урок-игра "Звездный час "
материал (технология, 8 класс) по теме

Закрепление знаний учащихся по основам художественного оформления одежды, основам материаловедения, конструирования и технологии обработки ткани

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-соревнование 8 класс.

Разработал учитель технологии МБОУ СОШ №19  Ефимова Наталья Петровна

Игра «Звездный час»

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по основам художественного оформления одежды, основам материаловедения, конструирования и технологии обработки ткани. Осознать  устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

   Научиться слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым   изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий  служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий   диалог)); уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном   решении проблемы (задачи).

                План игры

  1. Уровень.   Знакомство. «Ты, мне - я, тебе»                                      (играют до 3 - 5 очков)

       Участник  команды задает вопрос другому участнику из противоположной команды.            За верный ответ -1 очко.

  1. Уровень.   «Разминка»                                                       (по 3-7 вопросов каждой команде)
  2. Уровень.   «Ретро - вопрос» от зрителя               (по 3 вопроса зрителей каждой команде)
  3. Уровень.  «Загадочный шар» на шаре графическое изображение машинных швов.
  4. Уровень.  «Кроссворд» Командам предстоит разгадать кроссворды с ключевым словом, указывающим термин ВТО.
  5. Уровень.   «Спринт» Ведущий в течение одной минуты вопросы, требующие быстрого     ответа.
  6. Уровень.    Заключительное слово учителя.

                                                         Ход подготовки

В игре принимают участие  две команды по 6 человек.

Ведущим может быть ученик или учитель.

 Класс соответственно оформлен: поуровневая лестница успеха, эмблема интеллектуальной игры, сооружается игровое поле, где размещаются участники игры.

Возможно использование ИКТ на разных этапах игры.

По желанию из зрителей выбирается владелец «Загадочных шаров»  для участия в 4 уровне.

Подготавливается цифровое перекидное табло для каждой команды – очки-звезды.

За две недели до начала игры на доске крепится домашнее задание для повторения отдельных тем из блоков по изучению программы «Технология обработки ткани».

Приглашаются зрители из учеников других классов, учителя, родители.

Игру можно провести в дополнительное время, после уроков, добавив музыкальные паузы с  выступлением  учеников.

                                                          Ход игры

-Сегодня на  нашем уроке присутствуют две команды, желающие показать свои знания по пройденным разделам программы «Обработка ткани», показать себя достойными мастерицами.

-Итак, встречайте! Команда «Золушки» - 8а класс и команда «Умницы-Разумницы » - 8б класс. Перед началом игры разыгрывается право первого хода. Командам предлагается загадка. Та команда, которая отгадает, начинает играть первой.

Загадка: «Однажды в очень далекие времена финикийские купцы везли по Средизем-ному моря груз добытой природной соды в Африке. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Что это было и что стали изготовлять из него для отделки изделий, применять в вышивке, носить просто как украшение?»

Ответ: это было стекло, стеклоделие возникло почти 6 тыс. лет назад. В то время появились стеклянные бусы самых разнообразных форм и размеров. Позднее стали изготовлять бисер. Его название происходит от арабского слова «бусра» - стеклярус «фальшивый жемчуг».

  1. Уровень.   Знакомство. «Ты, мне - я, тебе»                                     

Участник команды задает вопрос другому участнику из противоположной команды.

За верный ответ – 1 очко – 1 звезду.

Зрители тоже могут принять участие на этом уровне и принести звезду команде, за которую болеют.

Примерный перечень вопросов и ответов:

1. В чем выражаются основные черты моды?

а. Смена или изменение форм;

б. потребность человека в постоянном обновлении;

в. продолжительность существования.

2. Как происходит продолжение моды?

а. Мода зарождается сама по себе;

б. принимается миллионами масс людей;

в. происходит угасание моды.

3. Назовите основные группы стилей. По стилевому решению одежду можно разделить на 3 основные группы:

а.  Классический

б. Спортивный

в. стиль «Фантази»

4. Что выражают вертикальные линии в одежде?

Ответ: они выражают строгость, лаконичность, способствуют зрительному удлинению фигуры.

5.Что выражают горизонтальные линии в одежде?

Ответ: способствуют зрительному уменьшению фигуры по вертикали  и создают ощущение полноты.

6. Какие линии в одежде являются косыми и наклонными и что придают овальные линии в одежде?

