Натуральные растительные волокна. Ткань.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Матюнина Ольга Александровна

Конспект урока технологии в 5 классе, раздел "Материаловедение", тема "Натуральные растительные волокна. Ткань."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukla.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

НАТУРАЛЬНЫЕ РАСТИТЕЛЬНЫЕ ВОЛОКНА. ТКАНЬ. 

Образовательные цели:

-знать: свойства ткани, расположение нитей в ткани (основа, уток), полотняное  переплетение, этапы изготовления ткани, виды русского народного костюма.

-понимать: назначение тканей из натуральных растительных волокон.

-уметь: определять нити основы - утка, лицевую – изнаночную сторону ткани.

-использовать приобретённые знания на практике: при изготовлении куклы-закрутки.

Развивающие цели:

Способствовать:

-обогащению словарного запаса;

-умению анализировать и сопоставлять;

-развитию интереса к русскому народному творчеству.

Воспитывающие цели:

- содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности;

 -бережному отношению к прошлому своего народа;

-уметь проявлять заботу к младшим.

Профориентационные цели:

Способствовать формированию знаний о трудовой деятельности ткачихи.

Методы обучения: беседа, наглядно-иллюстративные, практический(игра).

Оборудование и материалы: 

-образцы и фотографии кукол-закруток, изображения русского народного костюма, образцы волокон и тканей натурального растительного происхождения(хлопок, лён);

-ткань для туловища 30х50см, белая ткань для головы и рубахи размером 15х15см, куски ткани тесьма, ленты, цветные нитки для оформления костюма, нити для волос, иглы, вата, клей ПВА.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература: использование народных сказок, умение пользоваться терминами.

История: умение пользоваться сведениями о русском народном костюме.

ИЗО: правильный подбор цвета.

ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими инструментами (ножницы, иглы)

План урока

I. Организационный момент:

проверка готовности к уроку;

проверка присутствующих;

сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть:

рассказ о русской народной игрушке;

объяснение  различных свойств  хлопчатобумажных и льняных тканей

физкультурная минутка

III. Практическая работа:

вводный инструктаж;

самостоятельная работа;

текущий инструктаж;

заключительный инструктаж.

IV. Подведение итогов:

анализ выполненных работ;

оценка заданий учащихся.

V. Домашнее задание.

     VI.Уборка рабочих мест.

Ход урока

Организационный момент

« В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет, умирая купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключиться тебе какое горе, дай её поесть и попроси у неё совета. Покушает она – и расскажет, чем помочь несчастью.

Затем мать поцеловала дочку и померла».

- Как называется сказка? (Василиса Прекрасная)

- Кто автор? (народ)

Демонстрирую книгу.

- Эта книга интересна тем, что персонаж , помогающий Василисе своё счастье, - кукла.

Не буду пересказывать всю сказку о судьбе Василисы и её куколки вы можете прочитать самостоятельно, замечу лишь, что не случайно попала эта игрушка в русскую народную сказку. Человек всегда стремился к красоте и на разных исторических этапах видел и выражал её по-своему в постройках, в вещах, в одежде, в игрушках.

- Я думаю, вы уже догадались, что мы будем делать на уроке?

- Да, мы будем делать традиционную русскую куклу-закрутку, и подарим её ребятам из детского сада.

Теоретическая часть.

Беседа о русской народной игрушке.

- Из каких материалов в старину делали игрушки? (дерева, соломы, глины, бересты, ткани).

- Как назывались игрушки? (матрёшки, солдатики, куклы)

        

-Самой распространённой игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передаёт.

Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими. Почему?

- Лицо заменял узор в виде ромба, креста, квадрата и т.д., считалось, что кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребёнку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. Что такое оберег? (предмет, который защищает от бед, дурного глаза)

2. Сообщения учащихся о русском народном костюме

-Из самых красивых и ярких лоскутков ситца, яркого кумача, ткани-китайки шили настоящую одежду, походившую на одежду взрослых. По тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Исторически сложились две формы костюма – сарафанная и понёвная. Сарафан носили женщины Центральной России и Севера, костюм с понёвой – в южных областях России.

Давайте послушаем сообщения о северном и южном костюме.

(Два ученика выступают с сообщениями. Приложение №1)

-Каковы особенности северного (южного) костюма?

