бальных меньшим декольте и скромной отделкой .

На акварели А.П. Брюллова Н.Н.Пушкина изображена в платье из прозрачной ткани с туго затянутым корсетом (тонкая талия оптически уменьшена за счет непомерно широкого рукава). Низко спущенный вырез декольте открывает покаты плечи и оформлен двумя рядами ажурного кружева, украшенного атласными бантами. Длинные серьги и такая модная в то время фероньерка украшают лицо «чистейшей прелести чистейший образец».

На развитие женской одежды повлияла Отечественная война 1812 года. Русские модницы в порыве патриотизма стали рядиться в сарафаны, кокошники, душегрейки.

Элементы русского народного костюма стали проникать в придворный быт: дамы при дворе надевали повойники и сарафаны со шлейфом. Кстати, последний на протяжении всего века то появляется, то исчезает. Увлечение верховой ездой в высшем обществе требовало особого костюма — амазонки: суконная юбка и узкая кофточка. Дополняли костюм седлом, позволяющим сидеть на лошади боком.

Менялась мода и на причёски. В начале XIX века они копировали античные. В 1820 году появилась новая дамская прическа: без челки, с прямым боковым пробором и завитыми локонами на макушке. Был в моде каштановый цвет волос. В 30-40 год волосы укладывали буклями в виде полушарий на висках или носили прическу «плакучая ива» - длинные завитые локоны.

Головные уборы подбирались соответственно прическе. Считалось, что модница должна иметь не менее 365 шляпок и столько же пар обуви. Дамы носили чепец из полупрозрачной ткани, который украшали лентами, кружевами, цветами. Распространены были в эти годы шляпы — «кибитки» с полями, закрывающими профиль лица, «тюрбаны» и на балах береты.

Косметикой женщины пользовались умеренно. В отличие от XVIII века достаточно было подчеркнуть, оттенить черты лица. Использовались румяна, белила, краска для ресниц, бровей и ногтей.

3. Творческое задание: на карточках — эскизах подобрать цвета для мужского и женского костюмов с учетом времени (эпохи).

4. Работа по составлению словаря моды.

Амазонка — костюм наездницы. Под очень длинной юбкой надевались мужские брюки, а к ним высокие сапоги и приталенный корсет. Тогда же в моду вошли женский цилиндр с вуалью.

Боа — длинный узкий шарф из меха или страусиных перьев.

Бекеша (бекешь) — верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой по краю воротника, рукавов, карманов, подолу; верхняя мужская одежда в виде сюртука сл складками или сборками сзади по талии.

Вуаль — редкотканная прозрачная шелковая, хлопчатобумажная или шерстяная ткань, которую носят женщины, чтобы закрыть лицо, а также в качестве украшения.

Гаврик (каррик) — зимнее пальто с большим декоративным воротником, закрывающим плечи, часто меховым, длина его 10-15 см. от земли.

Душегрейка — теплая женская кофта без рукавов.

Диадема — полоска материи или металла, носилась на голове или лбу, иногда имеет вид короны.

Кокошник - старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Камея — гемма с выпуклым рельефом, сделана из различных слоев полудрагоценного или драгоценного камня путем чередования светлых и темных слоев.

Кюлоты — старинная мужская куртка — безрукавка под верхнюю одежду, впоследствии с рукавами.

Лосины — штаны белого цвета из кожи лося или оленя. В начале XIX века были деталью модного костюма, затем сохранились лишь как часть парадной военной формы.

Манто — широкое дамское пальто, обычно меховое.

Повойник — платок, обвитый вокруг головы.

Панталоны — длинные, не стянутые внизу мужские брюки.

Пелерина — накидка без рукавов, иногда с отверстием для рук.

Ридикюль — дамская сумочка в виде кисета. Обычно была вышита и вешалась при помощи длинного шелкового шнура на руку.

Редингот — полупальто, произошедшее из камбоза. Оно не имело пол и использовалось для верховой езды. Впоследствии становится мужским и женским пальто для выхода с воротником, лацканами и однобортной или двубортной застежкой.

Салон — накидка с длинной пелериной, иногда с рукавами.

Туника — мужская или женская одежда античного времени, имела рубашечный покрой, вначале была без рукавов.

Тюрбан — переводится как материал для вуали, которым персы повязывали голову. В период французской буржуазной моды тюрбаны носили придворные дамы и господа, они появляются повсеместно в моде стиля «ампир».

