Лекало: направление долевых нитей
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 9 класса школы 8 видаЛекало: направление долевых нитей,

                           контрольные точки для соединения деталей,

                           хранение, материал для изготовления.

 

9 класс                                                                

                                                                                                             

Цели:

 

Образовательная:    

Дать общее представление  о  лекалах, научить учащихся наиболее экономному способу разложения лекал  на  ткани, вспомнить и закрепить знания подготовки ткани к раскрою.

Воспитательная: Воспитать культуру труда и чувства требовательности к себе.

Развивающая: развивать логическое мышление, координацию рук, конструкторские умения.

 

Оборудование: натуральный образец, образцы ткани,  карточки для самостоятельной работы,

мультимедийная установка.

 

Словарь: лекала-оригиналы, лекала -эталоны, рабочие лекала,  основные лекала, вспомогательные лекала, раскладка лекал, обводка лекал.

 

Тип урока:    Комбинированный.

 

Методы и приёмы:   объяснение с использованием  наглядностей.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Проверить подготовленность учащихся к уроку.

 

II. Фронтальный опрос по пройденному материалу.

 

Как можно определить лицевую и изнаночную сторону ткани?

 

  1. по четкости рисунка    
  2. по блеску
  3. по направлению ворса ( бархат велюр - вверх

                                          байка фланель – вниз)

  1. по кромке ( пупырышки выходят на изнаночную сторону ткани)

               -  по ткацкому переплетению.

 

Как проверить на наличие дефектов на ткани?

 

- необходимо проверить ткань на наличие ткацких дефектов, к которым относятся: дыры, пробелы, масляные пятна, утолщенные нити, не равномерность окраски.

Обнаруженные пороки отмечают мелом или цветной нитью, чтобы при раскрое дефектные участки ткани поместить между выкройками, или использовать для скрытых деталей.

 

Как определить направление долевой нити?

 

  1. потянуть ( по д/н не тянется)
  2. по звуку ( по д/н более звонкий)
  3. по кромке ( д/н идет вдоль  кромки)

 

Индивидуальная работа.

 

Тест по теме: « Раскрой изделия».

 

Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

 

Раскладывают обязательно сразу ___________детали выкройки, в том числе и ________________.

При раскладке деталей выкройки  необходимо совмещать направление    _________________на выкройке с на правлением _________________на ткани. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых__________________, выкройку прикалывают______________________ к ткани, контуры обводят мелом _______________линией. Прямые линии проводят с помощью______________________.  

 

Слова для справок: тонкая;  линейка;  долевая нить;  все;  мелкие; приколоть булавками;  припуски на швы;   контрольные.

 

 

                                         

   Тест по теме: « Раскрой изделия».

 

Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

Раскладывают обязательно сразу все детали выкройки, в том числе и мелкие.

При раскладке деталей выкройки необходимо совмещать направление долевой нити на выкройке с на правлением долевой нити на ткани. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых припусков на швы,  выкройку прикалывают булавками к ткани, контуры обводят мелом тонкой линией. Прямые линии проводят с помощью линейки.  

 

Слова для справок: тонкая;  линейка;  долевая нить;  все;  мелкие; приколоть булавками;  припуски на швы.

 

 

 

III. Сообщение темы и цели урока.

 

     Сегодня мы продолжим работу по изучению раздела  «Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве» и тема нашего урока «Лекало: направление долевых нитей,

                           контрольные точки для соединения деталей,

                           хранение, материал для изготовления.»

     На этом занятии мы вспомним правила подготовки ткани к раскрою, которые изучали ранее. И в качестве закрепления знаний, на втором уроке выполним практическую работу  по раскладке лекал на ткани и раскрою изделия.

 

image ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

IV. Объяснение нового материала.

 

В условиях промышленного швейного производства раскрой деталей любого изделия производят по специальным выкройкам – лекалам.

Различают  3 вида лекал:

-  основные,

- производственные,

-  вспомогательные.

В рамках нашей работы мы рассмотрим основные лекала.

Основные лекала в зависимости от назначения различают:

- лекала оригиналы (или это может быть чертеж конструкции);

- лекала эталоны;

- рабочие лекала

   Лекала оригиналы изготавливают по чертежам деталей изделия на базовый (средний) размер и рост с учетом припусков на швы и подгиб. По этим лекалам разрабатывают лекала – эталоны всех размеров и ростов.  Лекала – эталоны служат образцами для проверки рабочих лекал и не используют при раскрое. По лекалам-эталонам изготавливают рабочие лекала, предназначенные для раскладки на ткани и обмеловки контуров деталей изделия, а также для проверки качества кроя, изготавливают из плотного картона.

