Статья "Занимательная профориентация"
статья по технологии по теме

Петрова Ольга Николаевна

 

Данная статья содержит методически разобранные игры по профориентации. Она  поможет проводить  профориентационную  работу ненавязчиво, а в процессе игровых ситуаций. Предложенные игры не раз проводились и достаточно эффективны  в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_proforientaciya.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная профориентация

Мировоззренческая позиция школьника, выбирающего профессию, лежит в основе не только его профессионального, но и жизненного самоопределения. Поиск смысла жизни, определение своего места в системе общественных отношений являются важнейшими особенностями старшего подросткового возраста. Психологи даже говорят, что в этот период личности как бы рождается второй раз.

От того, как молодой человек относится к самому себе, другим людям, какие у него кумиры и идеалы, как он представляет себе свое счастье, во многом зависит и то, кем он станет. И хотя система ценностей каждого конкретного человека с годами, по мере накопления жизненного опыта, существенно меняется, серьезное отношение к этим вопросам на пороге самостоятельной жизни поможет подростку избежать многих ошибок.

В профориентационной работе педагог постоянно сталкивается с проблемой, как, с одной стороны, ориентировать учащихся на потребности в профессиях района, города, региона, а с другой – предоставить им право действовать сознательно и свободно в выборе своего жизненного пути.

Донести эту истину школьникам можно и в обычной беседе, но лучше убедить их такая ситуация на занятии, когда они сами почувствуют и личностно примут мысль о важности всех видов профессионального труда. Организовать такое занятие помогает ценностно-нравственная профориентационная работа.

Профориентационные игры можно использовать как самостоятельные занятия, а можно сочетать их с другими формами работы. Ниже предлагаются варианты  использования игр в курсе « Основы производства. Выбор профессии при изучении учащимися тем «Профессиограмма» и «Требования профессии к человеку».

ИГРА « АССОЦИАЦИИ».

Эту игру целесообразно проводить при изучении темы « Профессиограмма» или «Профессионально важные качества». Относительная простота и большой эмоциональный потенциал позволяют использовать ее и во внеклассной работе, например при встречах со школьниками на базе районных центров или лабораторий профориентации.

ЦЕЛЬ ИГРЫ состоит в выявлении и коррекции отношения школьников к разным профессиям.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ. Игра рассчитана на учащихся 7-8 и более старших классов. В ней участвует весь класс. Время на первое проигрывание – 15 мин., на последующие – по 5-7 мин. Для работы необходима классная доска.

ХОД ИГРЫ. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа. Учитель (ведущий) объявляет ее название и по желанию выбирает трех игроков, ими могут быть любые учащиеся класса.

Все знакомятся с условиями игры ( с общей инструкцией): « Сейчас три человека выйдут в коридор, а класс загадает какую-нибудь профессию ( специальность). Потом они войдут и попробуют отгадать ее с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета профессия?», « Какой у нее запах?» и т.п. При этом нельзя задавать вопросы типа « Какими орудиями труда пользуется работник?», « В каких условиях работает?».

Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают смысл ассоциативных вопросов, поэтому стоит потренироваться на примере. Можно взять для разбора специальность « врач-терапевт» и показать, что «цвет» у нее белый; «запах» связан с эфиром ( запах лекарства – слишком наводящий ответ); «музыка» - спокойная, например колыбельная песня; «растение» - корень жизни (женьшень) и т.п.

Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: « Каждый из вас может задать по два ассоциативных вопроса. Их надо придумать в течение 1-2 мин., находясь в коридоре. Когда будете задавать эти вопросы, то конкретно указывайте адресат. Вопросы и ответы будут кратко записаны на доске. После этого каждый из вас попытается отгадать профессию. Если из трех попыток, хоть одна будет правильная, вы выиграли».

Три человека выходят из класса, а оставшиеся шепотом загадывают профессию. При этом ведущий предупреждает, что спросить могут любого, поэтому все должны быть готовы дать правильный , но не наводящий ответ.