Фероньерка — обруч или цепочка с драгоценным камнем или жемчужиной, розеткой из камней различного цвета, спускающимися на лоб.

Шлейф — удлиненный конец одеяния, волочащийся сзади, увеличивает и удлиняет фигуру, делая ее возвышенной.

5. Разработка и оформление творческого проекта.

Создать костюм или отдельные его детали в соответствии с пушкинской модой.

Этапы выполнения творческого проекта:

1) Осознание проблемы.

2) Оценка возможного решения проблемы.

3) Выработка вариантов идей и их обсуждение.

4) Выбор материала проекта с технолого-экономической точки зрения.

5) Планирование процесса изготовления.

6) Корректировка плана в соответствии с выбранным решением.

7) Изготовление проекта.

8) Защита проекта.

6. Подведение итогов урока.

Учитель литературы говорит о том, что каждая деталь текста важна для понимания смысла произведения.

Познакомившись с модой пушкинского времени, мы стали яснее представлять себе героев романа «Евгений Онегин», узнали предназначение тех деталей одежды, которые вышли из моды.

7. Домашнее задание:

по литературе: написать мини — сочинение «Как выглядели герои романа «Евгений Онегин» после долгой разлуки».

по технологии: приступить к разработке и оформлению творческого проекта «Костюм пушкинского времени».



Предварительный просмотр:

1 урок – ведёт учитель технологии

Тема урока:  «Моделирование юбок»

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с понятиями художественного и технического моделирования; с работой художника – модельера;
  • научить учащихся на любой основе выполнять различные модели юбок;
  • развивать логическое мышление, конструкторские умения;
  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • прививать аккуратность.

Методы обучения: объяснение, беседа, рассказ, инструктаж, практическая работа с элементами творчества, использование информационных технологий, индивидуальная консультация, самостоятельная работа.

Материальное обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, шаблоны юбок, цветная бумага (картон), ножницы, циркуль, цветные карандаши, линейка, карандаш, клей, слайдовая презентация «Художественное моделирование юбок», выполненная ученицей 7Б класса Костиной Анастасией.

Тип урока: интегрированный урок  с элементами творчества.

Ход урока.

1.Организационная часть

1.1.Контроль посещаемости.

1.2.Контроль готовности к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

  1. Что было древнее юбки на Руси?

Ответ: древнее юбки на Руси была понёва (панёва).

  1. Чем отличается понёва от юбки?

Ответ: понёва от юбки отличается тем, что полы её не сшиты.

  1. Женской или девичьей одеждой была понёва?

Ответ: понёва была женской одеждой.

  1. Когда появились юбки в русской деревне?

Ответ: юбки в русской деревне появились не раньше середины 19 века.

  1. Как различают покрои юбок по конструкции?

Ответ: по конструкции различают три основных покроя юбок: прямые, клиньевые, конические.

  1. Какое полотнище в прямой юбке больше?

Ответ: заднее полотнище в прямой юбке больше.

  1. Сколько клиньев должно быть в клиньевой юбке?

Ответ: число клиньев в клиньевой юбке может быть любым, но лучше чётным.

  1. Назовите самые простые юбки по конструкции.

Ответ: конические юбки самые простые по конструкции.

  1. Изучение нового материала.
  1. Теоретическая часть.

Объяснение учителя. Художник – модельер создаёт первичный образец одежды. Он появляется сначала на бумаге в виде эскиза.

Эскиз – это зарисовки, наброски моделей одежды.

Эскиз содержит:

  • пропорции фигуры человека;
  • все конструктивные детали;
  • все силуэтные линии;
  • аксессуары и украшения;
  • выполнение в цвете;
  • приятный внешний вид.

Этот процесс создания одежды называется художественным моделированием.

 Знакомство учащихся со слайдовой презентацией на тему «Художественное моделирование юбок», состоящей из эскизов юбок, разработанных учащейся 7Б класса Костиной Анастасией. (Слайдовая презентация  сопровождается современной музыкой).

Техническое моделирование – видоизменение деталей швейного изделия (горловины, рукава, линии талии, длины изделия, карманов и т. п.):

  1. Шаблон изделия переводят на чистый лист бумаги.
  2. Наносят новые точки и линии нового изделия.
  3. Переснимают новую модель на кальку и переводят на чистый лист бумаги.
  1. Практическая часть.

