Обобщающий урок-конкурс по теме "Ткачество", 6 класс
план-конспект урока технологии (6 класс) по теме

Анна Анатольевна Закирова

Нетрадиционный урок относится к разделу "Элементы материаловедения"по программе школы VII вида. Урок содержит различные игровые, соревновательные компоненты, обобщает знания и навыки по теме  ткацких переплетений и знакомит с одним из видов плетения пояса без специальных приспособлений.          

16190
img_1161.jpg
16191
img_1165.jpg
16192
img_1180.jpg

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_tkachey.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок – обобщение пройденного материала

по теме « Ткачество»  в форме  конкурса.

Задачи:

 1. Закрепление знаний  о различных видах  тканых переплетений.    

 2. Корректировать мыслительную деятельность (зрительное внимание, память, анализ, синтез, обобщение, сравнение).

3. Совершенствование навыков плетения поясов.

4. Учить использовать полученные умения на практике.

 Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение знаний о видах тканей, ткачестве и профессии ткача.
  3. Объяснение первого задания  «Подготовка ниток к работе».
  4. Выполнение ученицами первого задания.
  5. Выполнение  второго задания «Продолжить окончание пословицы».
  6. Объяснение и выполнение задания «Связать концы разорванных нитей».
  7. Объяснение и выполнение четвертого задания «Проверь свой глазомер».
  8. Объяснение и выполнение пятого задания «Выполнить один из видов тканого переплетения».
  9. Объяснение и выполнение шестого задания «Аукцион пословиц».
  10. Демонстрация тканых работ, выполненных детьми в предыдущие годы.
  11. Предоставление в жюри  работ домашнего задания «Плетеные коврики».
  12. Практическая работа по изготовлению пояска.
  13. Подведение итогов конкурса членами жюри.

Оборудование:

  1. образцы работ по ткачеству
  2. пословицы о труде
  3. раздаточный материал: шкатулки с клубками ниток, бумажные полосы для переплетения, нити для плетения пояса, набор коротких нитей для конкурса.

Ход у        рока:

  1. Организационная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку.         

  1. Стихотворение Юлиана Тувима

Каменщик строит жилища,

Платье, работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь, сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

На уроках труда вы познакомились с различными видами тканей и с различными приёмами ткачества. Как называется профессия людей, которые ткут, делают ткани? Сейчас представьте себя в образе ткача.

Вам предстоит выполнить ряд заданий. Результаты их выполнения будет оценивать жюри. Самые ловкие и умелые получат награды.

Первое задание.

В начале работы ткачам  необходимо подготовить нитки к работе.

Вам необходимо перемотать нити с клубка на катушку. / Оценивается задание по скорости/. Внутри клубка вы найдете следующее задание.

Второе задание.

Продолжить окончание пословицы. /Оценивается  по правильности написания/.

Третье задание.

При ткачестве происходит разрыв нитей и ткачи связывают концы разорванных нитей определенным узлом.

В коробочках на столе у вас находятся кусочки ниток. Вам надо связать их концы узелками. /Результат оценивается по количеству узелков/.

Четвертое задание.

Задание на проверку глазомера. Участницам представлена нить /длина любая/.

По очереди каждой участнице назвать предполагаемую длину нити. /очки назначаются по результату более точного ответа/.

Пятое задание.

В следующем задании вам предоставляется возможность показать свое умение в выполнении тканых переплетений.

- Какие виды переплетений вы знаете? /полотняное, саржевое, сатиновое/

Из данного вам материала /бумажные полоски и трафарет/, вам надо выполнить одно из видов переплетения. /Оценивается по сложности и качеству выполнения./

Шестое задание.

Аукцион пословиц.  По очереди участницы называют пословицы о труде. /Жюри подсчитывает, кто больше назовет пословиц, назвавший последнюю пословицу, получает дополнительное очко. /

Ткачество – древнейшее ремесло у всех народов Земли. И сейчас ткачество развивается, радуя людей искусными тканями и одеждой.

Но ткачество – это не только ткани. Это различные гобелены, коврики, выполненные ручным способом. Многие такие работы используются в домах для украшения интерьера.

/Показ тканых работ, выполненных детьми в предыдущие годы./

Седьмое задание.

А ваше домашнее задание похоже на эти работы? /Выполненные домашние задания передаются членам жюри/.

Качество и дизайн ваших плетеных ковриков оценит жюри.

С древних времен девушки с раннего возраста готовили себе свадебное приданое. Это были различные сшитые, вышитые, вязаные вещи, которыми молодая должна была одарить родных мужа, показывая этим, какая она трудолюбивая и умелая.

Среди приданого были и тканные, плетёные пояса, ленты, тесемки, которые использовались и как обереги, и для подпоясывания верхней одежды.  Их ткали на специальных станках, приспособлениях.

В старших классах вы будете учиться плести на специальных приспособлениях – дощечках.

Восьмое задание.

Сейчас вам предстоит возможность научиться плести поясок без всяких приспособлений.

Самые ловкие получат дополнительные очки.

/Жюри подводят итоги./

Вам спасибо за вниманье,

За задор, хороший смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Предоставляется слово председателю жюри.  

Литература:

З.А.Кудинова   «Наши руки – не для скуки», Великий Новгород, 2000г.

Л.В.Зенькова «Праздники в школе», Витебск,1993г,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-конкурс по теме:"Рыбы".

Обобщающий урок-конкурс...

Урок – конкурс школьных знатоков 5 класса «Учиться, чтобы знать, знать, чтобы уметь»

Проверить себя на смекалку и сообразительность, а также  знание школьных предметов....

Урок-конкурс для учащихся 3 класса (резервный урок в конце 4 четверти по итогам пройденных тем по учебнику М.З. Биболетовой Enjoy English – 3) «Welcome to DISNEYLAND»

В материале представлена подборка конкурсов, благодаря которым ребята смогут продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в начальной школе. Использование Диснеевских мультперсонажей сделает ур...

Повторительно-обобщающий урок-конкурс по теме: «Древняя Греция». (5 кл)

План урока:1.  Географическое положение, природа, занятия жителей ДревнейГреции.2.  Основные события греческой истории. Особенности древнегреческого общества3.  Культура Древней Греции....

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7 классе по теме «Россия – век XVII»

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде сла...

Обобщающий урок - конкурс по теме "Рыбы"

Данный урок - конкурс позволяет проверить занния учащихся. Каждый этам конкурса - проверка одной темы....

Открытый урок-конкурс: «Ступеньки мастерства» 8 класс (профильное обучение)

Открытый урок - конкукрс для учащихся 8 класса. Цель:  проверка знаний по пройденным темам....