Рабочая программа учебного курса "Технология" 10-11 класс
методическая разработка (технология, 10 класс) по теме

Иванова  Наталья Анатольевна

Рабочая программа учебного курса "Технология" 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

                                                                Утверждена

                                                                                 приказом  по школе

                                                                                №

                                                                             От «      »    _______200 г.  

                                                                                               Директор школы:

                                                                                               ______________________

                                                                                                  /Косихина Н.М./

 Согласована председателем

 Экспертной комиссии

____________________________

«        »_______________200  г.

Рабочая программа

Учебного предмета

ТЕХНОЛОГИЯ

10-11 класс

Программу составила

Иванова Н.А

                                         учитель технологии

   высш. квалифик. категории.  

2009г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо нента государственного стандарта основного общего образования.

 Рабочая программа позволяет всем участникам образова тельного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образова тельного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, воз растных особенностей учащихся.

          Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным   распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

    Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

В содержание программы включены разделы государственной программы ТЕХНОЛОГИЯ .ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. 5-11 кл. 2007 года под ред. Синициной Н.В., Симоненко В.Д., рекомендованной  Министерством образования России. Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность». Информационные технологии (ИКТ) используются при изучении нового материала и его закреплении (80%), а также при проектной деятельности учащихся. 

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.  

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

Резерв времени в 10 кл. 3часа направлен на изучение раздела «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг».

Резерв времени в 11 кл. 3часа направлен на изучение раздела «Творческая, проектная деятельность».

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  1. овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
  2. овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;
  3. умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  4. формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
  5. развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

        Цели

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  2. овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  3. развитие  технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  4. воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
  5. формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

  1. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  2. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  3. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  4. Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
  5. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  6. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.
  7. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

        Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать  - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной  рабочей  программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как:

  1. овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
  2. трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;
  3.  умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  4. формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
  5. развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности

Примерный тематический план

Разделы и темы

Количество часов

класс

10

11

Производство, труд и технологии

Технологии и труд как  части общечеловеческой культуры

11 

8

Влияние технологий на общественное развитие.

2

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

3 

Технологическая культура и культура труда

2

Производство и окружающая среда.

4

Организация производства

8 

Структура современного производства.

       4

Нормирование и оплата труда.

2 

Научная организация труда.

2 

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

20

12

Проектирование в профессиональной деятельности.

4

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

4

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

4

Введение в психологию творческой деятельности.

2 

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

2 

Функционально - стоимостной анализ.

2 

Основные закономерности развития искусственных систем.

4

Защита интеллектуальной собственности.

4

Анализ результатов проектной деятельности

2

Презентация результатов проектной деятельности

2

2

Профессиональное самоопределение и карьера

4

Изучение рынка труда, профессий о профессионального образования

2 

Планирование профессиональной карьеры

2

Творческая, проектная деятельность

 

7

Резерв учебного времени

3 

3

  

Итого

34

34

10 класс 

Раздел «Производство, труд и технологии»

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (11 час)

(7.09-23.11)

Урок 1. Влияние технологий на общественное развитие.

Урок 2.  Анализ технологий, структуры и организации производства.

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

  1. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
  2. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Урок 3.   Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

Урок 4. Сферы бытового обслуживания. Науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг.

Урок 5. Роль информационных технологий

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы

  1. Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
  2. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.
  3. Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Урок 6,7. Технологическая культура и культура труда, формы проявления.

 Основные направления научной организации труда.

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы.

  1. Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.
  2. Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда (4 час)

(30.11-21.12)

Урок 8. Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды.

Урок 9. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды.

Урок 10. Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. 

 Урок 11. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.  

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Практические работы.

  1. Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды.
  2. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов.
  3. Изучение вопросов утилизации отходов.
  4. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда

Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

Раздел «Технологии проектирования и создания материальных

объектов или услуг» (2о час)

(11.01-23.05)

Урок 1. Проектирование в профессиональной деятельности.

Урок 2.  Инновационные продукты и технологии.

      Урок 3. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Урок 4. Основные стадии проектирования технических объектов.

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

1-2. Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Урок 5. Цели проектирования.

Урок 6.  Информационное обеспечение процесса проектирования.

Урок 7. Определение потребительских качеств объекта труда.

Урок 8. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности ин формации. Эксперимент как способ получения новой информа ции. Способы хранения информации. Проблемы хранения ин формации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Практические работы

1. Проведение опросов и анкетирования.

2-3. Моделирование объектов.

4. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

Урок 9. Нормативные документы и их роль в проектировании.

Урок 10. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство.

Урок 11, 12.  Проектная  документация, согласование. Корректирование проектной работы.

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

1. Учебные задачи.

2-3. Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения.

4. Проектная документация.

Урок 13. Виды творческой деятельности.

Урок 14. Введение в психологию творческой деятельности. Этапы решения творческой задачи.

Основные теоретические сведения

  Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

1-2. Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

Урок 15. Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи.

Урок 16. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

1-2. Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Урок 17-18. Изготовление изделия. Анализ результатов проектной деятельности. 