Вспомнить вместе с учащимися правила техники безопасности с режущими инструментами.

Работа с цветовым кругом.

  1. Моделирование двух- или  трёхцветной конической юбки.
  • Работа с учебником, с. 51, рис.30

Учитель рассказывает  и показывает изменения выкройки конической юбки на экране.

На чертеже конической юбки нанести линии разрезов, разделив юбку на 3 полосы равной ширины или в любой произвольной пропорции, разрезать выкройку по намеченным линиям (полученные части используются как выкройки для 2 или 3 различных кусков ткани, подобранных по цветовой гамме).

Учащиеся по шаблону обводят чертёж юбки, цветным карандашом наносят новые линии фасона, при моделировании пользуются цветной бумагой (картоном).

  1. Моделирование клиньевой юбки.
  • Работа с учебником, с. 54, рис. 31

Учитель рассказывает и показывает на шаблоне клиньевой юбки расширение клина по линии низа.

На шаблоне провести линию в том месте, где начинается расширение. Потом надо продлить линию низа и отложить на ней симметрично в обе стороны необходимую величину расширения. Соединить линии, и получится новый чертёж клина.

Учащиеся по шаблону обводят чертёж клина цветным карандашом, наносят изменения и с помощью цветной бумаги выполняют моделирование клиньевой юбки.

  1. Моделирование прямой юбки.

Учитель рассказывает и показывает на чертеже, как изменить длину юбки.

  1. Самостоятельная работа.

Учащиеся при помощи шаблонов выполняют моделирование юбок (разрешается использовать учебник, с.52, 55, 56).

  1. Текущий инструктаж - целевой обход учителя.

Учитель обходит учащихся, контролирует и даёт индивидуальные консультации, проверяет правильность выполнения работы.

6. Анализ и оценка урока.

Анализируя урок, учитель проводит беседу:

  1. Что узнали нового на уроке?
  2. Что научились делать на уроке?

Учитель анализирует допущенные учащимися ошибки, делает необходимые замечания, показывает лучшие работы, оценивает работы и устные ответы.

7. Домашнее задание: §10, с.50-67; закончить практическую работу.

2 урок – ведёт учитель информатики

Тема урока:

«Моделирование юбки в графическом растровом  редакторе Paint и представление своей коллекции в MS Power Point ».

Цели обучения:

  • обучать умению выполнять графический анализ созданного рисунка;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки работы с манипулятором «мышь», с надписью, эффектами анимации;
  • развивать знания учащихся по теме «Графический растровый редактор Paint. Возможности MS Power Point»;
  • развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • развить положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
  • способствовать воспитанию интереса к познанию информатики;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Методы обучения: инструктаж, практическая работа с элементами творчества, использование информационных технологий, индивидуальная консультация

Тип урока: интегрированный урок  с элементами творчества.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о дизайне.
  3. Инструктаж по выполнению практических работ.
  4. Практическая работа на ПК по созданию эскиза в графическом редакторе Paint на тему: «Моделирование  юбки».
  5. Физкультминутка.
  6.  Практическая работа на ПК по созданию презентации в MS Power Point на тему: «Моделирование  юбки. Реклама изделия».
  7. Творческий конкурс «Prêt – a - porter от …»
  8. Итоги урока (анализ учащимися своего рисунка, презентации, оценки учащимся).

Тематика урока исходит из интересов учащегося, тем самым, приобретая индивидуальный характер. Для помощи в подборе материала проводились консультации для учащихся. В процессе выполнения индивидуальных заданий учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно).

Создание  презентации дает возможность ученикам демонстрировать свои мысли, идеи, планы и готовые работы.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, тема урока.

Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок информатики, который даёт возможность вам демонстрировать свои мысли, идеи, планы и работы по моделированию. Поможет нам в этом ваша фантазия и навыки, которые вы получили ранее на уроках технологии и информатики.

На уроках технологии  вы уже составляли словесный план изменения дизайна юбки, а сегодня вы попробуете изобразить эту юбку, заняться её дизайном графически.

Вам необходимо создать эскиз в графическом редакторе Paint на тему «Моделирование юбки». При создании эскиза вам нужно помнить основные правила копирования, вставки, изменения размера рисунка, изменение цвета заливки, добавление надписи, работу с инструментами редактора, палитрой.

Также при создании эскиза не забывайте о выборе соответствующих цветов палитры, об изменении палитры.