   Рабочие лекала бывают основные и вспомогательные.

Основные лекала – это лекала для раскроя основных деталей изделия, например переда, спинки, рукава, воротника и т. д.

Вспомогательные лекала используют для разметки и уточнения мест расположения вытачек, складок, карманов, пуговиц и др.

(Далее объяснение нового материала с показом натурального образца.)

  На рабочих лекалах наносят линии направления долевой нити и линий допускаемых отклонений от долевого направления нитей ткани при раскладке лекал, контрольные надсечки для совмещения деталей при их соединении и указывают маркировочные данные наименование изделия, номер модели, наименование детали количество деталей кроя величины размера и роста.

   Рабочие лекала изготавливают из плотного картона края лекал укрепляют материалами предохраняющими лекала от повреждения. Готовые лекала хранят в подвешенном состоянии на кронштейнах. Весь комплект основных и вспомогательных рабочих лекал, находящихся в производстве, проверяют по лекалам эталонам не реже одного раза в месяц.

  Раскладка и обводка лекал.  Раскладка лекал – сложный процесс. Она должна быть выполнена самым экономичным способом, так, чтобы площадь выпадов ткани была наименьшей.

    Рабочие лекала раскладывают на специальном полотне в соответствии с указанными на них направлениями долевой нити, направлением рисунка и волокнистым составом используемой ткани. Затем обводят контуры лекал, отмечают направление долевой нити и контрольные точки. Обводку лекал производят тонко заточенным мелом или карандашом.

Настилание ткани и раскрой.  Подготовленную к раскрою ткань настилают в несколько слоев. Полотна накладывают друг на друга или способом «лицом вниз»- лицевой стороной вниз, или способом «лицо к лицу»  попарно лицевой стороной друг к другу. На верхнее полотно  настила накладывают полотно с намеченными контурами лекал.

Проверка качества, нумерация, комплектование кроя.    От качества кроя зависит

Качество швейных изделий, поэтому сразу после раскроя проверяют качество выкроенных деталей. Для этого  из каждой пачки берут по 3 детали (верхнюю, нижнюю и деталь из середины пачки) и накладывают на них лекало. Обнаруженные неточности устраняют.

  Все выкроенные и проверенные детали одного изделия нумеруют одинаковым номером. Крупные детали нумеруют, пришивая или приклеивая бумажный талон с номером на лицевой стороне каждой детали. При нумерации  мелких деталей талоны прикрепляют к верхней и нижней детали пачки.

   Пачки деталей кроя комплектуют по моделям, размерам, ростам. Скомплектованные

Пачки связывают, упаковывают и направляют на хранение на склад. По мере надобности крой направляют в швейный цех. Запас готового кроя должен быть на 1,5-2 дня. Это обеспечит ритмичную, без простоев работу швейных цехов.

 

V.Практическая работа.

 

    Раскладка лекал юбки на ткань.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_18.02.12.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Т.П.Онищенко,

учитель трудового обучения

ГБС(К)ОУ общеобразовательной

школы № 22 VIII вида

города Армавира Краснодарского края

Тема урока: Лекало: направление долевых нитей,

                           контрольные точки для соединения деталей,

                           хранение, материал для изготовления.

9 класс                                                                

                                                                                                             

Цели:

Образовательная:    

Дать общее представление  о  лекалах, научить учащихся наиболее экономному способу разложения лекал  на  ткани, вспомнить и закрепить знания подготовки ткани к раскрою.

Воспитательная: Воспитать культуру труда и чувства требовательности к себе.

Развивающая: развивать логическое мышление, координацию рук, конструкторские умения.

Оборудование: натуральный образец, образцы ткани,  карточки для самостоятельной работы,

мультимедийная установка.

Словарь: лекала-оригиналы, лекала -эталоны, рабочие лекала,  основные лекала, вспомогательные лекала, раскладка лекал, обводка лекал.

Тип урока:    Комбинированный.

Методы и приёмы:   объяснение с использованием  наглядностей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить подготовленность учащихся к уроку.

II. Фронтальный опрос по пройденному материалу.

Как можно определить лицевую и изнаночную сторону ткани?

