Учебная программа по предмету "Технология" для 9 неделимого класса
материал по технологии (9 класс) по теме

В программе представлены цели,содержание,общие стратегии обучения,воспитания и развития учащихся посредством уроков технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utverzhda1.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                               «Согласовано»

Директор МОУДПО МЦПКПР                                           __________________________

__________/О.С.Салтыкова/                                                 __________ /_______________/

«_____»______________2011г.                                                 «______»_____________2010г.

                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

ПРОГРАММА

учебного  предмета «Технология»

для учащихся 9 неделимого класса

                                                                                               

                                                                              Составители:

                                                   Ворсуляк  Татьяна Леонидовна,

                                                             учитель технологии МОУ СОШ №22;

                                         Ларина Раиса Николаевна,

                              учитель технологии

                                            МОУ «Детский Дом-школа»

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                 г. Орехово-Зуево, 2011 год


Пояснительная записка

        

      Учебная программа по предмету «Технология» для 9 неделимого класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она даёт представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

       Предмет «Технология» в 9 классе был отменен в 2010-2011 учебном году.  В 2011-2012 учебном году предмет «Технология» вновь введен в 9 классе (1 учебный час в неделю),                                согласно письму Министерства образования Московской области № 5911-06о/07 «О реализации базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2011-2012г.».

         Необходимость разработки программы для совместного обучения мальчиков и девочек вызвана существованием классов с наполняемостью менее 25 человек, в которых не может быть осуществлено деление на 2 группы. Программа для неделимых классов разработана и рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю).

Цели программы: формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Цели и задачи  курса:

Воспитательные:        

  1. формирование технологической, графической культуры и культуры труда, воспитание     трудолюбия;
  2.   формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
  3.   формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом

       экономических и экологических знаний и социальных последствий;

  1.   формирование творческого отношения к преобразованию окружающей

      действительности.

Образовательные:

  1.  приобретение графических умений и навыков;
  2. знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, сервиса и производства, а также освоение этих технологий;
  3.   знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, выполнения проектов;
  4.   профессиональное самоопределение учащихся.

Развивающие:

   

  1.   развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения;
  2.   развитие способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов и услуг;
  3.   развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

      При изучении курса 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую.

      Содержание учебной программы предусматривает изучение материала по направлениям:

• культура и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов   учащимися;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

       В программу  включены разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных, поделочных и конструкционных материалов», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы», «Черчение и графика», что объясняется особенностями материально-технической базы и педагогических кадров в образовательном учреждении. При выборе объектов труда учитывались психофизиологические и личностные особенности учащихся.

      В целях повышения мотивации обучения мальчиков в программу включены подразделы: «Технология создания изделий из пластмассы», «Введение в предпринимательскую деятельность», «Прикладная графика».

       Программа решает задачи повышения качества образования:

 -     введены элементы информационных технологий (ИКТ);

- обеспечено соответствие учебно-методического, дидактического комплектов и   материально-технической базы ОУ;

 -     обеспечены условия для развития детей с повышенной мотивацией к обучению.

    Программа содержит следующие структурные элементы: «Пояснительная записка», «Требования к уровню подготовки учащихся», «Учебный план», «Основное содержание» (с примерным распределением учебных часов по разделам курса) и «Учебно-тематический план». Включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.

      Одним из разделов программы является «Кулинария», который предусматривает обучение учащихся навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами — варкой и жарением, а также ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из мяса и субпродуктов, правилами сервировки стола, оформлению и подачи готовых блюд. Должное внимание уделяется выработке у обучающихся навыков соблюдения правил санитарии и гигиены, безопасных приёмов труда.

      Раздел «Создание изделий из текстильных, поделочных и конструкционных материалов»  знакомит учащихся с основными технологическими понятиями, традиционными  технологиями обработки различных материалов.

Задачам трудового и эстетического воспитания обучающихся посвящён подраздел «Рукоделие. Декоративно-прикладное творчество». Содержание подраздела предусматривает ознакомление не только с народными художественными промыслами, но и с основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки материалов. Основная цель данного подраздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.

      Подраздел «Технология создания изделий из пластмассы» знакомит учащихся с основными свойствами, областью применения и возможностями утилизации пластмасс и термопласта, дает возможность учащимся изготавливать из пластмассовых отходов изделия декоративно-прикладного назначения.