  1. Самостоятельная практическая работа в графическом редакторе Paint на тему: «Моделирование  юбки».

Через 10 минут после её начала физкультминутка.

Объяснение учителя.

Продолжаем работу по представлению своей коллекции. Перед вами на строке быстрого запуска расположен файл «Презентация к уроку», где в MS Power Point находится ваша домашняя заготовка эскиза юбки. Ваша задача, используя дизайн слайда и эффекты анимации, подготовить свою коллекцию к показу. Обратите внимание, что у нас есть возможность использовать звуковые эффекты (музыкальные файлы расположены на рабочем столе в папке «К открытому уроку», наушники для прослушивания результата находятся рядом). Если вы будете испытывать затруднения, то можно найти подсказку в листах - помощи.

  1. Самостоятельная практическая работа в MS Power Point на тему: «Моделирование  юбки. Реклама изделия».
  2. Творческий конкурс «Prêt – a - porter от …»

Сообщение учителя технологии.

В 1960 г. французский модельер Пьер Карден создаёт фирму «Prêt – a - porter» - готовый к ношению. 

Prеt-a-porter — это:

• модели для более широкого потребителя (но не для массового);

• костюмы шьют по дорогим моделям, от кутюр, но они более простые;

• работа выполняется на машинах;

• ткань недорогая, но качественная;

• отделка (вышивка, кружево) дешевле, выполнена на машине;

• все модели сохраняют свою фирменную марку.

Каждому учащемуся предлагается  из заранее подготовленного комплекта одежды выбрать наряд леди для жизненных различных ситуаций (работа проходит в редакторе Word).

Текущий инструктаж.

Подведение итогов урока.

Теперь мы умеем:

  1. отражать, поворачивать, наклонять и совмещать фрагменты рисунка;
  2. использовать вспомогательные линии;
  3. планировать работу по созданию рисунка;
  4. запускать графический редактор Paint, MS Power Point, MS Word;
  5. задавать рабочую область рисунка;
  6. создавать сложные объекты из фрагментов;
  7. копировать цвет заданной области;
  8. изменять цвет части существующей линии и объекта;
  9. пользоваться инструментами рисования в программе PowerPoint;
  10. редактировать слайды;
  11. создавать линейную презентацию из нескольких слайдов.
  12. выделять графические объекты (фрагменты), перемещать и удалять их в текстовом редакторе Word;
  13. редактировать графические объекты: изменять размеры и поворачивать, изменять цвет заливки, тип и цвет линии границы;
  14. копировать и размножать графические фрагменты;
  15. собирать сложные объекты из простых;
  16. оформлять и представлять результаты своей работы.

Отобрать наиболее удачные эскизы, презентации и попросить прокомментировать их. Выставление оценок учащимся за практические и творческие работы (каждый учитель оценивает учащихся по своему предмету).

Домашнее задание: работы 13,14, стр. 164-166.

Интегрированный  урок с элементами творчества

для учащихся 6-х классов на тему:

«Моделирование юбок»

разработан учителем технологии 1 квалификационной категории

и учителем информатики 1 квалификационной категории

МОУ Избердеевская средняя  школа

 имени Героя Советского Союза  В.В. Кораблина

ОРЛОВОЙ ТАТЬЯНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ,

  ЕВДОКИМОВОЙ АЛЁНОЙ ЕВГЕНЬЕВНОЙ.

с. Петровское, 2008



Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА»

разработан учителем технологии 1 квалификационной категории

и учителем информатики 1 квалификационной категории

МОУ Избердеевская средняя  школа

 имени Героя Советского Союза  В.В. Кораблина

ОРЛОВОЙ ТАТЬЯНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ,

  ЕВДОКИМОВОЙ АЛЁНОЙ ЕВГЕНЬЕВНОЙ.

с. Петровское, 2007 год

1 урок – ведёт учитель технологии

ТЕМА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ознакомить учащихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
  • на примере фартука научить подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки;
  • обучать умению выполнять графический анализ созданного рисунка;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки работы с манипулятором «мышь», с надписью;
  • проверить знания учащихся по теме «Графический редактор. Инструменты и палитра»;
  • развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • развить положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
  • способствовать воспитанию интереса к познанию технологии и информатики;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: рассказ, беседа, разъяснение, практическая работа с элементами творчества, индивидуальная консультация, практическая работа на ПК

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: предметы декоративно – прикладного искусства (иллюстрации), гаммы цветов одного цветового тона, но с разными оттенками, рисунок «Модели фартуков», образцы отделки швейных изделий, задания из рабочей тетради, памятка по отделке изделий, чертежные принадлежности, лекала, цветные карандаши, персональный компьютер, графический редактор Paint и редактор  Microsoft Word, принтер.

