Урок по кулинарии: "Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий"
методическая разработка (технология, 5 класс) на тему
Урок кулинарии в 5 классе означннии хлеба в нашем питании. Приводится пример атрибутного метода исследования хлебобулочных изделий.Игровая форма работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий | 65.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по технологии в 5 классе
учителя Гордиенко Аллы Андреевны ГБОУ СОШ №124
Раздел: «Кулинария»
Тема урока: «Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий.
Место урока в системе: текущий
Цели и задачи урока:
- научить приемам исследования - определять достоинства и недостатки исследуемых объектов
- научить составлять дизайн-анализ
- познакомить с исключительной ролью хлеба в рационе питания
- познакомить с мировым ассортиментом хлеба
- привить навыки бережного и экономного отношения к хлебу,
- воспитывать уважение к труду людей занятых производством хлеба
Тип урока: комбинированный, усвоение новых знаний
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая
УМК: Технология 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д. Москва «Вентана-Граф, 2000. Дидактический материал
Средства наглядности: презентация: «Хлеб», плакаты с пословицами, поговорками, афоризмами, хлебобулочные изделия в упаковках
Оборудование: ПК, проектор
Технология: «Метод проектов», атрибутный метод исследования, элементы игры.
План урока:
- История хлеба
- Продукты для выпечки хлеба
- Состав питательных веществ
- Национальные сорта хлеба
- Значение хлеба
- Исследование ассортимента хлеба (атрибутный метод).
- Составление дизайн-анализа
- Выявление предпочтений
Ход урока
- Организационное начало урока.
- Сообщение нового материала.
Давайте подумаем какой продукт всегда на нашем столе? Хлеб!
Какие вы знаете пословицы о хлебе? (ответы детей)
Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, самый древний и самый надежный вид пищи на земле
(Слайд1).Хлеб… Наскучит ли он? – Никогда!
Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда!
(Слайд 2) Самый первый хлеб, который нашли ученые на земле, оказался в гробнице египетского фараона Рамсеса III, жившего за тысячу двести лет до начала нашей эры. В ту пору даже для властителя пекли хлеб из растертых ручными жерновами зерен в виде грубых пресных лепешек.
(Слайд 3) Печь хлеб из квашеного теста умели уже культурные народы древности: жители Малой Азии, Древней Греции, Рима. В Западную Европу хлеб пришел в начале средних веков
Наша страна всегда славилась удивительным умением выпекать разнообразные хлеба. В 16-17 веках маленькие московские пекарни называли «хлебными избами», а предприятия побольше именовали «хлебными палатами». В Московском Кремле стоял государев «хлебный дворец».
(слайд 4) Как же пекут хлеб?
Замешивание теста и выпечка хлеба – одна из самых древних технологий, известных человеку.
(слайд 5,6) Для приготовления теста необходимы: мука, вода, дрожжи, соль, сахар, жиры.
В муке содержится 10 % белков, 45 % жиров, 70 % углеводов, минеральные вещества, витамины: В1, В2, РР
(Слайд 7) При неправильном хранении и использовании некачественной муки (с добавкой соевого молока), хлеб быстро покрывается плесенью, потому что слишком влажный.
(Слайд 8) Это должен знать каждый!
- В питании человека хлеб является важным источником белка
- Хлеб частично покрывает потребность организма человека в железе
- Хлеб – основной поставщик углеводов (крахмала, сахаров, клетчатки)
- Из витаминов хлеб наиболее полно покрывает потребность человека в тиамине (В1)
- Хлеб является важным источником пищевых волокон
Какой хлеб вы покупаете в магазине? (ответы детей)
(Слайд 9) Вот некоторые национальные названия хлеба:
Поляница –украинский хлеб, лаваш – армянский, ржаной и каравай – русский,
лепешка – восточный, батон – страны СНГ.
(слайд 10) Мировое разнообразие хлеба:
Маца – еврейский пасхальный хлеб, питта – страны Ближнего Востока, бриоши, багет – французские булочки и батон, наан – индийский хлеб, фокачча и чиобатта – итальянский хлеб.
(Слайд 11, 12) Можно сделать вывод, что хлеб единственный в своем роде продукт с богатейшей историей, и нет такой кухни в мире, где не присутствовал бы хлеб.
