тематическое планирование по технологии 5 класс для неделимых сельской школы
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Сандугей Владимир Леонидович

календарно-тематическое для 5 неделимого класса  сельской школы (с разделами сельхозтруда)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс


урока (общий и по теме)


Дата урока

Система уроков
(тема и цель урока)

Тип урока . Педагогические средства

Кол-во часов

Дидактическая модель

обучения

Вид

деятельности учащихся

Планируемый результат
(уровень освоения,
компетенции)

Информационно-методическое
обеспечение

Домашнее

 задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел I. Эстетика приусадебного участка. Осенний период. Растениеводство.

8



1.1.1

Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Очистка поверхности земли от растительных остатков.

Цели: овладение безопасными приёмами труда, общетрудовыми умениями и навыками; приобщение к нормам и ценностям общества

Рассказ,
демонстрация, практикум



2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая:
работа на

пришкольном участке

Становление и формирование ценностно-смысловой, коммуникативной и личностной компетентности учащихся.

Рассказать о значении очистки

поверхности земли .

Применять правила техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём .

Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил техники безопасности.

1. Школа

и производство. – 1990. – № 11 – С. 45.

2. Инструкции по т/б.

3.Сельскохозяйственный инвентарь

2.1.2

Уборка и учет урожая.

Очистка поверхности земли

от растительных остатков.

Цели: воспитание трудолюбия,

целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности

Рассказ,
демонстрация, практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая:
работа на

пришкольном участке

Рассказать об условиях уборки урожая и  подготовки почвы к зиме .

Работа с разным сельскохозяйственным инвентарём . Выполнять самостоятельно очистку поверхности земли с соблюдением правил т/б .

Школа

и производство. – 1990. – № 11. – С. 45

3.1.3

Особенности обработки почвы осенью.

Цели: овладение специальными знаниями и умениями, различными

способами деятельности; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий

и результатам их труда

Рассказ,
демонстрация, практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая:
работа на пришкольном участке

Рассказать об особенностях обработки почвы осенью .

Назвать виды органических удобрений .Вносить удобрения, соблюдая правила т/б .

Обработка почвы разным сельскохозяйственным инвентарём .

1. Наш сад. – 1987. – № 8. –

С. 12.

 2. Книга юного натуралиста. – М., 1982. – С. 28

4.1.4

Очистка почвы от сорняков.

Подготовка УО участка к весенним работам.

Цели: самостоятельное овладение способами деятельности, приобщение к нормам и ценностям общества; воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности

Практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая:
работа на пришкольном участке

Выполнение практической работы

с помощью учителя .

Самостоятельная работа с соблюдением правил т/б .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел II. Информационные технологии.

2

5.2.1

Знакомство с текстовым и графическим редактором.

Цель: получение опыта работы

с ПЭВМ

Рассказ,
демонстрация, практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

Различать текстовую и графическую информацию, рассказать о средствах ввода-вывода этой информации в ПЭВМ .

Работать в режиме калькулятора

на ПЭВМ .

Набирать и редактировать текст, получать и хранить твёрдые копии

текста, создавать простые рисунки.

1. ПЭВМ.

2. Учебник















Раздел III. Технология изготовления  изделий на основе  плоскостных деталей 

(Обработка  древесины).

8

6.3.1

Вводное занятие. Правила безопасности труда.

Цели: ознакомление с техникой безопасности труда; развитие познавательных интересов

Рассказ,
работа с инструкцией

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Индивидуальная

Становление и формирование учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, личностной компетентности учащихся.

Уметь оборудовать рабочее место .

Уметь организовать труд в столярной мастерской .

Знать т/б при работе в мастерских .

1. Инструкции

по т/б.

2. Учебник.

3. Слайд-лекция «Материаловедение»

7.3.2

Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты.

Цели: ознакомление с конструкционным материалом, с основными элементами графической грамоты; развитие технического мышления, пространственного воображения

Объяснение,

слайд-лекция

1

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Индивидуальная:

работа

с чертежами, технологическими картами

Рассказать о строении, породах,

видах пороков древесины .

Различать древесину по текстуре .

