Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.
план-конспект урока технологии (6 класс) на тему

 

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых и шерстяных тканей и уход за ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.76 КБ
Файл materialovedenie_urok.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

                        План – конспект урока технологии

                                        6 класс

Раздел: Материаловедение

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения.

Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Составила и провела: Ядрышникова О.А.

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых и шерстяных тканей и уход за ними.

Оборудование: коллекция «Волокна животного происхождения», коллекция шёлковых и шерстяных образцов ткани, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Орг. момент

Актуализация опорных знаний.

-Прочитайте название раздела, с которым мы начинаем знакомство.

- Предположите, с чем мы познакомимся , изучая этот раздел?

- Заполните данную схему.

                                Волокна

Натуральные                                Химические  

Растительного        Животного

происхождения        происхождения

хлопок           лён        шёлк        шерсть

Постановка учебной задачи.

(хлопок, лен) –Есть необходимость нам останавливаться на данных волокнах?

- Сформулируйте задачи урока.

-Запишите задачи урока в тетрадь, в конце урока мы к ним обратимся.

Изучение нового материала.

-Решим  первую задачу. В этом нам поможет …….

Выступление ученицы.

-составьте определение шерсти, запишите.

-первичная обработка шерсти заключается в следующем: сортируют (подбирают по качеству), треплют (разрыхляют, удаляют примеси), промывают, сушат, изготавливают пряжу.

Самые развитые овцеводческие районы нашей страны: Средняя Азия, Закавказье, Украина, Поволжье.

Волокна шёлка  Выступление ученицы.

-составьте определение шелка, запишите.

-первичная обработка: обработка коконов горячем паром для размягчения шёлкового клея, сматывание нитей с нескольких коконов одновременно.

Шелководство развито в Китае, Японии, Турции, Средней Азии, Казахстане.

Вывод: Мы получили волокна шёлка и шерсти. Что дальше? При изготовлении изделия и ухода за ним мы должны учитывать свойства ткани.

Решим вторую задачу урока.

Свойства ткани классифицируют на 3 группы:

Механические

Физические

Технологические

Итак, о каждой группе: механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действия различных внешних сил.

К этим свойствам относится:

  • Прочность- устойчивость ткани к трению, стирки, воздействию света, солнца, растяжению.
  • Сминаемость – образование складок, заминов при носке изделия.
  • Драпируемость – способность ткани образовывать мягкие округлые складки.

Физические свойства – это свойства направленные на сохранение здоровья человека.

  • Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.
  • Пылеёмкость – способность ткани удерживать на поверхности пыль и другие загрязнения.
  • Теплозащитность – способность ткани удерживать тепло, выделяемое телом человека.

Технологические – свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия.

  • Скольжение – подвижность одного слоя относительно другого, затрудняющая раскрой.
  • Осыпаемость – выпадение нитей на срезах.
  • Усадка – свойство ткани укорачиваться в долевом направлении после увлажнения.

Помимо свойств,  ткань имеет определенные признаки. Для их выявления нам необходимо провести лабораторную работу. В ходе работы мы будем заполнять следующую таблицу:

Признак

Шёлк

Шерсть

Блеск

Не резкий

Малозаметный

Гладкость

Гладкая

Шероховатая

Мягкость

Мягкая

Средней жёсткости

Сминаемость

Малая

Малая

Извитость нитей

Прямые

Извитые

Для проверки работы обменяйтесь таблицами и сверьте работу с образца.

При комбинировании разных волокон получаются смесовые ткани. Чтобы определить натуральная эта ткань или нет опираются на ее свойство и  используют прием горения.

Волокна шерсти и  шёлка горят медленно, распространяя запах жжёного волоса и спекаясь в шарик, который разрушается при надавливании.

Перейдем к решению третий задачи.

Учитывая  свойства ткани, назовите,  где можно их применить.  Проверим наши предположения.  

Для того, чтобы изделие сохранило свой внешний вид, нужно уметь за ним правильно ухаживать. Как вы понимаете, что включает в себя понятие ухаживать.

Стирка

Чистка

Влажно – тепловая обработка

Шёлк

40º- 45º

Не рекомендуется

140º-160º с изнаночной стороны

Шерсть

40º- 45º

С применением ацетона, нашатырного спирта

150º-200º через влажную х/б ткань

Кроссворд

  1. Раздел, в котором изучают получение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
  2. Волосяной покров животного.
  3. Свойство ткани укорачиваться после увлажнения.
  4. Тонкие нити, получаемые при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.
  5. Сырьё для получения пряжи.
  6. Оболочка, в которой находится личинка тутового шелкопряда.
  7. Свойство ткани удерживать на поверхности пыль.

