Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела «Интерьер жилого дома»
методическая разработка по технологии по теме

Сергеева Ирина Николаевна

Творческая работа. 

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Кушнурская средняя общеобразовательная школа

Творческая работа:

Проектная деятельность

на уроках технологии

при изучении раздела

«Интерьер жилого дома»

                                                                                    Выполнила:

                                                                                                  учитель технологии

                                                                                           Сергеева Ирина

                                                                                    Николаевна

2010 год

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии

1.1 Сущность понятия проектной деятельности

1.2 Характеристика проектной деятельности

1.3 Использование проектной деятельности в технологии

2. Разработка   уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Интерьер жилого дома»

2.1 Роль и место раздела «Интерьер жилого дома» в образовательной области «Технология»

2.2 Разработка план – конспектов уроков раздела «Интерьер жилого дома»

2.3 Методические рекомендации

Заключение

Литература


Введение

Актуальность. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.

Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования

Объектом исследования является процесс обучения технологии.

Предмет исследования – метод творческих проектов.

Цель   работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Интерьер жилого дома».

Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.

Задачи   работы следующие:

  1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
  2. Разработать методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».
  3. Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
  4. Разработать конспекты уроков    технологии при изучении раздела «Интерьер жилого дома».

Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.

 


1. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии

1.1 Сущность понятия проектной деятельности

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.  

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские; творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные.

Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становиться интегрированным компонентом современной системы образования.

1.2 Характеристика проектной деятельности

При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения. Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив. Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования.

Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель по началу должна носить скрытый характер, порождать проблему. Проблематизация  является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом.

Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап работы – целеполагание. На   этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится  в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляются, что может несколько снизить мотив к деятельности.

Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла.  Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников.

По завершению работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить,  какие изменения произошли  в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы.

 Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.  Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так,  формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и способов работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии

Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как «расширяющуюся воронку», в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.

Программой новой образовательной области «Технология» предусмотрено выполнение учащимися II–XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области «Технология», которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Цели проектирования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решении не детерминированных, а вероятностно-статистических задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и у каждого учащегося:

  1. информационной обеспеченности;
  2. функциональной грамотности;
  3. технологической умелости;
  4. интеллектуальной подготовленности задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
  5. волевой подготовленности на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.

Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие – с мыслью, культуру гуманитарную – с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и обще-трудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения. К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

  1. понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
  2. планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы…»;
  3. планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
  4. выполнения обобщенного алгоритма проектирования;
  5. внесение коррективов в ранее принятые решения;
  6. конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи;
  7. выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
  8. самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
  9. составления схемы необходимых расчетов, представления их в вербальной форме;
  10. оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
  11. оценивания проектов, выполненных другими;
  12. понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;
  13. конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;
  14. расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию», которым является готовое изделие, появившиеся на рынке.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект – это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течение года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте.

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного, творческого коллектива.

Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

1. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

2. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.

3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.

5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена для формирования для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

  1. объект должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;
  2. будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
  3. необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;
  4. не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий никто предложить на рынок не может.

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества, необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.

Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т.д.

Перечень примерных тем творческих проектов учащихся:

Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены, декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения.

Из различных природных материалов: панно, поделки из соломки, украшения из листьев, коры, ракушек, кожи и т.д.

Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы.

Из металла – украшения с применением различных технологий.

Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.

2. Разработка   уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Интерьер жилого дома»

2.1 Роль и место раздела «Интерьер жилого дома» в образовательной области «Технология»

Одним из новых направлений в программе “Технология”, призванном в органическом единстве решать задачи трудового и эстетического воспитания школьников, является изучение раздела “Интерьер жилого дома”.

Изучение курса “Интерьер жилого дома” предполагает следующие цели:

  1. знакомство учащихся с понятием интерьера и его основными качествами, с композицией и зонированием, историческими стилями в архитектуре и искусстве;
  1. формирование у учащихся эстетического начала при создании интерьера жилого дома;
  2. развитие у школьников художественного вкуса и фантазии, творческой активности;
  3. развитие навыков обучения школьников прикладным умениям по созданию комфорта в доме.