Читать простейшие технические рисунки, чертежи деталей .

Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления .

Начертить чертёж автомобиля .

1. Слайд- лекция.

2. Чертёж автомобиля.

3. Учебник.

4. Технологическая карта



Этапы создания изделий из древесины.

Цели: развитие технического мышления, пространственного воображения; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в практической деятельности

Рассказ,
демонстрация, практикум

1

Имитационное моделирование

Групповая: 
составление технологической

карты

Перечислять этапы создания изделия из древесины .

Начертить чертёж карандашницы .

Планирование технологической

последовательности операций обработки заготовки. Подбор инструментов и технологической оснастки .

1. Учебник.

2. Тематическая карта.

3. Чертёж карандашницы «Ёжик».

4. Тесты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.3.3

Разметка, пиление.

Цели: освоение техники и приемов

экономичной разметки и пиления

заготовок; овладение безопасными приемами труда; овладение общетрудовыми и специальными умениями; включение учащихся в разнообразные виды технологической

деятельности

Рассказ, работа с книгой, демонстрация, практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Индивидуальная: 

разметка

заготовки,
пиление

Перечислить приёмы и последовательность разметки, приемы пиления .

Соблюдать т/б при работе с режущим инструментом .

Пользоваться приспособлениями для разметки и пиления .

Самостоятельно выполнить
разметку, распилить заготовку

с соблюдением т/б .

1. Слайд-лекция.

2. Карточки-задания.

3. Учебник.

4. Технологическая карта.

5. Фрагмент видеофильма

9.3.4

Строгание.

Цели: освоение приёмов строгания, уяснение правил безопасности

труда при выполнении этой операции, развитие технического мышления

Рассказ,
демонстрация, создание продукта при помощи учителя

2

Имитационное моделирование

Индивидуальная

Перечислить виды строгального

инструмента .

Владение элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины налаженным рубанком .

Выполнить строгание в соответствии с чертежом .

1. Слайд-лекция.

2. Учебник.

3. Тесты.

4. Чертёж швабры (указки)

Раздел IV. Механизмы технологических машин.  Элементы машиноведения.

2

10.4.1

Понятие о машине и механизме, составные части машин. Графическое изображение механизмов передач. 

Цели: развитие технического мышления; освоение технологических знаний

Рассказ, слайд-лекция,

практическая работа

1

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Индивидуальная: 

работа

с кинема- тическими

схемами

Становление и формирование

информационно-коммуникативной, учебно-познавательной компетенции учащихся.

Дать определение изделия, детали ,машины, механизма. Перечислить составные части
машин, назвать их назначение .

Читать простейшую кинематическую схему .

Классифицировать устройства

машин по выполняемым ими функциям .

1. Кинематические схемы.

2. Учебник

для 5 класса.

3. Учебник

для 6 класса.

4. Слайд-лекция.

5. Тесты

Устройство и управление сверлильным станком. Т/б при работе.

Цели: ознакомление с устройством, управлением сверлильного станка и принципом его работы;

овладение безопасными приёмами труда; воспитание бережного отно-

шения к оборудованию

Слайд-лекция, демонстрация, лабораторная работа

1

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Индивидуальная:

работа
с кинема-
тической схемой

Прочитать кинематическую схему

сверлильного станка .

Рассказать правила т/б при работе на станке .

Перечислить возможные неисправности в работе станка и их устранение .

Выполнить лабораторную работу.

1. Плакат

«Кинематическая схема сверлильного станка».

2. Инструкция

3. Учебник.

4. Слайд-лекция.

5. Тесты

по т/б.


















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел V. Технология изготовления  изделий на основе  плоскостных деталей 

(Обработка  древесины).


6

11.5.1

Сверление отверстий, изготовление изделий из древесины.

Цель: получение опыта примене-ния политехнических и технологи-

ческих знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

Слайд-лекция, демонстрация, создание продукта при помощи учителя

2

Имитационное моделирование

Индивидуальная:

работа

на сверлильном станке

Формирование учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, личностной компетентности учащихся.

Использование технологической машины для изготовления изделия .

Просверлить отверстия на заготовке, соблюдая правила.

Визуальный инструментальный контроль размеров отверстий.