Эти знания, прежде всего, создают возможность для выражения личностных качеств учащихся, развивают пространственное воображение, что необходимо в любых видах деятельности. Объекты труда, по обеспечению материалами, инструментами, по приемам исполнения, одинаково доступны и интересны для мальчиков и девочек.

       Раздел «Технология ведения дома» дает возможность обучающимся познакомиться с ролью предпринимательства в системе рыночной экономики, основами предпринимательской деятельности, с формами оплаты труда, со структурой бизнес-плана.

       Раздел «Электротехнические работы»  знакомит учащихся с направлениями развития электротехники и электроники, с простыми электронными устройствами, их назначением и принципом работы.

       При изучении раздела «Черчение и графика», полученные умения и навыки способствуют развитию образного мышления и пространственных представлений, которые имеют большое значение в практической деятельности человека. Обучающиеся знакомятся с основными технологическими понятиями: эскиз, технический рисунок, схема, чертеж, масштаб, изучают виды графической документации, правила оформления и выполнения чертежей.

      Основными методами обучения являются беседа, деловая игра, практическая работа. Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется в форме тестирования, практических и творческих работ. Различные виды деятельности позволяют расширить политехнический кругозор учащихся, раскрыть индивидуальные способности, способствуют осознанному выбору профессии, формируют экологическое мировоззрение.

              Требования к уровню подготовки учащихся

 

      Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.

       

В результате изучения технологии ученик, независимо от изучаемого раздела, должен:

      знать/понимать

  1. основные технологические понятия;
  2. назначение и технологические свойства материалов;
  3. назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  4.  виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
  5.  влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  6. профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь

  1. рационально организовать рабочее место;
  2.  находить необходимую информацию в различных источниках;
  3.  применять конструкторскую и технологическую документацию;
  4.  составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
  5.  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  6.  выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  7.  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
  8.  осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
  9.  находить и устранять допущенные дефекты;
  10.  проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  11.  планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
  12.  распределять работу при коллективной деятельности;

           

      использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для

  1. получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  2.  организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  3.  изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
  4.  создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
  5.  контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
  6.  обеспечения безопасности труда;
  7.  оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги;
  8.  построения планов профессионального образования и трудоустройства.

                 Требования по разделам технологической подготовки

В результате изучения раздела  «КУЛИНАРИЯ» ученик должен         

       знать: 

  1. смысл технологических понятий: кулинария, пищевые продукты, пищевая ценность продукта, рацион питания;
  2.  технологическую последовательность приготовления блюд;
  3.  влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
  4. значение и место в питании человека блюд из мяса, субпродуктов;
  5.  санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, обработке пищевых продуктов;
  6. условия первичной обработки мяса, субпродук тов;
  7. сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы;
  8. виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;
  9.  профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов;

      уметь:

  1. выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
  2.  определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
  3.  выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
  4.  соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;
  5.  оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. инструменты, приспособления, оборудование для приготовления и повышения качества обработки пищевых продуктов, сокращения временных и энергетических затрат при их обработке;
  2. выполнять правила этикета за столом;
  3. приготавливать блюда по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни;
  4. сервировать стол, оформлять приготовленные блюда;

     

В результате изучения раздела «СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ, ПОДЕЛОЧНЫХ И КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»  ученик должен

      знать:

  1. смысл технологических понятий: текстильные и поделочные материалы, рукоделие, конструкционные и поделочные материалы, изделие, деталь, резание, пластическое формование, литье, термическая обработка, утилизация, отрасль производства;
  2. назначение и свойства основных видов конструкционных и поделочных материалов;
  3. назначение и устройство применяемых ручных инструментов, станков и оборудования;
  4.  технологии изготовления деталей из различных материалов;
  5. виды декоративной отделки изделий;
  6.  традиционные виды ремесел, народных промыслов;
  7. роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном оформлении произведений декоративно-прикладного искусства;
  8. виды и свойства тканей, цветовую гармонию.
  9.  влияние различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека;
  10. методы защиты материалов от воздействия окружающей среды;
  11.  профессии и специальности, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов, созданием изделий из них;

      уметь:              

