Статья "Необычный подход к обычному уроку. Цвет в интерьере жилого дома."
статья (технология) на тему

Петрова Ольга Николаевна

Материал, предложенный в данной статье будет интересе не только преподавателям технологии и рисования, но и всем тем кто когда либо сталкивался проблемами создания интерьера своими руками. А практические задания превратят урок в творческую мастерскую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необычный подход к обычному уроку

Цвет в интерьере жилого дома.

Изучая тему «ведение домашнего хозяйства» в рамках курса технологии всегда можно найти интересные подходы к организации уроков. Представляю свой опыт и наиболее удачную идею в этом разделе.

Цвет – наиболее выразительное слагаемое интерьера жилого дома. Выбор его зависит от эстетических симпатий членов семьи, ее состава и семейных традиций, объемно-планировочных особенностей жилых помещений. Цветовое оформление должно соответствовать общему  композиционному замыслу интерьера.  Это может быть создание единого жилого пространства, или членение его на отдельные независимые части, или выделение доминирующего композиционного центра жилого помещения. В целом же цветовое решение жилого интерьера должно быть гармоничным, создавать психологический комфорт и способствовать оптимальному зрительному восприятию элементов жилого помещения. Правильно использовать цвет поможет знание основных положений цветоведения, дающих представление о главных гармонических, психологических и оптических свойств цвета.

Первичными, или основными, цветами в природе являются красный, желтый и синий. Их смешивание дает вторичные цвета – оранжевый (красный + желтый), фиолетовый (красный + синий), зеленый (желтый + синий). Все эти цвета, а также их многочисленные оттенки называются хроматическими (от греческого цветной. Белый, серый и черный цвета называются ахроматическими, или нейтральными (бесцветными). Хроматические цвета образуют цветовой круг, который объединяет до 150 цветовых оттенков.  На уроках очень эффективно в качестве раздаточного материала выдать каждому упрощенный его вариант, содержащий 60 оттенков, составляющих 12 секторов. В основе этого цветового круга лежат 3 первичных и 3 вторичных цвета, образующие 6 основных секторов. Остальные 6 промежуточных секторов включают цвета, полученные смешиванием первичного и вторичного цветов, прилегающих секторов. Помимо этого цветовой круг по степени насыщенности цветов разделен на 5 концентрических  колец, из которых центральное содержит так называемые чистые цвета, два наружных – их затемненные оттенки, два внутренних – их осветленные (пастельные) варианты.

Используя цветовой круг, можно составлять разнообразные цветовые гаммы и созвучия.

 Создание цветовой гармонии имеет исключительное значение в оформлении жилого интерьера. Изучим четыре основных приема гармоничных сочетаний цветов.  

Во-первых, комбинирование темных и светлых оттенков одного цвета (на цветовом круге – это цвета одного сектора), например зеленого. Такое сочетание называют тон в тон.  И здесь, на усмотрение учителя, можно придумать множество упражнений интересных для учащихся.

Во-вторых, комбинирование цветов одной цветовой области (на цветовом круге – это цвета одного из основных секторов и прилегающих к нему двух промежуточных). В таком сочетании все определят основной цвет – например, желтый и его оттенки, который комбинируется с оттенками желто-оранжевого и желто-зеленого цветов.

Цветовая гармония, достигаемая этими двумя приемами, называется нюансной, так как строится на соотношениях одного цвета или близких цветов. Достигаемые при этом мягкие цветовые сочетания создают в интерьере спокойную обстановку, приятное для глаз равновесие. Однако в ряде случаев они могут казаться монотонными и неоригинальными. Чтобы этого не случилось, лучше для больших поверхностей, таких, как стены и потолок, использовать светлые тона, а для мебели, декоративных тканей – более насыщенные. Избежать однообразия поможет и включение в спокойную нюансную цветовую гамму ярких «пятен» близких или противоположных цветов. Более яркими могут быть небольшие предметы убранства и мебели: диванные подушки, керамические изделия и др. Кроме того, в самых разнообразных цветовых решениях можно использовать ахроматические  цвета – белый, серый и черный, так как они хорошо сочетаются со всеми хроматическими цветами. Примерами нюансной гармонии могут служить следующие комбинации: стены светлые зеленовато- серые, потолок белый, мебельная обстановка светло-зеленая, ковер того же, но более насыщенного цвета, пол серый, шторы в тон мебели с рисунком желтого цвета, подушки на диване желтые, дерево светлых естественных тонов, лампы белые, желтые или зеленые.

Третий прием заключается в использовании цветов одной светлой или одной темной степени насыщенности. На цветовом круге – это цвета одного из концентрических колец с пастельными или затемненными оттенками. Так как, в данном случае берутся только неяркие цвета, сочетания даже противоположных по цветовому кругу цветов не выглядят назойливыми или пестрыми.