1. Слайд-лекция.

2. Плакат «Устройство ручной дрели».

3. Тесты.

4. Учебник.

5. Фрагмент видеофильма

12.5.2

Изготовление разделочной доски

Цели: включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию продукта

труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений  

в практической деятельности; воспитание ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда

Демонстрация, создание продукта при помощи учителя

2

Имитационное моделирование

Индивидуальная

Выбор заготовки для изготовления

изделия с учетом механических, технологических и эксплуатационных свойств, наличия дефектов материала и минимизации отходов .

Разметка заготовки на основе графической документации с применением разметочных и контрольно-измерительных инструментов.

Обработка ручными инструментами заготовок с учётом видов и свойств материалов .

Использование технологической

машины для изготовления изделия.

1. Технологическая карта изготовления разделочной доски.

2. Фрагмент видеофильма.

3. Тесты







13.5.3

Декоративная отделка изделий.

Цели: усвоение технологии

и приёмов выжигания, лакирования

и окрашивания; воспитание эстети-

ческого вкуса, развитие творческих

способностей

Слайд-лекция, практикум

2

Имитационное моделирование

Индивидуальна

Перечислять виды декоративной отделки изделий .

Осуществить контроль и оценку

качества изделия, выявить дефекты и их устранить .

Выполнить защитную и декоративную отделку карандашницы .

Построить чертёж швабры

(указки) .

1. Слайд-лекция.

2. Учебник.

3. Тесты






Раздел VI.  Технология изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки .

12

14.6.1

Рабочее место для ручной обработки

металла

Комбинированный урок

1

Слесарный верстак; его

назначение и устройство.

Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной

обработке металла

Регулировка

высоты верстака в соот-

ветствии

с ростом
учащихся

Знать: устройство и назна-

чение слесарного верстака

и слесарных тисков; правила

безопасности труда.

Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии

со своим ростом; рациональ-

но размещать инструменты

и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках

Тонколистовой металл и проволока

1

Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы

её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов

Ответы

на вопросы. Распознава-

ние видов

металла Роль металлов в развитии цивилизации

Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Уметь: различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки

15.6.2

Графическое изображение

деталей из тонколистового металла и проволоки

Комбинированный урок

2

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта

Ответы

на вопросы. Терминологический диктант Построение чертежей

простых

деталей

из тонколистового ме-

талла и проволоки

Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты.

Уметь: читать чертежи
деталей из тонколистового

металла и проволоки; определять последовательность

изготовления детали по технологической карте
























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16.6.3

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки

Комбинированный урок

2

Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы

Ответы

на вопросы.

Контроль за выполнением практической работы

Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы.

Уметь: править тонколистовой металл и проволоку

17.6.4

Разметка заготовок из тонколистового

металла

и проволоки

Комбинированный урок

1

Разметка заготовок

из тонколистового
металла и проволоки. Ручные инструменты

для разметки. Шаблон

Ответы

на вопросы.

Контроль

качества

выполнения

операции

разметки Изготовление шаблона

для размет-

ки детали

из тонколи-

стового ме-

талла

Знать: правила разметки заготовок из тонколистового

металла и проволоки; назна-

чение и устройство ручных

инструментов и приспособлений для разметки; правила безопасной работы при разметке.

Уметь: выполнять разметку

заготовок из тонколистового

металла и проволоки

Приёмы резания и зачистка

деталей из тонколистового металла и про-

волоки

1

Резание и зачистка: осо-

бенности выполнения данных операций. Инст-

рументы для выполнения

операций резания и зачи-

стки. Правила безопасной работы

Ответы

на вопросы. Контроль

качества
выполнения

операций

резания

и зачистки

Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных

инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций.

Уметь: выполнять резание

заготовок; зачистку (опили-

вание) заготовок из тонколи-

стового металла и проволоки

18.6.5

Сгибание тонколистового металла

и проволоки

Комбинированный урок

2

Сгибание как технологи-

ческая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания.

Правила ТБ

Ответы

на вопросы.