           Все занятия носят разноплановый характер, включают в себя как теоретическую, так и практическую части.

          Основной формой организации учебной деятельности является классно – урочная работа, основанная на следующих педагогических принципах:

  1. личностно-ориентированного подхода (признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  2. природосообразности (учитывается возраст, интеллектуальная подготовка для разного уровня сложности заданий);
  3. культуросообразности (ориентирование на общечеловеческие ценности);
  4. свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации, ответственности и сотрудничества;
  5. сознательного усвоения обучающимися учебного материала.
  6. связи обучения с жизнью;

           Занятия состоят из уроков с объяснением нового материала,  практических занятий и защит творческих проектов. Во время занятий осуществляются межпредметные связи с историей, информатикой, черчением, математикой.

Ожидаемые результаты.

          Учащиеся за курс обучения должны:

– овладеть приёмами оформления жилого помещения;

– научиться создавать законченные, индивидуальные проекты помещений;

– научиться проектировать жилые помещения, используя множество различных стилей и своих собственных идей;

–– знать основные элементы дизайна, композиции и оформления помещений.

2.2 Разработка план – конспектов уроков раздела «Интерьер жилого дома»

УРОК: 1

Тема урока:    История дизайна. Симметрия. Асимметрия.

Цели урока:

  1. организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий симметрии, асимметрии;

- создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте.

Опорные понятия:  

  1. симметрия;
  2. асимметрия;
  3. дизайн.

Ход урока:

I  Организационная часть. /3 мин/

  1. Контроль посещаемости.
  2. Проверка готовности к уроку.
  1. Изложение нового материала. /20 мин/

На протяжении всей истории развития культуры человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивыми все необходимые ему вещи – одежду, жилище, посуду, орудия производства.

Любое промышленное изделие имеет свою историю, для него характерна определенная эволюция внешней формы, и мы можем проследить, какие факторы и как именно влияли на изменение формы, конструкцию и другие свойства той или иной вещи.

У разных изделий эволюция формы протекает по-разному. У одних за короткий срок форма претерпевает большие изменения, у других очень долгое время почти не изменяется.

Изделия, функция которых веками остается неизменной, почти не изменяют свою форму. Это, прежде всего, относится к предметам быта.

В 50-е годы XIX века в Англии зародилось первое крупное движение европейской художественной промышленности, возглавляемое Уильямом Моррисом (1834 – 1896), теоретически и практически разрабатывавшим эстетику промышленной вещи. Главная задача этой школы конструирования состояла в том, чтобы удобные и красивые предметы, которыми пользовалась социальная верхушка буржуазного общества, сделать доступными широким массам и тем самым воспитывать хорошие вкусы.

Моррисом и его единомышленниками владело желание внести элемент красоты в жизнь приниженного, обезличенного промышленным однообразием человека. Однако главная цель достигнута Моррисом не была. Вместо того чтобы создавать массовое искусство, мастерские производили дорогие предметы обихода для богатых. Наиболее ценным в деятельности мастерских Морриса было утверждение общественной важности прикладного искусства для массового производства.

В начале XX века деятельность художников – мастеров прикладного искусства ограничивалась предметами мебели, утвари и внутреннего убранства. Основным художественным стилем того времени был модерн. Одной из характерных его черт была эклектичность – смешение различных мотивов: Ренессанса, готики, искусства Древнего Египта, мусульманского Востока, Японии, Византии и др.

Определяющую роль в формировании идейно-эстетических принципов художественного конструирования в нашей стране сыграли решения партии и правительства 1955 –1957 годов о перестройке проектирования и строительства, борьбе с излишествами в архитектуре и оборудовании общественных зданий, организации массового выпуска мебельных и других изделий на высокоиндустриальной основе.

В настоящее время, создавая новую вещь, художник – конструктор старается придать ей форму, наиболее соответствующую ее функциям и значению. При этом она должна не только хорошо исполнять свою функцию, но и органически – формой, цветом, материалом – вписываться в окружающую среду.

Симметрия.

 «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?»

