Урок - лекция "Элементы материаловедения" (5 класс)
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Данный урок дает возможность сформировать понятие о различных видах текстильных волокон, о производстве тканей, учит определять нити основы и утка, их свойства, знакомит с основами современной текстильной промышленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_materialovedeniyu..doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – Дегтярева М.В. , МОУ «СОШ №2 г. Калининска» (ноябрь 2011г.)

Урок – лекция 

(5 класс).

Тема    «Элементы материаловедения».

 

Цели: Сформировать понятие о различных видах текстильных волокон, 

            о производстве тканей.

            Научить определять нити основы и утка, их свойства.

            Ознакомить с основами современной текстильной промышленности.

            Воспитывать уважение к людям труда работников текстильной

            промышленности, экономность и бережливость (создание картин и

            других предметов быта), эстетический вкус, экономическое

            мышление.

Оборудование: фотографии ткацкого станка.

Наглядные пособия:  «Коллекция тканей», образцы волокон, образцы тканей и

                                          нетканых материалов, нитки, пряжа.

Межпредметные связи: Природоведение (использование и охрана природы

                                               человеком), трудовое обучение (работа с тканью).

Методы обучения: беседа, объяснение, лекция.

Практическая работа: изучение свойств нитей основы и утка, определение их в ткани.

Ход урока

1.Организационный момент.

      1).Подготовка к уроку.

       2).Отметка отсутствующих.

       3).Сообщение темы и цели урока.

2.Лекция учителя с элементами беседы.

      1). Основа бумаги и некоторых видов тканей – целлюлоза.

      2).История возникновения ткани.

      3).Технология получения ткани (схема).

      4).Классификация из волокон растительного и животного происхождения.

      5).Профессии работников современного прядильного производства.

      6).Основа, уток, кромка ткани.

      7).Полотняное и другие виды переплетений.

      8).Лицевая и изнаночные стороны тканей.

3.Лабораторно – практическая работа.

4.Закрепление пройденного материала.

     1).Работа по карточкам, составление кроссворда.                                                                        

5.Итог урока.

     1).Анализ проделанной работы.

      2).Выставление оценок.

      3).Домашнее задание.   

   

           

Конспект урока по материаловедению (5 кл.)

1.Организационный момент.

              Учащимся предлагается открыть учебник на стр.5.

Во время вводного слова они просматривают рисунки, знакомятся с названием               учебного материала.

2.Лекция - беседа учителя.

            Мы приступаем к изучению новой темы – «Элементы материаловедения»,

которую будем рассматривать на двух занятиях в 5 классе, а также в 6,7,8 классах,

где коснемся вопросов: основные сведения о тканях, производство тканей, свойства отдельных видов тканей.

Задачей нашего урока является ознакомление с волокнами, с их видами, с нитями, образующими ткань.

           В начальной школе на уроках технологии вы, в основном, работали с бумагой.

Но не все из вас знают, что у бумаги и некоторых видов ткани (растительного происхождения) одна основа – целлюлоза (демонстрация целлюлозы).  

Именно поэтому такие ткани называют хлопчатобумажными.

С названием некоторых тканей вы знакомы, о других узнаете после занятий по материаловедению. Человек использует ткани для изготовления одежды, обуви,                обивки мебели, стендов, в промышленности: ремни безопасности, паруса,                  парашюты.

А всегда ли существовала ткань?

          Заглянув в историю, проследим путь появления ткани.

Какой была одежда первобытного человека?

           Первая одежда человека первобытнообщинного строя – шкуры убитых                   животных, листья и травы, сплетенные между собой. Эта одежда не всегда была                удобна (летом в шкурах было жарко, они быстро загрязнялись, были жесткими  и грубыми; листья и травы не были пригодны в холодное время, быстро выходила из            строя одежда из них). Желание сделать свой костюм удобным и красивым, а также развитие таких видов человеческой деятельности, как охота, рыбная ловля,                   мореплавание, воздухоплавание побудило человека мыслить и экспериментировать,                         и, наконец, люди научились делать ткани.

        Первыми материалами для производства тканей были растительного     происхождения – луб, лен, джут, конопля, кенаф. (Демонстрация льна, конопли).

