Резба ро дереву
элективный курс по технологии (9 класс) на тему

Легусов Михаил Эдуардович

курсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_rezba.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        СОГЛАСОВАНО

                                                                                        Директор МБОУ «Средняя

                                                                                        Общеобразовательная школа №71»

                                                                                         ________________ К. П. Васюченко

ПРОГРАММА КУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»

класс_______________________________________________________________

учитель_____________________________________________________________

количество часов: в год _____ час.; в неделю _______ час.

ОБСУЖДЕНО                                                             ПРИНЯТО

методическим объединением                            научно-методическим советом

учителей естественно-математич.                            МБОУ «Средняя общеобразовательная

цикла, технологии, ОБЖ, физ-ры                                 школа№71»

протокол№_1_от_30.08_2011                             протокол №_1_ от_31.08_2011

__________________________                            _____________________________

   

                                                                               

Пояснительная записка.

Настоящий курс «Художественная обработка древесины» разработан на основе авторской программы “Руки создают человека” и служит для профессиональной ориентации учащихся 9-х классов по направлению “Художественная обработка древесины”, и обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащихся конкретной профессии. Программа включает занятия по введению в профессию резчика по дереву, технико-технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определенных профессиональных навыков и умений. Рассчитан на 17  часов.

 Содержание курса направлено на ознакомление обучающихся с наследием художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу и декоративно-прикладному искусству.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления обучающимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.
Учебно-материальная база мастерских (станки, оборудование, ручные инструменты, раздаточный материал) позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях общеобразовательной школы.


Цель курса: помочь обучающимся осмыслить перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности и формировать навыки практического применения знаний в области художественной обработки древесины и декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса: 

  1. сохранение и развитие древнего вида декоративно- прикладного искусства по обработке древесины;
  2. формирование умений ручной и механической обработки древесины, знаний о применяемых материалах, инструментах, отделочных операциях;
  3. обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
  4. развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.

Формы проведения занятий:

  1. практические работы;
  2. собеседование;
  3. демонстрация изделий;
  4. проектная деятельность.

Критерии оценивания результативности деятельности учащихся: 

  1. результаты текущей работы;
  2. качество и объем  выполнения заданий (с учетом перспективы личного роста);
  3. выполнение требований техники безопасности и организация рабочего места;
  4. защита творческих работ.

После изучения курса «Художественная обработка древесины» учащиеся должны иметь представление: 

  1. об истории развития и распространения резьбы по дереву;
  2. о видах пропильной резьбы (ажурная, сквозная, накладная) и приемах ее исполнения;
  3. о видах резьбы по дереву и приемах ее исполнения;
  4. о приемах станочной художественной обработки древесина
  5. о возможном использовании компьютеров и множительной техники в создании и изготовлении конструкторской документации.

Учащиеся должны знать: 

  1. роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
  2. принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный,  токарный и шлифовальный  станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.);
  3. свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
  4. традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
  5. возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;
  6. роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
  7. правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

Учащиеся должны уметь: 

  1. рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
  2. выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
  3. читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
  4. составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
  5. выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
  6. собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
  7. находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
  8. выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
  9. осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую инициативу.

Библиографический список

для педагога

  1. 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
  2. 2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
  3. 3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
  4. 4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.

Библиографический список

для обучающихся:

  1. 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
  2. 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
  3. 3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
  4. 4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
  5. 5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
  6. 6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, занятия

Всего часов

Теория

Практика

Художественная обработка древесины на станке

1

Основные технологические машины (сверлильный, токарный станки шлифовальный станки) и инструменты для художественной обработки древесины

1

1

2

Изготовление изделия (художественная обработка древесины на токарном станке):

1. Самостоятельная разработка одно-, двух-, трехдетальных изделий,

2. Составление эскизов, изготовление деталей,

3. Определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, художественные выжигания, сборка изделия

6

1

5

                                       итого

7

2

5

Ручная художественная обработка древесины

1

Виды резьбы по дереву

1

1

2

Приемы работы  при декоративной обработке древесины различными видами резьбы (кудринская, геометрическая). Правила безопасной работы

5

4

                                       итого

5

1

4

Проектная работа

1

Самостоятельный выбор обучающимися объектов проектной деятельности Изготовление изделия по собственному замыслу Выставка изделий и защита проекта

5

5

                                       итого

5

5

Содержание программы курса.

Художественная обработка древесины на станке.

1. Художественная обработка  древесины в развитии цивилизации, основные направления декоративно-прикладного творчества при обработке древесины. Вводное занятие. Народное декоративно – прикладное искусство, художественная обработка древесины и её разновидности. Ознакомление с режимом занятий. Ознакомление с общими правилами безопасности на занятиях. Просмотр образцов изделий (школьный музей учебных мастерских, фотоколлаж  работ обучающихся предыдущих лет).

2.  Основные технологические машины (сверлильный, токарный станки шлифовальный станки) и инструменты для художественной обработки древесины. Повторение ранее полученных знаний. Подготовка станка,  инструмента и приспособлений к работе. Подготовка и оборудование рабочего места. Установка инструмента в станке.

3. Изготовление изделия (художественная обработка древесины на токарном станке): алгоритм  изготовления, последовательность операций, самостоятельная разработка одно-, двух-, трехдетальных изделий, составление эскизов, изготовление деталей, определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, художественные выжигания, сборка изделия.

Ручная художественная обработка древесины.

1. Виды резьбы по дереву. Вводное занятие, Просмотр образцов изделий (репродукции, школьный музей учебных мастерских, фотоколлаж  работ обучающихся предыдущих лет).

2. Приемы работы  при декоративной обработке древесины различными видами резьбы (кудринская, геометрическая). Выбор инструмента. Поза, положение рук,  приемы работы. Правила безопасной работы.  Изготовление образцов резьбы: алгоритм  изготовления, последовательность операций, копирование образцов народной резьбы по дереву, создание собственных композиций Выполнение композиций на заготовках, выполнение видов резьбы на образцах.

Проектная работа.

1. Самостоятельный выбор обучающимися объектов проектной деятельности.

2. Изготовление изделия по собственному замыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Сын дерева". (Анализ рассказа Д. Бакина "Сын дерева")

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».Задачи:активизировать познавательную деятельность учащихся;учить анализировать художественное произведение;развивать умение о...

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

Эколого – познавательный маршрут «А за деревом – дерево…»

Маршрут рассчитан на детей младшего школьного возраста, а так же   семейные коллективы, в составе которых есть дети 5 -10 лет.Протяженность маршрута – 1-1,5 км; время прохождения...

Мастер-класс "Резба по мылу. По мотивам древнерусской белокаменной резьбы"

В декабре 2014 года Д.И. Бережная провела мастер-класс по резьбе по мылу. Для мотива была выбран стиль древнерусской белокаменной резьбы (резьба Владимиро-суздальских церквей)....

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...