Хлеб в доме является символом благополучия и богатства. Дорогих гостей по традиции встречают хлебом-солью. Хлеб не раз спасал от голода целые народы. Хлеб может использоваться в качестве самостоятельного продукта питания, и не в одной кухне мира нет другого такого продукта.
Что можно приготовить из хлеба? (бутерброды, гренки, тосты)
В проектах по кулинарии вы разрабатываете меню завтрака, где обязательно присутствует хлеб в качестве бутербродов. Какой хлеб лучше использовать?
Мы проведем исследование хлеба, который продают в наших магазинах.
Давайте представим, что мы находимся на аукционе хлеба. Все вы – представители торговых фирм и должны выбрать хлеб для своих покупателей, а я,- представитель фирмы производителя хлеба.
Вам необходимо выбрать качественный, полезный, вкусный и не очень дорогой хлеб из предложенного производителем ассортимента.
Что вы будете исследовать? Составим план в виде «звездочки» обдумывания.
(Приложение)
Учитель вместе с учениками определяет и записывает на доске название позиций, по которым будет проводиться исследование.
Учитель раздает листы с таблицей, которую будут заполнять ученики в процессе исследования. (Приложение).
Уважаемые «эксперты», приступаем к исследованию.
На столе несколько буханок разного хлеба в упаковках. Берем первую буханку хлеба.
- На что мы обращаем внимание в первую очередь, когда выбираем хлеб? (На форму, на название, на внешний вид, на упаковку, на завод изготовитель).
В заголовке первой графы исследования записываем «Название, завод изготовитель»
В графе пишем: Английский хлеб. ООО «Каравай» Делаем зарисовку буханки.
Теперь снимем упаковку (хлеб в нарезке) и рассмотрим сам хлеб, понюхаем, попробуем на вкус, тщательно пережевывая (раздаются ломтики хлеба) .
Обратите внимание, как выглядит хлеб на срезе (пористый, видны семена, легкий).
Зарисуйте ломтик хлеба в первую графу.
- Что запишем в следующую графу? Вкус, запах, цвет.
Вам понравился вкус и аромат? Учащиеся высказывают свое мнение о вкусе хлеба (ароматный, сладковатый вкус, чувствуются семечки подсолнуха и тыквы, легко жуется, вкусный, цвет светло-коричневый)
Запишите ваши впечатления во вторую графу. Ароматный, чувствуется вкус семян, легко жуется, вкусный, светло-коричневый.
- В следующую графу запишем пищевую ценность. Найдем ее на упаковке.
Пищевая ценность на 100 г продукта: белки – 12,6 г, жиры – 3,0 г, углеводы – 45,6 г, калорийность – 227 ккал.
Витамины: Е-4,0мг, В1-0,21мг, В2-0,06мг, РР-2,оомг
Минералы: марганец-0,99мг, фосфор-244мг, магний-94,0мг, кальций-79,3мг, калий-148,8мг
- Что входит в состав этого хлебушка и отчего он такой вкусный?
Заголовок следующей графы: Состав продукта. Найдем его на упаковке.
Вода, мука пшеничная высшего сорта, мука ржаная, семена подсолнечника, льна, тыквы, отруби пшеничные, хлопья овсяные, соль, сахар песок, сухая закваска, аскорбиновая кислота, дрожжи хлебопекарные.
- Следующая графа: Упаковка - рассмотрим ее. Это полиэтиленовый пакет с рекламой хлеба , описанием пользы зерна, с фирменным знаком производителя, со штрих кодом, закрыт клипсой. Запишем.
- Следующая графа: Вес. Ищем вес на упаковке – 400г. Записываем.
- Следующая графа: Цена. Она указана на чеке магазина -43рубля.
- Какую форму этого хлеба вы зарисовали? Назовем ее «Кирпич» и заполним следующую графу.
- Последняя графа Сумма балов.
Оцените, пожалуйста, все характеристики английского хлеба по 5-бальной шкале.
Учащиеся (участники аукциона) высказывают свое мнение и оценивают каждую позицию ( оценки за вес, цену, форму -4 балла. Сумма балов: 37.
Уважаемые «представители фирм», почему снизили баллы за вес и цену, английского хлеба?
Потому что вес всего 400г, а цена довольно высокая. (В состав хлеба входит большое количество высококачественного и дорогого сырья)
Продолжаем исследование.
