«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"
статья по технологии по теме

Новикова Елена Николаевна

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).

Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время.

Рассказывается о результатах применения данного метода в учебной деятельности.

Представлена методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода.

Охарактеризованы виды кейсов по задачам, объёму и направлениям использования, их источники.

Проиллюстрированы  этапы создания кейса. Дана классификация  кейсов, используемых в учебном процессе по различным признакам.

Предложена  карта оценки преподавателем навыков работы учащихся  с кейс – заданиями.

Дан прогноз эффективности  деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике.

Показано преимущество метода case-study.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное казенное образовательное учреждение

                Барановская основная общеобразовательная школа

                     Камышинского района Волгоградской области

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием

модульно - кейсовой технологии обучения».

                                                                   

                                                           Учитель технологии

                                                           МКОУ Барановской ООШ

                                                           Новикова Елена Николаевна

                                                               

                                                     2012г

                                             

                                         

                                             Аннотация.

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).

Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время.

Рассказывается о результатах применения данного метода в учебной деятельности.

Представлена методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода.

Охарактеризованы виды кейсов по задачам, объёму и направлениям использования, их источники.

Проиллюстрированы  этапы создания кейса. Дана классификация  кейсов, используемых в учебном процессе по различным признакам.

Предложена  карта оценки преподавателем навыков работы учащихся  с кейс – заданиями.

Дан прогноз эффективности  деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике.

Показано преимущество метода case-study.

                                    

                                              Пояснительная записка.    

    Модернизация российского образования  требует поиска новых эффективных        форм и методов обучения. Теперь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и  научить: [6,7]

                     1 – учиться;

                     2 -  знать;

                     3 -  познавать;

                     4 -  делать;

                     5 -  жить;

                     6 -  быть Человеком.

      Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.

        При проведении занятий важную роль играет открытая познавательная позиция, которая предполагает особый тип отношения к познаваемым явлениям. В этом случае «индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, явления. 

    Чтобы сформировать открытую познавательную позицию у обучаемых,          учитель должен отобрать методы [1], способствующие:

- восприятию и осознанию ими различных взглядов на одно и то же явление;

- использованию множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления;

- созданию условий для обмена позициями и точками зрения в обсуждении;

- синтезированию в ходе обсуждения различных теоретических позиций и мнений относительно решения проблемы;

- появлению различных идей и неоднозначных суждений;

- использованию научной информации различного характера, которая интерпретирует явление, факт, действие с разнообразных точек зрения, сохраняя реалистичность научных позиций;

- «развернутости в будущее» - перспективному видению учащимися своей деятельности в разных социальных ситуациях и педагогических условиях; при этом обращается внимание на личностный выбор обучаемыми собственной позиции и возможностей планирования своей дальнейшей карьеры.

     Одним из таких методов является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике, технологии и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций case studies из жизни бизнеса. Первый сборник кейс - стади был выпущен там же в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода. К середине прошлого столетия метод кейс стади приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес-образовании. 
  В 20-е годы кейс-метод или «метод казусов» был известен и в нашей стране преподавателям экономических дисциплин, но потом долгое время не применялся.
 В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

  В последние годы в нашей стране происходит поиск новых эффективных методов обучения, связанных с развитием образования и требованиями к квалификации специалистов. Кейс-метод (case-study) считается одним из эффективных развивающих способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

   Практика решения бизнес-кейсов опять приходит в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. В связи с этим, зарождение кейс-движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов. В начале 2000-х годов в московских вузах создаются первые студенческие кейс-клубы. Во главе клубов стоят прогрессивные студенты экономических факультетов, стремящиеся поделиться своим зарубежным опытом со сверстниками.  Такую же идею поддерживают и развивают российские бизнесмены новой волны, создатели первой российской бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян, Роман Абрамович, Михаил Куснирович, и др. Московская школа управления Сколково воспитывает бизнес-лидеров, которые смогут применить свои профессиональные знания в условиях динамичных международных рынков. Именно здесь ведется работа по подготовке и написанию первых серий бизнес-кейсов по реальным материалам российских компаний.

  В Волгоградской области новатором внедрения проблемно – ситуативнго (кейсового) обучения в технологической подготовке учащихся является профессор Волгоградского государственного педагогического университета д.т.н. Каунов А.М.

    Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей, что обусловлено следующими тенденциями:

- ориентацией развития образования, как на получение конкретных знаний, так и на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков самостоятельного мышления, развитие способностей личности, умение перерабатывать имеющуюся информацию;

- повышением требований к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в различных условиях.  [1, 3-4]

     Существенную роль в учебном процессе играет использование кейсов для повышения профессионального уровня специалиста, что позволяет повысить интерес к специальным дисциплинам, способствует развитию научно-исследовательских и творческих навыков анализа ситуаций и принятия решений.

 Кейс представляет собой описание конкретной реальной  ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся  анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

         Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся (студентов) по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

        Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие “case” означает [3]:

1 -  описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения “case-study”;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся  для самостоятельной работы. 