Затем стала использоваться шерсть домашних животных, шелк в Китае.               (Демонстрация шерсти и шелка).

Затем с развитием земледелия, - семенные растительные происхождения - хлопок

 (в Индии). Затем, с развитием  химической промышленности, химические волокна (получаемые с помощью химических реакций при переработке нефти, газа, каменного угля).

Но как из отдельных волоконцев шерсти или из растения делать ткань?

Необходимо волокна соединять в нить, а из нитей изготовить ткань.

Итак, волокно – основа для производства тканей. Процесс получения тканей можно представить в виде схемы:

                   Волокно – пряжа – нить – ткань.

(Учащиеся открывают учебник на стр.5 и рассматривают рис.- схема 1). С помощью лоскутков ткани рассматривают состав ткани: нити и волокна-волоски, отходящие от нитей.

О том, какие волокна используются в текстильной промышленности, можно узнать

из коллекции волокон.

   

             

Асбестовые волокна и ткани обладают стойкостью к высоким температурам.  Это свойство используется для изготовления жаропрочных и огнеупорных прокладок в духовках, изоляции электропроводников в зданиях и т.д.

До наших дней дошла такая история. Когда Петр 1 посетил уральского заводчика                     и землевладельца Демидова, тот угостил его хорошим обедом. Стол был застелен чудесной белоснежной скатертью. После того, как Демидов пролил на скатерть соус,          гость отругал его за неловкость, ему жаль было скатерти. Хозяин приказал слугам             убрать приборы, скомкал скатерть и бросил в огонь, чем заслужил еще больший гнев царя. Тогда Демидов достал кочергой скатерть, расстелил ее на столе. Она была целой, такой же белоснежной без пятна, так как соус сгорел. Петр остался доволен приемом,                так как сам любил подобные шутки.

       (Учащиеся рассматривают асбестовые волокна, ткань из них и из других    волокон, растения, делают сообщения о льне, кенафе, джуте, конопле, шерсти, шелке, хлопке).

       Обращаясь к схеме «волокно- пряжа- нить», можно отметить, что прядение – получение длинной нити (или пряжи) из отдельных волокон было известно еще в глубокой древности (демонстрация веретена, репродукций). Веретено, при помощи которого осуществлялось прядение,- одно из самых древних орудий человеческой культуры. Учеными – археологами был найден рисунок на камне, высеченный в            древнем государстве Вавилоне около 5000 лет назад. На этом рисунке изображена прядильщица, в руках у которой веретено с навитой на него пряжей.

       При Петре 1, который энергично насаждал в России различные ремесла и поощрял технические новшества, распространилось использование самопрялки (демонстрация

репродукций, прялки).

        Это приспособление значительно облегчило труд прядильщицы, повысило производительность ее труда и позволило значительно увеличить выпуск тканей,              спрос на которые непрерывно возрастал.

Технический переворот в процесс прядения внес изобретение прядильных машин.             В 1765 году англичанин Джеймс Харгривс, ткач и плотник по профессии, изобрел           первую прядильную машину, которая пряла сразу 8 нитей, а затем – 24.              (Демонстрация репродукции). С тех пор процесс прядения совершенствовался.                         В настоящее время в быту используется электропрялка.

        Н а современных промышленных машинах прядильщица управляет более                           чем 400, а некоторые – до 1200 веретен. Возросла и скорость, следовательно, производительность веретен.                                                                                                                                      Современное прядильное производство оснащено и новейшими машинами без веретенного прядения. В этих машинах поток расчесанных волокон подается                                  воздухом

В быстродвижущуюся камеру. В желобе камеры из них образуется лента.                       Благодаря вращению камеры лента скручивается. Готовая пряжа отводится из                      камеры и наматывается на бобину. Производительность труда увеличивается                                   в 2-3 раза по сравнению с веретенной машиной.

Пряжа, вырабатываемая на этих машинах, различается:                                                 по материалу волокон (х/б, льняная); по назначению (для ткачества, ниток,                     кружева, вышивания); по выработке (некрученая, крученая, фасонная;                                        по способам отделки (суровая, беленая, крашеная, аппретированная,                                  мерсеризованная – специально химически обработанная и пропущенная над                   пламенем газовых горелок, фильдекосовая и фильдеперсовая пряжа и т.д.)

