пояснительная записка к рабочей программе по швейному делу
материал по технологии на тему

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль

«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» (5-9 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_2.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль

«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» (5-9 классы)

Учебно-тематический план составлен на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;

 -«Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденный 10. 04. 2002 г., № 29/2065-п.;

- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в ред. Постановлений Правительства РФ от 10. 03. 2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. № 919;

- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности  специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000 г.;

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. 

Учебно-тематический план разработан в соответствии с программой для специальных (коррекционных) школ VIII вида сборник 2 под редакцией В.В. Воронковой разделы «швейное дело» (JI.C. Иноземцева) гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г., рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, развёрнутым тематическим планированием рекомендованным для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений  О.В. Павлова Волгоград Издательство «Учитель»  2010г. и на основе учебных пособий для обучающихся:

1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» для 5 класса, допущено Министерством образования РФ, Москва, «Просвещение», 2004г.;

2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» для 6 класса, допущено Министерством образования РФ, М, Москва, «Просвещение», 2005г.;

3. Г.Г. Мозговая Г.Б. Картушина, «Швейное дело» для 7 класса, допущено Министерством образования РФ, М, Москва, «Просвещение», 2006г.;

4. Г.Г. Мозговая Г.Б. Картушина, «Швейное дело» для 8 класса, допущено Министерством образования РФ, М, Москва, «Просвещение», 2011г.;

5. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» для 9 класса, допущено Министерством образования РФ, М, Москва, «Просвещение», 2011г.;

6. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» 5-6 классы для вспомогательной школы, рекомендованных Главным управлением организационно педагогического обеспечения Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 1993г.;

7. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» 7-8 классы для вспомогательной школы, рекомендованных Главным управлением организационно педагогического обеспечения Министерства образования РФ Москва, «Просвещение», 1993г.,

 8. JI.B. Мельникова «Швейное дело» для учащихся 9-10 классов вспомогательной школы» Москва, «Просвещение» 1986 г.

Дополнительная литература для учителя

  1. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во     вспомогательной школе: Пособие для учителя.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2008 
  2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. М., «Педагогика», 2008
  3. Учебное пособие – М – 1991 г. Технология изготовления машинных швов. Азбука шитья, выпуск 1, О.А.Кожина.

Проведение учебных занятий «Швейное дело» на учебный год предусмотрено программой из расчета в неделю 5 класс - 6 часов, 6класс-8 часов, 7 класс - 10, 8-9 классы - 12 часов.

В процессе обучения при реализации индивидуального подхода учитываются особенности нарушений в интеллектуальном развитии обучающихся, потенциальные возможности ребенка, состояние психофизического здоровья, а также уровень проявления недостатков в трудовой деятельности учащихся. К ним в частности относятся: слабая ориентировка в последовательности выполнения швейных операций по изготовлению простых швейных изделий, затруднения в принятии решения при изменении производственной ситуации, наличие необъективной оценки результатов собственного труда, не развиты приемы самоконтроля при выполнении практической работы, замедлен темп овладения отдельными швейными операциями, слабое усвоение, непонимание специальных терминов и понятий, отсутствие самостоятельности в трудовой деятельности, снижен уровень ответственности за выполнение работы.

Исходя из структуры содержания курса, учитывая психофизиологические возможности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, можно определить следующие задачи в обучении швейного дела:

1. Образовательные:

- формировать ЗУН посредством отработки и тренировки практических умений сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно;

  1. формировать трудолюбие, аккуратность посредством организации самостоятельных практических работ по выбору учащихся;
  2. обучать учащихся рациональным способам организации работы;
  3. развивать воображение, фантазию у детей используя наглядные средства обучения;
  4. развивать двигательные возможности пальцев рук, посредством выполнения несложных швейных операций;
  5. обучить работать измерительными инструментами;
  6. отрабатывать практические навыки работы на швейной машине;
  7. формировать у обучающихся потребность в занятии швейным делом путём предоставления ребёнку право выбора.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. корректировать нарушение координации движений обучающихся посредством определения определённого темпа трудовой деятельности;
  2. корректировать нарушения психических процессов, недостатки мыслительных операций, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать интерес к изучению предмета;
  2. воспитывать бережное отношение к результатам труда других людей;
  3. прививать полезные привычки аккуратность и опрятность во внешнем виде на основе формирования умений ухода за одеждой;
  4. сформировать социально-одобряемые качества личности (ответственность, самостоятельность, взаимопомощь, аккуратность, усидчивость).