Ведущий приглашает отгадывающих, и они по очереди задают учащимся свои вопросы. Сам он кратко записывает на доске сказанное, следит за тем, чтобы вопросы были обращены к конкретным ученикам, и поторапливает играющих во избежание скучных пауз.

Когда все 6 вопросов и 6 ответов записаны на доске, ведущий предлагает отгадывающим в течение одной минуты продумать варианты своих ответов о загаданной профессии. Остальные в это время смотрят на доску и определяют, чьи ответы на ассоциативные вопросы оказались не очень удачными.

Затем отгадывающие называют профессии. Они могут не совпадать с загаданной профессией. Например, в одной игре загадывалась профессия « военный летчик», а отгадывающие называли «космонавт», «автогонщик», т. е. профессии близкие к задуманной. Право определить , отгадана профессия или нет, предоставляется классу. Однако окончательно это решается после обсуждения ответов на ассоциативные вопросы, так как если они были неправильные, то и отгадать профессию невозможно. Загаданная профессия, естественно, называется.

ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ. Правильность каждого ответа оценивается отдельно. Если класс не согласен с ответом, то давший его должен обосновать свой ответ. Например, в одной игре была загадана профессия « инспектор ГАИ», и на вопрос « Какого цвета профессия?» был дан ответ: « черно – белая». Оказалось, что школьник вполне имел в виду милицейский жезл.

Если ответ оказался неудачным, классу предлагается заменить его и вновь обосновать. Участвовать в этом может и ведущий, корректируя, таким образом, представления учеников о разбираемой профессии. У отгадывающих он спрашивает, какие ответы больше всего помогли им. Это позволяет лучше понять учеников. После корректировки ответов можно окончательно уточнить, кто же выиграл ( возможен и ничейный результат). Далее выбирают новых отгадывающих, и игра повторяется. Таким образом, за урок можно разобрать 4-6 профессий.

ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ИГРЫ. О некоторых из них уже говорилось при описании процедуры игры (непонимание сути ассоциативного вопроса; вопрос не конкретному учащемуся, что ведет к снижению дисциплины на уроке; долгое обдумывание ответов и др.). Бывают случаи, когда отгадывающие приходят в класс с неподготовленными вопросами или не успевают продумать варианты отгадок. Но даже при этом ведущий не должен « помогать» играющим, наоборот, целесообразно обострять игру: « Если вы не готовы, то ваша команда проиграет».

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ. Игра выявляет эмоциональное отношение учащихся к разным профессиям, а поскольку это сильно влияет на профессиональный выбор, то педагог получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ИГРЫ связана с разработкой специального перечня ассоциативных вопросов, который помог бы отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовать игру и ее обсуждение: использованием в игре не одной, а двух (соревнующихся) групп отгадывающих; загадыванием не только профессии и специальности, но и конкретных мест работы (рудовые посты), учебных заведений и даже образов типичных представителей тех или иных профессий.

ИГРА  «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ».

ЦЕЛЬ ИГРЫ познакомить школьников с научной схемой анализа профессий и скорректировать их представления о конкретных профессиях. Игру можно использовать при изучении тем «Формула профессии», « Профессиограмма», « Требования профессии к человеку», а также при знакомстве учащихся с профессиями различных отраслей народного хозяйства.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ. Игра рассчитана на работу с учащимися 7-8 и более старших классов. Ее можно использовать и в работе с небольшой группой, и даже в индивидуальной профконсультации. Время на первое проигрывание 10-15 мин., на последующие – 7-10 мин. В игре активно используется классная доска. Желательно иметь общую схему анализа профессий, приведенную ниже.

ХОД ИГРЫ. На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники знакомятся с « Формулой профессии». В нашем случае использовался расширенный вариант «формулы» (общая схема анализа профессии), которая имеет следующий вид.

Предмет труда:  П – природа; Т – техника; Ч – человек; З – знаковые системы; Х – художественный образ.

Цели труда:  Г- гностические, познавательные; П – преобразовательные, обслуживающие; И – изыскательные, изобретательные.

Средства труда:  Р - ручные; М – механические; А – автоматические; Ф – функциональные (речь, мимика и др.); Т – теоретические.

