Черчение. Изображение соединений деталей на чертежах
план-конспект урока (технология, 10 класс) по теме

Плотникова Людмила Геннадьевна

 

      Цель урока: Изучение резьбовых соединений; изображение резьбы на стержне и в отверстии; обозначение метрической резьбы; упрощенное изображение резьбовых соединений.

      Задачи урока: 1. Закрепить навыки работы с опорными конспектами в форме классификационных таблиц; развивать умения сравнивать текстовую и графическую информацию; анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное.

2. Развивать умения самостоятельно работать со сложными дидактическими материалами, создавать целостную картину новых понятий (знаний) по её частным понятиям. Развитие способностей обучающихся к самообразованию; рече – мысленной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся.

3. Воспитывать культуру общения, речи  (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность, графические, аналитические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_urok_po_chercheniyu.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Учитель черчения

и изобразительного искусства

Плотникова Людмила Геннадьевна

Ч Е Р Ч Е Н И Е

(Информационно-технологический профиль)

Тема урока: «Изображение соединений деталей на чертежах».

/разъемные резьбовые соединения/

Дата:                          Класс: 10               Модуль: «Классификация типовых сборочных соединений»

Урок №40

      Цель урока: Изучение резьбовых соединений; изображение резьбы на стержне и в отверстии; обозначение метрической резьбы; упрощенное изображение резьбовых соединений.

      Задачи урока: 1. Закрепить навыки работы с опорными конспектами в форме классификационных таблиц; развивать умения сравнивать текстовую и графическую информацию; анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное.

2. Развивать умения самостоятельно работать со сложными дидактическими материалами, создавать целостную картину новых понятий (знаний) по её частным понятиям. Развитие способностей обучающихся к самообразованию; рече – мысленной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся.

3. Воспитывать культуру общения, речи  (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность, графические, аналитические способности.

      Оборудование: 1. Учебные таблицы «Соединение болтом»; «Соединение шпилькой»; «Винтовые соединения».

2. Дидактический материал для обучающихся – «Сходство и различие резьбовых соединений»

3. Динамические модели резьбовых соединений

     Структура урока: 1. Организационный момент урока – 3  минуты.

                                  2. Объяснение нового материала – 15 минут.

                                  3. Самостоятельная работа обучающихся с О.К. – 8 минут.

                                  4. Краткий опрос по новым понятиям – 7 минут.

                                  5. Объяснение домашнего задания – 5 минут.

                                  6. Подведение итогов урока – 2 минуты.

Ход урока

  1. Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих.
  2. Для объяснения и закрепления учебного материала можно выбрать форму:
  1. Опроса обучающихся с параллельным прослеживанием за ходом объяснения по О.К. (дидактический материал в форме выданных на парты таблиц – прилагается к конспекту  урока);
  2. Эвристической беседы (если предварительно было дано задание, обучающимся познакомиться  с учебным материалом по школьному учебнику или по дополнительной литературе);
  3. Семинара (для выступления назначены более заинтересованные и способные ученики);
  4. «Научной» школьной конференции, где в качестве докладчиков выступают обучающиеся; при этом классный коллектив разбивается на творческие группы,  каждая из которых сначала рассказывает об одном из резьбовых соединений (три группы), четвертая группа подводит итог, делает обобщающий сравнительный анализ; остальные обучающиеся составляют несколько групп, которые выступают в качестве оппонентов.

      При такой форме организации урока достигается несколько важных педагогических целей организации самообразования обучающихся с дифференцированной помощью учителя;

  1. Формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  2. Самореализация творческого потенциала, в т.ч. в форме самовыражения (публичные выступления, формирование оригинальных докладов, таблиц, презентаций, публикаций, «газет», визиток, моделей, и т.д., с применением ИКТ);
  3. Проведение анализа выступлений в форме оценки и самооценки;
  4. Повышение познавательного интереса к предмету;
  5. Совершенствование качеств знаний путем многократного их повторения (выступления и оппонирование) и активного участия всех в познавательном процессе.

Примечание.  Форма объяснения нового материала зависит от уровня учебных возможностей обучающихся, т.е. учебно-познавательных   интересов, способностей, творческого потенциала. Организация урока в форме конференции требует большой предварительной подготовки и хорошего знания о возможностях обучающихся, чтобы урок действительно достиг поставленной цели.