3. Объяснение свойств хлопчатобумажных тканей, прядения.

- Для изготовления куклы подходят ткани натурального растительного происхождения. Какие это ткани? (хлопчатобумажные и льняные)

- Из чего они сделаны? (хлопка и льна)

Сейчас я прочитаю индийскую сказку «Соловей и хлопковый куст», а вы внимательно послушайте что из себя представляет растение хлопок.

Соловей и хлопковый куст

(По мотивам индийской сказки)

Жил однажды соловей. Летал-летал он и вот однажды увидел куст, на котором цвели красивые цветы. Обрадовался соловей и сказал:

-Из таких красивых цветов, наверное, получатся очень вкусные плоды. Останусь-ка я на этом кусте и, когда плоды созреют, съем их

Бросил он своё гнездо и семью, уселся на кусте и в жадности своей не подпускал к кусту ни одной птицы.

Прилетала раз кукушка, соловей и её не пустил.

- Почему ты не пускаешь других птиц к этому кусту? Разве эти кусты твои? – спросила кукушка.

- Тебе какое дело? – ответил соловей, - Не пускаю, потому что сам хочу съесть все плоды.

А куст то был хлопковый. Отцвели цветы и превратились в жёсткие коробочки. Внутри коробочек зреет хлопок – семена с длинными пушинками. Созрели коробочки, лопнули, и хлопок разлетелся по ветру.

«Что-то летает кругом, - подумал соловей, - верно, плод созрел». Заглянул в коробочку, а она пустая.

Слетелись все птицы и стали корить жадного соловья:      

- Видишь! Не гонял бы нас, мы бы сказали тебе, что это хлопковый куст  и плоды его несъедобны. Мы показали бы тебе, где растут съедобные  плоды. А ты всё жадничал, вот ты и наказан.    

Рассердился соловей и говорит кусту:

- Ты дурной куст. Никому ты не нужен, никого ты не питаешь.

- Ошибаешься, - возразил куст. – я кормлю овец, а из моего хлопка делают, подушки, тюфяки, и одежду.

С того дня ни один соловей не садится на хлопковые кусты.

- О чём эта сказка?

- Что такое хлопок?

(Показываю таблиц «Производство хлопковых тканей»)

- Это хлопчатник. Его выращивают в тёплых странах. Плод хлопчатника – коробочка, в котором содержатся волокна с семенами. Если из коробочки вынуть волокна и удалить семена, то получиться обыкновенная вата, из которой прядут хлопковые нити.

В старые времена прядение было одним из привычных женских рукоделий. Пряли иногда даже королевы. В деревнях особенно много пряли зимой, когда не надо было работать в поле. Вечерами женщины собирались вместе, зажигали лучину, пряли и при этом пели песни, беседовали.

- Давайте попробуем прясть нить без веретена. Вытяните из ваты тонкий пучок волокон, и скрутите его в нить. Повторяя эти движения, сделайте свою нить длинной. (Учащиеся выполняют задание, в это время звучит русская народная песня «Пряха»)

- Из нитей получают ткани.

(показываю образцы х/б  тканей)

- Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки имеют достаточный срок службы, легко стираются и хорошо утюжатся.

         4.Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 8, выпишите свойства хлопковых тканей.

- Проверим.

5.Объяснение свойств льняных тканей, ткачества.

 Следующее растение из которого в старину делали ткани – лён.

Придумали люди как изо льна делать нитки, и стали этому своих детей учить. Чтобы детям снова не пришлось придумывать. Не было в древние времена ни учебников, ни детских книжек с яркими картинками, да и школ во многих деревнях не было. Как же дети запоминали всё что надо сделать со льном? Дети играли. Давайте и мы тоже попробуем.

6.Физкультурная минутка.

(Звучит русская народная песня «Уж я сеяла, сеяла ленок…», учащиеся повторяют движения)

7.Составление схемы «Производство ткани»

- Как же сделать изо льна нитки?

- Как получают ткань? Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Прошла зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить , по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве  на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень (белая пена).

- Итак, как же получают льняную ткань?

- Давайте составим схему.

А какие хорошие ткани получаются изо льна. Они лучше сохраняют тепло и влажность тела, чем хлопковые иди шёлковые. Не случайно космонавты отправляясь в полёт, надевают льняное бельё.

 

8.Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве

Показ способов переплетения нитей.