Условия труда:  Б – бытовой микроклимат; Н – необычные ( цех, магазин, театр, лаборатория); Э – экстремальные ( под водой, в воздухе и др.); О – открытый воздух; М – повышенная моральная ответственность.

Организация труда:  Д – дисциплина; О – обычные отношения начальника и подчиненного; С – относительная самостоятельность работника.

Общение в труде:  И – индивидуальный труд; К – работа с клиентом; Г – работа в обычном коллективе ( группе, бригаде) ; А – выступления перед аудиториями.

Подвижность в труде:  В – преимущественно стоя, в вертикальном положении; С – преимущественно сидя; Д – постоянное движение.

Учебные заведения ( минимальное образование для профессии): 8 класс; 10 класс; ПТУ; СПТУ; средне специальное; вуз; аспирантура.

Особенности профессии:  Л – льготы; К – частые командировки; В – власть ( возможность влиять на судьбы людей); Д – большие деньги; С – сменность работы; Р – режим; З – особые требования к здоровью.

Потребности общества в профессии: Т – требуется; Н – неопределенные потребности; О – отсутствие потребности, переизбыток специалистов.

Желательно не рассказать учащимся о схеме анализа профессии, но вместе с ними проанализировать несколько профессий. Обычно после совместного разбора двух- трех примеров ученики 7-8 классов уже не воспринимают схему как сложную и громоздкую. Однако может возникнуть ситуация, когда никто из присутствующих не может (по причине незнания) с уверенностью охарактеризовать разбираемую профессию по какому-либо пункту схемы анализа. В этом случае ведущему надо признать свою неинформированность и постараться восполнить пробел, тем самым показав школьникам, что нельзя строить иллюзий относительно своих знаний о мире профессий. После этого можно переходить к самой игре, которая во многом строится аналогично игре « Ассоциации».

Ведущий вывешивает в классе таблицу со схемой анализа профессий (или с «Формулой профессий»), хотя в тетрадях у учащихся такая схема уже может быть. Затем он объявляет название игры, и выбираются три основных игрока по желанию.

Все знакомятся с общей инструкцией: «Сейчас три человека выйдут в коридор, а класс загадает профессию. После этого отгадывающие войдут и в течении 3-5 мин. Будут наблюдать за тем, как каждый сидящий в классе анализирует эту профессию по пунктам схемы, записанным на листочке бумаги. Далее каждый из отгадывающих выбирает по одному человеку из класса и предлагает ему за три минуты написать на доске свои варианты загаданной профессии ( места для этого требуется немного) по схеме анализа. Отгадывающие обсудят все три варианта закодированной профессии, и через минуту каждый из них дает свою отгадку. Если из трех вариантов, хотя бы один будет правильным, команда победила».

Далее, действуя согласно инструкции, учащиеся подходят к последнему этапу игры, когда надо совместно оценить, отгадана профессия или нет (загаданная профессия оглашается).

ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ. По каждому пункту схемы анализа ведущий вместе со всеми определяет правильные и неправильные ответы на доске. Для окончательного определения победителя еще до обсуждения предложенных вариантов загаданных профессий можно ввести следующий критерий: если во всех выписанных на доске ответах общее количество ошибок будет больше 10, то команда класса автоматически проигрывает.

После обсуждения игры она повторяется. За урок можно разобрать 2-3 профессии. При этом возможно и более интересное развитие игры. Закончив разбор одной – двух профессий, когда до конца урока останется 10-15 мин., ведущий может предложить всем сыграть в эту же игру парами. Если кто-то окажется один, с ним может сыграть и сам ведущий. Сначала, каждый молча загадывает какую-нибудь профессию, далее на листочках быстро ее анализирует по уже известной схеме и обменивается листочком с соседом с тем, чтобы отгадать закодированную профессию. После оглашения ответов каждая пара их обсуждает. В спорных случаях школьники могут обратиться за помощью к ведущему или даже ко всему классу, т.е. начать общее обсуждение (при наличии времени).

ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ИГРЫ. Опыт показывает, что учащиеся 7-8-классов легче отгадывают профессии в игре « Ассоциации», чем в данной игре. Это объясняется отчасти тем, что в данной игре используется непривычная для многих схема анализа профессии и сама игра сложнее по своей организации. Поэтому, если игра получается плохо и отгадывающие постоянно проигрывают, что ведет к снижению общего интереса, больше двух раз ее проводить нецелесообразно.

В случаях, когда загадана сложная профессия и сам ведущий затрудняется охарактеризовать ее по каким-то пунктам схемы анализа, эту профессию следует либо заменить, либо анализировать по другим (более легким) пунктам.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ. Основное направление совершенствование игры состоит в поиске оптимальной схемы анализа профессий. При решении более конкретных профориентационных задач можно ограничить круг загадываемых профессий (список подготовить заранее) в соответствии с потребностями данного предприятия, района, города. Возможны также некоторые процедурные улучшения, например, во время обдумывания включать стимулирующую музыку, как в популярной передаче «Что? Где? Когда?».

Обе игры, были использованы и  в работе со взрослыми – специалистами-профориентаторами при ознакомлении их с игровым методом. Оказалось, что взрослые более успешно, чем подростки, играли в «Угадай профессию», но гораздо хуже подростков отгадывали профессии в игре « Ассоциации», а некоторые специалисты заявляли даже, что « по цвету» и « запаху» профессию вообще невозможно отгадать. Примечательно, что в некоторых играх школьники сами предлагали ведущему выступит в роли отгадывающего. При этом роль ведущего брал на себя одним из учеников.

После этого школьники знакомятся с обобщенными требованиями профессий к человеку ( профессионально важными качествами) и также записывают их в свои тетради:

Гуманность (доброта, долг, бескорыстие, человеколюбие).

Логичность ( обоснованность, ясность и четкость).

Оригинальность ума (воображение, творчество).

Знания (общие и специальные).

Память (в том числе умение пользоваться справочниками, каталогами, записными книжками).

Внимание, аккуратность.

Воля ( самообладание, характер, смелость).

Умение общаться ( коммуникативно-организаторские способности).

Координация движений, хорошая реакция.

Здоровье ( отсутствие медицинских противопоказаний).

Физические данные ( сила, красота, параметры организма).

В начале второго урока учитель рассказывает, в чем будет состоять контрольная работа, т.е. излагает ход игры.  Он загадывает профессию и на доске выписывает в столбик ее формулу ( по традиционной схеме, включающей четыре пункта анализа). Например: предмет труда – человек (Ч), цель труда – преобразовательная (П), средства труда – ручные (Р), условия труда – необычные (Н).

Поскольку для получения более точного ответа ( отгадки) желательно иметь больше информации о загаданной профессии, можно воспользоваться перечнем профессионально важных качеств, уже записанным учениками в тетради (см. выше), и, сопоставляя эти качества с четырьмя признаками профессии, подобрать к каждому признаку те качества, которые обязательно (или в большинстве случаев) нужны для работы с данным предметом (Ч), для достижения данной цели (П) и т.д. Все это класс осуществляет совместно с учителем, а данные выписываются на доске:

Ч – гуманность, оригинальность ума, воля, умение общаться.

П – гуманность (если работать с людьми), логичность, память внимание, умение общаться, координация движений, физические данные, здоровье, знания.

Р  – координация движений, физические данные, здоровье.

Н – внимание, координация движений, физические данные, здоровье.

Как видно, часть качеств встречается чаще других и соотносится с разными признаками: гуманность, умение общаться, внимание ( по два раза) и, особенно, координация движений, физические данные, здоровье (по три раза). Эти качества и являются дополнительной информацией для отгадывания профессии.

Естественно, что однозначного ответа (отгадки) здесь нет, так как это может быть и профессия продавца, и официанта, и парикмахера. Поэтому учащимся предлагается в своих контрольных работах указать несколько вариантов отгадок ( например три). Иногда школьники говорят, что могут отгадать профессию и без поиска соответствующих профессионально важных качеств. В этом случае ведущий предлагает им проверить свои ответы с помощью дополнительной информации, т.е. все же выписать качества, соответствующие признакам профессии. Главное при этом – научить школьников соотносить качества человека не только с самими профессиями, но и с их отдельными характеристиками, что способствует более глубокому знакомству с основами профессиографирования, более качественной ориентации учащихся в мире профессий и более обоснованному профессиональному самоопределению с учетом своих реальных возможностей.