Основа и уток.

      Из пряжи делают ткань на ткацких станках. (Демонстрация фотографий                ткацкого цеха).

Введение понятий «нить основы», « нить утка».

Если проследить процесс производства тканей с древности (ткацкие станки занимали целую комнату, были разборными) до наших дней, можно заключить, что за счет механизации и автоматизации производства увеличилась производительность труда. Увеличился также ассортимент выпускаемых тканей (просматривают коллекции тканей), улучшилось качество тканей.

В настоящее время ткацкие станки используют прокладывание уточной нити                        струей сжатого воздуха или воды,  прокладчиком с пружинным зажимом и другими способами. После каждого продвижения прокладчика нить утка обрезается.                                  Такие станки называют бесчелночными. (Демонстрация челнока).

Кромка ткани.

        Уточная нить при повороте огибает крайнюю нить основы, а нити основы расположены по краям чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение.             Это кромка. Она удерживает край ткани от осыпания и растяжения.

Нити основы сильнокрученые и натянуты как струны, чтобы избежать разрыва. Они тонкие. Нити утка менее скручены, толще нитей основы, не такие ровные, слабее натянуты (они должны хорошо заполнять пространство между нитями основы).                Поэтому ткань по нити утка растягивается больше, чем нить основы, за счет                       сильной натянутости нитей звук при резком растяжении громче по нити основы.      (Демонстрация).

Наряду с тканями существуют и нетканые материалы прошитые или вязаные. (Демонстрация образцов).

 Полотняное переплетение.

       Полотняное переплетение характерно для льняных и большинства  хлопчатобумажных тканей. Нить основы и утка переплетаются между собой                          через одну, в результате образуется рисунок, получаемой при штопке («шахматная доска»). Ткани с полотняным переплетением прочны и малорастяжимы.

       Другие виды переплетений: саржевое, сатиновое, атласное, жаккардовое.

Лицевая и изнаночная стороны ткани.

        С лицевой стороны пестротканых, гладкокрашеных, тканей с печатным                       рисунком

Обычно находится минимальное количество узелков и брака. (Уч-ся рассматривают рис. 8 на стр.11 учебника).

Отделка тканей: опаливание, отбеливание. Проводится сравнительная                   демонстрация холста ручной работы и современной ткани. Для крашения                   используется цветовая гамма

ахроматических и хроматических тонов. (Демонстрация цветового круга.                 Введение понятий «холодные», «теплые» тона).

3.Практическая работа.                                                                                                                          

                 Работа проводится по плану (на доске):

      1).Провести наблюдение состава с помощью принесенных лоскутков                                ткани – образцов,  а также способов переплетения нитей основы и утка.

     2).Рассмотреть образцы, представленные в качестве раздаточного материала.

            

4.Закрепление пройденного материала.

             Вопросы для повторения по карточкам:

     

      1.Основой, каких тканей является целлюлоза?

            1).животного происхождения;

            2).растительного происхождения.

      2.Какой материал был первым для производства тканей?

            1).лен, конопля;                                       3).хлопок;

            2).шерсть;                                                 4).шелк.

      3.Что является единичной составляющей при производстве тканей?

            1).пряжа;                                                  3).нить;

            2).волокно;                                               4).ровница.

      4.На какие группы делятся все текстильные волокна?

            1).растительного и животного происхождения;

            2).натуральные и химические.

      5.К какой группе волокон относятся шерсть и шелк?

            1).натуральные;                                        2).химические.

     6.К какой группе волокон относятся шерсть и шелк?

             1).животного происхождения;

             2).растительного происхождения.

     7.К какой группе волокон относятся хлопок и лен?

             1).натуральные;                                       2).химические.

     8.К какой группе волокон относятся хлопок и лен?

             1).животного происхождения;

             2).растительного происхождения.

    9.Какое волокно является минералом?

            1).джут;                                                     4).шерсть;

            2).асбест;                                                  5).лен.  

            3).кенаф;

  10.С помощью какого элемента ткацкого станка прокладывается                              уточная нить?

            1).веретено;                                               2).челнок.