     В объяснении нового материала активно применяется  приведение таблиц (как  раздаточный материал), учебные таблицы фронтальной демонстрации (динамические модели соединений); на предыдущем уроке обучающиеся также записывали алгоритм изучения тем «Типовые сборочные соединения». По этому алгоритму составлена  таблица сравнительного анализа  резьбовых соединений. (Алгоритм также приведен в приложениях). Разработка урока  в форме семинара или конференции заслуживает отдельного внимания и в данном конспекте детально не рассматривается.

Разъемные соединения. Изображение резьбы. ГОСТ 2.311-68

 

а)

б)

 

Рис. 1

Резьбу изображают: На стержне (рис.1,а) - сплошными основными линиями по наружному диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по внутреннему диаметру (на плоскости, перпендикулярной оси стержня по внутреннему диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте). 

В отверстии (рис.1,б) - сплошными основными линиями по внутреннему диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по наружному (на плоскости, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте). Сплошную тонкую линию при изображении резьбы наносят на расстоянии не менее 0,8 мм от основной линии и не более величины шага резьбы. Резьбу, как невидимую, изображают штриховыми линиями по наружному и внутреннему диаметрам.
 
Граница резьбы (рис.2,а, б) определяется до начала ее сбега и изображается сплошной основной или штриховой линией, если резьба невидимая. Штриховку в разрезах и сечениях (рис.1,2) проводят до линии наружного диаметра на стержне и до линии внутреннего диаметра в отверстии, т.е. в обоих случаях до сплошной линии. Размер длины резьбы указывают без сбега. Резьбу с нестандартным профилем показывают со всеми необходимыми размерами (шагом, внутренним и наружным диаметрами, толщиной зуба, числом заходов, левым направлением резьбы и т.п.). В соединениях стержень перекрывает отверстия (рис.3), и поэтому в границах стержня резьба имеет сплошную основную линию по наружному диаметру, в отверстии - по внутреннему.

а)

б)

Рис. 2

 

 

Рис. 3

Обозначение всех резьб (кроме конических и трубной цилиндрической) относят к наружному диаметру (размерная линия проводится к наружному диаметру). Обозначения конических резьб и трубной цилиндрической резьбы наносят указательной стрелкой. Специальную резьбу со стандартным профилем обозначают Сп и условным обозначением профиля (М - для метрических резьб, Трап - для трапецеидальных, Уп - для упорных)

Упрощенные и условные изображения крепежных деталей на сборочных чертежах и чертежах общих видов выбирают в зависимости от назначения и масштаба чертежа ГОСТ 2.315-68: Крепежные детали, у которых на чертеже диаметры стержней равны 2 мм и менее, изображают условно. Если предмет, изображенный на сборочном чертеже, имеет ряд однотипных соединений, то крепежные детали показывают в одном месте упрощенно, а в остальных - центровыми или осевыми линиями. Шлицы на головках крепежных деталей следует изображать одной сплошной линией: на одном виде - по оси крепежной детали (вид сбоку), на другом - под углом 45° к рамке чертежа.

Наиболее характерные ошибки. Неправильно обозначена резьба на стержне в глухом отверстии, нет границы резьбы, неправильно изображена резьба на фаске, неправильно обозначена трубная резьба, не выдержано расстояние между тонкими и сплошными линиями при изображении резьбы, неправильно выполнено соединение внутренней и наружной резьб (соединение фитинга с трубой).

3. Самостоятельная работа обучающихся заключается в более основательном знакомстве с таблицей и графической частью, которая к ней прилагается; выпиской основных терминов в рабочую тетрадь, выполнение эскизов (для более успешных учеников). Анализ  О.К.  проводиться с целью последующего опроса по новым понятиям и терминам.

Практическое задание.

       1. Выполнить чертеж стержня.

            На стержне, длина которого 100мм, диаметр 12 мм, с двух концов

нарезана метрическая резьба с крупным шагом. Длина участка с резьбой равна 45 мм.

       2. Начертить (эскизно) упрощенное изображение соединения двух деталей толщиной  

           25 мм каждая при помощи болта, диаметр которого равен 20 мм.

       3. Расшифруйте следующие обозначения:

           а) Болт М20×1.5×120;  б) Болт М20×60;   в) Гайка М12;   г) Шайба16;         д) ГайкаМ12×1.5

4.  Для всех вариантов урока (обязательно нового материала, кроме урока - конференции) проводиться краткий опрос по новым понятиям, с упором на  главные моменты: в чем сходство и в чем различие между рассмотренными соединениями, в целом относящимся  к одной типовой группе – типовые разъемные  резьбовые  сборочные соединения.

