Личная программа по декоративно-прикладному искусству
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Личная программа по декоративно-прикладному искусству в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sm66.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа внеурочной деятельности

секции «Умелые ручки»

(декоративно – прикладное направление.)

Составитель:

Челмодеева Евгения Валерьевна

Учитель технологии

МОУ СОШ №5 города Ржева

Введение

  Данная программа представляет собой вариант программы  организации внеурочной деятельности учащихся начальной ступени общего образования по декоративно-прикладному искусству.

Реализация программы происходит в течение всего учебного года, рассчитана на 66 часов и предполагает  как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочный занятий со школьниками (2 ч в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятие  крупными блоками – «интенсивами» (например, конкурсы, выставки, украшения кабинетов и рекреаций к различным праздникам работами учащихся начальной  школы и т.п.). В этих случаях возможно объединение группы учащихся с другими группами школы,  занимающимися по сходным программам, и проведение совместных занятий.

Программа состоит из шести относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начальной школы, и направлен на решение своих педагогических задач.      

Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства  подрастающего поколения обусловлена  необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре»  в условиях экспансии, т.е. расширения массовой культуры.

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии  человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народной основой областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образцов,  внимания к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась в плоть до наших дней. Но чтобы не потеряться в потоке информации, от человечества требуется постоянное эстетическое самоопределение. У отечественной педагогической теории и практики  эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый. Программа внеурочной деятельности школьников по декоративно-прикладному творчеству для начальной ступени  общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразнности, коллективности,  патриотической направленности, проектности.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников  должен основываться  на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных  процессов,  согласовываться с общими законами развития природы человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту,  а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.  

Принцип культуросообразности предполагает, что  художественное творчество  школьников  должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущим традициям тех или иных  регионов, не противоречащим общечеловеческим ценностям. В соответствии с принципом культуросообразности  перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры общества. Необходимо, чтобы  художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.

Принцип коллективности предполагает, что  художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях,  детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создать условия для позитивно направленных самопознаний, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования). Диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания,  признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений  (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике зымысел-реализация-рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, на то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, - главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.

Цель внеурочной программы декоративно-прикладного творчества учащихся – формирование у них в процессе создания и представления (презентации) изделий декоративно-прикладного искусства способности управления культурным пространством своего существования.

Тематическое планирование занятий в 1 классе

Тема раздела

Общее количество часов

Часы аудиторные

Часы внеаудиторные

Изделия, изготавливаемые на занятиях

1

Работа с природными материалами

4

4

1

1

3

3

Аппликация

Поделки

2

Работа с бумагой

4

4

6

10

1

1

2

2

3

3

4

8

Оригами

(складывание)

Аппликация

(бумажное вырезание)

Объёмная аппликация

Изделия из бумаги

3

Лепка

2

2

0,5

0,5

1,5

1,5

Аппликация на тарелке

Лепные миниатюры

4

Вышивание

8

2

6

Изготовление салфетки

5

Самоделки из текстильных материалов (ниток, пряжи, лент, ткани)

4

2

8

1

0,5

2

3

1,5

6

Закладки из тесьмы и лент

Объёмные изделия из пряжи (куклы)

Панно из лоскутков ткани

6

Мягкая игрушка

8

2

6

Игольница «мышка»

Итого            66                   16,5              49,5            

Содержание деятельности

Модуль 1. Работа с природными материалами (8 ч)

1.1 История аппликации. Материалы и инструменты для работы. Определение слова «аппликация». Аппликация предметная, сюжетная, декоративная. Выполнение аппликаций  из осенних листьев, а так же из косточек и ореховой скорлупы.

1.2 Техника изготовление игрушек из природного материала. Подготовка лесного материала (шишек, орехов, желудей). Изготовление поделок из лесного материала для украшения новогодних ёлок.

Модуль 2. Работа с бумагой (24 ч)

2.1 Бумага как универсальный материал, применяемый для различных целей. Виды бумаги и техника работы с ней. Оригами - искусство передачи предметов окружающего мира только посредством бумаги. Изготовление в технике оригами птицы, крокодила и лодочки-кораблика  

2.2 Определение аппликаций из бумаги. Материалы для изготовления аппликации из бумаги. Изготовление сюжетной аппликации «Зима»

2.3 Техника выполнения объёмной аппликации. Объёмная аппликация из бумаги «Натюрморт с розами». Аппликация из конфетных обёрток «Коврик».

2. 4 Роль комнатных цветов в оформлении интерьера дома.  Изготовление из бумаги горшочка с кактусом. Назначение праздников. Изготовление изделий из бумаги к праздникам: открытка – приглашение; снежинки и салфетки – к Новому году; цветы для Мамы – к празднику «8 марта»; пасхальные оконные картинки.