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной  деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

  1. Анализ учебных заданий.
  2. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Урок 18, 19. Презентация результатов проектной деятельности.  Формы презентации.

Урок 20, 21. Изготовление изделия. Методы оценки качества проектируемого изделия.

Урок 22.Методы подачи информации при презентации.  

Урок 23. Защита проектной деятельности.

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.

Практические работы

1-2. Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда. Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

11 класс

Производство, труд и технологии

Раздел «Организация производства» (8час)

(7.09-26.10)

Структура современного производства (4 час.)

Урок 1. Сферы профессиональной деятельности.

Урок 2.  Организация производства. Виды предприятий и их объединений, формы руководства.

Урок 3. Разделение и специализация труда. Основные виды работ и профессий. 

Урок 4. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги.  Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Практические работы.

  1. Анализ региональной структуры производственной сферы.
  2. Анализ форм разделения труда в организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. 
  3. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.
  4. Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Варианты объектов труда

Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.

Урок 5. Нормирование труда. Методика установления и пересмотра норм.

    Урок 6. Оплата труда, формы.

Основные теоретические сведения

 Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Практические работы 

  1. Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения.
  2. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения, где применяются  различные формы оплаты труда.

Варианты объектов труда

Справочная литература, результаты опросов.

Урок 7. Менеджмент в деятельности организации.

Урок 8. Научная организация труда. Обеспечение качества производимых товаров и услуг.

 

Основные теоретические сведения

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Практические работы

  1. Электронные источники информации.
  2. Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

Варианты объектов труда

Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации.

Раздел «Технология проектирования и создания материальных

объектов или услуг» (12час)

(9.11 – 25.01)

Урок 1. Функционально - стоимостный анализ, цели, задачи.

 Урок 2. Основные этапы ФСА.

Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

1-2. Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Учебные проектные задания.

Урок 3. Основные закономерности развития искусственных систем.

Урок 4. Развитие техники, выдающиеся открытия.

Урок 5. Технические системы и направления технического прогресса.

Урок 6. Перспективы развития науки и техники.

Основные теоретические сведения

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Вы дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

 

Практические работы

  1. Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем.
  2. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования.
  3. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников.
  4. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.

Урок 7. Интеллектуальная собственность, виды.

Урок 8. Регистрация интеллектуальной собственности.

Урок 9.  Защита интеллектуальной собственности.

Урок 10. Рационализаторское предложение.

Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

1-2. Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий.

 Урок 11. Определение и выбор формы презентации.

Урок 12. Презентация результатов проектной деятельности

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Учебные задания.

Раздел «Профессиональное сомоопределение и карьера» (4  час)

(1.02-22.02)

Урок 1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования.  

Урок 2. Виды и формы получения профессионального образования.

Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы

  1. Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования.
  2. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

Варианты объектов труда

Источники информации о вакансиях рынка труда.

Урок 3. Планирование профессиональной карьеры.

Урок 4. Самопрезентация, резюме.

Основные теоретические сведения

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Практические работы

  1. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.
  2. Подготовка резюме и формы самопрезентации.

Варианты объектов труда

Резюме, план построения профессиональной карьеры.

ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, 10 часов

(1.03-23.05)

1 урок. Анализ идей проектирования. Выбор темы проекта.

2 урок. Обоснование выбора проекта.

3 урок. Исследование тематики.

4 урок. Планирование работы.

Исследование контекста и краткая формулировка задачи.

Дальней шее исследование и  анализ, поиск информации. Выработка идей, анализ и выбор оптимального варианта.

Планирование изготовления изделия.

Практические работы:

Определить свои  потребности.

- Написать четкую формулировку задачи.

- Отобрать и использовать подходящую информацию для своих дизайн-проектов.

-Выбрать критерии по отбору дизайн-предложений

- Оценивание свои предложения на основе выбранных критериев.

-Планирование технологии изготовления изделия.

Примерные темы

  1. Моя профессиональная карьера

  2. Нужды школы

5 урок. Изготовление изделия.

6 урок. Изготовление изделия. Оформление документации.

7 урок. Расчет себестоимости.

8 урок. Разработка рекламы.

Изготовление изделия. Оценка изделия. Расчет себестоимости изделия.

Практические работы:

Изготовление изделия.

- Составление технологических карт.

- Оценка изделия.

- Расчет себестоимости изделия

9урок. Оформление документации.

10 урок. Защита проекта.

Практические работы:

Защита проекта и реклама изделия.

Итоговая аттестация – защита проекта

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ

(базовый уровень)

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать:

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия; как использовать подходящую информацию для  дизайн-проектов; как определять критерии по выбору дизайн-предложений; технологию изготовления изделия; как производить расчет себестоимости изделия

Уметь:

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения. Написать четкую, краткую формулировку задачи проекта; отбирать подходящую информацию; оценивать свои предложения на основе выбранных критериев; разработать технологию изготовления изделия, технологическую карту; изготовить изделие; производить расчет себестоимости изделия; оценивать качество проектирования своего изделия.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности  при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...