- Существуют разные способы переплетения нитей в ткани. При изготовлении хлопчатобумажных и льняных тканей используют в основном полотняное переплетение нитей. (показ)

                                               

Полотняное переплетение – это поочерёдное переплетение нитей основы и утка.   (Запись в тетради)

Показ способов определения нитей основы и утка

-У ткани выделяют нити основы и нити утка.

Нити основы – долевые.

Они идут вдоль кромки. Кромка – это плотная сторона ткани.

Мало тянутся

Нить основы прямая.

Нити утка – поперечные.

Показ способов определения лицевой и изнаночной сторон ткани

По яркости рисунка

По наличию узелков на изнаночной стороне.

III. Практическая часть

1.Объяснение технологии изготовления

- Приступим к изготовлению куклы. Начинали куклу делать с того, что свёртывали в трубочку – «скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой – и кукла готова. А потом ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Итак, наша кукла с косой. Теперь её можно наряжать.

2.Повторение правил техники безопасности при ручных работах

- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с иглами, ножницами, чтобы не пораниться?

3.Работа по инструкционно–технологическим картам

- Посмотрите внимательно на инструкционные карты. Как сделать куклу-закрутку?

Учащиеся выполняют работу по инструкционно–технологическим картам (приложение №2), учитель контролирует их деятельность

IV. Подведение итогов

1.Фронтальный опрос

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какие ткани относятся к тканям натурального растительного происхождения?

- Как определить направление нити основы в ткани?

- Как определить лицевую сторону в ткани?

- Каковы особенности северного русского народного костюма?

Выставление оценок

На основе работы выставляются оценки. При выставлении оценок учитываются проведённой аккуратность выполнения куклы, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.

                                                                                                 

Приложение №1

Сообщение № 1

Северный костюм.

Главным в нем является сарафан, который мог быть прямым, косоклинным или на кокетке. Под сарафан надевали короткую рубаху, которая имела свои отличительные особенности в каждой губернии. Шили ее из отбеленного холста в сочетании с красным кумачом, ворот, рукава, запястья часто вышивались. На сарафан в летнее время надевали как бы еще один маленький, но широкий сарафанчик – его называли летником, коротеной или епанечкой. А в прохладную погоду носили душегрею.

Головной убор был обязателен. Девушки могли носить простую ленту, повязку. Женщины - кокошники, сороки и другие головные уборы, под которые они прятали свои волосы. Считалось позором, если женщина была без головного убора. Отсюда пришло к нам выражение – опростоволоситься.

Сообщение № 2

Южный костюм.

Этот костюм является самой древней формой одежды. Основное в нем – простонародная юбка понева, полы которой, как правило, не сшивались. Держалась понева на гаршнике – веревочке, тесьме. Эта понева была своеобразным паспортом крестьянки: по ней легко можно было узнать, откуда ее хозяйка родом, замужняя или вдова, по какому случаю надела поневу. Украшалась она богато – лентами, пуговицами, тесьмой, бубенцами. Эта одежда считалась «бабьей», девушки ее не носили.

Поневу надевали на рубаху, богато расшитую на плечах, рукавах, подоле.

Важная часть костюма – фартук, без которого ни одна хозяйка не начинала свой день. Фартук также украшали, особенно праздничный.

ТКАНЬ

волокно

нити

(пряжа)

ткачество

суровая ткань

отделка

готовая ткань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалловедение. Растительные волокна

При проведении уроков мы говорим детям о растительных волокнах, показать все мы не можем и дети не понимают очем идет речь. Картинки помогут при объяснении материала учителям, а детям понять материал...

Ткани из натуральных растительных волокон. 5 класс (девочки)

разработка открытого урока по обслуживающему труду в 5 классе....

«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»

Методическая разработка урока по теме «Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»...

Конспект урока технологии в 5 классе на тему "Натуральные растительные волокна"

Урок из раздела "Материаловедение"в 5 классе позволяет изучить свойства волокон из хлопка, льна...

"Растительные волокна: хлопок. Получение ткани"

План- конспект урока по профессионально-трудовому обучению. 5 класс коррекционной школы....

Лабораторно-практическая работа «Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон».

Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей....

Конспект урока "Натуральное шёлковое волокно и его свойства".

Конспект урока для учащихся 8 класса по трудовому обучению (швейное дело) коррекционной школы....