класс

Распределение учебных занятий

Количество часов на изучение теоретического материала программы

Количество часов на практическую часть программы

Количество лабораторных работ

Количество

часов на проведение экскурсий

Количество

часов на практическое повторение

5 класс

79

67  (к. р.14)

1

-

47

6 класс

87

108 (к. р.15)

3

-

59

7класс

138

101   (к. р.16)

6

-

79

8 класс

179

111 (к. р.18)

4

3

93

9 класс

130

 145 (к. р.18)

8

5

102

Распределение количества часов по классам

Содержание учебного предмета предусматривает практическую подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья.

С 5 класса обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины. Выполняют упражнения по освоению приемов работы на швейной машине с ручным приводом. В программу включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и бытовых швейных изделиях. На занятиях по трудовому обучению осуществляется формирование элементарных знаний, умений и навыков по выполнению ручных и машинных швейных операций, используемых инструментах, технике безопасности, которые впоследствии используются учащимися в быту.

Формирование ЗУН осуществляется посредством отработки и тренировки практических умений сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

На практических учебных занятиях определяется уровень готовности обучающихся к профессиональному обучению специальность швея. При этом исследуются состояние крупной и мелкой моторики, способность самостоятельно изготовлять несложные швейные изделия следуя указаниям операционной карты с необходимым качеством, временными затратами.

Содержание программы 9 класса предусматривает овладение учащимися приемам работы на промышленном швейном оборудовании, пошив женской и детской легкой одежды и скоростным приемам труда.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии, обществоведения.

Обучение швейному делу заканчивается итоговой аттестацией.

Содержание экзаменационных материалов ориентировано на выявления уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по профилю швейное дело. Особое внимание уделено проверке практических умений и навыков по овладению учащимися умений и навыков работы на швейной машине и самостоятельному выполнению несложных швейных операций: обработкой обтачкой, пошив постельного белья, раскрой швейных изделий, выполнения ручных подготовительных швейных работ, а также проверки знаний по устройству швейной машины, назначение инструментов и приспособлений для швейных работ, правил техники безопасности, о видах и свойств тканей.

Если учащиеся не усваивают минимально-необходимый уровень знаний, учитель по решению ШПМПК вправе самостоятельно разработать индивидуальную программу обучения, которая реализуется на уроках по решению школьного ПМПК.

Группы учащихся по уровню усвоения учебного материала:

  1. группа - обучающиеся в целом правильно решают представленные им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала:
  2. группу - характеризует замедленный темп продвижения, обучающиеся успешно и самостоятельно реализуют задания в конкретно заданных условиях, анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, с требованиями эта группа справляется.

3 группа - обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушением внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при выполнении задания, практических работ, с трудом осваивают программу.

4 группа - характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам, т.к. основное содержание учебных дисциплин для них недоступно. Они усваивают систему минимальных знаний и элементарных умений.

На основе этих характеристик оценкой «удовлетворительно» можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий. Оценкой «хорошо» - от 50% до 65% и «отлично» свыше 65%. В любом случае при оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого ребёнком минимального уровня. Учащийся может быть не аттестован лишь в случае систематических пропусков уроков.

По уровню усвоения учебного материала учащиеся 5класса делятся на следующие группы:

2группа минимально-необходимый: Верхутина Таня, Зеленкина Надя, Ломакова     Марина, Прошкина Алёна, Шарок Света

3группа -  Замараева Катя.

Учащиеся  6 класса

1группа – базовый уровень:  Хренова Ольга

     2группа – минимально-необходимый: Игошина Алёна, Фатеева Анастасия, Томшина Екатерина

4группа -  Чепёлкина Альбина, Кирьянова  Валерия

Учащиеся 7класса делятся на следующие группы:

2группа – минимально- необходимый: Малышева Валерия, Серебрякоав Елена, Филимонова Анастасия

Учащиеся 8класса делятся на следующие группы:

1группа – базовый уровень:  Шныптева Мария

 3группа -  Ковязина Анна.

Учащаяся  9класса

3группа -  Власова Лариса

Межпредметные связи осуществляются с учебными дисциплинами по следующим разделам:

Математика: «Масштаб. Обыкновенные дроби. Устное сложение и вычитание чисел. Умножение и деление с остатком».

Социально-бытовая ориентировка: «Личная гигиена. Одежда и обувь. Трудоустройство»

Биология: «Многообразие цветковых растений. Насекомые.

Растительноядные животные. Опора тела и движение».

История: «Быт людей».