5.  В  качестве  домашнего  задания обучающимся предлагается  подробно  прочитать   § § 30, 31, 32 учебника  и познакомиться  с рис. 217,, 219;  повторить  все  расчетные формулы  из таблицы (О.К.)  для   последующей практической  работы,  которая носит характер расчетно – графической,  т.е.  сначала по исходным данным рассчитываются все параметры конкретного соединения, затем выполняется  его эскиз,    наносятся необходимые  поправки  и  только потом  выполняется  чертеж  соединения    на формате А4.

6.   Итоги урока подводятся в форме фиксации основных пройденных моментов:

  1. Повторили понятия типовые сборочные соединения на примере резьбовых соединений;
  2. Установили сходство и различие этих соединений; зафиксировали основные расчетные формулы для предстоящей практической работы.

Контрольные вопросы.

1.  Что понимается под резьбой? Какая резьба называется наружной, внутренней? Что такое виток? Какие резьбы различают в зависимости от направления винтовой нитки? Что принимается за наружный и внутренний диаметр резьбы? Что такое шаг резьбы, ход резьбы? Что принимается за профиль резьбы, угол профиля? Какая резьба называется стандартной? Какие резьбы различают в зависимости от профиля? Какое наименование имеют резьбы в зависимости от назначения? В каких случаях применяются метрические резьбы с мелким шагом? Как именуется резьба в зависимости от числа заходов? В каких случаях применяется дюймовая резьба?

2.  Из каких элементов складывается обозначение стандартной резьбы?  Какими линиями надо изображать наружный и внутренние диаметры резьбы на стержне? В отверстии?  Как надо обозначать метрическую резьбу с крупным шагом?  С  мелким шагом?  Какие линии применяются для условного изображения резьбы?  Есть ли разница в изображении правой и левой резьбы?  Как изображается резьба с нестандартным профилем?  Как обозначается шероховатость резьбы?

3.  Как определить шаг метрической резьбы?  Как определить шаг дюймовой резьбы? Как определить ход у многозаходной резьбы?  Для каких резьб при нанесении условных обозначений применяют одну стрелку?

4.  Какие соединения разъемные?  Какие  неразъемные?  Как изображают резьбу болта и гайки в собранном виде?  Назвать виды сварки. Как обозначают сварные швы?

ТЕСТ  проверки знаний учащихся

по теме  «Резьба».

1. Выбрать верное утверждение.  Резьба – это:

а) поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по  цилиндрической поверхности;

б) деталь, образованная одинаковыми по форме и размерами винтовыми выступами и канавками;

в) поверхность, образованная одинаковыми по форме и размерами винтовыми выступами и канавками;

2.  Профиль резьбы бывает:

          а) плоский;   б) линейный;  в) прямоугольный;  г) треугольный; д) круглый;  

          е) трапецеидальный;  г) упорный

                3.  Метрическая резьба с наружным диаметром 16мм и крупным шагом        

                     2мм  обозначается так:

а) Tr 16×2;      б) М16     в) М16×2

      4. Болтовое соединение используют в следующем случае:

           а) для соединения двух массивных деталей;

           б) для соединения тонкой и массивной детали;

           в) для соединения двух относительно тонких деталей;

      5. В болтовой комплект входят:

      а) соединяемые детали, болт, гайка, шайба;

б) болт, гайка, шайба;

в) соединяемые детали;

       6. Рабочая длина болта – это:        

а) длина всего болта;

б) длина стяжного конца болта;

в) длина болта без головки.

      

      Примечания. Если урок проводился в форме эвристической беседы, семинара или конференции, необходимо оценить работу учеников беседы, либо отдельных выступающих, либо фактически всего класса (по уроку - конференции).

Таблица «Сходство и различие резьбовых соединений» (О.К.) с графической частью к таблице, алгоритм тем «Типовые сборочные соединения», как основной дидактический, материал прилагаются.

Плотникова Людмила Геннадьевна, МБОУ лицей №1, г. Сургут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Соединение деталей из древесины на клею"

Методическая разработка, выполненная в виде компьютерной презентации....

Соединение деталей на гвоздях

Компьютерная презентация...

Соединение деталей шурупами

Компьютерная презентация...

Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений.

Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений....

Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Конспект урока по инженерной графике

Цель:Познание принципа соединений в сборочных единицах.Задачи:- узнать виды соединений;- узнать о пользе стандартизации и взаимозаменяемости;- иметь общее представление об обозначении резьбы.План урок...

Презентация "Соединение деталей", черчение

Знакомство учащихся с видами соединений в машиностроении...