Ответ: косые или наклонные линии – линии подрезов, кокеток, драпировок. Овальные линии придают женственность, они полнят зрительно фигуру человека.

  1. Что выражают линии угла и ломаные линии, зигзагообразные линии.

Ответ: линии угла в изделии – углы воротников, лацканов, кокеток, карманов, вырез горловины и т.д. ломаные и зигзагообразные не имеют конкретной конфигурации и обладают иллюзией разбивать целостность фигуры.

  1. Уровень.   «Разминка»   

По 6 вопросов каждой команде. Вопросы должны быть такими, чтобы участники отвечали не задумываясь, долгое время.

  1. Этот предмет служит для снятия мерок с фигуры.

Ответ: сантиметр.

  1. Этот предмет имитирует фигуру человека.                                                                      Ответ: манекен.
  2. Его применяют для проталкивания иглы в ткань и надевают на средний палец.

Ответ: наперсток. 

  1. Его применяют для обводки лекал при раскрое деталей, для нанесения различных линий и знаков.

Ответ: портновский мел.

  1. Детали изделия, вырезанные из картона или бумаги.

Ответ: лекало.

  1. Уменьшение толщины шва и края деталей.

Ответ: приутюживание.

  1. Соотношение всех цветов в расцветке тканей.

Ответ: колорит.

  1. Способность ткани отображать падающий свет.

Ответ: блеск.

  1. Способность ткани впитывать влагу.            

Ответ: намокаемость.

  1. Способность ткани изменять свою влажность в зависимости от окружающей среды.

Ответ: гигроскопичность.

  1. Свойство ткани сохранять тепло, выделяемое телом человека.

Ответ: теплозащитность.

  1. Обработка ткани горячим паром или водой для закрепления их структуры и увеличения плотности.

Ответ: декатировка.

 3.   Уровень.   «Ретро - вопрос» от зрителя              

По 3 вопроса каждой команде от зрителя:

  1. Вид декоративно-прикладного искусства, воссоздание целого полотна из кусочков тканей, собранных в геометрический рисунок (орнамент)

Ответ: печвок.

  1. Простегивание двух полотен ткани, между которыми расположен утеплитель (ватин, паралон, синтепон), мелкими стежками по контуру орнамента.

Ответ: килтинг (от англ. «стеганое одеяло»)

  1. Модное название портного, художника-модельера.

Ответь: Кутюрье.

  1. Смысловой перевод слов: щеголь, франт, денди.

Ответ: модный человек.

  1. Конец 19 в. начало 20 в.. Стиль модерн характеризует стремительное изменение форм платья от легкого полуприлегающего к тяжелому и плотному с пышными рукавами с подкладными подушечками, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса. Как назывались эти подкладные подушечки?

Ответ: турнюры.

  1. В 16 в. образцом для подражания начинает служить испанский костюм. Мягкость силуэта исчезает, формы одежды создаются за счет возможных средств. Так, короткие штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой; женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Удобством эта одежда не отличалась. Для данного стиля характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда плотно облегала талию и рукава, воротники в основном стоячие высокие, обнажаются шея и руки. Определите стиль одежды.

Ответ: ренессанс.

4. Уровень.  «Загадочный шар» 

На этом уровне каждый участник команды, вынимая шар из мешка или коробки, должен определить графическое изображение машинных швов. При этом, один участник может стать обладателем счастливого случая. «Обладателю» вручается приз.

5.  Уровень.  «Кроссворд» 

Командам предстоит разгадать кроссворды с ключевым словом, указывающим термин ВТО. Ключевое слово прочтите по горизонтали.

                                             1 команда.

По вертикали:

  1. Удлинение края детали для получения вогнутой или выпуклой формы (линии)
  2. Ряд повторяющихся стежков.
  3. Место втачивания рукава.
  4. Соединение двух или нескольких деталей, приблизительно равных по величине.
  5. Лекало, по которому раскраивают изделие.
  6. Основная деталь изделия.
  7. Деталь  изделия, которая втачивается в пройму.
  8. Материал, из которого шьют одежду.
  9. Инструмент, предохраняющий средний палец от прокола иглы.
  10. Инструмент, предназначенный для раскроя материала.

                                      2 команда.