        Под методом кейсов  понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

       Результатом применения метода являются не только знания, но инавыки профессиональной деятельности.  Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. [2]

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс  не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в  описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не  имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

        Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

     - индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса;

     - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

     - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

       Методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода представлены в таблицах 1 и 2 [1, 3].

Таблица 1

Фаза работы

Действие преподавателя

Действие обучающегося

До занятия

  1. Подбирает кейс.
  2. Подбирает основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.
  3. Разрабатывает сценарий занятия.
  1. Получает кейс и список рекомендованной литературы.
  2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия

  1. Организует предварительное обсуждение кейса.
  2. Делит группу на подгруппы.
  3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

  1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
  2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
  3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия

  1. Оценивает работу учащихся.
  2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

1.      Составляет письменный отчет    о занятии по данной теме.

     Таблица 2

Выдача домашнего задания  учащимся

Определение сроков выполнения задания

Ознакомление учащихся  с системой оценивания решения кейса

Определение технологической модели занятия

Проведение консультаций

Работа над ситуацией в аудитории

Вступительное слово преподавателя; постановка основных вопросов

При необходимости распределение учащихся  по малым группам (по 4-6 человек в каждой)

Организация работы учащихся  в малых группах, определение докладчиков

Организация презентации решений в малых группах

Организация общей дискуссии

Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации

Оценивание учащихся  преподавателем.

       Кейсы, как известно, бывают разные – большие и маленькие, сложные и простые, специализированные и не очень. Это дает нам возможность подобрать подходящий инструмент для самых разнообразных оценочных задач.
   Существует несколько типологий кейсов, основанных на различных признаках:
       1.По задачам:

*  Структурированный  кейс, в нем дается минимальное количество дополнительной информации. При работе с ним учащийся  должен применить определенную модель или формулу. Считается, что у задач этого типа существует оптимальное решение, и "полет фантазии" при их разборе может оказаться не вполне уместным.

*  «Маленькие наброски», содержащие, как правило, 1-10 страниц текста и одну-две страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, так что при их разборе учащийся  должен опираться еще и на собственные знания.

*  Большие неструктурированные  кейсы объемом до 50 страниц  и более - это, пожалуй, самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная. Самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать. Учащийся должен вовремя распознать такие подвохи и достойно справиться с ними. [2] Подобные кейсы, на мой взгляд, не уместны в средней школе.

*  Исследовательские кейсы, где студенты (учащиеся)  и преподаватели выступают в роли исследователей. Разбирая такие кейсы, требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания или практические навыки, но и предложить нечто новое.
«Кейс-ситуация»: дается описание проблемной ситуации и необходимая информация о предприятии, отрасли, персоналиях. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Выбор решения должен быть обоснован, должны быть просчитаны возможные последствия и выявлены возможные препятствия. [2]

 2.По объёму:
  Комплексные кейсы: «классика жанра». Они достаточно объемны (от 15 страниц), содержат много подробной информации, первичных данных, мнений, образцов документов, причем эта информация может быть избыточной и слабо структурированной. Обучающийся  должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима, каким образом ее анализировать, что определяет выбор решения. Кейс может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но в ряде случаев все предлагаемые решения не оптимальны, и единственный способ успешно решить кейс – это предложить свое решение.
 *  Мини-кейсы: практические ситуации, описывающие определенную проблему в краткой форме (1-4 страницы). Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение.  Этот тип кейсов позволяет сосредоточиться на главном, оценив именно те компетенции, без которых успешная работа  невозможна – поэтому мини-кейсы удобно использовать для отбора наиболее перспективных решений.  

     В российском технологическом и профессиональном образовании, на данный момент, можно столкнуться с такой  проблемой кейс метода - дефицитом времени. Поэтому в практике используются не столько классические кейсы, сколько мини-кейсы, которые рассматривают тот или иной аспект деятельности  в соответствии с изучаемой темой.

3.  По направлениям  использования кейсов:

1 – кейс обучение: открытая дискуссия (руководимая, свободная);

2 – опрос – презентация (индивидуальный, групповой);

3 – кейс – экзамен: с предварительной подготовкой, без предварительной подготовки.

                                           Источники кейсов.

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим образом:

- общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;

- образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;

- наука – третий источник кейса, как отражательного комплекса; она задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

- Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Кейс должен:

- быть написан интересно, простым и доходчивым языком ;

- отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;

- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

- соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

                                  Этапы создания кейсов

       Можно выделить следующие основные этапы создания кейсов.

        - Формулирование целей и задач кейса (определение  места кейса в структуре учебной дисциплины).

        - Определение проблемной  ситуации.

        - Сбор информации в институциональной системе.

        - Построение или выбор модели ситуации и проверка её соответствия  реальности.

        - Написание текста кейса.

        - Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса:

1) разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для   ведения дискуссии и презентации кейса,

2) описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

 Кейс должен содержать достаточный объем информации.

                           Кейсы, используемые в учебных целях.

Кейсы гарвардского типа. Это учебные задания, включающие описание деловой ситуации в виде текста, таблиц, статистических данных, графиков, рисунков и т.п. В них никогда не содержится формулировка проблемы, а только описание ее симптомов. Учащиеся сами должны сформулировать проблему, проанализировать различные варианты ее решения и предложить наиболее подходящий в качестве рекомендации, обосновав свой выбор.