  1. проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов;
  2. выполнять простейшие работы с использованием элементов аппликации;
  3. подготавливать  ткань к раскрою;
  4.  выполнять раскрой ткани;
  5. выполнять правила безопасного труда;
  6. рационально организовывать рабочее место;
  7. находить необходимую информацию в справочной литературе и технологической документации;
  8. составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
  9.  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  10. выполнять разметку деталей на основе технологической документации;
  11. изготовлять детали и изделия из различных материалов с использованием ручных инструментов;
  12. осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
  13.  осуществлять монтаж изделия;
  14. проводить разработку изделия с использованием конструкционных, поделочных материалов;  

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. ручные инструменты для швейных и декоративно-прикладных работ;
  2.  оборудование и приспособления для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов;
  3. различные виды художественной отделки изделий;
  4. различные источники информации для получения технико-технологических        сведений;
  5. конструкционные и поделочные материалы для изготовления  изделий;
  6. ручные инструменты, станки и оборудование для обработки конструкционных и поделочных материалов;
  7. мерительные, контрольные и разметочные инструменты; рациональные приемы труда;
  8. средства обеспечения безопасности труда;

     

 В результате изучения раздела «ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА» ученик должен

      знать: 

  1. систему оплаты труда;
  2. себестоимость товаров и услуг, ценообразование;
  3.  виды налогов;
  4.  менеджмент и маркетинг в деятельности предприятия.

                уметь:         

  1. пользоваться каталогами товаров и услуг, справочниками по налогообложению, трудовому и хозяйственному законодательству;
  2. составлять бизнес-план.

                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. анализа потребительских товаров и услуг, коньюнктуры рынка;
  2.  выбора объекта предпринимательской деятельности;
  3. составления бизнес-плана.

     

 В результате изучения  раздела «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ» ученик должен

      знать:

  1. смысл технологических понятий: электрическая цепь, электрическая схема, электроизмерительный прибор, электробезопасность;
  2. основные виды электронных и измерительных приборов;
  3. роль полупроводниковых приборов в жизни человека;
  4. правила безопасной эксплуатации электронных приборов;
  5. влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
  6. профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств;  

      уметь:        

  1. объяснять работу простых электронных устройств по их принципиальным или функциональным схемам;
  2. применять инструменты и приспособления для проверки исправности электроприборов;
  3. проектировать изделия с использованием электротехнических устройств;
  4. применять средства индивидуальной защиты и выполнять правила безопасного труда.

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни:

  1. эксплуатировать  электротехнические и электробытовые приборы в соответствии с инструкцией;
  2. осуществлять сборку электрических цепей простых электротехнических устройств по их схемам;
  3. соблюдать требования электробезопасности;

     

 В результате изучения  раздела «ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА» ученик должен

      знать:

  1. технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.

                уметь:

  1.  выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
  2.  выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием компьютера;
  3.  составлять учебные технологические карты;
  4. соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

               использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни для:

  1. выполнения графических работ  с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники;
  2.  чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

Ожидаемые результаты обучения по данной  программе:

- формирование познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;

-   формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

          -     овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

-   овладение навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства;

          -   умение учащихся ориентироваться в мире профессий;

          - оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;

          -   составлять жизненные и профессиональные планы;

        

                                                           

                                                           Учебный план

Наименование разделов,

подразделов

Количество учебных часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.КУЛИНАРИЯ

4

1 ⅓

2 ⅔

Физиология питания

1

       

         ⅓

Технология приготовления пищи.

3

1  

2

2.СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ  

5

1 ⅔

3 ⅓

Технология создания изделий из пластмассы        

2

       ⅔

1 ⅓

Рукоделие. Декоративно-прикладное творчество

         3

1

2

3.ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

Введение в предпринимательскую деятельность

       4

1 ⅓

2 ⅔

4.ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Простые электронные устройства

       3

1

2

5.ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА

19

      6⅓        

     12 ⅔

Техника выполнения чертежей и  правила их оформления

3

1

2

Геометрические построения

2

       ⅔

1 ⅓

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

5

1 ⅔

3 ⅓

Сечения и разрезы

2

       ⅔

1 ⅓

Сборочные чертежи

5

1 ⅔

3 ⅓

Прикладная графика

2

       ⅔

1 ⅓

ИТОГО:

35

11 ⅔

23⅓

9 класс

1.Кулинария ( 4 ч )

1.1.Вводное занятие. Физиология питания ( 1 ч )

Основные теоретические сведения. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Знакомство с программой.

