Конспект урока "История русского костюма" и презентация
методическая разработка (технология) по теме

Клафтон Татьяна Викторовна

Конспект урока и презентацию можно использовать на уроках технологии при изучении тем "Конструирование и моделирование швейных изделий" в 5-7 классах.  Представленный материал даёт информацию об истории русского женского костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka-12__szhat.doc76 КБ
Файл russkiy_kostyum_osnova-51_12.rar2.39 МБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №96

Канавинский район

 

 

                                 КОНСПЕКТ   УРОКА

     

 

             

Тема  урока: «    ИСТОРИЯ  РУССКОГО КОСТЮМА »

             

Тип урока:    комбинированный  (повторение, объяснение нового

   материала и закрепление знаний обучающихся )

                                         Работу выполнила:

                                                                              Клафтон Т.В.

                                                                       Учитель технологии

                                                                         МОУ СОШ №96

    Нижний Новгород

2012

Дата урока:  24  декабря 2012 года

Тема урока:  Русский костюм

Тип урока:   Комбинированный         

Задачи урока:            1. Образовательная:

-  закрепить знания об основных элементах костюма  Киевской и Московской  Руси;

-  ознакомить обучающихся с основными элементами русского костюма;

 -   научиться обобщать изученный материал, делать выводы;  

                                   

                         

                           2.   Развивающая:

                           -  развивать логическое мышление и эстетический вкус

        обучающихся;

  1. развивать чёткую грамотную речь при ответах.

                           

                            3. Воспитательная:

  1. воспитывать у обучающихся стремление к самообразованию;
  2. воспитывать уважительное и доброжелательное отношение

   друг к другу;

 

Оборудование:  Мультимедийная система, диск  СD-RW (презентация),

                            иллюстрации   Русского костюма.  

                         

План урока:

  1. Ориентировочно-мотивационная часть (1мин.)

  1. Постановка учебной цели (2 мин.)

  1. Оперативно-исполнительная часть (38 мин.)

  1. Актуализация знаний (8 мин.)

  1. Объяснение нового материала (16 мин.)

  1. Закрепление нового материала (14 мин.)

     IV. Домашнее задание (2 мин.)

  1.  Итоги  урока (2 мин.)

Ход  урока

     

I. Ориентировочно-мотивационная часть (1 мин.)

        - проверка готовности обучающихся к уроку  (дежурный в группе  

           докладывает об      отсутствующих)

II. Постановка учебной цели (2 мин)

          - объявление темы урока  и задач  

III. Оперативно-исполнительная часть (38 мин.)

  1. Актуализация знаний (8 мин.)

        Обучающиеся  отвечают устно на поставленные вопросы по ранее изученному материалу, для закрепления знаний.

         

      Вопрос

         Эталонный ответ

1) Расскажите о культуре и искусстве Древней Руси.

2) Расскажите о мужском  идеале красоты Древней Руси.

3)  Какую ткань использовали женщины в Древней Руси для своих одежд? Какую вышивку выполняли на одеждах?

4)  Какие ткани (местные и привозные) и цвета использовали в костюме  Московской Руси?

5) Укажите отличия костюма Московской Руси от костюма Киевской Руси.

 

1)  Два с половиной тысячелетия назад в степной полосе Северного Причерноморья от Дона до Дуная и в Крыму жили многочисленные племена. Все эти племена предположительно азиатского происхождения. Они говорили на разных диалектах североиранской культуры. Не умея писать и читать, желая сохранить сказки, песни, мудрые пословицы, наши предки передавали их из уст в уста. Позже всё было записано. Заметный след в истории человечества оставила древнейшая культура скифов. Главное внимание человечества было приковано к захоронениям скифской аристократии( называли царскими курганами).Гордость скифского искусства  составляют изображения животных, выполненные в своеобразной манере.

2)  Мужской облик ассоциировался с обликом богатырей: мужественный красивый человек с красивой прямой посадкой головы, энергичным подбородком, жемчужными зубами, тонко очерченным носом, широким покатым лбом. Взор его был ясным и открытым, держался он с достоинством, речь была внятной и не было ему равных в силе и мужестве.

3) Для женских одежд использовали лен, шерсть, шелк, мех и кожу.

   Платок простых женщин делали из полотна, знатных – из шелка.

   Женщины старательно покрывали узорами свою одежду, так же как и мужскую. Как говорилось выше, вышивкой украшались края убруса и нарядный нагрудник.

