Урок "Батик-художественная роспись ткани"
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Храмова Наталья Александровна

Данный урок способствует развитию художественного вкуса, фантазии, изобразительных навыков. Обогащению визуального опыта учащихся через их знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batik_-_hudozhestvennaya_rospis_tkani.docx626.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Предмет: технология

Класс: 7 «Д»

Учитель : Храмова  Наталья Александровна

Тема: Батик - художественная роспись ткани

Цели урока: Образовательная – ознакомить учащихся с понятием гармонии цвета. Закрепить навыки работы по росписи тканей.

       Воспитательная – воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, привитие навыков работы в коллективе. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.

       Развивающая – развитие художественного вкуса, фантазии, изобразительных навыков. Обогащение визуального опыта учащихся через их знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства.

Вид урока: нестандартный, с применением интерактивной доски.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний умений и навыков.

Методы:

-информационно-развивающий

-объяснительно-иллюстративный

-проблемно-поисковый

-практический

Объект труда: ткань

Межпредметные связи: история, ИЗО, музыка.

Оборудование: интерактивная доска, подготовленные роботы, краски, кисточки, образец изделия.

Используемая литература: Жолобчук А.Я. «Подарки из батика»,

 А.А. Ярыгина «Этот чудесный батик»

План урока:

  1. Повторение и закрепление ранее изученного
  2. Ознакомление с новой темой
  3. Практическая работа учащихся
  4. Проверка выполненных работ
  5. Закрепление нового материала
  6. Подведение итогов урока
  7. задание на дом

Ход урока:

I Организационная часть.

II Сообщение темы, цели урока

      Каждый из вас любит и по-своему умеет рисовать. Рисовать можно палочкой на снегу и пальцем на замершем окне, мелом и углем, карандашами и красками. Сегодня мы с вами будем рисовать на ткани в технике холодного батика. Для этого нам нужно познакомиться с общими закономерностями  гармонии цвета и закрепить навыки работы по росписи тканей.

      Но прежде я бы хотела узнать, что обозначает слово «батик» и где зародилась ручная роспись тканей?

И так, батик- это ручной способ росписи тканей. Существует несколько видов росписи тканей в технике батик. Я зачитаю характеристику, а вы ответите какой это способ.

      Так как вы уже знакомы с требованиями и с последовательностью выполнения изделия в технике холодного батика, для проверки и закрепления ваших знаний я предлагаю ответить вам на вопросы кроссворда (по слайдам).

     Ознакомление с темой урока

  Ребята, по образцу расскажите последовательность выполнения работы в технике холодного батика.

-Для чего на ткань наносят резервирующий состав?

    Для того, чтобы правильно раскрасить ваш рисунок необходимо знать общие закономерности гармонии цвета, лежащие в основе создания художественной росписи тканей.

    Цвет – одно из самых важных средств создания образа. Безусловно, необходимо все знать о цвете, об основных и дополнительных цветах. Овладеть искусством цветовых сочетаний нам помогает природа. Красный и оранжевый цвета называют теплыми, потому что они как бы напоминают огонь. Желтый – олицетворяет золото солнца и осенних листьев. Розовый – весеннее цветение садов. Зеленый цвет считают спокойным, как траву лугов, как тишину леса. Синий и фиолетовый цвета – холодными, так как они напоминают прохладу водоемов, ночную свежесть.

     Чтобы правильно подобрать цветовую окраску предметов необходимо знать цветовую гармонию, т.е. согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов что и радуга.

- Кто мне назовет эти цвета?

     Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называются дополнительными. Например: желтый – синий, красный – зеленый, оранжевый – голубой.

     Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу (красный, оранжевый, желтый).

  Контрастное сочетание составляют из цветов лежащих напротив друг друга. Например: красный – зеленый, желтый – синий.

Запись в тетрадь цветовых сочетаний.

    Для изображения птиц, зверей необязательно подбирать цвета соответствующие данному животному или предмету. Но при этом необходимо правильно подобрать сочетания цветов, чтобы рисунок был ярким. Чистые и яркие тона радуют глаза, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать. В выборе цветовой гаммы необходим творческий подход и тогда цветовое решение поможет придать вашей работе оригинальный и неповторимый вид. Я хочу предложить вам посмотреть работы, выполненные в технике «холодный батик» и посмотреть, как цветовое решение работы меняет ваше настроение, восприятие.

  Вводный инструктаж:

Во время росписи красками при холодном батике необходимо знать определенные правила:

  1. Расписывают при помощи специальных кисточек, но для каждого красителя лучше пользоваться новой кисточкой, или хорошо промыть ту кисточку, которой вы уже пользовались.
  2. Так как  при высыхании краски становятся светлее и чтобы добиться в работе их точного цвета, нужно сделать на ткани образцы красителей, которые помогут в работе правильно подобрать цветовые сочетания.
  3. В тканях, на которых краска хорошо растекается, кисть следует ставить в центре рисунка и краска сама равномерно подтечет к краям резервированного контура.
  4. Во время работы необходимо следить, чтобы краска не проходила за пределы резерва.
  5. Готовое изделие сушат на рамках в горизонтальном положении, чтобы краски не подтекали к резервным контурам.

- Демонстрация трудовых приемов

  Текущий инструктаж:

    Во время практической работы вам необходимо соблюдать ПТБ.

    Учащиеся под наблюдением учителя выполняют практическую работу «Создание декоративного пейзажа в технике холодного батика». При обходе рабочих мест обратить внимание на:

                I обход – ОРМ, соблюдение ПТБ

                II обход – на правильность выполнения трудовых приемов. При необходимости провести индивидуальный и фронтальный инструктаж учащихся.

Заключительный инструктаж:

- С цель закрепления нового материала провести индивидуальный письменный опрос по карточкам.

- Подвести итог выполненной работы, обратить внимание на ошибки.

- Выставить оценки за урок

- Запись д/з принести рамки для оформления работы.

Средняя школа № 14

                                                         

                                                     Подготовила : Храмова Н.А.

                                          учитель II категории            

             

                         

г. Кокшетау

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Батик. Свободная роспись ткани. "Пейзаж"

Техника свободной росписи ткани....

Художественная роспись ткани

  Рисовать можно на бумаге , а можно и на ткане.    Искусство художественной  росписи ткани очень древнее. Такой способ использовали в Перу, Японии и африканских страна...

Мастер - класс: Батик - художественная роспись ткани. «Подарки из батика»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Закрепление  навыков работы по росписи тканей....

Методическая разработка к уроку роспись ткани в технике холодного батика

На уроках технологии  в средней школе учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, оригами и т.д.Цель данной работы: осущест...

Мастер-класс «Роспись ткани с использованием соли»

Мастер-класс «Роспись ткани с использованием соли». Эффектные и необычные работы в технике «соляной росписи» пользуются популярностью у мастеров по батику....

Ручная роспись ткани. Батик

Разработка урока на тему "Ручная роспись ткани. Батик"...