Семинар "Проектное обучение"
методическая разработка по технологии на тему

Иванова  Наталья Анатольевна

Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять свои разносторонние способности. А также является одной из технологий,  на которой строятся образовательные стандарты IIпоколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Наталья Анатольевна,

Учитель технологии высшей квалификационной категории, МОУ СОШ№1, г.Данилов, Ярославской области.

10 апреля 2011г.

Материал для методического семинара «Проектное обучение» с презентацией и приложениями.

Презентация «Проектное обучение»,

Приложение 1. Характеристика основных этапов проектного обучения.

Приложение 2. Структура оформления проекта.

Приложение 3. Параметры оценивания.

Приложение 4. Педагогические ошибки при проектном обучении.

Проектное обучение

Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять свои разносторонние способности. А также является одной из технологий,  на которой строятся образовательные стандарты II поколения.

(1 слайд) Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность».

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов* (гиперссылка) – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования.

О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов* (гиперссылка, вернулись на 1 слайд) является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями, как правило, по предмету «Технология».

Проектная учебная деятельность* (гиперссылка) учащихся – компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя.

Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога* (гиперссылка). Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Т.о. мы можем говорить, что проектное обучение строится на педагогике СОТРУДНИЧЕСТВА! Учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно,  ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования (гиперссылка «вернуться назад»).

Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения. (далее - клик мышкой)

          Практическим результатом учебной проектной деятельности является проект. Целью которого является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления (гиперссылка «далее»).

(6 слайд) Существует 3 уровня проектной деятельности:

1 уровень – Исполнительский (гиперссылка). 

Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания проекта (гиперссылка «возврат»). 

2 уровень – Конструктивный (гиперссылка). 

Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект (гиперссылка «возврат»). 

3 уровень – Творческий (гиперссылка). 

Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий (гиперссылка «возврат»). 

Необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы (гиперссылка «далее»). 

(10 слайд) Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.

(11 слайд «главный») Алгоритм выполнения проекта (Приложение 1):

1. Поисковый этап (гиперссылка на 12 слайд).

  1. Поиск и анализ проблемы (гиперссылка). Прежде всего,  педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и пр. (гиперссылка «возврат» на I этап).
  2. Выбор темы проекта (гиперссылка). Многие школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта, особенно на начальном этапе обучения предмету. Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, т.к. невозможно предугадать какие именно темы вызовут у конкретных школьников больший интерес. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь «банк проектов» и «банк идей творческих проектов».

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть приняты учащимися почти как инструкцию, руководство:

  1. Объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;
  2. Практическая направленность и значимость проекта;
  3. Творческая постановка задачи;
  4. Практическая осуществимость проекта;
  5. Необходимо предчувствие, что проект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам. (гиперссылка «возврат» на I этап).
  1. Планирование проектной деятельности по этапам (гиперссылка). Здесь важным приемом является  «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы проекта.
  2. Дизайн – анализ проекта. Это сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта.
  1. лайд) Деятельность учителя - мотивирует учащихся; ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение, объясняет цели проекта; наблюдает, консультирует.

Деятельность учащихся - обсуждают проблему с учителем и сверстниками; формулируют задачи; уточняют и анализируют информацию; устанавливают цели и выбирают план действий; проводят исследования, фиксируют результаты.

Формы работы - проблемная беседа; рассказ; консультация; самостоятельная работа; экскурсия. (гиперссылка «далее»).

(16 слайд) 2. Конструкторский этап.

  1. Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.  
  2. Поиск оптимального решения задачи проекта.
  3. Выбор технологии изготовления.  
  4. Составление конструкторской и технологической документации.     
  5. Экологическая экспертиза.    
  6. Экономическая оценка.  

(17 слайд) Деятельность учителя - организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; высказывает предположения; помогает в выборе решений; советует (по просьбе); рекомендует; наблюдает; консультирует.

Деятельность учащихся - работают с информацией; проводят синтез, анализ и оценку идей; выполняют графические работы; оформляют документацию.

Формы работы - беседа; дискуссия; “мозговой штурм”; - морфологический анализ; дизайн-анализ;  ролевая игра; самостоятельная работа.

(18 слайд) 3. Технологический этап.

  1. Cоставление плана практической реализации проекта
  2.  Подбор необходимых инструментов, материалов оборудования
  3.  Выполнение запланированных технологических операций
  4.   Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию
  5. Текущий контроль качества
  1. лайд) Деятельность учителя - обеспечивает материальную базу; косвенно руководит деятельностью учащихся; организует и координирует  процесс изготовления; знакомит с новыми приемами обработки материалов; консультирует, советует.

Деятельность учащихся - выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие; осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; проводят контроль качества обработки деталей изделия.

Формы работы - беседа; показ; упражнение; самостоятельная работа; практическая работа.

Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности человека. Потребности могут быть как материального, так и духовного плана.

Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

  1. слайд) 4. Заключительный этап.
  1. Оценка качества выполнения изделия.  
  2. Анализ процесса и результатов выполнения проекта.  
  3. Изучение возможности использования результатов проектирования.
  1. слайд) Деятельность учителя - консультирует; оказывает помощь; организует защиту и обсуждение проектов; слушает; участвует в анализе и оценке результатов проекта; аргументировано оценивает  работу учащихся над проектом.

Деятельность учащихся - осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования, готовят документацию к защите; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта.

Формы работы - беседа; презентация итогов; деловая (ролевая) игра; имитационно–деятельностная игра.

  1. слайд) Структура оформления проекта (Приложение 2.).
  1. Титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, руководитель, место, год выполнения проекта);
  2. Оглавление (перечень частей проекта);
  3. Краткая аннотация (обоснование выбора, цель, задачи проекта);
  4. Эпиграф (выбор лучшей идеи, её защита);
  5. Введение (дизайн – анализ проекта);
  6. Основная часть -главы, разделы и т.д. (конструкторская, технологическая, экономическая документация, реклама);
  7. Заключение;
  8. Список использованной литературы и источников;
  9. Приложение.
  1. слайд) Оценивание проекта (Приложение 3).
  1. Актуальность выбранной темы,
  2. Глубин раскрытия темы,
  3. Практическая ценность проекта,
  4. Композиционная стройность,
  5. Соответствие плану,
  6. Обоснованность выводов,
  7. Правильность и грамотность оформления,
  8. Аккуратность и дизайн оформления,
  9. Содержательность приложения,
  10. Выступление на защите,
  11. Умение изложить самое интересное и ценное,
  12. Умение отвечать на вопросы,
  13. Умение защищать свою точку зрения

(24 слайд) Анализ опыта позволяет выявить ряд типичных ошибок, которые допускают педагоги при использовании этого метода (Приложение 4): 

  1. объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;
  2. предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
  3. дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
  4. творческую деятельность учащихся принимают за учебную проектную работу, которая также является творческой, но связана с самостоятельным решением проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по ходу работы над проектом;
  5. реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличии от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников.

( 25 слайд) Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.

(26 слайд) Метод проектов:

  1. активно развивает у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом;
  2.   влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения;
  3. развивает определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливость, уважительное отношение к людям и умение взаимодействовать с ними.

Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач.

Используемые источники:

  1. http://shkola-ver.narod.ru 
  2. http://school117.spb.ru/starshaya-shkola
  3. http://plaschenko.ecdicus.ru/
  4. http://skovschool1.narod.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Характеристика основных этапов проектного обучения

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и анализ проблемы;

- выбор темы проекта;

-планирование проектной

деятельности по этапам;

- сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта

- обсуждают проблему с учителем и сверстниками;

- формулируют задачи;

- уточняют и анализируют информацию;

- устанавливают цели и выбирают план действий;

- проводят исследования,

фиксируют результаты

- мотивирует учащихся;

- ставит перед участниками проблему

и организует ее обсуждение,

объясняет цели проекта;

- наблюдает, консультирует

- проблемная беседа;

- рассказ;

- консультация;

- самостоятельная работа;

- экскурсия.

2. Конструкторский

- поиск оптимального решения задачи проекта;

- исследование вариантов конструкции

с учетом требований дизайна;

- выбор технологии изготовления;

- экономическая оценка;

- экологическая экспертиза;

- составление конструкторской и технологической документации

- работают с информацией;

- проводят синтез, анализ и оценку идей;

- выполняют графические работы;

- оформляют документацию

- организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей;

- высказывает предположения;

- помогает в выборе решений;

- советует (по просьбе);

- рекомендует;

- наблюдает;

-консультирует

- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологический анализ;

- дизайн-анализ;

- ролевая игра;

- самостоятельная работа

3. Технологический

- составление плана практической

реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования;

- выполнение запланированных технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию

- выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие;

- осуществляют самоконтроль

и корректировку своей деятельности;

- проводят контроль качества обработки деталей изделия

- обеспечивает материальную базу;

- косвенно руководит деятельностью учащихся;

- организует и координирует

процесс изготовления;

- знакомит с новыми приемами обработки материалов;

- консультирует, советует

- беседа;

- показ;

- упражнение; - самостоятельная работа;

- практическая работа

4. Заключительный

- оценка качества выполнения изделия;

- анализ процесса и результатов выполнения проекта;

 - изучение возможности использования результатов

проектирования

- осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования,

- готовят документацию к защите;

- защищают проект;

- участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта

- консультирует;

 - оказывает помощь;

- организует защиту и обсуждение проектов;

- слушает;

- участвует в анализе и оценке результатов проекта;

- аргументировано оценивает работу учащихся над проектом

- беседа;

-защита презентаций;

- дискуссия;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....