     В качестве украшений женщины носили бусы из янтаря, горного хрусталя, стекла, браслетообразные кольца, любимые ими, трехбусинные кольца, перстни, браслеты, ленты, венец.

   

4) Одежды шили из местных и привозных тканей из Византии, Ирана, Турции, Италии, Англии, Голландии и Франции.

   Самыми распространенными были ткани: льняные, суконные, шелковые, бархатные, шерстяные.

   Костюмы богатых людей шили из привозных дорогих тканей: тафты, парчи, бархата, хлопчатобумажных, атласа, сатины (позже сатин).

   Шубы выполнялись мехом внутрь, сверху покрывались парчой, бархатом, сукном. Простые люди использовали подкладки – из овчины, медвежьего, волчьего, козьего меха; знать – из шкур соболя, куницы, песца, белки, лисицы.

5) Костюм Московской Руси, сохранив основные части костюма,  вносит ряд изменений в покрой:

     1)появляются распашные одежды (у мужчин -  до пояса, у женщин _ донизу была застежка встык на навесные петли. Позже – появляется запах правой полы на левую, что явилось особенностью русской одежды, и было вызвано удобством воина действовать саблей.

    2) хотя красивыми по – прежнему считаются не приталенные длинные одежды, отрезные по талии.

2. Объяснение нового материала   (16 мин.)

В процессе объяснения  нового материала  производить конспектирование  основных понятий.  

 

                                   ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ  

 

В сёлах Новгородской губернии для изготовления одежды использовали ткань фабричного производства.  Молодое поколение в те времена считало, что  «домотканина» годится только для стариков.

До наших дней дошли только редкие экземпляры предметов национальной одежды, выполненные из традиционных тканей ручного производства, сохранившие истинный облик народного костюма.

   Основным занятием крестьян являлось земледелие – они выращивали не только   зерновые и овощные  культуры, но так же лён и коноплю, традиционное сырьё для  изготовления различных видов пряж.  Для отделки часто использовалось коклюшное кружево. Кружева плели из разнообразных сортов ниток – от самых грубых до тончайших.

 

   Традиционная рубаха:

     

   Главную роль играли тканые и вышитые рубахи , полотенца – именно их дарила невеста жениху и его родне. Длинные рукава рубахи украшали орнаментами с магическими символами.

   Рубахи были различных типов:

  1. туникообразные с глухими поликами
  2. безполиковые
  3. цельные
  4. составные , т.е. выполненные из «стана» и «подставы»
  5. покосницы

Составные:

Рукава и стан из белого миткаля, обшивка ворота подрублена, ворот и манжеты «собраны» и вышиты  гладью красной хлопковой нитью, рукава с ластовицей.

«Подстава» из тонкого холста, вышита  «травным» узором, край подола обшит кружевом, связанным крючком из белой хлопковой нити.

Покосницы:

С кумачовыми рукавами, стан которых был сделан из пестряди, а подол украшала кайма из браного ткачества и ситца.

Сарафан:

  1. косоклинный
  2. царейский

Сарафан – явление чисто русское, главным отличием являлась простота кроя и  живописность оформления. Его надевали поверх рубахи

Косоклинный:

Сарафан распашной с фигурно вырезанной спинкой, выполненный из тёмно-синей «крашенины», вдоль разреза  проложен шнур, образующий петли, с другой пуговицы «глухари».

Царейский:

Его делали из кубового крашения с мелким цветочным рисунком. Он отличался прямым силуэтом, складками заложенными по линии талии, пришитой «грудкой» застёгнутой на три пуговицы.

Праздничная одежда:

  1. душегрея
  2. шугай

Душегрея:

На свадьбу и сватовство надевали парчовую или бархатную «душегрею», короткую и широкую. Держалась на проймах разной ширины и застёгивалась на крючки спереди.

Шугай:

Отрезной по талии, плотно прилегающий с пришивной баской, длинными рукавами и воротником. Украшался по краю полочек и по низу рукавов тесьмой, парчой или опушкой из белки.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ:

  1. девичьи («венец», «лента», «чёлка»)
  2. женские («рогатая» кичка, кичка-сорока, «каблучок», «кокошник», «повойник», «кокуй»)

«ВЕНЕЦ»

Праздничный головной  убор-венок  «девичья краса».

«ЛЕНТА»

Головная повязка из яркого шёлка шириной около 12 см.