Контроль

качества
выполнения

операции

сгибания

Знать: о процессе сгиба-

ния тонколистового металла

и проволоки; назначение

и устройство инструментов

и приспособлений для выпол-

нения операции сгибания; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять операцию сгибания тонколистово-

го металла и проволоки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

19.6.6

Соединение деталей из тонколистового металла.

Отделка изделий из металла

Комбинированный урок

2

Способы соединения

деталей из тонколисто-

вого металла. Защитная

и декоративная отделка

изделий из металла.

Правила безопасности труда

Ответы

на вопросы. Контроль

качества
выполненной

работы

Знать: способы соединения

деталей из тонколистового металла; способы защитной

и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия

Раздел VII. Электромонтажные работы. Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока.

8

20.7.1

Введение. Электрическая цепь и её элементы. Условные обозначения.

Комбинированный урок

2

Монтаж электрических цепей.

Источники питания, провода, электроарматура, лампочки.

Источники питания, провода, электроарматура, лампочки.

21.7.2

Разветвленная электрическая цепь.

Комбинированный урок

2

Монтаж электрических цепей.

Источники питания , проводники , электроарматура, лампочки.

Модель светофора.

22.7.3

Бытовые электрические светильники.

Комбинированный урок

2

Изучение лампового патрона и штепсельной вилки.

Бытовые  электрические светильники, лампа накаливания, ламповый патрон, штепсельная вилка, выключатель.

Панель для сборки электрических цепей. Инструкция по ТБ.

23.7.4

Устройство бытовых электронагревательных приборов.

       Ремонт  электротехнической  арматуры и проводов бытовых электроприборов.

Комбинированный урок

2

1.Изучение устройства бытовых электронагревательных приборов.

2.Устранение простейших неисправностей бытовой осветительной и нагревательной  электроарматуры.

Электротехнический инструмент, изолирующие материалы, проводники.

Бытовые электронагревательные приборы (электроплитка, чайник, кипятильник, кипятильник, утюг, камин ) нагревательные  элементы.


Раздел VIII. Культура дома.

4

24.8.1

Интерьер дома. Уход за домом

и одеждой.

Цели: овладение общетрудовыми

и специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего

хозяйства; воспитание аккуратности

Рассказ,
демонстрация, беседа,
практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Индивидуальная:

разработка проекта

интерьера
одной комнаты

Формирование социально-трудо-

вой, личностной и общекультурной компетентности учащихся.

Рассказать об интерьере жилых

помещений и их комфортности .

Перечислить санитарно-гигиени-ческие требования, предъявляемые к жилым помещениям .

Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учётом запросов и потребностей семьи

и санитарно-гигиенических требований .

Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами.

 Выбор и использование современных средств ухода за обувью.

1. Варианты планировки и интерьера квартиры.

2. Учебник.

3. Тесты.

4. Современная энциклопедия юного джентльмена

25.8.2

Здоровое питание. Гигиена.
Культура поведения в семье.

Цели: приобщение к нормам

и ценностям общества; овладение

правилами здорового образа жизни

Диалог, беседа, практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая

Рассказать о семейных и национальных праздниках, об обязанностях и привилегиях мужчин .

Проявлять заботу о членах семьи

и других людях .

Перечислить основные правила личной гигиены . Рассказать

о ценности продуктов .

Составить меню на один день,

с учётом времени года .



1. Учебник.

2. Современная энциклопедия юного джентльмена




Раздел IX. Творческая, проектная деятельность.

10

26.9.1

Творческий проект.

Цели: ознакомление с понятием творческого проекта, с этапами

его выполнения; развитие познавательных интересов

Беседа, создание продукта при помощи учителя

2

Имитационное моделирование

Индивидуальная.

Групповая

Формирование информационно-коммуникативной, личностной компетентности учащихся.

Перечислить основные этапы проектирования .

Сделать выбор и быть ответственным за произведённый выбор .

Проектирование полезных изделий из конструкционных материалов .

1. Учебник.

2. Плакат «Этапы выполнения проекта».

3. Тесты




27.9.2

Составление пояснительной

записки. Внешний вид изделия.

Описание и чертёж.

Цели: овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования

Беседа, создание продукта при помощи учителя

2

Имитационное моделирование

Индивидуальная.