Практическая работа: практический инструктаж, оказание первой медицинской помощи.

Варианты объектов труда:  рабочая тетрадь, таблицы.

1.2.ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ  ( 3 ч )                                                                                                                        

Блюда из мяса и субпродуктов. Готовим на скорую руку ( 1 ч )

Основные теоретические сведения. Значение и место блюд из мяса и субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов, способы определения качества мяса. Особенности кулинарного использования субпродуктов. Санитарные условия первичной обработки мяса, субпродуктов. Составление меню обеда. Правила безопасной работы.

Практическая работа: составление меню, расчет количества и стоимости продуктов.

Варианты объектов труда:   рабочая тетрадь, образцы меню, таблицы, справочная литература.

Блюда из отварного мяса ( 1 ч )        

Основные теоретические сведения. Виды закусок из мяса, субпродуктов. Способы тепловой  обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Время варки и жаренья, способы определения готовности. Технология приготовления, условия хранения, оформление готовых блюд. Рецептура приготовления салатов. Правила безопасной работы. 

Практическая работа:  приготовление  салата из отварного мяса, колбасы, субпродуктов (по выбору учащихся).

 Варианты объектов труда:  продукты для салата, кухонный инвентарь, инструкционные карты.

        

Блюда из жареного мяса ( 1 ч )        

Основные теоретические сведения. Виды блюд из жареного мяса, полуфабрикаты из мяса. Время жаренья и способы определения готовности блюда.  Условия и сроки хранения полуфабрикатов из  мяса и котлетной массы.  Оформление готового блюда. Требования к качеству приготовления блюд. Рецептура блюд из мяса и полуфабрикатов. Правила безопасной работы.

Практическая работа:   приготовление блюд из мяса, рубленой массы и субпродуктов (котлеты, биточки, шницель рубленый, бефстроганов  - по выбору учащихся).

Варианты объектов труда:  мясо, полуфабрикат (фарш); инструкционные карты, рабочая тетрадь, кухонный инвентарь.

2.Создание изделий из текстильных, поделочных и конструкционных материалов (5 ч)

2.1.Технология создания изделий из пластмассы ( 2 ч )

Получение и применение пластмассы ( 1 ч )        

Основные теоретические сведения. История появления пластмасс, их виды. Способы получения и применения пластмассы. Сферы утилизации.

Практическая работа: разработка вариантов утилизации пластмассовых предметов ( в эскизах).

Варианты объектов труда:   рабочая тетрадь, изделия из пластмассы.

Вторичное использование термопласта ( 1 ч )

Основные теоретические сведения: Материалы, инструменты и приспособления для изготовления изделий из пластмассы. Приемы и способы изготовления изделий из пластмассовых отходов. Правила безопасной работы.

Практическая работа: изготовление вторичных изделий из пластмассовых отходов.        

 Варианты объектов труда: пластмассовые изделия (отходы), инструкционные карты

2.2. Рукоделие. Декоративно-прикладное творчество ( 3 ч ) 

Аппликация  ( 3 ч )

Основные теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Эстетические и эргономические требования к изделию. Взаимосвязь практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением; понимание необходимости декоративной переработки изображаемых в аппликации предметов и образов реального мира. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды аппликации, поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения аппликации. Приемы выполнения клеевой аппликации. Правила безопасной работы.

Практическая работа №1:  Выполнение аппликаций из различных материалов. Зарисовка аппликаций из журналов мод.

Практическая работа №2:Изготовление  лекал. Подготовка материалов к работе.

Выполнение аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на  сетке, на канве. Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и не осыпающихся тканей.

Практическая работа № 3:Изготовление изделия по выбору учащихся. Художественное оформление швейного изделия.

Варианты объектов труда:  эскиз художественного оформления швейного изделия, журналы, таблицы, инструкционные карты, схемы, рисунки, образцы изделий.

3.Технология ведения дома ( 4 ч )

Введение в предпринимательскую деятельность ( 4 ч )

3.1. Экономические отношения в процессе производства и потребления( 1 ч )

Основные теоретические сведения.  Экономика и  ее основные участники. Культура экономических отношений в процессе производства и потребления. Производительность и оплата труда.  

Практическая работа: выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения.

Варианты объектов труда: Каталоги товаров и услуг, справочник, таблицы.