  1. по четкости рисунка    
  2. по блеску
  3. по направлению ворса ( бархат велюр - вверх

                                          байка фланель – вниз)

  1. по кромке ( пупырышки выходят на изнаночную сторону ткани)

               -  по ткацкому переплетению.

Как проверить на наличие дефектов на ткани?

- необходимо проверить ткань на наличие ткацких дефектов, к которым относятся: дыры, пробелы, масляные пятна, утолщенные нити, не равномерность окраски.

Обнаруженные пороки отмечают мелом или цветной нитью, чтобы при раскрое дефектные участки ткани поместить между выкройками, или использовать для скрытых деталей.

Как определить направление долевой нити?

  1. потянуть ( по д/н не тянется)
  2. по звуку ( по д/н более звонкий)
  3. по кромке ( д/н идет вдоль  кромки)

Индивидуальная работа.

Тест по теме: « Раскрой изделия».

Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

Раскладывают обязательно сразу ___________детали выкройки, в том числе и ________________.

При раскладке деталей выкройки  необходимо совмещать направление    _________________на выкройке с на правлением _________________на ткани. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых__________________, выкройку прикалывают______________________ к ткани, контуры обводят мелом _______________линией. Прямые линии проводят с помощью______________________.  

Слова для справок: тонкая;  линейка;  долевая нить;  все;  мелкие; приколоть булавками;  припуски на швы;   контрольные.

                                         

   Тест по теме: « Раскрой изделия».

Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

Раскладывают обязательно сразу все детали выкройки, в том числе и мелкие.

При раскладке деталей выкройки необходимо совмещать направление долевой нити на выкройке с на правлением долевой нити на ткани. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых припусков на швы,  выкройку прикалывают булавками к ткани, контуры обводят мелом тонкой линией. Прямые линии проводят с помощью линейки.  

Слова для справок: тонкая;  линейка;  долевая нить;  все;  мелкие; приколоть булавками;  припуски на швы.

III. Сообщение темы и цели урока.

     Сегодня мы продолжим работу по изучению раздела  «Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве» и тема нашего урока «Лекало: направление долевых нитей,

                           контрольные точки для соединения деталей,

                           хранение, материал для изготовления.»

     На этом занятии мы вспомним правила подготовки ткани к раскрою, которые изучали ранее. И в качестве закрепления знаний, на втором уроке выполним практическую работу  по раскладке лекал на ткани и раскрою изделия.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Объяснение нового материала.

В условиях промышленного швейного производства раскрой деталей любого изделия производят по специальным выкройкам – лекалам.

Различают  3 вида лекал:

-  основные,

- производственные,

-  вспомогательные.

В рамках нашей работы мы рассмотрим основные лекала.

Основные лекала в зависимости от назначения различают:

- лекала оригиналы (или это может быть чертеж конструкции);

- лекала эталоны;

- рабочие лекала

   Лекала оригиналы изготавливают по чертежам деталей изделия на базовый (средний) размер и рост с учетом припусков на швы и подгиб. По этим лекалам разрабатывают лекала – эталоны всех размеров и ростов.  Лекала – эталоны служат образцами для проверки рабочих лекал и не используют при раскрое. По лекалам-эталонам изготавливают рабочие лекала, предназначенные для раскладки на ткани и обмеловки контуров деталей изделия, а также для проверки качества кроя, изготавливают из плотного картона.

   Рабочие лекала бывают основные и вспомогательные.

Основные лекала – это лекала для раскроя основных деталей изделия, например переда, спинки, рукава, воротника и т. д.

Вспомогательные лекала используют для разметки и уточнения мест расположения вытачек, складок, карманов, пуговиц и др.

(Далее объяснение нового материала с показом натурального образца.)

  На рабочих лекалах наносят линии направления долевой нити и линий допускаемых отклонений от долевого направления нитей ткани при раскладке лекал, контрольные надсечки для совмещения деталей при их соединении и указывают маркировочные данные наименование изделия, номер модели, наименование детали количество деталей кроя величины размера и роста.

   Рабочие лекала изготавливают из плотного картона края лекал укрепляют материалами предохраняющими лекала от повреждения. Готовые лекала хранят в подвешенном состоянии на кронштейнах. Весь комплект основных и вспомогательных рабочих лекал, находящихся в производстве, проверяют по лекалам эталонам не реже одного раза в месяц.

  Раскладка и обводка лекал.  Раскладка лекал – сложный процесс. Она должна быть выполнена самым экономичным способом, так, чтобы площадь выпадов ткани была наименьшей.