НА КЛАССНОЙ ДОСКЕ ВЫПИСАНЫ ТЕРМИНЫ: модель, моделирование, эскиз

ТИП УРОКА: интегрированный урок с элементами творчества

ХОД УРОКА:

1. Организационная часть.

1.1. Контроль посещаемости

1.2. Проверка готовности к занятию

2. Изложение нового материала.

2.1. Теоретическая часть.

   На примере фартука школьницы знакомятся с приемами моделирования одежды, знакомятся с новыми терминами «моделирование», «модель», «эскиз».

   Для закрепления пройденного материала учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего снимают мерки?
  2. Какие линии мысленно проводят на фигуре человека, чтобы построить сетку чертежа фартука?
  3. Почему выкройку строят на половину фигуры?

   Конструирование одежды тесно связано с моделированием, в процессе которого решается задача создания новой модели.

   Предложить учащимся рассмотреть модели фартуков, изготовленные по одной и той же выкройке. Учащиеся находят, что фартуки имеют различную форму деталей и разные виды отделки.

Untitled-Scanned-01

   Учащиеся рассматривают в учебнике рисунки 32, 33,44, 45, 46, на которых показаны различные варианты моделирования кармана, нижней части, нагрудника.

   Учитель вместе с учащимися делают вывод, что изменение формы деталей одежды и их художественное оформление (отделка) выполняются путем моделирования.

   Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.

   Учитель разъясняет, что моделирование одежды – это разработка эскизного проекта (рисунка) изделия с изготовлением его образца. Занимается моделированием одежды художник – модельер. Он должен знать человеческую фигуру, ее пропорции и пластику, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.

   Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках. Технолог швейного производства определяет способы изготовления изделия с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива изделия. Оператор швейного оборудования выполняет швейные операции.

   Далее учитель разъясняет, что работа над созданием новых видов одежды основана на реальных требованиях жизни и осуществляется по формуле:

для кого – для чего – из чего.

   На примере фартука учитель вместе с учащимися выясняют, что он необходим женщинам и мужчинам, предназначен для предохранения одежды при уборке помещения, приготовлении пищи, шить его лучше всего из хлопчатобумажной или льняной ткани.

   Учитель разъясняет, что моделирование фартука заключается в изменении его деталей и применении отделки.

   Учащихся знакомят со способами изменения формы грудки, нижней части фартука и карманов. Для этого на лекало основной выкройки надо накладывать по очереди ту или иную деталь, вырезанную из бумаги в измененном виде. Тогда ясно видно, какие изменения внесены в форму этой детали.

Untitled-Scanned-03

   Затем учитель рассказывает о том, что отдельные детали изделия должны сочетаться между собой по форме: если нагрудник имеет верхний срез в виде уголка, то и нижняя часть фартука и карманы должны быть срезаны углом, а не скруглены. Округлая форма карманов не будет сочетаться с таким фасоном нагрудника. Если за основу принимается округлая форма деталей, то надо округлять срезы нескольких деталей фартука: карманов (нижний или верхний срезы), нагрудника или нижней части.

   Для закрепления материала учащиеся выполняют задание № 71 из рабочей тетради, где требуется подобрать к нижней части карман, нагрудник, подходящие по форме.