                                                                              (Л.Н. Толстой «Отрочество»)

  1. Почему в природе царит симметрия?
  2. Почему симметрично все живое – от микроорганизмов до человека?
  3. Почему симметричное часто ассоциируется с прекрасным?

Господство симметрии в природе, прежде всего, объясняется силой тяготения действующей во вселенной.

Если бы единообразие фигур, частей или линий было действительно главной причиной красоты, то чем правильнее они бы выглядели, тем больше удовольствия бы доставляли бы глазу. Однако это далеко не соответствует истине, и после того, как наше сознание однажды убедилось в том, что части могут соответственно стоять, двигаться, погружаться, плавать, летать и т.п. без потери равновесия, то глазу приятно увидеть, как предмет сдвигается или поворачивается для того, чтобы нарушить это однообразие.

Виды симметрии:

-       билатеральная (человек, животные, птицы, бабочки и т.д.)

-      поворотная (стройные ели, волшебные снежинки)

-     переносная (ограды, решетки, лестничные марши, бордюры)

-    сферическая (морские организмы)

-     вертикальная (отражение в зеркале воды)

Асимметрия.

«Красота неправильная» - асимметрия стала пробивать себе дорогу в искусстве, ибо сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоты жизни.

Симметрия воспринимается нами, как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.

Асимметрия – принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

В архитектуре примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они-то поднимаются, то опускаются, то, как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника.

Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждают, что асимметричные композиции – и простые и сложные – с точки зрения эстетической ценности не уступают симметричным.

  1. Вводный инструктаж. /10 мин/

1.  Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания.

2.  Демонстрация порядка выполнения работы.

3.  Обсуждение сложностей, которые могут возникнуть в работе.

  1. Самостоятельная работа учащихся. /35 мин/

Текущий инструктаж:

  1. Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда.
  2. Проверка и помощь в преодолении сложностей по ходу работы.
  3. Оценка работы.

  1. Заключительный инструктаж. /7 мин/
  1. Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.
  2. Оценка работы учащихся.
  3. Домашнее задание.
  4. Уборка рабочих мест и помещения /5 мин/.

УРОК: 2

Тема урока:    Интерьер в нашем доме. Создание интерьера кухни.

Цели урока:

  1. организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия - интерьер;
  2. обеспечить применение учащимися знаний и способов действий по размещению мебели в интерьере квартиры;
  3. создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  4. воспитывать умение работать в коллективе, эстетический вкус.

Опорные понятия:  

  1. интерьер;
  2. зонирование;
  3. общесемейные зоны;
  4. зоны личного пользования

Ход урока:

  1. Организационная часть. /3 мин/
  1. Контроль посещаемости.
  2. Проверка готовности к уроку.
  1. Изложение нового материала. /20 мин/

             Наш дом – это место, куда мы стремимся после работы, чтобы отдохнуть и заняться любимым делом; где наиболее открыто и свободно проявляем себя, можем выразить свои индивидуальные творческие наклонности. Это место труда и отдыха. Поэтому немаловажное значение в формировании настроения и желания заниматься творчеством после работы имеет интерьер нашего дома.

        Создать комфорт в жилище, снизить трудозатраты в быту, обеспечив благоприятные условия можно, если при проектировании максимально учесть все хозяйственно – бытовые процессы и создать условия для их осуществления.

        Каждому бытовому процессу в жилище выделяют определенную зону, оборудованную соответствующими приборами и мебелью, с учетом архитектурно – пространственных условий, необходимых при осуществлении того или иного хозяйственно – бытового процесса.

        Зоны бытовых процессов включают площадь для: установки мебели и предметов оборудования; прохода людей.

         Зоны подразделяют на личные и общесемейные.

Личной зоной может пользоваться только один член семьи (место сна, хранение личных вещей и т.д.)

Общесемейными зонами пользуются все члены семьи поочередно или сообща (места общесемейного отдыха, просмотра телепередач, приема пищи, гигиены).

        Количество зон личного пользования должно соответствовать числу проживающих в доме, а общесемейных – зависит от традиций семьи и материальных возможностей.

      Интерьер – внутреннее убранство помещений здания.