  1. Ведущий российский модельер.
  2. Соединение деталей прямыми стежками.
  3. Инструмент, предназначенный для отутюживания изделия.
  4. Вид демисезонной обуви.
  5. Поясное изделие.
  6. Плечевое изделие без рукавов.
  7. Устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.
  8. Бывает ручная и машинная (вид отделки изделия).
  9. Неопределенное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в одежде и остальных компонентах костюма.
  10. Определяется при измерении обхвата бедер с учетом выступа живота и указывается в размерных признаках.
  11. В переводе с французского «тень» - внешнее очертание фигуры.

                                     Для 1 команды

   

1

2

3

4

5

6

7

             11

с

т

а

р

       10

р

ч

в

у

8

9

н

а

и

ы

с

к

т

о

з

с

в

к

п

а

к

ж

м

о

т

п

а

р

и

в

а

н

и

е

т

р

р

н

о

н

н

а

ц

р

т

о

о

и

й

к

ь

п

ы

я

ч

й

е

к

а

е

г

к

м

а

р

и

а

а

с

в

т

а

о

н

к

и

е

   

1

2

3

4

5

6

7

             11

       10

8

9


                                                     

                                                 для 2  команды             

1

2

с

м

е

3   4  5   6

7

9   10

т

м

п

11

ы

с

8

о

о

в

т

д

л

с

з

а

у

т

ю

ж

и

в

а

н

и

е

а

н

т

у

б

и

л

ы

о

л

й

и

ю

ф

к

л

ь

ш

т

у

ц

е

г

л

а

е

и

а

э

е

и

т

в

т

в

к

а

1

2

3   4  5   6

7

9   10

11

с

8

т

Если во время игры одна из команд завершает работу раньше, угадав ключевое слово, получает дополнительное очко.

 6  Уровень.   «Спринт»

Начинает игру проигравшая команда. Ведущий в течении 1 минуты задает вопросы, требующие быстрого ответа.

-  наука, изучающая природу цвета               (цветоведение);

  - усадка ткани с помощью утюга                    (декатировка);

  - расстояние от среза детали до строчки        (ширина шва);

  - закрепление подогнутого края детали сметочными стежками временного назначения                                                                                 (заметывание);

  - блестящие затертые пятна на изделии            (ласы);

  - поясные изделия                                                (юбка, брюки, шорты);

  - тонко скрученная пряжа                                   (нитка);

  - отрезная притачивающая деталь в спинке и полочке                  (кокетка);

  - наука о материалах, их строение и свойствах                              (материаловедение);

  - отделочная деталь, которую собирают по краю параллельными строчками       (рюша);

  - русский головной убор 19 века                         (кокошник, кичка);

  -  длина изделия до щиколоток                            (макси);

  - длинный кусок ткани, которым женщины Индии обертывают корпус фигуры   (сари);

  - однобортный пиджак с шелковыми лацканами                                                 (смокинг);

  - детали изделий вырезанные из бумаги, картона, кальки, целлофана                 (лекало); 

  - перечислите натуральные волокна                                       (хлопок, лен, шелк, шерсть);

  - что определяет конструкцию платья                (покрой);

  - нитки для вышивания                                          (мулине);

  - головной убор, выкроенный по кругу              (берет);

  - длина тела человека                                            (рост);

  - длина изделия до середины бедер                     (мини);

  - одежда свободных греков, состоящая из прямоугольного куска ткани              (хитон);

  - основные детали изделия                                   (спинка, полочка, рукав);

  - из чего изготавливались первые швейные иглы                                  (из рыбьих костей);

  - верхняя русская одежда начала 20 века            (кафтан, армяк, охабень, ферязь);

  - приспособление, имитирующее фигуру человека                                              (манекен);

  - одежда, принадлежащая одному человеку        (гардероб);

  - заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити                   (игла);

  - нижняя мужская и женская одежда в древней Греции                                        (туника);

  -  предметом  обводят лекала и наносят различные линии, знаки        (портновский мел);

  - длина изделия до середины голени                     (миди);

  - уменьшение толщены края детали                      (приутюживание);

  - название металлической нити                              (люрекс).

Подводится итог игры.

Объявляется результат игры. Набравшая команда больше звезд считается победителем.

Под общее ликование присутствующие команды награждаются.

Звездный час настал, и выигравшая команда может выступить с пожеланиями, поздравле-ниями,  добрыми словами. Звезды можно использовать в виде бонусов.

Заключительное слово учителя. Логин (Natalya_efimova)  пароль  (purpka8)