  11. Какое переплетение можно схематично изобразить в виде                                   шахматной доски?

            1).саржевое;                                               3).жаккардовое;

            2).атласное;                                                4).полотняное.

 12. Кромка ткани совпадает по направлению с… ?

             1).нитью основы;                                     2).нитью утка.

13.По какой нити ткань тянется сильнее?

             1).по нити основы;                                  2).по нити утка.

14.По какой нити ткани хлопок звонче при растяжении?

             1).по нити основы;                                  2).по нити утка.

5.Итог урока:

            1).Подведение итогов урока.

            2).Выставление оценок.

            3).Домашнее задание.

  Кроссворд по материаловедению: (5-8 кл.)

         

            По горизонтали: 1.Сторона, на которую наносится рисунок при производстве      

                                              тканей. (Лицевая).

                                           2.Волокно растительного происхождения. (Хлопок).

                                           3.Волокно животного происхождения. (Шелк).

                                           4.Основа бумаги и ткани растительного происхождения.

                                              (Целлюлоза).

                                           5.Поперечная нить ткани. (Уток).

                                           6.Происхождение асбеста. (Минерал).

                                           7.Долевая нить ткани. (Основа).

            По вертикали: 7. в выделенных клетках – единичная составляющая пряжи.

                                        (Волокно).

Кроссворд по материаловедению: (5-6кл).

 

           По горизонтали:1.Процесс получения ткани из нити.(Ткачество).

                                         2.Нить состоит ….(Волокон).

                                         3.Длинная, непрерывная нить. (Пряжа).

           По горизонтали:1.Рабочая профессия на ткацком производстве. (Ткач).

                                         2.Нить, которая проходит поперек ткани. (Уток).

                                         3.Неосыпающийся край ткани. (Кромка).

                                         4.Нить, проходящая вдоль кромки. (Основа).

Анализ урока технологии «Элементы материаловедения»

(5-6 класс).

                _________________________________________________________________

       Модель данного урока отвечает требованиям обязательного минимума содержания образования по технологии и программы технологической подготовки, учащихся 5—9 классов.

       Целевые установки соответствуют возможностям и способностям учащихся данного класса и предполагают ориентацию на развитие каждой ученицы.

        В ходе урока прослеживается связь учебного материала непосредственно с жизнью, межпредметные связи по природоведению (использование и охрана природы человеком), трудовое обучение (работа с тканью), с историей (исторические материалы). Содержание учебного материала отвечает принципу научности: грамотное оперирование базовыми понятиями, использование современных приемов  в работе с образцами ткани, волокнами и другими материалами.

       На протяжении всего урока прослеживается учебно-познавательная деятельность учащихся, уверенность в своих способностях, активная деятельность учащихся на различных этапах урока.

       Структура урока была плотной, насыщенной различными приемами, соответствовала поставленным целям. Соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь всех этапов урока.

       На уроке наблюдалась благоприятная атмосфера, доброжелательные взаимоотношения между учителем и учащимися.

       Урок показал, что учащиеся владеют знаниями, способны и активны,

довольны  результатами своей работы.

       

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по материаловедению в 5 классе

Данный урок знакомит с историей производства тканей, производством хлопчатобумажных и льняных тканей; учит определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани. Развивает мысли...

Открытый урок по материаловедению в 6 классе "Свойства ткани"

Урок помогает ученикам познакомится с различными свойствами ткни....

Урок в 5 классе по теме: "Материаловедение. Основные понятия"

Данная презентация содержит  классификацию текстильных волокон, общие понятия о пряже, процессе прядения, ткани. Представлены признаки определения основной и уточной нити, лицевой и изнаночной ст...

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 классаТема: Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-закрутки.Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопча...

Использование ИКТ на уроках технологии 5 класс Материаловедение

Разработка урока и презентация по данной теме...

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса "Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки".

Данная методическая разработка по технологии в 5 классе.Материал содержит поурочный план работы учителя, план самостоятельной деятельности  учащихся, информационные блоки, тесты тематического кон...

План – конспект урока технологии 6 класс Раздел: Материаловедение.

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения». 6 класс. технологияЦели урока:Образовательная – ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научит...