Основным элементом в интерьере является мебель. С ее помощью можно как объединить, так и разъединить пространство помещения.

Правильно организованное пространство позволяет облегчить домашний труд и высвободить полезную площадь. Например, мебель можно расположить по периметру комнаты, а в центре – журнальный столик и «плавающее» кресло.

Советы по размещению мебели в комнате:

  1. Гостиную комнату визуально можно разделить на зону отдыха всей семьи, просмотра передач и обеденную. В глубине комнаты можно расположить встроенную мебель.
  2. Поперек комнаты можно установить низкую тумбу с полками и ящиками. На нее будет опираться обеденный стол, который при необходимости может стать и рабочим.
  3. Зона общесемейного отдыха может быть образована в глубине комнаты мягкой мебелью, которая в ночные часы будет служить зоной сна.

Пользуясь правилами и советами, сейчас вам предстоит выполнить задание «Мой интерьер».

  1. Вводный инструктаж. /10 мин/
  1. Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания.
  2. Демонстрация порядка выполнения работы.
  3. Обсуждение сложностей, которые могут возникнуть в работе.

  1. Самостоятельная работа учащихся. /35 мин/

Текущий инструктаж:

  1. Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда.
  2. Проверка и помощь в преодолении сложностей по ходу работы.
  3. Оценка работы.

  1. Заключительный инструктаж. /7 мин/
  1. Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.
  2. Оценка работы учащихся.
  3. Домашнее задание.
  4. Уборка рабочих мест и помещения /5 мин/.

     

УРОК: 3

Тема урока: Сервировка стола к завтраку. (Презентация)

Цель: сформировать представление о сервировке стола.

Задачи:

образовательная:  

  1. Познакомить с понятием сервировки, культуры поведения за столом и способом  складывания салфеток;

воспитательная:

  1. Создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса;

развивающая:

  1. Создать условия для  развития творческих способностей и познавательной активности.

Методы проведения урока:   словесный, наглядный, репродуктивный.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, схемы для складывания салфеток, льняные и х/б салфетки.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

- контроль готовности учащихся

- психологическая подготовка.

II.     Подготовка к основному этапу урока

     - ознакомление с темой и целями урока ( учебно-познавательная цель)

(запись в тетради темы урока).

III.    Изложение нового материала

(слайд №1) Сегодня на уроке мы будем знакомиться с правилами сервировки стола. А что же такое сервировка? Давайте попробуем вместе найти ответ на этот вопрос.

История сервировки уходит в далекое прошлое.

(слайд №2) Первые сведения о культуре трапезы исходят из древнеегипетских свитков и росписей на стенах храмов и вазах. Во времена Древней Греции и Рима произошел расцвет сервировки.

(слайд №3) Греки принимали пищу лежа, рядом с трапезным ложем ставили маленькие трехногие столики с пищей. Они назывались «трапеза», и только позже этим словом стали называть сам процесс приема пищи.

Варварская Европа в Средние века даже и не подозревала о правилах сервировки. У европейцев не было даже тарелок, а ели они из углублений в деревянном столе.

(слайд №4) С XI века к трапезам начали допускать и женщин; поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. За столом сидели парами и пользовались одним кубком и блюдом на двоих.

(слайд №5) В XIII веке вино и хлеб были на каждом столе.

В XIV-XV веках домах богатых торговцев появились ножи, ложки, солонки, сосуды для напитков. Все больше входили в употребление тарелки из олова и дерева.

(слайд №6) В XVI веке в Европе стало обычным делом пользоваться ножами и ложками. Лишь вилка укоренялась медленно. Она была заимствована у венецианцев, которые пользовались ею, когда ели фрукты, чтобы сок не окрашивал пальцы.

(слайд №7) В XVII веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую имеет и по сей день, — с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.

Первые фарфоровые сервизы появились в начале XVIII века. Это позволило сервировать столы одинаковой посудой.

(слайд №8) Первый российский фарфоровый столовый сервиз был создан в 1756 году по личному заказу императрицы Елизаветы Петровны. Назывался он просто и значимо: «Собственный».

Вы уже много узнали из истории сервировки. А кто скажет, что же такое сервировка?