Групповая

Набор и редактирование текста

с обоснованием проекта .

Составление инструкционно-технологической карты. Выполнение чертежей .

Вычленение главного, основного

в большом объёме материала . Получение навыков работы с информацией

1. Варианты проектов.

2. Чертежи различных деталей.

3. Учебник

28.9.3

Экономические расчёты.

Цели: выполнение экономического расчёта; развитие интеллектуальных способностей

Проблемное задание

2

Поисковое

Индивидуальная.

Групповая

Выполнение экономического

расчёта при помощи учителя .

Самостоятельное выполнение экономического расчёта.

Оценка затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг .

1. Пример экономического расчёта.

2. Учебник




29.9.4

Изготовление деталей изделия.

Цели: включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию продукта труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной проектной деятельности

Практикум

2

Имитационное моделирование

Индивидуальная

Выполнение практической работы

при помощи учителя .

Самостоятельная практическая

работа . Изготовление

изделий декоративно-прикладного

назначения с использованием

различных технологий обработки

материалов .


Инструменты, приспособления, станки



30.9.5

Защита проекта. Рекламный проспект изделия.

Цели: развитие коммуникативных

способностей; воспитание ответственности за результаты своей деятельности

2

Имитационное моделирование

Индивидуальная

Представить к защите оформленный проект .

Провести защиту проекта .

Рекламные
проспекты





        

Раздел X. Эстетика приусадебного участка. Весенний период. Растениеводство.

8

31.10.1

Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе с сельскохозяйственным

инвентарём.

Цели: овладение безопасными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками; приобщение к нормам и ценностям общества

Рассказ,
демонстрация, практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая

Становление и формирование

ценностно-смысловой компетенции учащихся.

Рассказать о т/б при работе с сельскохозяйственным инвентарем .

Соблюдать т/б при практической

работе .

Выполнять весенние практические

работы в саду .

1. Инструкции по т/б.

2. Школа и производство. –

1990. – № 6. –

С. 46



32.10.2

Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание.

Цели: овладение специальными

знаниями и умениями, различными

способами деятельности; воспита-

ние уважительного отношения к людям различных профессий

и результатам их труда

Рассказ,
демонстрация, практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая: 
решение

задач,

ситуаций

Перечислить приемы разметки

и планировки грядок .

Выполнять планировку грядок, разметку, перекапывание .

Календарь цветовода. – 1993. – С. 89





33.10.3

Особенности подготовки почвы

к высадке рассады цветочных

растений.

Цель: овладение различными

способами деятельности

Рассказ,
демонстрация, практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая

Рассказать об особенностях подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений .

Подготовить почву к высадке рассады, соблюдая правила т/б труда.

Книга юного

натуралиста. –

1982. – С. 28



34.10.4

Уход за растениями: рыхление почвы. Прореживание, прополка, полив.

Цели: овладение различными способами деятельности, выработка навыков работы с мотыгой

Беседа,
практикум

2

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Групповая

Перечислить правила ухода за растениями .

Рыхлить почву, прореживать, пропалывать, поливать .




Всего:

68

         



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план  (5 класс)

№ П/П


Тема раздела


Количество часов

1

Эстетика приусадебного участка. Осенний период. Растениеводство.

8

2

Информационные технологии.

2

3

Технология изготовления  изделий на основе  плоскостных деталей (Обработка  древесины).

14

4

Механизмы технологических машин.  Элементы машиноведения.

2

5

Технология изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки .

12

6

Электромонтажные работы. Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока.

8

7

Культура дома.

4

8

Творческая, проектная деятельность.

10

9

Эстетика приусадебного участка. Весенний период. Растениеводство.

8

10

Резерв времени

2

Итого

70



Предварительный просмотр:

Содержание программы учебного курса.

(5 класс)

Эстетика приусадебного участка. Растениеводство (16 ч.)

Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство.

Характеристика основных типов почв. Чтение почвенных карт. Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий. Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы.

Использование органических и минеральных удобрений, нетоксичных средств защиты растений от болезней и вредителей.