Модуль 3. Лепка ( 4ч )

3.1 Техника работы с пластилином. Изготовление аппликации на тарелке «Кот»

3.2 Техника моделирования «маленьких миров». Изготовление лепных миниатюр в спичечных коробках

Модуль 4. Вышивание (8ч)

4.1 Подготовка материала для салфетки.  Подготовка ткани и выполнение рисунка. Варианты узоров для вышивания салфетки. Вышивание на салфетке швом «вперёд иголка» и «тамбурным» швом. Отделка изделия

Модуль 5. Самоделки из текстильных материалов (ниток, прям, тесьмы, лент, ткани) (14ч)

5.1 Материал и приспособления для плетения. Способы плетения из волокнистых материалов. Изготовление закладок из тесьмы и лент плетением в четыре пряди.

5.2 Назначение изделий из ниток. Классификация ниток и техника работы при изготовлении объёмных изделий. Изготовление куклы из пряжи

5.3 Классификация тканей. Остатки драповых тканей – прекрасный материал для работы. Изготовление панно из лоскутов ткани «Букет».

Модуль 6. Мягкая игрушка ( 8 ч)

6.1 Искусство изготовления игрушек как один из древнейших и интереснейших видов народного творчества. Традиции швейной игрушки. История сувенира. Плоские и объёмные игрушки. Инструменты и материалы для изготовления мягкой игрушки: игольница «Мышка».  

   

 

Итоговые результаты.

Основные виды диагностики результата:

  1. Входной – проводится в начале обучения , определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребёнка (беседы, тесты);
  2. Текущий – провести на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
  3. Промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
  4. Итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка

В результате реализации программы детьми  должен быть достигнут определённый уровень овладения грамотой декоративно-прикладного искусства.  Воспитанники научаться работать  с материалами и инструментами,  знать специальную терминологию, иметь  представление о видах декоративно-прикладного творчества. Постепенно, благодарю формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвящённых народному творчеству обучающиеся получат представления о различных видах народного творчества, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.  

Социализация.

Изделия и поделки декоративно-прикладного творчества учащихся будут использоваться и как выставочные экспоненты к тематическим выставкам:

  1. «Осенний марафон» (выставка в классе и школе)
  2. «Христос рождается – Славите» (выставка к рождеству Христову в городском выставочном зале»
  3. «3 Марта» (выставка к Дню освобождения города Ржева)
  4. Итоговая выставка детского творчества учащихся (проходит каждый год в ДДТ)
  5. «День Победы» (к 9 Мая)
  6. «Аллея Мастеров» (ежегодная выставка к Дню Города, проходящая на Советской площади)

И как подарки и сувениры, сделанные своими руками к праздникам:

  1. «День учителя» (к 5 октября)
  2. «Новый год» и «Рождество»
  3. «23 Февраля»
  4. «8 Марта»
  5. «Пасха»
  6. «День рождения» и  т.д.

Работы ребят начальной школы, посещающих секцию «Умелые ручки», так же будут использоваться и как украшения кабинетов и рекреаций к различным праздникам.

Список Используемой литературы.

  1. Григорьев Д.В.

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010-223с- (стандарты второго поколения)

  1. Горичёва В.С., Филиппова Т.В.

Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок/ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров.-Ярославль: «Академия развития», «Академия, К*», 200-96с., ил. – (Серия: «Лучшие поделки»)

  1. Моя первая книга по рукоделию. -М.: Дрова, 1995-19с.: ил.
  2. Ращупкина С.Д.

Подарки из бумаги/ Ращупкина С.Ю.-М.: Эксмо, 2010.-64с.: ил.-(Азбука рукоделия)

  1. Перевертень Г.И.

Самоделки из текстильных материалов: Кн. Для учителя по внеклассной работе. –М.:Просвещение,1990.-160с.:ил.

  1. Уроки детского творчества.-М.:Внешсигма, 1992.-127с.:ил.
  2. Мягкая игрушка/Сост. Ю. Сидорович и Ю. Соколова- СПб.: Издательство «Литера», 1998.-112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Лотос" (декоративно-прикладное искусство)

Образовательная программа "Лотос" разработана для работы в условиях Центра детского творчества. Содержание программы рассчитано в основном для девочек 10-16 лет. Программой предусмотрено освоение разл...

Реализация авторской программы по декоративно-прикладному искусству "Добрых рук мастерство"

1. Реализуется в системе дополнительного образования детей в МБОУ «Полазненская датская школа искусств» с 2003 года;2. Образовательной программе присвоен статус «авторской» в 2007 году;3. Востребована...

Программа кружка декоративно- прикладного искусства

Кружок "Прикладное творчество" на 2 года обучения....

Программа кружка декоративно – прикладного искусства «Мастерицы»

Программа кружковой деятельности школьников “Мастерицы” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне р...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу по декоративно-прикладному искусству"

Знакомство с программой объединения "Сувенир". Занятие состоит из трех блоков: "соленое тесто", "Модульное оригами", "Квиллинг"....

СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству

Пояснительная записка.             Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эсте...

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для учащихся 1-2 классов

      Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность  и ориентирована на приобщение детей к работе с бумагой, ознакомлением с  ее свойствами, прост...