3.2. Ценообразование. Себестоимость товаров и услуг ( 1 ч )

Основные теоретические сведения.   Себестоимость товаров и услуг, потребности местного населения в потребительских товарах и конъюнктура рынка.

Практическая работа: анализ регионального потребительского рынка.

Варианты объектов труда: Каталоги товаров и услуг, справочники.

3.3. Виды налогов ( 1 ч )

Основные теоретические сведения.  Виды налогов. Справочники налогообложения, их анализ.

Практическая работа: анализ справочника налогообложения.        

Варианты объектов труда: справочники по налогообложению, трудовому и хозяйственному законодательству.

3.4. Маркетинг и менеджмент в  предпринимательской деятельности ( 1 ч )

Основные теоретические сведения. Предпринимательство. Бизнес. Виды бизнеса. Маркетинг и менеджмент в деятельности предпринимателя.  Бизнес-план. Экономическая  деятельность подростка. Молодежная экономика  в современном обществе.

Практическая работа: составление бизнес-плана.

Варианты объектов труда: справочники по маркетингу и менеджемента, бизнес-план, трудовой договор (образец), Трудовой кодекс РФ. 

4.Электротехнические работы ( 3 ч )

Простые электронные устройства ( 3 ч )

4.1. Полупроводниковые диоды, их виды ( 1 ч )

Основные теоретические сведения. Качественная характеристика полупроводниковых приборов, их виды, область применения, условные обозначения на схемах. Элементы электронных схем, их назначение и условные обозначения. 

Практическая работа: чтение простых электронных схем, проверка омметром исправности полупроводниковых диодов и транзисторов.

Варианты объектов труда: схемы, полупроводниковые  диоды, транзисторы,  источник питания,  электролампочки, провода соединительные, демонстрационный стенд, электроизмерительный прибор – тестер, информационные плакаты.

4.2. Простые электронные устройства с использованием электронных компонентов (1ч )

Основные теоретические сведения.  Простые электронные устройства с использованием электронных компонентов (выпрямитель, стабилизатор напряжения, мультивибратор, однокаскадный усилитель). Перспективные направления развития электротехники и электроники.

Практическая работа: сборка по схеме простого электронного устройства из деталей конструктора.

Варианты объектов труда: схемы, таблицы, детали конструктора.

4.3. Электромагнитное излучение и окружающая среда (1 ч )

Основные теоретические сведения. Влияние электромагнитного излучения на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией, обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практическая работа: анализ профессий регионального рынка труда.

Варианты объектов труда: каталоги, справочная литература.

5. Черчение и графика (19  ч)        

5.1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления ( 3 ч )

Основные теоретические сведения. Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема. Диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Организация рабочего места чертежника. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.

Практическая работа № 1: знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ), с видами графической документации.

Практическая работа №2: организация рабочего места, подготовка чертежных инструментов.

Практическая работа № 3: оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа.

Варианты объектов труда: Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа, чертежные инструменты.

        

5.2.Геометрические построения ( 2 ч )

Основные теоретические сведения. Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.

Практическая работа №1: построение параллельных и перпендикулярных прямых, деление отрезка и окружности на равные части.

Практическая работа №2: построение и деление углов. Построение овала.

Варианты объектов труда: Изображения различных вариантов геометрических построений,

чертежные инструменты.

5.3. Чтение и выполнение чертежей, эскизов, схем ( 5 ч )

Основные теоретические сведения. Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения. Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

Практическая работа №1: чтение чертежа (эскиза) детали и его описание.

Практическая работа №2: выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольного проецирования

Практическая работа №3: выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах параллельного проецирования

Практическая работа №4: выполнение эскиза детали с натуры.

Практическая работа №5: чтение простой электрической и кинематической схемы.

Варианты объектов труда: Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы, чертежные инструменты.

5.4. Сечения и разрезы ( 2 ч )

Основные теоретические сведения. Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.

Практическая работа №1: вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами.

Практическая работа №2: выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.

Варианты объектов труда: Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами, чертежные инструменты.

5.5. Сборочные чертежи ( 5 ч )

Основные теоретические сведения. Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.

Практическая работа №1: чтение сборочного чертежа.

Практическая работа №2: выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей.

Практическая работа №3: штриховка сечений смежных деталей.

Практическая работа №4: выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей.