    Рабочие лекала раскладывают на специальном полотне в соответствии с указанными на них направлениями долевой нити, направлением рисунка и волокнистым составом используемой ткани. Затем обводят контуры лекал, отмечают направление долевой нити и контрольные точки. Обводку лекал производят тонко заточенным мелом или карандашом.

Настилание ткани и раскрой.  Подготовленную к раскрою ткань настилают в несколько слоев. Полотна накладывают друг на друга или способом «лицом вниз»- лицевой стороной вниз, или способом «лицо к лицу»  попарно лицевой стороной друг к другу. На верхнее полотно  настила накладывают полотно с намеченными контурами лекал.

Проверка качества, нумерация, комплектование кроя.    От качества кроя зависит

Качество швейных изделий, поэтому сразу после раскроя проверяют качество выкроенных деталей. Для этого  из каждой пачки берут по 3 детали (верхнюю, нижнюю и деталь из середины пачки) и накладывают на них лекало. Обнаруженные неточности устраняют.

  Все выкроенные и проверенные детали одного изделия нумеруют одинаковым номером. Крупные детали нумеруют, пришивая или приклеивая бумажный талон с номером на лицевой стороне каждой детали. При нумерации  мелких деталей талоны прикрепляют к верхней и нижней детали пачки.

   Пачки деталей кроя комплектуют по моделям, размерам, ростам. Скомплектованные

Пачки связывают, упаковывают и направляют на хранение на склад. По мере надобности крой направляют в швейный цех. Запас готового кроя должен быть на 1,5-2 дня. Это обеспечит ритмичную, без простоев работу швейных цехов.

V.Практическая работа.

    Раскладка лекал юбки на ткань.

   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнение дыхательной гимнастики. Исходное положение - стоя на носках прогнувшись, ноги на шири не плеч, руки вверх, назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, накло ниться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топо ром, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться и в исходное положение (естественный выдох).

   

Последовательность выполнения работы

   

  1. Подготовьте ткань к раскрою:

     а) Выявите дефекты.

     б) Определите лицевую и изнаночную стороны ткани.                                                                                                                                

     в) Определите направление долевой нити.

     г) Сложите ткань для раскроя на рабочем столе.

   

   2. разложите лекала деталей юбки на ткань, вначале крупные детали – переднее и  

       заднее полотнища юбки, затем мелкие – пояс, кокетки.

         Выкройки приколите к ткани булавками.

     

     Обведите контуры мелом сплошной линией. Затем второй линией наметьте припуски

    на швы:  

 

        по нижним срезам- 3- 5- см;

       

        по боковым срезам – 2 – 3 см;

         

        по всем срезам пояса – 1 см.

 VI. Подведение итогов.

 

Проверить:

 

  1)  равномерность ширины припусков;

   

   2) аккуратность выполнения работы.

 

Оценить работу учащихся.

VII. Домашнее задание.        

Нарисовать фасон юбки и продумать какие  лекала нужны  для раскроя данного изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по технологии для 5 класса по теме "Свойства долевой нити".

Тест для учащихся 5 класса по материаловедению...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме:  «Определение направления долевой нити.»...

разработка урока по столярному делу "Долевое пиление заготовок"

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора метода обучения. При этом учитываются    возрастные особенности детей с интеллектуальными и физическими  нарушениями....

Раздел: Материаловедение. Тема урока: Классификация текстильных волокон. ПР Определение направления долевой нити в ткани.

Урок разработан по разделу: Материаловедение.Тема урока: Классификация текстильных волокон.ПР Определение направления долевой нити в ткани.Знать:- волокна растительного происхождения,- прядильно...

Инструкционные карты на тему: "Раскрой долевых и поперечных обтачек Обработка среза долевыми и поперечными обтачками"

Инструкционные карты для самостоятельных работ по швейному делу на тему: "Раскрой долевых и поперечных обтачек Обработка среза долевыми и поперечными обтачками"...

Лабораторно-практическая работа "Определение в ткани направления нити основы и утка"

Материал представляет собой раздаточный материал для обучающихся 5 класс. Тема: "Материаловедение"...

Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотая нить»

Программа «Золотая нить» направлена на развитие творческих способностей воспитанников, их познавательной активности через приобщение к народно-прикладному творчеству – вязание (крючк...


 

Комментарии

мне понравилось