(слайд №9) Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Это своего рода искусство, которое в большей степени зависит от вкуса человека, накрывающего стол, а не от его финансовых средств.

Эстетичность стола зависит от скатерти, салфеток, столовых приборов, посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе, а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля.

Помимо этого, к сервировке стола предъявляются следующие требования: соответствие виду и поводу застолья, сочетание с меню и правильное расположение предметов сервировки.

Существует определенная последовательность действий, которая помогает быстро и правильно расставить многочисленные предметы сервировки. (слайд №10) Если правильно отгадаем кроссворд, то узнаем правильную последовательность сервировки.

  1. Основной  элемент сервировки стола из ткани, может быть цветная или однотонная. (скатерть).
  2. Обязательный предмет сервировки стола, предназначен для предохранения одежды от попадания на нее крошек и брызг. (салфетка).
  3. Столовая посуда, может быть пирожковая или суповая. (тарелка).
  4. Столовая посуда из которой пьют чай. (чашка).
  5. Столовый прибор которым можно есть суп или класть сахар в чай. (ложка).
  6. Столовый прибор для второго блюда или холодных закусок. (вилка).
  7. Столовый прибор для резки. (нож).
  8. Столовая посуда в которой т сахар ставят на стол. (сахарница).

Молодцы, с заданием справились!

( слайд №11) Вначале накрывают стол скатертью, которая должна быть безупречно чистой и отглаженной. Желательно, чтобы концы скатерти свисали равномерно со всех сторон стола примерно на 25-30 см, а углы скатерти должны закрывать ножки стола.

После этого расставляют тарелки. Рекомендуется их не только хорошо вымыть и протереть, но даже отполировать до блеска полотенцем или салфеткой. Закусочная тарелка должна располагаться строго против каждого стула на расстоянии от края стола примерно в 2 см. На расстоянии 5-15 см слева от закусочной тарелки ставят пирожковую тарелку. В зависимости от вида и повода застолья тарелок может быть несколько. В таких случаях под закусочные тарелки ставят мелкие столовые, а пирожковую тарелку (тарелку для хлеба) можно поставить так, чтобы дальние от края стола края тарелок были на одной линии с мелкой столовой тарелкой.

(слайд №12) Столовые приборы раскладывают сразу после расстановки тарелок. Если присутствует большое количество ножей, вилок и ложек, то начинают с приборов для главного блюда. Ножи кладут с правой стороны, лезвием к тарелке, вилки – с левой стороны, острием вверх. Кстати говоря, если подают сливочное масло к хлебу, то на тарелку для хлеба (или пирожковую), которая должна располагаться слева от вилки, кладут маленький нож для масла.

И еще несколько советов по сервировке стола. (слайд № 13).

Когда же появилась посуда и столовые приборы? Об этом мы узнаем, прослушав сообщения, которые приготовили девочки.

(слайд № 14-15) (приложение 1-3)

Умение вести себя за столом, есть красиво, во все времена было одним из критериев оценки общего культурного уровня человека. Безусловно, столовый этикет не оставался неизменным на протяжении столетий, одни нормы устаревали, им на смену приходили другие. Но есть ряд незыблемых правил, которые актуальны и в наше время.

•Сидеть нужно прямо. Спина должна быть прямой, кисти рук свободно лежат на краю стола. Локти на стол ставить нельзя!

•Салфетка разворачивается и кладется на колени. Губы салфеткой не вытирают, а промокают легкими движениями. Для испачканных пальцев используются бумажные салфетки. Выходя из-за стола, клади салфетку справа от тарелки.

• Если вдруг упал нож или вилка, не поднимай их, а попроси подать новые приборы.

• Старайся не замечать оплошностей соседей по столу — им и так неловко за свою оплошность.

• Приборы, которыми ты ела, всегда остаются в тарелке — если ты еще не закончила трапезу, положи крест-накрест по центру тарелки. В случае, если ты уже насытилась, оставь их на тарелке параллельно друг другу ручками направо.

• Мясо, кроме рубленого и мясных паштетов, едят при помощи ножа и вилки.