Четвертый прием даст возможность сочетать противоположные цвета по принципу дополнения. На цветовом круге – это цвета секторов, лежащих напротив друг другу. Такие комбинации основаны на эффекте усиления цвета. Если смешать два противоположных цвета, например желтый и фиолетовый или красный и зеленый, получится серый, но если расположить их рядом, то они взаимно усиливают (дополняют) друг друга. Это свойство можно использовать, если необходимо выделить тот или  иной элемент интерьера, оживить некоторую монотонность общего цветового решения жилого пространства. Однако применять его для жилых помещений не рекомендуется, так как такое цветовое оформление может утомлять и быстро надоест. Прием контрастных сочетаний показан для отдельных помещений, например, гостиной, детской комнаты, а также для выделения некоторых функциональных зон, например, уголка общего отдыха и общения. В целом же комбинирование дополняющих цветов дает эффектные контрастные решения и может сочетаться с другими приемами цветовой гармонии.

Для создания наиболее выразительных цветовых комбинаций, составленных по принципу дополнения, рекомендуется соблюдать определенные пропорции в соотношении основных и дополнительных цветов и оттенков. Четких правил для этого не существует, ибо при составлении сбалансированных контрастных композиций большое значение имеет насыщенность цветов. Множество цветовых оттенков порождает столько же вариантов их сочетаний. Однако следует обратить внимание на комбинацию чистых цветов и наиболее ярких оттенков. Один из двух дополнительных цветов в таких сочетаниях должен составлять меньшую часть цветовой композиции и использоваться в основном для выделения того или иного элемента интерьера.

Известно, что зрение человека реагирует на пропорции различных цветов, исходя из силы цвета и площади, которую он занимает. Так, маленькая ярко- желтая ваза на фиолетовой скатерти приковывает к себе внимание, и, наоборот, такая же  фиолетовая ваза на ярко-желтой скатерти полностью теряется. Следовательно, дополняющие цвета должны находиться в соответствующем соотношении их площадей. Ориентиром в подборе контрастных цветовых комбинаций могут служить следующие сочетания: стены голубовато-зеленые, потолок белый, мебельная обивка желтая, ковер красный, декоративная ткань на окнах белая с голубым рисунком, дерево светлое, детали синие.

Завершая разговор о гармонии цветовых сочетаний, надо упомянуть об одном из современных методов комбинирования цветов в жилом интерьере – «Теории времен года». Суть его в том, что при поиске цветовых сочетаний следует ориентироваться на времена года и характерные для них цветовые гаммы, поскольку, цвета одного сезона всегда подходят друг другу. В каждом сезоне доминирует свой основной цвет: весной – желтый, летом – голубой, осенью – красный, зимой – синий.  Весна и осень – времена года теплых оттенков, лето и зима – холодных. Но палитра весны прозрачней и радостней осенних оттенков – насыщенных землистых. Оттенки лета кажутся слегка выцветшими, приглушенными дымкой, а зимние цвета – яркие, лаконичные, излучающие ледяной свет.

Таким методом, можно выбрать палитру того времени года, которое больше подходит вашей индивидуальности, и в соответствии с ним создать цветовую гамму своего жилища.

Не следует забывать о таком свойстве цвета, как психологическое воздействие на человека. Создание в жилом интерьере цветового комфорта – одна из основных задач. Тот или иной цвет может вызывать чувство радости или печали, повышать или снижать работоспособность, обострять или рассеивать внимание. Различают активные и пассивные цвета и оттенки, теплые (напоминающие солнце, пламя, раскаленный металл) и холодные (ассоциирующиеся с небом, водой, льдом). Группа активных ярких цветов – цвета  навязчивые, возбуждающие, могут быстро утомлять.  Группа теплых цветов – цвета веселые, радостные, поднимающие настроение. Группа холодных цветов – цвета свежие, успокаивающие. Группа пассивных цветов – цвета спокойные, ненавязчивые. Наиболее благоприятно на нервную систему человека  воздействуют желтые, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые и серебристо-серые цвета. Они могут составлять основу палитры жилого интерьера. Красный, фиолетовый и синий утомляют зрение и возбуждают нервную систему. Их применение должно быть сдержанным и осторожным: в основном для небольших плоскостей и отдельных предметов, а также для помещений, где пребывание человека не является длительным.

Рекомендации цветовой психологии для конкретных помещений жилого дома коротко сводятся к следующему:

Прихожая, как промежуточное помещение между внешней средой и жилищем, обеспечивает вход снаружи внутрь дома.  Красный и желтый цвета наиболее оптимальны для нее: они действуют приветливо, бодрят, приглашают, но не располагают к долгому пребыванию в помещении.

