Роль нетрадиционных методов обучения в формировании конкурентоспособной личности
статья по технологии по теме

Данный материал расскрывает проблему современного общества- вопитание конкурентоспособной личности. Я- преподаватель технологии, думаю, что каждый предметник вкладывает свойю частицу  для достижения этого. В своем материале я высказываю именно мой вклад в  решение этого вопроса на моих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tehh.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Кабы Коприйская СОШ»

Апастовского муниципального района РТ

Республиканский проблемно-тематический семинар

 учителей технологии по проблеме

 «Современная дидактическая система учителя технологии»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ

«Роль нетрадиционных методов обучения

в формировании конкурентоспособной личности»

  Подготовила:

                                         учитель технологии (2 кв.категория)

                         Гибасева Эльмира Римовна

г.Казань,2011

      Я, Гибасева Эльмира Римовна,  работаю учителем технологии  в малококомплектной сельской школе, думаю, что писатель живет в своих произведениях,  композитор-  в своих песнях,  художник- в своих картинах, а мы, учителя- в своих успешных и счастливых учениках.

             У нас с вами чрезвычайно сложная задача: необходимо воспитать конкурентоспособного человека. Именно технологическое образование в школе призвано внести  весомый вклад в решении этой задачи- подготовку молодого поколения, способного активно жить и работать  в  современном обществе, строить свою индивидуальную траекторию развития, умеющего отвечать за свои поступки.

          Конкурентоспособная личность, по моему мнению, - это широко образованная, культурная, творческая, инициативная и  предприимчивая личность.

       Для решения этой задачи,  на своих уроках применяю нетрадиционные методы обучения, которые не только обогащают учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Такие занятия эффективны и приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, нацелены на развитие конкурентоспособной личности обучающихся, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. Дети охотно участвуют,  ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

 В связи с этим учебный материал я отбираю в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин.

Я практикую на своих уроках  следующие нетрадиционные технологии:

- Урок- проект

- Урок-поиск

-Урок-своё дело

-Урок –   игра

-Урок- КВН

-Урок с применением ИКТ

-Урок - конкурс

-Урок- семинар

-Урок – игры «Поле чудес».

    Такие  уроки я провожу, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем,  в необычной обстановке.

      На уроках я стараюсь учитывать стремление учащихся поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется на уроках – проектах. Например, проект «Мой первый самолет» с учащимися начальных классов, где каждый ученик придумал свой первый  самолет, сделал  и запустил. Я думаю, у каждого ребенка в этой жизни обязательно должен быть свой самолет, сделанный своими руками.

      На уроках технологии, ученики выполняют проекты: пришкольного участка, уборки территории, благоустройства обелиска. Работа над проектом завершается его защитой перед учащимися школы на линейке, что помогает преодолеть неуверенность, дает возможность самоутвердиться, вырабатывает волевые качества, развивает ораторское искусство, формирует интеллектуальные умения, помогает выбрать для себя профессию, которые так важны для конкурентоспособной личности.

     На уроках-поисках, используя ИКТ, учащиеся сначала ищут нужную информацию для изготовления поделки, чтобы подарить своим родителя и близким: вышиваем платочки, вяжем носочки, делаем аппликации из природного материала , выжигаем по дереву и шьем фартуки и тд.

Мне кажется, что во время поисково-исследовательской деятельности создаются благоприятные условия для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции.

       В начале каждого учебного года разрабатываем  коллективный  проект тимуровской и шефской работы «Спеши делать добро!», где развиваются умения взаимодействия с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, , находить точки соприкосновения, дарить любовь и добро окружающим.

    На уроке-КВН   наряду с серьезными заданиями,  предлагала и юмористические, жюри  выбирала из числа учащихся. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

    Урок-практикум  создаёт условия для применения знаний. Я работаю в сельской школе, поэтому учебной программой предусмотрено распределение  уроков на осенние и весенние работы на пришкольном участке. Учащиеся с большим желанием  и заботой относятся к территории школы, сами выращивают овощи, ухаживают за школьным садом, поливают, пропалывают и сами убирают урожай. Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю, чувство ответственности. Также это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты.

         Человеку по своей природе нравится играть. Урок-игра  -это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

       Эти нетрадиционные приемы  дополняют  и вносят оживление в учебный процесс. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторские и коммуникативные склонности и способности.

        По мнению мудрецов, чтобы человек был счастливым, он должен в себе вырабатывать три привычки: привычку беречь свое здоровье, привычку учиться и привычку трудиться. Я, обыкновенный учитель технологии , учу своих детей, что успех - это умение к каждой капле вдохновения данной природой  добавить ещё  99 капель пота.

        Только благодаря  умению и желанию трудиться наши выпускники будут конкурентоспособными!

        В конце своего выступления, уважаемые коллеги, я хочу пожелать вам больших успехов в деле обучения и воспитания подрастающей молодежи и крепкого здоровья для претворения в жизнь всего задуманного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных методов обучения в формировании конкурентоспособной личности

Данный доклад расскрывает опыт моей работы по  решению проблемы воспитания конкурентоспособной личности на уроках технологии....

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

«Степ-аэробика - нетрадиционный метод обучения физической культуре в школе»

Статья о применении степ-аэробики в обучении старшеклассниц...

Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося

Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося...

Применение нетрадиционных методов обучения английскому языку учащихся 5-6 классов с целью повышения мотивации учения.

Одной из самых актуальных проблем в обучении иностранному языку является потеря учащимися интереса к образовательному процессу и, как следствие, снижение уровня успеваемости. Многие учителя сталкивают...

Программа Инновационной ДеятельностиПрофориентационная работа школы в контексте компетентностного подхода Профориентационный аспект деятельности школы по формированию конкурентоспособной личности выпускника

Предложенная модель профориентационной работы школы способствует приведению в соответствие профессиональных ориентаций выпускников требованиям рынка труда....