Итог:

Вернёмся к поставленным нами задачам. Читают 1 задачу. Решили задачу?  И т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий М атериаловедение

Слайд 2

Происхождение волокон ХИМИЧЕСКИЕ НАТУРАЛЬНЫЕ ХЛОПКОВЫЕ Льняные ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ШЕРСТЯНЫЕ ШЁЛКОВЫЕ

Слайд 3

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Слайд 4

Задачи урока: Узнать о происхождении шелковых и шерстяных волокон; Определить свойства шёлковых и шерстяных тканей; Узнать о применении и уходе за шёлковыми и шерстяными тканями.

Слайд 5

Шерстяные волокна получают из волосяного покрова животных

Слайд 6

Прядение в старину

Слайд 7

Сортируют Треплют Промывают Сушат Изготавливают пряжу

Слайд 11

Натуральный шелк — тонкие нити, получаемые при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.

Слайд 12

Первичная обработка волокон шёлка. 1. Обработка кокона горячем паром для размягчения шёлкового клея; 2. Сматывание нитей с нескольких коконов одновременно.

Слайд 13

Шелководство развито в Японии, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане

Слайд 14

Задачи урока: Узнать о происхождении шелковых и шерстяных волокон; Определить свойства шёлковых и шерстяных тканей; Узнать о применении и уходе за шёлковыми и шерстяными тканями.

Слайд 15

Свойства ткани: Механические Физические Технологические

Слайд 16

Механические свойства определяют как реагирует материал на действие различных внешних сил. Прочность- устойчивость ткани к трению, стирки, воздействию света, солнца, растяжению. Сминаемость – образование складок, заминов при носке изделия. Драпируемость – способность ткани образовывать мягкие округлые складки.

Слайд 17

Физические свойства – это свойства направленные на сохранение здоровья человека. Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Пылеёмкость – способность ткани удерживать на поверхности пыль и другие загрязнения. Теплозащитность – способность ткани удерживать тепло, выделяемое телом человека.

Слайд 18

Технологические – это свойства, которые проявляют ткань в процессе изготовления изделия. Скольжение – подвижность одного слоя относительно другого, затрудняющая раскрой. Осыпаемость – выпадение нитей на срезах. Усадка – свойство ткани укорачиваться в долевом направлении после увлажнения.

Слайд 19

Лабораторная работа. Признак Шёлк Шерсть Блеск Гладкость Мягкость Сминаемость Извитость нитей

Слайд 20

Признак Шёлк Шерсть Блеск Не резкий Малозаметный Гладкость Гладкая Шероховатая Мягкость Мягкая Средней жёсткости Сминаемость Малая Малая Извитость нитей Прямые Извитые

Слайд 21

Волокна шерсти и шёлка горят медленно, распространяя запах жжёного волоса и спекаясь в шарик, который разрушается при надавливании.

Слайд 22

Задачи урока: Узнать о происхождении шелковых и шерстяных волокон; Определить свойства шёлковых и шерстяных тканей; Узнать о применении и уходе за шёлковыми и шерстяными тканями.

Слайд 23

Шёлк

Слайд 26

Шерсть

Слайд 28

Стирка Чистка Влажно – тепловая обработка Шёлк 40º- 45º Не рекомендуется 140º-160º с изнаночной стороны Шерсть 40º- 45º С применением ацетона, нашатырного спирта 150º-200º через влажную х /б ткань Уход за шёлковыми и шерстяными тканями.

Слайд 29

м а т е р и а л о в е д е н и е ш р с т ь у с д к а о л о к н о о к о н ш ё к п ы л е ё м к с т ь 1. 2. 3 4. 5. 6. 7

Слайд 30

Задачи урока: Узнать о происхождении шелковых и шерстяных волокон; Определить свойства шёлковых и шерстяных тканей; Узнать о применении и уходе за шёлковыми и шерстяными тканями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»

Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.

План-конспект урока по технологии. Раздел "Элементы материаловедения". Класс 6. Тема "Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей." Содержит презентацию к уроку и приложения с инструк...

"Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей"

Цели урока:Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить...

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.

Конспект урока технологии для девочек 6 класса...