«ЧЁЛКА»

Твёрдая ажурная повязка

«РОГАТАЯ КИЧКА»

Её основа выполнялась из простёганного холста, к её затылочной части иногда прикреплялся шнур, заканчивавшийся  нарядной кистью. Кисти  делали плотными,  украшали бисером. Считалась оберегом для того, кто её носил.

«КИЧКА-СОРОКА»

Праздничные кички делали из двух частей: нижней – на плотной основе,

Украшенной золотым шитьём, позументом и стеклянными вставками;  верхней – из нарядной ткани.

Праздничную кичку иногда шили из холста, украшали шёлковыми лентами, металлической бахромой, пуговицами, бисером. Дополнялась налобником, бисерными подвесками, птичьими пёрышками , шёлковыми кистями.

«КАБЛУЧОК»

Зажиточные замужние крестьянки носили головные уборы, расшитые бисером и речным жемчугом, дополненные сеткой, собранной из мелких жемчужинок  

И закрывавшей большую часть головы.

«ПОВОЙНИК»

С середины  XIX века российские крестьянки стали носить, головные уборы, форма которых имела характерные мягкие линии.

«КОКУЙ»

Их украшали  ажурной поднизью (нить или сетка  с жемчугом, бисером), фольгой и рубленным перламутром, а вышитый верх закладывали в мелкие рельефные складки.

«КОКОШНИК»

Одним из самых любимых был необыкновенный по красоте женский головной убор – «кокошник». Их носили из парчи и шёлка, расшитые настоящим речным жемчугом и богато украшенные «золотым» шитьём. Удивительны по своей красоте и необычной форме были уникальные кокошники с «шишками».

Не менее оригинальным был кокошник с очельем и «лопастями» опускающимися на уши.

Платки и шали

 

К концу XIX века  постепенно стиралась разница между женскими и девичьими головными уборами, распространение получили платки. В праздничные дни надевали платки дорогие, украшенные ручной вышивкой.  

                                            МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Мужской костюм, по сравнению  с женским  был значительно проще и однороднее.

В состав мужского костюма входили:  рубаха, порты (штаны), пояс и головной убор.

 РУБАХА

Основным элементом одежды являлась  длинная, почти до колен, рубаха.

Мужские рубахи шили из холста, без плечевых швов, мало скошенными рукавами, ластовицами и боковыми вставками. Разрез под застёжку делали с левой стороны.

Существовал и другой, более распространённый тип рубах длиной 70-80 см. В них по бокам вшивались  два расклешённых клина, а разрез под застёжку оформлялся планкой.

И взрослые,  и дети  носили рубахи всех покроев навыпуск, подпоясывая их поясами.

Другие рубахи были  больше похожи на туники – длиною до колен или ниже. Их шили из конопляного или льняного домотканого холста – белого, пестрядинного или украшенного набойкой. Для переда и спинки рубахи использовалось одно прямое полотнище, перегнутое по утку, к которому пришивались прямые или скошенные боковые детали (бочки). Разрез ворота располагался по центру полочки и обшивался узкой тесьмой или планкой застёгивая её на пуговицы.

Мужские рубашки обычно шили на подкладке – «подоплёке», которую делали из грубого холста в форме прямоугольника или клина длиной около 30 см. , пришивая к спине и полочке.

У праздничных рубах подол и низ рукавов украшали вышивкой, которая чередовалась с ткаными узорами, а по краю пришивалось кружево ручного вязания шириной до 5 см. красного или белого цвета. По вороту эти рубахи расшивали блёстками.

 Самыми праздничными были рубахи так называемого  «красно-узорного» холста, украшенного вышивкой.

Особое внимание уделялось свадебным рубахам. Которые делались из некрашеного холста или из клетчатой пестряди, а позднее из покупного ситца или кумача. Свадебную рубаху в подарок жениху обязательно шила и вышивала невеста.

 

ШТАНЫ НА ГАШНИКЕ

Мужские «порты» или штаны, шились обычно  неширокими, с двумя вставками между штанинами, которые иногда называли  «калошами».

 Существовало несколько вариантов кроя штанов. В одном из них к краям каждой штанины пришивали по большому  «треугольному отрезку» - косой стороной и острым углом вниз – и лишь затем сшивали средний шов.

Использовался старорусский покрой, когда  каждая штанина выкраивалась из цельного перегнутого полотнища, соединяясь  с другой  вставкой  - ширинкой. Пояс также  собирали на «гашнике».