Untitled-Scanned-01

   Учитель рассказывает о том, что отделка фартука может быть разнообразной, но хорошо подобранной и обязательно должна сочетаться с основной тканью изделия. Учитель знакомит учащихся с видами отделок для фартука. К ним относятся: 1)декоративная строчка выполняется в тон основной ткани или контрастного цвета; лучше всего она смотрится на гладкокрашеной ткани, прокладывают ее обычно по контуру мелких деталей – карманов, нагрудника; 2) бейки и канты  выполняют из отделочной ткани, однотонной или с рисунком; гладкокрашеные бейки на гладкокрашеных тканях можно сочетать с отделочными стежками, канты из отделочной ткани делают различной ширины и располагают по краям деталей – карманов, груд; 3) тесьма и вьюнчик;  тесьма бывает разной ширины, одноцветная или с рисунком, широкой тесьмой можно обрабатывать срезы изделия, тогда она одновременно служит и для отделки; узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку; 4) кружева – отделка ими придает изделию нарядный вид, перед пришиванием к фартуку кружево лучше собрать на нитку, а затем настрочить сверху детали или выпустить из – под обработанного края детали; 5) аппликация в основном используется для отделки детских изделий, в том числе фартуков, она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета, расположить ее можно на любой детали – карманах, нагруднике, нижней части; 6) вышивка может сочетаться с отделочной тесьмой или бейкой, украшающие стежки располагают по прямой линии или по какому – либо рисунку на любой детали фартука; 7) оборки, воланы делают из основной или отделочной ткани, оборки можно расположить в любом месте фартука в один или несколько рядов.

   Учащиеся зачитывают и переносят к себе в тетради памятку по подбору отделки:

  1. отделка тесьмой с рисунком, пестрой тканью или вышивкой подходят к изделиям, сшитым из гладкокрашеной ткани, а изделия из напечатанной ткани лучше отделывать гладкокрашеной тканью или одноцветной тесьмой, которые должны сочетаться с одной из красок ткани;
  2. чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной;
  3. ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, черным, серым;
  4. наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

   Для закрепления материала учащиеся выполняют задание № 72 из рабочей тетради, где требуется подобрать детали по форме и отделке, рисунку ткани. Задание выполняется учащимися по очереди, остальные в это время проверяют, правильно ли предлагаются варианты подбора.

Untitled-Scanned-04

2.2. Текущий инструктаж.

   Повторить правила организации рабочего места для выполнения художественных и графических работ: подготовить и разложить все необходимое так, чтобы удобно было брать.

2.3. Практическая часть.

  1. Практическое задание. Учащиеся выполняют задание № 74 из рабочей тетради, в котором необходимо рассмотреть фартуки, описать их и раскрасить цветными карандашами. 

Untitled-Scanned-02

  1. Практическая работа с элементами творчества.

   Учитель показывает учащимся эскизы фартуков разной конструкции и отделки, чтобы они нашли в них сходство и различие, поясняет слово «эскиз» (графическое изображение моделей на бумаге; набросок, зарисовка).

   Учитель предлагает учащимся представить себя художниками – модельерами и разработать модель фартука с выполнением его эскиза. Девочки изображают фартук желаемого фасона, подбирают к нему отделку.

   С целью предупреждения ошибок учитель:

а) дает учащимся необходимые рекомендации по выбору формы деталей изделия, по подбору цвета, отделки фартука;

б) побуждает к взаимоконтролю;

в) следит за состоянием рабочих мест;

г) проверяет правильность выполнения работы.

  1. Закрепление материала.

   Вопросы для закрепления:

  1. В чем заключается процесс моделирования?
  2. Что такое модель?
  3. Какие виды отделки  для фартука вы знаете?

4. Домашнее задание: параграф 14, записи в тетради

 

2 урок – ведёт учитель информатики

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о дизайне.
  3. Инструктаж по выполнению практической работы.
  4. Практическая самостоятельная работа на ПК «Создание эскиза в графическом редакторе Paint на тему: «Моделирование  фартука».
  5. Физкультминутка.
  6. Итоги урока (анализ учащимися своего рисунка, оценки учащимся).

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, тема урока.

Сегодня у нас необычный урок информатики, а урок информатики совместно с технологией. Тема урока: «Графический анализ моделирования фартука».

На уроках технологии  вы уже составляли словесный план изменения дизайна фартука, а сегодня вы попробуете изобразить этот фартук, заняться его дизайном графически.

Вам необходимо создать эскиза в графическом редакторе Paint на тему «Моделирование фартука». При создании эскиза вам необходимо помнить основные правила копирования, вставки, изменения размера рисунка, изменение цвета заливки, добавление надписи, работу с инструментами редактора, палитрой.

Также при создании эскиза не забывайте о выборе соответствующих цветов палитры, об изменении палитры?

 Практическая самостоятельная работа. Через 10 минут после ее начала физкультминутка.

 Итоги урока.

Отобрать наиболее удачные эскизы и попросить прокомментировать их учащихся. Оценки учащимся (каждый учитель оценивает учащихся по своему предмету).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...