Контрольную работу можно провести за 10 мин. До конца урока, а перед ней поиграть с классом в игру «Ассоциации» для того, чтобы учащиеся могли немного расслабиться. Следует заметить, что переключение школьников со строгой схемы анализа профессий ( по типу игры «Угадай профессию») на более эмоциональный материал игры «Ассоциации», на наш взгляд, не только снимает мыслительное напряжение в классе, но и способствует формированию у учащихся более разностороннего ( не только строгого, формализованного схемой) умения анализировать различные профессии.

Примечательно, что после звонка с урока часть школьников задерживаются в классе, чтобы обсудить свои ответы. Таким образом, контрольная работа воспринимается ими с интересом, так как она проводится в форме игры. Будучи включенной в данные занятия, игровой метод активизирует также и другие формы работы, например утомительные обычно записи в тетрадях и др., что в целом повышает заинтересованность школьников и качество профориентационного урока.

ИГРА « ПЕДАГОГ».

Рекомендуемая игра проводится с целью подготовки школьников к осознанному и обоснованному выбору профессии педагога, активизации их самопознания, саморазвития и соответствующей пробы сил. В ходе ее анализируется и обсуждается содержание педагогической профессии, подростки оценивают свои возможности по ее успешному освоению, овладевают приемами развития и коррекции профессионально важных качеств.

Для участия в игре приглашаются старшеклассники, интересующиеся профессиями воспитателя дошкольных учреждений, учителя. Желательно участие в ней учителей, воспитателей, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. Это делает игру более содержательной, целенаправленной и динамичной.

Вот как проводится игра «Педагог»:

  1. Вступительное слово ведущего (представление участников, сообщение о цели и ходе игры, приглашение к активному участию в ней).
  2. Разбор типичных ситуаций педагогического общения.
  3. Анализ педагогических профессий по содержанию труда и требованиям, предъявляемым к человеку. Работа ведется в трех группах: воспитатель, учитель начальных классов, учитель-предметник.
  4. Самоопределение профессионально важных качеств (психотехнические игры и упражнения).
  5. Педагогический театр (проигрывание и разбор педагогических ситуаций).
  6. Работа со справочной информацией о педагогических учебных заведениях.
  7. Обсуждение запасного варианта.

Игра проводится в небольшом зале. Дополнительно необходимы 2-3 удобных помещения (можно классы)  для проведения дискуссий по группам.

Игру проводят ведущий и 3 помощника для работы в группах.

Во вступительном слове важно подчеркнуть, что для участия в игре приглашены ребята, которые интересуются педагогическими профессиями, чтобы глубже осознать их смысл и назначение, поговорить о требованиях, которые работа педагога предъявляет человеку. Каждый участник сможет поразмышлять вслух, высказать свои идеи и мнения, попробовать свои силы, проверить свои способности.

Попробуем ответить на вопрос, почему люди идут  в педагоги? Чаще всего потому, что любят детей, Стремятся общаться с ними. Деятельность педагога заполнена общением.

Что же такое общение? Сложность этого явления – в его многообразии: учитель объясняет урок – это общение; разговаривают между собой друзья – общение; мать баюкает ребенка – общение; директор предприятия дает распоряжение – общение и т.д.

Следовательно, протекать общение может по-разному. Деловое характеризуется обязательностью, т.е. независимо от того, приятен или неприятен тебе человек, нужно вступить с ним в контакт. Личностное общение – это взаимоотношения с близкими людьми. Для официального общения характерно поддержание определенной дистанции между партнерами, строгость, последовательность в изложении мыслей и фактов. Неофициальное строится иначе: это задушевный, доверительный разговор, в ходе которого можно пошутить, посочувствовать, проявить свои человеческие пристрастия.

По своему результату общение может быть продуктивным (если достигнута цель, ради которой партнеры вступают во взаимодействие) и непродуктивным (если они разговаривают, как бы не слыша друг друга, и цель общения не достигнута).