Назначение гостиной может быть самым различным, а значит, и требования к цвету зависят от конкретных запросов. Уютную атмосферу может создать желто-зеленый цвет и его оттенки или оттенки коричневого цвета; представительный характер – темные оттенки синего или  оттенки голубовато-зеленого цвета; торжественность и праздничность создают сине- фиолетовые, красно-фиолетовые и пурпурно-красные цвета; динамичность или активность – ярко-красные и оранжево-красные.

Для столовой необходима радостная обстановка, улучшающая аппетит. Поэтому для нее оптимальны веселые, оживляющие цвета, прежде всего желтый и его оттенки.

Окраска спальни должна действовать и успокаивающе, и бодряще. Такому требованию отвечает голубой цвет в сочетании с красным. Голубой цвет, как правило, понижает кровяное давление, действует успокаивающе на тело и психику. Для оживления обстановки и создания уюта может служить красный цвет, как дополнительный, который лучше всего применять не в интенсивных, а в смягченных вариантах (абрикосовый или красно-коричневый, ржавый). В шумных районах города спальни лучше всего решать в зеленом цвете, так как этот цвет понижает чувствительность к шуму.

Детская комната требует особого подхода к цветовому оформлению, которое должно соответствовать запросам ребенка, способствовать его развитию. Склонности детей изменяются с возрастом, поэтому примерно до 9 лет предпочтительны красный, пурпурный и розовый цвета, от 9 до 12 – оранжевый, желтый, позже зеленый. С 12 лет у ребенка активируется абстрактное мышление, а этому соответствует синий цвет. В целом цветовое оформление детской комнаты должно быть ясным и приветливым, не перевозбуждающим  и не отвлекающим ребенка. Большие поверхности (стены и пол) рекомендуется решать в светлых, сдержанных тонах, а небольшие – в ярких, насыщенных.

Кухня и ванная – чисто функциональные помещения, и для них подходят холодные оттенки, которые придадут им  вид, располагающий к приготовлению пищи или проведению гигиенических процедур. Теплые же оттенки располагают к расслаблению.

При оформлении интерьера важно знать оптические свойства цвета. Они во многом помогают откорректировать зритетельное восприятие помещений и их элементов. Так, недостаточное  естественное освещение можно компенсировать использованием отделочных материалов светлых оттенков оранжево-желтого, желтого, серого, зеленовато-желтого, зеленого и голубого. Эти цвета больше отражают солнечный свет, чем другие.

Интересна способность цвета исправлять пространственные недостатки помещений. Теплые цвета приближаются к зрителю, выступают вперед. Помещение будет казаться меньших размеров. Такое же помещение, окрашенное в холодные цвета, зрительно становится более просторным, так как эти цвета как бы отступают назад.  В соответствии с этим,  длинная узкую комната будет казаться шире и короче, если ее торцевые  стены  окрасить в теплые  цвета, а продольные – в холодные.  

Различные тона одного цвета также по-разному влияют на зрительное восприятие помещений: темные оттенки как бы делают комнату меньше, светлые – расширяют стены, поднимают потолок. Поперечные полосы на стенах расширяют помещение, но делают его ниже, продольные – увеличивают высоту.

Последнее,  на  что надо обратить внимание, - это освещенность помещения. Искусственное и естественное освещение по-разному влияют на  цвет. Цвет в интерьере кажется очень интенсивным в первой половине дня, когда преобладают  голубые  ультрафиолетовые лучи, которые в полдень становятся наиболее сильными. Вечером же в свете красных лучей цвета становятся мягче и нежнее.

При выборе приема искусственного освещения помещений надо помнить, что теплый свет заставляет светиться теплые цвета и оттенки, а холодные приглушает или делает сероватыми. В связи с этим желательно  в помещениях подражать естественному свету, сочетая лампы накаливания и дневного света, чтобы сохранить выбранную цветовую палитру интерьера. Рекомендуется сочетать верхний свет с боковым,  избегая отвесно падающих лучей.

В качестве практического задания можно предложить учащимся выполнить цветовое оформление жилого дома. Чтобы избежать ошибок, вначале необходимо продумать его цветовую концепцию.  Желательно заранее составить карту-схему цветового решения, которая содержит цветовые комбинации каждого из жилых помещений.  Для  составления карты-схемы необходимо выполнить следующее:

  1. На листе бумаги вычертить квадраты по одному на каждое помещение, расположив их между собой в той последовательности, в которой находятся помещения.
  2. Квадраты разделить на три части, обозначив пол, стену и потолок помещения. На стене наметить часть окна и занавеси.  Можно сделать схематические рисунки фрагментов помещения.
  3. С помощью кусочков цветной бумаги, декоративной ткани или красок нанести на схемы или рисунки цветовые сочетания, включая окраску пола, стен, потолка, занавесей на окне, обивки и древесины мебели, а также цвет деталей. Удобнее всего пользоваться красками, так как они позволяют создать огромное количество оттенков.