Практическая работа №5: выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.

Варианты объектов труда: Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц. Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей, чертежные инструменты.

5.6. Прикладная графика ( 2 ч )

Основные теоретические сведения. Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ПЭВМ для выполнения графических работ.

Практическая работа №1: разработка эскиза товарного знака

Практическая работа №2: выполнение графических работ с помощью компьютера.

Варианты объектов труда: Образцы графической информации. Графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки, компьютер.

        

Учебно-тематический план

9   класс

№№

п/п

Разделы, подразделы,  темы

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.КУЛИНАРИЯ

   4

1 ⅓

2 ⅔

1.1.Вводное занятие. Физиология питания

    1        

1.2 Технология приготовления пищи

    3

1  

2

1

Блюда из мяса и субпродуктов

    1

2

Блюда из отварного мяса

    1

3

Блюда из жареного мяса

    1

2.СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ, ПОДЕЛОЧНЫХ И КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ  

  5        

1 ⅔

3 ⅓

2.1. Технология создания изделий из пластмассы

    2

       ⅔

1 ⅓

1

Получение и применение пластмассы

   1

2

Вторичное использование термопласта

   1

 2.1Рукоделие. Декоративно-прикладное творчество                                                                                                           

   3

1

2

1

Виды аппликации.

   1

2

Материалы и инструменты

   1

3

Приемы выполнения аппликации

   1

3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

Введение в предпринимательскую деятельность

   4

1 ⅓

2 ⅔

3.1. Экономические отношения в процессе производства и потребления

   1

3.2. Ценообразование. Себестоимость товаров и услуг

   1

3.3. Виды налогов

   1

3.4. Маркетинг и менеджмент в  предпринимательской деятельности

   1

4. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Простые электронные устройства

  3

1

2

4.1. Полупроводниковые диоды, их виды

   1

4.2. Простые электронные устройства с использованием электронных компонентов

   1

4.3. Электромагнитное излучение и окружающая среда

   1

5. Черчение и графика (19  ч )

  19

6

12

5.1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления

   3

1

2

1

Виды  графических изображений

   1

2

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности.

   1

3

Правила оформления чертежей.

   1

5.2.Геометрические построения

   2

       ⅔

1 ⅓

1

Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

   1        

2

Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

   1

5.3. Чтение и выполнение чертежей, эскизов, схем

   5

1 ⅔

3 ⅓

1

Образование поверхностей предметов поверхностей простых геометрических тел.  Развертки. Формообразование.

   1

2

Метод проецирования.

Центральное прямоугольное проецирование.

   1

3

Параллельное проецирование и аксонометрические проекции.

   1

4

Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.

   1        

5

Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

   1

5.4. Сечения и разрезы

   2

       ⅔

1 ⅓

1

Наложенные и вынесенные сечения.

   1        

2

Разрезы в аксонометрических проекциях.

   1

5.5. Сборочные чертежи

   5

1 ⅔

3 ⅓

1

Сборочные чертежи изделий. Понятие об унификации и типовых деталях

   1

2

Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей.

   1        

3

Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей.  

   1

4

Спецификация деталей сборочного чертежа.

   1        

5

Деталировка сборочных чертежей.

   1

5.6. Прикладная графика

   2

       ⅔

1 ⅓

1

Графическое представление информации. Товарный знак, логотип.

   1        

2

Композиционное и световое  решение. ПЭВМ для решения графических работ

   1

ИТОГО:

   35

     11⅔

23⅓

                               Список литературы:

         Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2010. ( Стандарты второго поколения)

          Сборник нормативных документов. Технология. Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007.

1.    Н.В. Синицина, О.В. Табурчак, О.А Кожина, В.Д. Симоненко  Технология. 9класс:         Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вента-Граф, 2009;

2.     П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.В. Синицина   Технология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. В.Н. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2010;

3.       Е.Н. Перова  Уроки по курсу «Технология»: 5-9 кл. (девочки) – М.: 5 за знания, 2007.

4.       Технология. 9 класс (девушки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.

5.       Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2003.

6.       Чернякова  В. Н.   .Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9 класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

7.      Е.И. Осипова «Ткачество. Новгородские традиции»,  изд.  Художественная                    школа,  2010.

8.        Технология: 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.-сост. А.Н. Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2009.

9.       А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский  Черчение, АСТ Изд-во, 2011.