Праздничные штаны шили из пестрядинного или покупного полотна, особенно нарядными считались штаны из полотна в полоску.

   

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА

Верхняя мужская одежда по покрою  во многом совпадает с одеждой женской.

Главное отличие – в размере и декоре.

С весны до осени мужчины носили  кафтаны  из тонкой домотканой шерсти.  

Кафтаны делались длинными, узкими в плечевом поясе и широкими по подолу, с рукавами, без воротника или с маленьким стоячим воротником. Правая пола глубоко заходила на левую, поэтому застёгивали кафтан по диагонали – от плеча до пояса, используя и крючки, и пуговицы.

 Наиболее распространённым  по покрою был  кафтан-«балахон»,  с  прямыми полами и спинкой,  косыми клиньями, вставленными в боковой шов.  Такие балахоны всегда носили с поясами.

 Для зимы из овчины мехом внутрь шили шубы, полушубки и тулупы.

Для пошива тулупа требовалось от восьми  до десяти дублёных овчин. Их делали без застёжки, с длинными рукавами и непременно с большим воротником, а подпоясывали домотканым широким шерстяным кушаком.

Существовал ещё один вид  верхней распашной мужской  одежды – зипун , который шили из домотканого коричневого, чёрного или серого сукна. Делали зипун приталенным, с вшитыми в боковые швы двумя или тремя клиньями и без воротника. Низ рукава обшивали полоской кожи.

Встречалась  также коротейка  - короткая, чуть выше колен, верхняя одежда из домотканого сукна.

Широкий и длинный халат с шиворотом надевался осенью или весной поверх зипуна, а в зимнее время- поверх полушубка.

                 МУЖСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

 Мужские головные уборы были разнообразны по форме и по материалу. Их внешний вид зависел  не только от  времени года, но и материального состояния семьи.

В летнюю прохладную погоду использовали самодельные  валяные шляпы,

сделанные из коричневой или белой шерсти.

В числе самых популярных были  поярковые шляпы с высоким «туловом» и маленькими полями.

По праздникам богатые крестьяне носили  черепенник  -  головной убор из шерстяной ткани, форма которого напоминала  высокий усечённый  конус или цилиндр. Их делали с небольшими полями, называвшимися «крылышками».

Были и так называемые «вязеневые» шапки, подбитые ватой или куделью, с околышем, вязанным из шерсти.

                                                          ПОЯС

Пояс играл немаловажную роль в мужской одежде. Его использовали не только для подпоясывания нательной, домашней и верхней одежды, но и в качестве

 оберега. Мужчинам,  как и женщина, нельзя было выходить из дома без креста и без пояса. Это относилось даже к самым маленьким деревенским ребятишкам.

Узкие будничные пояса плели из бумажных ниток, иногда добавляли шерстяную пряжу. Праздничные пояса были широкими, их украшали металлическими нитками, бисером,  блёстками и яркими «махорчиками».

По народным представлениям «пояса преумножали силу мужчин, а красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его  «от лихого ока, наговора и чужих жён».

3. Закрепление пройденного материала (14 мин.)

    Для закрепления нового материала обучающимся предлагается задание - ответить на вопросы:

             

             1.  Какую одежду носили женщины на Руси?

             2.  Как назывались головные уборы  девушек и  замужних женщин?

             3.  Какую одежду носили мужчины на Руси?

  1. Какие виды кафтанов были на Руси?
  2. Почему мужчины носили пояс?
  3. Какие головные уборы носили мужчины на Руси?

IV. Домашнее задание (2 мин.)

         

                 Повторить пройденный материал, используя опорные слова темы.  

V. Подведение итогов урока (2 мин.)

        

                Выставление оценок  за урок обучающимся отвечающим устно на поставленные вопросы.

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Строение текста типа рассуждения-доказательва" Презентация.

Подробная разработка урока русского языка в пятом классе по теме " Строение текста типа рассуждения-доказательства" с презентацией....

Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс

Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...

презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

конспект урока по русскому языку(презентация)

1. Повторение пройденного материала.1) Проверка домашнего задания.Упр.345.2) Фронтальная проверка.Закончи предложения: Имя числительное - это ... Количественные числительные отвечают н...

Мир русской песни (конспект открытого урока с презентацией)

Папка содержит конспект урока и презентацию (другой вариант)....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...