Кто умеет общаться? Тот, кто умеет слушать и слышать других, владеет разными средствами общения.

Во время выступления ведущий предлагает участникам различные ситуации общения для их анализа. Ситуации лучше продумать заранее.

Один из наиболее важных этапов игры – анализ педагогических профессий (занимает около 30-40 мин). Его цель – формирование более глубокого понимания деятельности педагога. Это достигается путем анализа и последующего обобщения отдельных педагогических функций и качеств, необходимых для их реализации.

На этом этапе участники игры объединяются в 3 группы в соответствии с интересами и желаниями. Группы условно названы «Учитель-предметник», «Учитель начальных классов», «Воспитатель детского сада». Каждая из них работает в отдельном помещении. Задача помощников ведущего – организовать в группах обсуждение содержания деятельности учителя или воспитателя, помочь выделить их основные функции, а также профессионально важные качества (ПВК), необходимые в работе.

При обсуждении можно использовать один из следующих методов:

  1. Метод «мозгового штурма»:
  1. Все участники высказываются по кругу;
  2. Сначала ребята работают в группах по 3-4 человека, а затем каждая из них представляет результаты своего обсуждения.

Желательно, чтобы ведущий, направляя дискуссию, не оказался в ней главным действующим лиц. Поэтому  фиксировать отдельные высказывания и общий результат надо предложить кому-либо из школьников.

  1. Метод экспертной оценки:
  1. Ребята получают подготовленные заранее списки ПВК (см. приложение) и бумажные кружочки. Один из участников называет эти качества по порядку, и те, кто считает, что то или иное качество необходимо педагогу, сдают кружочки ведущему, который вкладывает их в соответствующие конверты. Таким образом, собирается анонимное общее мнение по всем качествам. По количеству кружков строится график, на котором наглядно видны наиболее важные, по мнению участников, профессиональные качества. Затем полученные результаты обсуждаются;
  2. В предложенном учащимся списке они отмечают необходимые педагогу качества знаком «+», не нужные – знаком «-». Затем подсчитывается и обсуждается результат отдельно по каждому качеству.
  3. В списке ПВК против каждого из них школьники проставляют оценку по пятибалльной шкале, в зависимости от важности качества для деятельности педагога – от 1 до 5. Затем счетная комиссия подсчитывает количество баллов по каждому качеству. Результаты обсуждаются.

После того как работа в группах завершена, выбирается один из ее членов, который будет представлять общее мнение перед остальными  участниками игры. Его задача – рассказать об основных функциях данного специалиста и тех профессиональных качеств, наличие которых обеспечивает успех педагогической деятельности (сообщение не более 5 мин). Другие участники задают вопросы и высказывают свое мнение. В ходе дискуссии формируется более полное и всестороннее понимание содержания профессий. Ведущий подводит итог и предлагает участникам определить свои возможности работать педагогом.

Переходя к психотехническим играм и упражнениям по самоопределению ПВК, ведущий предлагает школьникам упражнения на внимание, которые дадут возможность оценить их способности к педагогической деятельности. При систематическом выполнении эти упражнения служат также средством развития этих способностей.

Развитое внимание является основой наблюдательности. Без умения замечать по едва заметным признакам изменения в поведении учеников, их состоянии и отношении к другим людям, к предмету, трудно быть хорошим педагогом. Учитель, не обладающий наблюдательностью, не сможет разглядеть за внешней стороной поступка истинные причины поведения.

Ведущий приглашает двух участников (желательно ранее не знакомых). Они внимательно смотрят друг на друга, потом поворачиваются спиной и отвечают на вопросы типа: назовите самую заметную деталь в костюме партнера; сколько в нем карманов; какого цвета у партнера глаза; какие на нем украшения и т.п.

Затем ведущий дает определение социальной чувствительности: это способность понимать других людей, войти в их положение, представить себе их чувства, намерения, предвидеть их поведение. Социальная чувствительность – качество , необходимое в любой педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по профориентации

Примерное методическое пособие для  проведения профориентации в школах города...

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...