Кейс-истории. Учебные кейс-истории служат для наглядного представления той или иной проблемы. Они содержат формулировку проблемы. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов по содержанию кейса и вариантам решения представленной в нем проблемы. Эти варианты решения могут быть даже представлены в самом кейсе, тогда учащимся предлагается выбрать наиболее подходящий для ситуации вариант и обосновать свой выбор. Объем таких кейсов историй обычно от 1-2 до 5-6 страниц.

 Мини кейсы. Эта форма письменного контроля знаний предполагает реакцию учащихся на предложенную им и кратко описанную деловую ситуацию. Учащиеся должны увязать ситуацию с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения этой темы или раздела  поведение действующих лиц ситуации, а также сформулировать выводы или дать рекомендации. Обычно объем мини кейса в пределах 1-2 абзацев.

Проблемные ситуации и кейсы, используемые в учебных целях, можно классифицировать  по различным признакам  (табл.3): [2]

Классификация ситуаций

Таблица 3.

Основание классификации

Разновидности ситуаций

Соответствие реальной жизни

  1. Реальные ситуации
  2. Условные ситуации

Соответствие норме

  1. Нормальные ситуации
  2. Девиантные ситуации
  3. Экстремальные ситуации

Соответствие социальному времени

  1. Прошлые ситуации
  2. Настоящие (актуальные) ситуации
  3. Будущие ситуации

Сложность

  1. Простые ситуации
  2. Сложные ситуации
  3. Сверхсложные ситуации

Характер развития ситуации

  1. Детерминированные ситуации
  2. Вероятностно-стохастические ситуации

Степень новизны

  1. Известные ситуации
  2. Подобные ситуации
  3. Неизвестные ситуации

Возможность контроля

  1. Контролируемые ситуации
  2. Неконтролируемые ситуации

Возможность действия

  1. Благоприятные ситуации
  2. Вынужденные ситуации
  3. Критические ситуации
  4. Безвыходные и безысходные ситуации

   По типу методической части

  1. Вопросный кейс
  2. Кейс - тест
  3. Кейс-задание
  4.  Карта оценки преподавателем навыков работы учащихся  с кейс – заданиями может быть представлена следующим образом [5]:                                                                                                         Таблица 4.

                   

                             Навыки

                 Ф.И. учащегося

Иванов

Петров

Сидоров

Фёдоров

Выделение и формулирование главной мысли (идеи)

Составление планов различных видов

Описание фактов, явлений, событий, деталей

Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами

Логика изложения

Анализ данных

Критическое мышление

Навык определения и разработки проблемы

Выступление перед аудиторией

Составление конспекта темы, отчета

Составление рецензии

Проводить работу исследовательского характера

 

Владение различными способами само и взаимоконтроля

Вести полемику, участвовать в дискуссии

Решать проблемные учебные задачи

Осуществлять мыслительный эксперимент и др.

 После выполнения того или иного задания следует отмечать состояние навыка у учащихся определенным цветом. Например, для заполнения карты можно воспользоваться следующими символами:

К (красный) – устойчивое владение навыком;  Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично;  С (синий) – навык практически не сформирован.

В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.

     Единой, стандартизированной схемы не существует.

Представляется, что в российских программах подготовки целесообразно выделять на разбор конкретных ситуаций в среднем 25—30% учебного времени.

В последнее время всё более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения учащихся, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Обучающиеся  получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать их и принести экзаменатору отчёт с ответами на поставленные в нём вопросы. Можно предложить обучаемым кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в    ограниченные временные рамки.

    Педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав обучающегося.

Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:

- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;

- принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании их партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего учащемуся ориентироваться в мире научной информации;

- принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя, реализующего метод case-study, от преподавателя, использующего классические методы обучения;

- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт - метод case-study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество учащихся, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.

- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у обучающихся навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней. [5]

Несомненным достоинством кейс-метода является развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения. Метод ситуационного обучения позволяет преодолеть сухость изложения материала: намного интереснее связать его с жизненной ситуацией, чем говорить прописные истины.

                 

                                           

                                           Литература

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании:       Коллективная монография /  под ред. Проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.
  2. Каунов, А.М. Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании: Учебное пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2010. – 292 с.
  3. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения  (case-study). – www.casemethod.ru.
  4. Комисарова, Н.Н. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Реферативный обзор/ Н.Н.  Комисарова, М. : 2005, Изд. Уч.-метод. Управл. Фин. Акад. при  Прав. РФ, - 35 с.
  5.  Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения./ А. Долгоруков - www.vshu.ru
  6. Каунов, А.М. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству: Учеб. пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2007. – 205 с.
  7. Каунов, А.М. Деловая личность – ориентир для учителя технологии и предпринимательства //  Школа и производство, № 3, М., 1996, - с. 12-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения

  Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии  развивающего  обучения»  является актуальным и перспект...

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла

Презентация к проведению педагогического совета  "Активизация  самостоятельно-познавательной деятельности  учащихся на уроках социально-гуманитарного  цикла. В презентации...

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...