• Рыбу надо есть с помощью специального рыбного прибора — вилка в рыбном приборе трезубая, а нож специальной формы.

• Мелкую птицу можно есть, придерживая руками.

• Горячие бутерброды и большие пироги едят ножом и вилкой, маленькие пирожки — держа в руке.

• Хлеб, конфеты и пирожные берутся из общей тарелки рукой, кладутся на свою тарелку и только после этого их можно есть.

• Варенье и мед общей ложечкой накладывают в свою розетку и затем начинают есть своей ложечкой.

• Лимон, который подается в стакане с чаем, есть

не принято. Его вынимают из стакана и кладут на край блюдца.

Для праздничного оформления стола используют букеты из живых цветов. (слайд № 16) (приложение 6-7)

Одним из главных атрибутов сервировки стола является салфетка. Она может быть бумажная и полотняная. Существуют различные способы складывания салфеток. (слайд № 17).

Оригинально сложенные салфетки придают дополнительный шарм сервировке стола. Ими вы сможете украсить свой повседневный или торжественный стол, чтобы создать уютную и праздничную атмосферу застолья.

IV.    Практическая работа (слайд №18).

Для того чтобы закрепить новый материал вам необходимо выполнить два задания:

  1. Используя схемы свернуть салфетку одним из предложенных способов. Салфетки должны быть заранее приготовлены: накрахмалены и отутюжены. (приложение 4)
  2. Класс разделить на две группы, каждая из которых должна выполнить сервировку стола  по заданной схеме. (приложение 5)

V.    Домашнее задание (слайд №19).

Выполнить сервировку стола для завтрака для своей семьи.

2.3 Методические рекомендации

Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказывать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.

Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведенное время). Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или членов творческой проектной мастерской.

 На протяжении всей работы, а также ее обсуждения сохраняется творческая доброжелательная атмосфера сотрудничества.

 

Заключение

Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности, мотивы, цели, задачи, информация, идеи, планы действий, операции, оценки.

    В работе рассмотрены некоторые методы активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся в работе над проектом. Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.

Литература

  1. Басманова В. Защита проекта – экзамен по технологии // Школа и производство. 2005. №4. – с. 6.
  2. История педагогики Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1999. – с. 447.
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование.  И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с. 288.
  4. Крылов А.С. Что такое творческий проект и как над ним работать // Учитель года. – Екатеринбург, 2002. – с. 182.
  5. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения  Под ред. Чистяковой С.Н. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – с. 83.
  6. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой И.А., – М.; Вентана-Графф, 2003. – с. 299.
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных  проектов  в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, – М.: АРКТИ, 2003. – с. 112.
  8. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2007. – с. 240.
  9. Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: «Вентана-Граф», 2003. – с. 38.

11. Ступницкая М.А. Учебно-методическое пособие «Что такое учебный проект?» Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» / М.: Первое сентября,   2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии для 6 класса "Интерьер жилого дома"

Презентация к уроку технологии в 6 классе к разделу "Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения." Три основные качества интерьера: функциональность,гигиеничность, эстетичность....

Презентация для предмета "Технология" по разделу "Интерьер жилого дома" на тему "Виды штор"

Данный материал служит для наглядного ознакомления с различными видами штор....

Урок -творческий проект «Растения в интерьере жилого дома»

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Практическое задание к разделу «Интерьер жилого дома» 5 класс

Время выполнения – 45Для выполнения практического задания тебе потребуются:  лист бумаги  в клетку, шаблоны оборудования  и мебели кухни, ножницы, клей, фломастер....

Конспект урока: творческий проект «Растения в интерьере жилого дома»

Конспект урока: творческий проект «Растения в интерьере жилого дома»...

Практическое задание К разделу «Интерьер жилого дома»

Время выполнения – 45Для выполнения практического задания тебе потребуются:  лист бумаги  в клетку, шаблоны оборудования  и мебели кухни, ножницы, клей, фломастер.Задание:Выполнит...


 

Комментарии

Латыпова Гузель Мухамедовна

Практичный и востребованный материал, так как проектная деятельность всегда будет оставаться актуальной.Спасибо, что поделились своим опытом.