Фирма «Фацер» предлагает вашему вниманию хлеб многозерновой «Бурже»
Проделаем те же операции. Записываем название, завод-изготовитель, зарисовываем, пробуем на вкус, аромат, записываем пищевую ценность, состав продуктов, рассматриваем упаковку, вес, стоимость, форму, проставляем баллы и считаем сумму баллов.
Максимальные баллы даны за пищевую ценность, состав продукта, упаковку и форму. Итого: 35 баллов
- Закрепление
А теперь разделимся на 3 группы по 4 человека и самостоятельно проведем исследование по ассортименту: Хлеб столичный. Батон нарезной. Хлеб тостовый. (Учащиеся садятся по группам, исследуют и оценивают хлеб в баллах).
Учитель обходит группы, отвечает на вопросы, делает замечания.
- Темная корочка у хлеба, это результат кармелизации сахара. Он горит и получается темный цвет.
- Жевать хлеб (любую пищу) надо долго, так как во рту содержится фермент, которого нет в желудке.
В конце работы учитель обращается к учащимся:
- Уважаемые «представители торговых фирм», какой хлеб по вашему мнению больше всего подойдет для бутербродов и понравится вашим покупателям? Обоснуйте свой выбор, сделав запись в таблицах. Начните со слов: «мне больше понравился….. Так как……»
Заслушаем несколько мнений (учащиеся зачитывают свои записи. Понравился хлеб английский, тостовый и батон нарезной). Молодцы! Вы справились со своей ролью «экспертов». Именно эти сорта хлеба лучше всего подходят для бутербродов.
Таблица, которую мы составили, называется «Дизайн-анализ».
В ваших проектах вы тоже будете проводить исследование и составлять дизайн-анализ различных изделий. Теперь вы это умеете делать.
- Обобщение. Анализ урока.
Вы познакомились с некоторыми сортами хлеба, производимыми в нашем городе. Узнали какие продукты входят в состав теста, оценили вкус хлеба и его стоимость. Определили какой хлеб лучше подойдет для ваших бутербродов. Мы составили дизайн-анализ хлеба.
-Вам понравилась работа которой мы занимались на уроке?
-Где пригодятся вам знания полученные на уроке?
Выставление оценок. Окончание урока.
«Звездочка» обдумывания. Приложение
Таблица Дизайн – анализ хлеба
Название Завод производит | Вкус Цвет | Пищевая ценность | Состав продуктов | Упаковка | Вес | Цена | Форма | Сумма баллов |
Английский хлеб ОАО «Каравай» Санкт-Петербург Рисунок 5 | Ароматный. Вкус и запах семян семечек и тыквы. Жуется легко ,мягкий, пористый. Светло- коричневый 5 | Белки 12,6 Жиры 3,0г Углеводы 45,6г Калории 277ккал Витамины: Е,В1,В2,РР Минералы: магний, фосфор,калий кальций 5 | Мука пшеничная высший сорт семена подсолнечника, льна, тыквы, отруби пшенич хлопья овсяные,сахар, соль, сухая закваска, дрожжи хлебопекарские 5 | Целофановый пакет с рекламой и полезной информацией Логотип фирмы,штрих Код. Клипса с датой изготовления 5 | 400г 4 | 47руб 4 | «кирпич» 4 | 37 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"
В документе находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические карты. Урок содержит культурологический момент....
"Хлеб и хлебобулочные изделия. "
урок по социально-бытовой ориентировке...
Информационная карта по теме:"Ассортимент хлебобулочных изделий"
Хлебный словарь станет неплохим путеводителем для того, что бы разобраться в хлебных разнообразиях....
Собственная методическая разработка по лексической теме "Хлебобулочные изделия"
Презентация для коррекционного занятия для детей старшего дошкольникого возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Разработка урока по теме "Хлеб и хлебобулочные изделия"
Изложена характеристика продуктов входящих в состав теста, указаны питательные вещества хлеба и хлебобулочных изделий, предложена лабораторная работа по качеству продуктов входящих в состав тест...
Конспект урока по предмету "Ручной труд". Тема урока: "Лепка хлебобулочных изделий из пата"
Уроки по предмету «Ручной труд» – очень важны для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые развивают творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, ...
Мини-исследование для 5-6 классов "Лес — наше богатство"
Мини-исследование "Лес — наше богатство" разработано для 5-6 классов. В ходе исследования учащиеся узнают, сколько деревьев нужно вырубить, чтобы издать учебники для школьного класса, ...