Изобразительное искусство: «Декоративное рисование. Рисование с натуры фигуры человека»

Составила: Саморукова С. Е.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

  1. о профессии швеи;
  2. правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской;
  3. санитарно-гигиенические требования;
  4. организацию рабочего места;
  5. о хлопчатобумажном волокне;
  6. как получают ткань;
  7. лицевую и изнаночную стороны ткани;
  8. долевые и поперечные нити в ткани;
  9. представление о волокне;
  10. виды волокон;
  11. названия тканей используемые для изготовления головного или носового платка, фартука;
  12. виды пуговиц;
  13. способы пришивания пуговиц, в зависимости от её вида;
  14. швейную машину: назначение и устройство;
  15. машинную иглу: устройство и установку её в игловодитель;
  16. подбор иглы в зависимости от вида ткани;
  17. строить чертёж;
  18. о прядении, получении пряжи из волокон хлопка.

Учащиеся должны уметь:

  1. работать на швейной машине с ручным приводом;
  2. утюжить изделие;
  3. выполнять шов вподгибку с закрытым и открытым срезом;
  4. пришивать пуговицы;
  5. обметывать срез ткани;
  6. продёргивать тесьму;
  7. выполнять стачной шов;
  8. налаживать заплаты;
  9. работать на швейной машине с ножным приводом;
  10. строить чертёж и раскраивать изделие;
  11. складывать ткань, смётывать и стачивать;
  12. определять размер наволочки по подушке;
  13. изготавливать салфетку и наволочу;
  14. рассчитывать расход ткани на изделие.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль

« Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5 класс.

Учебно-тематический план разработан в соответствии с программой для специальных (коррекционных) школ VIII вида сборник 2 под редакцией В.В. Воронковой разделы «швейное дело» (Л.С. Иноземцева) гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г., рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.

Проведение учебных занятий «Подготовка младшего обслуживающего персонала» на учебный год предусмотрено программой из расчета в неделю 5 класс - 6 часов.

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, санитаров в больницах и поликлиниках.

Исходя из структуры содержания курса, учитывая психофизиологические возможности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, можно определить следующие задачи в обучении младшего обслуживающего персонала:

  1. Образовательные:
  1. формировать ЗУН посредством отработки и тренировки практических умений сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно;

формировать трудолюбие, аккуратность посредством организации самостоятельных практических работ по выбору учащихся;

  1. обучать учащихся рациональным способам организации работы;
  2. развивать воображение, фантазию у детей используя наглядные средства обучения;
  3. развивать двигательные возможности пальцев рук, посредством выполнения несложных операций;
  4. обучить работать измерительными инструментами;
  5. отрабатывать практические навыки работы при уборке помещений;
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. корректировать нарушение координации движений обучающихся посредством определения определённого темпа трудовой деятельности;
  2. корректировать нарушения психических процессов, недостатки мыслительных операций, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать интерес к изучению предмета;
  2. воспитывать бережное отношение к результатам труда других людей;
  3. прививать полезные привычки аккуратность и опрятность во внешнем виде на основе формирования умений ухода за одеждой;
  4. сформировать социально-одобряемые качества личности (ответственность, самостоятельность, взаимопомощь, аккуратность, усидчивость).

Распределение количества часов.

класс

Распределение учебных занятий

Количество часов

на изучение теоретического материала программы

Количество часов на практическую часть программы

Количество

лабораторных

работ

Количество часов на практическое повторение

5 класс

6 класс

В 5-7 классах учащиеся приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на санитаров и уборщиков разных помещений, например, овощехранилищ.

Программа в основном содержит сведения по технологии работ. Однако, вследствие того, что учащиеся в той или иной степени страдают дебильностью и сопутствующими дефектами усилен дифференцированный подход к обучению, введены коррекционно-развивающие занятия, а также уроки по этике поведения.

При обучении в 5-6 классах даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, например, образцово убранный участок помещения, перед практической работой проводятся навыки в упражнениях. Практические занятия учащихся осуществляется в школе и на пришкольном участке. Обучение всегда проводится после освоения соответствующего теоретического материала.

Составил:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Пояснительная записка к рабочей программе по штукатурно-малярному делу 5класс.

Пояснительная записка к  рабочей программе 2 вида по штукатурно-малярному делу, разработана  на основе  государственной   программы  специальных (коррекционных) обр...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

Пояснительная записка к рабочей программе по производственному обучению (Столярное дело) 10 класс

Программа разработана с  учетом современных требований к организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный  подход,  учебный мате...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по дисциплине « Основы пожарно-спасательного дела» для казачьего профильного класса

1.1. Область применения программы дополнительного образованияГрамма учебной дисциплины «Основы пожарно-спасательного дела» предназначена для проведения занятий в кадетском профильном...