10.     А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.И. Вышнепольский   Методическое пособие по черчению:  к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепоольского «Черчение», АСТ Изд-во, 2011.

11.     Г. Ерохина   Универсальные поурочные разработки по черчению: 9-й класс, изд. ВАКО, 2011г.

12.     В. Степакова Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений,  Просвещение, 2008.

13.     А.А.Павлова   Черчение и графика 8-9кл, изд. «Мнемозина», 2011.

14.      С.В. Титов   Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях – Волгоград: Учитель, 2007.

15.      Н.А.Гордеенко,  В.В Степакова  Черчение 9 кл., АСТ Изд-во, 1999.

16.      В.А. Абчук  Курс предпринимательства  Спб: Альфа, 2001.

17.      В.Н.Наумов  Организация предпринимательства: Учебное пособие,1 изд.,  2010.

18.      И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич   Начала экономики; Учебно-методическое пособие для преподавателя, Вита-Пресс, 2008.

19.      Н.Заиченко   Опорный конспект школьника по экономике: 7-8 классы: К учебнику И.В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»: Пособие для учителя, Вита-Пресс, 2006.

20.     Авт.-сост. Г. А. Сафронова  Экономика: 7-8 классы: поурочные планы по учебнику И. В. Липсица. – Волгоград, Учитель, 2007.

                                                 Методические рекомендации

           Каждое занятие  в 9 классе состоит из 1-го урока.

 Содержание  программы состоит из теоретической части  и выполнения практических заданий. Практическая часть должна являться естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Теоретические занятия проходят по следующей схеме: организационный момент, актуализация пройденного материала, изложение задач занятия, объяснение новой темы в форме рассказа с использованием иллюстрационных и демонстрационных средств. Практическая часть занятия включает в себя повторение правил охраны труда, выполнение практической работы и анализ выполнения работы самими учащимися. Окончательную оценку дает учитель.

Объяснение теоретического материала и практических заданий следует сопровождать демонстрацией различного рода наглядных материалов (готовых образцов изделий, графических работ, иллюстраций из журналов). Демонстрация образцов изделий дополняет знания, полученные учащимися в ходе теоретической части занятия. При этом не ставится задача точного повторения образца. Главным является стремление вызвать у ученика желание творить самому, проявлять фантазию, раскрывать свои творческие способности, изменять, совершенствовать.

    При проведении вводного занятия главное внимание уделяется организационным вопросам, а также правилам техники безопасности при работе с бытовым электроприборами,  с колюще-режущими инструментами, с ручными инструментами по обработке пластмассовых отходов.

            Особое внимание на каждом занятии следует уделять повторению правил охраны труда. Для предупреждения усталости и поддержания высокого уровня активности и работоспособности учащихся на уроке, необходимо включать в процесс занятия  физкультпаузы.

Наиболее эффективной формой организации труда является коллективное выполнение работ, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить большую работу. Групповая форма организации труда способствует сплочению коллектива, повышает ответственность учащихся, позволяет ускорить работу и улучшить её качество.

Воспитательное значение имеет подведение итогов работы, её анализ и оценка. Формой подведения итогов работы является защита творческих работ учащихся.

              Кабинет технологии должен быть удобным для занятий, хорошо освещённым, иметь кулинарную зону, столы для выполнения практических работ, необходимые инструменты и приспособления для обработки материалов, магнитную доску, компьютер. Для его оформления используются лучшие образцы одежды, выполненные учителем и учащимися, изделия народных промыслов и ремёсел, планшеты с рисунками русского народного костюма с элементами аппликации.

      При успешном прохождении программы учащиеся  должны: овладеть навыками трудовой культуры, графической грамотности, умениями планировать свой труд; научиться работать с инструментами и материалами, самостоятельно сделать законченную и художественно оформленную работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Программа по технологии неделимый класс (7 класс)

Рабочая программа по технологии составлена для классов наполняемостью меньше 25 обучающихся....

Программа для 5 неделимого класса ФГОС

Программа для 5 неделимого класса  ФГОС...

Программа для 6 неделимого класса ФГОС

Программа для 6 неделимого класса  ФГОС...

Программа для 7 неделимого класса ФГОС

Программа для 7 неделимого класса  ФГОС...

Программа для 8 неделимого класса ФГОС

Программа для 8 неделимого класса  ФГОС...