Организация технологического цикла производства продукции растениеводства: выбор и подготовка посевного и посадочного материала, подготовка почвы и внесение удобрений, посев и посадка, уход за посевами и посадками, защита растений от болезней и вредителей, сбор урожая.

Выращивание растений в защищенном грунте, выбор вида защищенного грунта, покрывных материалов. Выращивание растений рассадным способом.

Выбор способов хранения урожая. Подготовка хранилищ к закладке урожая. Поддержание микроклимата. Подготовка урожая к закладке на хранение. Способы уменьшения потерь продукции при хранении.

Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Развитие растениеводства в регионе. Правила безопасного труда в растениеводстве. Расчет себестоимости растениеводческой продукции и планируемого дохода. Оценка влияния агротехнологий на окружающую среду.

Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.

Профессии, связанные с выращиванием растений.

Информационные технологии. (2 ч.)

        Основные теоретические сведения.

Знакомство с тектовым и графическим редакторами, дать представление о работе ЭВМ. Правила оформления документов.

Технология изготовления  изделий на основе  плоскостных деталей (14 ч).

Основные теоретические сведения.

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства.  Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практические работы.

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов  по внешним признакам.

Чтение чертежа  плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных  деталей  по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и  наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная  отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда.

Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.

Механизмы технологических машин (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем.

Практические работы.

Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа «Конструктор-механик». Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.

Объекты труда.

Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских.

Технология изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (12ч).

Основные теоретические сведения.

Металлы; их основные свойства и область  применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об  изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка,  отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.

Практические работы.

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение  материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и  технологической карте:  правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная  отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Варианты объектов труда.

Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.

Электромонтажные работы . Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока (8 ч).

Основные теоретические сведения.

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практические работы.

Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях.

Варианты объектов труда.

Провода, электроустановочные изделия.

Основные теоретические сведения.

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.

Практические работы.

Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.

Варианты объектов труда.

Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств.

Культура дома  (4 ч).

Основные теоретические сведения.

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы.

Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.

Варианты объектов труда.

Мебель, верхняя одежда, обувь.

 Творческая, проектная деятельность (10ч.)

Основные теоретические сведения.

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).

Практические работы.

Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.

Варианты объектов труда.

Темы проектных работ даны в приложении к программе.

Приложение 1

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов.

Предметы обихода и интерьера, шахматы, головоломки, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т. п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок.

Технология создания изделий из металлов, пластмасс и поделочных материалов.

Весы, ручки для дверей, головоломки, блесны, инвентарь для  мангала, наборы для барбекю, коптильни, украшения, спортивные тренажеры, багажники для велосипедов, подставки для цветов, приборы для проведения физических экспериментов, макеты структур химических элементов, модели машин и механизмов.

Электротехнические работы.

Рациональное использование электричества, рациональное размещение электроприборов, подсветка классной доски, электрифицированные учебные стенды, электрические щупы для поиска обрыва цепи, указатели поворота для велосипеда, автономные фонари специального назначения, электротехнические и электронные устройства для автомобиля, игрушки с имитацией звуков, модели автомобилей или механизмов с электроприводом, антенны для удаленного приема радиосигналов, металлоискатель, электрозажигалка для газовой плиты.

Технологии ведения дома.

Уход за вещами, занятие спортом в квартире, выбор системы страхования, оформление помещений квартиры, произведения искусства в интерьере, декоративная отделка дверей, планирование ремонта комнаты, подбор материалов для ремонта квартиры, обустройство лоджии, учебные стенды: «Виды покрытия стен», «Виды половых покрытий», «Водоснабжение дома» и т. п.; реставрация мебели из ДСП. Обоснование предпринимательского проекта, создание бизнес-плана под выбранный товар.

Современное производство и профессиональное образование.

Выявление рейтинга профессий в регионе, разработка структуры предприятия определенного вида деятельности, слайд-фильм о своей будущей профессии, совмещение учебы и работы, «Школьная биржа труда», исчезающие профессии, новые профессии, сравнение возможных траекторий получения образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по технологии 5 класс Модифицированный вариант для неделимых классов по учебнику В.Д. Симоненко «Технология 5-8 классы»

   Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного пр...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 5

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 6

6 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 7

7 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 8

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...